МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
![]() |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»
Институт издательского дела и журналистики
Кафедра русского языка и стилистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ:
Метатезы в детской речиСтудент: Мазеина К.А.
ИИДиЖ, группа ДКидБ-2-1
Руководитель: Векшин Г.В.
Москва
2016
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Генезис явления метатезиса. 5
1.1. Вступительное слово. 5
1.2. Причины детской метатезы 5
Глава 2.Практический анализ метатез. 9
2.1. Структура метатезы. Ее особенности. 9
2.2. Фонетические признаки звуков, участвующих в метатезах. 12
2.3. Сравнение метатез в речи ребенка и поэтической речи. 14
Заключение. 17
Библиографический список. 18
Приложение № 1. Примеры детских слов с метатезами. 19
Приложение № 2. Качественные признаки согласных, участвующих в перестановке 22
Приложение № 3. Особенности возникновения метатез 23
ВведениеВнимание всех людей, которые прислушиваются к речи детей, привлекает так называемый метатезис, представляющий собой перестановку, перемещение звуков или слогов в слове с сохранением их количества. Механизм метатезиса не вполне ясен. Важно понять, почему метатезису подвержены определенные слова. Дети часто называют молоток – молотоком, петушок — пешутком, при этом один и тот же ребенок может в один и тот же день произнести слово и верно, и с перестановкой слогов. В данной курсовой работе мы рассмотрим явление метатезиса в детской речи.
Генезис явлений метатезиса в детской речи является одной из проблем психолингвистики. Явление это в лингвистических кругах известно, но мало изучено. Изучение специальной литературы показало, что работы, посвященные описанию и объяснению причин, сущности метатезиса, немногочисленны. При написании курсовой работы я опиралась на результаты исследований следующих авторов: доклад Г.В. Векшина «Метатезис в детской речи и строение звукового повтора», статья П.Т.Тюрина «Метатезис в детской речи» и диссертация Побидько З.В. «Явление метатезы в системе лексико-фонетической вариантности слова».
В курсовой работе проводится анализ метатез, возникающих в детской речи. Целью данного исследования является изучение особенностей проявления метатезиса в речи ребенка.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
1. Анализ выдвигаемых исследователями причин появления метатез в речи;
2. Сбор и формирование базы данных с примерами метатез в детской речи;
3. Анализ полученных данных по следующим направлениям:
· сущность метатезы, ее структура, основные виды, особенности и возможные ограничительные «рамки» перестановок;
· классификация метатез по фонетическим признакам, ритмической структуре;
· выдвижение предположений о возможных благоприятных условиях появления метатезы;
4. Анализ появления метатез в речи ребенка и поэтической речи
5. Подведение общих итогов работы.
Объект исследования – изменение порядка звуков или слогов в слове при сохранении их количества.
Предметом исследования – возможная взаимосвязь между закономерно проявляющимися речевыми ошибками, оговорками в речи и работой сознания и мышления человека.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
В первой главе анализируются причины возникновения метатез, предлагаемые другими исследователями, выдвигаются новые предположения.
Во второй главе анализируется сущность, структура, виды и особенности метатез в детской речи на основе созданной базы примеров. Проводится анализ метатез в поэтической речи.
Приложение включает в себя картотеку примеров детских слов с перестановками, схематично представленную классификацию метатез, статистические данные о характеристиках согласных, участвующих в перестановке и сводную таблицу, отражающую найденные особенности/закономерности метатез.
Глава 1. Генезис явления метатезиса
1.1. Вступительное слово
Понятие метатезиса определяют как взаимное перемещение, перестановку звуков или слогов в слове (например, леберина – балерина, кепуч – кетчуп, гебемот – бегемот, ласатка - лошадка и т.п.). Метатезы довольно часто встречаются в разговорной речи, в социальных диалектах, просторечиях, каламбурах и детской речи.
Механизм метатезы лежит в области психофизиологии. На этом фоне установлена связь с явлением оговорки, т.е. в речи явление метатезы описывается в системе речевых ошибок.
Рассмотрим самые часто называемые причины появления метатез в детской речи.
1.2. Причины детской метатезы
Причина возникновения метатезы многоярусна, и одним из важнейших факторов ее появления является смысл, сближающий «новые» слова с уже знакомыми и содержательно понятными. Происходит трансформация слов с целью придания звучащему слову смысла.
Для детской речи это особенно важно, так как ребенок, познавая новые слова, прежде всего, пытается определить его содержательный элемент, который, по его мнению, обязательно должен быть связан с формой слова, его звучанием. «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательный образ и смысл»[1].
