МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»
(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
Курсовой проект по дисциплине: «Знаковые системы в актуальном дизайне»
Тема: «Использование символа «крест» в дизайне»
Направление «Дизайн»
Магистрант: гр. МАГ-Д-15: Нагорнова Д. В
Преподаватель: доктор искусствоведенья, профессор: Макарова Т. Л
Москва, 2016
Оглавление
Глава 1. «История символа»
Глава 2. «Использование символа «крест» в современном дизайне костюма»
Глава 3. «Использование символа «крест» в других видах дизайна»
Введение
Крест – один из самых древних универсальных символов человечества. Культовый знак история которого начинается в каменном веке. Христианство использовало древнейший и привычный для людей символ, наделив его новым смыслом.
В современном социокультурном пространстве обращение к культурным символам связано, в первую очередь с потребностью в поиске новых эстетических переживаний.
Поиск новых форм и решений – это хорошо, но насколько точно нужно знать скрытый смысл символов, стоит разобраться.
Глава 1. «История символа»
Крест — геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними чаще всего составляет 90° или 45°. Во многих верованиях несёт сакральный смысл.
Некоторые
виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto
Lueger
Крест в язычестве
Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии
Символ
бога Солнца Ашшура и бога луны Сина в Месопотамии
Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.
Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:
При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его — египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысл соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил её к своей проповеди. Разве только не скажет ли кто-нибудь, что слово Божие прорекалось в египетских жрецах точно так, как некогда в устах Валаама и Каиафы, которые пророчествовали доброе против воли. [1]
Иллюстрация |
Название |
Примечание |
||
|
Анх |
Древнеегипетский крест. Символ жизни. |
||
|
Кельтский крест |
Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни. В настоящее время часто используется в качестве символики неонацистских движений. |
||
|
Солнечный крест |
Графически представляет крест, располагающийся внутри круга. Встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века. |
||
|
Греческий крест |
Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине. |
||
|
Латинский крест |
Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом. До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса. С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать). |
||
|
Крест Святого Петра / Перевернутый крест |
Крестом Апостола Петра называют перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. В настоящее время перевёрнутый крест иногда ассоциируется с антихристианством и сатанизмом |
||
|
Крест евангелистов |
Символическое обозначение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. |
||
|
Архангельский крест |
Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross) обозначали особый крест, который символизировал архангелов— высших существ, покровителей верующих людей в христианстве. |
||
|
крест |
Двойной шестиконечный крест с равновеликими перекладинами. |
||
|
Лотарингский крест |
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви. Этот крест является также крестом Элладской православной церкви. |
||
|
Папский Крест |
Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами. Иногда такой крест называется западным тройным крестом. |
||
|
Православный крест |
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшего Адама (включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — Голгофой. Тем самым кровь распятого Христа символически омыла кости Адама и смыла с них и со всех его потомков первородный грех. |
||
|
Византийский крест |
|||
|
Крест Лалибелы |
Крест Лалибелы — является символом Эфиопии, эфиопского народа и Эфиопской Православной Церкви. |
||
|
Армянский крест |
Армянский крест — крест с декоративными элементами на лучах (иногда неравной длины). Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе армяно-католического сообщества мхитаристов, имеющего обители в Венеции и Вене. См. Хачкар. |
||
|
Андреевский крест |
Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по преданию был Х-образным. |
||
|
Тамплиерский крест |
Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами. |
||
|
Новгородский крест |
Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди иных традиций данная форма креста используется редко. |
||
|
|
Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. |
||
|
Укороченный лапчатый крест |
