Концепция и анализ экономической безопасности государства

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Концепция экономической безопасности государства…………….5

1.1.         Сущность и основные характеристики экономической безопасности……5

1.2.         Обеспечение экономической безопасности государства…………………..6

ГЛАВА 2. Анализ экономической безопасности Российской Федерации…..13

2.1. Анализ основных показателей экономической безопасности…………...13

2.2. Факторы и условия социально-экономического развития России………18

ГЛАВА 3. Проблемы экономической безопасности и пути их решения…….20

3.1. Угрозы экономической безопасности……………………………………..20

3.2. Пути повышения экономической безопасности России………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое развитие страны, эффективность экономики и ее конкурентоспособность имеют тесную связь с таким понятием, как экономическая безопасность государства.

Понятие экономической безопасности отражает способность разных государственных институтов защищать интересы ключевых субъектов, согласно национальным хозяйственным традициям и ценностям.

В соответствии с мировым опытом, обеспечение экономической безопасности представляет собой гарантию независимости страны, условие стабильности и эффективной общественной жизнедеятельности. Это можно объяснить тем, что экономика является одной из жизненно важных сторон общественной деятельности, деятельности всего государства и отдельно каждой личности. Обеспечение экономической безопасности государства является одним из важнейших приоритетов страны.

Экономическая безопасность является частью государственной безопасности и связана с остальными ее элементами.

Традиционно экономическая безопасность государства рассматривается в качестве важнейшей качественной характеристики экономической системы, что устанавливает ее способность в поддержании нормальных условий жизнедеятельности общества, последовательную реализацию государственных интересов, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Проблемы системы обеспечения экономической безопасности государства  привлекают к себе все более пристальное внимание со стороны политических деятелей, ученых и самых широких слоев населения. Это совсем не случайно. Угрозы и ущерб, нанесенный экономической безопасности, выдвигают данную тему на первый план в жизни общества.

Сущность экономической безопасности государства реализуется в системе критериев и показателей, но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, что представляют собой предельные величины, несоблюдение значений которых усугубляет нормальный ход развития элементов воспроизводства, приводит к появлению негативных тенденций в области экономической безопасности.

Предметом исследования темы данной курсовой работы является экономическая безопасность.

Объект исследования – организация и функционирование системы экономической безопасности государства.

Цель исследования – рассмотреть сущность экономической безопасности государства, ее основные характеристики, проблемы и пути решения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и основные характеристики экономической безопасности;

- ознакомиться с механизмом экономической безопасности страны;

- рассмотреть систему экономической безопасности России, проанализировать ее основные показатели;

- выявить угрозы экономической безопасности РФ;

- определить пути повышения экономической безопасности России;

- сформировать ряд определенных выводов.

ГЛАВА 1. Концепция экономической безопасности государства

1.1.         Сущность и основные характеристики экономической безопасности

Безопасность – это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения его качеств и параметров довольно небольшая. Для субъекта важным является правильная оценка уровня безопасности, которая может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина данного расхождения зависит от полноты и глубины информации о той ситуации, которая сформировалась, от степени воздействия ее изменений на состояние безопасности и пр. [8, c.46]

Экономическая безопасность трактуется по-разному в научной литературе. К примеру, В.Тамбовцев считает, что экономическая безопасность - это совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, что обеспечивают возможность достижения целей всей системы.

Согласно В.А.Савину, экономическая безопасность - это система защиты жизненных интересов в РФ. По Л.И.Абалкину экономическая безопасность представляет собой состояние экономической системы, что ей дает возможность развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство может вырабатывать и реализовывать независимую экономическую политику.

Таким образом, в общем смысле, экономическая безопасность – это важная качественная характеристика экономической системы, что определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства [18, c.64].