Подобное стремление ребенка может обуславливать появление некоторых метатез:
Творушка - Ватрушка
Вонитаз – Унитаз
Щекелечек – Кошелечек
Мазелин – Вазелин
Распадушка – Раскладушка
В приведенных примерах причина возникновения метатезы многоярусна, и одним из важнейших факторов ее появления является смысл, сближающий «новые» слова с уже знакомыми и содержательно понятными.
В создании перестановок определенную роль играют мнемические процессы. Ребенок легче запоминает «ближние» звуки, те, которые произносились последними. Также лучше запоминаются первые слоги и сильные ударные слоги в слове. Ребенок быстрее запоминает то, что называлось первым, последним или то, на чем акцентировалось внимание.
Основную причину нарушения линейной организации слова усматривают или в том, что у ребенка недостаточно развита артикуляционная система, или в том, что фонематический слух не сформировался.
Анализ полученных данных показывает, что объяснения, которые видят причины происхождения перестановок в несовершенствах фонематического слуха и артикуляционной системы ребенка, могут быть признаны приемлемыми лишь в отношении некоторых простейших типов перестановок. Например:
1. Перестановка рядом расположенных фонем:
Кляска – клякса
Фрутки – фрукты
Васка – вакса
Чедрак – чердак
Орважки – овражки
Перстановки типа орважки, кляска могут быть обусловлены тем, что ребенку проще произнести сочетания ск, вр, сл, зн, чем, соответственно, кс, нз, лс, рв.
2. Перестановка отстоящих друг от друга фонем:
Леберина – балерина
Падуретка – табуретка
Самарутка – мясорубка
3. Перестановка слогов слова:
Скоровода – сковорода
Мотолок – молоток
Гари – Рига
Постепенно ребенок овладевает основными формами языка, что, в свою очередь, дает ему возможность образовывать по аналогии новые слова, сходные с усвоенными. Особенно ярко сказывается эта деятельность ребенка в образованиях от известных ему корней, и в этой работе ребенок так часто расходится с требованиями, предъявляемыми языку взрослых.
Наблюдение за явлением метатезиса позволяет понять, что артикуляционные способности – не тот фактор, который обуславливает возникновение перестановок в слове. Появление метатезы характерно для того возраста, когда ребенок в состоянии произносить все звуки, и воспроизведение их не составляет большой трудности. Более того, пожалуй, самым ярким примером, отсекающим артикуляционные способности как причину метатез, становится тот факт, что перестановки слогов и звуков – явление, характерное не только для детской речи, но и для речи взрослого человека.
Неразвитость фонематического слуха ребенка тоже не может стать достаточным основанием для появления метатез. «Различение на слух тонких акустических признаков, на основе которых осуществляется противопоставление речевых звуков, наступает уже в самом начале овладения произношением. Слуховой анализатор ребенка к этому периоду уже готов к дифференцированию почти всех звуков»[2]. Ранее уже было отмечено, что метатеза, как правило, возникает в речи ребенка, когда он уже свободно «конструирует» слова, используя конфигурации с любой последовательностью звуков.
«Тот факт, что перестановки в речи ребенка появляются еще долго после того, как он овладел произношением любой последовательности звуков, побуждает искать причины их появления в особенностях перцептивной и мыслительной деятельности ребенка»[3].
Глава 2. Практический анализ метатезВ данной главе мы рассмотрим конкретные примеры детских слов, содержащих метатезу, с позиции фонетики русского языка. Анализируя детские слова с перестановками, можно выйти на определенные закономерности возникновения метатез. Фонетические признаки звуков не являются основной причиной появления перестановок в речи, однако они могут создавать благоприятную основу, повышающую возможность возникновения метатезы.
Для анализа будут использованы слова, составившие картотеку данной работы (см. приложение № 1). Слова представлены в классификации, созданной Г.В. Векшиным, в основе которой лежит критерий положения метатезы относительно слова; перестановки, возникающие в абсолютном начале слова, были отнесены к инициальной метафонии, возникающие в середине или конце слова – к медиальной метафонии. Эти два основных блока имеют внутреннее деление: слова распределяются по группам в зависимости от структуры метатезы (см. приложение № 2). Такой подход оказался очень удачным для работы – логично построенная классификация позволила не только структурировать материал для удобного использования, но и отразила важнейшие характеристики тех или иных видов метатез.
2.1. Структура метатезы и ее особенности.
