Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.История, цели и принципыВсемирнойТорговой организации………………………………………………………………..........6
1.1. История создания и деятельность ВТО…………………………………….6
1.2. Цели и принципы Всемирной Торговой организации……………………10
Глава 2. Вступление России в ВТО…………………………………………..14
2.1. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО……….14
2.2. Проблемы вступления России в ВТО……………………………………...18
2.3. Последствия вступления России в ВТО…………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Введение
Актуальность при всем своем масштабном потенциале
современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при
активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют
проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на
мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно,
при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около
150 государств и
покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
. На протяжении нескольких лет
ведутся споры и дискуссии о плюсах и минусах вступления России в ВТО, о
неоднозначных последствиях, последующих после вступления в организацию и,
наконец, о самой необходимости вступления в ВТО. Особый интерес к обсуждению
проблем проявляют представители среднего и малого бизнеса, так как для них
переход России на качественно новый этап развития внешней и внутренней
экономики может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие бизнеса. Не
исключено, что это влияние будет носить скорее негативный,
чем позитивный характер.
. Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его
структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу странны,
повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках,
создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ
российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы,
отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную
систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на
основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия,
активно налаживает связи с международными экономическими организациями. . . 33 3
3
33 В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших
таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного
сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка
реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время
готовится к вступлению в одну из самых представительных – Всемирную торговую организацию. . ВТО
призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению
внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.
Необходимо укреплять экспортную базу странны, повышать конкурентоспособность российской продукции на
мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия
обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. . Вступив на путь экономической реформы,
отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную
тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной
экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому
Россия, активно налаживает связи с международными экономическими организациями.
В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных,
торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного
сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка
реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время
готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую
организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и
упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения
торговых споров.
Объектом
исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая
организация.
4
Предмет исследования - вступление России в ВТО.
Целью данной работы является изучение основных целей и принципов функционирования Всемирной торговой организации, а также определение последствий при вступлении России в ВТО.
Основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть процесс становления Всемирной торговой организации;
-изучить цели и принципы Всемирной торговой организации;
- рассмотреть основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО; - . - раскрыть последствия при вступлении России в ВТО;
Курсовая работа написана на основе нормативной литературы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, информационные источники сети Интернет.
.
. . . . . . . . . .
. .. …… . . . .
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
. . .. . . . . . . ………………………….
.. . . …
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………..
. . . . . . … . . . .
……………………… 55
5 ……………..
…………… …………………………………………………………………………….. Глава1. История, цели и принципы Всемирной Торговой
организации.
1.1. История создания и деятельность ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. [1]
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н.
“Уругвайский раунд”,- привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
ВТО – это и организация,
и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной
торговли товарами и услугами.
………………
6
.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о .
торговле
товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о
торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех
стран-участниц.
Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 150, . 5 решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне
в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум
один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г.
подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к
существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы,
занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями,
взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в
области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в
Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились
об изучении вопросов мировой электронной торговли. .
7
Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна
была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась
фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться
в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и
глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два
специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме
того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по
ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и
административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем
советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль . 6 за соблюдением принципов
ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по
торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его
составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по
профессиональным услугам.
Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных
переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций,
информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала
в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за
выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных
торговых переговоров 1986–1994 гг. Секретариат ВТО, который базируется в
Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;. .
.
8.
его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений,
так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата
обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО
общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких
стран насчитывается более двадцати. Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной
организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей
вопросы внешней торговли с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе и главной
задачей которой является либерализация международной торговли.
.
.
.
. .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
99 .
1.2. Цели и принципы Всемирной торговой организации
В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием
большинства стран мира.
Из
выше сказанного следует, что главной задачей ВТО является не
достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов
международной торговли. Работа ВТО опирается на основные принципы, среди
которых:
1) Торговля без дискриминации
– страны не должны предоставлять кому-либо
лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем
остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным
товарам по сравнению с иностранными. . В рамках ВТО предусматривается
взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования,
так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной
собственностью, правило, означающее обязательство распространить на третьи страны
все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. Это
фундаментальное для многосторонней торговой системы требование ВТО направлено
против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их
происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны,
если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер
проводит несправедливую торговую практику, наносящую ущерб национальным
производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в
соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим,. .
