ФГОУ ВПО «Уральский государственный
университет физической культуры
Челябинский колледж физической культуры ФГОУ ВПО «УралГУФК»
Курсовая работа
«Методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста»
Выполнил:
студент 31 группы
заочного отделения
Е.А. Поздняков
Научный руководитель:
П.И. Костенко
Челябинск 2016
План:
Стр.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования………………......5
1.1. Особенности обучения движениям детей…………………….…….5
1.2. Особенности возрастного развития физических качеств……….…7
1.3. Организация и содержание физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста……………………………...………10
1.4. Методика развития скоростных способностей у младших
школьников на уроке физической культуры…………………..…..12
1.5. Средства и методы развития быстроты…………………………….15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...17
Глава 2. Задачи и методы организации исследования………………….…18
2.1. Задачи исследования……………………………………………...…18
2.2. Методы исследования……………………………………………….19
2.3. Организация исследования………………………………………….21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...…22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………...23
3.1. Анализ результатов тестирования учащихся………………….…..23
Выводы по 3 главе………………………………………….…………………..28
Заключение…………………………………………………..............................29
Список литературы……………………………………………........................31
Введение
Актуальность. Развитие физических качеств – это одна из важных сторон физического воспитания младших школьников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.
Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время весьма актуально изучение особенностей воспитания двигательных качеств младших школьников, так как в этом возрасте все функциональные системы организма наиболее пластичны и обладают значительными резервными возможностями. В целом актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности.
Цель исследования. Изучить особенности развития скоростных способностей у младших школьников.
Объект исследования. Образовательный процесс по физической культуре на базе МОУ СОШ №68.
Предмет исследования. Процесс развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера позволит повысить уровень скоростных способностей учащихся младших классов.
Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, педагогическое наблюдение на уроке физической культуры, тестирование.
Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования
1.1. Особенности обучения движениям детей
Обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках проявления элементарных двигательных актов. И.В. Шаповаленко отмечает, что с первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Дети школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к неожиданно возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения [10].
В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет нервная высшая деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития.
Скорость научения ребенка новым движениям зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям.
В процессе индивидуального развития у детей наблюдаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды).
Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет. В период от 8 до 12 лет, могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции.
Только к 7-8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. Причем 10-11-летние дети в этом отношении даже превосходят 12-14- летних подростков.
1.2. Особенности возрастного развития физических качеств
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов.
Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста. П.Н. Казаков считает, что возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений [3].
В.П. Филин подчеркивает, что в занятиях с детьми быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Одним из основных средств является использование простейших скоростных упражнений бегового характера. Так же эффективными средствами воспитания быстроты у младших школьников являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения [5].
В.С. Кузнецов и Г.А. Колодницкий приводят в пример развития скоростно-силовых способностей несколько упражнений [2]:
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции:
1. По сигналу быстрый переход от бега спиной вперед к стартовому рывку лицом вперед.
2. Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м.
Упражнения для развития стартовой скорости:
1. Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного
разгона 8-10 метров) на время.
2. «Бег на одной ноге». 10, 14, 20 метров.
3. Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров
медленного бега.
В.П. Филин считает, что эффективность подготовки младших школьников во многом зависит от умелого использования должных норм, характеризующих уровень требований, выполнение которых обязательно для успешного достижения планируемого спортивного результата [7].
Показатели быстроты у девочек и мальчиков не различаются в дошкольном возрасте, но в младшем школьном возрасте становится лучше у мальчиков. С 5-летнего до 10-летнего возраста время реакции сокращается у мальчиков.
С 6-7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4-5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6-7 лет нарастает скорость одиночных движений пальцев.
Максимальный темп движений постепенно растет в дошкольном и младшем школьном возрасте, увеличиваясь за этот период в 1,5-2 раза. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.
Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, которые в основном определяют скоростные возможности двигательного действия, а так же время двигательной реакции.
