ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине
«Инновационные процессы в образовании»
Семинар 1. Тема. Инновационные методы и технологии в образовании.
Цель: изучить исторические аспекты и особенности инновационных процессов на современном этапе развития образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Логико-методологический анализ теории инноваций как целостного научного знания (сущность понятий «инновация», «новаторство», «инновационность».
2. Исторические аспекты их развития. Кушакова
3. Современное толкование инноваций в различных науках и в педагогической информатике. Дроздова
4. Понятия «инновационные методы» и «инновационные технологии» в образовании и педагогической информатике. Молчанова
5. Классификация инновационных методов и технологиий, соотношение с информационными технологиями, роль в образовательном процессе школы и вуза. Краевский
6. Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс, и способы их решения. Данилова
Семинар 2. Тема. Методологические основания разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Цель: рассмотреть сущность структурно-номинативного подхода как концептуальной основы разработки теории управления инновационными процессами.
Вопросы для обсуждения:
1. Структурно-номинативный подход как концептуальная основа разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
2. Подсистемы теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: проблемно-эвристическая, логико-лингвистическая, модельно-репрезентативная, прагматико-процедурная. Клыкова
Семинар 3. Тема. Проектирование технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Цель. Рассмотреть особенностипроектирования технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Вопросы для изучения.
- Теория управления инновационными процессами в образовательном учреждении как основа разработки управленческой технологии.
- Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.
- Организационная структура управления инновационными процессами. Фонтанова
- Работа с педагогическим персоналом в условиях инновационной деятельности.
Козлова
Задание. Изучить понятийный аппарат темы, выделить сущность каждого вопроса, составить фрейм, с учетом которого сделать презентацию. Изучить структуру управления инновационными процессами в конкретной школе, ознакомиться с работой педагогического персонала, проанализировать её и сформулировать предложения по повышению эффективности работы.
Семинар 4. Тема. Формирование инновационных компетенций магистра.
Цель. Изучить сущность и особенности компетентностного подхода, его структуру и пути формирования на основе инновационных технологий в системе образования.
Вопросы для изучения.
- Компетентностный подход в образовании.
- Структура педагогической инновации.
- Инновационные компетенции учителя математики и информатики.
- Пути формирования педагогических инновационных компетенций будущего магистра.
Семинар 5. Тема. Креативные психолого-педагогические технологии как новая образовательная парадигма реализации обучения педагогической информатике.
Цель. Выявить особенности креативных психолого-педагогических технологий, найти примеры творческого использования новых технологий при изучении математики и информатики и ИКТ в средней школе.
Вопросы для изучения.
- Общие тенденции развития инновационных процессов в педагогической информатике.
- Проектирование модели инновационной деятельности учителя математики или информатики.
- Мотивация инновационной деятельности как важнейшее условие ее реализации.
- Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект). Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2001. – 64 с.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред.В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Родионовой и проф.А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.:ИИО РАО, 2007. – 234с.
4. Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике / Сост. и науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 240 с.
5. Информатизация образования – 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of education – 2008: Integration of information and pedagogical technologies: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22-25 окт. 2008 г. / редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2008. – 627 с.
Дополнительная литература:
1. Безруков, В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами / В.И. Безруков // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 28-34.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.: Изд-во ИРПО, 1995. 336 с.
3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Монография: Изд-во ПГЛУ, Пятигорск, 1997. – 245 с.
4. Болотов, В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление : монография / В.А. Болотов. – Волгоград : Перемена, 2001. – 290 с.
5. Бордовский, В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования / В.А. Бордовский. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 127 с.
6. Бордовский, В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук / В.А. Бордовский. – Санкт-Петербург, 1999. – 344 с.
7. В.Н. Нуждин и др. Стратегия и тактика управления качеством образования. – Иваново, 2003.
8. Виноградова, В.Н. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии : учебно-методическое пособие / В.Н. Виноградова, О.Г. Прикот. – СПб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 188 с.
