Изучение глагола в начальной школе

Описание:
нового эвристическим методом.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Тема: Изучение глагола в начальной школе

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Лингвистические основы изучения глагола в начальных классах. 5

1.1. Глагол как часть речи. 5

1.2. Лексико-грамматические и грамматические категории глагола. 8

Вывод по 1 главе. 13

Глава 2. Методика изучения глагола в начальных классах. 14

2.1. Анализ программ по теме «Глагол». 14

2.2. Методический аспект изучения глагола в начальных классах. 20

2.3. Методы и приёмы изучения глагола в начальных классах. 23

Вывод по 2 главе. 32

Глава 3. Особенности работы над глаголом в начальных классах. 33

3.1. Трудности  изучения глагола в практике начальной школы.. 33

3.2 Реализация методики работы над глаголом в начальных классах. 39

Вывод по 3 главе. 44

Заключение. 46

Список использованной литературы.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы продиктована тем, что существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет функционировать в этом новом тысячелетии. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника.

 В первую очередь это затрагивает обучение детей грамматике, в которой есть три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов начальной школ, последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, в обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей.  Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе.  Всё вышеизложенное предопределило выбор темы нашего исследования - «Изучение глагола в начальной школе».

 Степень изученности вопроса. Во все периоды развития русского языка глаголу уделялось значительное внимание учеными – лингвистами: Ф.И.Буслаевым, В.В. Виноградовым, А.Х. Востоковым, А.М. Пешковским, Ф.Ф. Фортунатовым, А.А.Шахматовым и др. Проблемой обучения глагола в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие.

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах  и составить методику работы над глаголом  (на материалах обобщения опыта учителей).

Объект исследования – процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования – методика работы над глаголом в начальной школе.

Исходя из цели исследования, мы определили задачи:

1.      Изучить лингвистические основы изучения глагола в начальных классах.

2.      Рассмотреть методики изучения глагола в начальных классах.

3.      Проанализировать особенности работы над глаголом в начальных классах.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1.         Глагол как часть речи

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи.

Часть речи – это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им  морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений  [11,с.36].

При отнесении того или иного слова к определённой части речи учитывается вся совокупность характерных для него как для единицы языка черт. Так для отнесения слов к категории глагола недостаточно, чтобы они только обозначали действие или состояние: необходимо, чтобы они выражали это действие или состояние в формах лица и числа, вида и времени и т.д.

В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в описании глагола как части речи различными лингвистами.

Глагол – одна из самых больших частей речи в современном русском языке (примерно пятая часть всех слов - глаголы). Никакая другая часть речи не имеет столь богатой и сложной системы грамматических форм.

Глагол – это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или  состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога. Первые три категории являются предикативными, две другие относятся к непредикативным категориям глагола.

Глагол – это высшая, наиболее отвлечённая, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка. 

В словаре лингвистических терминов даётся следующее определение: глагол – это часть речи, выражающая действие или состояние как процесс и характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам акта речи, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формообразовательных и словообразовательных моделей [3,с.36].

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая его в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к чему-нибудь (уважает, любит) и т.п.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором синтаксических признаков, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения.

Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс. Значение процесса глагол выражает категориями вида, залога, лица, наклонения, времени.

Действие и состояние могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен), но только глагол способен выразить действие и состояние как процесс, протекающий во времени (бегу, буду скучать, болел). Глагол обозначает движение (ходить, плавать), состояние человека и природы (грустить, вечереть), трудовые процессы (сверлить, шлифовать), мыслительные процессы (думать, размышлять) и т.д.

Глагол – одна из важнейших самостоятельных частей речи, выражающая общекатегориальное значение – процессуальный (то есть развивающийся во времени, динамический) признак предмета (Обе женщины ждали, на этот раз вполне веруя обобщению Разумихина: и действительно он успел притащить Зосимого(Достоевский).

Глагол, как и имя существительное, является очень важной частью речи. Он рассказывает о действиях и состояниях, тогда как имя существительное только «называет» предметы и явления. Эта важная роль глагола подчёркивается и латинским названием  verbum, что значит СЛОВОМ, или РЕЧЬЮ, также подчеркивая её важное значение в языке.

   Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или к предмету и ко времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в прошедшем времени глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения.

Н.С. Валгина дает такое определение:

Глагол – это разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.

 Слово «процесс»  в данном употреблении имеет широкое значение, под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, мыслить, спать и т.д.)  [5,с.74].

М.Ф. Лукин называет глаголом часть речи, выражающую действие как процесс и характеризующуюся категориями времени, вида, наклонения, залога, лица, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой словообразовательных моделей.

Итак, мы видим, все авторы сходятся во мнении, что глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние, обладающая категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а во множественном числе рода.

1.2.         Лексико-грамматические категории и грамматические категории глагола

В предложении глагол, в основном, выступает в роли сказуемого. Некоторые глагольные формы характеризуются также категориями рода, числа, падежа или же неизменяемостью своих форм. Общим лексическим значением глагола является действие. Значение действия понимается в широком смысле, то есть имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, но и то, что делается с предметом или в каком состоянии он находится. Процессы действия, выраженные глаголами, неоднородны по своему значению.

Глаголы по лексическому значению можно разбить на две группы.

Первая группа – глаголы, имеющие значение конкретного действия предмета, его работу, физическое состояние, становление и изменение признака (ходить, сидеть, спать, желтеть).

Вторая группа – глаголы, обозначающие отвлеченные действия. Такие глаголы имеют значение качественно-отвлечённого действия или внутреннего состояния человека (страдать, ходить).

Однако трудно провести резкую грань между этими двумя группами глаголов – между конкретным действием и физическим или внутренним состоянием, потому что лексическая особенность глагола заключается именно в том, что и состояние представляется как действие, протекающее во времени. Кроме того, лексические различия между этими группами не подтверждаются грамматическими различиями.

