Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж предпринимательства № 11»
Допустить к защите
Заместитель директора по отделению
Аудиовизуальных технологий
Емельянова О.О.
__________________________
(подпись)
_________________ 2015 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Изменения психологического состояния человека с помощью кинематографа»
По специальности:«Народное Художественное творчество»
Выполнила: Студентка группы НХТ-41 Леончикова Кристина Валерьевна ____________________________ (подпись) |
Научный руководитель: Преподаватель отделения Аудиовизуальных технологий Седухин Кирилл Алексеевич __________________________________ (подпись) |
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЖАНРА КИНО НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………….4
1.1Роль кино в жизни человека…………………………………………………….4
1.2 Кино и психология………………………………………………………………5
1.3 Влияние искусства кино на психику человека………………………………..9
1.4 Психологическое влияние на человека через инстинкт подражания……….12
1.5 Кино как средство массовой коммуникации………………………………..15
1.6 Причины «массовости» с точки зрения психологии………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день кино является одним из самых молодых и одно из самых массовых искусств как в России, так и за рубежом. Влияние киноиндустрии на человека бесспорно и заметно каждому из нас. Данный вид искусства особенно сильно проявляется среди молодежи, поэтому представленная тема курсовой работы особенно актуальна сегодня.
Когда речь идет об отсутствии строгого контроля над киноиндустрией и происходит неконтролируемая подача информации во средства массовой информации для различной аудитории, в конечном итоге это негативно сказывается на формировании моральных и нравственных ценностей подрастающего поколения и общества в целом.
Объектом исследования является процесс влияния кинематографа на
психику общества. Предметом исследования является кинематограф как инструмент
воздействия на психику человека. Целью данной работы является изучение аспектов
влияния кинематографа на психику человека. Данная цель достигается
последовательным решением следующих задач:
1. Подробный анализ современного кино с точки зрения формирования нравственных ценностей.
2. Выявление сущности влияния кинематографа на психику человека.
Сегодня социологи и психологи всего мира насторожены по поводу насилия на экранах телевидения, которые превышают мыслимые и немыслимые нравственные барьеры современного общества.
Таким образом, основной гипотезой данного исследования является негативное воздействие кинематографа на сознание общества, а также возможность противостояния данному процессу. В работе проанализированы источники в средствах массовой информации и приведены конкретные примеры советских фильмов. Так же на основе наблюдений в работе выявлены зрительские предпочтения в сфере кино и особенности их восприятия.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЖАНРА КИНО НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Роль кино в жизни человека
Кинематограф был прославлен больше века назад. С тех пор данная отрасль искусства сильно возросла и изменилась. Кинематограф навсегда засел в жизни всего общества. Кино играет как развлекающую роль, так и обучающую в жизни людей. Дети уже с малых лет любят смотреть мультфильмы и тем самым обучаются и открывают для себя много нового на примере различных персонажей, плохого и хорошего. Пример понятия о дружбе, смелости, верности и благородстве закладываются в подсознании детей и привычка поведения остается неизменной практически на протяжении всей жизни. Каждый человек может получить информацию, которая интересует только его, каким бы не был заложен смысл в фильме. Вероятнее всего человек находит ответы на свои вопросы в конкретном фильме. Такие фильмы очень часто становятся стимулом к какому-либо действию и вдохновляют человека на поступки. На сегодняшний день кино, как особый вид развлечения невозможно искоренить из общества. Одни любят сидеть перед телевизором в одиночестве, а другие предпочитают просмотр фильмов с семьей. Ежегодно выпускается огромное количество фильмов, что помогает каждому человеку найти то, что приходится ему по душе. Большой выбор жанров помогает людям смотреть мелодрамы, детективы, ужасы или исторические фильмы. Кино может заставить человека плакать или смеяться, грустить или радоваться, восхищаться выдуманными или реальными героями фильмов, следовать их примеру или наоборот видеть пример плохого поведения. Фильмы также помогают пережить ситуации, которых не существует в реальной жизни и получить новые ощущения и эмоции.
Таким образом, кино еще долгое время не утратит важного места в жизни общества. Существует множество жанров кино, в котором присутствуют логические цепочки и этим можно заинтересовать зрителя на весь просмотр фильма до конца. На сегодняшний день кино стало особенно доступно зрителям, так как смотреть его можно в любое время суток по телевизору, компьютеру или пойти в кинотеатр. Например, интернет дает кинозрителям привилегию выбирать фильмы по своему вкусу, а также просматривать новинки фильмов. Преимущество этого в том, что телевизор не предоставляет людям такой возможности. Киноиндустрия сегодня настолько быстро развивается, что кинозритель не успевает следить за процессом и выходом нового кино на телеэкраны. Киноиндустрия привлекает все больше зрителей благодаря тому, что используются совершенно новые технологии, что позволяет предоставлять зрителям кино с завораживающими спецэффектами и хорошим качеством изображения самого фильма. Современная графика, 3D эффект и звук заставляют кинозрителя чувствовать себя героями фильма, выпущенного на экран. Производители стараются выпустить кино более высокого качества, чтобы такой фильм понравился зрителю и тем самым принес прибыль создателю.
