Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
РЕФЕРАТ
«Культура эпохи Возрождения»
Студент: Романцова Е.А.
Факультет:
заочного образования
Специальность: Телеоператор
Группа: 5ТО1
Курс: 1
Проверила: Луговая Е.К.
Санкт-Петербург, 2016
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Понятие эпохи «Возрождения» __________________________3
2. Гуманисты____________________________________________5
3. Северный Ренесанс_____________________________________7
4. Экономика и политика___________________________________11
5. Философия___________________________________________13
6. Наука_______________________________________________14
7. Открытия______________________________________________15
8. Религия______________________________________________18
9. Заключение___________________________________________20
Понятие эпохи «Возрождения»
После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.
Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.
Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).
В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.
Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека.
Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.
Важное
значение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имели
античные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и Древнего
Рима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использовать
латынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиеся
античные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому не
без основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, и
возрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческим
оправданием национального единения.
Эпоха
от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к
Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три
столетия.
В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В своем развитии ренессансный тип культуры прошел несколько этапов, наиболее четко выделяющихся в итальянской культуре, где они распределяются таким образом:
· Проторенессанс (вторая половина XII – начало XIV века);
· Раннее Возрождение (XIV – начало XV века);
· Зрелое Возрождение (XV – первая четверть XVI века);
· Высокое Возрождение (первая четверть XVI – Середина XVI века);
· Позднее Возрождение (вторая половина XVI – начало XVII века).
Вторым типом ренессансной культуры считается Северное Возрождение (страны, расположенные к северу от Италии: Нидерланды, Германия, Франция). Оно характеризуется более сжатым и интенсивным, несколько «свернутым» протеканием, переносом ренессансной проблематики с внешних проявлений (в форме пластических искусств, зрелищности) на решение внутренних вопросов веры, государственности, права и т.д. Северное Возрождение начинается в середине XIV столетия и длится до конца XVIII ст.
Третий тип ренессансных культур представляют культуры, пережившие лишь частичное Возрождение, «прожив» его в краткие периоды – за 40-70 лет и далеко не в «чистом» виде даже в сравнении с Северным Возрождением. К такому типу ренессансных культур относят культуру Англии, Португалии, ряда славянских стран: Чехии, Польши, Украины.
Гуманисты
Италия стала настоящей «школой» европейского гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы .
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи.
Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского
humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в
ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной
премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.
Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего, проявляться подобие человека Богу.
Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.
И гуманисты, и реформаторы по своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.
Северный Ренессанс
Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытных европейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил в Северной Европе медленнее и труднее, чем в Италии. Видимо, поэтому для Северного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых и ренессансных мировоззрений, стилей.
В культуре Северного Возрождения детерминирующую роль играл экономический фактор – зарождение капиталистического производства. Новые культурные тенденции отражали интересы, бюргерского сословия.
Важной особенностью Северного Возрождения было усиление роли религии. В XVI в. изменения в духовной культуре ряда европейских стран определялись, прежде всего, Реформацией. Последняя заявила о себе как широкое обновленческое религиозное и культурно-цивилизационное движение, ориентированное на разные социальные слои. Возникнув в контексте религиозного спора, учение Лютера, доктрины Цвингли и Кальвина стали опорой для национально-освободительной и классовой борьбы, придали высший религиозный и этический смысл образу жизни и мировосприятию зарождавшейся буржуазии. Главная заслуга протестантизма в деле развития капитализма состояла в том, что он возвел в ранг этического принципа дух капиталистического предпринимательства. Высокий статус мирской жизни коренным образом изменил отношение человека к труду, придав ему особую религиозную ценность. Немецкий философ М. Вебер писал, что протестантизм явился освобождением духа капитализма.
В среде бюргерства возникла потребность в массовом, конкретном, связанном с практикой знании. И. Гутенберг в середине XV в. изобрел печатный станок, который стал инструментом просвещения.
Появлению эпохального изобретения предшествовало изменение сознания людей. Пользу от появления печатного станка трудно переоценить. Типографское производство, ориентированное на массовое потребление производимой продукции, быстро распространилось по Европе. Печатная продукция стала эффективным средством связи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новых социокультурных групп на основе репрезентированных и осознанных вкусов и интересов. Книгопечатание на первых порах способствовало также популяризации идей Реформации, создало предпосылки для созревания отвлеченных форм рационального мышления, теоретического познания.
Нидерландское Возрождение.
На севере Европы центром Возрождения были Нидерланды, где в богатых и достаточно автономных торгово-ремесленных городах уже складывались капиталистические отношения (первые мануфактуры известны здесь с XIV в.) и зарождался новый класс буржуазии, избравший путь субсидиарного капитализма, экономического и социального партнерства, культурной консолидации.
