Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ИНСТИТУТ ЭкоТех
КАФЕДРА ТХОМ
Реферат
По дисциплине «Конструирование ювелирных изделий»
Москва 2015
Содержание
1. Аннотация
2. Цели и задачи
3. Актуальность
4. Введение
5. Конструирование комплекта ювелирных изделий в стиле «эклектика»
6. Художественный образ, концепция создаваемой коллекции
7. Цикл изготовления ювелирного изделия. Инструменты, материалы, оборудование, техники
8. Формообразование и композиция (симметрия и асимметрия, фактура и текстура, цвет, модульность и ритм и т.д.)
9. Приемы и способы декорирования (гравирование, чеканка, эмалирование, чернение)
10. Характеристики изделий: описательная часть, эстетическая
часть, области применения
11. Заключение
12. Список литературы
Аннотация
Данная работа о создании коллекции ювелирных изделий в стиле эклектики. Проведены поиски новых дизайнерских решений, методов формообразования, художественных приемов и технологических способов производства. В процессе будет рассматриваться выбранный стиль дизайна коллекции, воплощение идеи в эскизах и создании 3D-модели в программе SketchUp 2015 Pro.
Будут описаны необходимые материалы, такие как серебро и золото, и их преимущества в данной ювелирной линейке украшений, техника вакуумного литья для ее изготовления, а так же эмалирование и гравирование как способы декорирования.
Коллекция рассчитана на целевую аудиторию не только по социально-демографическим критериям (подростки в возрасте от 12 до 20 лет), но и по психографическим — людей, которые стремятся к самовыражению и самоутверждению в обществе.
В приложенной презентации представлены художественная и проектная часть семестровой работы.
Цели и задачи
1. Создать коллекцию ювелирных украшений и пояснительную записку
2. Проанализировать программные средства для создания дизайнерских ювелирных украшений
3. Разработать дизайн коллекции ювелирных изделий
4. Выполнить проект будущего изделия в виде чертежей трех проекций с высоким качеством исполнения
5. Выбрать материалы для изготовления продукции
6. Описать технологические процессы изготовления ювелирных изделий
Актуальность
Ювелирные дизайнеры ищут новые формы и новые решения для выпуска современной, интересной и востребованной рынком продукции. Все сложнее создавать новые оригинальные украшения с использованием одних и тех же материалов. Приходится все больше учитывать потребность в необычности форм исполнения изделий, перед тем как создать шедевр ювелирного мастерства. Для создания свежих форм изделий нужны новые технологические методы обработки и нетрадиционный подход к исходному материалу.
Этим требованиям может отвечать проектирование знакомых форм и поиск эстетической и философской составляющей простых, казалось бы, предметов. На сегодняшний день такой нетрадиционный подход является актуальным решением этой проблемы. Он может быть реализован за счет использования совокупности форм и стилей, окружающих человека с давних времен, с учетом их функциональных качеств и ярких, впечатлений, связанных с их применением.
Человечество с древнейших времен мечтает познать мир, путешествует. Независимо от того какие материалы использовать для объектов дизайна, связанных с человеческими мечтами о большом мире, ювелирные украшения в этом стиле будут всегда актуальны.
Введение
Экле́ктика, также эклекти́зм (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. Черты эклектизма заметны в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.
Эклектика пришла на смену классицизму, художественные идеалы которого перестали вдохновлять общество. Произошло это благодаря романтизму с его философией «свободного перемещения в историческом времени» и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в предыдущих стилях.
В отличие от классицизма, для которого античность была высшим и единственным образцом для подражания, эклектика возвеличивала все архитектурные стили прошлого. Она не требовала от зодчих изобретения новых архитектурных форм и деталей. Лозунг этого времени: «Эклектика как право умного выбора». Подобный выбор часто давался ценой потери целостности художественного мышления и органичности творческого процесса художника.
Конструирование комплекта ювелирных изделий в стиле «эклектика»
Первым, кто «видит» задумку автора, становится чистый лист, на котором идея приобретает вполне реальные, хоть и графические контуры. При этом художник разрабатывает сразу несколько версий одного украшения, которые отличаются элементами дизайна, вставками или другими декоративными деталями. Из всех представленных вариантов экспертный совет выбирает лучший. В нашем случае «экспертами» были коллеги и преподаватели.
Для детальной проработки и создания технического рисунка, без которого невозможна дальнейшая работа с изделием, эскиз будущего украшения переносится в специальную компьютерную программу. После этого художник с помощью планшета и пера доводит эскиз до совершенства.