1.2 Кино и психология
В данном подпункте я хотела бы поговорить о фильмах ужасов, так как считаю, что именно этот жанр фильма особенно популярен на сегодняшний день.
Существует множество теорий относительно того, что кинозрители предпочитают смотреть фильмы ужасов. Прежде всего стоит обратить внимание, что многие люди равнодушно относятся к данному жанру, но наибольшая аудитория зрителей - люди до двадцати лет, то есть подростки. Безусловно есть зрители из взрослой аудитории, которые любят взбудоражить нервы и разум от страшных фильмов. Именно поэтому ведутся наблюдения и исследования с целью выяснения причин такого увлечения.[1]
Определенная часть аудитории, которая просматривает фильмы ужасов, это последствия морального разложения в самом обществе, которое заключается в преувеличенной потребности и интересе к насилию. Данная теория носит поверхностный характер и не слишком убедительна. Даже ранние общества имели истории богов, зверей и мужчин, которые являлись ужасными. Если кто-либо считает, что Ганнибал Лектор является кошмаром, то смело можно почитать греческую мифологию о Доме Атрея, который ссылается на ужасные образы людоедства. Даже в Библии упоминаются гиганты, которые разрушают целые города. Если взять Ветхий Завет, то даже там описывается разгневанный Господь, который способен растоптать (в переносном смысле слова) человечество. Карл Джанг и Джозеф Кэмбелл считали данные предания неким предостережение, которое описывает месть тем, кто отважился выйти за пределы социальных границ.
Киноиндустрия привлекает все больше зрителей благодаря тому, что используются совершенно новые технологии, что позволяет предоставлять зрителям кино с завораживающими спецэффектами и хорошим качеством изображения самого фильма. Современная графика, 3D эффект и звук заставляют кинозрителя чувствовать себя героями фильма, выпущенного на экран. Производители стараются выпустить кино более высокого качества, чтобы такой фильм понравился зрителю и тем самым принес прибыль создателю.
Есть некоторые теории, которые предостерегают людей от просмотра данных фильмов ужасов. Как будто они ассоциируются с хаосом, который происходит с человеком, который нарушает социальные нормы, принятые обществом. Они использовались и в далеком прошлом, особенно в фильмах-резнях конкретно для того, чтобы пропагандировать тему, в которой преобладает невинность.
На сегодняшний день кино стало особенно доступно зрителям, так как смотреть его можно в любое время суток по телевизору, компьютеру или пойти в кинотеатр. Например, интернет дает кинозрителям привилегию выбирать фильмы по своему вкусу, а также просматривать новинки фильмов. Преимущество этого в том, что телевизор не предоставляет людям такой возможности.
Рис 1.1 Влияние жанра кино на психику человека
Однако различные фильмы ужасов не являются просто предостерегающими историями. Существует мнение, что это некий мужской способ преодолеть собственные страхи. Данный опыт может доставить человеку удовольствие, так как страхи могут быть управляемыми, а также они ограничены вымышленной формой побега из реальности на несколько часов. Другие кинозрители находят приятное для себя в фильмах ужасов подобно катанию в парке на роликах. Страх перед неизвестным, что часто встречается в данных фильмах, помогает поднять уровень адреналина в крови. Однако они не представляют собой реальной угрозы, поэтому многие начинают беззаботно смеяться над некоторыми эпизодами и наслаждаться. Реальный страх, который встречается ежедневно у людей на жизненном пути - в несколько раз страшнее, так как этим в большинстве случаев невозможно управлять. А процесс наблюдения за героями в фильме ужасов, очевидно, является способом, [2]благодаря которому людям легче справляться с реальной опасностью.
Некоторые исследования предполагают, что тяга к фильмам ужасов обусловливается чувством облегчения и определенной расслабленности после его просмотра. Однако другое исследование, проведенное в 2011 г. объясняет причины того, что люди, просматривающие данные фильмы ищут способ испытать как положительные, так и отрицательные эмоции в одно время. В то же время, наблюдая негативные моменты при просмотре фильма, человек испытывает положительные эмоции. Это некое двоякое душевное состояние укрепляет желание просматривать фильмы ужасов, так как это дает возможность ощутить в себе два абсолютно противоположных состояния или ощущения. Приведенное объяснение, вероятно, помогло достаточно четко объяснить, почему же некоторые люди наслаждаются ужасающими фильмами.
Тем не менее, каковы бы ни были причины повального увлечения фильмами ужасов, они являются культурным явлением. Оно также корнями уходит в древние культуры, в которых присутствуют впечатляющие рассказы, потрясающие своими подробностями. С тех самых пор такие фильмы являются продуктом современной культуры, который способен удовлетворить потребность многих людей потренировать свои нервы или быть напуганными.