9. Гильманов, С.А. Экспертная оценка хода инновационных процессов в образовательных учреждениях / С.А. Гильманов. – Тюмень : ИПК ПК, 1995. – 36 с.
10. Гукаленко, О.В. Педагогическая поддержка учащихся в поликультурном образовании: инновационные технологии (учебно-методическое пособие) / О.В. Гукаленко, И.В. Колоколова. – Тирасполь, 2001. – 80 с.
11. Евдакова Л.Н. Проектирование инновационной системы качества образования в вузе : дис. … канд. эконом наук: 08.00.05 / Л.Н. Евдакова. – Екатеринбург, 2005. – 206 с.
12. Жохов А.Л., Спирина М.С. Формирование опыта творческой деятельности студентов УСПО. – М.: Издательский центр АПО, 2001.
13. Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология: Монография / И.Ф. Игропуло. – М.: Народное образование: Сервис школа, 2003. – 312 с.
14. Игропуло, И.Ф. Технология проблемно-ориентированного управления инновационными процессами в образовании : учебное пособие / И.Ф. Игропуло. – Ставрополь, СКГТУ, 2002. – 168 с.
15. Ин, А.Х. Компетентностный подход к проектированию системы управления качеством профессиональной подготовки будущего учителя : автореф. дис... д-ра пед. наук / А.Х. Ин. – Москва, 2006. – 55 с.
- Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В. Величко и др. – 2-е изд., доп. – Мн.: «Медисонт», 2001. – 168 с.
17. Информатизация образования – 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of education – 2008: Integration of information and pedagogical technologies: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22-25 окт. 2008 г. / редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2008. – 627 с.
- Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога [Текст] / Е.И. Исаев С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С.57-66.
19. Красикова, К.Ф. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве : дис. … канд. пед. наук / К.Ф. Красикова. – Тобольск, 1998. – 158 с.
20. Куркин, Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании / Е.Б. Куркин. – М. : Педагогика-Пресс, 2001. – 326 с.
- Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований// Школьные технологии, № 5, 2001.
22. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 432 с.
23. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. –560 с.
- Новиков А.М. Методология образования. – М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес». 2004. 120 с.
26. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 383 с.
27. Роберт И.В. Концепция «Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования». – М.: ИИО РАО, 2008.
28. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации Российского образования. М, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007 г., 158 с.
29. Саранов, А.М. Инновационные процессы в общеобразовательных учреждениях Волгоградского научно-педагогического комплекса / А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования. Ч.1. – Волгоград, 1991. – С. 3-22.
30. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: «Логос», 1999. – 272 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
33. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста : инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 26-33.
34. Шендрик, И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И.Г. Шендрик // Образование и наука. – 2000. – № 3. – С. 74-85.
Сетевые ресурсы:
http://www.informika.ru
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
http://eidos.fastbb.ru/index.pl?1-3-0-00000017-000-0-0-1124962546
http://www.nsu.ru/education/virtual/teaching_methods.htm
http://www.tpu.ru/print/teacher.htm
www.charko.narod.ru
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тематика проектов:
1. Творческие задачи в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ в средней школе (классы по выбору).
2. Проблемное обучение математике (информатике и ИКТ) в средней школе (классы по выбору).
3. Компетентностный подход в развитии личности обучаемых в процессе изучения Информатики и ИКТ.
4. Модель профессионального педагога-технолога и особенности её создания в условиях исследовательской деятельности.
5. Инновационные компетенции учителя математики (информатики) и особенности их формирования в процессе обучения в магистратуре.
6. Технологии проведения нетрадиционных учебных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ по дисциплине
«Инновационные процессы в образовании»
1. Инновационные технологии в организация учебного процесса средней общеобразовательной школы.
2. Критерии и системы качества среднего и высшего образования.
3. Проблемы использования инноваций в образовании и способы их решения.
4. Инновационные технологии дифференциации и индивидуализации при изучении математики (информатики и ИКТ).
5. Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
6. Причины затруднений учителей при внедрении ИКТ в учебный процесс.