Экономическая безопасность характеризуется довольно сложной внутренней структурой, что содержит такие важные элементы:

- стабильность и устойчивость экономики страны, что предполагают защиту собственности во всех ее формах, формирование надежных условий и гарантий для активности предпринимательства, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, осуществление борьбы с криминальными структурами в экономике страны и пр.;

- экономическая независимость, что при современном мировом хозяйстве не имеет абсолютный характер. Международное разделение труда приводит к тому, что национальные экономики становятся взаимозависимыми между собой. Экономическая независимость при этом - это возможность контроля со стороны государства за ресурсами страны, достижение данного уровня в производстве, эффективность и качество продукции, что обеспечивает ее конкурентоспособность и дает возможность на равных условиях принимать участие в мировой торговле и обмене научно-техническими достижениями;

- способность к саморазвитию и прогрессу. Это является особенно важным в современном мире, который характеризуется динамичным развитием. Формирование благоприятного климата для инвестиций и инноваций, осуществление модернизации в производстве, увеличение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения экономики страны.

Таким образом, экономическая безопасность является совокупностью условий и факторов, что обеспечивают независимость экономики страны, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и улучшению [22, c.58].

1.2.         Обеспечение экономической безопасности государства

Для обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо разработать соответствующий механизм реализации элементов данной безопасности.

В условиях глобализации механизм обеспечения экономической безопасности государства является системой организационно-экономических и правовых мер, которые касаются предотвращения экономических угроз. Данный механизм включает такие элементы:

- выработка пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых в результате приводит к нестабильности и возникновению социальных конфликтов;

- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны;

- деятельность страны, что касается выявления и предупреждения внутренних и внешних угроз экономической безопасности [2, c.87].

Механизм обеспечения экономической безопасности государства при глобализации реализуется через стратегию государства, что должна выступать в качестве идеологии развития и учитывать стратегические приоритеты и интересы страны. По этой причине главная цель экономической стратегии заключается в создании структуры экономики и формировании промышленно-финансовых и банковских структур, что способны создавать необходимые условия для внедрения капитала в новое русло экономического развития.

Одно из направлений в соблюдении стратегических интересов безопасности заключается в формировании системы гибкого регулирования рыночной экономики. В систему гибкого регулирования со стороны государства целесообразно включить такие подсистемы:

- индикативное планирование. На основе данного планирования осуществляется через ориентацию инвестиционных процессов на определенные приоритеты структурной политики и прочие типы настройки механизма ведения хозяйства с помощью экономических методов для всех типов организаций;

- макроэкономическое регулирование, которое устанавливает общие правила и параметры ведения хозяйства для всех типов организаций;

- осуществление более жесткого планирования деятельности государственных предприятии, государственных заказов, разработка и реализация методов управления имуществом, что принадлежит государству [19, c.45].

Другим важным аспектом в стратегии экономической безопасности государства можно представить устойчивость валюты страны. Проблема устойчивости валюты получает очень важное значение во всех рыночных индикаторах.

В сфере обеспечения экономической безопасности государственная стратегия разрабатывается и осуществляется в пределах экономической политики, к основным приоритетам которой относится следующее: устойчивость в экономическом положении личности, достижение социально-экономической стабильности общества и всего государства в целом, соблюдение конституционных прав и свобод граждан и пр.

Для этого должна быть сформирована надежная система влияния со стороны государства на экономику, что дает возможность осуществлять регулирование важных экономических преобразований с небольшими потерями, а также способна брать на себя функции управления и поддержания экономики государства на безопасном уровне. В данном случае важно четко определить и установить границы или условия вмешательства государства в экономику, обеспечить развитие эффективных методов регулирования со стороны государства [21, c.118].

Со стороны государства должен осуществляться комплекс мер, в первую очередь, тех, которые направлены на обеспечение экономического роста. Это и будет выступать гарантией экономической безопасности страны. Данные меры должны включать все сферы экономики. В их число входят  такие элементы: активная структурная и социальная политика; усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере; продолжение институциональных преобразований.

