Каптерев Петр Федорович – выдающийся педагог и психолог

Описание:
Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф
Педагогические взгляды
Педагогическая психология, как отдельно развивающаяся наука
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                                                                                                          
                                          Реферат по теме:

«Каптерев Петр Федорович – выдающийся педагог и психолог».                                                                                                                                   

                                                          Работу выполнил                                                                                                                               
            

                                                                       студент  М - 1211 группы

                                                                           Поздеев Евгений Ананьевич

                                             

                                               Проверила

                                                                                 доцент

 Оценка за реферат                                                Юняева Наталья Петровна

                                                                                
                                                

Пермь

2012

Содержание

Введение……………………………………………………..                     2 с.

1.Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.……………………… 3 - 8 с.

2.Педагогические взгляды:

2.1.П.Ф. Каптерев – Создатель основ психологической дидактики как теории общего образования……………………………………………............    9 – 11 с.

2.2.Проблема эстетического воспитания и художественного образования в научных работах Каптерева П.Ф.……………………………………   12 – 13 с.

2.3. История русской педагогики в трудах Каптерева П.Ф.………...  14 – 15 с.

3.Педагогическая психология, как отдельно развивающаяся наука...  16 – 17 с.

Заключение………………………………………………………………   18 с.

Список литературы……………………………………………………..   19 с.

Введение:

   Научно - педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического  образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.

П.Ф. Каптерев – видный педагог России второй половины XIX – начало XX столетия.

1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

   Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Его отец служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии. Многодетная семья рано лишилась кормильца и находилась, несмотря на пенсию, выплачиваемою епархией, в довольно тяжелом материальном положении. Детям приходилось много работать в поле и на огороде. Петр, как и его братья, - дети священнослужителя, - мог получить бесплатное среднее образование только в духовных учебных заведениях. Он окончил духовное училище в Подольске и поступил в 1862 г. в духовную семинарию. Как талантливый и дисциплинированный воспитанник, после окончания семинарии в 1868 г.  он был принят в высшее учебное заведение – на историческое отделение Московской духовной академии, готовившей кандидатов на высшие церковные должности, образованных богословов, а также преподавателей духовных училищ и семинарий. В 1872г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Молодой преподаватель вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний.

   После того как истёк обязательный срок службы в духовном ведомстве за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посветить себя науке.

   Год 1874 – знаменательная веха в жизни Каптерева: результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале «Народная школа» (№6,7) в статье «Обучение детей дошкольного возраста» (№8,9) появилась другая его статья – «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», а в следующем номере статья «Как образовать стойкий характер». Осенью того же года журнал «Знание» (№10) публикуют большую статью Каптерева  «Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)», а  в конце года «Народная школа» (№11,12) – статью «Эвристическая форма обучения в народной школе». Содержание названных пяти статей заключает в себе главные проблемы, которые Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого-педагогическом творчестве. Эти вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка.

   Разрабатывая лекционные курсы по психологии, дидактике, истории педагогики, Каптерев  глубоко изучал отечественные и зарубежные научные источники. С конца 1874г. на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале «Народная школа» он публикует главы из книги «Педагогическая психология для народных учителей и воспитательниц», а в 1876г. издаёт её полностью как приложение к журналу. В 1877г. книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался психологически обосновать процесс обучения и воспитания, дать учителям не рецептурное пособие по педагогике, а научные знания о психических явлениях, лежащих в основе  педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершённый труд подобного рода. И само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева.

   В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился со многими видными педагогами столицы, сгруппировавшимися вокруг журнала «Народная школа», основанного Ф.Н. Медниковым. В своё время здесь сотрудничал К.Д. Ушинский, а во времена Каптерева – Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Л.Н. Модзалевский, С.И. Миропольский и другие. Вскоре П.Г. Редкин, возглавлявший Педагогическое общество, рекомендовал Петра Фёдоровича в члены  Педагогического общества, а затем – в совет Петербургского фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов. На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г. Каптерев читал лекции по психологии, истории педагогики, проводил практические занятия. Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

   Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г.)  За эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до школы, но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания, в особенности детских игр, их роли в развитии ума и всей личности ребёнка. Своими трудами он привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей, познакомил её с научными основами дошкольной педагогики.