Глагол имеет свои, специфически присущие только ему морфологические признаки, большая часть которых связана с его семантикой:

1.      Категория времени – это словоизменительная грамматическая категория, которая выражает отношение действия (состояния) к моменту речи, принимаемому за точку отсчёта(читаю, читал, буду читать).

Настоящее время указывает на то, что осуществление действия совпадает с моментом речи (говорю, идешь, несёт). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.

Прошедшее время указывает на то, что осуществление действия предшествовало моменту речи (читал, сказал). Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам и числам.

Будущее время указывает на то, что действие будет осуществляться после момента речи (скажу, буду читать), имеет две формы: простую (синтетическую) и сложную (аналитическую). Простая форма образуется от основы будущего времени глаголов совершенного вида путём присоединения к основе личных окончаний (принес-у, принес-ёшь). Сложная форма образуется от глаголов несовершенного вида. Она состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и неопределённой формы основного глагола (буду работать, будешь работать).

2.      Категория вида характеризует процесс протекания действия в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.д. (решать – решить, делать – сделать). Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные (девочка выздоравливает). Формы совершенного вида называют действия ограниченные (девочка выздоровела). В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать? что сделать?

3.      Категория наклонения выражает отношение к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящий в настоящем или такой, который осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении (я говорю, она рассказала, я буду работать, я услышу).

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказ, просьбу и т.д. (Принеси книгу! Повтори-ка, что ты сказал; Сядьте, пожалуйста, здесь).

Сослагательное наклонение употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным или необходимым, но ещё не осуществившимся, когда высказывается просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в повелительном наклонении (Я бы с удовольствием пошёл в театр; Помогли бы вы ей!) 

4.Категория залога выражает различные отношения к субъекту и объекту (учить – учиться, строят – строятся).

Действительный залог означает, что действие производится субъектом и непосредственно направлено на объект (Люблю я пышное природы увяданье…)

Страдательный залог  означает, что лицо или предмет, являющийся в предложении подлежащим, испытывает на себе действие, производимое другим лицом или предметом, которые в предложении выступают косвенным дополнением (Снега, едва успев оттаять, тотчас покрылись коркой наледи).

Средневозвратный залог означает, что действие производится субъектом и возвращается к самому субъекту, сосредоточивается в самом субъекте (Левин снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу рук.).

4.      Категория лица выражает отнесённость или неотнесённость действия к участникам речевого акта.

Формы 1-го лица единственного числа указывают, что действие относится к говорящему (Я к вам пишу – чего же боле?)

Формы 2-го лица единственного числа обозначают, что действие относится к собеседнику (А помнишь, мы говорили с тобой про игру…)

Формы 3-го лица единственного числа обозначают, что действие совершает тот, о ком (о чём) говорится в предложении (Вот к пальмам подходит караван).

Формы 1-го лица множественного числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит говорящий (Мечтанью вечному в тиши Так предаёмся мы, поэты).

Формы 2-го лица множественного числа выражают действие двух или более адресатов (Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?).

Формы 3-го лица множественного числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится (Они особенно любят в пьесе хорошие стихи).

Помимо этих категорий, глагол имеет категории числа и рода, которые служат средством согласования с существительным. Категория числа свойственна всем глагольным формам (единственное число – писала, множественное число – писали), категория рода – только отдельным (прошедшее время, сослагательное налклоние, причастие).

Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые (предикативные) и неспрягаемые (атрибутивные). К спрягаемым формам

относятся формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Они употребляются только в качестве сказуемого (Я знаю – город будет; Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва).

К неспрягаемым формам относятся неопределённая форма (инфинитив), причастие и деепричастие (читать, читающий, читая). Неспрягаемые формы или не изменяются (инфинитив, деепричастие), или изменяются по родам, числам и падежам (причастие). В предложении они являются, как правило, второстепенными членами (Ленивый сидя спит, лёжа работает; Кажется, что величаво приосанивший курган караулит степь).

Инфинитив – это словарная форма глагола, не имеющая таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определённости) по названным категориям является основанием для того, чтобы назвать инфинитив неопределённой формой глагола. В инфинитиве лишь проявляются категории вида (несовершенный вид – писать; совершенный вид - написать) и залога (действительный залог -  умывать; страдательный залог - умываться).

Неопределённая форма имеет характеризующие её суффиксы: -ть, -сти, -сть, -ти, -чь (лежать, вести, класть, идти, беречь).

Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (студент, покупающий книгу; книга, покупаемая студентом).

Причастие соединяет в себе грамматические признаки глагола и имени прилагательного. Причастие образуется от глагола, сохраняет управление, свойственное глаголу, у него есть формы времени, вида, залога (купить книгу, купивший книгу). Поэтому причастие включается в систему глагольных форм.

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Деепричастие входит в систему форм глагола потому, что имеет грамматические категории вида и залога, а в предложении сохраняет глагольное управление (взять книгу – взяв книгу; подойти к столу – подойдя к столу).

В начальных классах школьники знакомятся с глаголами как частью речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?; изучают категории времени (настоящее, прошедшее, будущее), числа (единственное, множественное). Также в начальной школе дети узнают о неопределённой форме глагола, о спряжении глаголов, формируют навык правописания личных окончаний глаголов. Таким образом, глагол представляет собой особую часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, эти значения выражаются с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения, ряд глагольных форм имеет категории рода и числа, глагол выполняет в предложении, в основном, функцию сказуемого. Особыми неспрягаемыми формами глагола являются инфинитив, причастие и деепричастие, они выступают в предложении, как правило, в роли второстепенных членов [1,с.7].

Вывод по 1 главе

Глагол в современной морфологической системе русского языка – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он обладает максимальным набором синтаксических признаков и имеет в предложении самое большое число синтаксических связей.