Исследования, особенно проведенные в последние 10-летия, дает все больше оснований считать, что, по крайней мере, некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движения).
Первые сенситивные периоды, особенно благоприятные для эффективного воздействия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся, по большинству имеющихся данных, на 7 и 11 лет. С 11 до 15 лет некоторые показатели быстроты развиваются, но в меньшей степени. После 13 лет мальчики начинают опережать девочек в показателях быстроты целостного двигательного действия (бег, плавание).
Средства и методы воспитания быстроты простых двигательных реакций. Элементарной основой методики воспитания быстроты является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал – упражнений «на быстроту реагирования».
Например, эстафеты, старты из разных исходных положений под команду преподавателя. В.П. Филин и Н.А. Фомин выделяют основной метод воспитания быстроты движений у занимающихся – это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера [6].
Наряду с комплексным используются и другие методы воспитания скоростных способностей, выявленные Ж.К. Холодовым [9]:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
1.3. Организация и содержание физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста
Особенности обучения двигательным действиям
В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.
На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений нужно органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.
Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
Приобретаемые качества должны быть «гибкими», «вариативными», поддающимися изменениям. Особое место отводится методам, позволяющим варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Специальные формы речевого воздействия учителя: звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи – сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.
Особенности развития физических качеств
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям.
Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики.
При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).
Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах.
1.4. Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества [3].
Методику воспитания скоростных способностей у младших школьников Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов условно делят на две части [9]:
1)воспитание быстроты двигательной реакции;
2) воспитание быстроты движений.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов полагают, что сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации [9].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделяют, что внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
В.П. Байков приводит пример своей структуры урока, уделяя большое внимание беговым упражнениям [1]:
· физические упражнения с предметами и спортивным инвентарем;
· медленный бег;
· физические упражнения с предметами, настольный теннис, шахматы,
шашки (по желанию);
· «трусца»;
· физические упражнения с предметами, лазание по канату,
подтягивания на перекладине;
· ходьба и бег;
· отдых, итоги.
Так же В.П. Байков выделяет особенность проведения урока по методу «круговой тренировки»: использование мест занятий каждым учеником с продвижением по кругу через каждую минуту после упражнения [1].
В.И. Горшков предлагает своё занятие на развитие физических качеств. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя раскладывают соответствующее оборудование и инвентарь. В карточке-задании приведены упражнения на развитие физических качеств и обозначены разными цветами. Выполнив упражнение правильно, учащийся берет из ящика кубик соответствующего цвета и складывает их один за другим на линии построения [3].
Г.Ю. Фокин приводит в пример подвижную игру «Салки», направленную на развитие быстроты. Так же Г.Ю. Фокин предлагает игру «Вызов номеров». Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м. и рассчитываются по порядку. Учитель громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к стойке, обегают ее и возвращаются на свои места. Команда, чей игрок первым пересечет финишную линию, проведенную в четырех шагах перед колоннами, получает выигрышное очко [8].
П.Н. Казаков считает, что выполнение игровых упражнений заставляет младших школьников проявлять максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия [3].
1.5. Средства и методы развития быстроты
Средства развития быстроты
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы [9].
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей.
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей.
3. Упражнения сопряженного воздействия.
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения [9].
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:
1. Упражнения, которые используются для развития быстроты реакции.
2. Упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м).
3. Упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Методы развития быстроты
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
a) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
b) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов подчеркивают, что специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений [9].
Выводы по 1 главе
Изучена научно-методическая литература по теме «Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры». Выявлено, что в возрастном периоде 7-10 лет происходят кардинальные изменения в физиологии человека, а конкретно, в опорно-двигательном аппарате и центральной нервной системе, но и другие системы тоже подвергаются изменениям. Много изменений происходит и в психологии ребёнка. Всё это в совокупности является сенситивным периодом для развития скоростных способностей.
Основными средствами развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Основным методом являются повторный, игровой и соревновательный.