Прямой равноконечный крест, вариант так называемого креста лат. Cross pattee. У этого креста лучи сужаются к центру, но не имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах. Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста Виктории. |
||
|
|
Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нины. |
||
|
|
Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака, флагах и вымпелах ВС Германии. |
||
|
Шварцкройц (черный крест) |
Опознавательный знак Вооружённых сил Германии. Известен в наши дни как крест армии Бундесвера. |
||
|
Балканский реже Balkenkreuz, тж. балочный крест |
Второе название обусловлено использованием как опознавательного знака военной техники Германии с 1935 по 1945 гг. |
||
|
|
Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений, у большинства народов они были положительны до того, как она была скомпрометирована нацистами и убрана из широкого использования. У древних народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В частности, направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, использующийся в индуизме, буддизме и джайнизме. |
||
|
|
Обнаружен на одном из сосудов пшеворской культуры. Во время Второй Мировой войны, из-за наличия свастики, сосуд использовался нацистами в пропагандистских целях. В наши дни используется в качестве религиозного символа польскими неоязычниками. |
||
|
Иерусалимский крест |
Нанесён на флаг Грузии. |
||
|
Крест ордена Христа |
Символ духовно-рыцарского ордена Христа. |
||
|
Красный крест |
Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной службы. |
||
|
|
Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде. Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского trifolium — сложение tri «три» и folium «лист». |
||
|
Крест святой Нины |
|
||
|
Тау-крест или Антониевский крест |
T-образный крест. Крест Антония — крест Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония. Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века. |
||
|
Баскский крест |
Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей знак солнцеворота. В Стране басков распространены два варианта креста, с направлением вращения по часовой и против часовой стрелки. |
||
|
Кантабрийский крест |
Представляет собой раздвоенный андреевский крест с навершиями на концах перекладин. |
||
|
Сербский крест |
Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре стилизованных Ͻ и С-образных огнива. Является символом Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви. |
||
|
Македонский крест, крест Велюса |
|||
|
Коптский крест |
Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Крест используется Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте. |
||
|
Скрещённые стрелы |
Глава 2. «Использование символа «крест» в современном дизайне костюма»
Крест имеет особое значение для православных и католиков, он несет за собой сакральный смысл. Не зря крестик носили на шее и старались не показывать его посторонним.
История тренда очень увлекательна. Первая волна популярности крестов в 90-х сопровождалась культурным прорывом через устоявшиеся религиозные и моральные концепции на новый уровень свободы воззрений - сквозь творчество, кино и музыку.
Вначале 2000-х крест «анк» было популярно носить среди субкультуры готов. Сама субкультура ведёт своё начало с конца 1970-х и образовалась на волне панка, который к тому моменту уже стал терять свои позиции среди молодёжи. Тогдашние готы поддерживали протестные настроения панков, но были, если можно так выразиться, более воспитанными. От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрного в одежде. [11], [12]
В основном, «анк» используют в аксессуарах (кулонах). Позже (в 2006 году) начинают использовать этот символ крест на рюкзаках разной формы, футболках и других предметах гардероба. Молодежи из неформальных течений понравилась эта идея. И крест стали носить не только готы. [13]
символ «Анк»
неформальная
молодеж
В скорее дизайнеры подхватили идею с использование «креста» в одежде и внедрили символ в свои коллекции.
В коллекции Gareth Pugh осень-зима 2011/12 дизайнер декорирует костюм двумя перекрещенными молниями, что создает впечатление креста.
Gareth
Pugh. Осень-зима 2011/12
В 2012 году символ «крест» уверенно вошел в высокую моду.
На показе весна-лето 2012 Emilio Pucci поразил всех своей коллекцией ярких образов в цыганском стиле, каждый из которых был дополнен элегантными подвесками с крестиками.
Emilio
Pucci. весна-лето 2012
А Lanvin продемонстрировали более массивный вариант украшения на длинной цепи.
Lanvin.
Осень-зима 2012/13
Но сильнее всех отличился, пожалуй, дом Versace, представив показ коллекции осень-зима 2012/2013, полностью посвященной этому тренду, предложив использовать этот элемент декора на пальто, сумках и даже сапогах. [14]
Versace.