   После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство) и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 гг.).

   В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание «Педагогической психологии», в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми, усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критика оценила эту книгу как новый труд, а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник «Гражданин» назвал её «безумной педагогикой» за то, что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания, отвергалась врождённость идей (о боге , о христианской нравственности и др.) . Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии, выпущенные слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия, от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение, в целом благожелательное для Каптерева, но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привёл несколько толкований. Основываясь на них, Каптерева обвинили в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, следовательно, в нарушении устава педагогических курсов.

   Каптерев был отстранён от преподавания с осени 1884 г. (он вынужден был также уйти из Александровского лицея).

   На всех членов комиссии сильное впечатление произвело поведение Каптерева, его письменное объяснение по поводу анонимных обвинений. Он заявил, что давать ответ «на обвинения из-за угла» и унизительно и бесполезно. Унизительно потому, что автор анонимки - невежда в науке; а бесполезно потому, что мнение о нём и его лекциях составлено с пристрастием.

   Маринское ведомство, отстранив Каптерева от преподавания, однако, разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года, до марта 1917 г., когда это ведомство было упразднено. Последовательно Каптерева повышали по службе; старший чиновник (1900-1909), чиновник особых поручений (1909-1912), председатель учебного комитета (1912-1917).

   Служба давала Каптереву постоянный заработок, а также возможность всё свободное время посвятить научно – педагогической, преподавательской и общественно – педагогической деятельности.

   В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция, отдел Я.А.Коменского, а потом К.Д. Ушинского, Родительский кружок), принимает активное участие в подготовке и проведении съездов: по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.

   Часто выезжая в губернские города для инспектирования мариинских гимназий и институтов, он выступает с лекциями на учительских съездах, встречается с народными учителями Курской, Костромской, Пермской и др. губерний. Так, летом 1901 г. Каптерев прочитал учителям Пермской губернии цикл лекций  «Народная школа как воспитательно-образовательное заведение». Инспекторская работа давала Каптереву обильный материал для его научно-педагогических исследований и преподавательской деятельности в частных женских гимназиях (Э.П.Шаффе, М.Н.Стоюниной и М.А.Макаровой), а впоследствии - в институтах и на курсах по подготовки преподавателей средней школы Петербургского учебного округа.

   Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884г. на протяжении многих лет он ежегодно делает один - два доклада о развитии личности и воспитании ребёнка в семье. А с 1898г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению». Авторами брошюры были видные педагоги, психологи, врачи, учёные и литераторы: А.Н.Острогорский, И.А.Сикорский, П.Ф.Лесгафт, П.И.Ковалевский, А.Ф.Кони и др.

   Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставки работ подобного рода кружков Петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906г.) первую премию. Особой наградой были отмечены издания «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению». Всего (до 1910г.) вышло 59 выпусков «Энциклопедия», из них 57-под редакцией Каптерева, в 11 были опубликованы его работы.

   После Февральской революции Каптерев выступил с резким осуждением системы полного закабаления личности царизмом. В статье «Новая школа в новой России» он изложил программу демократического обновления школы, систему гражданского воспитания, построенную на развитии критического мышления. Демократизацию школьного дела Каптерев представлял себе, прежде всего осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения.

   Революцию Каптерев воспринял, прежде всего, как прогрессивный педагог, сквозь призму своих демократических философских и педагогических взглядов.

   Так, ломку старой школы, разрушение всей школьной системы Каптерев пытался истолковать с позиции Л.Н.Толстова, будто именно его идеи подготовили почву для этого. Каптерев не понял всей глубины революционных преобразований в России. Ему казалось, что разрушительные перемены в школьном деле преобладают над созидательными.

   Статья Каптерева «Единая всеобщая школа» даёт возможность проанализировать его отношение к основным реформам советской школы. Он одобрительно отнёсся к принципам организации единой школы, заметив, однако, что на ряду с правильными началами недостаточно представлены принципы дифференцирования общего образования по видам одарённости и призванию юношества.

