Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Тюмень 2016 |
Кафедра теории и практики сестринского дела
Заведующий кафедрой: Лапик С.В.
Реферат
Тема: «Исследование психофизиологического статуса средних медицинских работников и возможностей его коррекции»
Преподаватель: Чайковская М. В.
Выполнила: Чернавская Е.В.
352 гр ФВСО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Этиология и факторы риска развития СЭВ………………………..7
2.2. Предпосылки развития эмоционального выгорания………………9
2.3. Психосоматический статус и диагностика………………………...10
2.4. Симптомы СЭВ……………………………………………………...11
2.5. Стадии СЭВ………………………………………………………….12
2.6. Три аспекта СЭВ…………………………………………………….13
2.7. Профилактика СЭВ…………………………………………………..14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это является одним из источников профессионального стресса и основой возникновения профессиональных личностных деформаций – таких как синдром эмоционального выгорания специалиста (далее СЭВ). Это словосочетание существует в медицинском лексиконе уже более четверти века. Его стали использовать поначалу в Великобритании для описания деморализации, разочарования, специфической усталости у работников психиатрических учреждений, однако скоро был сделан вывод, что выгорание присуще не только психиатрам.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнения работы. СЭВ является скрытой проблемой, так как, развиваясь практически незаметно, может приводить к серьезным социальным (снижение качества работы, уход из профессии, рост профессиональных ошибок и др.) и медицинским последствиям (развитие депрессии, зависимостей от психоактивных веществ и др.) [8].
СЭВ – это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов [6].
Проблема эмоционального выгорания отражена в работах представителей как зарубежной, так и отечественной науки. Первые работы по этой проблеме появились в 1970–е гг. в США. Американский психолог и психиатр H.J. Freudenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи, в 1974 г. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его «burnout» (выгорание) [9]. Позднее К. Кондо определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений» [10].
По В.В. Бойко, «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [1].
В Международной классификации болезней (МКБ-10) СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Согласно перечню профессиональных заболеваний, утвержденному приказом № 417н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.04.2012 «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний»), в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации [1], что идентично синдрому профессионального выгорания.
Профессиональный стресс – сложный психофизиологический феномен, часто встречающийся у специалистов, работа которых, так или иначе, связанна с непрерывным прямым контактом с людьми и оказанием им психологической поддержки. Профессиональное выгорание, трактуясь как долговременная стрессовая ситуация, является предпосылкой развития личностной деформации, оказывающей влияние на эмоциональную, когнитивную сферу психики, а также коммуникацию личности в процессе межличностного взаимодействия.
Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс болезнью XXI в., так как встречается в любой профессии, достигая размеров "глобальной эпидемии". В ходе исследования, проведенного Европейской организацией улучшения условий жизни и труда, обнаружено, что каждый четвертый медицинский работник испытывает стресс на работе, каждый пятый – утомление, а каждый восьмой страдает головными болями [7].
А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья [4].
Необходимость обсуждения проблемы профдеформаций личности обусловлена большой вероятностью возникновения у медицинских сестер синдрома эмоционального выгорания как одной их форм профессиональной деформации, в том числе под влиянием сложных условий профессиональной деятельности. Как показывает статистика, медицинские работники в целом и медицинские сестры в частности в силу специфики своей повседневной практики наиболее предрасположены к воздействию профессиональных стрессоров[11].
Одни исследователи считают, что главными в процессе синдрома эмоционального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии. Отмечается недостаточная изученность проблемы профилактики профдеформаций и синдрома эмоционального выгорания в процессе становления профессии, на этапе учебной деятельности, а также недостаточность специальных исследований личностных свойств специалистов среднего медицинского звена. В настоящее время отсутствуют надежные, апробированные методики первичной профилактики и коррекции явлений синдрома эмоционального выгорания у специалистов среднего медицинского звена, поддерживания их психического здоровья, прогнозирования и предупреждения этого синдрома уже в процессе учебной деятельности
Чаще всего авторы характеризуют эмоциональное выгорание через сочетание симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Но в настоящее время медико-психологический подход, остается доминирующим при обсуждении этой проблемы (так как речь идет о психическом здоровье человека). На сегодняшний день работы в области медицинской психологии, сочетающие медико-психологические и социально-психологические подходы, пока единичны. Проблема профилактики и психокоррекции профдеформаций актуальна на стадии овладения профессии, она требует осуществления комплексных мер, которые должны проводиться психологом службы сопровождения учебного заведения в рамках важнейшего направления медицинской психологии - психогигиенического и профилактического.