Осень-зима 2012/13
Показ Jean-Charles de Castelbajac осень-зима 2013 в очередной раз проходил в соборе Лувра. Судя по всему это подстегнуло религиозность коллекции, которая в конце концов вылилась в откровенную ризу до пола с большим крестом огненного цвета. Для Кастельбажака – это удивительно, учитывая тот факт, что дизайнер еще совсем недавно считал, что весь наш мир неуклонно и бесповоротно катиться в ад, и делал коллекции на эту тему. [15]
Jeremy Laing в своей коллекции осень-зима 2013/2014 использует принт «крест». [16]
Jeremy
Laing. Осень-зима 2013/2014
Та же тематика, но в противоположной минималистской интерпретации, также завоевала множество поклонников. Возрождение гранджевого стиля 90-х стало предысторией возникновения направления. Тенденция широко представлена в коллекции Salvatore Ferragamo осень-зима 2013/14.
Salvatore Ferragamo. Осень-зима
2013/14
Изысканные золотые кресты Они находятся на пересечении двух тенденций прошлого 2013 года романтическая готика и барокко. В этих украшениях история, культура, живопись и религия. Мальтийский крест серьги у Alberta Ferretti прекрасно сочетаются с кружевом и величественным бархатом. [17]
Alberta
Ferretti. Осень-зима 2013/14
Источником вдохновения для создания коллекции Dolce & Gabbana осень-зима 2013/2014 стало христианское наследие – иконопись, фрески древних православных храмов. Ведь, как мы знаем, в настоящих католических соборах практически нет иконописи, там присутствует скульптура.
Тяжелые, большие украшения поддерживали тему религии: серьги и подвески в виде крестов, короны с крестами, сумочки и клатчи с иконными образами. [18]
Dolce & Gabbana. Осень-зима 2013/2014
Коллекция получилась резонансной: использование христианских символов многие сочли кощунственным. Но в целом обилие разноцветных камней, блеск золотых тканей в сочетании с коронами оставили ощущение театральности, прославленный дуэт показал очень примитивное, лубочное видение византийского искусства. Едва ли имели сакральный смысл лики святых и кресты – скорее, они выполняли роль реквизита.
Коллекция дизайнера Gareth Pugh сезона осень-зима 2015/16 пропитана средневековьем с долей модерна. Все модели выходили на подиум с красным крестом на лице, как в фильме Рут Хогбен.Много искусственной кожи, жесткого хлопка с бахромой, шелка и меха. Вся коллекция выполнена в готическом черном цвете. [19]
Gareth Pugh. Осень-зима 2015/16
Коллекция украшений авангардного ювелирного бренда Maria Francesca Pepe представлена готическими украшениями в лукбуке с романтической моделью и цветами.
Maria
Francesca Pepe
В лукбуке коллекции бренда Nasty Gal 2012 года представлена одежда и аксессуары с крестом. Этот символ используется и на каблуке обуви. [20]
Nasty Gal
Итальянский глянец Amica в мартовском номере представил Алису Миллер, которая демонстрирует наряды и украшения Versace, Dolce & Gabbana, Roberto Cavalli, Emilio Pucci и других известных дизайнеров. [21]
Журнал:
Amica
Выпуск: март 2012
Фотосессия: Средиземноморье (Mediterranean)
Модель: Алиса Миллер (Alyssa Miller)
Фотограф: Дрю и Тьяго (Driu + Tiago)
Стилист: Кристина Бернеццо (Cristina Bernezzo)
В повседневной жизни мы часто можем встретить девушек и молодых людей в футболках с крестами, оформленными различными принтами.
Также остаются очень популярны декоративные украшения – кресты (массивные и в минималистском стиле). [22]
Подвеска с мальтийским крестом в винтажном стиле от Christian Lacroix; Подвеска с крестом от Versace; Ожерелье с подвеской-крестом, украшенным орнаментом, от Alexander McQueen; Кольцо с крестом от Sideways; Сережки с крестами, украшенными зелеными бриллиантами от Arman Sarkisyan; Сережки с большими крестами от Asos.