Возрождение в Германии. В XV–XVI вв.
Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.
К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.
В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).
Онродился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии, занимаясь издательской и комментаторской деятельностью. Его самая известная работа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротеском и тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность и двойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическая рассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескими поучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть над умами.
Деятельность немецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколения гражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этим объясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К. Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но и преимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям о средневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III). Осознав самостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлого германцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.
Французское Возрождение.
Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.
В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.
В «Опытах» Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.
Экономика и политика
Первый подъем новой культуры в Италии относится к XII — XIII вв.
Северо-итальянские города-государства во главе с Венецией захватили
посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Крупными центрами
ремесленного производства становятся Флоренция, Сиена, Милан. Политическая
власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников. Объединенные в
цехи, они активно противостояли местным феодалам и способствовали отражению
натиска иноземных завоевателей (прежде всего германских императоров). В
условиях политической самостоятельности в городах зарождались новые формы
капиталистического уклада. Эти изменения вызвали коренные сдвиги в
мировоззрении и культуре, характеризующейся интересом к человеку как мыслящей и
чувствующей личности, к античности. На раннем этапе переходной эпохи культура
во многом носила противоречивый характер, новое часто уживалось со старым, либо
облекалось в традиционные формы.
В
первой половине XVI в. Италия еще играла значительную роль в торговле со
странами Востока. Но из-за войн инвестирование мануфактурно-ремесленного
производства, торгового обмена ослабевало, росла конкуренция с Германией.
Отрицательное влияние на итальянскую экономику, державшуюся во многом на
торговом капитале, оказало падение Византии. Благодаря Великим географическим
открытиям (Америки Христофором Колумбом в 1492 г., морского пути из Европы в
Индию Васко да Гама в 1497–1499 гг.) у морских стран Европы появились новые
торговые пути, что положило конец монополии итальянцев на посредничество в
торговле с Востоком. В сельском хозяйстве Италии наметилась тенденция к
аграризации. Представители кризисных корпораций стали вкладывать деньги в
покупку земли; происходило перекачивание капитала в аграрный сектор.
В первой половине XVI в. произошло ослабление политически раздробленной Италия, ставшей ареной борьбы Франции и Испании за владение ее территорией. В разобщенных, втянутых в междоусобные войны итальянских городах и областях устанавливались близкие к деспотическим формы правления. Лишь Венеция, где на протяжении всего Возрождения существовала независимая купеческо-аристократическая республика, вполне сохранила развитые формы городского самоуправления. Культурным следствием указанного процесса явилась тенденция к унификации и регламентации моды, художественного быта, проведения праздников и т.п.
Огромное воздействие на духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступление Контрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италии стала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферу образования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу суды инквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались не только неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией и алхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период Позднего Ренессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовал список запрещенных книг.
Экономический спад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливанию крестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие, бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условия наложили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций.
Философия
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.
Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки.
Ранние гуманисты использовали гибкий подход к проблемам общества и активной жизни на службе человечеству. В интеллектуальной жизни Возрождения ни одна философия или идеология не доминировала. Усиливался, скорее, философский синкретизм: стремление соединять очевидно противоречивые философские концепции, находить точки соприкосновения для соглашения об истине, как это сделал Джованни Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» (1486). Платон, хотя и чтимый гуманистами, в университетах не подавался как философ, стоящий выше Аристотеля.
Наука
Наука
Ренессанса состояла главным образом в изучении медицины, физики и математики по
рукописям древних мудрецов, таких, как Гален, Аристотель и Евклид. Экспериментальная
наука (анатомия и алхимия) вела к открытиям в университетах и вне их.
Эмпирические основания физиологии установились в ходе исследования
человеческого тела, которое велось ещё в средневековой медицинской школе и, как
это блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, в среде художников
Ренессанса, чей интерес к точности и деталям в живописи и скульптуре привел их
к внимательному изучению анатомии человека.
Особенно сильными, буквально поразительными, были в эпоху Возрождения изменения в хозяйственной культуре, в технологии. Повысилась продуктивность сельского хозяйства. Всё шире использовался порох, развивалось оружия и решались проблемы баллистики. Расширялась торговля, совершенствовались морские суда и искусство навигации, совершались великие географические открытия. В астрономии начали использовать телескопы. Заслуживает самой высокой оценки весь ряд механических искусств Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов. Это значит, простые принципы механики, физики, астрономии и, со временем, химии начали пониматься практически и широко применяться. Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке уже существовал достаточно широкий фундамент физических наук, но в основном эмпирический, без того сложнейшего теоретического аппарата, с помощью которого построено здание современной физической науки.
Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире.
Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона.
Гуманистическая
направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи
было связано с проблемой человеческого существования.