Глагол является самой сложной и самой ёмкой грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 2.1. Анализ программ по теме «Глагол»

Начальный курс грамматики связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг  знаний, в процессе усвоения  которых у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковый материал, находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

Существует несколько программ по русскому языку для начальных классов, каждая из которых предлагает разнообразные подходы к изучению глагола. Рассмотрим особенности работы над этой частью речи по трём основным программам, которые находят широкое применение в практике начальной школы: «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, программа по русскому языку для начальной школы Л.В. Занкова и программа по русскому языку для начальных классов Т.Г. Рамзаевой.

В программе Т.Г. Рамзаевой по русскому языку в качестве исходного принято следующее положение: в языке все его стороны взаимосвязаны. С учетом этого принципа определено содержание уроков, намечена последовательность расположения уроков внутри темы, а также структура каждого урока. То есть все уроки по изучению темы «Глагол» строятся по единому плану. В качестве основного метода обучения используется наблюдение [21,с.36].

Основными задачами изучения глагола являются формирование первоначального понятия   о глаголе как части речи, развитие умения осознано  употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребляемых глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи.                 

В 1 классе, в период обучения грамоте, проводится подготовительная работа по изучению глагола. Подготовка заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначает действие предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением страниц азбуки, составлением предложений по картинкам и т.  д. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящими по смыслу слова, учащиеся установили связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящие по смыслу словами: Птицы осенью (что делают?) улетают, покидают родные края.

Наиболее целенаправленная работа над глаголами начинается по программе Т.Г. Рамзаевой в третьей четверти 2 класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» Вводится понятие глагола, как части речи и осуществляется подготовка к его изучению.

Учащиеся разгадывают кроссворд и записывают слова, отвечающие на вопрос что делает? (прыгает, колет, варит, играет, говорит, лежит), выясняются их обобщенные значения (обозначают действия предметов)  [21,с.4].

По программе «Школа 2100» части речи становятся главным предметом изучения в 3 и 4 классах, когда для этого уже есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковый опыт в результате наблюдения за функционированием слов в речи. Используется «сквозное» оформление учебников: в каждом путешествуют герои, которые участвуют в процессе обучения. В упражнениях для наблюдений материал подобран таким образом, что позволяет организовать введение нового эвристическим методом.

Во втором классе учащиеся наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы, на примере действий, которые сами выполняют. Учитель вызывает ученика. На листочке, который он получает, написаны глаголы. Он должен показать их действиями (Рисуй! Прыгай! Читай!). Остальные ученики наблюдают, а потом записывают:     

Витя (что делает?) читает, прыгает, рисует.

Программа «Школа 2100» указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у школьников во 2 классе, постановку вопроса к слову. Для этого учитель использует глаголы разных видовременных форм. Учащимся предлагается задание, например: «Спиши, вставляя вопросы в скобках». Малыш громко (?) плакал. Вьюга злобно (?) завывает в поле. Бабушка (?) вяжет внучке носочки.

Может быть проведена игра: учитель называет глагол и бросает мяч ученику, который должен сказать, на какой вопрос отвечает слово (играю - что делаю? смотрел – что делал?).

Сопоставление глаголов и имен существительных позволяет не только дифференцировать различные части речи, но и выделить существенные признаки глагола. При этом термин и понятие глагола не дается. Слова – названия предметов сопоставляются со словами – названиями действий предметов, что позволяет установить связь и взаимодействие в речи имен существительных и глаголов. Например, задание может быть таким: найти слова, которые обозначают действие предметов. При этом учащиеся определяют, действия каких предметов они обозначают, от каких слов задается вопрос.

Далее дети  знакомятся с грамматической основой предложения. Учитель сообщает, что в каждом предложении есть главная часть, и предлагает им отыскать ее самостоятельно. Составляя предложения из отдельных  слов, ученики убеждаются, что слова, обозначающие предмет и действие предмета, образуют грамматическую основу, или грамматический центр.        

В программе Л.В.Занкова реализован принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении. Важным аспектом данного принципа является усвоение детьми  терминов [19,с.35].

 В учебниках принято изложение в виде «переслаивания» или чередования относительно законченных отрезков тем. Учителям не рекомендуется долго задерживаться на одном материале, а переходить к другому с тем, чтобы затем продолжить работу над прежним вопросом, по возможности связывая его с вновь изучаемым. То есть программа построена на высоком уровне трудности. Основным методом работы на уроке является беседа учителя с детьми.

По системе Л.В.Занкова знакомство с глаголом начинается с 1 класса. Выписывая из предложений слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает ? что сделал ?..., школьники узнают, что эти слова называются глаголами. Они выясняют, для чего нужны в речи глаголы.

По программе «Школа 2100» знакомство и изменение глаголов по временам происходит в ходе решения проблемной ситуации. Учитель предлагает послушать необычный рассказ глагола о себе и записать все вопросы, которые будут произноситься: что делаю? что делал? что буду делать? Дети приходят к выводу: глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить, т.е. глаголы изменяются по временам.

Затем учащиеся выделяют отличительный признак глаголов прошедшего времени – суффикс -л-, и выясняют, что глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

По программе Л.В. Занкова сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т.е. в момент речи, что было до этого,  что произойдет в будущем. В итоге учащиеся узнают, что  глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее, прошедшее, будущее. Настоящее время глагола обозначает действие,  которое совершается сейчас, в то время, когда о нем говорят: читает (что делает?). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее: читал (что делал?), прочитал (что сделал?). Затем школьники знакомятся с будущим (сложным) временем глагола. Выясняется, что оно обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорят, и глаголы будущего (сложного) времени отвечают на вопросы что будет делать? что будем делать? (будет писать, будем читать).

В 3 классе подробно изучается будущее (простое) время глагола. Выясняется, что  глаголы в будущем простом времени  отвечают на вопросы что сделает? что сделают? (принесет, принесут), изменяются по лицам и числам и имеют те же окончания, что и глаголы в настоящем времени  [19,с.46].