Методику развития скоростных способностей условно делят на воспитание быстроты двигательной реакции и движений. Формы воспитания скоростных способностей делят на элементарную и комплексную. Основными видами контроля воспитания скоростных способностей у младших школьников являются тесты. Оценка должна иметь два критерия: должна быть справедливой и должна приводить к практически полезным результатам.
Глава 2. Задачи и методы организации исследования
2.1. Задачи исследования
Исходя из актуальности, практической значимости проблемы проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы, касающейся особенности повышения уровня скоростных способностей и физической подготовленности младших школьников по данным специальной литературы и передовой практики;
2. Подобрать упражнения, развивающие быстроту сложной двигательной реакции, с целью их применения для развития быстроты движений у младших школьников;
3. Определить эффективность развития быстроты в условиях педагогического эксперимента.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить опыт применения скоростно-силовых упражнений в практике физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Анализировались данные литературных источников по исследуемому вопросу.
Анализу и обобщению была подвергнута специальная научно-методическая литература и документальные материалы, по рассмотренным в представленной работе вопросам.
2. Анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
Проводился анализ передового и личного опыта работы, педагогические наблюдения. Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определить предпосылки и задачи исследования и на этой основе разработать программу педагогического эксперимента.
3. Педагогические наблюдения на уроках физической культуры.
Наблюдения проводились с целью:
· выявления более эффективных специальных упражнений для развития быстроты;
· применения в дальнейшем данных упражнений на уроках физической культуры.
4. Тестирование.
Цель – определить изменения показателей быстроты движений по сравнению с началом эксперимента, и после применения целенаправленных скоростно-силовых упражнений.
Об эффективности экспериментального содержания и методики судили по уровню и темпам прироста показателей скоростно-силовых способностей и быстроты сложной двигательной реакции, а также по результатам, полученных в ходе двукратного тестирования в начале и в конце эксперимента.
2.3. Организация исследования
Были проведены контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей учащихся. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №68. В исследовании принимали участие учащиеся 4-ых классов. Тестирование проводилось в 2015-2016 учебном году, по 4 контрольным упражнениям: 30м., челночный бег 3х10м., прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой (30 сек.) по комплексной программе физического воспитания В.И. Лях [4].
Тестирование двигательных способностей проводилось в стандартных условиях. Каждому ребенку предоставлялась пробная и две последующие попытки. Им предшествовала специальная разминка. При 2-х попытках в обработку включался лучший результат. Далее осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Выводы по 2 главе
Проводилась экспериментальная работа для определения уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. В исследовании, проводимом на базе МОУ СОШ №68, принимали участие учащиеся 4-ых классов.
Для оценки уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы разнообразные методы исследовании (изучение и анализ научно-методической литературы; анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста; педагогическое наблюдение на уроке физической культуры; тестирование), а также 4 вида контрольных упражнений (30м., челночный бег 3х10м., прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой (30 сек.)).
Экспериментальное содержание выбранной методики позволит максимально точно проследить изменения в уровне и темпе развития показателей скоростных способностей и быстроты сложной двигательной реакции у детей младшего школьного возраста.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Анализ результатов тестирования учащихся
Выбор тестов физической подготовленности учащихся 4 класса диктовался требованиями оценить основные двигательные качества ребенка – быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов «Челночный бег», выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В основном все дети сдали эти нормативы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали учащиеся по сдаче прыжка в длину с места, в беге на 30 м., прыжки со скакалкой.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Показатели физической подготовленности учащихся 4 класса в 2015-2016 учебном году (на начало года)
Таблица 1.
