Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономики и Управления»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Реферат по предмету философия
Тема: Макро и Микроэкономика России
Выполнил: студент группы ЭиУ-263
Клещёв Алексей
Проверил: Профессор Усов ВН
Челябинск 2012
Содержание
Введение
1. Макроэкономика России…………………… 4
2. Микроэкономика России……………………7
3. Развитие экономики России………………...9
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью данного реферата является изучение основных микро и макроэкономических целей и их реализация в экономике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность микро и макроэкономики, как реализуется в России и определить направления развития микро и макроэкономики в российской экономике.
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
· Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
· Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
· Анализ природы инфляции;
· Изучение механизма и факторов экономического роста;
· Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
· Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
· Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном – выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях основных ее субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории.. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономики государства на достижение следующих основных целей:
· Устойчивого и эффективного экономического роста;
· Полной занятости;
· Стабильности общего уровня цен;
· Социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
· Устойчивости торгового и платежного балансов страны.
Макроэкономика важна тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.
Все выше сказанное определило выбор темы настоящего исследования, его цели и задачи.
1. Макроэкономика России
Одной из основных задач современной макроэкономики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой – основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 – Испании, в 2 – Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия[1]. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической структуре следует обратить внимание России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.
Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2005году составил 112,7% против 110,9% в 2004 г. и 112% в 2003 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:
· Опережающий рост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в 2003 – 2004 гг.;
· «рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции в 2004 г., особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ»;
· сохранение высоких цен на нефть и ряд других товаров в 2005 г. (и в связи с этим приток валюты в страну);
· протекционистские меры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин и квот на те товары на которые существует дефицит предложения);
· рост непроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.
Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.
Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это – мировая коньюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости – это рост цен производителей – 118,2% в 2005 г. (в 2004 г. – 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых – 156%. В топливно – энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%.[2] Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие – сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в 2005 г.при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года – довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2006 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2006 г. – 12%. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.
Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. Формой реализации государственной занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:
· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест.
· Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы
· формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
· создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения
· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы
· развитие системы общественных работ.
В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
2. Микроэкономика России
Для нашей страны значительный период в решении сбалансированности экономических процессов был определен формированием социалистической системы хозяйствования, проявившимся созданием монолитно-организованной экономики, в которой были существенно сглажены противоречия макро- и микроэкономических проблем путем ведения жесткой централизованной системы планового хозяйства.
В настоящее время перед нашей страной при переходе к рыночной системе хозяйствования с особой остротой встала эта проблема, для решения которой необходимы как теоретические, так и практические усилия.
Необходимо подчеркнуть, что экономическая теория, как и экономическая практика, представляется тремя большими разделами: микроэкономикой, макроэкономикой и национальной экономикой. Поскольку в настоящее время происходит глобализация экономических процессов, то есть формируется так называемая мировая экономика, то эти новые процессы не исключают и не сглаживают, а определяются развитием этих трех основных разделов.
Структуры и методы взаимодействия
Учитывая, что институциональные процессы играют огромную роль в современной экономике, но они, к сожалению, были упущены в процессах реформирования в нашей стране и продолжают оставаться за пределами пристального внимания как государства, бизнеса, так и общества, рассмотрим следующие три узловые составляющие этих процессов.
Первая - структуры и институты, представляющие собой управляющий инструментарий, которые выражаются двумя направлениями, отображающими современную рыночную среду:
- государственные структуры (президентские институты, Государственная Дума, федеральное Правительство, региональные управляющие структуры);
- собственники факторов производства и предприниматели.
Вторая - собственно финансово-экономические институты - хозяйственное законодательство и финансово-экономический механизм, институты государства и гражданского общества, обеспечивающие их жесткое и неуклонное исполнение.
Третья - критерии оценки процессов, то есть исходные условия определения эффективности экономического роста, представляющие собой обратные связи в ходе взаимодействия участников хозяйственной деятельности в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Рассматривая проблемы экономического роста и всю совокупность деятельности структурных составляющих, участвующих в обеспечении подъема и обеспечения результативности реального сектора экономики, целесообразно их рассмотреть еще с иных позиций, классифицируя путем разделения их на внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы: средства и методы мотивации, реализуемые в стране, экономика государства, хозяйственное законодательство, финансовая система, налоговая система, государственный бюджет, курс валюты, банковский процент, инфляция, инвестиционная среда, процедуры корректировки хозяйственного законодательства, оценки влияния и корректировки действий чиновников, проблемы лоббирования, коррупция и др.