По программе Т.Г. Рамзаевой  [21,с.34] знакомство с неопределенной формой глагола  происходит практически при помощи правила: Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

Учащиеся узнают, что эти глаголы не имеют ни времени, ни числа.

По программе «Школа 2100» знакомство с неопределенной формой глагола также происходит на основе наблюдения и сравнения языкового материала. Например, учащиеся читают отрывок из рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома». В нем использованы глаголы в форме прошедшего времени и неопределенной форме. Они устанавливают, чем отличаются глаголы в неопределенной форме от остальных глаголов. На основе проделанной работы школьники делают выводы: у глаголов, которые отвечают на  вопросы что делать? нельзя определить ни время, ни число, ни лицо. Учитель сообщает, что это глаголы в неопределенной форме. Затем дети убеждаются, что такие глаголы оканчиваются на –ть, -ти или –чь. Учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие умения отличать глаголы в неопределенной форме по вопросу и суффиксу.

По программе Л.В. Занкова неопределенная форма изучается в 3 классе. Дается понятие «инфинитив» и находится основа глаголов неопределенной формы, от которой образуются глаголы прошедшего времени при помощи суффикса -л-.

Основными и самыми сложными, на наш взгляд, темами являются «Спряжение» и «Правописание безударных личных окончаний глаголов». По программам Т.Г. Рамзаевой и «Школа 2100» эти темы изучаются в 4 классе, а по программе Л.В. Занкова – в 3 классе. 

По программе Т.Г. Рамзаевой учащиеся наблюдают за изменениями глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Составляется таблица местоимений 1,2,3 лица единственного и множественного  числа. Дети подставляют к ним глаголы из текста, изменяя их в соответствии с местоимениями. Учитель объясняет, что при изменении по лицам у глаголов изменяются окончания, поэтому они называются личными.

Вводится понятие «спряжение» на основе  сравнения двух вариантов окончаний глаголов. Школьники узнают, что изучение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Знакомятся с окончаниями глаголов I и II спряжения.

Далее дети наблюдают, как спрягаются глаголы в будущем времени, как меняются их окончания. Школьники изучают правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени, глаголов в прошедшем времени. По всем этим темам составляются таблицы изменения окончаний. В отличие от других, по программе Л.В. Занкова в 3 классе  рассматривается связь слов в глагольных словосочетаниях. В результате изучения этой темы учащиеся получают  представления о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении и узнают, что глагол в предложении требует от существительного определенного косвенного падежа (без предлога или с предлогом), такая связь называется управлением. Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других. Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала. Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил [19,с.34].

Каждая программа предлагает свои подходы к изучению отдельных разделов темы «Глагол». Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

2.2. Методический аспект изучения глагола в начальных классах

Несмотря на многообразие способов изучения глагола, представленных данными программами, учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности в работе над этой сложной темой. Это, в первую очередь, затруднения при формировании понятия «глагол».

Анализ устных и письменных работ младших школьников показывает, что речь их нуждается в обогащении.

Заметным однообразием, монотонностью характеризуется словарь детских посменных работ – изложений и сочинений. Среди глагольных форм самыми употребительными в детской речи являются глаголы, обозначающие движение, но даже их употребление выявляет недостаточное умение школьников выбрать слово, наиболее соответствующее теме, контексту.

Неразвитость умения обращаться с лексическим материалом приводит к тавтологии, повторению даже в незначительном по объёму тексте одних и тех же слов и словосочетаний.

Задачами школы является: управление речевым развитием ребёнка, формирование у школьников умения ясно и правильно излагать свои мысли. Учителю необходимо организовать работу, нацеленную на лексическое обогащение речи младших школьников.

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяется задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение сознательно употреблять глагол в устных и писменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все эти задачи решаются во взаимосвязи.

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик [26,с.45].

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные методы, а также формы организации деятельности учащихся и различные средства обучения.

Ведущее место среди последних принадлежит тем, которые, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик - учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого используются все возможные дидактические пособия.

Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, надо разнообразить уроки русского языка играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой наглядностью.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою функцию в организации учебной деятельности. Признавая роль задач наглядно-обощающего характера, учителя, как нам кажется, недостаточно часто используют их в заключительной части урока – при подведении итога. Но это очень важная и значимая структурная единица урока.

Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока – значительный аккорд в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение детьми учебного материала.

Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной форме.

Итак, учителя при изучении глагола часто используют нестандартные формы уроков, игры, занимательный материал. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке. Эмоциональный фон урока помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Такие игры, как «Грамматическое домино», «Брейн-ринг» позволяют обобщить и конкретизировать знания школьников по изученным темам. Уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии заинтересовывают учащихся. Они лучше запоминают спряжение глаголов, изменение по временам и числам, правописание безударных личных окончаний глаголов. Такие уроки воспитывают в детях желание и умение учиться [26,с.45].

2.3. Методы и приёмы изучения глагола в начальных классах

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи: временем (настоящим, прошедшим, будущим), числом (единственным и множественным), лицом (1,2,3,) видом (совершенным и несовершенным). 

Важно на начальных этапах работы использовать упражнения на распознавание глагола, например:

Упражнение 1.

1.      Прочитайте слова: писал, солнце, светит, голубой, бежишь, дерево, желтеют, книга, длинный, плясать.

2.      Выпишите глаголы. Работайте так: устно подставьте вопросы к каждому слову, определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета или действие предмета; если слово отвечает на вопросы что делать? что делал? что делает? что делают? что делаем? что делали?  и т.п. и обозначает действие или состояние предмета, это глагол. Выпишите его.

Упражнение 2.

Выделенные имена существительные замените однокоренными глаголами:

разбивка клумбы – разбивать клумбу;

погрузка багажа - …

доставка почты - ….

Когда дети овладеют навыком распознавания глагола, следует проводить упражнения на осознанное употребление этой части речи.

Упражнение 1.

1.      Прочитайте вопросы: Что делал ученик на уроке? Что делает тракторист? Что делала портниха? Что будет делать повар?