. 10
означающий,
что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные товары
должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические,
санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим должен
применяться к импортным. товарам, прошедшим через таможню. Поэтому изменение таможенной
ставки не является нарушением национального режима.
2) Либерализация международной торговли–проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Последний раунд таких переговоров привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будет осуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%, что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяется режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%. Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе и главной задачей которой является либерализация международной торговли.
3) Применение мер,
ограничивающих импорту только на основе правил ВТО- отказ стран от использования протекционизма как средства торговой
политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают,
что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае
необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка,
предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он
включает: защитные меры – временное ограничение импорта определенного товара в
случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным
товаропроизводителям; . . . .
11 антидемпинговые пошлины – применяемые против конкретного источника
демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины – применяемые против
экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме. Для использования
защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность
наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов
национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр.
Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию
извещения о начале расследования, расследование компетентными органами
импортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведение
консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада,
содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран,
экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны
активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в 1950-1993
гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза;
расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993- 1994 гг.
проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по
использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125
раз, в том числе в США 85 раз.
4) Предсказуемость торговой
политики– проведение торговой
политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего
нарушения принятых на себя обязательств.
Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные
ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются
странами в соответствии с определенными ВТО правилами.. .
Главным
механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание
тарифов- принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного
тарифа сверх установленного предела. . .
12
Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с
ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый тем самым ущерб. Предсказуемость
торговой политики также означает ее максимальную транспорентность и открытость,
что означает, прежде всего, побуждение стран к отказу от использования
каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты
внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным
производителям.
5) Содействие конкуренции– принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование
понятия справедливых
методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения
проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует
механизм проверки торговой политики.
6) Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации
7) Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
8) Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
.
. 1313
.
.
Глава 2. Вступление России в ВТО
2.1. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходили в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или соответствующих столицах российских партнеров.
14
В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:
1.Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора, в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхоз. товары и продовольствие.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
4. Переговоры по
системным вопросам, посвященные определению мер,
которые Россия должна будет предпринять в области законодательства
и его право применения для выполнения своих обязательств как будущего
члена ВТО.
Вопросы
присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных
органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. В
августе 1997 г. была образована Комиссия правительства России по
вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную
комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией
экономического развития и сотрудничества, а в декабре 2009 г.- в Правительственную
комиссию
по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил.
первый заместитель председателя
правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.
.
. .
15
Еще в начале 2008 г. российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам Брюссель и Вашингтон проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.
4 октября 2011 г. зам. министр экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.[2]
Также в течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию. Позиция российской переговорной делегации по поддержке сельского хозяйства остается прежней. Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать АПК в объеме 9 млрд долларов ежегодно до 2012 г. с последующим снижением до 4-4,5 млрд долларов в течение 5-7 лет.
Что
касается процедуры санитарного и фитосанитарного контроля, то
Россия,
по словам президента Дмитрия Медведева, отстаивает подходы, при
которых "правила контроля должны надежно оберегать потребителей и быть комфортными для торговли".
16
В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом стал режим промсборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.
Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 г., но с 2011 г. он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 млн долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тысяч до 300 тысяч. 21 октября 2011г. было достигнуто согласование, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ. Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно - пограничного контроля на территории Абхазии. В конце апреля 2008 г. Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 г. при посредничестве Швейцарии. Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона. Формальное заседание рабочей группы по присоединению РФ к ВТО должно состояться 10-11 ноября, и если рабочая группа одобрит документы о российском присоединении, то затем они будут рассмотрены на министерской конференции 153 членов ВТО, запланированной на 15-17 декабря 2011г. Россия формально завершила переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивается с 1993 года, и может стать полноправным членом организации уже в декабре 2011 года.
