Характер как совокупность устойчивых черт

Описание:
Характер как совокупность устойчивых черт личности младших школьников в процессе обучения
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Контрольная работа

по психологии и педагогике

Тема: Характер как совокупность устойчивых черт

личности  младших школьников в процессе обучения

Уважаемая Светлана! Отправляю Вам проверенную работу. Красный цвет - удалить ,зеленый – вставить, желтый – мои комментарии, бирюзовый - выделение текста. Содержательно – работа  мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ. Пожалуйста, исправления вносите в этом документе. с уважением Е.В.

                                                                                            Выполнила: студентка заочного

                                                                                      
       отделения группы 150 – E  

                                                                                             Пепеляева Светлана

                                                                                             Владимировна

                                                                                             Проверила: Швачко Е. В.

Екатеринбург

2011

                     Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования характера.

1.1.         Определение и структура характера…………………………………………………………………….7

1.2.         Типологии характеров…………………………………………………………………..10

Глава 2. Формирования характера у младших школьников в процессе обучения.

2.1.Особенности развития характера младшего школьника………………………. ……………………………………………17

2.2. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения………………………………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………….45

Список использованной литературы……………………………………………………………………..47

Введение

«Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер"). 

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят: "Если есть ученик, учитель найдется". Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника.

Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть кино-герой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них особенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение школьников в начале обучения. Очень важно для учителя составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь.

Таким образом,  можно констатировать, что  учитель должен владеть определенной методикой обучения, а также знать особенности развития младшего школьного возраста, чтобы помочь формированию устойчивых черт личности. Педагог для него – главный и беспрекословный авторитет, как и родители.

Отсюда можно выделить противоречие между: потребностью родителей и возможностями образовательной среды на влияние личности младшего школьника.

С учетом данного противоречия формируется проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе способов формирования характера как совокупности устойчивых черт личности младших школьников в процессе обучения.

Все вышеизложенное  обусловило название темы: «Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения».

Следовательно, объектом данной работы является: младший школьный возраст в процессе обучения. Объект  в педагогике всегда процесс, лучше если будет  учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет: формирование характера в младшем школьном возрасте и его влияние на процесс обучения.

Мы и мой научный руководитель рассмотрим теоретические основы формирования характера, структуру  и типологии характера, а также проследим как формируется характер в процессе обучения . Эта фраза здесь не уместна , лучше ее всю удалить

Цель работы: выявить, и обосновать и определить условия эффективности формирования характера посредством обучения.

Гипотеза: эффективность процесса обучения может значительно способствовать формированию характера как совокупности устойчивых черт личности, включающей следующие педагогические условия: определение смысла и значения понятий «характера» и «совокупности устойчивых черт личности», усиление профессиональности обучения.

Процесс обучения будет успешнее, если педагог будет знать особенности формирования характера в младшем школьном возрасте, его особенности. Обращаю Ваше внимание на гипотезу, она должна быть доказана в работе, во второй главе. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте должны быть выделены и прописаны в заключении

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета гипотезы были определены задачи данной работы:

1.     Определить смысл и значение понятий «характер» и «совокупность устойчивых черт личности».

2.     Раскрыть основные типологии характера.

3.     Выявить отличительные особенности характера от темперамента.

4.     Обозначить особенности характера в младшем школьном возрасте.

5.     Рассмотреть этапы формирования характера младших школьников в процессе обучения.

        Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение педагогического опыта.

      Раскрывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на труды Р. С. Немова, А. А Реана, М. В. Гамезо, А. А. Радугина, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова и др.

        Состоит работа из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования характера.

В этой главе пойдет речь о теоретических основах  характера.

1.1.         Определение и структура характера.

В этой главе пойдет речь о теоретических основах  характера.

В данном параграфе мы рассмотрим, что такое характер и его отличительные особенности от темперамента.

Важной индивидуальной особенностью человека как личности является его характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека  часто ставят знак равенства. Многие черты характера являются и чертами личности человека. Тем не менее, современные психологи разделяют эти два понятия и считают характер лишь частью, хотя и весьма существенной, личности человека.

Ближе всего к характеру человека из всех свойств личности, находится темперамент. Поэтому мы в первую очередь выясним, чем он отличается от темперамента.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками. Где ссылка на источник?

Говоря о характере человека, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя последовательно, самостоятельно, настойчиво и целеустремленно.

