ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: «Клиническая и специальная психология»
Кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»
Реферат на тему: «Логоритмические занятия для детей 5-6 лет и дошкольников»
Преподаватель: Карпова Н.Л.
Студент, группа: Зелепукина А.М.
14 КСП-СДО (б/о) Л-1
Москва, 2016
План:
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Использованная литература
Введение
Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения. Из статьи вы узнаете, что такое логоритмика, какие упражнения она в себя включает, каково ее возрастное предназначение. Эта методика становится популярной, так как многим детям она помогает быстро освоить речь.
Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики. Одна из них – логоритмика. Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику, так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.
Логоритмика – комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.
На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности. Логоритмика нужна для детей 5-6 лет. Упражнения предназначены для того, чтобы ребёнок быстрее справился с речевыми трудностями. В этом возрасте детей готовят к школе, потому им необходимо говорить правильно и чётко, так как от речевых навыков зависит, в том числе и успеваемость.
Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание. Благодаря ритмическим упражнениям ребёнок начинает чувствовать темп музыки, двигаться в такт, петь и т. д. Логоритмика полезна для детей 5-6 лет. Упражнения для них даются более сложные, так как перед школой необходимо знать намного больше, чем в возрасте 3-4 лет. Логоритмические занятия нужны не только для развития речи. Благодаря им можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить спокойного. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя.
На сегодняшний день эта методика очень востребована. Упражнения можно выполнять не только в коллективе, но и дома. Взрослые помогают детям развиваться в соответствии с возрастом. Для каждого ребёнка очень полезны логоритмические занятия. Они всесторонне развивают детей и совершенствуют их речь. Логоритмика учит детей досконально овладевать двигательными навыками, ориентироваться в пространстве. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает смысл занятий, и может проявлять себя творчески. Регулярные логоритмические занятия помогают оздоровиться. Лучше работают сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная, познавательная. Благодаря таким занятиям у детей поднимается настроение на целый день. Логоритмика популярна для детей 5-6 лет. Упражнения для них созданы не только с музыкой и движениями, но и с более сложными словами для закрепления развития речи. Перед школой дети должны хорошо разговаривать и знать много слов. Тогда они легко научатся читать и писать.
Как говорилось ранее, музыкальные и двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку.
Логоритмика
включает:
1)Ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким упражнениям ребёнок
учится ориентироваться в
пространстве;
2)Дыхание, голос, артикуляцию, интонацию. Это помогает детям правильно говорить,
подбирать слова, чувствовать такт; 3)Регулирование
мышечного тонуса и внимания; 4)Речевые
упражнения, как с музыкальным сопровождением, так и без него; 5)Развитие мелкой
и крупной моторики; 6)Развитие
музыкального
такта.
Принцип всех логоритмических упражнений заключается в использовании ритмики и музыки. Поэтому есть вероятность разнообразить движения. Соответственно, детям не надоедают логоритмические упражнения, ведь каждый ребёнок готов прыгать и бегать хоть целый день. Иногда малышам предлагаются сложные задания. Особенно тяжела логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения им организуются с музыкальным сопровождением, движением и словами. Не каждый ребёнок легко обучится этому. Занятия всегда начинаются с ходьбы или марширования. Благодаря этому координация рук и ног чёткая. Именно с ходьбы дети учатся управлять своим телом и становятся более устойчивыми.
Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух. Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук. Темп – это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.
Музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике. Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Поэтому немаловажное значение в логоритмике имеют музыкальные инструменты. Благодаря им, дети учатся чувствовать ритм, у них появляются слух, внимание и память. Плюс ко всему, развивается мелкая моторика, с помощью которой улучшается речь. Музыкальные инструменты развивают фантазию и творческие способности. Когда воспитатель или музыкальный руководитель начинает играть на пианино, дети должны повторить хотя бы темп. С первого раза редко получается. Однако если ребёнок стремится к улучшению, рано или поздно у него обязательно всё получится.
Чтобы преодолеть нарушение речи у ребёнка, не обязательно заниматься у логопеда. Можно и в домашних условиях проводить логопедические упражнения. Многие дети говорят слишком быстро. Это негативно влияет на речь. Благодаря логоритмическим упражнениям вы научите своё чадо говорить понятно. С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется. Есть уникальная логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Многие дети просят родителей прочитать очередную сказку. Можно воспользоваться ситуацией. Когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни.
Упражнения для детей по логоритмике могут быть разнообразными - как самыми лёгкими, так и сложными. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова. Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело. Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения. Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения. Добавляйте свою фантазию, любовь к малышам, и вы сможете преобразить занятия в насыщенные эффективные игры, и дети будут с удовольствием их ждать.
Основная часть
Логоритмические занятия для детей 5-6 лет и дошкольников
Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра, музыкального темпа. Пение. Игра на музыкальных инструментах. Игровая деятельность.