Социальная политика, в данном случае, должна содействовать процессу консолидации общества при устойчивом экономическом положении граждан, улучшении их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, который можно было наблюдать в росте среднемесячных денежных доходов населения за последнее время, происходил при значительных задержек денежных выплат, усилении дифференциации в доходах и пр. Но процесс, который заключается в расслоении общества на богатых и бедных продолжается и сейчас. Это оказывается дестабилизирующим фактором, который создает потенциальную угрозу появления социальных конфликтов [24, c.93].

Основным направлением инвестиционной политики должно выступать создание благоприятной среды, которая способствует росту инвестиционной активности, привлечению инвестиций для осуществления реконструкции экономики России и пр. При того, чтобы проводить эффективную инвестиционную политику необходимо соблюдать такие принципы:

- использование некоторых кредитных инвестиционных средств и направление их на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса;

- осуществление последовательной децентрализации инвестиционного процесса;

- стимулирование привлечения иностранных инвестиции;

- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- увеличение роли неинфляционных источников накопления [7, c.94].

Необходимо отметить, что важнейший элемент механизма обеспечения экономической безопасности - это деятельность государства, которая направлена на выявление и оперативное предупреждение внутренних и внешних угроз безопасности экономики. К основным направлениям данной деятельности можно отнести следующее:

- работа по реализации комплекса мер для преодоления или недопущения угроз экономической безопасности государства;

- установление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития имеют отклонения от пороговых значений экономической безопасности. Разработка комплексных мер по выходу государства из зоны опасности;

- проведение экспертизы решений по финансовым и хозяйственным вопросам, что принимаются с позиции экономической безопасности РФ [8, c.64].

Разработка и реализация мер, которые направлены на устранение угроз экономической безопасности государства при глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением данных мер со стороны Совета Безопасности России.

Для того, чтобы обеспечить экономически безопасную интеграцию РФ в мировую экономику, государству следует завершить следующие процессы:

- определение и освоение товарных ниш страны, которые являются наиболее перспективными для экспорта России на мировом рынке, концентрация основных усилий и средств для того, чтобы достичь рыночного успеха, развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

- создание оптимальной структуры экспорта, что предполагает значительный рост в нем удельного веса и объемов товаров, которые имеют высокую степень переработки, высококачественные услуги;

- осуществление долгосрочного регулирования валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами, международными организациями-кредиторами, государствами-должниками;

- установление благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

- обеспечение доступа предприятий России как экспортеров и импортеров на мировые рынки оборудования, технологий, машин, информации и капитала, транспортным коммуникациям и пр. [14, c.84]

Многообразная роль системы управления государства в процессе обеспечения экономической безопасности при глобализации обусловлена функциями, которые выполняет механизм данной системы, включая:

- обеспечение инструментария в обосновании и принятии стратегических и текущих решений, которые охватывают макро- и микроэкономическое регулирующее влияние и параметры деятельности государства;

- обеспечение, используя экономические и административные рычаги, практической реализации стратегии и текущих программ экономического развития, проведение анализа и оценки полученных результатов, корректировка используемых мер и действий;

- обеспечение необходимую правовой и политической защиты экономического суверенитета страны, основываясь на выработке и последовательной реализации законодательных и нормативных актов, что предусматривают охранительные, поощрительные и запретительные режимы во взаимоотношениях с другими странами;

- создание устойчивой и надежной системы распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, что дает возможность быстро реагировать на явления и проблемные ситуации в экономике [18, c.73].

Таким образом, в большой степени, рост экономической безопасности РФ находится в зависимости от эффективности инструментов защиты интересов страны на внутренних и внешних рынках. Но, создавая данные инструменты, следует брать во внимание технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой продукции страны, довольно слабую нормативную правовую базу и наличие экономической нестабильности.

Один их эффективных механизмов - это проведение разумной протекционистской политики, которая защищает национальные интересы товаропроизводителей страны на внутренних и внешних рынках, что, в свою очередь, предусматривает следующее:

- борьба с монополистами;

- установление налоговых льгот;

- проведение льготного кредитования экспорта продукции обрабатывающей промышленности;

- использование режима благоприятствования для предпринимателей в производственных отраслях;

- предоставление особой значимости фактора ресурсосбережения [1, c.71].