Открытия
Параллельно изменениям в производстве и экономике формировались новые принципы управления и самоуправления, складывалось систематизированное городское право. Все эти процессы вели к возрастанию роли личностного начала. Западноевропейский город стал той почвой, которая взрастила нового человека - энергичного, предприимчивого, рассчитывающего на свои силы и умения. Менялись место и роль человека в окружающем мире. Человек становился инициативен и активен в отношении к миру, он смело брался за новую деятельность, пытался иначе взглянуть на привычные занятия.
Одним из важных следствий этого стали изобретения, научные и географические открытия, расширение представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Несмотря на то что промышленная революция произошла позднее - в XVIII - XIX веках, - первый шаг к ней был сделан в эпоху Возрождения.
Материальная культура Ренессанса дала ряд принципиальных идей, решительно повлиявших на производство. К примеру, для этой эпохи характерно широкое распространение водяных и ветряных мельниц. Причем применялись они не только для помола зерна, но и для многих других целей: приводили в движение молоты, насосы, кузнечные меха, использовались для изготовления сукна. Новый промышленно-технический опыт, широко и разнообразно эксплуатируя энергию ветра и воды, впервые так масштабно поставил вопрос преобразования природных сил в деятельности человека, обратил природу на службу человеку.
Некоторые достижения материальной культуры имели следствия, чрезвычайно далеко выходящие за ее пределы, и в значительной мере повлияли на духовную культуру.
В первую очередь нужно, конечно, назвать появление книгопечатания. Открытие книгопечатания можно считать весьма символичным для эпохи Возрождения. Оно воплотило в себя технические и социальные новации времени, соединяя опыт предшествующий с новой действительностью. Традиции изготовления «народных листков» с резных досок, эксперименты с красками и металлическими сплавами, умение использовать пресс для изображений на монетах, освоение бумаги соединились с новыми принципами организации производства, с новыми требованиями к продукции и ее свойствам.
Важной предпосылкой для появления и распространения книгопечатания стала массовая потребность в общедоступном фиксированном знании. Городская культура, новые представления человека о мире и о самом себе существенно расширили этот социальный круг, который ощутил потребность в знаниях. Рукописная книга, устное предание или эзотерическое, доступное немногим знание уже не удовлетворяли требованиям времени. Поэтому появление книгопечатания стало явлением закономерным и своевременным.
Ощущение потребности в знаниях, активный интерес человека к окружающему миру способствовали становлению в эпоху Возрождения основ научной картины мира, развитию так называемого позитивного знания. Впервые со времени античности появляются трактаты о лечении болезней и анатомии, о технике и строительстве, о сельском хозяйстве и художественном творчестве. Знание это, конечно, было еще слишком эмпирично и бессистемно, но тем не менее оно сыграло важную роль в подготовке того позднего переворота, который мы называем научной революцией.
Среди знаменательных событий в материальной культуре Возрождения, оставивших свой след в культуре духовной, следует назвать ее появление часов и стекла.
Изобретение и широкое распространение часов стало отражением и закреплением формирующегося представления о времени, характерного для европейской культуры в период, пришедший на смену средневековью. Первоначально часы отмечали равные временные отрезки периодическим боем. Потом появился поделенный на двенадцать частей циферблат и часовая стрелка, позднее - минутная и секундная стрелки. Движение стрелок по циферблату, его однонаправленность отражали представления о времени как о необратимом процессе. Часы не просто исчисляли время и позволяли регулировать действия человека, но и формировали новый взгляд человека на действительность, ставший важной частью формирующегося миропонимания. В XIV веке часы прочно входят в городской быт и становятся не только элементом обыденного мира человека, но и символом точности и надежности.
Нужно отметить еще и то, что в средние века разнообразные сложные механизмы были весьма популярны и средневековые ремесленники достигли значительных умений в изготовлении разнообразных «диковинок», но появление часового механизма было переходом на качественно иной уровень. Это было одно из первых сложных механических устройств, предназначенных не для развлечения, а исключительно для практических целей.
Довольно значительны культурные последствия широкого применения стекла. Стеклянные окна, быстро распространившиеся в итальянских городах к XV веку, позволили не просто осветить дом, но и взглянуть на мир за окном иными глазами, ощутить пространственную соотнесенность предметов и вещей окружающего мира. Это стало одной из важных предпосылок формирования новых представлений о мире, в которых видимый предметный мир приобретал огромную по сравнению со средневековьем ценность. Познание законов, движущих этот мир, изучение взаимосвязи его элементов становятся важнейшими задачами эпохи.
Симптоматичным стало и появление в быту зеркала, позволившего, так сказать, взглянуть на себя со стороны, поставить проблему внутреннего и внешнего, вызвать интерес к внутреннему миру человека.
Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.
Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Заключение
Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.
Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.
Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.