17
. 2.2. Проблемы вступления России в ВТО
. По вопросу вступления России в ВТО имеются как противники, так и сторонники. Противники вступления России в ВТО выдвигают экономические аргументы и считают, что после присоединения к ВТО в силу
неконкурентоспособности своих товаров Россия потеряет целые отрасли. . 14 экономики, а с ними и миллионы рабочих мест. Поданным союза российских товаропроизводителей, вступление России в ВТО и беспошлинная торговля приведет к половодью импорта, в результате чего разорится и закроется не менее 40 тыс. предприятий, лишатся работы 30 млн. человек, или почти половина рабочей силы страны. У сторонников вступления России в ВТО другие экономические аргументы. Они ссылаются на то, что Россия, торгуя без членства в ВТО на менее выгодных условиях, ежегодно недополучает 1,2-2 млрд. долл. А кроме того, членство в ВТО избавить Россию от периодически проводимых за рубежом антидемпинговых расследований в отношении российских производителей, хотя низкие цены многих российских товаров обусловлены весьма низким уровнем оплаты труда. По мнению сторонников вступления России в ВТО, страна получит 1,5-2 млрд. долл., которые она теряет на иностранных таможенных пошлинах и тарифах. Таким образом, польза от вступления в ВТО – экономия на пошлинах.
Правда, противники вступления утверждают, что, с одной стороны, основные товары российского экспорта (нефть, газ, сырье) и без вступления в ВТО пошлинами за рубежом не облагаются, и, с другой стороны, предполагаемая экономия на пошлинах составляет всего лишь 6-8% от 25 млрд. долл., ежегодно незаконно вывозимых из России за рубеж. После принятия России в ВТО необходимо будет привести внутреннее законодательство страны в соответствие с теми законами которые давно уже существуют в большей части мира, тем самым Россия получила бы внутреннее законодательство современного типа.
18
Суды и арбитраж были бы вынуждены следовать этим международным законам. Все это было бы направлено на постепенное создание в России гражданского общества.
Сторонники вступления России
в ВТО считают, что наши предприятия не могут покорять рынки других стран не потому,
что не производят конкурентоспособных товаров, а потому что им не дают этого делать, поскольку Россия не является членом ВТО. Китай уже вступил в ВТО.
При поддержке президента страны правительство в настоящее время
завершили переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации
(ВТО). Вступление России в ВТО станет шагом, который будет не только
способствовать повышению международного авторитета России и обеспечению более
полного и представительного участия на мировых. рынках, но и выявить нерешенные проблемы отдельных отраслей
экономики и каждого конкретного российского предприятия.
По экспертным
оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия
российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция
отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям
мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7%
от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта
составляет 93,2%. Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией,
низким уровнем производительности труда, громоздко хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского
машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке,
возможно, конкурировать с Западом и Востоком как на внешнем, так и на внутреннем рынках. При вступлении России в ВТО необходимо обеспечить продовольственную безопасность.
19
Известно, что западные страны стремятся завоевать наш внутренний рынок. Для этого они приходят к нам с
низкими демпинговыми ценами на товары, вытесняют местного производителя,
останавливают наше производство, и как только достигают монопольного положения – цены на товары повышают.
Зарубежные государства требуют, чтобы, входя
в ВТО, Россия взяла на себя обязательство уменьшить государственную поддержку аграрного сектора, снизила таможенные тарифы для импортных товаров, а Китай даже требует свободного доступа на
российский рынок труда китайских граждан. Такие требования, на наш взгляд, нельзя назвать справедливыми. Так, в странах Евросоюза на
поддержку сельхозпроизводителей выделяется ежегодно 42 млрд. долларов, это в 50 раз больше, чем у нас в России. Россия со своей стороны
требует установить господдержку своего сельского хозяйства на уровне 16 млрд. долл. В год, которых, кстати, в казне пока нет. .
Сейчас Россия на господдержку своего сельского хозяйства тратит менее 1 млрд. долл., и даже эту сумму ВТО хочет уменьшить, чтобы наводнить нас товарами, которые в других странах не могут найти спроса.