ГЛАВА 2. Анализ экономической безопасности Российской Федерации

2.1. Анализ основных показателей экономической безопасности

Для определения уровня социально-экономического развития государства необходимо рассмотреть отдельные показатели:

- валовой внутренний продукт (табл.2.1) [13, c.134]

 Таблица 2.1

Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году

2012

2013

2014

2015

Раздел A

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

105,5

103

101,5

101,7

Раздел B

Рыболовство, рыбоводство

103,4

101,2

103,4

112

Раздел C

Добыча полезных ископаемых

110,8

108,6

100,9

102,1

Раздел D

Обрабатывающие производства

109,5

106,7

105,7

104,9

Раздел E

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

101,6

102

101,3

102,6

Раздел G

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

113,2

109,2

109,9

108,7

Раздел H

Гостиницы и рестораны

101,3

105,9

108,8

111,2

Раздел I

Транспорт и связь

107,2

110,9

106,8

109,4

Раздел J

Финансовая деятельность

109,6

109,9

109,8

110,4

Раздел K

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

103

102,8

111,8

105,6

Раздел L

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

99,5

105,5

96,9

105

Раздел M

Образование

100,9

100,4

100,4

101,8

Раздел N

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

96,1

101,1

103,1

103,8

Раздел О

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

100

112,4

107,5

112,7

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

107,5

114,1

106,9

111

Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности

107,4

106,9

106,2

106,3

(в основных ценах)

Чистые налоги на продукты

105,9

109,8

108,3

108,9

ВВП (в рыночных ценах)

107,3

107,2

106,4

106,7

Из данных, представленных в таблице, можно увидеть устойчивую положительную динамику изменения реального ВВП за последние годы. Средний показатель составляет 6,9 %. Президент поставил перед правительством задачу в перспективе удвоить ВВП, для чего необходимым является ежегодный прирост 7,2 %.

- демографические показатели

Основные демографические показатели дают представление о том, какое качество и количество трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта (табл.2.2) [3, c.95].

Таблица 2.2

Основные демографические показатели

1995

2003

2011

2012

2013

2014

2015

Численность населения - всего, тыс. человек

147 665

148 292

146 304

145 649

144 964

144 168

143 474

в том числе:

городское

108 736

108 311

107 072

106 725

106 321

105 818

104 719

сельское

38 929

39 981

39 232

38 924

38 643

38 350

38 755

Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек:

моложе трудоспособного

36 101

33 615

28 387

27 274

26 115

25 014

24 095

в трудоспособном

83 943

84 540

88 040

88 515

89 206

89 896

90 218

старше трудоспособного

27 621

30 137

29 877

29 860

29 643

29 258

29 161

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:

все население

69,2

65,8

65,2

65

64,9

65,3

65,3

мужчины

63,7

59,6

58,9

58,7

58,6

58,9

58,9

женщины

74,3

72,4

72,2

71,9

71,8

72,3

72,4

На 1000 человек населения

Родившихся

13,4

8,9

9

9,7

10,2

10,4

10,2

Умерших - всего

11,2

14,2

15,6

16,2

16,4

16

16,1

в том числе детей в возрасте до 1 года

17,4

17,4

14,6

13,3

12,4

11,6

11

Естественный прирост, убыль (-) населения

2,2

-5,3

-6,6

-6,5

-6,2

-5,6

-5,9

Число браков

8,9

5,9

6,9

7,1

7,6

6,8

7,5

Число разводов

3,8

3,8

5,3

5,9

5,5

4,4

4,2

Миграционный прирост, убыль (-) населения

1,9

3,5

1,9

1,6

0,6

0,7

0,9

Рассмотренные демографические показатели и их анализ говорят о негативных тенденциях развития. Происходит естественная убыль населения. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, поскольку боятся жилищных и финансовых трудностей. Количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте сейчас в России составляет 1,2 ( к примеру, в Швеции, Финляндии, Норвегии 2,4).