Сережки с крестиками от Laurent Gandini; Цепочка с большим серебряным крестиком от Asos; Ожерелье с крестом от Franz Marfurt; Ожерелье с крестом от Lucerne; Кольцо с серебряным крестом от Atelier R.Lee; Браслет с крестом от Fashionology; Кольцо с крестом от Me Zena.
Глава 3. «Использование символа «крест» в других видах дизайна»
Международное движение Красного Креста использует в качестве эмблемы символ «крест».
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) — международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру. [23]
Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». [24]
Члены Красного Креста постоянно устраивают благотворительные акции по всему миру. Я хочу рассмотреть несколько примеров.
15 декабря 2009 года, в Копенгагене ученики международной школы приняли участие в мероприятии «Прогулка ради воды». Неся емкости с водой на головах, ученицы международной школы города Копенгаген, прошли пешком от центра Копенгагена к «Белла-центру» (пригород), где проходит 15-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, поддерживая, таким образом, районы, страдающие от нехватки водных ресурсов. [25]
Испанский Красный крест отмечал 9 ноября 2012 года в Валенсии и Кастельоне “День красного флажка”. “День красного флажка” традиционно является одним из главных источников средств для организации.
Все те средства, которые удалось собрать за эти дни, были направлены на расширение социальной помощи, которую испанский Красный крест оказывает людям, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, а также на то, чтобы принять дополнительные 300 тысяч человек, переживающих сложнейшие времена. [26]
В августе 2013 года гомельский
Красный Крест провел акцию «Детям к школе»
Героические волонтеры в жару управляли ростовой куклой и собирали средства для
подготовки к школе детей из многодетных, малоимущих семей, детей-сирот и
детей-инвалидов. [27]
Иркутское областное отделение Российского Красного Креста в 2014 году объявило о сборе средств для оказания помощи вынужденным переселенцам с Украины.
Благотворительная организация, проведя анализ ситуации, пришла к выводу, что острый политический и экономический кризис там может привести к гуманитарной катастрофе. Наплыв беженцев в первую очередь ожидается в таких регионах России, как Белгородская, Ростовская, Брянская, Воронежская, Курская область, Краснодарский край. [28]
В августе 2015 года сотрудники Калининградского отделения Красного Креста собирают в центре города пожертвования в помощь пострадавшим в Южной Осетии. Фотокорреспондент «Калининград.Ru» внимательно следил за ходом гуманитарной операции.
В акции принимают участие не только сотрудники отделения, но и волонтеры – студентки и школьницы калининградских учебных заведений. [29]
В 2016 году май прошел под девизом «Активное волонтерство». В течение месяца районные организации Белорусского общества Красного Креста проведут различные мероприятия, направленные на оказание помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, малообеспеченным семьям и детям. [30]
Некоторые пользуются хорошей репутацией организации «Красный крест» и используют
эмблему в своих целях.
Так например, в 2016 году Челябинское УФАС России установило, что реклама ООО «Медицинская клиника «ЭФ ЭМ СИ» содержит не соответствующие действительности сведения о праве медицинской клиники на использование символа международной организации.
Согласно действующему законодательству Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» является единственной российской организацией, имеющей право использования эмблемы Красного Креста. Иным организациям такое право не передавалось.
За размещение ненадлежащей рекламы Челябинским УФАС России вынесено постановление о наложении на ООО «Медицинская клиника «ЭФ ЭМ СИ» штрафа в размере 100 тысяч рублей. [31]
Иногда можно встретить провокационную рекламу, которая оскорбляет чувства верующих и вызывает массу осуждений от служителей церкви.
Так например, в 2005 году пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии распространила официальное заявление по поводу кощунственного использования изображения креста рекламными агентствами города. В заявлении, в частности, говорится: «С 25 октября 2005 года в городе проводится протестная акция, организованная рекламными агентствами областного центра. Данные организации позволили себе недопустимое использование символики Православной Церкви в публичной демонстрации негативных эмоций». [32]
Православные верующие в августе 2013 года провели пикетирование музея Олеся Гончара в центре Киева, протестуя против вывешенных учреждением на улицах столицы афиш с изображением голой женщины, распятой на кресте.