7. Компетентностный подход при изучении математики (информатики и ИКТ).
8. Перспективы развития педагогических технологий.
9. Технологии проведения нетрадиционных учебных занятий.
10. Закономерности и принципы гуманизации образования.
11. Творческие задачи в учебном процессе средней школы.
12. Решение учебных творческих задач с помощью математических моделей.
13. Технологии видеообучения.
14. Проблемное обучение на основе ИКТ.
15. Подсистемы теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: проблемно-эвристическая, логико-лингвистическая, модельно-репрезентативная, прагматико-процедурная.
16. Принципы конструирования инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования.
17. Модель профессионального педагога-технолога.
18. Инновационные компетенции учителя математики (информатики).
19. Влияние информатизации образования на развитие креативности будущих специалистов.
20. Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.
Рекомендации к подготовке реферата
- Используя различные словари, рассмотреть значение каждого понятия в названии реферата. Раскрыть сущность темы исследования в целом.
- Прочитать по данной теме 4-5 статей из различных источников, в том числе традиционных (бумажных носителей: учебников, журналов и т.п.).
- Составить план реферата.
- Во введении обязательно обосновать актуальность рассматриваемого вопроса, а также ввести методологический аппарат (указать хотя бы объект и предмет исследования).
- В основной части указать фамилии учёных, исследователей, преподавателей, учителей, которые занимаются данной проблемой (в том числе и в МПГУ). Коротко написать кто и какую проблему исследует.
- Обязательно высказать своё мнение по данной проблеме, т.е. свои (хотя бы краткие) «Я-суждения» (можно согласиться с точкой зрения какого-то автора или авторов, добавив свои рассуждения, или высказать свою точку зрения по этому вопросу и т.д.).
- В заключении подвести коротко итоги, можно указать Ваши перспективы по решению этой проблемы в будущем.
Объем реферата 6 - 10 страниц. Учитесь кратко выражать свои мысли!
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине
«Инновационные процессы в образовании»
1. Теория инноваций как целостное научное знание.
2. Понятия «инновационные методы» и «инновационные технологии» в образовании и педагогической информатике.
3. Классификация инновационных технологий, их роль в образовательном процессе школы и вуза.
4. Компетентностный подход в педагогической информатике.
5. Инновационные компетенции учителя математики и информатики.
6. Пути формирования педагогических инновационных компетенций магистра.
7. Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.
8. Факторы, препятствующие внедрению инноваций в образовательный процесс, и способы их решения.
9. Соотношение понятий «креативность» и «интеллектуальная активность».
10. Личностные черты креативности учителя.
11. Роль социальной среды в развитии креативности личности.
12. Влияние информатизации образования на развитие креативности будущих специалистов.
13. Теория управления инновационными процессами в образовательном учреждении как основа разработки управленческой технологии.
14. Этапы проектирования технологии опережающего управления инновационными процессами в образовании.
15. Инновационные технологии в педагогической информатике.
16. Принципы конструирования инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования.
17. Модель профессионального педагога-технолога.
18. Общие тенденции развития инновационных процессов в педагогической информатике.
19. Мотивация инновационной деятельности как важнейшее условие ее реализации.
20. Личностно-профессиональное саморазвитие как грань творческого становления профессионала в условиях информационного общества.
Формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, дискуссии.
5. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Форма контроля и критерий оценок
В соответствии с учебным планом предусмотрен зачет.
Контроль предполагает следующее распределение баллов:
Текущий контроль:
· Посещаемость занятий 5 баллов при активной работе.
· Выступление на 1 практическом занятии до 10 баллов
Промежуточный контроль: Выполнение заданий на разработку опорных конспектов и сигналов по указанным темам и конспектов уроков с учетом интенсивных методов обучения. -15 баллов.
Выполнение реферата – до 20 баллов.
Итоговый контроль: зачет (до 20 баллов).
Итоговая рейтинговая оценка в семестре – 50-100 баллов.