В последние годы внимание общественности обращено на различные проблемы медицинской профессии. И в настоящее время достаточно много уделяется внимания изучению различных профессиональных вредностей в деятельности среднего медицинского персонала. Это касается, прежде всего, опасностей, психоэмоциональной, психофизиологической, биологической, химической, преформированной природы: от переутомления, до опасности заражения, влияния ядов и вредных излучений – все эти факторы можно отнести к различного рода профессиональных рисков. В результате теоретического и практического изучения данной проблемы были разработаны критерии диагностики эмоционального выгорания, изучена структура, симптомы и механизмы развития данного расстройства. Но отмечается противоречивость взглядов авторов на динамику возникновения, особенности влияния выгорания на компоненты личностной структуры.
ОСНОВНАЯ ЧАТЬ
Этиология и факторы риска развития СЭВ
Основной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Профессиональные
факторы риска имеются прежде всего у представителей «помогающих»,
альтруистических профессий.
Среди медицинских работников наиболее подверженными СЭВ оказываются прежде
всего те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные
качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на
помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку,
высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать
определенным этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей
профессиональной компетентности и др. [2, 3].
Выделяют 3 основных фактора, играющих существенную роль в развитии СЭВ:
личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Психолог H.J. Freudenberger описывает «сгорающих» как
сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на
людей, и одновременно неустойчивых, интравертированных, одержимых навязчивыми
идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [9].
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой
неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной
ответственности ограничивает развитие СЭВ, а при нечеткой или неравномерно
распределенной ответственности за свои профессиональные действия значимость
этого фактора резко возрастает даже при существенно более низкой рабочей
нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные
ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции
действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от
слаженных действий.
Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Предпосылки развития эмоционального выгорания
Существуют внешние и внутренние предпосылки развития эмоционального
выгорания.
Внешние предпосылки
1. Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение,
целенаправленное восприятие, подкрепление общения эмоциями).
2. Дестабилизирующая организация деятельности: нечёткая организация и
планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация. Всё это
отрицательно сказывается на взаимодействии субъектов общения.
3. Повышенная нравственная или юридическая ответственность за выполняемую
работу.
4.
Неблагоприятная психологическая сфера профессиональной деятельности:
конфликтность.
5. Психологически трудный контингент - это тяжёлые и умирающие больные.
Внутренние
предпосылки.
Это, прежде всего темперамент, стиль общения, точнее его интенсивность, к
которой привык человек, экстравертированность или интравертированность. Люди
замкнутые, необщительные выгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так
как эмоциональные нагрузки от общения действуют на них более пагубно в силу
того, что их психические функции настроены на менее бурное изменение
эмоциональной энергетики.
Вследствие этих причин, постепенно срабатывает механизм эмоциональной
отстранённости, игнорируются какие-то конкретные люди. Однако у этого
инструмента есть дисфункциональная сторона, когда эмоциональная экономия
направлена не по адресу, а на всех окружающих.
Психосоматический
статус и диагностика
В настоящее время выделяют более 100 психосоматических симптомов и
феноменов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что
условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома
хронической усталости, который довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической
усталости беспокоят прогрессирующая усталость, снижение работоспособности,
плохая переносимость ранее привычных нагрузок, мышечная слабость, боль в
мышцах, расстройства сна, головные боли, забывчивость, раздражительность,
снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, могут
отмечаться длительный субфебрилитет, боли в горле.
Известно, что развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда
человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях,
нуждах, с ней не связанных.
Затем отмечается первый признак
СЭВ – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания
эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после
ночного сна.
Второй признак СЭВ – личностная отстраненность, которую профессионалы,
испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными
стрессовыми агентами на работе. При крайних проявлениях СЭВ работающего
человека почти ничто, связанное с профессиональной деятельностью, не волнует,
почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные
обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным
контактам, к больным они воспринимаются как неодушевленные предметы.