№ п/п |
Ф.И. |
Мед. группа |
Прыжки со скакал. (30 сек.) |
Бег 30 м. (сек.) |
Прыжок в длину с места (см.) |
Челночный бег 3х10 (сек.) |
||||
Начало года |
Показатель |
Начало года |
Показатель |
Начало года |
Показатель |
|||||
1 |
Анна А. |
осн. |
10 |
н |
6.1 |
с |
120 |
н |
9,6 |
с |
2 |
Рината Л. |
осн. |
14 |
н |
7.0 |
н |
110 |
н |
10.4 |
н |
3 |
Олег А. |
подг. |
12 |
н |
6.2 |
с |
122 |
н |
9.8 |
н |
4 |
Алибек А. |
осн. |
15 |
н |
6.8 |
н |
142 |
с |
8.5 |
в |
5 |
Дмитрий Б. |
осн. |
36 |
с |
5.3 |
в/с |
174 |
с |
7.7 |
в |
6 |
Константин Б. |
подг. |
42 |
в |
5.5 |
в/с |
158 |
с |
8.6 |
в |
7 |
Ярослав Б. |
осн. |
8 |
н |
6.6 |
н |
181 |
с |
9.9 |
н |
8 |
Денис В. |
осн. |
37 |
в |
5.6 |
с |
153 |
с |
8.2 |
в |
9 |
Алина Д. |
осн. |
18 |
н |
5.6 |
с |
142 |
с |
8.4 |
в |
10 |
Елена Д. |
осн. |
26 |
с |
6.3 |
с |
147 |
с |
8.5 |
в |
11 |
Арсений Е. |
осн. |
20 |
н |
5.3 |
в/с |
155 |
с |
8.4 |
в |
12 |
Татьяна Е. |
осн. |
44 |
в |
6.2 |
с |
147 |
с |
9.5 |
с |
13 |
Анна З. |
осн. |
15 |
н |
7.2 |
н |
112 |
н |
10.4 |
н |
14 |
Екатерина И. |
осн. |
52 |
в |
5.8 |
с |
170 |
в |
8.8 |
в |
15 |
Сергей К. |
осн. |
19 |
н |
6.0 |
с |
141 |
с |
9.9 |
н |
16 |
Карина К. |
осн. |
50 |
в |
5.2 |
в |
160 |
с |
8.9 |
в |
17 |
Илья М. |
осн. |
11 |
н |
5.6 |
с |
158 |
с |
8.6 |
в |
18 |
Дмитрий А. |
осн. |
25 |
с |
6.2 |
с |
118 |
н |
10.1 |
н |
19 |
Максим М. |
осн. |
41 |
в |
6.5 |
с |
181 |
с |
7.7 |
в |
20 |
Владимир М. |
осн. |
53 |
в |
5.4 |
в/с |
162 |
с |
8.3 |
в |
21 |
Мария С. |
осн. |
33 |
с |
5.8 |
с |
132 |
н |
9.0 |
в |
22 |
Ринат Н. |
осн. |
15 |
н |
5.2 |
в/с |
160 |
с |
9.3 |
с |
23 |
Анна Н. |
осн. |
44 |
в |
6.4 |
с |
140 |
с |
9.6 |
с |
24 |
Елена П. |
осн. |
30 |
с |
6.8 |
н |
120 |
н |
10.9 |
н |
25 |
Семен Р. |
осн. |
62 |
в |
5.5 |
с |
165 |
с |
9.0 |
в |
26 |
Алиса Ч. |
осн. |
6 |
н |
6.7 |
н |
137 |
н |
9.2 |
с |
27 |
Алена Р. |
осн. |
57 |
в |
5.1 |
в |
157 |
в/ с |
8.8 |
в |
28 |
Леонид К. |
осн. |
56 |
в |
5.0 |
в |
145 |
с |
9.2 |
с |
29 |
Лилия С. |
осн. |
34 |
с |
5.5 |
с |
161 |
в/с |
9.0 |
в |
Условные обозначения:
В – высокий уровень выполнения упражнения;
В/С – уровень выполнения упражнения выше среднего;
С – средний уровень выполнения упражнения;
Н – низкий уровень выполнения упражнения.
Количество учащихся – 29 человек, нормативы сдавали – 29 человек, из них 7 человек показали высокий уровень, 15 человек – средний уровень, 7 человек – низкий уровень (октябрь 2015 г.).