«Горе-культурологи портят улицы Киева гадской порнографической рекламой, которая оскорбляет чувства верующих и большинства наших граждан», - сказал собеседник агентства».
Иногда запрет на рекламу работает на продвижение бренда даже сильнее, чем сама кампания. Так например, итальянский бренд одежды Benetton выпустил а в 1991 году – во время войны в Персидском заливе такую рекламу. Образы кладбище солдат, погибших во время Второй Мировой Войны, напоминает нам, что мы все равны. [33]
Одна из фотосессий Алессандры Амбросио для марки Melissa в 2013 году проходила в специфическом антураже - иконостас старой церквушки, фигуры Богородицы, распятия на стенах. На фоне всего этого великолепия Алессандра принимала соблазнительные позы и рекламировала туфли. [34]
Бывает, что театральные постановки и шоу вызывают негативные отзывы из-за использования религиозного символа.
Представители разных религий - от католиков до мусульман - выступили в 2006 году в Риме против рискованного эпизода в шоу Мадонны, которая появляется на сцене "распятой" на гигантском кресте и с терновым венцом на голове.
Отец Манфредо Леоне, священник одной из римских церквей, заявил агентству Рейтер, что этот эпизод в новом шоу Мадонны "непочтителен, носит черты дурного вкуса и провокации".
Такая выходка не осталась незамеченной - несколько концертов Мадонны по настоянию Папы Римского все-таки отменили. Конечно, эпатаж для певицы - это способ зарабатывать деньги, но во всём нужно знать меру. [35]
Мадонна за свою долгую карьеру не раз вызывала протесты публики. Например, в 1989 году в клипе Like a Prayer были горящие распятия и черный юноша, изображающий Христа.
В 2015 году священник в Удмуртии пожаловался на постановку пушкинской "Метели" в Русском драмтеатре города Ижевска, усмотрев в ней оскорбление чувств верующих, и потребовал запретить ее. Священник Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ Владимир Андрианов написал руководству республики, что, в частности, его возмутило использование во время постановки символов православия - креста и архиерейского облачения. [36]
Карандаш-крест от Studiolav. Великобритания. 2011 год
Такой карандаш вполне подойдёт и убеждённым христианам и чернющим сатанистам. Разница лишь в том, с какой стороны его заточить. Создано это чудо было усилиями дуэта Лукаса Анжело (Loukas Angelou) и Вассо Асфи (Vasso Asfi) из лондонской студии Studiolav.
Ни к каким религиозным группам и культам карандаш на самом деле отношения не имеет. Создали его для того, чтобы сделать довольно громкое и смелое заявление: “Дизайн мёртв”. Собственно именно эти слова и написаны золотистыми будками на черном теле этой письменной принадлежности. Заявление заканчивается одой карандашу – “Да здравствует карандаш”.
Проект может показаться банальным баловством и дурачеством, но автор ы вложили в него достаточно глубокий смысл. Сегодня старый добрый карандаш заменяется компьютерными средствами почти на любой стадии создания дизайна. Именно на это Лукас и Вассо хотели обратить внимания придав карандашу образ священного символа, дополненный ярким слоганом. [37]
На волне моды на «крест» в одежде, появилась мода на использование этого символа и в маникюре. Причем кpест может быть разнообразный – выложенный стpазами, рисунок акриловыми красками прочее. [38]
Вывод.
Тренды высокой моды переходят в народ, либо же наоборот. Так случилось и с крестами. Ранее этот атрибут был присущ лишь представителям субкультур, в основном готов, чем особо не удивлял.
Сегодня в мире моды наблюдается самый настоящий бум на кресты во всех проявлениях: принты на одежде, ювелирные украшения и бижутерия, готические образы или рок-образы 80-х с использованием этого символа.