Считается, что начало и конец слова несут большую информационную нагрузку, чем другие его части, что это – своеобразные опорные точки, наиболее значимые для понимания смысла слова, его значения.
В своем докладе[4] Г.В. Векшин пишет о том, что метатеза происходит в потенциальном слоге – гласный удерживает около себя несколько согласных, вместе эти три звука (иногда – 4) образуют ту саму ячейку, звено, которое становится первым шагом для создания слова. Наблюдения и анализ собранных данных позволяет предположить, что за пределами одного потенциального слога метатеза невозможна, т.е. ребенок не поменяет местами первый и последний звук слова, скорее, он выберет несколько согласных, объединенных общим сильным центром – гласным. То есть потенциальный слог становится своего рода ограничительной рамкой метатезы, за пределами которой перестановка не совершается.
«Реализуемая речь в своей основе – это последовательность сменяющих друг друга ударных и безударных слогов, образующих непрерывную цепь, сплошную ткань, которая держится на остриях гласных – вообще и, в первую очередь, ударных»[5]. Основываясь на этом положении, логично было бы предположить, что метатеза будет затрагивать сегменты, не содержащие ударного гласного, так как именно он становится опорой не только для своего звена – потенциального слога, но, по сути, и для всего слова. Подсчеты показали, что это предположение верно:
в инициальной метафонии оказалось всего 2 примера, содержащих метатезу с ударным гласным:
Тирг – тигр,
Боск – бокс
В приведенных примерах у ребенка просто не было выбора – в слове всего один гласный, он соответственно, и является ударным.
В медиальной же метафонии тоже нашлись два подобных примера:
Квелер – клевер
Абруз – арбуз
Метатеза имеет тенденцию возникать в сегменте, содержащем безударный гласный. Это может означать то, что ребенок тонко чувствует рельеф слова, его ритмическую структуру и бережно хранит этот словесный каркас, не пытаясь его изменить. Подтверждением является еще и тот факт, что большая часть перестановок происходит с сохранением сегментно – слоговой структуры слова, на фоне полной эквиритмии.
Изменения же рельефа слова, как правило, тоже объяснимы:
Пасиля - спасибо
Сакаватор – экскаватор
Ретичка – сестричка
Леписин – апельсин
Лесипед – велосипед
Пиечетие – чаепитие
Ребенок, изменяя структуру сегмента слова, избавляется от непривычных сочетаний. С помощью метатезы он создает форму индоевропейского корня, для которого характерна последовательность согласный-гласный (в классификации обозначено как СГС), что еще раз красноречиво указывает и на уникальность и универсальность метатез, возникновение которых явно связано с особенностями человеческого сознания.
2.2. Фонетические признаки звуков, участвующих в метатезахАнализируя детские слова с точки зрения различных аспектов, так или иначе связанных с фонетикой, я пришла к выводу о том, что было бы правильно и, наверное, логично обратиться к качественным характеристикам согласных звуков, участвующих в перестановке, - по твердости/мягкости и глухости/звонкости.
Полученные результаты указывают на то, что этот анализ был полезен для исследования.
В инициальной метафонии из 37 примеров (2 примера слоговой перестановки в расчет не брались) в 30 переставляемые согласные совпадали по твердости/мягкости. Причем абсолютное большинство согласных, участвовавших в метатезе, являлись именно твердыми (23 – совпали по твердости и всего лишь 7 – по мягкости).
В медиальной метафонии были получены аналогичные результаты: в 21 примере переставляемые согласные совпадают по твердости/мягкости, в 2 – различаются. Во «внутреннем» соотношении – схожая ситуация: в 17 случаях согласные совпали по твердости и в 4 – по мягкости. То есть больше половины метатез и в конце слова, и в середине, и в его начале происходит в сегменте, где потенциальный слог образуют твердые согласные.
Во взаимоотношениях между согласными по характеристикам глухости/звонкости тоже наблюдается интересная ситуация: в инициальной метафонии по этому качественному признаку совпадают 28 примеров из 37 (преимущество на сей раз отдается, видимо, глухим согласным – совпадает 22 пар по глухости и всего 6 – по звонкости); в медиальной метафонии из 23 примеров у 21 слова переставляемые согласные «сошлись» по звонкости/глухости. В перестановках, расположенных в середине или в конце слова, по совпадениям качественных признаков лидируют звонкие согласные – 16 из 19 (см. Приложение № 2).
Эти данные говорят о том, что возникновению метатезы в детском слове, видимо, благоприятствуют согласные, заключенные в один потенциальный слог и совпадающие по своим качественным характеристикам. Насколько сильно этот фактор влияет на возникновение перестановки - пока сложно сказать, но, думаю, что сам факт учета этой закономерности был бы важен для дальнейших исследований детских метатез.