Внутренние факторы: квалификация менеджмента, структуры, методы и уровень подготовки и переподготовки специалистов по технике, технологиям и всей производственной инфраструктуре, исходный производственный и финансовый ресурс, взаимосвязь науки, техники и производства, процессы стандартизации и унификации, оценка рисков и механизмы страхования, модели развития производства, учитывающие всю совокупность факторов, возможности влияния положительных "обратных связей" как на макро-, так и микроэкономические процессы со стороны реального сектора экономики.
В постиндустриальной рыночной экономике как государственному, отраслевому планированию, так и планированию работы всех структур частного сектора экономики придается определяющее значение, оно представлено отработанными методами, квалифицированными кадрами, обеспечивающими их результативность. Поэтому, рассматривая вопросы эффективного экономического роста отечественной экономики, необходимо определить, что следует предпринять российскому государству и менеджменту для решения такого ряда сложных проблем. В этой связи следует преодолеть и выйти как за пределы экономической теории ХIX столетия, когда эти вопросы не были столь актуальными, так и "единственно правильного экономического учения", представляющего современную постиндустриальную экономику как бесплановую. Необходимо и в теории, и на практике не подменять понятия "государственное централизованное планирование социалистической экономики" с понятием конструктивного прогнозирования и планирования в системе постиндустриального рыночного хозяйствования с его беспредельно большими как горизонтальными, так и вертикальными связями.
Процессы сбалансированности показателей
Существует много различных, в принципе не противоречивых между собой определений понятий макроэкономики и микроэкономики. С позиции рассмотрения вопроса интенсификации производства и обеспечения эффективного роста экономики страны в рыночной среде, не нарушая принятых в экономическом сообществе определений, можно интерпретировать проблему макро- и микроэкономического взаимодействия с учетом следующего.
Предметом микроэкономики являются суверенные экономические субъекты, взаимодействующие с окружающей их хозяйственной средой. В этом плане под экономическими субъектами принято понимать первичный элемент хозяйственной системы, осуществляющий свою деятельность самостоятельно и вступающий в экономические отношения с другими аналогичными субъектами.
Поведение экономического субъекта - это процесс поиска, принятия и реализации решений, связанных с использованием находящихся в его распоряжении ограниченных ресурсов (факторов производства) с наибольшей для него выгодой. Таким образом, основным мотивом деятельности экономического субъекта является максимизация материальной выгоды, измеряемой в конкретных показателях. [3]
3. Развитие экономики России
Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась в последние 3 года. При росте ВВП за 2001 – 2003 гг. на 18% конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП - с 65,4% в 2000 г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010 г. она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2, 14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001 – 2003 гг.)
Важным направлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е гг. объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Это существенно подорвало возможности экономического роста и привело одновременно к резкому сокращению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности хозяйства говорить не приходится.
Для обеспечения ускоренного роста экономики доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП к 2010 г., по нашим оценкам, должна быть повышена не менее чем на 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику в 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличится в 2,7 раза. Это значит, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал должны возрасти с 8,3% в 2001 – 2003 гг. до 11,3% в 2004 – 2010 гг. Следует учитывать, что в результате экономического спада в 1990-е гг. экономика имела существенные резервы не использованных производственных мощностей, т.е. без роста инвестиций можно было повышать производство путем более полной загрузки мощностей[4]. Однако эти резервы в основном исчерпаны и требуют огромные инвестиции, что и было предусмотрено прогнозными расчетами. Но прогнозируемые масштабы их могут обеспечить необходимый экономический рост лишь при условии значительного повышения эффективности капиталовложений. По сравнению с 2001 – 2003 гг. прирост ВВП на 1 млн. инвестиций в основной капитал за 2004 – 2010 гг. должен быть повышен примерно в 1,2 раза. Непременным условием ускоренного роста является преодоление топливно – сырьевой ориентации промышленного производства. По расчетам, при общем росте промышленности за 2001 – 2010 гг. в 1, 75 раза опережающими темпами должны развиваться машиностроение и металлообработка (в 2,2 раза), химическая промышленность (в 1,95), промышленность стройматериалов (в 2 раза). В то же время прекратиться сложившийся в 2001 – 2003 гг. опережающий рост топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности.