Вместе с тем по своим жизненным и поведенческим проявлениям характер человека очень похож на темперамент: он столько же устойчив, как и темперамент, и проявляется вместе с темпераментом в тех же самых действиях и поступках человека. В своем формировании и развитии, характер человека тесным образом связан с его темпераментом.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. [13, С с. 428]

         Однако между характером и темпераментом человека все же имеются существенные различия. Они заключаются в следующем:

·        темперамент является врожденным, а характер – приобретенным;

·        темперамент зависит от свойств нервной системы, а характер практически он них не зависит;

·        темперамент определяет лишь динамические особенности психики и поведения человека, которые не могут оцениваться как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные безотносительно к виду деятельности, выполняемой человеком. Характер человека может также оцениваться по его поступкам, причем независимо от того, в каких видах деятельности он проявляется;

·        свойств темперамента у человека сравнительно мало, и они по своему составу одинаковые у всех людей (только развиты в различной степени). Кроме того есть и одинаковые типы темперамента.

Черт характера у людей намного больше, чем свойств темперамента, и они практически у всех разные. Трудно отыскать даже двух одинаковых по своему характеру людей: у всех черты характера фактически разные и индивидуально своеобразные. [7, с. 407 – 410]

Реан Артур Александрович – специалист в области педагогической психологии и психологии личности, доктор педагогических наук и Бордовская Нина Валентиновна – специалист в области общей педагогики и педагогических исследований считают, что слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Таким образом, характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.ссылка?

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях , в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности.

Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер – это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются, в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера – более неизменными, более статичными. [10, с. 166-167.]

1.2.         Типология характеров.

В самых первых работах, посвященных исследованиям характеров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как упорядочить представление о многообразии индивидуальных характеров? Было предложено много различных оснований их классификации и типологии. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галя, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные классификации в две большие группы: типологические модели социальных характеров и индивидуальных характеров.

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.

Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма. ссылка?

Э. Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность – это фундаментальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внутреннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца своей жизни и высокую ответственность за свои поступки, решение, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их.

Типологические модели индивидуальных характеров

В характерологии 20 в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный, мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный характеры. ссылка?

Психиатрический подход объединяет характер с доминирующими природными и часто темпераментальными свойствами. Большую известность и широкое практическое применение имеют типологические модели акцентуированных характеров К. Леонгарда, Е. Личко. Например, А. Е. Личко описывает такие типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юнгом. Он развивал традиционное представление о структуре характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуальных и волевых функций и создал учение о типах направленности личности.

И, наконец, еще одно достижение в современной характерологии – наиболее глубокое, тщательно разработанное учение о структуре и типах характеров А. Ф. Лазурского. ссылка? Он углубляет личностный подход, намеченный К. Юнгом, но при этом возвращает в характерологию нравственно-этическую ориентацию и впервые разрабатывает параметры практической ориентации характеров. Типы характеров, по А. Ф. Лазурскому, задаются прежде всего уровнем личностного развития. низший, средний и высший уровни личностного развития определяются потенциалом врожденных нравственно-духовных склонностей и природных предпосылок эмоциональных, волевых, интеллектуальных свойств. На каждом уровне личностного развития формируются специфические типы. Тип характера, таким образом, А. Ф.      Лазурский рассматривает как ведущий психологический инструмент личностного и духовного саморазвития человека.

Тип и структуру характера, по А. Ф. Лазурскому, следует рассматривать как многомерное образование. Он выделил параметры как уровня личностного развития, так и развития психических функций. Данные параметры объединены в диагностической модели характера, которая получила название «звездочка» Лазурского. [1. C с. 385-392.]

Особенности характера личности   доктор педагогических наук, профессор Сластенин Виталий Александрович и кандидат психологических наук, профессор Каширин Владимир Петрович различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему) Где? Лучше писать см. Приложение 1:

В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.

Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятие «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленности личности.

Экстраверсия – преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п.       

