Консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
ПЛАН:
1. Введение
2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей?
4. Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
5. Должностная инструкция педагога — психолога
консультационного пункта.
6. Заключение.
Введение.
В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социализации, поскольку данный тезис убедительно раскрыт в многочисленных работах психологов и педагогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка. Осознают ли это сами родители?
Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики - приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на специалистов, на то, что детский сад или школа справятся со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно.
Ошибочность такой установки многократно анализировалась в научной литературе. Авторитетными учеными убедительно показано, что только при условии своевременного включения родителей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.
Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психологического консультирования родителей в условиях инклюзивного образования.
2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Детская инвалидность - это одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующих пристального внимания институтов здравоохранения, служб социальной защиты населения, образования. Для того, чтобы понять проблемы детей - инвалидов, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятие «инвалид».
Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В рекомендациях № 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 года, термин «инвалидность» определяется, как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
По официальной статистике в России сейчас насчитывается 10 млн. инвалидов, что составляет около 7% от численности населения. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995 г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г. – до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения РФ, ежегодно в нашей стране рождается 50000 детей, которые признаны инвалидами с детства. На 2004 год общая заболеваемость детей до 14 лет с 1997 года выросла на 14,5%. Количество страдающих болезнями костно-мышечной системы увеличилось на 53,6%, эндокринной системы – на 45,6%, детей с врожденными аномалиями – на 41,8%. У подростков 15 – 17 лет общая заболеваемость увеличилась на тот же период на 27,9%. Это ведет к тому, что число детей-инвалидов в стране неуклонно растет. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии [3, с.149].
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
· глухих и слабослышащих;
· слепых и слабовидящих;
· с недоразвитием речи;
· с нарушением опорно–двигательного аппарата;
· с задержкой психического развития;
· с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
· дети с нарушениями в развитии.
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.
Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.
Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они боготворят педагога, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности.
Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счёт и грамоту, но эмоциональны и стремятся учиться.
Для больных церебральным параличом, кроме двигательных недостатков, характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают наставления воспитателя.
Для таких детей необходимо проводить комплексные мероприятия по социальной реабилитации. Рассмотрим основные понятия:
Реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально – экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальной адаптации.
Социальная реабилитация – комплекс программ и действий направленный на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.
Комплексная реабилитация– процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально–экономических мероприятий, направленных на устранение, или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.[13,с.359]
Специалист по социальной реабилитации – это профессионал, призванный обеспечить перестройку психики и развитие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с помощью организационных, педагогических и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию определенного психологического комфорта и психологической защищенности.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Однако в последние годы наблюдается рост численности детей – инвалидов с их специфическими трудностями и проблемами. Большую роль в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способной успешно интегрироваться в социум, играют его родители.
Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.
У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение.
С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы.
Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:
· Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
· Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.
· Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства – родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.
· Скрытое отречение, отвержение ребенка – дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.
· Открытое отречение, отвержение ребенка – родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.
Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение – это негативные реакции родителя, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию. Таким семьям нужна помощь и психологическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть специалисты по социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживании, его появление вносит определенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы приспособится к своему несчастью, родители, ожидая насмешки и сочувствие, стесняются выходить на улицу с малышом и делают это в темноте, вдали от людей. Это во многом зависит от того, что наше общество не подготовлено к принятию таких детей. Существует определенная « психологическая стена » между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и само общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с дефектом. Большинство, из них ожидая рождение здорового ребенка, оказываются психологически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пройдет время, и родители, отойдя от первоначального шока, начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимая опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок. [3]
3. Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей?
Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что собой представляет его семья. Понимая это, мы предусматриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составляем психологическое заключение по результатам диагностики.
Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспечения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.
Так как изучение научной литературы позволило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения родителей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осуществляется с применением валидной и надежной методики PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок), разработанной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее настроение, степень их удовлетворенности жизнью выявляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанного американскими учеными, впервые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.
Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для большинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще - эмоциональная отстраненность от ребенка; реже — самоотдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоциональная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант — излишняя строгость и требовательность; второй вариант — предоставление ребенку фактически полной свободы в действиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в неблагоприятных условиях семейного воспитания.
Так, например, такой тип отношения к проблемному ребенку, как излишняя концентрация на нем, приводит к тому, что к 5—6 годам ребенок теряет и без того слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома — от родителей, в детском саду — от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребенку — трудности социализации, неизбежное усугубление вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в психологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нормальной жизни их самих и блокирует процессы саморазвития ребенка.