   Осенью 1918г. Каптерев после двукратного воспаления лёгких переехал в Воронежскую губернию. С первой же недели пребывания в Острогожске он включился в работу уездного отдела народного образования, занятого в то время осуществлением «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Каптерева приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Ему шёл 70-й год, но, не смотря на возраст, он с конца октября и до конца декабря 1918г. энергично помогал УОНО реорганизации школ на новых основах, хлопотал об открытии местного педагогического музея, выступал с лекциями перед учителями и родителями.

   С января 1919г. он приступил к работе сразу в трёх учебных заведениях Острогожска: в учительской семинарии, в 1-й и 2-й средних школах. А вскоре принял заведования учительской семинарией, преобразованной затем в трехгодичные педагогические курсы.

   В 1921г. Каптерев получил приглашение из Воронежского государственного университета (ВГУ) стать профессором на факультете общественных наук.

   Одновременно Воронежский институт народного образования (ИНО) избирает его профессором школьного и дошкольного отделений. Губоно, хорошо зная Каптерева как талантливого организатора, поручил ему заново организовать первый воронежский педагогический техникум.

   Педтехникум был любимым детищем Каптерева. Интерес к нему подготовлен, сей предшествующей общественно-педагогической и научной деятельностью Каптерева, которая посвящена главному делу его жизни-подготовке учителя. Ещё в 1907г. он составил проект создания при женском педагогическом институте в Петрограде отделения для подготовки народных учителей.

   Педагогический техникум в Воронеже открывал для него новые возможности, более широкие, которых не было и не могло быть в Острогожске. Для преподавания в техникуме им были приглашены крупные учёные университета (К.К.Сент-Илер, С.Н.Введенский и др.), политехнического и сельскохозяйственного институтов (Б.А.Келлер, А.И.Протопопов и др.).

   Широкая известность Каптерева как крупного педагога и организатора, удачный подбор им преподавателей, серьезная постановка всего учебно-воспитательного дела содействовали тому, что по просьбе родителей учащихся опытно-показательную школу губнаробраза перевели введение техникума. Расширяя его учебно-материальную базу, Каптерев добился передачи техникуму педагогического музея. Таким образом, ему удалось создать систему учебно-воспитательных учреждений (детский сад, опытная школа первой степени, показательная школа и педагогический музей).

   7 сентября 1922г. Каптерев скончался от воспаления легких.

2.Педагогические взгляды:

2.1. П.Ф. Каптерев – Создатель основ психологической дидактики как теории общего образования.

Самый крупный шаг в отечественной теории общего образования был сделан П.Ф. Каптеревым. В 1885 году вышла его монография «Дидактические очерки», которые журнал «Женское образование» печатал в течение 1883 года. В монографии было дано общее представление о дидактике, ее положении в науке о воспитании; выяснена связь между образованием ума, нравственным развитием и деятельностью; сформулированы задачи образования ума; дан краткий анализ двух направлений в дидактике (Гербарт и Дистервег). В качестве отдельных частей дидактики автором рассматривались три группы условий, при которых совершается систематическое развитие ума: 1) чему учить; 2) как учить; 3) в какой обстановке учить.  

   В первой части П.Ф. Каптерев исследует различные точки зрения на состав общеобразовательного курса, формулирует принципы построения этого курса. Во второй части рассматриваются различия между научным и педагогическим методом, подчеркивается трудность применения эвристики в обучении, анализируются частные дидактические положения. Особые главы посвящаются значению умственных и нравственных свойств учителя в преподавании. В третьей части обсуждаются школьные порядки и влияния общества на успехи школьного обучения. Здесь же П.Ф. Каптерев останавливается на важности принципа посильности учебного курса для успехов обучения и воспитания, пытается определить меру занятий и отдыха учащихся.

   В 1892 г. в дни празднования 300 – летия со дня рождения великого славянского педагога Я.А. Коменского Петербургский комитет грамотности присудил П.Ф. Каптереву за его «Дидактические очерки» Золотую медаль.

   «Из истории дидактики, - заключает Каптерев, - нужно сделать тот существенный вывод, что нельзя на первый план в образовательном процессе выдвигать ни метод, ни учителя… Центр образовательного процесса – образуемый, а потому современная дидактика непременно должна быть психологической, она, прежде всего, должна выяснить, что такое представляет собой сам образовательный процесс.… Не осветлив этого капитального вопроса со всех сторон, а главным образом психологически, мы оставим впотьмах всю дидактику».  