Меня лично немного смущает, почему дизайнеров совершенно не заботят религиозные чувства разных народов. Каждый верующий человек чтит атрибутику своей веры. Мне не очень нравится доскональное применение нательного креста. Лишь небольшие элементы в виде простого аксессуара или принта «крест» для поддержания готического образа, я принимаю для себя. Также нравится небольшое искажение этого символа.
Более серьезно, на мой взгляд, обстоит дело с рекламой. Здесь крест чаще выступает не как тренд, а как способ вызвать негативные эмоции людей к этой рекламе или шоу-постановке, тем самым заставить всех заговорить о новой премьере и т.д. Реклама может быть провокационной, но не до такой степени, что переходит грань моральных и духовных ценностей.
Сам по себе символ «крест», как и другие символы, несет положительные, светлые эмоции, т.к связан с религиозной стороной. Но и в последствии создана всемирная организация «Красный Крест», ставящая своей целью - помощь людям.
Я думаю, что дизайнерам необходимо с осторожностью использовать любые символы в своей работе. Необходимо тщательно изучить его историю и скрытый смысл.
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82
- История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии // Автор-составитель: К.В.П.. — М.: Альманах «Жизнь вечная», 1997. — 40 с. — 800 экз.
- Ставрографический сборник. Книга I. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2001. — 384 с. — 1 500 экз.
- Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2003. — 372 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-93646-049-5.
- Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2005. — 700 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-93646-082-7.
- Успенский Б. А. Крест и полумесяц в русской церковной традиции // Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М., Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
- Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 2. — С. 12-14.
- Стивен Фрайер, Джон Фергюсон. Геральдика. — М.: «Астрель», 2009. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-24909-9.
- Голубцов А.П. Из истории изображений креста. — СПб., 1917. — С. 212-249.
- Мельник А. Г. Водружальные кресты XVII века в собрании музея «Ростовский кремль»: каталог // История и культура Ростовской земли. 2011. — Ростов, 2012. — С. 126-140.
11. http://insurgent.ru/goth
12. http://thedarkangel.sitecity.ru/lalbum_1610210902.phtml?p_ident=lalbum_1610210902.p_1710170110&pix=35
13. https://www.miloserdie.ru/article/portret-gota/
14. http://likeaqueen.ru/fashion/trendkresty/
15. http://afisha.bigmir.net/shopping/articles/198155-Velikij-post--tema-religii-v-kollekcijah-dizajnerov-
16. www. vogue. ru
17. http://modnyibazar.ru/krestiki.html
18. http://ftp.mylitta.ru/1033-dolce-gabbana.html
19. http://www.fashiontime.ru/fashion/news/1246262.html
20. http://fashiony.ru/page.php?id_n=69728
21. http://afternight.tv/moda/Ukrasheniya-kresty-modnyy-trend-sezona-vesna-leto-2012
22. http://marselina.ru/publications/11288/
23. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B0
- Красный крест // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
25. http://russian.china.org.cn/international/txt/2009-12/16/content_19078456_3.htm
26. http://www.espanarusa.com/ru/news/article/271176
27. https://vk.com/wall-44883411_12974
28. http://irkutsk.bezformata.ru/listnews/sbor-sredstv-dlya-bezhentcev/18528596/
29. https://www.newkaliningrad.ru/special/election-2011/490414.html
30. http://gp.by/regionsfact/society/news91299.html
31. http://chel.fas.gov.ru/news/18686
32. http://www.patriarchia.ru/db/text/54590.html
33. http://oddstuffmagazine.com/10-outrageous-advertising-campaigns.html
34. http://lovesia.blogspot.it/2012/03/blog-post_13.html
35. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_5244000/5244182.stm
36. http://www.newsru.com/cinema/03mar2015/udmurtmrako.html
37. http://www.arhinovosti.ru/2011/10/25/karandash-krest-ot-studiolav-velikobritaniya/
38. http://nailgid.com/dizayn-nogtey/299-ochen-dazhe-interesno-smotritsya-na-ruchkah-manikyur-s-krestom.html