2.      Запишите полные ответы на вопросы.

Упражнение 2.

Подберите глаголы противоположного значения к глаголам: говорить - …, радоваться - …, начать - …, подать - ...

Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности,  тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимся на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола.

Важно научить правильно, пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференциальную постановку вопроса что делать? и  что сделать? С учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия [30,с.26].

Изменение глагола по временам.

Неопределенная форма.

Настоящее

время.

Прошедшее

время.

Будущее время.

Простое.

Сложное.

Что

делать?

 строить решать

Что делает? строит

решает

Что делал?

строил

решал

Что будет делать?

будет строить будет решать

Что сделать?

построить

решить

Что сделал?

построил

решил

Что сделает?

построит решит

 Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить  таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки.

Для отработки навыка распознавания временных форм глагола можно использовать такие упражнения:

Упражнение 1.

1.      Спишите текст.

Утро было холодное. Ночью выпал снег, он лежал на земле и траве и долго не таял. Стояла тишина. Даже верхушки деревьев не шевелились.

2.      Подчеркните глаголы.

3.      По смыслу и по вопросам определите время глаголов. Надпишите над каждым глаголом время.

Упражнение 2.

1.      Прочитайте глаголы: учил, писал, считал, говорили, слушали.

2.      Запишите эти же глаголы в два столбика:

                   Настоящее время        Будущее время

Немало затруднений у детей при письме вызывает правописание сочетаний -ться и -тся. Причина этого – неумение различать суффиксы глаголов неопределенной формы и личные окончания 3-го лица единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени. Научиться различать суффикс глаголов неопределенной формы -ть и личные окончания помогут следующие упражнения:

1.Поставьте глаголы в 3-ем лице единственном числе.

Что делать?

Что делает?

      бороться

браться

вертеться

согнуться

     Борется

2.Поставьте глаголы в 3-м лице множественном числе.

Что нужно сделать?

Что сделают?

      окунуться

оглянуться

распахнуться

согнуться

       Окунутся

3.Поставьте глаголы в 3-м лице единственном и множественном числе.

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

что делают?

что сделают?

      броситься

встретиться

городиться

трудиться

     бросится

      бросятся

При этом важно научить детей видеть и самостоятельно выделять суффиксы неопределенной формы и личные окончания глаголов 3-го лица.

4.От невозвратных глаголов образуйте возвратные.

что делать?

что делать?

что делает?

что делает?

строить

кружить

носить

кормить

строиться

Строит

строится

Эти и другие упражнения можно проводить и в игровой форме в виде соревнований двух команд.

Учащиеся испытывают трудности в написании безударных личных окончаний. Одна из причин ошибок заключается в том, что школьники не могут правильно поставить глагол в неопределенную форму.

Учащиеся затрудняются поставить глагол в неопределенную форму в следующих случаях:

   а) если при образовании личных форм глагола происходит чередование согласных (подыскать – подыщет, колыхать – колышет, щебетать – щебечет, рассказать – расскажет и др.);

   б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные глаголы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол одного вида является глаголом I  спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить – усиливать, заметить – замечать, дополнить – дополнять и др.;

   в) если глаголы безличные: дышится легко, от печи пышет жаром и др. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко;

   г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, например: гнать – гонять, слышать – слушать и др.

Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме в следующих случаях:

   а) если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, залаять;

   б) если встречаются с глаголами клеить, удвоить и др.

Учащиеся считают их глаголами на -ять;

   в) если встречаются с глаголами, которые неправильно употребляют в своей речи (кашлять, капризничать и др.).

Встречаются и другие трудные случаи:

1)      глаголы на -еть и на -ать. Учащиеся или не учитывают  глаголы – исключения, или считают все глаголы на -ать глаголами II спряжения;

2)      глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить и др.), перетягивающей на себя ударение в слове, в результате чего личные окончания становятся безударными. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не знакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов определяют спряжение по неопределенной форме (выпьет – пить, выльет – лить);

3)      в глаголах – исключениях, имеющих приставку или частицу –ся, ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся; очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет «узнавание» глаголов – исключений;

4)      глаголы I спряжения с основой на шипящие: Ж и Ш (пишешь, расскажешь и др.). Учащиеся пишут их, применяя правило: «жи, ши пиши с буквой и».

Избежать трудностей и ошибок в написании безударных личных окончаний помогут следующие упражнения:

1.Написание зрительных диктантов:

-учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу слова;

-учащиеся заучивают отрывок из стихотворения и записывают его по памяти. При этом учитель даёт задание:

Найти в тексте глаголы; отметить глаголы, обозначающие движение; к некоторым из глаголов, обозначающих движение подыскать слова, сходные по значению.

      2.Составление слов из морфем.

Например: Образовать слова от данных с помощью приставки вы- и суффикса –ся.

Для этого можно использовать общеклассное и индивидуальное полотно.

3.Группировка глаголов по определённому признаку:

•        окончание ударное или безударное;

•        глаголы с приставкой или без неё;

•        глаголы настоящего или будущего времени;

•        глаголы I или II спряжения;

•        - глаголы с возвратным значением или нет.

При выполнении упражнений учащиеся выделяют окончания и объясняют свой выбор. Наилучшему усвоению правила написания окончаний глаголов  способствует систематическая работа и подведение  итогов,  формулировка выводов и продолжительная отработка правила .

В эту работу должны быть включены также лексические упражнения по теме «Глагол». Например:

1.      Сравнить два предложения: Мальчик сошёл с крыльца. Снег сошёл с полей. Определить, какое значение имеет глагол сошёл в этих предложениях.

2.      Подобрать сходные по смыслу слова к глаголу: гудит – шумит (ветер гудит, шумит), сигналит (машина гудит, сигналит) .При этом следует обратить внимание на то, что нельзя сказать машина шумит, когда она подаёт сигнал, или ветер сигналит, потому что, хотя слова шумит и сигналит близки по значению к глаголу гудит, употребляются они в сочетании с разными существительными.  