Интроверсия – направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т.п. А есть люди, у которых экстра- и интравертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не только на – экстра-, интраверсии, но и с учетом своеобразия появления других психических функций человека: ощущение, интуиция, мышление и чувство.[11, с. 115-120]

Все типологии характеров строились на основе ряда общих идей. Основные из них - следующие:

·        характер человека начинает складываться довольно рано и на протяжении его жизни остается более или менее устойчивым;

·        те сочетания черт, которые входят в структуру (тип) характера человека, случайными не являются. Они образуют четко различимые сочетания, позволяющие выявлять типы и строить типологии характеров;

·        у всех людей характерны разные, но, имея в виду разные сочетания черт характера, людей все же можно разделить на типы. Наиболее известны следующие типологии характера:

1.     конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.)

2.     акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вырианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3.     социальная типология характеров, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

       Гипертимный тип – таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

       Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

       Циклоидный тип.  Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада –по дистимному.

       Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

          Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

        Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

       Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны,  редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

      Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности.

       Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения.

      Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

      Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает всю большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения в порядке дополнения  уже приведенной типологии.

       У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители-экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.

       Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнь «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

      Для  экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

      Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, на его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей; он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей  упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

     Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

      Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.

      Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. [ 9, с. 90-93]

Глава 2. Формирование характера у младших школьников в процессе обучения.

В данной главе мы рассмотрим формирование характера у младших школьников.

           2.1. Особенности развития младшего школьника.

В данной главе мы рассмотрим формирование характера у младших школьников. О чем пойдет речь в параграфе?

Не так давно в психологии о младшем школьнике вообще не было речи. Только после введения системы обязательного неполного и полного среднего образования выделилось звено начального образования, что побудило к изучению психологических особенностей младшего школьного возраста. Несмотря на обилие исследований младшего школьника, В. В. Давыдов ссылка? считает, что можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Черты младшего школьника по описаниям ученых и наблюдениям учителей. Великолепные описания образа и модели поведения детей в младшем школьном возрасте мы находим в книге А. А. Люблинской  «Учителю о психологии младшего школьника». Книга вышла в 1977 г. и несет печать времени, но многие общие черты младшего школьника просматриваются в современных детях. А. А. Люблинская – психолог и она сумела передать тончайшие нюансы детской психологии.

А вот как описывает своих учеников учительница Ольга Денисовна Литвин. С разными особенностями, наклонностями, характерами, темпераментом, с разной подготовкой, из самых разных семей приходят дети в 1-й класс. Как утверждают психологи, занятия в школе, новый режим – стрессовая ситуация, когда у ребенка ломаются прежние представления об обязанностях, поведении.

Обобщая их черты, Н. С. Лейтес пишет: «Ученики начальных классов, за редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и сам процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Где заканчивается цитата? после цитаты ссылка

Увлекательно пишет о младших школьниках Ш. А. Амонашвили, личностный подход представлен в книгах М. Н. Волокитиной, Н. Д. Левитова, в исследованиях В. И. Самохваловой.

«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» ссылка?

Н. С. Лейтес ссылка? Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Наступает возраст младшего школьника, и в жизни ребенка происходит принципиальное изменение: начинается та самая настоящая учеба, о которой он мечтал дошкольником. Вместе с учебной деятельностью, ставшей теперь ведущей, приходит много нового.

Хотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является, как уже отмечалось, переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

Усвоение моральных норм и правил поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя; ученики III класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Не следует всегда рассматривать характерологические проявления младших школьников как устойчивые и закрепленные формы поведений, в которых реализуется система отношений. Характер в младшем школьном возрасте только складывается.

Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Н. Д. Левитов ссылка? приводил пример такой ошибки. Учительница I класса считала одну из своих учениц настойчивой девочкой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца. Между тем объективное наблюдение опытного психолога показало, что настойчивость девочки — временное психическое состояние, которое возникает только при определенных условиях: когда она видит пример своей подруги и когда к тому же ее деятельность успешна. Неудачи выбивают ее из колеи.

Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к обсуждению изменений, которые происходят со звеньями самосознания в младшем школьном возрасте.

Имя. Мы уже указывали выше, что при благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное к себе обращение.

С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться.

Фамилия представляет собой наследованное семейное (родовое) наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Конечно же, для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя.

Перед учителем стоит социальная задача подготовиться к беседе с детьми по поводу происхождения тех или иных фамилий и предупредить возможность появления обидных прозвищ и дразнилок.

В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращаться друг к другу через уничижительные формы: Петька, Ванька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится некоторой детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органично внутренней установке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к своему имени.

Внешний образ. Выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развиваются мимика и пантомимика.

Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развиваться конституционально. В 8-9 лет граница, разделяющая голову спереди на верхнюю и нижнюю половины, проходит по линии бровей (в то время как у взрослых- по линии зрачков). Но главное, лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия. Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он с удовольствием выражает разные экспрессивные состояния, контролируя мимические мышцы бровей, глаз, щек, рта и т.п. Он легко управляет своими губами: выворачивает и оттягивает книзу нижнюю губу, растягивает углы рта, поднимает их кверху, как в улыбке, и т.д. Он может насвистывать мелодию, подмигивать (производить изолированное закрывание правого и левого глаза).

Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Ребенок с интересом относится к своей физиономии, получает удовольствие от сложной мимической игры. При этом он понимает необходимость обуздания первичных эмоций.

К концу детства лицо ребенка приобретает коммуникативную выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок. При этом одни дети присваивают эти выражения физиономии путем одного лишь подражания (идентификации), других в добавление к этому еще и учат специально тому, каким должно быть лицо «у воспитанного человека».

Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей в возрасте от 6 до 11-12 лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных движений и действий, как это происходило в первые шесть лет. Однако это только внешняя видимость скрытой картины телесного развития.

Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, вспыхнув, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.

Каприз – часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения.

Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении.

Половая идентификация. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.

Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.

В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

Младшие школьники готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность ребенка.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая, много подробностей, малопонятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.

Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни — подростковый возраст.

Профессор, доктор педагогических наук Иван Федорович Харламов ссылка? считает, что младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Специфическим является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловленные указаниями, советами и требованиями учителя.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление. [14, с.112-118]

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка,

Та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования

характера ребенка.

Характер формируется в деятельности.  Характер ребенка приобретает свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать…гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения. ссылка?

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход, не должен ни в какой мере нарушать общих требований.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал

С. Л. Рубинштейн. – Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, миную собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.» ссылка?

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и тоже отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем  различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Таким образом можно сделать вывод, что педагогу необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

2.2. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения.

Как складывается характер человека? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего  возраста, т. е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.

Черты характера, как уже указывалось, — это системы прочно закрепившихся реакций человека на воздействия социальной среды, это «определенные деятельности», вызванные внешними влияниями и «часто закрепляющиеся на всю жизнь» (И. П. Павлов) ссылка?. Эти ответные реакции людей становятся чертами характера при условии достаточно четкого подкрепления их (как через первую, так и через вторую сигнальные системы). Оценка действий учащегося является одной из форм подкрепления или торможения ответных реакций. Она помогает закреплению правильных форм поведения и преодолению нежелательных, отрицательных форм. Под влиянием систематического воспитания у ребенка вырабатываются и закрепляются условные реакции на определенные требования взрослых, на разрешение действовать («надо», «можно») или на запрещение («нельзя», «не надо»). С раннего возраста эти требования становятся положительными или тормозными сигналами, вызывающими или тормозящими ту или иную реакцию.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов. Мировоззрением в основном определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Могучим оружием воспитания характера является, следовательно, идейно-политическое просвещение, осуществляемое в процессе учебно-воспитательной работы в школе, в ученье, в труде, в общественной деятельности людей.

Этого необходимого условия воспитания характера недостаточно, однако, для того, чтобы формирование характера было достигнуто. Мировоззрение человека и индивидуально своеобразная манера его поведения в известных пределах могут не совпадать друг с другом. Между тем необходимо, чтобы человек не только был убежден в правильности принципов морали, а испытывал потребность неуклонно следовать им и определенным образом вел себя в той или иной ситуации.

Характер, как отмечалось, формируется в деятельности, в активном взаимодействии человека со средой. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима определенная организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, накопление им практического опыта в правильном поведении. Вся система воспитательных мероприятий должна ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения, приучались претворять свои мысли и взгляды в поступки, могли бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. А. С. Макаренко ссылка? постоянно подчеркивал, что наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке, своего рода «гимнастика поведения», закрепление правильных форм поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер выковывается в борьбе с трудностями, путем преодоления их.