На сегодняшний день кино, как особый вид развлечения невозможно искоренить из общества. Одни любят сидеть перед телевизором в одиночестве, а другие предпочитают просмотр фильмов с семьей. Ежегодно выпускается огромное количество фильмов, что помогает каждому человеку найти то, что приходится ему по душе. Большой выбор жанров помогает людям смотреть мелодрамы, детективы, ужасы или исторические фильмы. Кино может заставить человека плакать или смеяться, грустить или радоваться, восхищаться выдуманными или реальными героями фильмов, следовать их примеру или наоборот видеть пример плохого поведения. Фильмы также помогают пережить ситуации, которых не существует в реальной жизни и получить новые ощущения и эмоции.
Таким образом, кино еще долгое время не утратит важного места в жизни общества. Существует множество жанров кино, в котором присутствуют логические цепочки и этим можно заинтересовать зрителя на весь просмотр фильма до конца. На сегодняшний день кино стало особенно доступно зрителям, так как смотреть его можно в любое время суток по телевизору, компьютеру или пойти в кинотеатр. Например, интернет дает кинозрителям привилегию выбирать фильмы по своему вкусу, а также просматривать новинки фильмов. Преимущество этого в том, что телевизор не предоставляет людям такой возможности. Киноиндустрия сегодня настолько быстро развивается, что кинозритель не успевает следить за процессом и выходом нового кино на телеэкраны. Киноиндустрия привлекает все больше зрителей благодаря тому, что используются совершенно новые технологии, что позволяет предоставлять зрителям кино с завораживающими спецэффектами и хорошим качеством изображения самого фильма.
1.3 Влияние искусства кино на психику человека
На сегодняшний день в период процветания массовой культуры и значительного роста ее роли в обществе, особо важно раскрыть механизмы ее воздействия и раскрыть «секрет заразительности». Если искусство ставит своей задачей процесс сублимации воли, чувств, эмоций, интеллектуального заряда, страстей и не ограничивается какими-либо чувственным воздействием, то именно произведения массовой культуры значительно отличаются от всевозможных произведения искусства. Массовая культура в данном смысле подражает рекламе, которая практически не имеет смысловой нагрузки точно так же, как и новые фильмы массовой культуры с большим потоком эмоций и стремлением подчинить себе огромное число потребителей. И в том и в другом пропагандируется товар как нечто непостижимое.
Еще издавна существует спор: может ли картина убийства вызвать настоящее убийство, а изображение порока стимулировать сам порок в реальной жизни? На основе данного спора выросли две основные теории: одна утверждает терапевтическое, целебное влияние на зрителя, а другая в свою очередь располагает огромным запасом эмпирических данных. Действительно можно задать вопрос, может ли искусство оказывать негативное влияние, порождать тягу к цинизму и преступности, сеять аморальность? Производимое искусством сложно действие не лишает людей возможности разобраться в поставленном вопросе. Маловероятно кровавые трагедии Шекспира вызвали у кого-нибудь желание безукоризненно подражать леди Макбет и королю Генриху IV. Телевидение и различные фильмы занимаются также рекламой и за немалые деньги пропагандируют моду с экрана, косметику и мебель, а также выполняют функцию сильнейшего воздействия на кинозрителей, диктуют образ чувств, жизни и модели социальных и психологических реакций. Атака в данном случае идет не только на сознание человека, но и на его подсознание. В свою очередь чтение книг конкретного типа литературы, триллера или фильма ужасов в значительной степени повлияли на современную молодежь. Под сильнейшим воздействием массовой культуры складывается философия Мэнсона, а также его дальнейших последователей. Телепередачи и фильмы о преступлениях воспринимаются как некий инструктаж, которому подражают реальные убийцы. Мода рождает не только костюмы и прически, но и различные поступки.[3]
Кино является самым сильным средством пропаганды и поэтому люди невольно подражают различным киногероям любимых фильмов. Именно поэтому И. В. Сталин просматривал каждый из художественных фильмов, прежде, чем тот выходил в прокат. Он как никто другой в то время понимал, насколько сильно влияет кино на настроение и эмоциональное состояние людей, формирует их взгляды на те или иные ситуации и жизнь в целом, а также какое мышление формирует данный фильм у зрителей.
Зритель, увлеченный сеансом, а именно событиями, происходящими на экране, заряжается положительными эмоциями и тем самым избавляется от некоторой части его комплексов. Человек испытывает зависть к побеждающим героям фильма или богатой жизни и подавленный возвращается к будничной жизни, или же наоборот ощущает жизни радость, легкость и счастье. Он хочет испытать свою судьбу, рискуя всем и добиться желаемого результата всевозможными средствами.
Современные ученые провели исследование, которое касалось воздействия кинематографа на психическое состояние людей и получили следующий вывод:
- Фильмы имеют прямое воздействие на подсознание человека и его поведение в целом. Именно поэтому фильмы играют особо важную роль в формировании сильнейших поведенческих реакций самого человека.
