Инновационные методы и технологии в образовании

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине

«Инновационные процессы в образовании»

Семинар 1. Тема. Инновационные методы и технологии в образовании.

Цель: изучить исторические аспекты и особенности инновационных процессов на современном этапе развития образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1.      Логико-методологический анализ теории инноваций как целостного научного знания (сущность понятий «инновация», «новаторство», «инновационность».

2.      Исторические аспекты их развития. Кушакова

3.      Современное толкование инноваций в различных науках и в педагогической информатике. Дроздова

4.      Понятия «инновационные методы» и «инновационные технологии» в образовании и педагогической информатике. Молчанова

5.      Классификация инновационных методов и технологиий, соотношение с информационными технологиями, роль в образовательном процессе школы и вуза. Краевский

6.      Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс, и способы их решения. Данилова

Семинар 2. Тема. Методологические основания разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении

Цель: рассмотреть сущность структурно-номинативного подхода как концептуальной основы разработки теории управления инновационными процессами.

Вопросы для обсуждения:

1.      Структурно-номинативный подход как концептуальная основа разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении.

2.      Подсистемы теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: проблемно-эвристическая, логико-лингвистическая, модельно-репрезентативная, прагматико-процедурная. Клыкова

Семинар 3. Тема. Проектирование технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении.

Цель. Рассмотреть особенностипроектирования технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении.

Вопросы для изучения.

  1. Теория управления инновационными процессами в образовательном учреждении как основа разработки управленческой технологии.
  2. Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.
  3. Организационная структура управления инновационными процессами. Фонтанова
  4. Работа с педагогическим персоналом в условиях инновационной деятельности.

Козлова

Задание. Изучить понятийный аппарат темы, выделить сущность каждого вопроса, составить фрейм, с учетом которого сделать презентацию. Изучить структуру управления инновационными процессами в конкретной школе, ознакомиться с работой педагогического персонала, проанализировать её и сформулировать предложения по повышению эффективности работы.

Семинар 4. Тема. Формирование инновационных компетенций магистра.

Цель. Изучить сущность и особенности компетентностного подхода, его структуру и пути формирования на основе инновационных технологий в системе образования.

Вопросы для изучения.

  1. Компетентностный подход в образовании.
  2. Структура педагогической инновации.
  3. Инновационные компетенции учителя математики и информатики.
  4. Пути формирования педагогических инновационных компетенций будущего магистра.

Семинар 5. Тема. Креативные психолого-педагогические технологии как новая образовательная парадигма реализации обучения педагогической информатике.

Цель. Выявить особенности креативных психолого-педагогических технологий, найти примеры творческого использования новых технологий при изучении математики и информатики и ИКТ в средней школе.

Вопросы для изучения.

  1. Общие тенденции развития инновационных процессов в педагогической информатике.
  2. Проектирование модели инновационной деятельности учителя математики или информатики.
  3. Мотивация инновационной деятельности как важнейшее условие ее реализации.
  4. Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.      Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект). Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2001. – 64 с.

2.      Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред.В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Родионовой и проф.А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

3.      Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.:ИИО РАО, 2007. – 234с.

4.      Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике / Сост. и науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 240 с.

5.      Информатизация образования – 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of education – 2008: Integration of information and pedagogical technologies: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22-25 окт. 2008 г. / редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2008. – 627 с.

Дополнительная литература:

1.            Безруков, В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами / В.И. Безруков // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 28-34.

2.      Беспалько В.П. Педагогика и  прогрессивные технологии обучения М.: Изд-во ИРПО, 1995. 336 с.

3.      Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Монография: Изд-во ПГЛУ, Пятигорск, 1997. – 245 с.

4.            Болотов, В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление : монография / В.А. Болотов. – Волгоград : Перемена, 2001. – 290 с.

5.            Бордовский, В.А.  Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования / В.А. Бордовский. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 127 с.

6.            Бордовский, В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук / В.А. Бордовский. – Санкт-Петербург, 1999. – 344 с.

7.      В.Н. Нуждин и др. Стратегия и тактика управления качеством образования. – Иваново, 2003.

8.            Виноградова, В.Н. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии : учебно-методическое пособие / В.Н. Виноградова, О.Г. Прикот. – СПб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 188 с.