На протяжении всего учебного года большое внимание уделялось развитию физических качеств учащихся, в том числе и скоростно-силовым способностям.
При развитии быстроты движений у детей предпочтение отдавалось естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Подвижные и спортивные игры имели явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Использовались разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. Также были использованы упражнения «Вызов номеров», «Бег на месте», продиктованные необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение «Челночный бег», способствовало развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволило использовать их без большой предварительной подготовки.
Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяются упражнения на развитие скоростных качеств, а также игра, т.к. различные органы и система ребенка формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей с усилием его мотивационной сферы. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Показатели физической подготовленности учащихся 4 класса в 2015-2016 учебном году (на конец года)
Таблица 2.
№ п/п |
Ф.И. |
Мед. группа |
Прыжки со скакал. (30 сек.) |
Бег 30 м. (сек.) |
Прыжок в длину с места (см.) |
Челночный бег 3х10 (сек.) |
||||
Начало года |
Показатель |
Начало года |
Показатель |
Начало года |
Показатель |
|||||
1 |
Анна А. |
осн. |
15 |
н |
5.8 |
с |
140 |
с |
9.8 |
с |
2 |
Рината Л. |
осн. |
16 |
с |
6.7 |
н |
115 |
н |
10.3 |
н |
3 |
Олег А. |
подг. |
25 |
с |
6.9 |
н |
127 |
н |
9.9 |
н |
4 |
Алибек А. |
осн. |
18 |
н |
6.0 |
с |
152 |
с |
8.9 |
с |
5 |
Дмитрий Б. |
осн. |
38 |
с |
5.5 |
в |
160 |
в |
7.7 |
в |
6 |
Константин Б. |
подг. |
40 |
в |
5.7 |
с |
170 |
в |
8.6 |
в |
7 |
Ярослав Б. |
осн. |
18 |
н |
5.4 |
в |
172 |
в |
9.0 |
с |
8 |
Денис В. |
осн. |
40 |
в |
5.2 |
в |
151 |
с |
8.2 |
в |
9 |
Алина Д. |
осн. |
21 |
н |
5.2 |
в |
170 |
в |
8.4 |
в |
10 |
Елена Д. |
осн. |
39 |
с |
5.8 |
с |
165 |
в |
8.7 |
в |
11 |
Арсений Е. |
осн. |
31 |
с |
5.4 |
с |
170 |
в |
8.3 |
в |
12 |
Татьяна Е. |
осн. |
46 |
в |
6.0 |
с |
155 |
с |
9.0 |
с |
13 |
Анна З. |
осн. |
16 |
н |
7.0 |
н |
125 |
н |
10.0 |
с |
14 |
Екатерина И. |
осн. |
50 |
в |
5.8 |
с |
170 |
в |
8.9 |
в |
15 |
Сергей К. |
осн. |
31 |
с |
6.0 |
с |
150 |
с |
8.8 |
с |
16 |
Карина К. |
осн. |
48 |
в |
5.4 |
в |
171 |
в |
9.0 |
в |
17 |
Илья М. |
осн. |
18 |
н |
5.5 |
в |
161 |
в |
8.5 |
в |
18 |
Дмитрий А. |
осн. |
33 |
с |
6.6 |
н |
140 |
с |
9.3 |
с |
19 |
Максим М. |
осн. |
42 |
в |
5.6 |
с |
180 |
в |
8.0 |
в |
20 |
Владимир М. |
осн. |
52 |
в |
5.8 |
с |
160 |
в |
8.3 |
в |
21 |
Мария С. |
осн. |
43 |
в |
5.4 |
в |
150 |
с |
9.0 |
с |
22 |
Ринат Н. |
осн. |
22 |
н |
5.9 |
с |
162 |
с |
8.4 |
в |
23 |
Анна Н. |
осн. |
45 |
в |
5.6 |
с |
150 |
с |
9.0 |
в |
24 |
Елена П. |
осн. |
30 |
с |
6.4 |
с |
122 |
н |
10.0 |
с |
25 |
Семен Р. |
осн. |
62 |
в |
5.4 |
в |
175 |
в |
9.0 |
в |
26 |
Алиса Ч. |
осн. |
16 |
н |
6.6 |
н |
140 |
с |
9.8 |
с |
27 |
Алена Р. |
осн. |
56 |
в |
5.8 |
с |
170 |
в |
8.8 |
в |
28 |
Леонид К. |
осн. |
52 |
в |
5.2 |
в |
145 |
с |
8.6 |
в |
29 |
Лилия С. |
осн. |
41 |
в |
5.3 |
в |
164 |
с |
8.5 |
в |
Условные обозначения:
В – высокий уровень выполнения упражнения;
В/С – уровень выполнения упражнения выше среднего;
С – средний уровень выполнения упражнения;
Н – низкий уровень выполнения упражнения.
