МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»В Г. ЕЛАБУГАФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОТИВЫ ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА В ПОЭМЕ
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Выполнила студентка 116 группы
Ахметзянова Э.А.
________________(подпись)
Научный руководитель
ст.преп. И.Н. Веревкина
_______________ (подпись)
Курсовая работа защищена
«____» _____________ 2015 г.
Оценка ________________
Елабуга, 2015
Содержание
1. Введение........................................................................
.....................................3
2. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. 5
3. Мотивы лирики Н.А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 9
3.1. История создания, жанровые и композиционные особенности произведения 9
3.2. Мотив дороги и его роль в поэме. 13
3.3. Образ русского народа в поэме. 16
3.4. Женская тема в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 21
3.5. Тема поэта и гражданина в поэме. 26
Заключение. 30
Список литературы.. 33
Введение
Николай Алексеевич Некрасов занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников – Тургенева, Фета, Тютчева, Достоевского, Толстого. При всех личных разногласиях, при всех идейных противоречиях, разделявших Некрасова и этих писателей, все они были участниками единого литературного процесса, служили своим пером народу и находились в многообразной, сложной творческой зависимости друг от друга. И в то же время очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.
Н.А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось, прежде всего, в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу.
Всю жизнь и творчество Некрасов посвятил народу, поэтому заключительное произведение поэта, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, можно считать “эпопеей народной жизни”. Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные “по словечку” в течение 20 лет, и, конечно, в поэме отразились и основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интонации фольклорного жанра.
Целью данной работы будет рассмотрение основных мотивов лирики Н.А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить своеобразие лирики Н.А. Некрасова, основные темы и идеи его поэзии;
2) рассмотреть историю создания, жанровые и композиционные особенности поэмы "Кому на Руси жить хорошо";
3) показать, как в поэме раскрываются основные мотивы творчества поэта: мотив дороги, мотив народных страданий, тема поэта и гражданина, тема тяжелой женской доли.
Теоретической основой данного исследования являются работы, посвященные творчеству Н.А. Некрасова таких авторов как А. Абакирова, М.Бойко, К.Крайнев, Н.Н.Скатов, А.Т. Твардовский.
2. Основные темы и идеи лирики Н.А. НекрасоваНекрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. А.Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “ заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно - патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика”- “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( “На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии Некрасова.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо», которую Н.А. Некрасов писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления.
3. Мотивы лирики Н.А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" 3.1. История создания, жанровые и композиционные особенности произведенияН. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.
К тому времени в большинстве европейских литератур традиция поэм – больших эпических произведений, тесно связанных с жизнью народа и его поэтическим творчеством, уже оборвалась. И в русской поэзии со времен Пушкина не появлялось стихотворных произведений такого масштаба. Что же сделало Некрасовское произведение поэмой, да еще и стихотворной? Чем она была вызвана к жизни?
Уже такое вступление к поэме, как пролог, было необычным. Введя пролог, Некрасов стремился сразу же обнажить главную, коренную мысль – идею поэмы, указать на ее значительность, предупредить о долговременности событий, которые совершатся в поэме. Поэтому сама поэма росла год от года, появлялись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора произведение осталось незаконченным. Именно в прологе сформулировался рефрен – «Кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму.
Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.
К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. По замыслу предполагалось рассказать еще о встречах странников с чиновником, купцом, министром и царем, должны были предстать картины петербургской жизни. Те части поэмы, которые были завершены, печатались вразбивку, а последнюю часть «Пир — на весь мир» цензура запретила печатать.
В результате осталось неизвестным, в какой последовательности автор предполагал поместить части поэмы, а судьба Гриши Добросклонова — героя последней части — оказалась не столько показана, сколько рассказана. В дальнейшем удалось установить последовательность частей поэмы, которая соблюдается и в современных изданиях. Несмотря на все это поэма выглядит вполне законченным произведением, ставшим подлинной эпопеей народной жизни. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».
В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».
«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Перед нами художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея.
Говоря о композиции поэмы, сразу следует отметить, что произведение осталось незаконченным. Но вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо?» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, отображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в любых ее проявлениях, для эпопей в любых видах характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно и поставить точку на каком-то отрезке ее пути.
Поэма-эпопея начинается со сказочного зачина, былинной присказки. Использование фольклорных элементов создает неповторимый стиль поэмы. Народный язык удачно выбран Некрасовым для описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора.