2.3. Сравнение метатез в речи ребенка и поэтической речи
Ассоциирование фонем одного класса в поэтической речи, происходит более свободно, чем в детской речи. Ребенок, переставляя звуки, стремится не нарушать их фонологического статуса, избегать непозиционных чередований.
А.С. Пушкин в своем творчестве использовал разные типы метатез: «тоскующие кости», «жертва злой отравы», «небес я не молил молитвою другой», «когда коляска ускакала», «сокровенные красы», «закон казнит». «О неге той страны, где небо вечно ясно».
Консонантный тип представлен небольшим количеством словосочетаний, преимущественно основанных на смене конечного согласного: «и дом отцов и тихий Дон». «Делили дани и дары», «свинца веселый свист», «люблю твой стройный, строгий вид», «страж страны державной», «затворниц жирных и живых».
В детском словотворчестве образование метатез происходит стихийно. Поэт же сознательно создает их в своем творчестве.
В детских стихотворениях метатезу используют в целях создания комического эффекта.
Очень трудная загадка
Кто по улице идет,
Тот зовется пешеход.
Кто в автобусе катается –
Пассажиром называется.
Ну а как
Зовется тот,
Кто автобус долго ждет?
Он еще не пассажир,
Но уже не пешеход...
Может быть,
Прохожий?
Вроде не похоже.
Догадайтесь:
Кто же?
(Тим Собакин)
Приводится пример лексической метатезы. Того, кто шел по улице и был ПЕШЕходом, а потом ждет на остановке автобус, чтобы стать пассаЖИРом, можно было бы назвать ПЕШЕЖИР. И наоборот – ехавшему в автобусе ПАССАжиру, который затем стал пешеХОДом, вполне подошло бы название ПАССАХОД.
А. Усачев и П. Синявский предлагают новые слова, созданные по продуктивным словообразовательным моделям:
Глинчики
Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!
(Андрей Усачев)
Котлетный сон
Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята,
Им снятся котлетята.
(Петр Синявский)
На принципе метатезы
построены известные строки в стихотворении Самуила Маршака «Вот какой
рассеянный»:
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить.
Ориентируясь на поставленные цели, изучая явление метатезиса, я обратилась к анализу примеров детских слов с перестановками с точки зрения фонетики русского языка. В ходе этой работы я нашла ряд закономерностей:
1. чаще всего, «участниками» метатезы становятся звуки, а не слоги;
2. около 50% метатез совершаются в абсолютном начале слова;
3. даже перемещая звуки, ребенок старается сохранить вокалический рельеф слова, как правило, ударные гласные не участвуют в перестановке;
4. ограничительной рамкой для перемещения звуков становится потенциальный слог;
5. благоприятную основу для метатезы создают согласные, совпадающие по своим качественным признакам (твердость/мягкость и глухость/звонкость).
Что касается наиболее сложного вопроса – изучения природы метатезиса, я склонна думать о том, что появление перестановок в словах возможно благодаря особому устройству нашего сознания: слово не хранится в памяти в готовом виде, а каждый раз создается вновь с помощью маленьких звеньев, молекул – тех самых потенциальных слогов, которые становятся элементарным «шагом» нашей речи; этим предположением объясняется не только явление метатезиса, но и особенности поэтического языка, игра слов, каламбуры и т.п.
Библиографический список1. Векшин Г.В. «Поток речи» и смыслоформирующая роль звука: превращение случайного в необходимое.// Актуальные проблемы лингвистики в вузе и школе. – М. – Пенза, 1997.
2. Векшин Г.В. Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования. – М., 2006.
3. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. – М., 2012.
4. Побидько З.В. Явление метатезы в системе лексико – фонетической вариантности слова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Псков, 2005.
5. Рыбников Н. А. Введение в изучение ребенка. М., 1921.
6. Тюрин П. Т. Метатезис в детской речи// Вестник практической психологии образования, 2006. № 4.
7. Чуковский К.И. От двух до пяти. – Минск, 1984.
8. Чуковский К.И. Собрание сочинений: в 15 т. Т.2. – М., 2001.
9. Шахнарович А.М. Семантический компонент языковой способности// Психолингвистические проблемы семантики: Сб.ст. М., 1983.