Еще дно из важнейших направлений развития – преодоление отставания в развитии электроэнергетики. С 1990 по 1998 г. выработка электроэнергии сократилось с 1082 до 827 млрд. кВт-ч, т.е. почти на четверть. После 1998 г. начался некоторый подъем. За 2001 – 2003 гг. продукция электроэнергетики выросла на 2,3% при росте всей промышленности за этот период на 17%. В 2003 г. выработка электроэнергии составила 915 млрд. кВт-ч, т.е. выла на 15% ниже, чем в 1990 г. Абсолютные размеры потребления ее в России сократилось в 2002 г. по сравнению с 1990 г. на 18%, в том числе в промышленности – на 26%, на транспорте – на 35, в сельском хозяйстве – на 38%. Это одно из проявлений технического регресса российской экономики.
По расчетам, до 2010 г. выработка электроэнергии должна возрасти в 1,4 раза, или до 1285 млрд. кВт-ч. Такой рост означает необходимость резкого повышения ее динамики. Потребление электроэнергии в расчете на единицу ВВП предполагалось сократить за 10 лет на 27%.
Другим направлением развития экономики России - являются внешнеэкономические связи. По прогнозным расчетам, к 2010 г. доля стран СНГ во внешне торговом обороте России должна возрасти не менее чем на 21%. Экспорт России в страны СНГ за 10 лет должен возрасти в 1,5 – 1,6 раза. В структуре его будет расти экспорт машин и оборудования (не менее чем в 1,5 раза) и по-прежнему значительное место будут занимать топливно – энергетические ресурсы. Более быстро, чем экспорт, будет расти импорт в Россию из стран СНГ (в 1,7 – 1,8 раза за 10 лет). По прогнозу, поставки из стран СНГ машиностроительной продукции за 10 лет увеличится в 2,3 раза, что является важным фактором роста машиностроения в странах Содружества. Опережающий рост импорта России из стран СНГ по сравнению с экспортом в эти страны позволит улучшить внешнеторговый баланс между Россией и странами Содружества. Если в 2000 г. положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ составляло 2 млрд. долл., а к 2002 г. – 5,4 млрд., то к 2010 г. оно прогнозируется в размере 1,1 – 1,2 млрд. долл.[5]
Также необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников в ВВП с 40%, существующих сегодня по крайней мере до 50%, учитывая, что ни в одной развитой стране эта доля не составляет менее половины ВВП. Это позволит увеличить средний размер минимальной зарплаты и пенсии до реального прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Сегодня в России она составляет 12%, тогда как в германии 23%, Швеции – 26, во Франции – 28%. При нормальной социальной политике к 2010 г. эту долю следовало бы повысить по крайней мере до 20% [6].
Таким образом, для решения задачи развития российской экономики к 2010 году необходима следующая динамика основных макроэкономических показателей: рост ВВП за 2001 – 2010 гг. должен составить 199, 9%, поэтому среднегодовой прирост должен составлять 7,8%. Конечное потребление – 213,9%, среднегодовой прирост 8,3%.[7] И инвестиций в основной капитал – 269,5%, реднегодовой прирост 11,3%. Опережающий рост конечного потребления и инвестиций в основной капитал по сравнению с общим ростом ВВП может быть достигнут лишь за счет значительного снижения в структуре использования ВВП доли чистого экспорта. Итоги всего вышесказанного мы подведем в заключении.
Заключение
Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию. Важным направлением структурных изменений должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е объем инвестиций существенно сократился. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и это обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности говорить не приходится. Основной целью макроэкономики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированного бюджета, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.
Список использованной литературы
1. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
2. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. – 2005. - №2. – с.58-62.
3. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль – XXI. – 2005. - №10. с. 36-45.
4. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. – 2004. - №9. – с.56-63.
5. Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. – 2004. - №4. – с.15-24.
6. Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. – 2006. - №2. – с.4-27.
7. Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – с. 4-27.
8. Цветков, В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. – 2006. - №5. – с.3-24.
9. Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.5-10.
[1] Клоцвог Ф. О стратегии управляемого развития// Экономист. – 2004. - №9. – С.56.
[2] Цветков В. «Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре» // ЭКО. – 2006. - №5. – с.22.
[3] Сергей Курбатов - Mетоды сбалансированности макро- и микроэкономики России
[4] Клоцвог Ф. «О стратегии управляемого развития»//Экономист. – 2004. - №9. – с.60.
[5] Маевский В. «Макроэкономические проблемы развития России» //Экономист. – 2004. - №4. – с.23.
[6] Ивантер В. «Заметки об экономической политике» // Свободная мысль – XXI. – 2005. - №10. – с.36.
[7] Чернова Л. «Экономическая политика России» // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.14.