Важнейшим средством воспитания характера является творческий коллективный общественно полезный труд. В серьезном и упорном общественно значимом производительном труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты направленности и воли человека. В педагогической системе А. С. Макаренко труд рассматривается как один из основных путей воспитания характера человека. «Правильное советское невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» ссылка?. Поэтому большое значение имеет правильная организация трудового воспитания школьников, от успеха которого во многом зависит успех формирования их характера. Детей надо привлекать к доступному их возрасту труду, имеющему определенное общественное значение. Работа на пришкольных опытных участках, в различного рода кружках (кружки «Умелые руки», кружки по изготовлению физических приборов и т. д.), производственная практика в промышленности и сельском хозяйстве, система трудовых поручений в семье — все это является хорошей школой воспитания характера. Необходимо при этом требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения ее, связанного с бережным отношением к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Важнейшую роль в воспитании характера играет коллектив, общественное мнение, общественный контроль. Черты характера человека формируются только в коллективе, являющемся условием всестороннего и полноценного развития личности.

Коллектив влияет на своих членов, требует от них определенного поведения. Голос коллектива, здоровое и авторитетное общественное мнение являются могучим дисциплинирующим фактором. Сила общественного мнения огромна. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, здоровая критика их действий, деловые и серьезные требования коллектива к отдельным его членам — все это играет важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий даже скрытую поддержку класса, с трудом поддается воспитательному воздействию. Но его поведение резко меняется, если его поступки не только не встречают сочувствия, а, наоборот, вызывают дружное резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива. Коллектив воспитывает у своих членов солидарность и взаимопомощь, воодушевляет на борьбу с трудностями, помогает лучше переносить неудачи, не допускает растерянности, уныния, подавленности, потери веры в себя. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от беспечности, самоуспокоенности, самомнения, зазнайства и от развития других отрицательных качеств.

Одним из условий полноценности и высокой идейной направленности коллектива (равно как и каждого его члена в отдельности) является наличие перспективных линий, перспективных устремлений, перспективных путей, т. е. наличие у коллектива и у каждого из его членов системы взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач, которыми определяется деятельность.

По отдаленности цели и трудности ее достижения перспективные линии могут быть различны. Близкая перспектива — это устремление к близким и сравнительно легко достижимым целям. Для средней перспективы характерны более отдаленные цели, достижение которых требует большего труда и преодоления известных трудностей. Дальняя перспектива — это устремление к высоким жизненным целям, имеющим большое общественное значение. Достижению их человек посвящает всю свою жизнь, все свои силы. Во всей своей деятельности школьник должен руководствоваться системой задач, которую надо указывать ему. Он должен понимать, что за достигаемой им ближайшей целью (например, получением высшей оценки по математике) стоит более общая задача (приобрести прочные, полезные знания, необходимые для дальнейшего ученья), которая в свою очередь является условием решения еще более общей задачи (стать полезным членом общества), подчиненной в конце концов главной жизненной задаче — борьбе за построение коммунистического общества.

Характер человека закаляется в борьбе за более далекие перспективные цели. В тех случаях, когда поведение человека определяется только ближайшими целями, за которыми он не видит далеких перспектив, у него не возникает достаточного желания и сил преодолевать препятствия на своем жизненном пути.

Из этого отнюдь не следует, что близкая перспектива не имеет значения. Программа ближайших действий, направленных на решение частных задач, совершенно необходима для того, чтобы можно было достичь более отдаленных целей. В особенности важна близкая перспектива в жизни младших школьников и подростков, так как они не всегда еще могут осознать значение далеких целей и еще не имеют далеких перспектив. Поэтому перед младшими учащимися важно раскрывать близкие перспективы (заслужить уважение товарищей, оправдать доверие родителей, добиться похвалы учителя и т. д.), лишь постепенно формируя у них систему перспективных линий.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит, как известно, школе. Но большое влияние на характер учащегося оказывает и семья. Здоровый, дружный, хорошо организованный и целеустремленный семейный коллектив, прочно связанный с общественной жизнью страны, оказывает сильное положительное воздействие на характер ребенка. И наоборот, если семья оторвана от более широкого коллектива, если в ней царит разлад, отсутствует авторитет старших членов семьи, господствуют тенденции к лени, эгоизму, лицемерию, влияние на характер школьника особенно вредно. Важнейшим условием правильной организации воспитательных мероприятий в семье является тесная согласованность ее действий с учебно-воспитательной работой школы.

Большую роль в деле воспитания характера играют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях создаются яркие художественные образы людей, даются примеры того, как чувствует и действует настоящий человек, ярко обрисовываются черты его характера, показывается как они формируются. Образы литературных героев и их поведение часто являются для школьника своеобразным оценочным критерием своих или чужих поступков, своеобразным ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном», с которым они сравнивают свое поведение и по которому оно направляется ими.