   Поэтому Каптерев делает заключение о том, что современная дидактика должна выяснить и разрешить следующие задачи:

1.о сущности образовательного процесса;

2.о составе общеобразовательного курса;

3.о свойствах педагогического метода;

4.о свойствах учителя;

5.о школьной обстановке обучения.

«И все это она должна сделать, имея постоянно в виду интересы образуемого, обследовать все психологически».

Все эти задачи Каптерев решал в русле единства школы и жизни, реалистически. Общеобразовательный курс, имея своей целью, всестороннее совершенствование личности гражданина, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием.

   П.Ф. Каптерев вслед за Н.И. Пироговым отстаивал высокую меру научного образования и считал ее главным средством общего развития личности. Однако Каптерев вышел за пределы умственного образования, ограниченного лишь самим процессом познания истины. При таком узком понимании школьного образования ущемляются интересы нравственного развития. Хотя нравственное развитие и умственное образование имеют по существу одинаковые цели, но при некоторых условиях между ними могут возникать несоответствия. Это происходит в том случае, когда задачу образования ума суживают только до процесса познания. Что же касается стремления к познанию истины, особенно ее распространения и защиты, то эти важные стороны образования ума выпадают из школьного обучения. Если ум не будет способен осуществлять истину, то он обрекается на бездеятельное ее созерцание. Каптерев доказывает, что исключение из образования умственно – нравственного приложения истины к жизни людей делает само образование отвлеченно – созерцательным, малоэффективным. Под «осуществлением истины» Каптерев понимает сближение умственного образования и нравственного воспитания. Нравственное воспитание решает те же задачи, что и умственное образование: познание истины и ее осуществление. Нравственность есть не что иное, как истина людских отношений. Нравственность вне общества невозможна, она заключается в правильных общественных отношениях. Отсюда следует, что нравственно образоваться – значит познать истину людских отношений, их правильное течение, их основы, формы и виды. Быть нравственно образованным – значит распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни.

   Русская дидактика второй половины XIX и начала XX в. развивалась как теория воспитывающего и развивающего обучения. Каптерев внес свой оригинальный вклад в эту теорию, предложив психологизированную категорию образовательного процесса, в границах которого развитие ума и развитие нравственности составляют одно целое, хотя и функционально различное.   

   Психолого-педагогическое обоснование образовательно-воспитательных функций обучения строилось Каптеревым на том, что личность целостна, что все психические явления тесно связаны между собой и что нельзя указать какую – либо грань между умственным развитием человека и между всеми другими сторонами его развития. Предмет воспитания – человек – есть единая цельная личность, «действуя на одну сторону которой неизбежно, больше или меньше, влияешь на всю личность».

Влиять на ум – значит влиять на чувства и волю, а влиять на чувства и волю – значит влиять на ум.

   В настоящее время возрождается научно – практический интерес к психолого-педагогическому наследию П.Ф. Каптерева, в особенности к его психологической дидактике, содержащей теорию общего образования.

2.2.Проблема эстетического воспитания и художественного образования в научных работах Каптерева П.Ф.

   Проблемы эстетического воспитания и художественного образования получили научное осмысление в целом ряде работ ученого – монографиях «Дидактические очерки» (1885 г.), «Педагогический процесс» (1904 г.), статье «Об эстетическом развитии и воспитании детей» (1895 г.), некоторых других публикациях. Рассмотрим воззрения Каптерева на роль, место и средства эстетического воспитания в контексте основных идей разработанной им концепции образовательного (педагогического) процесса.

   В образовательном процессе ученый выделял с позиций культурологического и антропологического подходов две стороны – внешнюю и внутреннюю. С внешней стороны данный процесс, по Каптереву, есть «культурный посредник», передатчик культуры от старшего поколения к младшему. С внутренней стороны педагогический процесс

Может быть трактован как процесс саморазвития и самообразования учащихся. Все, что есть в человеческой душе, полагал ученый, это результат ее самодеятельности. Только тогда школа сможет оказывать глубокое влияние на детей, считал он, «…когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу».