В группе риска от воздействия кино оказались подростки, у которых не до конца сформирована психика. В свою очередь психика старшего поколения также зависит от кинофильмов, но менее подвержены опасности, нежели молодежь. Интернет в данном вопросе играет особую роль, так как сего появлением большинство детей получают безграничную возможность смотреть фильмы, которые им наиболее интересны и в любое время. Сегодня детям доступно все - любая информация и формат. Существует множество ресурсов, которые несут всю информацию о фильме в мельчайших подробностях и деталях. Современные фильмы закладывают в сознание людей определенные информационные данные. Оно также выступает как средство управления обществом. Кино в определенных ситуациях оставляет отпечаток на психике человека и особенно влияет на дальнейшее поведение.[4]
Довольно давно известно, что телевидение способно манипулировать поведением людей. Благодаря множеству телепрограмм люди гипнотизируются и психика человека нарушается. Сознанием людей управляет телевидение, кинематограф и СМИ. Таким образом происходит манипулирование не только одним человеком, но и обществом в целом. Такой метод воздействия в свою очередь является наиболее качественным и надежным.
Рис. 1.2 Влияние кино на психику человека
Манипулирование обществом при помощи различных фильмов можно рассмотреть с двух сторон:
1. Если человек обладает достаточно сильной психикой, то воздействие непосредственно через фильм будет нулевым.
2. Если человек имеет не стабильную и слабую психику от рождения, то риск влияния фильма будет ровняться 100%.[5]
Иначе другая ситуация происходит тогда, когда человек понимает, что им манипулируют через кино. В таком случае человек способен адекватно оценивать свое поведение и ситуацию в целом.
1.4 Психологическое влияние на человека через инстинкт подражания
Для начала стоит понять, что же такое в целом инстинкт? Инстинкт представляет некую совокупность тенденций и врожденных стремлений, который проявятся со временем как форма особо сложного и бессознательного поведения человека.
Подражание в свою очередь представляет собой определенный механизм социализации или следование человека по определенному образцу поведения, который он считает приемлемым для себя. Если объединить эти два понятия, то можно сказать, что инстинкт подражания включает в себя различные психологические механизмы. Например, маленькие дети, стараются подрать различным движениям и звукам, тем самым установив контакт с окружающим их миром. Таким образом, детская хрупкая психика подвергается опасности, но впитывает в себя социальные нормы, закрепленные обществом. В юности, для подростка крайне важна принадлежность к какой-либо социальной группе или его кумиру. Взрослые же пытаются подражать выбранной ими профессии.
Всем известно, что кино имеет способность объединять людей. Оно является мощным информационным полем, через которое люди обогащаются небольшой долей знаний, узнают о событиях, которые происходят в мире, смотрят развлекательные или познавательные фильмы, а также учатся иностранным языкам и поступкам в жизненных ситуациях. Являясь определенно пассивно-привлекательной сферой развлечения для общества (так как оно доступно для всех и в любое время суток), влияние кино затронуло всевозможные уровни человеческого сознания: начиная с контакта с фильмом, его восприятия до его обдумывания и обсуждения с друзьями, родственниками и знакомыми. Проанализировав новую информацию, полученную в процессе просмотра данного фильма и, выбрав привлекательные аспекты (неосознанно): прическу, манеры, стиль одежды, стиль поведения и общения), человек, незаметно для самого себя, частично преображается под воздействием данной информации, а также начинает чувствовать, думать и вести себя так, как не свойственно ему было ранее.
На сегодняшний день влияние кино на общество стремительно набирает обороты. Самым опасным для человека в такой ситуации является то, что он принял этот факт и больше не задумывается о последствиях. Именно поэтому кино выступает как предмет воздействия в определенных условиях.
Если же рассматривать данное воздействие в узком смысле, то стоит говорить об определенных изменениях в подсознании и поведении кинозрителя, которые происходят при контакте с фильмом. Данное воздействие может быть положительным или наоборот отрицательным. Это напрямую зависит от этических принципов самих создателей кино. Положительно влияние оказывают фильмы, в которых происходит обучение виду деятельности, полезному для человека (ремонтировать, готовить, строить). Отрицательно влияние оказывают такие тенденции кино, которые способны превращать кинозрителей в пассивных наблюдателей, которые не способны действовать самостоятельно и склонны к лени.[6]
Рис 1.3 Психологическое влияние через инстинкт подражания
Кроме всего сказанного в современном кино присутствует слишком много элементов насилия, убийства, неадекватного и аморального поведения. В любой момент каждый ребенок способен самостоятельно включить телевизор и начать просмотр такого кино или телевизионной передачи. В данный момент бессознательно у ребенка включается тот самый механизм подражания и детская психика наполняется негативными эмоциями и визуальным аспектом, которые определенно наносят вред не только ребенку, но и взрослому человеку. Таким образом, через кино происходит негативное психологическое влияние на человека.
Сегодня видео, кино и телевидение - самое легкодоступное средство распространения массовой информации. Говоря о глобальном воздействии кино на общество, то можно сказать, что можно очень легко вызвать глобальные изменения в образе жизни людей, если продолжать поощрять производство фильмов определенных негативных жанров.
1.5 Кино как средство массовой коммуникации
Массовая коммуникация представляет собой процесс распространения информации (духовных ценностей, знания, правовых и моральных норм) с помощью различных технических средств (радио, печать, кинематограф и телевидение) на большие аудитории. При всем этом массовая коммуникация выступает как некий социально-ориентированный вид общения, главной функцией которой является не только информирование, но и соединение индивидов в социальной среде. Подводя итоги сказанного можно сказать, что массовая коммуникация является средством, с помощью которого люди ощущают себя членом общности, социума и включается в его жизнь.