Роль живых, наглядных образов во всей воспитательной работе с детьми вообще исключительно велика.

Большое значение в воспитании характера имеет личный пример педагога. А. С. Макаренко ссылка? указывал, что поведение воспитателей — будь то родители или педагоги, имеет самое решающее значение и что воспитательное воздействие осуществляется не только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его или приказывают ему. То, что делает воспитатель, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, решителен в поступках, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет добиться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние на школьника.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, подростку или юноше. Значительное место, в частности, занимают этические, или моральные, беседы на тему о формировании различных черт личности.

Этические беседы, как показали исследования Ривеса и других, а также опыт учителей-практиков приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Нудное морализирование принесет скорее вред, чем пользу.

Одним из важнейших путей формирования характера является самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности. «Человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая», — говорил И. П. Павлов ссылка?. Благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы человек может сознательно формировать у себя определенные системы временных связей, воспитывать в себе желательные качества и искоренять нежелательные. В школе учитель должен стараться пробудить у каждого учащегося (особенно среднего и старшего возраста) сознательное стремление изжить у себя те или иные недостатки, выработать положительные черты характера.

Самовоспитание, правильно поставленное, отнюдь не является выражением стремления к индивидуальному самоусовершенствованию, имеющему целью возвысить человека над коллективом, а диктуется горячим желанием быть полезным и достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а наоборот, дополняет его и помогает ему. Для того чтобы обеспечить правильное направление самовоспитания учащихся, им безусловно надо руководить.

Учитель обязан указать учащимся, что даже такая черта характера, как мужество, воспитывается, причем воспитывается не в каких-то особых условиях и специальных упражнениях, как думают некоторые из школьников, а в повседневном труде, ученье в общественной работе, на занятиях спортом, неуклонным и четким выполнением своих повседневных обязанностей.

Неверие в возможность воспитания и самовоспитания, отличающее некоторых школьников, естественно, рождает у них пассивность.

Большое значение в работе по самовоспитанию характера имеет правильная организация труда и быта, стиль и распорядок повседневной жизни. Учитель должен посоветовать школьнику воспитывать свой характер в процессе решения реальных, жизненных задач: ликвидировать, например, запущенность по тому или иному учебному предмету, выработать определенную полезную привычку (например, делать утреннюю гимнастику), изжить ту или иную вредную привычку (например, торопливо говорить) и т. д.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания является образование привычки трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, сознавать их последствия, исходя из общественных интересов. Ученик должен научиться чутко прислушиваться к общественному мнению и уметь видеть свои недостатки.

Необходимо указать и на важную роль физического воспитания в формировании характера (особенно его волевых черт). Люди иногда бывают слабохарактерными в известной мере вследствие своей физической слабости. У них нет достаточного запаса сил для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели, и они легко могут отказаться от нее при первой же неудаче.

Конечно, физическое состояние не имеет решающего значения. Очень многие слабые и больные люди могут быть и являются людьми с исключительно сильными характерами (достаточно вспомнить, например, Н. Островского). Но при прочих равных условиях физически крепкий человек более способен к выносливости, настойчивости, выдержке, мужеству, самообладанию. Занятия физической культурой и спортом, улучшая здоровье, укрепляя нервную систему, способствуют тому, чтобы человек стал сильным, выносливым, уверенным в себе, уничтожают вялость, содействуют развитию смелости, решительности.

Особо важно подчеркнуть необходимость индивидуального подхода в воспитании, осуществляемого на основании изучения индивидуального характера того или иного учащегося. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт педагога по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические следствия своих действий. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Воспитательные мероприятия, с успехом применяемые к одному школьнику, могут не дать эффекта или дадут даже нежелательный эффект в других случаях. По-разному влияют, например, на учащихся поощрения. Одного ученика надо похвалить, так как это поднимает его веру в свои идеалы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. По-разному надо предъявлять и требования к учащимся. Особенно важно учитывать индивидуальные условия, в которых сложилась, та или иная черта характера. Различной, например, должна быть реакция педагога на упрямство в зависимости от той причины, которая его породила. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различиями в мотивах действий определяются и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.