Бесспорно, что любая страна борется за свои национальные
экономические интересы. Когда мы ведем деловые переговоры с другими странами,
то . 16 видим, что они стремятся найти нишу для своего бизнеса, чтобы
активно продвигать товары на наш рынок. Так, Бразилия вытеснила отечественного
производителя сахара с внутреннего рынка. Если при СССР необходимый объем
сахара производили в основном из украинской сахарной свеклы и максимум 10%
завозили из Кубы и Бразилии, то теперь 70% сахара ввозим из-за рубежа. В период эпидемии коровьего бешенства
и ящура на Западе, импорт мяса из зараженных стран прекратился, что подтолкнуло развитие российского животноводства.
20
У мясокомбинатов появился интерес к восстановлению отечественных комплексов.
Россия в свое время раскрыла границы Западу для ввоза продуктов и других товаров. Какая может быть конкурентоспособность, когда Запад своим производителям помогает в 50-100 раз больше, чем мы своим крестьянам и производителям продуктов. Если в России на селе проживает и занимается сельским хозяйством 27% населения, то в США – 3%, во Франции – 4%. Несмотря на их малочисленность, они представляют мощную политическую силу, получают большую господдержку и выпускают конкурентоспособную продукцию. Качество которой, кстати, часто ниже российского. Так, чтобы товар выглядел хорошо и быстро не портился, они добавляют разные консерванты, которые, как правило, вредны для здоровья людей. Кроме того, в сельском хозяйстве ряда стран для увеличения производительности применяют немало различных добавок, которые стимулируют, например, увеличение массы бройлеров, что также небезопасно.
Таким образом, для присоединения России к ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития.
.
2121 .
.2.3. Последствия вступления России в ВТО
Спустя 18
лет изматывающих и нудных переговоров Россия, наконец, получила окончательный
"зеленый свет" на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Принимающей стороне осталось сделать последнее телодвижение на министерском
заседании 15 декабря, после чего. . 17 России будет достаточно завершить пару формальностей и стать
полноправным членом организации.
Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО-момент политический, поскольку быть
членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в
глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне. Другой немаловажный момент-Россия вместе с членством в организации
получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В
частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях, или и вовсе ограничивая их деятельность (например, в тех же самых США).
Металлургическая отрасль и является главным бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным условиям. Тем не менее эксперты банка HSBC в своей аналитической записке указывают, что "эффект ВТО" для российской металлургии окажется, скорее всего,
меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно. По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера.
22
Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка заколосится конкуренция, разовьется инфраструктура, и из традиционного "дешево и сердито" мы получим сервис на мировом уровне.
В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе "добавка" от ВТО составит 3%, а с годами- целых 11%. Весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим. И учитывая текущие "успехи" российских властей на этом поприще, есть риск и не почувствовать разницы в обозримой перспективе.
Важным плюсом может стать и отмена злополучной поправки Джексона-18 Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Президент США Барак Обама в связи со вступлением России в торговую организацию лично пообещал приложить все усилия для отмены этого досадного атавизма, который хоть и не используется с 1994г., но служит определенным отравляющим моментом в отношениях двух стран
Минусов, на
взгляд Всемирного банка, вроде бы меньше, чем плюсов. От вступления в
ВТО пострадают в первую очередь машиностроение, пищевая и легкая
промышленность. Все вместе они вносят всего 4% в ВВП, отмечают специалисты ВБ. Целые виды промышленности оказываются
под угрозой.
Отечественные предприятия этой отрасли и так не сильно существуют в основном за с чет защитных пошлин да госзаказа (в случае с АВТОВАЗом -
госстимулирования).
Первыми пострадают производители грузовых автомобилей.
2
23 . 2323
К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем.
В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть кусачими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде.
Чуть получше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями. Снижение пошлин там будет более плавным - с 25% до 15%, причем растянутое на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные авто сократятся до 20% после переходного периода. В конечном итоге иномарки станут доступнее, разве что у АВТОВАЗА и иже с ним есть весомый временной задел на модернизацию и подготовку к новым, более трудным условиям.
В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по заманиванию иностранных автопроизводителей: многие из них не только . 19 построили тут заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше - импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле.
Сельское хозяйство, пожалуй, один из самых сложных вопросов при вступлении в ВТО. Импортная пошлина в среднем по сельскохозяйственнымпродуктам не будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако на деле отдельным видам деятельности придется сложно
.
24 К примеру,
Россия в целях защиты отечественного рынка мяса
сохранила тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы..