Всем известно, что кино имеет способность объединять людей. Оно является мощным информационным полем, через которое люди обогащаются небольшой долей знаний, узнают о событиях, которые происходят в мире, смотрят развлекательные или познавательные фильмы, а также учатся иностранным языкам и поступкам в жизненных ситуациях. Являясь определенно пассивно-привлекательной сферой развлечения для общества (так как оно доступно для всех и в любое время суток), влияние кино затронуло всевозможные уровни человеческого сознания: начиная с контакта с фильмом, его восприятия до его обдумывания и обсуждения с друзьями, родственниками и знакомыми. Проанализировав новую информацию, полученную в процессе просмотра данного фильма и, выбрав привлекательные аспекты (неосознанно): прическу, манеры, стиль одежды, стиль поведения и общения), человек, незаметно для самого себя, частично преображается под воздействием данной информации, а также начинает чувствовать, думать и вести себя так, как не свойственно ему было ранее.
Кинематограф, являющийся системой, а также обладает структурой и реализует различные функции самих средств массовой коммуникации - воспитательная, информационная, развлекательная, организация проведения. Здесь особо важным является то, что необходимо сделать вывод: существует такие виды кинодеятельности, выполняющие одну из данных функций. Например, хроника и учебное кино. Можно ограничиться рассмотрением кинематографа в двух видах:
1. Как вида искусства.
2. Как средства массовой информации.[7]
В определенной степени это значительно усложняет задачу, так как сам контакт с произведениями искусства осуществляется не по конкретным законам коммуникации, а именно по законам общения.
Кино обладает большим потенциалом в силу своего статуса как средства коммуникации и осуществляет воздействие на общество в целом. Вне зависимости от того, как зритель относится к показанному кино, в большинстве случаев у него появляется желание провести свободное время с друзьями в кинозале и получить удовольствие от просмотра какого-либо кино. Всем хорошо известна ситуация, когда газеты и журналы наполнены негативными отзывами о какой-либо картине, хотя билеты на данный фильм больше невозможно приобрести. Критики обсуждают кинозрителей за отсутствие вкуса, а зрители в свою очередь начинают относиться к такой негативной литературе критиков. Особенно часто данная картина появляется тогда, когда на киноэкраны выходит картина, которая сделана в «низком» жанре.
Психологи видят сущность общения во взаимном обмене индивидуально-личностным содержанием. В этом процессе особенно подчеркивается взаимодействие. Соответственно, контакт публики с фильмом строится непосредственно на основе приема передачи информации на основе активного включения кинозрителя в фильм. Данный тип взаимодействия не является специфическим для публики и кинокартины. Если брать любое произведение искусство, то оно всегда «общается» с обществом, воздействуя непосредственно на его сердце и разум. Но при этом не стоит забывать, что российский кинематограф принадлежит как к музам, так и к средствам массовой информации. Именно поэтому общество часто сталкивается с ситуацией, когда все вышеперечисленные функции массовой коммуникации реализуется фильмом в общем комплексе. Кроме всего прочего, они реализуются через эстетическое воздействие самого кинопроизведения и это является чрезвычайно важным.
В данной ситуации стоит обратиться к примеру из хрестоматии. Например, Кранкауэру впервые удалось показать на основе фильмов психологическую готовность прихода к власти самого Гитлера. Теоретик пишет, что постоянное появление в фильмах сюжетных мотивов и изобразительных мотивов говорит о том, что они и есть проявление внутренних и внешних побуждений человека. Данные мотивы однозначно заключают в себе социально-психологические модели поведения в том случае, если они проникают в непопулярные и популярные фильмы. С одной стороны, советский кинематограф быстро формирует публику и настраивает на определенное настроение, но с другой - сама публика создает это кино и именно состояние общественной психологии в целом. Слово «создает» в данном сообщении можно употребить в переносном или в прямом смысле. В прямом смысле - когда проблема взята из действительности, перенесена и осмыслена непосредственно на экран, а в переносном - когда фильм становится самым популярным среди фильмов в прокате, который на самом деле не заслуживает особого внимания.
Ю. Лютман писал, что кинофильм принадлежит идеологической борьбе, искусству эпохи и культуре. Данными сторонами он связан со всевозможными сторонами жизни, а это, в свою очередь, порождает ряд значений, которые и для современника и для любого историка оказывают наиболее существенные эстетические проблемы. Взяв во внимание особенности киноповествования, он говорит, что в фильм на протяжении всего его существования втирается последовательность вне текстовых ассоциаций исторического, общественно-политического и культурного плана непосредственно в виде различных цитат.