В поэме-эпопее все части объединяются только странствующими крестьянами (за исключением частей «Последыш» и «Пир – на весь мир»). Опять наблюдается восхождение к фольклорным традициям – странники идут по Руси пешком, как это часто бывает в сказках и былинах. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что наблюдается незакрепленный порядок частей. Существует немало споров о том, где должны стоять главы "Последыш", "Крестьянка". Если бы прядок был закреплен, то часть «Последыш» шла бы не за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир – на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно независимых частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги. И перестановка частей не меняет смысла поэмы.
Поэму открывает «Пролог» — самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: «кому живется весело, вольготно на Руси?». Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.
Первая глава «Поп» открывается образом «широкой дороженьки». Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека. Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет.
В следующей главе, «Сельская ярмарка», главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития.
В главе «Пьяная ночь» праздничный пир достигает кульминации. В главе «Счастливые» все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В пятой главе первой части «Помещик» странники относится к господам уже с явной иронией.
В главе «Крестьянка» перед странниками предстает Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Тема духовного рабства — центральная в главе «Последыш». Глава «Пир на весь мир» является продолжением «Последыша». В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу.
В тексте поэмы много вставных элементов. Например, рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Эти вставные части, народные сцены служат в поэме для того, чтобы подчеркнуть широкий круг проблем, поднимаемых в поэме.
Красочные народные сцены, полные жизни и движения, хороводы характерных выразительных фигур – все это создает неповторимое многоголосие в некрасовской поэме.
3.2. Мотив дороги и его роль в поэмеНачало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.
Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Таким образом, перед нами раскрывается один из ведущих мотивов лирики Н.А. Некрасова – мотив дороги.
Сравнивая сборник Некрасова 1856 года и поэму, мы замечаем общий сквозной мотив дороги. Этой темой начинается сборник («В дороге») и ею заканчивается («Школьник»). В поэме «Кому на Руси жить хорошо» дорога — главный сюжетообразующий образ-символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире крестьянства. При этом особенно важна ситуация встречи в дороге, обычно служащая началом диалога героев, их взаимного «узнавания». Именно так же построены стихотворения «В дороге» и «Школьник».
Через все творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога и человек постоянно находится в пути.
«Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, и не на временной станции или отдыхе. Всё чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя» — так писал о творчестве Н. А. Некрасова Н. В. Гоголь.
Мотив дороги имеет в поэме несколько значений. Во-первых, это буквальное движение странников, идущих и ищущих счастливых людей и ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Во-вторых, этот мотив отражает духовное движение крестьян и всей России 2-й половины XIX века.
Семь мужиков сошлись «на столбовой дороженьке» и поспорили: кому на Руси жить хорошо? Все они направлялись по своим делам: «Тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково…». Но этот вопрос захватил их до такой степени, что они решили «не расходиться врозь, в домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», а искать ответ, решение проблемы. Они ходят и расспрашивают, но не могут найти истинно счастливого человека. И то, что они снова и снова заходят в тупик, то, что любопытные странники возвращаются к тому, с чего начали, символизирует и повторяющийся от главы к главе рефрен: «…мужики степенные, из временно обязанных, /Подтянутой губернии, уезда Терпигорева…/…Сошлись и заспорили: /Кому живется весело,/Вольготно на Руси…».
Время написания поэмы – 1860-70-е годы. Это время нарастания народного недовольства. Реформа осуществлена, но желаемых, ощутимых перемен она не принесла. В массах зреет протест. Крестьяне не глупые, они понимают, что с ними обошлись не вполне честно. В этом и выражается духовное движение крестьянства. В народе проснулась тяга к свободе, к освобождению от остатков и последствий рабства. Ведь недаром в прологе звучит горькая правда:
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки.
Тю-тю! Куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь.
Здесь говорится о несвободе крестьян и о желании народа преодолеть ее. Об эволюции свидетельствует (в сравнении с прежними характеристиками крестьянок) и образ Матрены Тимофеевны – умной, сильной духом женщины.
О духовном изменении говорит и покупка крестьянами на ярмарке портретов генералов, «картиночек». И хотя народ покупает их большей частью бездумно, не зная, кто такие эти люди, но в данном эпизоде все-таки видно движение и звучит надежда:
…Придет ли времечко, …..