Проделав очень непростой путь переправлений и прорисовок, украшение приобретает право на существование и отправляется на построение чертежей от руки или в компьютерных программах. В конечном итоге все приводит нас к 3-D дизайнерам, которые создают объёмную модель и дают изделию право на существование.
Художественный образ, концепция создаваемой коллекции
Чтобы привнести что-то новое в мир ювелирной моды, приходится искать самые необычные источники вдохновения.
В представленной коллекции этим источниками явился целый мир. Точнее желание познать его, изучить, понять и улучшить. Вдохновение приходит при встрече с новыми людьми, чей опыт, глаза, дела, вдохновляют на перемены и веру в лучшее.
В жизни человека всегда не хватает цвета и ярких красок. Мир так красив и украшения должны быть соответствующие! В данной коллекции объединились лаконичная форма бытового стиля, реализма, элементы футуризма, яркие цвета, чтобы обладатели такого украшения притягивали к себе внимание и сами задумывались о том, что человека окружает красота. Она здесь, совсем близко, ее нужно только увидеть, и не нужно придумывать идеальный фантастичный мир, а нужно брать и делать идеальным свой. Стоит только чаще оглядываться по сторонам, а может и пускаться в дальний путь по миру. Ведь благодаря путешествиям человек сближается с природой, находит гармонию не только с миром, но и с самим собой.
Цикл изготовления ювелирного изделия. Инструменты, материалы, оборудование, техники.
1. Весь процесс изготовления ювелирного изделия состоит из нескольких этапов, которые могут вместе длиться неделю или месяц в зависимости от многих факторов, в том числе от сложности изготавливаемого ювелирного изделия. Тем не менее, процесс интересен, увлекателен и насыщен различными технологиями, но чтобы получить впечатляющий результат, необходима идея.
2. Идея должна воплотиться в эскизе, в котором нужно быстро и грубо нарисовать особенности идеи, отличительные черты ювелирного изделия.
3. Готовый эскиз, выполненный самостоятельно или ювелирным дизайнером, передается специальному ювелирному художнику, который создает трехмерную 3D-модель в специальной программе, в которой можно определить все размеры изготавливаемого ювелирного изделия, каратность вставляемого бриллианта и многое другое.
4. Следующий этап – изготовление прототипа ювелирного изделия, выращивание пластиковой модели на специальном 3D принтере из созданного ранее файла. Данная операция может длиться десятки часов, т.к. модель выращивается с точностью до сотых долей миллиметра.
5. Выращенный 3D принтером прототип используют для изготовления гипсовой формы, необходимой для литья золота или серебра. Процесс изготовления формы длиться долго – гипсу нужно равномерно засохнуть.
6. В форму заливают расплавленный сплав золота определенной пробы или серебра. Полученная в результате литья заготовка обрабатывается ювелиром для устранения всех недостатков и совершенствования модели изготавливаемого ювелирного изделия. Обработанная заготовка называется мастер-моделью.
7. Мастер-модель используется для изготовления «резинки» - это специальная эластичная форма, состоящая из двух половинок. «Резинка» необходима для получения восковых копий мастер-модели ювелирного изделия.
8. По восковой копии мастер-модели снова изготавливается гипсовая форма, необходима для литья золотой или серебреной заготовки.
9. Все заготовки обрабатывает ювелир-монтировщик, в результате его работы получается почти готовое отполированное ювелирное изделие без вставок.
10. Заключительный этап изготовления изделия – это эмалирование.
В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют.
Материалы и техники
Серебро (965пр), как и золото, встречается в природе в виде самородков и обладает хорошей ковкостью. Благодаря этим свойствам, оно с древних времен играет важнейшую роль в культурной, экономической и даже религиозной жизни общества. Серебро относится к благородным металлам, издавна нашедшим широкое применение. Монеты и ювелирные украшения, предметы культов — каких только изделий из серебра не выходило из рук умельцев.
Небольшая цена и благородный вид, - вот что делает серебро главным металлом в моей коллекции.
Эмаль (горячая) – излюбленный материал художников эпохи модерна. В настоящее время происходит возрождение традиций мастеров прошлого по этой техники, и эмаль вновь входит в моду.
Богатые художественные возможности, яркость красок, их вечная не тускнеющая свежесть, блеск, сравнимый лишь с самоцветами, - вот преимущества использования техники горячей эмали.