Таким образом, произведение кинематографа, как целостность, оказывается в значительной степени связанным с социально-культурным контекстом, который в свою очередь его и порождает. Восприятие самого фильма вызывает у кинозрителя ряд ассоциаций, которые будто не возникают из визуального ряда. Такая связь действительности с текстом фильма объясняется определенной спецификой языка, который и использует кинематограф. Киноречь является слышимой и видимой в реальной жизни. Кинозритель, который охвачен экранными образами, одновременно переживает судьбу самого героя, как свою. Он входит в мир кинопроизведения и перестает быть наблюдателем тех событий, которые происходят на экране, а становится активным участником. Кроме того, сюжеты фильма вызывают у кинозрителя такие ассоциации, которые связывают художественную основу картины с окружающей действительностью. Данные черты выражают тесную связь с бытием людей и способность фильма привлечь зрителя в кинопространство - обуславливают возможность общественного воздействия кинематографа, а так возможность непосредственно осуществлять функции в общем комплексе.
И здесь возникает проблема. Она заключается в том, что для активного влияния на сознание людей и служить неким средством познания реальной действительности, каждый фильм должен стремиться быть произведением искусства. Но, с другой стороны, ему важны контакты с тысячной, даже с миллионной аудиторией. К сожалению, массовой картина становится с точки критики, не принадлежащая к каким-либо шедеврам. Обращаясь к психологическому восприятию кино, можно нарисовать следующую картину: при восприятии различных звуковых образов возникает сильнейшее эмоциональное возбуждение. На основе полученных эмоций возникают сочувствие, сопереживание и сопричастность, при которых весь процесс переходит в личностный активный процесс соучастия. Но не стоит забывать, что соучастие в свою очередь не является постоянным явлением, а чередуется с отчуждениями кинозрителя. Данная смена таких чувств от соучастия к отчуждению зависят от разных причин, в основе которых сам фильм и его содержание, а также психологические особенности самого кинозрителя.
Кино обладает большим потенциалом в силу своего статуса как средства коммуникации и осуществляет воздействие на общество в целом. Вне зависимости от того, как зритель относится к показанному кино, в большинстве случаев у него появляется желание провести свободное время с друзьями в кинозале и получить удовольствие от просмотра какого-либо кино. Всем хорошо известна ситуация, когда газеты и журналы наполнены негативными отзывами о какой-либо картине, хотя билеты на данный фильм больше невозможно приобрести. Критики обсуждают кинозрителей за отсутствие вкуса, а зрители в свою очередь начинают относиться к такой негативной литературе критиков. Особенно часто данная картина появляется тогда, когда на киноэкраны выходит картина, которая сделана в «низком» жанре.
Если обсуждать массовую культуру запада, то можно сказать, что ее произведения напрямую также связаны с существующей реальностью, но специфическим способом. Это заключается в том, что они довольно часто функциональны по отношению к целям общества. Не случайно ведь кинематография определяется как мощнейшее средство манипулирования сознанием общества. Вспомним, например, американские фильмы, которые прошли на советских киноэкранах. Их мораль проста - «будь сильным и смелым, и ты получишь в награду существенную сумму денег». При всем этом данная мораль не провозглашается в монологах героев, она является закодированной и практически не заметной, но в то же время ее все - таки подразумевают в контексте.
Основным недостатком российских кинокартин заключается в отсутствии профессионализма самих создателей. Недостаточное владение конкретным жанром проявляется в том, что рождаются не захватывающие детективы и несмешные комедии и это становятся настолько очевидным, когда кинозритель замечает, что все это является не таким подлинным сюжетом, которого он ожидал. Именно поэтому на сегодняшний день очень остро стоит вопрос о профессиональности работников в развлекательных жанров и самих режиссеров, так как развлекательность и зрелищность далеко не синонимы.
Основная проблема большинства советских мелодрам, комедий и детективов заключается в том, что режиссеры даны жанров фильмом пытаются усложнить сам фильм так, что его создатели не могут соединить драматическую и развлекательную линии воедино. Они губят друг друга в следствии того, что являются изолированными.[8]
Рис. 1.4 Кино как средство массовой коммуникации
Созданная мелодрама зачастую вызывает у кинозрителя серьезные размышления о жизни, но они не разрушают ее как произведение искусства, если данные проблемы являются закодированными авторами. Сущность самого кинематографа проявляется лучше всего в случае массового фильма. Все дело в том, что качественно созданный развлекательный фильм доступен каждому и является надежным коммуникатором. При всем этом самой главной функцией произведения киноискусства является эстетическое восприятие, но оно совсем не доминирует. Вместо этого на передний план выдвигается так называемая рекреативная функция фильма. В то же время такая кинокартина не сможет существовать без связей с социально-культурным контекстом. Набор ассоциаций, ее восприятие изменяются в зависимости от конкретного времени. И, не смотря на то, что фильм подразумевает самостоятельную целостность, он также включает некий поток массовой коммуникации. Именно поэтому кинокартина становится кассовой потому, что ее содержательные и образные структуры совпадают с нравственными ожиданиями аудитории актуальными на сегодняшний день. Разумеется, связи кино с бытием людей носят опосредованный и очень сложный характер. Однако не стоит о них забывать и отключать поля внимания.