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Символичен и сам путь странников. Они идут пешком, потом им попадается навстречу тележка попа, запряженная одной лошадью, а затем – тарантас помещика, запряженный уже тройкой лошадей. А между этими эпизодами крестьяне наблюдают праздник и «пьяную ночь». Это означает, что крестьяне есть крестьяне, и как бы далеко ни зашло их развитие (от пешком – до тройки лошадей), они устают на работах, их жизнь полна горестей, и они праздниками и весельем отвлекаются от повседневных забот.
В некотором смысле дорога в поэме – символ России. Произведение начинается с зачина:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности.
В части «Пир – на весь мир» так называемые «поминки по крепям» - по крепостному праву – событие, в котором в последний раз является дух отходящей в прошлое эпохи. Здесь особенно ярко сказалась устремленность поэта к грядущим добрым временам. Обширность, неоднозначность – вот сходства дороги и самой поэмы с Россией.
«Ей не суждено окончиться», - сказал о своем произведении умирающий Некрасов. Как не суждено окончиться и России, как бесконечен путь нашей страны к лучшей доле.
Композиционная «рыхлость» поэмы – признак крупной эпической формы. В произведении много персонажей и сюжетных линий. Отдельные судьбы, биографии как бы «вплетаются» в основную тему произведения – судьбу русского крестьянства, России в целом. Использованная форма путешествий, встреч, расспросов, рассказов, описаний очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. Отдельные сцены и «куски», внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве. Роль дороги здесь – связующая. Да и образы семи странников не обладают такой социальной конкретностью, как других крестьян. Это условные фигуры, необходимые для построения сюжета.
Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. Вот почему мотив дороги так важен в этом произведении.
3.3. Образ русского народа в поэмеВ центре некрасовской поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Некрасов рисует, говоря словами В. И. Ленина (из его статей о Л. Н. Толстом), народное море, взволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни.
Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни пахаря-рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд на поле и работа на стороне, страда и ярмарка, пир и голод, мнимое освобождение, бунты, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина - все вместилось в поэму.
Рассказ о путешествии странников в поисках счастливого позволили автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей – живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
Как удается поэту в нескольких строках нарисовать запоминающееся человеческое лицо, а иногда и целую человеческую жизнь? Поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное.
Вспомним сменяющие друг друга образы крестьян в главе Счастливые. Лишь несколько штрихов – и человек предстает перед нами как живой. Вот один из счастливых:
Желтоволосый, сгорбленный
Подкрался робко к странникам
Крестьянин-белорус.
Один только внешний штрих сгорбленный, одна деталь, рисующая движения, походку (подкрался робко) - и мы видим этого изголодавшегося, приниженного бедняка. Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус искренне чувствует себя счастливым:
...А ныне, милость божия!
- Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь!
Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус – не хлеб, а хлебушко.
Некрасов в своей поэме рисует и отдельных представителей народа, и массовые сцены. Мы видим толпу крестьян, и в этой толпе мелькают выразительные лица, чьи-то голоса выделяются в нестройном, многоголосом хоре.
Явление, которое часто наблюдается в лирике Некрасова,- многоголосие – получает блестящее развитие на страницах его поэмы. Мастер речевой характеристики, поэт вводит в массовые сцены реплики, словечки столь характерные, что за ними встает подчас целая жизнь, раскрывается миросозерцание народное. Для этого поэт находит в сокровищнице русской речи такое
...слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти перо.
Вспомним дорогу многолюдную в главе Пьяная ночь:
Дорога стоголосая Гудит!
Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
В этом море людских голосов выделяются совсем короткие реплики, а какой в них глубокий смысл! Вслушаемся в голоса крестьян:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Это о пресловутой воле... А вот о царских чиновниках, только что пронесшихся по дороге на тройке с бубенчиками:
- А я к тому теперича:
И веник дрянь, Иван Ильич,
А погуляет по полу,
Куда как напылит
Вот другого рода слова - о жизни самих крестьян:
В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!
Другая: Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Так раскрываются сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть народа к его поработителям.
Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому здесь практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и деревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищенское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления. Правда, город в поэме все же упоминается в главе "Губернаторша", когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение "Размышления у парадного подъезда", когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, просят "допустить" их. Отличие заключается лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается добиться встречи с губернаторшей и заслужить ее расположение.
Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует ("В дороге", "Песня Ерёмушке" и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (многие стихи, даже так и называются: "Песня Ерёмушке", "Колыбельная песня"...).
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава "Счастливые" и др. Музыкальность же, песенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наиболее полно и глубоко этот жанр устного народного творчества раскрывается в главе "Пир — на весь мир", где на страницы произведения вводятся целые песни: "Веселая", "Барщинная", "Голодная", "Солдатская", "Соленая", "Русь"). Можно заметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикрепостнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой.
В "Псовой охоте" Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не заметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует:
Выпив изрядно, поужинав плотно,
Барин отходит ко сну беззаботно,
Завтра велит себя раньше будить.
Чудное дело — скакать и травить!
Чуть не полмира в себе совмещая,
Русь широко протянулась, родная!
Много у нас и лесов и полей,
Много в отечестве нашем зверей!
Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была едва ли не самым ярким штрихом дореформенной помещичьей жизни.
Ой ты, охота псовая!
Забудут все помещики,
Но ты, исконно-русская
Потеха! не забудешься
Ни во веки веков!
— восклицает помещик Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.
Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова.
Перед смертью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
( «О Муза! Я у двери гроба!..» )
Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение России и вера в счастливое будущее народа:
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ветреный день впереди:
Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.
(«Что ни год — уменьшаются силы…»)
Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:
Рать подымается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Ты и убогая, Ты и обильная,
Ты и забитая, Ты и всесильная,
Матушка-Русь!
3.4. Женская тема в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью.
В лирике Некрасова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми характерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы. В ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера.
Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:
Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
В "Крестьянке", так же как и в поэме "Мороз, Красный нос" и стихотворении "Тройка", песни, мечты, воспоминания главной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: ничем не омраченное детство и юность ("мне счастье в девках выпало..."), свадьба — переломный момент в жизни девушки ("поблекло бело личико... и волюшка скатилася с девичьей головы..."), а затем безрадостная замужняя жизнь:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
("Мороз, Красный нос")
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая — шелку красного,
А третья — шелку черного,
Любую выбирай!
В любую полезай...
("Кому на Руси жить хорошо")
Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике ("Тройка", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Орина, мать солдатская" и т. д.):
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
("Тройка")
Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула...
Аи! Лели! Лели!
Кровь пробрызнула...
("Кому на Руси...")
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
("Вчерашний день...")
Терпи много кручинная,
Терпи многострадальная,
Нам правды не найти...
("Кому на Руси...")
Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,
Бог нам послал урожай!
("Мороз, Красный нос")
Петровки. Время жаркое.
В разгаре сенокос.
( "Кому на Руси...")
"Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу!"
Вишь, пора-то сенокосная —
Вся деревня на лугу.
("Песня Еремушке")
Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:
Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...
("Мороз, Красный нос")
...На небо глянула —
Ни месяца, ни звезд.
Сплошная туча черная
Висела над деревнею...
("Кому на Руси...")
Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж ("Мороз, Красный нос"), Орина теряет единственного сына ("Орина, мать солдатская"). Здесь затрагивается еще одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безграничная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине ("Рыцарь на час", "Орина, мать солдатская", главы "Песни", "Дёмушка", "Волчица"). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать еще одним мотивом, объединяющим лирику и поэму "Кому на Руси жить хорошо".
3.5. Тема поэта и гражданина в поэмеОчень характерны для Некрасова образы Поэта и Гражданина. В сборнике 1856 года эта тема звучит в стихотворении «Поэт и гражданин», которое вспоминается при чтении главы поэмы «Пир — на весь мир».
Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на основе которых формируются в дальнейшем мировоззрение и род занятий человека:
Будь гражданин!
Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Все обнимающей Любви…»
(«Поэт и гражданин»);
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка...
("Кому на Руси...")
Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это время многое изменилось в жизни страны и мироощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.
В стихотворении Поэт далек от реальности, не может отрицать "красоту небес" и "милую ласку", а потому при слове "гражданин" лишь "тихо склоняет голову". Его Муза, "тихо зарыдав", навек уходит, в то время как в главе "Пир — на весь мир" Муза, источник вдохновения, посещает Гришу Добросклонова, призывая его сочинять новые песни о родной стране, вольной и свободной.
Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стремительный рост народного самосознания (неслучайно даже помещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастья народного!..