Так как формирование систем временных связей у детей с разными типами высшей нервной деятельности происходит неодинаково, то отсюда вытекает необходимость учитывать и тип нервной системы ребенка. Для воспитателя не безразлично, имеет ли он дело с представителем безудержного, спокойного или же слабого типа.

Важно учитывать возможность фазовых состояний у ребенка. Если ученик перевозбужден многими впечатлениями или находится в состоянии переутомления, необходимо считаться с возможностью наступления парадоксальной или ультрапарадоксальной фазы, когда словесное обращение педагога к ребенку может перестать оказывать обычное действие и, наоборот, вызовет реакцию, противоположную той, на которую учитель рассчитывал (угрозы, например, или сильный резкий окрик приведут к еще большему перевозбуждению нервной системы, в то время как спокойный тихий голос дал бы положительный эффект).

Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания характера требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка: в его интересах, в отношениях к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, ориентируя на них все поведение ребенка, всю его деятельность, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера У детей, перевоспитания ребенка.

Формирование характера не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. И в зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных чертах человека. Нет такого характера, которого нельзя было бы изменить или перевоспитать путем организации соответствующих условий жизни и деятельности, путем общественного воздействия на людей, хотя это и требует нередко больших усилий и напряженной работы.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок, прежде всего, подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.

Сензитивным  периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют воздействовать на них словом и делом, и это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера связано с ранними годами жизни и определяется  обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни (вспомним в этой связи первую стадию личностного развития по Э. Эриксону ссылка?). Стиль общения  взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним весьма важны для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого  стиль общения родителей с ним обычно частично или полностью воспроизводит в собственном   общении с другими людьми и со своими детьми.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и др., - складываются  несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.

В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети, выигрывая в сравнении со своими посещающими детский сад сверстниками в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складываются непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.

Таким образом, каждый детский возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. [ 7, c. 422-425]

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.

Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности.

Отсюда вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства  эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности.

Формирование характера начинается с раннего детства. А.Н. Леонтьев отмечал, что «личностью не рождаются, а становятся» ссылка?. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни

Заключение

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы характера, структуру и типологии характеров.

Вторая глава посвящена формированию характера у младших школьников в процессе обучения, в ней мы раскрыли особенности и изменения характера школьников в обучении.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции личностных черт характера.

Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении "Маленький принц" сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький принц". М.: Детская литература, 1983.).

В заключение  отметим, что характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Самовоспитание необходимо всем и всегда: для общества, для товарищей, наших любимых и прежде всего для нас самих. Без самовоспитания не узнать ни себя, ни других, ни радостей жизни, ни её сложностей, ни прекрасных тонкостей; без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого, не стать Человеком.

СООТНЕСИТЕ, пожалуйста, ваше Заключение с Введением! Что было целью и как она достигнута, каковы задачи и гипотеза

Список использованной литературы

1.     Алферов, А. Д. Психология развития школьников:  учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н / Д.: «Феникс», 2000. – 384 с.

2.     Борытко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М.: «Академия», 2007. – 496 с.

3.     Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

4.     Дубровина, И. В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /  И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред И. В. Дубровиной. – 6-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 464 с.

5.     Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агенство, 1995.- 637 с.

6.     Подласый, И. П. Педагогика: учебн. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение:  Владос, 1996. – 432 с.

7.     Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. – 639 с. – (Основы наук).

8.     Общая психология: учебник / Под ред. Тугушева, Р. Х.,  Гербера, Е. И. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт 21 ).

9.     Психология и педагогика: / под ред.  Радугина, А. А.: «Академия», 2001. – 480 с.

10.                       Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум. – СПб.: Питор, 2008. – 432 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

11.                       Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин.  – М.: «Академия», 2001. – 480 с.

12.                       Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – «Высшее образование». – 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: «Феникс», - 2004. – 544 с.

13. Степанов, В. Е. Психология: учебник для вузов / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. – М.: «Дашков» и К», - 2004. – 576 с.

14.                       Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / Н. Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.

15.                       Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 1999. – 228 с.

16.                       Штейнмец,  А. Э. Общая психология: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Штейнмец. – М.: «Академия», 2006. – 288 с.


Информация о файле
Название файла Характер как совокупность устойчивых черт от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:40
Дата обновления 9.2.2013, 19:40
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 51.12 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 4922
Скачиваний 96
Оценить файл