Когда люди встречаются с уже общепризнанными произведениями киноискусства, например, такими, как: В. Шукшина «Калина красная» или Р. Быкова «Чучело», в основе которых заложены непреходящие и вечные ценности, то в такой ситуации на первый план становится эстетическое воздействие данных фильмов на человека. Можно сказать, что они информируют кинозрителей и воспитывают их определенным образом, а также организуют их поведение в целом. Однако этого недостаточно для того, чтобы охарактеризовать влияние данных кинокартин на общество. Все - таки лучше всего оно определяется через потрясения, которое очищает воздействие на конкретного человека. Данные фильмы так же включены в основной поток массовой коммуникации, которая, в свою очередь, формирует тип отношения к миру в целом. Многим известно, что западные критики в «Красной калине» увидели исключительно мелодраму с фрагментами уголовной жизни, однако их жизнь на ее фоне кардинально отличается от функционирования самих лидеров проката. В последнем случае присутствует «размывание» специфики фильма как истинного произведения искусства и приоритет в данном случае получают его коммуникативные средства и свойства.
Именно по этой причине киноведение зачастую не может справиться с «лидерами проката», так как оценивают их со стороны эстетических достоинств.
Психологи видят сущность общения во взаимном обмене индивидуально-личностным содержанием. В этом процессе особенно подчеркивается взаимодействие. Соответственно, контакт публики с фильмом строится непосредственно на основе приема передачи информации на основе активного включения кинозрителя в фильм. Данный тип взаимодействия не является специфическим для публики и кинокартины. Если брать любое произведение искусство, то оно всегда «общается» с обществом, воздействуя непосредственно на его сердце и разум. Но при этом не стоит забывать, что российский кинематограф принадлежит как к музам, так и к средствам массовой информации. Именно поэтому общество часто сталкивается с ситуацией, когда все вышеперечисленные функции массовой коммуникации реализуется фильмом в общем комплексе. Кроме всего прочего, они реализуются через эстетическое воздействие самого кинопроизведения и это является чрезвычайно важным.
У массы существуют как жестокие, так и благородные намерения. Она легко возбуждается, она импульсивна и изменчива в своих взглядах и решениях. В ней любое предположение доходит до крайности: недоверие до ненависти, а симпатия до обоготворения. Человека, находящегося в массе можно сравнивать с машиной. У него не существует собственной воли, но присутствует индивидуально, есть коллективная душа, но при этом нет личных качеств. Такой человек не действует самостоятельно, а всегда направляется за лидером массы или массой в целом.
Кино является наиболее развитым средством контроля за массами. Посредством кино и определенные информационные институты производится перенаправление человека в направление, которое удобно самой власти. Кинематограф, как выяснилось, приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе, оказывает разрушающее воздействие на культуру общества, а также оказывает негативное влияние на молодежь современного общества.
1.6 Причины «массовости» кино с точки зрения психологии
Проблему массового сознания исследовал З. Фрейд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В данном произведении Зигмунд противопоставляется единичному и индивидуальному. Масса является количеством людей. Например, самая маленькая масса, которая состоит из двух человек, возникает непосредственно с помощью гипноза. В массовости личные характеристики каждого индивида теряют свое истинное значение в пользу большинства.[9]
Чем же можно объяснить существование входящих в общую для всех массу людей души? Фрейд говорил о том, что обессиливается и сносится психическая надстройка, которая различно развита у определенных людей, и обнаруживается у всех одинаковый бессознательный фундамент. Человек в общей массовости не осознает себя и полностью доверяется большинству. В такой ситуации и слишком легко управлять, он легко поддается внушению со стороны большинства и лидера массы. Данное заражение является определенным следствием внушаемости, которая присуща всем людям. Это активно используют на современном этапе жизни. В настоящее время выпуску качественного фильма предшествует рекламная компания телевидения. Стоит только вспомнить о рекламе, которая сопровождала прокат какого-либо нового фильма, как она создает огромный спрос и ярко показывает насколько легко можно воздействовать на сознание человека.
У массы существуют как жестокие, так и благородные намерения. Она легко возбуждается, она импульсивна и изменчива в своих взглядах и решениях. В ней любое предположение доходит до крайности: недоверие до ненависти, а симпатия до обоготворения. Человека, находящегося в массе можно сравнивать с машиной. У него не существует собственной воли, но присутствует индивидуально, есть коллективная душа, но при этом нет личных качеств. Такой человек не действует самостоятельно, а всегда направляется за лидером массы или массой в целом.
Чтобы объяснить, почему кино является массовым видом искусства, нужно знать историю возникновения и непосредственно формирования основных его направлений. Наиболее влиятельными и известными в истории кинематографа был русский кинематограф двадцатых годов, который развивал теорию монтажа, а также немецкий экспрессионизм и итальянский неореализм. Если же европейская традиция воспринимает кино как искусство, создавая шедевры кино, то Голливуд, который принял установку конкретно на развлечение, легкость и эффективность восприятия кино, тиражировал фильмы с однотипными и похожими по своему содержанию образами.[10]
Поскольку такой продукции, которая ориентирована на массовость, гарантирован успех, в настоящее время заполняет большинство телеэкранов. Кино впервые предоставило возможность увидеть большую массу людей так, как нельзя увидеть просто толпу, находясь в ней, а смотреть со стороны. Еще первые фильмы не являлись жанровыми картинами, а были съемки реальных, действительных фактов. Это объясняет то, что в центре кинематографического интереса находится явление, зачастую являющееся самой массой.