3.      Подобрать синонимы к глаголам: показались – появились, вскочили - встали, схватили – взялись.

4.      Подумать, как можно сказать иначе: ударил в барабан – забарабанил.

5.      Образовать с помощью приставок новые слова: схватили, выхватили, захватили, ухватили, подхватили и др.

6.      По картине составить небольшой рассказ, предварительно проработав словарный, в частности глагольный, материал.

7.      Из ряда глаголов, сходных по значению, выбрать один, наиболее подходящий:

•        весь день мы (бродили, слонялись) в прекрасном осеннем лесу.

•        Пожилой рабочий (возвращался, бежал) с работы.

•        По поляне, играя (бежали, ходили) друг за другом два медвежонка.

На выявление значений глаголов учитель должен чаще нацеливать внимание младших школьников. Практика словоупотребления показывает, что дети часто не понимают значение, толкуют его односторонне. Поэтому имеющиеся возможности должны непременно реализоваться на уроках. Так учащиеся анализируют однокоренные глаголы сбежали, забежали, рассматривают их значения в сочетаниях: ребята сбежали, ручьи сбежали, сбежали с горы; забежал за товарищем, забежал за угол, забежал во двор. Учащиеся устно объясняют своё понимание значений этих глаголов в составленных словосочетаниях с помощью синонимов, антонимов или описательно, составляя предложения [25,с.45].

Чтобы показать школьникам, как умело используют глаголы движения писатели, какую выразительность тексту придаёт их использование, на уроке можно предложить проанализировать, например, сказку С. Михалкова «Зайцы и волк».

Смастерил себе заяц лыжи, встал на них и вихрем помчался с горки. А зайцы – насмешники, что смеялись над его лыжами, в поле побежали. Тут-то и увидел их серый Волк – злой и голодный. И погнался за зайцами.

-Помогите! – закричали зайцы и бросились наутёк.

А Волк уже рядом…

Услыхав крики о помощи, кинулся Заяц-лыжник наперерез Волку,,налетел, сбил серого разбойника с четырёх лап…

- Не трогай наших, Волк, а то тебе ещё хуже будет!..

Учащиеся находят в тексте глаголы, выделяют группу глаголов движения, отмечают, что они являются сходными по значению, располагают их по интенсивности действия. Рассматривая каждый глагол в предложении, ученики анализируют его семантику.

Такие наблюдения над глаголами, употребляемыми в речи мастерами слова, очень важны. Дети не просто запоминают новые слова, а учатся понимать и различать их значения. В своей речи они больше обращают внимание на словоупотребление, задумываются над тем, какай глагол следует выбрать.

Считается необходимым проводить в начальных классах работу над глагольным словарём, переплетающуюся с упражнениями в лексической сочетаемости, проводимой в тесной связи с изучением грамматического материала и чтением.

Вывод по 2 главе

Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других.

 Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.

Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

При ознакомлении с глаголами учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, что приводит к тавтологии, и  сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Для преодоления этих и других трудностей рекомендуется использовать различные упражнения и задания.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 3.1. Трудности  изучения глагола в практике начальной школы

Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные классы, средние и старшие. Преемственность образования предполагает, что между этапами школы должны быть установлены устойчивые связи с учетом того, что предшествующий этап образования является естественной базой для последующего этапа. Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными классами является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка [13,с.52]. Сохранение преемственности на занятиях по русскому языку между III (IV)  и V-VI классами должно выражаться в следующем:

- в тщательном отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимися;

- формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения новой темы на уроках русского языка должны не расходиться с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III (IV) классах, чтобы был обеспечен постепенных переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Преемственность и перспективность во многом определяют эффективность учебного процесса. Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развитии школьников за прошедшие годы.

При решении проблемы преемственности и перспективности в обучении важным моментом считается соблюдение основных принципов  дидактики, а именно: научности, систематичности, последовательности, прочности знаний и действенности результатов обучения и др.

Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в развитии речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей школьника; в овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; в формировании умений и навыков грамотно пользоваться богатствами русского языка в своей речевой практике. Важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и стать ориентиром в осознанной практической деятельности. Полноценное овладение основополагающим понятием в грамматике таким, как понятие части речи, позволяет решить целый ряд проблем при обучении русскому языку, так как это понятие является базой для полноценного усвоения не только морфологии, но и других разделов школьного курса языка –  лексики, словообразования, орфографии, пунктуации, синтаксиса [14,с.63].

Морфология – один из основных разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматического материала оказывает огромное влияние на общее развитие школьников,  способствует интеллектуальному развитию учащихся. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слова в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В условиях появления нового образовательного Стандарта второго поколения для начальной и основной школы, смены ведущих целей обучения, особое значение в построении системы преподавания приобретает системно-деятельностный подход.

Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной школе должен обладать устойчивым познавательным интересом, необходимыми знаниями, владеть основами осуществления учебной деятельности: уметь использовать учебный материал, позволяющий обучающимся решать учебные и учебно-практические задачи,  в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. 

В разделе «Морфология» выпускник научится: определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы  И, А, НО, частицу НЕ при глаголах.

Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики». Внимание учителя должно быть направлено на осознание учениками общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, что способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий [16,с.52]. Имена существительные, имена прилагательные и глагол ученики начальных классов осознают с пяти сторон:

1) что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

2) на какие вопросы отвечает,

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,

4) каким членом предложения является,

5) какие имеет окончания; как образуется.