Третий признак СЭВ – ощущение утраты собственной эффективности или падение
самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив своей
профессиональной деятельности, уменьшается удовлетворенность работой,
утрачивается вера в свои профессиональные возможности[5].
Симптомы СЭВ
Выделяют 5 ключевых групп
симптомов, характерных для синдрома выгорания.
1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение,
недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота,
головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в
работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущения беспомощности,
безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность
сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов, надежд или
профессиональных перспектив, появление деперсонализации своей или других, преобладание
чувства одиночества.
3. Поведенческие симптомы: рабочее время – больше 45 ч/нед., во время рабочего
дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде,
малая физическая нагрузка.
4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям,
имеющим отношение к работе, появление скуки, тоски, апатии, недостаток интереса
к жизни, следование заведенному шаблону, безразличие к новшествам,
нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах,
образовательных семинарах), формальное выполнение работы.
5. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной
активности, снижение активности и уменьшение интереса к досугу, ограничение
социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими людьми как
дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими,
недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Стадии СЭВ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит
три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
Первая стадия:
-
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести
переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в
отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег
начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег, пациентов вначале
это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное
поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства
самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру
«уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к
собственной жизни.
Три аспекта СЭВ
1. Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со
временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
2. Одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить
нормальный контакт с окружающими. Преобладают объект-объектные (обезличенные,
формальные) отношения.
3. Эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят
к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному
артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Профилактика СЭВ
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны
направляться на устранение действия стрессового агента: снятие
производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации,
установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом.
При развитии признаков СЭВ необходимо обратить внимание на улучшение условий
труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в
коллективе, личностные реакции и заболеваемость. Существенная роль в борьбе с
СЭВ отводится прежде всего самому медицинскому работнику.
Профилактические
мероприятия необходимо строить на трех уровнях:
- организационный уровень, при появлении и развитии признаков СЭВ у сотрудника необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда;
- межличностный уровень, необходимо оценить характер складывающихся взаимоотношений в коллективе и оказывать всяческое содействие с целью улучшения отношений в коллективе;
- индивидуальный уровень, рассмотреть индивидуально личностные реакции и заболеваемость сотрудника, оказать возможное содействие.
Для профилактики эмоционального выгорания представляется целесообразным:
– определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает
обратную связь, свидетельствующую о том, что медицинский работник находится на
верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию);
– достижение краткосрочных целей (успех, который повышает степень
самомотивации);
– использование технических перерывов, что необходимо для обеспечения
психического и физического благополучия (отдых от работы);
– освоение путей управления стрессом – изменение социального, психологического
и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии
работника; повышение квалификации; создание в организации благоприятного
социально-психологического климата; организация специальных тренингов, обучение
работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;
– профессиональное развитие и самосовершенствование (циклы повышения
квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы);
– уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но
чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека
агрессивным);
– поддержание хорошей физической формы.
Кроме этого, в целях направленной профилактики эмоционального выгорания
следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться
переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к
конфликтам на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, помнить, что работа
– всего лишь часть жизни[5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С меньшим риском для здоровья профессионального выгорания переживают люди,
обладающие такими особенностями: хорошее здоровье; сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия
спортом и поддержание здорового образа жизни); высокая самооценка и уверенность
в себе, своих способностях и возможностях.
Кроме того, профессиональное выгорание в меньшей степени грозит, имеющим
опыт успешного преодоления профессионального стресса и способным конструктивно
меняться в напряженных условиях. Они общительны, открыты, самостоятельны и
стремятся опираться на собственные силы, постоянно повышают свой
профессиональный и личностный уровень. Наконец, важной чертой личностей,
устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и
поддерживать оптимистичные установки как в отношении себя, так и других людей и
жизни в целом.
Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. По мнению К. Маслач, первыми «жертвами» эмоционального выгорания становятся высокомотивированные сотрудники, ориентированные на успех, на высокие профессиональные достижения, которые относятся к своей работе с полной отдачей физических и психических сил. При наличии синдрома эмоционального выгорания наблюдается потеря качества выполняемой работы, повышается сопротивление выходу на работу, растет неудовлетворенность собственной деятельностью. В такой ситуации человек не видит перспектив для собственного карьерного роста, перестает ставить профессиональные цели.