   В центр образовательного процесса Каптерев ставил личность человека. «Общее образование не есть «изучение предметов», - утверждал он, - а есть развитие личности предметами; на первом месте стоит личность, субъект его интересы, а предметы  –  на втором, предметы – только средства, цель – личность, именно, ее развитие». Ученый видел задачу школы в том, чтобы содействовать развитию склонностей, способностей, индивидуальности.

   По мысли ученого, наряду с умственным, нравственным, физическим развитием также должно входить эстетическое развитие. Только того человека можно назвать истинно образованным, утверждал он, в котором воспитана способность «наслаждаться красотой в природе и искусстве».

Необходимость эстетического воспитания Каптерев обосновывал его возможностями серьезно влиять на духовное развитие человека. Он одним из первых среди отечественных теоретиков педагогики с психологических позиций показал влияние эстетического развития на умственное и нравственное развитие, раскрыл воздействие последних на процесс формирования эстетического чувства.

  Говоря о роли, которую играют знания, умственное развитие в деле эстетического развития Каптерев писал: «Чтобы вполне прочувствовать прекрасное…, для этого нужно быть человеком в достаточной мере развитым и образованным, иначе, половина прекрасного исчезнет, не воспримется».

Развитое в человеке нравственное чувство, по мнению ученого, оказывает воздействие на эстетическое развитие, обуздывая в людях своекорыстие, эгоистические склонности, содействуя тем самым чистоте и цельности их эстетических наслаждений. Нравственный человек, полагал педагог, способен наслаждаться художественным произведением гораздо глубже, чем эгоист.

В результате научного анализа вопросов умственного, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи и взаимовлиянии, ученый пришел к выводу, что эстетическое развитие не должно осуществляться обособленно, изолированно от других сторон развития человека, иначе оно может дать только красивый пустоцвет». Необходимо, утверждал он, «…вести дело совместно, постоянно опирая эстетическое развитие органов внешних чувств, умственное и нравственное, а с другой стороны, в эстетическом образовании находя помощь для развития других сторон человеческого духа».

   Таким образом, Каптерев рассматривал эстетическое развитие как непрерывный процесс, где все его ступени преемственно связаны между собой.  Контекст размышлений ученого дает основание полагать: он считал, что эстетическое воспитание, как составная часть всестороннего развития личности, должно осуществляться непрерывно в течение всех лет воспитания и образования человека – в дошкольный, школьный и послешкольный периоды его жизни.

   Каптерев считал, что огромное значение, в системе средств эстетического воспитания, играет искусство. Основное предназначение – воспитание чувства прекрасного у детей, их духовное развитие. Собственная художественная деятельность учащихся является наиболее эффективным фактором их эстетического развития. В приобщении детей к эстетическим ценностям велика роль матери, она должна обладать широкой образованностью, в том числе в области искусства.

2.3. История русской педагогики в творчестве Каптерева П.Ф.

   Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы – после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и причины, а так же  его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы.

   Каптерев выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик – консервативной и прогрессивной – как о главной причине возникновения разных течений внутри педагогического движения. За консервативной педагогикой стояли силы правящего класса, а за прогрессивной – по преимуществу земско-общественные. Педагогика правящего класса стремилась быть «неправильно и оберегающей, но часто является просто ограничительной, задерживающей». Прогрессивную педагогику он характеризовал как творческую, созидательную. Вот эта борьба двух педагогик и есть «одна из основных, самых главных пружин современной педагогической практике и отчасти теории».

   Борьба двух педагогик особенно обострилась со времени реформ 60-х гг., когда, по оценки Каптерева, личности общества получили некоторые права, в том числе и некоторую самостоятельность, но «дано было мало». «Ожесточённая борьба этих двух педагогик… сохраняет основное явление новой русской педагогики, которым в жизни школы, в педагогической практике определяется почти всё».

   Говоря об источниках развития педагогических идей в России, он называет два: собственные исследования («наблюдения и размышления») и заимствования идей западноевропейской педагогики.

   Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев, прежде всего, вычленяет то, что помогает решать проблему теории и практики обучение и воспитание своего времени. Он не ставит перед историей русской педагогике отвлечённых теоретических задач, предпочитает извлекать из неё лишь то, что требуется на каждом шагу в жизни общества и школы.

   В своём капитальном труде «История русской педагогии» Каптерев с этих же позиций рассматривает и оценивает факты школьного дела, «которое всюду начинается с того, что путём воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно – политической организации».