Исследование «индекса жизненной удовлетворенности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюдается у 4-х родителей. У остальных участников проведенного исследования, т. е. у 14 человек, зафиксирован низкий индекс жизненной удовлетворенности. Эти родители считают, что жизнь несет им больше разочарований, чем большинству людей, с которыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заметим, что возраст участников обследования находится в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, составивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много ошибок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое будущее, подавленное состояние.
Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический интерес: 77 % родителей, принявших участие в нашем обследовании, объективно нуждаются в психоконсультировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие проблемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком — усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоятельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых детей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях, где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8—14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии особому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.
Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родительских отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контакта; получение информации о психологическом климате в семье; особенности развития ребенка на ранних этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.
Во время консультирования считаем особо важным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации системного подхода, а именно в том, чтобы помочь родителям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.
Наиболее актуальными вопросами практики психоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:
1. Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в консультативный процесс и через него — в активную коррекционную работу в условиях семейного воспитания?
2. Как правильно строить консультативный процесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?
3. Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?
4. Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?
5. Как вовлечь в консультативный процесс не одного родителя, а всю семью, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии?
6. Как работать с родителями, отвергающими своего ребенка?
7. Может ли специалист повлиять на «индекс жизненной удовлетворенности» родителей, воспитывающих детей с нарушениями, который имеет, как правило, низкие показатели?
8. Какие техники консультативной работы эффективны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ребенком? [1]
4. Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Сущность – в своевременном первичном выявлении детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направлении их в медико-психологические консультации для дальнейшего обследования.(сущность возрастного консультирования)
Можно выделить 2 направления:
1. Информирование
-разъяснение на доступном языке особенностей развития ребенка, причин отставания в развитии, ориентация на зону ближайшего развития
Главная задача психолога: проинформировать максимально родителей, родители должны знать к чему им готовиться.
2. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми
-первоначальное консультирование только родителей без детей - важно сформировать доверительные отношения с родителями (тест на стили семейного воспитания; методика» Биополе семьи», «Семейная социограмма»):
-обучение эффективным способам взаимодействий через проектирование ситуаций (техника «Проигрывание ситуаций)
-методы саморегуляции состояний родителей (техника «Чайка», «Белый город», «Мечты Энштейна»)
-заключительный этап – предполагает включение детей (техника «Смена ролей», «Арт-терапия».
5. Должностная инструкция педагога — психолога
консультационного пункта
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается из числа лиц с высшим профессиональным образованием.
1.2. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей.
2.2. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (коррекционной, консультативной).
2.3. Оказывает помощь родителям в решении конкретных проблем.
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам диагностики ребенка с целью ориентации родителей в проблемах личностного и социального развития детей.
2.6. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
2.7. Планирует и разрабатывает занятия с учетом индивидуальных особенностей личности детей.
2.8. Консультирует родителей по вопросам практического применения психологии.
З. Педагог-психолог должен знать
3.1. Нормативные правовые документы сферы образования.
3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, основы дефектологии, сексологии, психологического консультирования.
4. Ответственность
4.1. Несет ответственность за: реализацию не в полном объеме программы деятельности консультационного пункта, невыполнение обязанностей, возложенных настоящей инструкцией. [4]
Таким образом, основными задачами ПК родителей является:
-помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;
-помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;
-информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;
-помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
-обучение некоторым методикам коррекционной работы;
-гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;
-помощь в решении личных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноценности, одиночества, вины) - их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;
-помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих).
Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности.
Возможно использование и групповое консультирование (родительские семинары, группы тренинга умений и др.).
Желательно привлечение родителей к профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, поэтому ранняя профконсультация как раз проводится не столько для детей, сколько для их родителей.
Заключение:
Таким образом, психоконсультирование родителей проблемных детей, выстраивается в первую очередь как непосредственная работа с родителями, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родительских отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная консультативная беседа. Её роль довольно высока, так как значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью довольно высока. Для большинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку:
чаще - эмоциональная отстраненность от ребенка;
реже — самоотдача, излишняя концентрация на ребенке.
Эмоциональная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах.
Первый вариант — излишняя строгость и требовательность;
второй вариант — предоставление ребенку фактически полной свободы в действиях, бесконтрольность, попустительство.
Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в неблагоприятных условиях семейного воспитания. Правильно выстроенная консультативная беседа психолога поможет родителям выстроить правильную модель взаимодействия с детьми.
Источники:
1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44070_full.shtml
2. http://mybiblioteka.su/tom2/1-114650.html - Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Источник - 4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
4. Источник - https://www.google.ru/