Эмоциональное выгорание - длительный динамический процесс, который проходит 3 стадии; к счастью, последняя, 3-я стадия - полное выгорание - обнаруживается не слишком часто.
Коммуникативными факторами, провоцирующими образование синдрома эмоционального выгорания, складывающегося постепенно, являются:
1) коммуникативно-ролевые, организационные (внешние) : высокая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие сознания значимости выполняемой работы. Коммуникативно-ролевые факторы выгорания сопровождаются четырьмя чувствами: вины, стыда, обиды, страха. Эти чувства препятствуют дальнейшему развитию человека, блокируют его профессиональную деятельность, сигнализируют о необходимости глобальных изменений в выполнении своей работы.
2) Социально-психологические коммуникативные (внешние): интенсивное общение, повышенная групповая ответственность; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент.
3) Личностно-коммуникативные, индивидуально-психологические (внутренние): эмоциональная ригидность; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
То есть в деятельности медицинских сестер выделяются три основных фактора, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания: организационный, личностный, коммуникативный. Синдром эмоционального выгорания отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют депрессия и другие нарушения нормативной жизнедеятельности.
Инновационная деятельность среднего медицинского образовательного учреждения является фактором предупреждения наступления у будущих профессионалов - медицинских сестер - синдрома эмоционального выгорания.
Осуществление профилактической и психокоррекционной деятельности по предотвращению и устранению синдрома эмоционального выгорания возможно следующим путем: тестирование подготовки специалистов по базовым знаниям и компьютерным программам по итогам обучения; мотивация по развитию индивидуальных качеств ответственности, инициативности, целеустремленности, креативности, работоспособности, трудолюбия, дисциплинированности; умение находить компромиссные решения, предвидеть, планировать, анализировать, быть готовым к риску, обладать стрессоустойчивостью; видеоигры, ролевые и деловые игры по совершенствованию коммуникативных навыков, стилю руководства персоналом; использование в деятельности различных форм повышения качества сестринских навыков с целью профессиональной адаптации молодых специалистов к традициям учреждения.
Социально-психологический тренинг позволяет работать с личностью одновременно в двух аспектах: как с субъектом межличностных отношений и как с индивидуальностью, акцентируясь на изменениях, происходящих внутри личности; даёт возможность достигнуть различных личностных эффектов (их можно свести к трём типам: диагностические, коррекционные, психотерапевтические), которые зависят от поставленных задач и присутствуют в любом виде тренинга в качестве основных или сопутствующих.
Тренинг социально-психологической коррекции профессионально-личностных деформаций однозначно влияет на такие личностные характеристики, как социальные способности и открытость. Изменения этих качеств подтверждают как участники группового процесса, так и эксперты, родственники, пациенты. Можно отметить перенос полученных во время тренинга социально-психологических умений и навыков в реальную жизнь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб. 1998.
2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. Самара: Офорт, 2009. 232 с.
3. Мухин Н.А., Косарев В.В., Бабанов С.А., Фомин В.В. Профессиональные болезни. М.: ГЭОТАР- медиа, 2013. 496 с.
4. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 20 с.
5. Бабанов С.А. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы // РМЖ. – 2014. - №4. – С.266.
6. Кадырова С.М. Степанов А.В. Опыт исследования и профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер // Главная медицинская сестра. – 2004. – №2. – С. 97-101.
7. Кондратенко О.А., Лапик С.В. Возникновение, развитие и профилактика профессионального стресса у медицинских сестер г. Тюмени // Главная медицинская сестра. – 2007. – №9. – С.102-110.
8. Хетагурова А.К., Касимовская Н.А. Медико-организационные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер в ЛПУ стационарного типа // Сестринское дело. – №3. 2008. С. 17-20.
9. Freudenberger H.J. Staff burnout // Jornal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159 – 165.
10. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical J. 1991. N 34 (11).
11. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/osobennosti-rannei-psikhoprofilaktiki-emotsionalnogo-vygoraniya-u-meditsinskikh-sester#ixzz44JKEq7U6