9.            Гильманов, С.А. Экспертная оценка хода инновационных процессов в образовательных учреждениях / С.А. Гильманов. – Тюмень : ИПК ПК, 1995. – 36 с.

10.        Гукаленко, О.В. Педагогическая поддержка учащихся в поликультурном образовании: инновационные технологии (учебно-методическое пособие) / О.В. Гукаленко, И.В. Колоколова. – Тирасполь, 2001. – 80 с.

11.        Евдакова Л.Н. Проектирование инновационной системы качества образования в вузе : дис. … канд. эконом наук: 08.00.05 / Л.Н. Евдакова. – Екатеринбург, 2005. – 206 с.

12.  Жохов А.Л., Спирина М.С. Формирование опыта творческой деятельности студентов УСПО. – М.: Издательский центр АПО, 2001.

13.        Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология: Монография / И.Ф. Игропуло. – М.: Народное образование: Сервис школа, 2003. – 312 с.

14.        Игропуло, И.Ф. Технология проблемно-ориентированного управления инновационными процессами в образовании : учебное пособие / И.Ф. Игропуло. – Ставрополь, СКГТУ, 2002. – 168 с.

15.        Ин, А.Х. Компетентностный подход к проектированию системы управления качеством профессиональной подготовки будущего  учителя : автореф. дис... д-ра пед. наук / А.Х. Ин. – Москва, 2006. – 55 с.

  1. Инновационные методы обучения  в гражданском образовании / В.В. Величко и др. – 2-е изд., доп. – Мн.: «Медисонт», 2001. – 168 с.

17.  Информатизация образования – 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of education – 2008: Integration of information and pedagogical technologies: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22-25 окт. 2008 г. / редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2008. – 627 с.

  1. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога [Текст] / Е.И. Исаев С.Г. Косарецкий, В.И.  Слободчиков // Вопросы психологии. –  2000. – №3. – С.57-66.

19.        Красикова, К.Ф. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве : дис. … канд. пед. наук / К.Ф. Красикова. – Тобольск, 1998. – 158 с.

20.        Куркин, Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании / Е.Б. Куркин. – М. : Педагогика-Пресс, 2001. – 326 с.

  1. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований// Школьные технологии, № 5, 2001.

22.  Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. ­ М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 432 с.

23.  Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. –560 с.

  1. Новиков А.М. Методология образования. – М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.
  2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес». 2004. 120 с.

26.  Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 383 с.

27.  Роберт И.В. Концепция «Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования». – М.: ИИО РАО, 2008.

28.  Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации Российского образования. М, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007 г., 158 с.

29.        Саранов, А.М. Инновационные процессы в общеобразовательных учреждениях Волгоградского научно-педагогического комплекса / А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования. Ч.1. – Волгоград, 1991. – С. 3-22.

30.  Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: «Логос», 1999. – 272 с.

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
  2. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.

33.        Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста : инновационная подготовка и компетентностный  подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 26-33.

34.        Шендрик, И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И.Г. Шендрик // Образование и наука. –  2000. –  № 3. – С. 74-85.

Сетевые ресурсы:

http://www.informika.ru

http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.

http://eidos.fastbb.ru/index.pl?1-3-0-00000017-000-0-0-1124962546

http://www.nsu.ru/education/virtual/teaching_methods.htm

http://www.tpu.ru/print/teacher.htm

www.charko.narod.ru

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тематика проектов:

1.      Творческие задачи в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ в средней школе (классы по выбору).

2.      Проблемное обучение математике (информатике и ИКТ) в средней школе (классы по выбору).

3.      Компетентностный подход в развитии личности обучаемых в процессе изучения Информатики и ИКТ.

4.      Модель профессионального педагога-технолога и особенности её создания в условиях исследовательской деятельности.

5.      Инновационные компетенции учителя математики (информатики) и особенности их формирования в процессе обучения в магистратуре.

6.      Технологии проведения нетрадиционных учебных занятий.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ по дисциплине

«Инновационные процессы в образовании»

1.      Инновационные технологии в организация учебного процесса средней общеобразовательной школы.

2.      Критерии и системы качества среднего и высшего образования.

3.      Проблемы использования инноваций в образовании и способы их решения.