Однако для свинины, например, внутри установленной квоты
пошлина будет обнулена (сейчас - 15%). При этом с 25% до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Пошлина же на ввоз живых свиней разово упадет с 40% до 5%, что грозит массовым импортом иностранных
животных в Россию с целью дальнейшего убоя уже здесь и продажи мяса.
Заметно снизятся ставки на молочную продукцию (с 19,8% до 14,9%), злаки (с 15,1% до 10%), масличные культуры и растительные масла (с 9% до 7,1%). Другими словами, импортных продуктов в магазинах станет заметно больше, причем уже в ближайшее время. При этом дотации сельскому хозяйству (которые ВТО воспринимает как искажающие условия торговли) придется сократить с 9 млрд долл. В 2012г. до 4,4 млрд долл. в году 2018-м.
Открытие рынка также несет в себе неоднозначные последствия, с которыми пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны. Так, с вступлением в ВТО достанется российскому производству лекарств: импорт подешевеет (пошлины планируется опустить с 15% до 5%), и по цене с отечественными препаратами начнут конкурировать индусы, чья продукция может порой даже быть дешевле нашей. При этом в сегменте дорогих лекарств импортные лекарства также станут доступнее. Здесь, даже если цена будет сопоставима с отечественным аналогом, на стороне иностранцев окажется отлаженный маркетинг, практически отсутствующий как класс в России.
Более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше
помощи отечественной промышленности, которая без поддержки рискует просто
не устоять перед наплывом импорта. А это значит, что миллиарды рублей налогоплательщиков будут изъяты из
бюджета и . .
25
.
направлены в помощь тому же автопрому, тем же
фармацевтам и уже .
упомянутым свиноводам для решения их проблем и поддержания конкурентоспособности в новых, жестких условиях.
Правда, в отличие от прочих случаев таких изъятий, российские налогоплательщики все-таки сумеют извлечь выгоду из нововведений: вступление в ВТО должно со временем сбить потребительские цены, если не везде, то во многих сферах. В остальном же - польза от ВТО пока не доказана, а вред от нее - возможен.
Однако, несмотря на неизбежность российского вступления в ВТО, у населения, экспертов, да, похоже, и у самих властей нет четкого понимания того, зачем оно нам надо. Будучи преимущественно сырьевой державой, Россия особо не выиграет по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий. Вдобавок переходные периоды установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления удастся лишь лет через 5-7.
Таким образом, вступление России в ВТО
откроет для России внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира, а значит,
его участникиокажутся в гораздо более жесткой, чем сейчас, конкурентной среде. Вступление в ВТО и отмена
протекционистских мер неизбежно приводит к усилению товарной специализации
страны на конкурентоспособной продукции. Можно предположить, что после вступления
в ВТО Россия сохранит привычное - начиная с XVI века - место сырьевого придатка мировой экономики. Этот сценарий
разделяют и в Кремле. В ближайшие 10 лет России следует придерживаться
традиций и ориентироваться на те отрасли экономики, которые уже
достигли успехов, причем основным приоритетом станет экспорт сырьевых
ресурсов. Возможные последствия вступления России в ВТО могут быть
представлены тремя основными сценариями.
.
26
. Развивать реальное производство
в России экономически невыгодно (в сравнении с более удобными для инвестиций азиатскими рынками), и,
следовательно, рассчитывать на увеличение притока иностранных инвестиций в массовые производства
не приходится. Таким образом, Россия и после вступления в ВТО будет представлять
собой периферийный сырьевой рынок. Высокая зависимость от конъюнктуры мировых
сырьевых рынков не позволит России адаптироваться к условиям ВТО, сырьевые отрасли будут развиваться за счет
резкого сокращения перерабатывающих производств. . 21 Рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет
к массовому закрытию производств большинства отраслей (через цепочку межотраслевых связей), масштабной
безработице в промышленном секторе и шоковым последствиям для населения. Крах лишенного
государственной поддержки товарного производства в сельском хозяйстве подорвет
социальную стабильность. Рост транспортных тарифов может вызвать фрагментацию
страны. В перспективе сочетание этих факторов может привести к ослаблению государственности.