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод о том, что кинофильм охватывает практически все эмоции человека, но данное явление не осознанное и человеку навязывают представления, которые по своей глубине переживания можно присвоить к собственному опыту кинозрителя.
Монтаж позволяет испытать шокирующее ощущение от откровенных сцен или жестокости, цель которых заключается в пробуждении чувств человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века, и сегодня она обретает собственное обоснование. Если на начальных этапах создания она вызывала мощный эмоциональный отзыв, то сегодня это является массовым явлением телевидения, кино и газет. Существуют определенные представления жестокости и это служит высвобождением агрессии, присутствующей в жизни каждого человека.
С помощью искусства постигается самосовершенствование. В этом и состоит цель искусства - открыть не раскрытую способность человека в эстетике и помочь ему познать самого себя. Кино, бесспорно, является искусством и оно обогащает духовное состояние всего общества. Кино, отражающее мировоззрение режиссера создаваемого фильма, называется авторским. Только многообразие различных точек зрения и мнений может возвысить кино на уровень истинного и искусства.
Не смотря на то, что фильм подразумевает самостоятельную целостность, он также включает некий поток массовой коммуникации. Именно поэтому кинокартина становится кассовой потому, что ее содержательные и образные структуры совпадают с нравственными ожиданиями аудитории актуальными на сегодняшний день. Разумеется, связи кино с бытием людей носят опосредованный и очень сложный характер. Однако не стоит о них забывать и отключать поля внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кинематограф является великим изобретением человека, которое оказало огромное влияние на мировоззрение всего современного общества в целом.
Кино - один из самых передовых видов искусства, в процессе производства которого все чаще используются научные новинки и различные открытия в данной области. Сегодня человек, в жизни которого остается так мало места для героизма, желает видеть вымышленных героев на экране телевизора. Его героем становится любой человек или вымышленный персонаж, для создания которых понадобится всего небольшая группа программистов. В кинематографе существует место практически для всего, в том числе и для рекламы. Зачастую это приводит к абсурдным ситуациям, когда фильм превращается в обычный рекламный ролик.
Кино является наиболее развитым средством контроля за массами. Посредством кино и определенные информационные институты производится перенаправление человека в направление, которое удобно самой власти. Кинематограф, как выяснилось, приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе, оказывает разрушающее воздействие на культуру общества, а также оказывает негативное влияние на молодежь современного общества.
С тем фактом, что сегодня кино стало даже больше, чем просто искусство, прежде всего является некой отраслью экономики, никто не сможет поспорить. Достаточно привести данные о кассовых сборах самых популярных фильмов в истории человечества. Например, самый популярным фильмом является фильм «Унесённые ветром» (1939, кассовые сборы – $1240,5 млн.), на втором месте киноэпопея Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (1977, кассовые сборы – $1093,65 млн.), а замыкает тройку лидеров фильм «Звуки Музыки» (1965, кассовые сборы – $874,4 млн.).
Безусловно, очень сложно воспринимать кино не как развлечение, но и научиться ценить то, чем восхищаются критики, начать разбираться в жанрах кино - это сложная работа. Но сегодня кинематография активно процветает и с каждым годом стремительно набирает обороты в своем развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники, учебные пособия и монографии:
1) Фрейлих С. И. «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского».- М., 1992. С.56.
2) Юренев Р. «Краткая история Киноискусства»- М.: Академия, 1997, 105-107 с.
3) Ханжонков А. «Первые годы русской кинематографии».- М.: Искусство, 1937, С 204
4) Фрейд З.» Массовая психология и анализ человеческого Я».- М., 1990. С.137.
5) Богомолов Ю. «Краткий конспект длинной истории советского кино»: 20-е годы // Искусство кино. 1995. – №11 - С.16
6) Клер Р. «Кино вчера, кино сегодня». – М.: Прогресс, 1981, С. 54
Интернет - источники:
1) http://www.rusarticles.com - Официальный сайт научных статей
2) http://www.lib.ru - сайт электронной библиотеки
3) http://globalteka.ru - Официальный сайт Глобальной библиотеки научных ресурсов
4) http://jupiterfm.ru
[1] http://www.rusarticles.com - Официальный сайт научных статей
[2] Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981, С. 54
[3] http://www.lib.ru - сайт электронной библиотеки
[4] Фрейлих С. И. «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского».- М., 1992. С.56.
[5] http://globalteka.ru - Официальный сайт Глобальной библиотеки научных ресурсов
[6] http://jupiterfm.ru
[7] Юренев Р. Краткая история Киноискусства.- М.: Академия, 1997, 105-107 с.
[8] Ханжонков А. «Первые годы русской кинематографии».- М.: Искусство, 1937, С 204
[9] Фрейд З.» Массовая психология и анализ человеческого Я».- М., 1990. С.137.
[10] Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино: 20-е годы // Искусство кино. 1995. – №11 - С.16.