Можно заметить, что фигуры Поэта («Безвестен я…», «Умру я скоро…», «Вчерашний день, часу в шестом…») и Гражданина («Памяти Белинского», «Памяти Добролюбова», «Пророк») появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу («Поэт и гражданин»). Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова.
Очевидна связь этого образа с Добролюбовым (похожая фамилия), Белинским (мотив «чахотки») и Чернышевским (мотив «Сибири»), то есть с основными прототипами Гражданина в некрасовской лирике. Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Некрасов: «песни» Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная лирика.
Гриша Добросклонов – это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.
Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:
...лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка.
Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.
Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила
...Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".
Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастья народного.
Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".
ЗаключениеПоэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора. Все мотивы его ранней лирики как бы собраны воедино и развиты в поэме, заново переосмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие художественные достижения.
Сравнивая сборник стихов Некрасова 1856 года и поэму "Кому на Руси жить хорошо", можно заметить, что их многое связывает, в первую очередь образ дороги. В поэме образ дороги собирает все части произведения воедино, а семеро странников, ища счастливого, встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой жизни. Столь часто вводимый на страницы произведений образ дороги неслучаен. Дорога — важный символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире крестьянства.
Одной из центральных в лирике поэта, а также и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является мотив рабства, крестьянских мучений. Если стихотворение «Родина» пессимистично, что чувствуется в рассуждениях лирического героя о Родине, о народе, то оптимистические ноты проявляются в «Элегии» и в поэме. Ко времени их написания крестьяне уже освобождены, «в России нет раба», однако лирический герой спрашивает: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно желая получить ответ на этот вопрос, узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси», «семь временнообязанных» отправляются в путешествие, в долгую дорогу.
Также нами была рассмотрена роль мотивов лирики Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме отразились основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интонации фольклорного жанра. Роль мотивов связана со всем творчеством автора.
Все творчество Некрасова рассказывает о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Эти нотки отразились не только в стихотворениях автора, но и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство Некрасова заключалось, прежде всего, в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу. В данной поэме
Главная роль и функция мотивов в данной поэме заключается в изображение народа и жизни народа. Все эти мотивы помогают читателю лучше понять идею автора. Именно поэтому поэму «Кому на Руси жить хорошо», можно считать «эпопеей народной жизни». Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение 20 лет.
Важное место в лирике Некрасова занимает тема русской женщины-крестьянки. О ее печальной судьбе повествуется в стихотворении «Тройка». Будущее крестьянки безрадостно, серо, мрачно, бесперспективно. Ее ждут тяжелая работа, страдания, возможно, потеря сына, о чем рассказывается в стихотворении «Орина, мать солдатская». Легко провести параллель с поэмой «Кому на Руси жить хорошо», где тяжкие испытания, включая утрату Дёмушки, приходятся на долю Матрены Тимофеевны.
В поэме нашла выражение важнейшая некрасовская тема поздних лет – тема духовного раскрепощения деревни, сложившаяся в результате постоянного изучения ее жизни и ее людей. В главе «Пир на весь мир» поэт стремился показать постепенное пробуждение народного сознания, ростки недовольства и протеста в темной еще массе крестьянства. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, появившийся в конце главы, должен был символизировать грядущее обновление России, в нем намечены черты революционных народников 70-х гг.
Н. А. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать Россию в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, эпическую поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Н. А. Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к древним истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу таких понятий, как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и провидеть будущее народа.
Список литературы1. Абакирова . А. Опыт прочтения стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» // Литература. - № 36. - 2009.
2. Бойко М. Лирика Некрасова. – М.: Художественная литература, 1977
3. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. - Л.: Наука, 2006. - 452 с.
4. История русской литературы ХIХ века, 1800-1830-е год. / Под. Ред.В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
5. Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008.
6. Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ / Учебное пособие для вузов. - 3-е изд., доп. и исправл. - М.: Академический проэкт: Фонд и Мир, 2005. - 800 с.
7. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем, т. 12. - М.: Литература, 1953. - 452 с.
8. Некрасов Н.А. и русская литература. - М.: Мысль, 1971. - 320 с.
9. Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Учеб. Пособие для филол., спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1986. - 78 с.
10. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
11. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985
12. Твардовский А.Т. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». // О Некрасове. Статьи и материалы, вып. 4. - М.: Мысль, 1985. - 412 с.