4.      Инновационные технологии дифференциации и индивидуализации при изучении математики (информатики и ИКТ).

5.      Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования.

6.      Причины затруднений учителей при внедрении ИКТ в учебный процесс.

7.      Компетентностный подход при изучении математики (информатики и ИКТ).

8.      Перспективы развития педагогических технологий.

9.      Технологии проведения нетрадиционных учебных занятий.

10.  Закономерности и принципы гуманизации образования.

11.  Творческие задачи в учебном процессе средней школы.

12.  Решение учебных творческих задач с помощью математических моделей.

13.  Технологии видеообучения.

14.  Проблемное обучение на основе ИКТ.

15.  Подсистемы теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: проблемно-эвристическая, логико-лингвистическая, модельно-репрезентативная, прагматико-процедурная.

16.  Принципы конструирования инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования.

17.  Модель профессионального педагога-технолога.

18.  Инновационные компетенции учителя математики (информатики).

19.  Влияние информатизации образования на развитие креативности будущих специалистов.

20.  Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.

Рекомендации к подготовке реферата

  1. Используя различные словари, рассмотреть значение каждого понятия в названии реферата. Раскрыть сущность темы исследования в целом.
  2. Прочитать по данной теме 4-5 статей из различных источников, в том числе традиционных (бумажных носителей: учебников, журналов и т.п.).
  3. Составить план реферата.
  4. Во введении обязательно обосновать актуальность рассматриваемого вопроса, а также ввести методологический аппарат (указать хотя бы объект и предмет исследования).
  5. В основной части указать фамилии учёных, исследователей, преподавателей, учителей, которые занимаются данной проблемой (в том числе и в МПГУ). Коротко написать кто и какую проблему исследует.
  6. Обязательно высказать своё мнение по данной проблеме, т.е. свои (хотя бы краткие) «Я-суждения» (можно согласиться с точкой зрения какого-то автора или авторов, добавив свои рассуждения, или высказать свою точку зрения по этому вопросу и т.д.).
  7. В заключении подвести коротко итоги, можно указать Ваши перспективы по решению этой проблемы в будущем.

Объем реферата 6 - 10 страниц. Учитесь кратко выражать свои мысли!


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине

«Инновационные процессы в образовании»

1.      Теория инноваций как целостное научное знание.

2.      Понятия «инновационные методы» и «инновационные технологии» в образовании и педагогической информатике.

3.      Классификация инновационных технологий, их роль в образовательном процессе школы и вуза.

4.      Компетентностный подход в педагогической информатике.

5.      Инновационные компетенции учителя математики и информатики.

6.      Пути формирования педагогических инновационных компетенций магистра.

7.      Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.

8.      Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс, и способы их решения.

9.      Соотношение понятий «креативность» и «интеллектуальная активность».

10.  Личностные черты креативности учителя.

11.  Роль социальной среды в развитии креативности личности.

12.  Влияние информатизации образования на развитие креативности будущих специалистов.

13.  Теория управления инновационными процессами в образовательном учреждении как основа разработки управленческой технологии.

14.  Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.

15.  Инновационные технологии в педагогической информатике.

16.  Принципы конструирования инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования.

17.  Модель профессионального педагога-технолога.

18.  Общие тенденции развития инновационных процессов в педагогической информатике.

19.  Мотивация инновационной деятельности как важнейшее условие ее реализации.

20.  Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.

Формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, дискуссии.

5. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Форма контроля и критерий оценок

В соответствии с учебным планом предусмотрен зачет.

Контроль предполагает следующее распределение баллов:

Текущий контроль:

·       Посещаемость занятий 5 баллов при активной работе.

·       Выступление на 1 практическом занятии до 10 баллов

Промежуточный контроль: Выполнение заданий на разработку опорных конспектов и сигналов по указанным темам и конспектов уроков с учетом интенсивных методов обучения. -15 баллов.

Выполнение реферата – до 20 баллов.

Итоговый контроль: зачет (до 20 баллов).

Итоговая рейтинговая оценка в семестре – 50-100 баллов.

Информация о файле
Название файла Инновационные методы и технологии в образовании от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:13
Дата обновления 5.5.2020, 18:13
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 18.33 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 468
Скачиваний 126
Оценить файл