«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Исторический факультет
Реферат на тему:
«Методика организации и проведения итоговой аттестации учащихся в форме экзамена».
Выполнили: Иф,гр. Ииг-109 Залётова Н.
Иг-109 Колосова А.
Научный руководитель: Лапшин В.К.
Владимир
2012
Содержание
Введение. 3
1.Понятие аттестации. 4
2. Сроки и порядок проведения аттестации. 9
3.Методика организации аттестации учащихся в форме экзамена. 12
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 19
Введение
Итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Аттестация в форме экзамена позволяет не только унифицировать саму аттестацию, но и дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы.
Целью данной работы является: характеристика методов организации и проведения итоговой аттестации учащихся в форме экзамена.
Задачи:
1) рассмотреть структуру проведения экзамена а также условия сдачи экзамена;
2) представить современные виды итоговой аттестации.
Актуальность темы состоит в ознакомлении с современными стандартами проведения итоговых экзаменов.
Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ, Департамента образования области.
В ходе экзамена у учащихся проверяетсяуровень владения познавательными умениями, предусмотренными действующим образовательным стандартом. Проверке подлежат следующие компоненты исторической подготовки школьников:
1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.
2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.
3. Работа с источниками:
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь)
3.2. Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)
4. Объяснение, анализ исторических событий.
Для того, чтобы экзамен прошел успешно, необходимо знать методику организации и проведения итоговой аттестации учащихся в форме экзамена.
1.Понятие аттестации
Аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).
Виды аттестации: итоговая, завершающая, промежуточная, тематическая, текущая.
Итоговая аттестация - это оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования - основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования - для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием по результатам проверки (проверок). Проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов.
Завершающая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся всего объёма содержания учебной дисциплины, предмета в целом после завершения их изучения по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем (группой преподавателей).
Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).
Тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - государственная (итоговая) аттестация).
Государственная (итоговая) аттестация завершает освоение указанных образовательных программ в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию.
Формы и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. № 362 «Об утверждении положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» и приказом Министерства образования РФ от 3 декабря 1999 г. № 1075 «Об утверждении положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений» (далее – Приказ № 362 и Приказ №1075 соответственно). Следует отметить, что Приказ № 1075 применяется на настоящий момент только в отношении итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования.
Формы государственной (итоговой) аттестации
Действующим законодательством предусматривается несколько форм государственной (итоговой) аттестации:
• Для контроля освоения программ основного общего образования государственная (итоговая) аттестация проводится в форме устных и письменных экзаменов.
• Освоение программ среднего (полного) общего образования завершается единым государственным экзаменом.
• Государственная (итоговая) аттестация в форме государственного выпускного экзамена проводится для отдельных категорий обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится по завершении учебного года в виде письменных и устных экзаменов.
Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования Российской Федерации, устных экзаменов - общеобразовательное учреждение.
Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ЕГЭ проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования.
В дополнение к Закону РФ «Об образовании» Приказом № 362 более подробно регламентирован порядок ЕГЭ.
Экзамены по другим общеобразовательным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов.
Государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам (за исключением иностранных языков), проводится на русском языке.
Государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ проводится для выпускников образовательных учреждений, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, а также для лиц, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к государственной (итоговой) аттестации.
ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов; государственный выпускной экзамен проводится письменно и (или) устно с использованием экзаменационных материалов различных видов (текстов, тем, заданий и др.), разрабатываемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.
Обеспечение субъектов РФ контрольными измерительными материалами для проведения ЕГЭ по всем включенным в государственную (итоговую) аттестацию общеобразовательным предметам, а также текстами (темами, заданиями и др.) по русскому языку и математике, сборниками текстов и заданий для экзаменов по другим общеобразовательным предметам для проведения государственного выпускного экзамена организует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
2. Сроки и порядок проведения аттестации
Итоговая аттестация проводится согласно Положению об итоговой аттестации в сроки, определяемые департаментом образования области или управлением образования администрации города.
Завершающая аттестация проводится либо в форме экзамена по окончанию изучения предмета, дисциплины в переводных классах по решению педагогического совета школы, либо путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании промежуточных аттестаций. Если предмет, дисциплина изучались в течение одного учебного периода, то завершающая аттестация эквивалентна промежуточной, может быть итоговой.
Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми школой. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Если промежуточная аттестация завершается переводным экзаменом по предмету, дисциплине, то по окончанию экзамена. Вопрос о необходимости проведения переводных экзаменов, перечень классов, предметов, дисциплин, формах и сроках решается на заседании педагогического совета школы в марте текущего учебного года. В случае принятия решения о проведении переводных экзаменов создаются экзаменационные комиссии, составляются экзаменационные материалы, которые утверждаются на заседании методического объединения и сдаются заместителю директора по учебно- воспитательной работе до 15 мая текущего учебного года. Билеты, перечень вопросов для собеседования при проведении устных экзаменов, темы рефератов составляются учителем (группой учителей). Сдача экзамена в виде защиты реферата разрешается обучающимся по предмету, в изучении которого они показывают глубокие знания и занимались исследованием какой - либо проблемы в процессе его изучения. Содержание экзаменационного материала определяется программой, примерными билетами, публикуемыми в информационных изданиях министерства образования. Экзаменационные материалы анализируются и утверждаются на заседаниях методических объединений. Порядок проведения экзаменов такой же, как и при итоговой аттестации. Критерии оценки определяются нормативными документами.
Тематическая аттестация осуществляется преподавателем на основании текущей аттестации, оценки (оценок) полученных обучающимся при проверке усвоения всей темы по окончанию её изучения (если таковая проводилась).
Государственная (итоговая) аттестация начинается не ранее 25 мая текущего года.
Расписание экзаменов государственной (итоговой) аттестации должно быть составлено таким образом, чтобы интервал между ними для каждого выпускника составлял, как правило, не менее двух дней (за исключением экзаменов, проводимых в дополнительные сроки).
Для организации и проведения государственной (итоговой) аттестации ежегодно создаются экзаменационные, предметные и конфликтные комиссии.
Экзаменационные и (или) предметные комиссии осуществляют организацию, проведение и утверждение результатов государственной (итоговой) аттестации, подготовку экзаменационных материалов, прием устных экзаменов и (или) проверку письменных экзаменационных работ выпускников.
Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ выпускников и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении государственной (итоговой) аттестации.
Порядок проведения ЕГЭ и порядок проведения государственного выпускного экзамена для различных категорий выпускников, в том числе порядок работы и функции экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий в зависимости от формы проведения государственной (итоговой) аттестации, определяются Министерством образования и науки Российской Федерации .
При проведении государственной (итоговой) аттестации должна быть предусмотрена возможность подачи выпускником апелляции в конфликтную комиссию, создаваемую в установленном порядке, и ознакомления выпускника при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой.
Выпускник вправе подать апелляцию как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами.
При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету, либо ранее проверявшими экзаменационную работу выпускника, подавшего апелляцию.
3.Методика организации аттестации учащихся в форме экзамена
Разрабатываемые экзаменационные материалы должны отражать содержание проверяемых теоретических знаний и практических умений по предмету.
Экзаменационные материалы составляются на основе действующей учебной программы по предмету и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы, заверяются председателем методического объединения.
Перечень вопросов и практических заданий по разделам, темам, выносимым на итоговый экзамен, разрабатывается ведущим преподавателем дисциплины.
Вопросы и практические задания носят равноценный характер.
Формулировки вопросов четкие, краткие, понятные, исключающие двойное толкование. Отбирается наглядный, справочный и нормативный материал, разработанный к использованию на экзамене.
К началу экзамена по дисциплине должны быть подготовлены следующие документы:
1. экзаменационные билеты, которые оформляются на отдельных бланках, рассматриваются на заседаниях методических комиссий и утверждаются заместителем директора по УПР;
2. наглядные пособия;
3. справочники;
4. нормативные документы;
5. протокол выпускного экзамена;
6. сведения об успеваемости учащихся.
Председатель экзаменационной комиссии отвечает за правильное ведение протокола экзамена, объективное выставление отметок, выполнение инструкции об экзаменах.
Председатель экзаменационной комиссии обязан:
1.Перед началом экзамена
- за 1 час до начала экзамена проверить наличие экзаменационного материала (списки учащихся, билеты, номера к билетам, протокол, бумагу, классный журнал и т.д.);
- проверить готовность помещения к проведению экзамена;
- за 15 минут до начала экзамена проверить явку всех членов комиссии и напомнить им порядок проведения экзамена, требования к выставлению отметок и обязанности членов экзаменационной комиссии;
- проверить явку учащихся на экзамен, в случае неявки учащегося через классного руководителя выяснить причину его отсутствия.