Уменьшение наблюдаются и в другом показателе - ожидаемая продолжительность жизни. Фактор, обусловивший это, - социально-экономическая нестабильность.

Миграционные процессы характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низкоквалифицированных из стран ближнего зарубежья.

- уровень преступности (табл.2.3) [11, c.51]

Таблица 2.3

Число зарегистрированных преступлений по видам, тыс.

1995

2000

2011

2012

2013

2014

2015

Зарегистрировано преступлений - всего

1 839,5

2 755,7

2 952,4

2 968,3

2 526,3

2 756,4

2 893,8

в том числе:

убийство и покушение на убийство

15,6

31,7

31,8

33,6

32,3

31,6

31,6

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

41

61,7

49,8

55,7

58,5

57,1

57,4

изнасилование и покушение на изнасилование

15

12,5

7,9

8,2

8,1

8,1

8,8

грабеж

83,3

140,6

132,4

148,8

167,3

198

251,4

разбой

16,5

37,7

39,4

44,8

47,1

48,7

55,4

кража

913,1

1 367,9

1 310,1

1 273,2

926,8

1 150,8

1 276,9

терроризм, единиц

1

135

327

360

561

265

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

16,3

79,9

243,6

241,6

189,6

181,7

150,1

нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

96,3

50

52,7

54,5

56,8

53,6

26,5

из них повлекшие по неосторожности смерть человека, двух или более лиц

15,9

14,4

15,4

15,5

16,1

17,6

16

взяточничество

2,7

4,7

7

7,9

7,3

7,3

8,9

Согласно данным, представленным в таблице, уровень преступности растет в России имеет положительную тенденцию, по отношению к 1995 г. он увеличился практически в 2 раза. Резко возросло количество тяжких преступлений.

Однако, положительная тенденция наблюдается в сильном уменьшении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (в 4 раза). Но, в данном случае, следует сказать о том, что число машин на дорогах стало намного больше, культура вождения ухудшается, таким образом, можно говорить о том, что большинство дорожных нарушений решается на месте, с помощью взятки. Высокий уровень коррупции подтверждает и увеличение выявленных случаев взяточничества.

- индикаторы уровня жизни населения (табл.2.4) [26]

Таблица 2.4

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

2000

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств, млрд. руб.

872

3 813

5 014

6 390

7 710

9 573

11 976

на душу населения, руб.

5 874

26 014

34 347

43 976

53 330

66 563

83 680

в процентах к предыдущему году

105,9

108,2

107,7

106,7

109,9

109,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году

85

112

108,7

111,1

115

110,4

111,1

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

72

120,9

119,9

116,2

110,9

110,6

112,6

Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году

80,5

128

121,4

116,3

104,5

105,5

109,6

Величина прожиточного минимума, в % к предыдущему году

в 3,1 раз

120

124

120,5

116,8

112,5

115,8

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн. человек

36,5

42,3

40

35,6

29,3

25,2

24,9

в % от общей численности населения

24,8

29

27,5

24,6

20,3

17,6

18,3

в % к предыдущему году

110,9

84,9

94,6

89

82,3

86

84

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:

среднедушевых денежных доходов

195

189

204

218

245

270

275

среднемесячной номинальной начисленной

159

168

199

222

239

259

268

Данные таблицы говорят о том, что реальные доходы населения за рассмотренный период имеют тенденцию к увеличению. Однако уровень данных показателей все же не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

- энергетическая безопасность

Проблема обеспечения энергетической безопасности является весьма актуальной в последнее время, что обусловлено естественными причинами (ограниченность топливных ресурсов, рост энергопотребления) и причинами экономического и политического характера.

Энергетическая безопасность России на сегодняшний день, в основном, обеспечивается благодаря старым производственным мощностям, не смотря на их низкую надежность и высокую степень износа. Согласно прогнозам экспертов, если и дальше будут сохраняться сложившиеся тенденции, то будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2017 г. По этой причине необходимо заблаговременно осуществить наращивание заделов, так как сроки нового строительства электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может играть роль существенного тормоза в развитии страны в перспективе.

Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности России, несмотря на присутствие отдельных положительных тенденций, указывает на ряд существующих угроз для обеспечения благоприятного развития страны [17, c.129].

2.2. Факторы и условия социально-экономического развития России

Вариант прогноза социально-экономического развития России на 2016 г. основан на гипотезе изменения внешних и внутренних факторов, включая динамику цен на нефть и прочие товары экспорта нашей страны, ухудшения внешнеэкономических условий, сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения действия экономических санкций по отношению к Российской Федерации (табл.2.5) [25].

Таблица 2.5

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития РФ за период 2014-2016 гг.

2014

2015

2016 (прогнозный)

Цены на нефть, долл./барр.

108

98

50

Индекс потребительских цен, в среднем за год

6,8

7,8

15,8

Курс доллара среднегодовой, рублей за долл.

31,8

38,0

61,5

ВВП, млрд.руб.

66 194

70 976

73 119

Темп роста ВВП, %

1,3

0,6

-3,0

Промышленность, %

0,4

1,7

-1,6

Оборот розничной торговли, %

3,9

2,5

-8,2

Реальная заработная плата, %

4,8

1,3

-9,6

Реальные располагаемые доходы населения, %

3,2

-1,0

-6,3

Объем платных услуг населению, %

2,0

1,3

-5,0

Экспорт, всего, млрд. долл.

523

494

334

Темп роста, %

3,4

-0,6

-0,1

Импорт, всего, млрд. долл.

341

308

197

Темп роста, %

-0,8

-8,6

-33,9

Данный вариант прогноза характеризует развитие экономики при условиях реализации принятых дополнительных мер, которые носят стимулирующий характер и предполагают осуществление более активной политики государства, что направлена на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране.

Прогноз разработан, исходя из среднегодового уровня цен на нефть сорта Urals на 2016 г. в размере 50 долл. за баррель. Среднегодовой уровень среднеконтрактной цены на газ в 2016 г. прогнозируется в размере 222 долл. за тысячу кубических метров. Темпы роста ВВП прогнозируются на уровне 3 %.

Как видим из данных таблицы, на текущий год ожидается снижение по многим экономическим показателям, что негативно отразится на всем благосостоянии страны. В частности к таким показателям можно отнести следующие: цена на нефть, темпы роста ВВП, промышленность, товарного оборота, заработной платы, реальных располагаемых доходов населения, экспорта, импорта и общих темпов роста.

ГЛАВА 3. Проблемы экономической безопасности и пути их решения

3.1. Угрозы экономической безопасности

К наиболее вероятным угрозам экономической безопасности России, на локализацию которых должна быть направлена деятельность государственных органов власти, можно отнести:

- рост имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что приводит к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен по причине действий таких факторов: расслоение общества; рост части бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней; повышение уровня безработицы; задержка в выплатах заработной платы и пр.;

- деформированность структуры экономики, что обусловлена следующими факторами: отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; усиление топливно-сырьевой направленности экономики; низкая конкурентоспособность продукции многих предприятий; уменьшение результативности; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка; приобретение отечественных предприятий иностранными фирмами для того, чтобы вытеснить отечественную продукцию с внешнего и с внутреннего рынка; увеличение размера внешнего долга и пр. [5, c.73];

- увеличение неравномерности социально-экономического развития регионов

К важным факторам такой угрозы можно отнести: различия в уровне социально-экономического развития регионов; депрессивные, кризисные и отсталые районы на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями регионов и пр.;

- криминализация общества и хозяйственной деятельности, что вызвана следующими факторами: увеличение уровня безработицы; сращивание некоторых чиновников с организованной преступностью; ослабление системы государственного контроля и пр. Основными причинами, которые вызывают возникновение таких угроз, являются: неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и пр.

Предотвращение или смягчение последствий, которые могут быть получены от действия угроз экономической безопасности РФ, требует определения и мониторинга факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы страны [16, c.99].