   Каптерев воспринял проблему освобождения личности русского гражданина как историческую задачу, решении которой наука, просвещения призваны сыграть решающую роль. Поэтому в центре всех его историко – педагогических, педагогических, психологических исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять школьное дело. Такой главный вывод из его «Истории русской педагогики».

3.Педагогическая психология, как отдельно развивающаяся наука.

   П.Ф. Каптерев ввел не только новый термин «педагогическая психология», но и развил его содержание в одноименном основополагающем психолого-педагогическом труде. Его «Педагогическая психология» выдержала три издания, над каждым из которых Петр Федорович серьезно работал, внося изменения, отражающие развитие его взглядов.

   В этом труде Петр Федорович анализирует все существующие в его время направления исследований природы ребенка, показывая сильные и слабые стороны каждого. Классификация, данная Каптеревым, до сих пор актуальна. Его исследования до сих пор оказывают влияние на конкретную педагогическую практику.

   Исследования Каптерева по детской психологии приводят его к стойкому убеждению, что воспитание должно начинаться в семье, а для этого семья или ее члены, отвечающие за воспитание детей, должны быть соответствующим образом подготовлены. Он с горечью замечает: «Современные матери отстали от одного берега – способа воспитания своих матерей и бабушек, и не пристали к другому – новому научному воспитанию». Понимая этот кризис в семейном воспитании, Каптерев принимает живое участие в работе Родительского кружка, где становится инициатором выпуска 10 брошюр серии «Энциклопедия семейного воспитания», посвященной «вопросам воспитания детей, преимущественно дошкольного возраста». Принимая во внимание небольшое количество детских садов и бурную дискуссию вокруг них, в которой Каптерев принимал активное участие, в брошюрах рассматривалось в основном домашнее воспитание. Их авторами становятся виднейшие педагоги и литераторы того времени. Сам Петр Федорович издает в этой серии свои «Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)».  

   Предложенные Каптеревым разработки сегодня тем более актуальны, что после него не издавалось систематизированных трудов по семейному воспитанию. Очевидно, что семья и семейное воспитание в советский период оказались на периферии педагогики. Семье отводилось роль «ячейки общества», которая, прежде всего, должна была поддерживать официальную идеологию. Каждый отдельный член «ячейки» должен был оставаться, прежде всего, гражданином, членом коллектива, а уже потом если позволяли обстоятельства и «правильное» поведение родственников, любящим сыном или отцом. Суровость внутрисемейных отношений наложила определенный отпечаток на целые поколения. Только в конце семидесятых годов прошлого века стали появляться первые предвестники восстановления семейного воспитания, так называемые семейные клубы. Затем последовал своеобразный бум, возник интерес к опыту семьи Никитиных, к новым технологиям раннего развития, как к пришедшим к нам с Запада, так и отечественным. Тем интереснее читать работы Каптерева, в которых он как бы предвидит многие проблемы, открывшиеся в семейном воспитании сегодня.

   Тонкий психолог и педагог, Петр Федорович Каптерев готов многое открыть внимательному читателю. Его идеи, его взгляд на природу и развитие ребенка поможет вдумчивому родителю многое понять о собственном ребенке и о еще большем задуматься.

Заключение

   Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решения важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т.д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом – психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев – выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии. Он, продолжал дело К.Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно – педагогического движения в России второй половины XIX – начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П.Ф. Каптерева методологически ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно – педагогических проблем.

Список использованной литературы:

1.Теоретические основы музыкального образования в школе: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Адищев / - Пермь, 2009.  —55 – 64 с.

2.О природе детей: Избранное / Каптерев П.Ф. – М.: Изд. дом - «Карапуз», 2005. — 7 – 16 с.

3.Дидактические очерки. Теория образования. / П.Ф. Каптерев / «Вестник образования» № 3, 2003. — 2 – 8 с.

4.Каптерев П.Ф. / htpp://www.slovari.yandex.ru – книги… / 2006. – Дата обращения (24.11.2012)


Информация о файле
Название файла Каптерев Петр Федорович – выдающийся педагог и психолог от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:43
Дата обновления 9.2.2013, 19:43
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 25.85 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 4293
Скачиваний 153
Оценить файл