Эмалирование представляет широкие возможности для выражения творческого замысла ювелира.
Эмалирование – вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков изделия легкоплавкой стекловидной массой.
Вакуумное литье - процесс литья, при котором заполнение жидким металлом полости литейной формы ведётся в вакууме. При вакуумном литье принудительное заполнение формы металлом сопровождается полным удалением из неё газов, что позволяет получать тонкостенные, плотные и высококачественные отливки.
Формообразование и композиция
Формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов формотворчества. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой. Художник-дизайнер, проектируя какое либо изделие, всегда имеет дело с формой. Проектирование, как процесс дизайнерской деятельности, трудоемок и специфичен. Оно соединяет в себе исследовательское начало, инженерный расчет и художественную интуицию. Поэтому процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.
Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов.
Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. В этом и заключается метод ассоциаций в данной работе.
Формы для коллекции взяты из объектов, которые приходят на ум от слов: путешествие, путь, движение, жизнь. Композиционный центр не совпадает с геометрическим центром композиции. Главный элемент чаще всего решается более крупно, а второстепенное – более мелко.
Приемы и способы декорирования
В коллекции могут быть использованы различные способы декорирования, такие как гравирование, чеканка, эмалирование, чернение и др. В выбранном для презентации элементе коллекции, такими приемами послужат эмалирование и гравировка. Эмаль позволит передать яркость предметов, окружающих человека и представленных в коллекции в виде украшений. Гравирование, отлитое в заготовке, позволит передать детали форм объектов коллекции, делая их более реалистичными и узнаваемыми для целевой аудитории.
Характеристики изделий: описательная часть, эстетическая часть, области применения
Для презентаций был выбрал случайный элемент коллекции:
Кольцо «Самолет». Размеры, указанные на чертеже, соответсвуют требованиям стандартного применения кольца. Но, в отличие от стандартных колец основная часть выполнена более крупно. Дабы не допустить ранений все острые углы будут закруглены либо изначально в модели, либо последующим шлифованием.
Материалы: Серебро 965 пр., эмали белого и голубого цветов.
Эстетическая сторона изделия носит более философский характер, чем изделия, к которым мы привыкли. Во-первых, сам самолет будет напоминать о прошлых путешествиях, и побуждать к новым приключениям. Во-вторых, самолет может характеризоваться как символ стремления, набора высоты и будет говорить о его обладателе, как о человеке, готовым свернуть горы и достичь своих вершин.
Помимо стандартного применения кольца (ношение на пальце), «Самолет» можно будет закрепить на подставке, поставить на полку и использовать как сувенир или элемент коллекции необычных ювелирных изделий.
Заключение
При создании дизайнерской линейки была проведена большая работа. Были проведены обширные исследования ювелирных трендов и последних коллекций. На основе полученных данных были определены основное направление и стиль дизайна коллекции ювелирных украшений.
Идея дизайна воплощалась в виде карандашных эскизов. Далее были найдены и применены программные средства для создания цифровых эскизов и чертежей дизайнерских ювелирных украшений.
Несколько элементов коллекции были смоделированы в программе SketchUp, для возможности дальнейшей 3D-печати.
Были подобраны наиболее подходящие и доступные материалы и техники для создания ювелирной коллекции. Описаны процессы и техника производства. Дальнейшее развитие идеи может быть использовано в будущих самостоятельных работах или в качестве дипломного проекта.
Ювелирные изделия, в частности разработанный ассортимент ювелирных изделий в стиле эклектики, могут служить не только в качестве украшений, но и удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус и культуру, пробуждать интерес к творчеству и познанию.
Список литературы
1. Кандинский В. «О духовном в искусстве». - М.: «Наука», 1980. - 45 с.
2. Елочкин М.Е. «Введение в современный дизайн: Учебно-методическое пособие». - М.: Ёлочкин М.Е., 2005. - 304 с.
3. Суздалев П.К. «Основы понимания живописи». - М.: «Искусство», 1964. - 86 с.
4. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. - М.: Искусство. 1970. - 192 с.
5. Материалы сети Интернет.
Статья из Википедии «Бытовой стиль в искусстве» - [электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Бытовой_жанр (дата обращения: 19.11.2015)
Научная работа: Федорова, Татьяна Юрьевна. 2011г.
«Экспериментальное формообразование в дизайне» - [электронный ресурс] // http://cheloveknauka.com/eksperimentalnoe-formoobrazovanie-v-dizayne (дата обращения: 19.11.2015)