2. В ходе проведения экзамена
- ведет экзамен согласно инструкции;
- распределяет обязанности между членами комиссии;
- устанавливает перерыв для членов экзаменационной комиссии;
- предоставляет слово для задания вопросов отвечающим учащимся;
- ведет тетрадь для отзывов и замечаний, выявленных в ходе экзамена.
3. После проведения экзамена
- руководит обсуждением отметок учащимся;
- объявляет учащимся результаты экзамена и итоговую отметку;
- сдает все материалы по проведению экзамена директору школы в соответствии с инструкцией об экзаменах.
Преподаватель, ведущий экзамен, отвечает за оборудование отведенного для экзамена помещения, готовность всех необходимых документов и учебных пособий.
Преподаватель, ведущий экзамен, обязан:
1. Перед началом экзамена
- изучить инструкцию о проведении экзаменов и руководствоваться ею в период подготовки и проведения экзамена;
- проверить готовность всех необходимых документов и учебных пособий для проведения экзаменов и оборудовать отведенное помещение для экзаменов;
- на устных предметах преподаватель должен иметь на руках следующие документы:
а) ведомость успеваемости учащихся, составленную классным руководителем , с проставленными в ней отметками по всем предметам и годовыми оценками;
б) бланки протокола экзамена;
в) наглядные пособия, необходимые по содержанию билетов;
г) списки учащихся;
д) бумагу со штампом школы;
е) запасные ручки.
2. В ходе проведения экзамена
- экзамены начинать только в присутствии председателя и ассистентов;
- во время проведения экзаменов создавать деловую, спокойную обстановку для учащихся;
- оценивать знания экзаменуемого сразу же после его ответа;
- проводить устные экзамены не более 6 часов.
После проведения экзамена
- согласовать отметки, поставить их в протокол и с подписями ассистентов сдать председателю экзаменационной комиссии. В случае несогласованности в оценке знаний учащихся между членами экзаменационной комиссии окончательное решение принимает директор школы.
Ассистентами при проведении экзамена назначаются преподаватели, ведущие данный предмет или смежные дисциплины из одной образовательной области.
Преподаватель, назначенный ассистентом, отвечает за объективное выставление отметок и выполнение инструкции об экзаменах. До начала экзаменов он обязан посетить уроки преподавателей тех групп, в которые назначен ассистентом.
Ассистент обязан:
1. Перед началом экзамена
- изучить инструкцию о проведении экзаменов и руководствоваться ею в период подготовки и проведения экзамена;
- ознакомится с программой, ее выполнением, качеством знаний учащихся, нормами оценок знаний по данному предмету;
- вместе с экзаменующим преподавателем подготовить все необходимое для успешного проведения экзамена;
- явиться за 30 минут до начала экзамена;
- за 10 минут до начала экзамена провести линейку с учащимися, сверить по списку, отвести их в кабинет, где будет проходить экзамен;
- доложить об отсутствии учащихся председателю комиссии.
2. В ходе проведения экзамена
- присутствовать на экзамене в течении всего времени опроса учащихся;
- оценивать устные ответы учащихся, задавать им дополнительные вопросы.
- следить за соблюдением экзаменующим преподавателем инструкции об экзаменах;
- при нарушении инструкции указать на это преподавателю, проводящему экзамен;
- подписать протокол экзамена и письменные рецензии преподавателей;
- заполнять протокол экзамена;
- вести запись своих наблюдений за ходом экзамена в тетради и сообщать их преподавателю и администрации школы.
3. После проведения экзамена
- участвует в обсуждении отметок учащихся;
- оформляет и сдает все материалы по проведению экзамена председателю экзаменационной комиссии.