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. Во II классе изучают классификацию слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. III класс является центральным в формировании понятия «часть речи», учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), синтаксическая функция в предложении. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. В IV классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Центральным объектом при изучении морфологии должен стать глагол, с его самобытными, не свойственными другим частям речи грамматическими категориями. Во II классе начинается более целенаправленная работа над глаголами в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» Программа указывает в качестве одного из умений, формируемых у второклассников, постановку вопроса к слову. Вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие предмета или его признак. В III классе основная задача при изучении глагола – формирование понятия «глагол как часть речи», ознакомление с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников. В IV классе необходимо углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение, изменение по числам, временам, роль в предложении), развить навыки точного употребления глаголов в речи, познакомить со спряжением глаголов, научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола, провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.  Учащиеся должны узнать о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем школьники знакомятся с I и II спряжением глаголов, запоминают окончания глаголов. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, различать спряжения таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. При изучении этой темы особое внимание необходимо уделить глаголам-исключениям, их 11(которые относятся ко II спряжению), но в начальной школе изучают только 6 глаголов плюс такие глаголы-исключения как брить и стелить (относятся к I спряжению). Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. В процессе изучения темы «Глагол» речь учащихся обогащается новыми глаголами. Дети уточняют для себя лексическое значение глаголов, которыми они уже пользовались, наблюдают за многозначностью глаголов, их употреблением в прямом и в переносном значении. В курсе средней школы все эти понятия и признаки глагола будут  изучаться подробно [9,с.46].

В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется – ть и –ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе изучения вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на – ть и –ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости –ть и –ти просто подчеркиваются.

В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками возможности существования различных точек зрения и, как следствие, - для развития гибкости их мышления.

Специфика предмета «русский язык» требует для реализации преемственности и перспективности соблюдения целого комплекса условий, таких как: осуществление обучения на всех этапах школьного образования в рамках единой лингвистической концепции, которая обеспечит поэтапное продвижение в освоении грамматики русского языка; совершенствование методической системы преподавания, обеспечение такого построения школьного курса грамматики, при котором содержание материала, порядок его расположения, упорядоченное применение методов и форм работы учителя, непрерывная опора на предшествующие знания, их точный учет, постоянная взаимосвязь нового и ранее изученного представляют собой единую систему; построение начального курса грамматики с учетом закономерностей речевого и интеллектуального развития школьников [12,с.37].

3.2 Реализация методики работы над глаголом в начальных классах

Программа «Школа 2100».

Урок русского языка: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголами

Цель урока: познакомить детей с правописанием частицы не с глаголами, развивать внимательность, воспитывать культуру поведения.

Оборудование: подготовленное письмо от ученика, пословицы, глаголы – исключения, чистый лист ватмана.

Ход урока.

1.Организационный момент

-На урок русского языка вам понадобиться: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

I. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

Учитель - Вам интересно, почему я держусь за голову? Сейчас поймёте сами! Вот записка, переданная мне одним учеником (конечно не из нашего класса). После её прочтения, голова у меня и заболела. Посмотрите что в ней написано.

Кот пушок - бальшой праказник.

Он себе устроил празник.

Утром кот зобрался в банку,

Сел у бабке всю смитанку.

Учитель - Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова.

Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания. (Например: код – в конце слова напишу согласную букву т, правило - парные согласные в конце слова, проверочное слово коты).

II. Актуализация опорных знаний:

Учитель - С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой и неодушевлённой.

( Учащиеся находят в тексте имена существительные).

Учитель – Как называется эта часть речи?

Учитель – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает  на них? Есть ли эта часть речи в тексте?

Учитель – А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении?

Приведите пример из текста.

Учитель – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?

Учитель – Найдите в этом тексте часть речи, которая спрягается?

Дети называют глаголы: устроил, забрался, съел.

Учитель – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах.

Учитель – Письменно сделайте морфологический разбор глагола.

Ответы детей: Устроил – глагол, что сделал?, начальная форма – устроить, в пр. в., м.р., ед. ч.

III. Частица не и глагол.

Учитель – Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте мне только глаголами.

Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.

не учил                       учил

не думал                     думал

не слушал                  слушал

не трудился               трудился

не работал                  работал

Учитель – Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он…(На доске появляется второй столбик).

Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы первого столбика отрицают действие).

Учитель – Что указывает на отрицание действий? (Маленькое слово не).

Учитель – Это маленькое слово называется частица.

Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

             Они не являются членами предложения.

             К ним нельзя поставить вопрос.

Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами?

Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:

Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”,а она ему “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”.

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.

Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

IV. Работа с пословицами.

Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                            торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

Учитель – Как написали эти слова, почему?

V. Физкультминутка

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

 В дверь к нему стучится.

Тук, тук. «Дверь открой.

Там в лесу охотник злой».

- Зайка, зайка забегай,

Лапу мне давай.

V. Творческая работа: “Правила поведения на уроке”.

Учитель – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения на уроке”. А там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?

Дети на большом листе ватмана фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.

НЕ разговаривать на уроке.

НЕ мешать своему соседу по парте.

НЕ рисовать на партах.

НЕ дергать девочек за косички.

НЕ жевать после звонка.

Учитель – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол?

Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

VI. Рефлексия.

Учитель – Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Хлопните в ладоши над головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их надо раздельно.

Глаголы для упражнения.

Ненавидеть,    Не решает,

неволить,    не бегает,

недомогать,    не боится,

негодовать,    не знает,

недоумевать.    не скучает

VII. Домашнее задание. Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей НЕ.

Вывод по 3 главе

Рассмотрев методику работы над глаголом в начальных классах, опыт учителей, проанализировав программы по русскому языку, мы пришли к следующим выводам:

Одной из основных задач методики русского языка является формирование первоначального представления о  глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.

Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, и сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся, и затруднение в написание частицы не с глаголом. Поэтому материал для проведения урока требует тщательной подготовки. Избежать трудностей, возникающих у учащихся начальных классов, помогают специальные упражнения на сравнение, запоминание, списывание.

Для успешного обучения младших школьников по теме «Глагол» используется занимательный материал, нестандартные формы уроков. Уроки-сказки, уроки-путешествия, различные игровые моменты позволяют акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усвоить содержание материала, избежать ошибок,  развивают мышление, интерес, желание и умение учиться, повышают работоспособность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа психолого-педагогических, лингвистических и методических  исследований по проблеме обучения глаголу в начальных классах можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.