3.2. Пути повышения экономической безопасности России

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции на мировом рынке в процессе его глобализации:

1) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение НТП и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

3) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления [11, c.132];

4) перевод российского производства на инновационный путь развития:

- создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;

- последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;

- проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

- завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

- разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

- изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

- разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности.

- подъем уровня инвестиций с 20 до 30 % ВВП, поэтому основным приоритетом экономической политики является инвестиционный климат, привлечение частных инвестиций [6, c.148].

Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:

- коммерциализация сферы НИОКР;

- ориентация исследований на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса;

– выстраивание сетей «наука – эксперимент – производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы [20, c.80].

3. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

– создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники;

– целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;

– снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

4. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и, в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе [9, c. 64].

Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами. Ведь, несмотря на уход из науки и конструкторских бюро многих ученых и изобретателей, Россия все же сохранила свой внушительный научно-технический потенциал. В нашей стране работает 12 % всех ученых планеты (четвертое место после США, Японии и Китая), однако главная проблема заключается в том, что слабо развито инновационное предпринимательство.

Будущее место России в мире в целом и в евро-атлантическом регионе в частности, зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштаба и интенсивности экономических реформ, от степени интеграции в мировое хозяйство в условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширяют и углубляют которую научно-технический прогресс с инновационной экономикой и государственного регулирования.

Таким образом, главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование [23, c.111].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев тему данной курсовой работы, можно сделать ряд определенных выводов.

Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Цель экономической безопасности - обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики.

Следует заметить, что важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации;

- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности РФ.

В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.

Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 496 c.

2.     Арбатов А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2009. - 815 c.

3.     Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2016.- № 1. – 231 с.

4.     Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 10. – 221 с.

5.     Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия - XXI. - 2015. - № 23. – 217 с.

6.     Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности / С.В. Баласай// Микроэкономика. - 2015. - № 2. – 224 с.

7.     Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2015. - № 9. – 234 с.

8.     Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 c.

9.     Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 8. – 228 с.

10.            Блинов Н. Об обеспечении экономической безопасности России / Н. Блинов, М. Кокарев, В. Крашенинников // Экономист. - 2015. –№4. – 241 с.

11.            Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности / В.В. Бурцев// Финансы. - 2016. - № 2. – 223 с.

12.            Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. - 2015. - № 12. – 235 с.

13.            Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации / А.И. Василенко// В мире науки. - 2016. - № 3. – 242 с.

14.            Воропай Н.И. Стратегические угрозы экономической безопасности России / Н.И.Воропай, С.М.Сендеров, В.И.Рабчук // ЭКО. - 2015. – №12. – 243 с.

15.            Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики /А.П. Градов// Экономическая наука современной России. - 2015. - № 3. – 214 с.

16.            Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности / Р. Дронов // Экономист. - 2015. – №2. – 230 с.

17.            Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие / А. Козлова// Власть. - 2015. – № 1. – 225 с.

18.            Козаченко А. В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: Учеб.пос. - М.: Проспект, 2013. – 329 с.

19.            Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 c.

20.            Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии / Е.И. Кузнецова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 7. – 234 с.

21.            Логинов Е.Л. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности / Логинов Е.Л., Лукин В.К., Чечулина Ю.С. - Краснодар, 2012. – 328 с.

22.            Максимов С.Н. Экономическая безопасность России: системно-правовое исследование / С.Н. Максимов. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 356 c.

23.            Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России / В. Сенчагов // Российская Федерация сегодня. - 2015. - № 6. – 229 с.

24.            Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Богомолов, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 295 c.

25.            Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/69429320-a2fe-49ea-9823-

26.            Тенденции и вызовы социально-экономического развития в России: доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.regnum.ru/news/economy/1896534.html

Информация о файле
Название файла Концепция и анализ экономической безопасности государства от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:56
Дата обновления 10.5.2020, 19:56
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 45.08 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 350
Скачиваний 55
Оценить файл