Классный руководитель при подготовке к экзаменам отвечает за разъяснение учащимся задачи экзаменов. В целях обеспечения успешной подготовки и сдачи учащимися экзаменов он обязан:
1. При подготовке к экзаменам- следить за ходом повторения, опросом учащихся по всем предметам путем посещения уроков, бесед с преподавателями и учащимися, просмотра классных журналов и бесед с родителями;
- взять под особое наблюдение работу неуспевающих учащихся и учащихся с неустойчивыми знаниями, оказать помощь преподавателю по организации для них индивидуальных занятий;
- ознакомить учащихся и их родителей с правилами и порядком подготовки и проведения экзаменов;
- помочь преподавателям своей группы в деле ознакомления учащихся с программой повторения и с экзаменационными билетами;
- обеспечить каждому учащемуся возможность иметь учебники и разрешить пользоваться наглядными пособиями и приборами кабинета при подготовке к экзаменам;
- подготовить списки учащихся;
- оформить кабинет к экзаменам (вынести лишнюю мебель, подготовить стол для экзаменаторов и рабочие места учащихся);
2. Во время экзаменов
- в дни экзаменов следить за тем, чтобы учащиеся приходили в установленное время, имели опрятный внешний вид;
- поддерживать постоянную связь с преподавателями и ассистентами, проводящими экзамены;
- обеспечивать явку учащихся на экзамены.
3. После проведения экзаменов
- по окончании экзаменов собрать сведения с окончательными итоговыми отметками учащихся группы по данному предмету;
- заполнить сводную ведомость успеваемости учащихся по результатам экзаменов в классном журнале;
- составить сводную ведомость итоговых отметок, выставляемых в
диплом по предметам;
- внести все данные в личные дела учащихся;
- составить характеристику на каждого учащегося.
Для сдачи экзамена учащиеся должны явиться в школу за полчаса до начала экзамена.
Учащиеся могут пройти в кабинеты для сдачи экзамена только в сопровождении экзаменующего учителя, учителя-ассистента или председателя экзаменационной комиссии.
Опоздавшие на экзамен учащиеся должны получить допуск к экзамену у заместителя директора школы.
Учащиеся, не явившиеся на экзамен из-за болезни или по иной другой уважительной причине, могут сдавать экзамен в сроки, определенные для переэкзаменовок.
На подготовку ответа по взятому билету отводится не более 60 минут.
В случае нарушения дисциплины и порядка проведения экзаменов учащиеся могут быть удалены с экзамена или им может быть снижена экзаменационная оценка.
Результаты устного экзамена сообщаются после окончания устного экзамена.
Ход и итоги протоколируются, протоколы экзаменов хранятся в школе в течение пяти лет.
Учащиеся, не согласные с оценкой, выставленной экзаменационной комиссией, имеют право подать апелляцию на имя директора школы не позднее одного дня со времени ознакомления с результатами работы.
Заключение
С учетом перспектив внедрения новой формы итоговой аттестации, всем учителям истории необходимо представлять себе ее особенности, условия проведения, структуру экзаменационной работы, типологию контрольных заданий и специфику их выполнения. Этой информацией должны владеть не только учителя, работающие в выпускных классах, но и педагоги, которые учат детей в VI-VIII классах, поскольку аттестация представляет собой итог обучения за весь курс основной школы. Уверенная ориентация педагога в содержании экзаменационной работы и условиях ее проведения является важной составляющей подготовки детей к итоговой аттестации.
Очевидно, что подготовку к государственной итоговой аттестации не стоит превращать в самоцель учебного процесса в основной школе. Тем не менее, экзаменующиеся должны иметь четкое представление о структуре экзаменационной работы, порядке ее выполнения, типах заданий.
Необходимо осознание педагогами того факта, что результаты итоговой аттестации являются следствием всего процесса обучения истории в школе. Оно должно быть максимально эффективно организовано во всех классах. Принципиально важно определить, базируясь на нормативных документах, какие цели и задачи учитель планирует достичь на каждом этапе обучения, и как достигнутые результаты будут использованы в дальнейшем.
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования // Российская газета, 2009, № 15
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075 «Об утверждении положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» //Российская газета, 2000, № 129; 2001, № 80-81; 2002, № 134; 2003, № 25; 2009, № 15).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2002 №1306 «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена // Российская газета от 17 мая 2002 г., №86 (2954).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 №57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена //Российская газета», 2009, № 55; 2010, № 176.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03,2009 № 70 «Об утверждении порядка проведения государственного выпускного экзамена» //Российская газета, 2009, № 73; 2010, № 103.
6. Шамова Т., Подчалимова Г., Худин А., Ильина И. Как школе подготовиться к единому государственному экзамену //Народное образование. - 2004. - № 2. С. 53-64.
7. Шудегов В.Е. О едином государственном экзамене //Высшее образование сегодня. - 2006. - № 3. - С. 24-27.