Глагол – это одна из важнейших самостоятельных частей речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В начальных классах учащиеся знакомятся лишь с категориями времени, числа, лица, вида глагола.

Проанализировав программы Т.Г. Рамзаевой, Бунеевых и Л.В. Занкова, мы выявили, что обучение строится с учётом возрастных особенностей учащихся и ориентировано на всестороннее развитие личности. На основе сравнений, обобщений, наблюдений даётся новый материал, Дети знакомятся с правилами и закрепляют знания на многочисленных упражнениях. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В. Занкова  материал распределён между 1 и 3 классом. В учебный материал включены знания о виде связи – управление. Традиционная программа Т.Г. Рамзаевой предполагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала. Наибольший интерес вызывает у нас программа «Школа2100»: приступая к изучению глагола, школьники уже имеют необходимые базовые  знания, определенный языковый опыт, при введении нового материала применяется эвристический метод, что активизирует внимание и повышает работоспособность учащихся. Оформление учебников «сквозное»: в каждом путешествуют герои, участвуют в процессе обучения. Это вызывает у детей интерес к предмету.    

В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращённом виде, причём рассредоточено по всем классам. Программа начальных классов предусматривает, кроме сообщения  сведений о глаголе,  обучение детей свободному, и в то же время сознательному использованию глагольных форм, грамотному их написанию и правильному построению словосочетаний и предложений с этими формами.

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.

Одной из ведущих задач изучения глагола является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для более успешного решения этой задачи рекомендуется в процессе изучения глагола проводить работу над синонимами, антонимами, познакомить с многозначностью слов. Причём задача развития речи должна решаться на всех этапах рабаты по теме «Глагол».

 Как показывают наблюдения, многие учащиеся начальных классов зачастую не могут сразу усвоить довольно сложную тему «Глагол» и испытывают трудности в нахождении сказуемых, выраженных глаголами, в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Поэтому учителя очень серьёзно подходят к работе. Они проявляют максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала, проводят систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибок, по обобщению и закреплению изученного материала. 

Наше исследование показывает, что процесс работы над глаголом будет более успешным, если применять на уроках русского языка различные виды упражнений, способствующих наилучшему усвоению детьми учебного материала. Очень помогает использование занимательного материала. Это не только «украшает» урок, но и повышает познавательную активность школьников.

Также эффективно проведение уроков в нестандартной форме. В ходе игры, «экскурсии» или «путешествия» дети лучше усваивают материал, им всё интересно, они всё хотят знать. Это приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, в частности по теме «Глагол».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеева Т. В, «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.

2.     Алексеева Т. В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.

3.     Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966. – 606с.

4.     Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3-ий класс (1-4). - М.: «Балас», 1998.- 210с.

5.     Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.- 480с.

6.     Гогун Е. А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная школа. –2002. - №7.- с.48-54.

7.     Давыдов В.В. Виды общения в обучении. – М.: Педагогика, 1972ю-48с.

8.     Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагогика, 1979. –  184с.

9.     Зинченко В.В. Лексические упражнения при изучении глагола.//Начальная школа. – 1971. - №1.- с.25

10.           Иванова Л. А. Обобщающий урок по изучению глагола в 4 классе //Начальная школа. – 2002. - №2.- с. 25-29.

11.           Историческая грамматика русского языка. Морфология, глагол. /Под редакцией Р. И. Аванесова, В. В. Иванова. – М.: «Наука», 1982. – 435с.

12.           Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1976. –  304с.

13.           Лоншакова А. А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка//Начальная школа.- 2002 - №4. – с. 38-44.

14.           Львов М. Р., Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших пед.учебных заведений.- М.: «Академия», 2000. –  464с.

15.           Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия», 2000. – 456с.

16.           Назаретян В.В. Работа над грамматической сочетаемостью глаголов в 1-3 классах.//Начальная школа. - №1974. - №1.- с.23

17.           Никитина Л. А. Формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов//Начальная школа. – 1982.- №9. – с. 22-27.

18.           Полякова А. В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1994. –  60с.

19.           Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа (1-4) По системе Л. В. Занкова. – М.: Центр общего развития, 1999. – 224с.

20.           Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2000. –  320с.

21.           Рамзаева Т. Г.,Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».– М.:Просвещение, 1979. – 431с.

22.           Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе: Учебник для педагогических училищ. – 5-е издание, переработка – М.: Просвещение, 1963. –  368с.

23.           Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальность «Педагогика и методика начального обучения»// М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под редакцией М. С. Соловейчик. – 3-е издание. – М.: «Академия», 1997. –  383с.

24.           Русский язык. Часть2 /Под ред. Максимова Л.Ю. – М.:» Просвещение», 1989. – 287с.

25.           Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, А. П. Кысин и др., Под редакцией Л. Л. Касаткина. – М.: «Академия», 2001. –  768с.

26.           Смирнова В. В. Опорные схемы по русском языку в начальной школе// Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №6,7,8. – с. 44-49.

27.           Современный русский язык./Под ред. Валгиной Н.С.- Изд.-6-е.- М.: логос,2001.-528с.

28.           Суравцева Т.А. Тема «Глагол». Модульный урок.//Педагогическое творчество. – 1999. - №1.

29.           Трембач Л. «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем временах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 9. – с. 9-10.

30.           Фонин Д. С. Внимание: Глагол!//Начальная школа. – 1996. - № 3. – с. 25-28.

31.           Фролов Л. А. Обучение русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 192с.

32.           Шатилова Г. «I и II спряжение глаголов настоящего времени»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. - № 9.- с. 5-7.

Информация о файле
Название файла Изучение глагола в начальной школе от пользователя аделина
Дата добавления 10.5.2020, 18:54
Дата обновления 10.5.2020, 18:54
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 69.68 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 5292
Скачиваний 123
Оценить файл