План занятия:
1. Упражнение 1
2. Упражнение 2
3. Тема: весна. Упражнение 3
4. Упражнение 4
5.Игра “Вороны”
6. «Дирижёр и оркестр»
7. Игра - тест «Ладошки»
8. Упражнение 5. «Танец в кругу»
9. Упражнение 6 (на развитие ритмичности движений)
10. В заключение, давайте споем песенку весне, чтобы погода стала теплей и солнечней
«Мы сидели у окна"
1.
Упражнение
1 Н. Римский-Корсаков
«Ходила младешенька»
Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в
затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто
стоит впереди - все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки
и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка
прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте -
быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и
становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным,
и игра начинается сначала.
2.
Упражнение
2 М. Глинка «Полька»
Дети стоят по кругу. Один из них ходит за
спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко
мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся
спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше
прибежит на место.
3. Тема: весна
· Дети! А вы знаете, какое сейчас время года? (Весна)
· Какие красивые растения начинают появляться весной? (Цветы) У нас есть один цветок, давайте поиграем с ним.
Упражнение 3 (Любая музыка)
Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки цветок. Один из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Цветок передается, пока играет музыка. Когда она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки покажи. Цветочек у тебя - скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если не угадывает - идет на его место тот, у кого цветок был в руках.
4.
Упражнение
4
Дети сидят по большому кругу на стульчиках на
равных расстояниях друг от друга. Один стоит в центре и говорит: «Скучно,
скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли пробежаться и местами
поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в это время
центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится
центральным, и игра опять начинается сначала.
5. Дети, кто возвращается к нам весной из теплых краев? (Птицы) А какие птицы остаются? (Вороны, голуби, воробьи, синицы) Давайте изобразим их.
Игра “Вороны”
Попеременно говорим слова:
Учитель
Вот под ёлочкой зелёной (дети прыгают) и говорят: кар – кар – кар
скачут весело вороны.
Целый день они летали, (дети бегают врассыпную и машут крыльями),
спать ребятам не давали. говорят: кар – кар – кар
Только к ночи умолкают , (дети приседают с выдохом,
вместе с нами засыпают. на выдохе Ш – ш – ш – и.);
6. Пение птичек весной похоже на целый оркестр. Давайте и мы соберем свой оркестр.
“Дирижёр и оркестр”
Воспитатель дирижирует с определенным ритмом , а остальные “играют” на музыкальных инструментах.
Колокольчик – динь – дон.
Барабан – бом – бом.
Гармошка – ля – ля – ля.
7. Весной всем хочется петь и танцевать. А давайте мы попробуем прохлопать известные песни.
Игра - тест «Ладошки»
Цель: выявлять уровень сформированности метроритмической способности (1, с.17).
Стимульный материал:
Русская народная песня «Во поле березка стояла»;
М. Карасев «Елочка»;
Детская песня «Петушок»;
«Антошка», «От улыбки …».
Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками».
8. Теперь соберемся в хоровод и потанцуем.
Упражнение 5 «Танец в кругу»
Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:
Мы сейчас пойдем направо
Дружно - раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно - раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно - раз, два, три!
И на место все вернемся
Дружно - раз, два, три!
9.
Упражнение
6 (на развитие
ритмичности движений)
Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют
ритмичные движения под музыку по тексту.
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз -
Сто колес, сто колес.
Ребятишек он повез,
Весело повез.
10. В заключение, давайте споем песенку весне, чтобы погода стала теплей и солнечней.
Мы сидели у окна
Мы сидели у окна, «пружинка» с поворотом
Постучалась к нам весна, «стучим» правой рукой
Зайчик солнечный блеснул, наверху правая раскрытая ладошка (зайчик)
Солнца в лужицы плеснул. две руки выбросить вверх и сбросить вниз
Прыгнул с ветки воробей, прыжки
Закричал скорей, скорей, жест «зовём к себе»
Торопитесь все за мной, шагаем
Поздороваться с весной. двумя руками жест «к себе – от себя»
Если нас гулять зовут, «пружинка» с поворотом
Мы готовы в пять минут, раскрытая ладонь выбрасывается вверх
Солнцем улица полна, разводим руки в сторону
Здравствуй, милая весна. двумя руками жест «к себе – от себя»
Заключение
Курс логоримики дал мне возможность исправить некоторые недостатки в моей речи. Я стала контролировать, как и что я говорю. В моей речи стало гораздо меньше слов-паразитов, например, таких как «ну», «вот», «эээ…». Я начала говорить громче и чётче. Если раньше меня просили повторить то, что было сказано, то сейчас такие просьбы отсутствуют.
На достигнутых результатах я не намерена останавливаться. Планирую дальше совершенствовать свою речь.
Идти только вперёд – это главное во всём, что делаешь.
Использованная литература
· Картушина - Конспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет;
· Воронова - Логоритмика для детей 5-7 лет;
· Горошкова - Развитие у детей чувства ритма средствами логоритмики;
· Клезович - Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей;
· Беляева - Интересные и развивающие занятия для детей 6 лет;
· Кравец - Развивающие задания для ребенка 5 лет: развиваем речь, память и логику;
· Макеева - Развивающие занятия для детей 5 лет. Учимся играя.