Количество учащихся – 29 человек, нормативы сдавали – 29 человек, из них 11 человек показали высокий уровень, 14 человек – средний уровень, 4 человека – низкий уровень (январь 2016 г.).
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину с места позволил отнести результаты учащихся к более высокому уровню. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег). Хорошие результаты показали учащиеся в беге на 30 м., и прыжках со скакалкой.
Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоорганизации.
Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций. Они являются важными для целевого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростно-силовые упражнения и включены в программы физической подготовки.
Результаты тестирования на начало и конец года
(прыжки со скакалкой, прыжок в длину с места)
Результаты тестирования на начало и конец года
(бег 30 м., челночный бег 3х10 м.)
Выводы по 3 главе
Развитие скоростных способностей учащихся на протяжении всего учебного года путем использования разнообразного комплекса упражнений, позволило получить следующие результаты: прирост за время исследования скоростных способностей по результатам дальности прыжка в длину с места позволил отнести результаты учащихся к более высокому уровню. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег). Хорошие результаты показали учащиеся в беге на 30 м. и прыжках со скакалкой.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости уделять большое внимание развитию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Кроме этого, использование на уроках подвижных и спортивных игр, а также разнообразных упражнений, требующих быстрых кратковременных перемещений и локальных движений, частоты движений руками и ногами, быстроты целостного двигательного действия и координации движения – хороший способ формирования у ребенка предпосылок для овладения в будущем рядом профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов.
Все это свидетельствует об эффективности работы по развитию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Заключение
Изучение современных подходов к организации физического воспитания младших школьников, направленных на повышение уровня физической подготовленности позволило определить пути решения данной проблемы, а так же по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения. С целью быстрого комплексного улучшения показателей основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовой подготовки, а также общей выносливости.
2. Для развития скоростных качеств, использовать упражнения в быстром и медленном беге. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие с заданным темпом. Упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер. Таким образом мы пришли к выводу, что способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в быстром и медленном беге, подвижных играх для того чтобы дети в дальнейшем овладели, разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают, что физическое воспитание с использованием упражнений направленных на скоростно-силовую выносливость, а также использование подвижных игр способствуют более высокому росту физических способностей, а частности такого физического качества как быстрота.
Список литературы
1. Байков В.П. А Бегать ты умеешь? // «Физкультура в школе». – 2006. – №6. – с 39.
2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Кузнецов А.В. Баскетбол: развитие скоростных способностей // «Физкультура в школе». – 2008. – №2. – с. 59.
3. Казакова П.Н. Футбол. Учебник [для институтов физической культуры] / М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1978 – 256 с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Пособие для учителя] / М.: Изд-во «АСТ». 2009 – 272 с.
5. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1974 – 232 с.
6. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1980 – 256 с.
7. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры / В.П. Филин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1987 – 129 с.
8. Фокин Г.Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе // «Физкультура в школе». – 2000. – №4. – с 14-16.
9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Изд-во «Академия». 2003 – 480 с.
10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М. Изд-во «Гардарики». 2007 – 352 с.