Приложение № 2. Инициальная метафония
С сохранением сегментно – слоговой структуры (СГС)
1. гебемот – бегемот
2. капет – пакет
3. ташкан – каштан
4. копа – пока
5. пысолес – пылесос
6. мокарики – комарики
7. пакитан – капитан
8. кочопай – чокопай
9. леберина – балерина
10. кошалад – шокалад
11. ломоко – молоко
12. масокат – самокат
13. мокарик – комарик
14. пасоги – сапоги
15. петерь – теперь
16. ретелка - тарелка
17. сакалапый - косалапый
18. рокова – корова
19. сештой – шестой
20. тепух – петух
21. типчки – птички
22. шакалот – кашалот
23. шоладка – лошадка
24. камаронки – макаронки
25. босачка – собачка
26. мусовар – самовар
27. кусари – сухари
28. саравать – рисовать
29. таклеты – котлеты
30. капетик – пакетик
31. кашалат - шоколад
32. щекелечек – кошелечек
Двуконсонантные с сохранением ГСС:
33. окти - очки (ч-к)
Двуконсонантная с изменением слоговой модели:
34. пасиля - спасибо
Трехконсонантные с сохранением СГСС:
35. тирг – тигр
36. боск – бокс
37. квелер – клевер
Перестановка целых слогов:
38. гари - Рига
39. диракулит – радикулит
Медиальная метафония
С сохранением сегментно – слоговой структуры (СГС):
1. барелина – балерина
2. головит – говорит
3. погупай – попугай
4. скороводка – сковородка
5. кепуч – кетчуп
6. моколо – молоко
7. рагуда – радуга
8. мотолок – молоток
9. наловочка – наволочка
10. ноговоняя - новогодняя
11. пасоленок – поросенок
12. скоровода – сковорода
13. тевелизор – телевизор
14. дорал – доллар
15. скоровода – сковорода
Двуконсонантные с приведением в форму СГС:
16. ретичка - сестричка
17. сакаватор – экскаватор
Двуконсонантные с сохранением ССГ(С):
18. абруз – арбуз (ССГС)
19. ветролет – вертолет
20. калбуки – каблуки (ССГС)
21. мартафаныч – митрофаныч
22. свабдя – свадьба
23. шафрик – шарфик
Приложение № 2. Качественные признаки согласных, участвующих в перестановкеИнициальная метафония (всего: 37 слов без учёта перестановки целых слогов)
Согласные |
Кол-во совпадений |
Кол-во расхождений |
Твердые |
23 |
8 |
Мягкие |
7 |
|
Глухие |
22 |
9 |
Звонкие |
6 |
Медиальная метафония (всего: 23 слова)
Согласные |
Кол-во совпадений |
Кол-во расхождений |
Твердые |
17 |
2 |
Мягкие |
4 |
|
Глухие |
3 |
4 |
Звонкие |
16 |
«Участники» метатез |
Перемещение звуков (60 примеров): Шоладка – лошадка Копа – пока Сешстой - шестой |
Перемещение слогов (2 примера): Диракулит – радикулит Гари - Рига |
Положение метатезы относительно слова |
Инициальная метафония (39 примеров): Ломоко – молоко Рокова – корова Мокарик – комарик Очки - окти |
Медиальная метафония (23 примера): Ноговодняя – новогодняя Мотолок – молоток Барелина – балерина |
Метатеза, содержащая безударный гласный |
56 примеров: Тевелизор – телевизор Калбуки – каблуки Шафрик - шарфик |
4 исключения: Тирг – тигр Квелер – клевер Абруз – арбуз Боск - бокс |
Сохранение вокалического рельефа слова |
57 примеров: Тарелка – ретелка Пасоги – сапоги Скоровода - сковорода |
3 исключения (везде с приведением к форме СГС): Пасиля - спасибо Сакаватор – экскаватор Ретичка – сестричка |
Совпадение характеристик звуков, участвующих в перестановке |
По твердости/мягкости (51 примеров из 60): Шоладка – лошадка Мартафаныч – митрофаныч Ветролет- вертолет |
По глухости/звонкости (47 из 60): Петерь – теперь Ломоко – молоко Тевелизор - телевизор |
[1] Чуковский К.И. От двух до пяти. – Минск, 1984. - С.18
[2] Тюрин П. Т. Метатезис в детской речи// Вестник практической психологии образования. 2006. № 4.
[3] Тюрин П. Т. Метатезис в детской речи// Вестник практической психологии образования. 2006. № 4.
[4] Векшин Г.В. Метатезис в детской речи и строение звукового повтора
[5] Из доклада Г.В. Векшина о метатезисе в Саратове, 2012.