Оптимистический сценарий среднесрочных последствий вступления России в ВТО исходит из того,
что существующие протекционистские меры экономически неэффективны,
подпитывают коррупцию и перекладывают бремя расходов на конечного потребителя. Их отмена (или существенное снижение уровня протекционизма
в отдельных отраслях) даст импульс отечественному товаропроизводителю.
Увеличение объемов импорта приведет к росту конкуренции на внутреннем рынке. Введение
прозрачного механизма расчета импортной пошлины увеличит ее собираемость
и уровень защиты рынка. Улучшение инвестиционного климата позволит привлечь прямые иностранные инвестиции.
.
.
.
2727 Все
это будет способствовать .модернизации производственных мощностей,
росту производства и повышению качества российских товаров. Конкурентоспособные
российские товары получат гарантированный не дискриминационный доступ на внешние рынки.
Реалистический сценарий предполагает, что в течение
первых 3-4-х лет после вступления в ВТО Россия сможет
получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в
отношении российских экспортеров сырья на внешних рынках. Отмена санкций
позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на . предприятиях, несущих в настоящее время потери (по
оценкам Минэкономразвития, прямые и косвенные убытки российских экспортеров
составляют от 2,5 до 4 млрд. долл. в год). При этом рост экономики в целом
составит от 1 до 3,3% ВВП (по оценкам Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН и Всемирного банка соответственно). .
.
.
.
.
.
.
.
1 .
.
. .
.
.
1888
.
.
. .
228
Заключение .
Всемирная торговая организация снизила прогноз по росту объемов мировой
торговли в этом году до 2,5%, что связано с европейским долговым кризисом,
который оказывает давление на мировую экономику, передает Bloomberg слова
генерального директора ВТО Паскаля Лами. Рост объема международной торговли
оказался меньше, чем ожидалось, и составил 5,8% в 2011 году. ВТО также понизила
свой прогноз для роста торговли в 2013 году до 4,5% по сравнению с 5,6%, согласно
предыдущему прогнозу.
Всемирная
Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года
в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала
в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко
изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и
услугами для экономического благосостояния большинства государств мира.
Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо
более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя
будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие
от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года
совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года
ВТО начала свою деятельность.[5]
Согласно принципам ВТО, защита национальной экономики основывается на таможенных тарифах, а не на иных мерах регулирования внешней торговли. Целью этого правила
является четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с
ней искажения торговли. При этом наиболее широко применяемым в большинстве как развитых, так и развивающихся стран методом является селективный
метод защиты
определенной номенклатуры товаров национального производства с помощью повышенных ставок импортных таможенных тарифов.
29
. Присоединение
России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его
результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация
преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического
сотрудничества России со странами мира. .
Вступление Россиив ВТО эмпирически
повлечёт и некоторые негативные аспекты в экономике. Первое - защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном
состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок
иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о
ее присоединении к ВТО. Второе-снижение импортных пошлин может значительно
облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. Третье-членство в ВТО
ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер
регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное
регулирование), особенно ограничивающих импорт. Четвертое - вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую
очередь, в рамках Таможенного союза.
После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности, это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.
30
Список использованной литературы
1. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2005г., С. 734
2. Киреев А.П. Международная экономика. Ч. II. 2001.,С.263
3. Терентьев И. Состояние и перспективы внешней торговли в России // Экономист, 2000. – №4. –С. 91
4. Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е., Международные экономические отношения - ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие); ” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.
5. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / М, 2000 г.
6. «Что нам даст вступление в ВТО?», «Российская газета- 2011г. . 11. Всемирная Торговая Организация (ВТО): принципы сотрудничества «Труд и право» 2012 г.
7. Россия и ВТО – официальный сайт ВТО (Электронный ресурс) – режим доступа http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp – яз. рус. . Официальный сайт Организация Объединенных Наций (Электронный ресурс) http://www.un.org/ru/wto/about.shtml - яз. рус.
Интернет источники
1.http://www.base.academic.ru 2.http://www.meta.kz/563660-rossiya
3.http://www.biblioclub.ru 4.http://www.un.org/ru/wto/about.shtml
5.http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
. 2
.
23 .
.
.
.
31 31
. . . . ... .
.
.
2 .
.
.
.
.
.
.
3
. . . .
/ /