МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Факультет Гуманитарный
Кафедра Философии и социальных коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Информационные технологии в системе современного образования
Исполнитель:
_______________ Тугарева А. В.
(подпись) (ФИО)
Руководитель:
_______________ Туренко Е.В
(подпись) (ФИО)
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Аппаратные средства обеспечения образовательного процесса. 5
2.Программные средства обеспечения образовательного процесса. 8
3.Электронные библиотечные системы.. 12
4.Виртуальная образовательная среда. 13
ВЫВОДЫ.. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время информационные технологии играют всё большую роль в различных областях жизни человека: без компьютеров не сделать покупку в магазине, не проехать в метро, не позвонить по телефону, не сделать заказ в магазине… продолжать данный список можно бесконечно. Не остается в стороне и сфера образования, и, ещё в 1991 году в учебнике «Основы информатики вычислительной техники», авторы писали: «С развитием общества ЭВМ» (а значит и программирование) начинают проникать во все сферы жизни, будь то производство, здравоохранение, культура, досуг, быт. Разделение материального и информационного производства становится всё глубже, а навыки использования ЭВМ, знание основ информатики, навыки алгоритмизации и программирования приобретают все более фундаментальный характер – становятся таким же элементом человеческой культуры, как умение читать. Писать, считать и излагать свои мысли». Слова авторов оказались пророческими на все 100%: без знания компьютеров сейчас никуда…
Рассматривая вопрос об использовании информационных технологий в образовании необходимо отметить, что одной из сложностей, с которыми сталкиваются преподаватели учебных заведений (как начальных, так и средних и высших), является вопрос обилия информации, причиной чему является активное проникновение в нашу жизнь глобальной инфокоммуникационной сети Интернет. Каждое занятие, проведённое преподавателем, может быть не похоже на другое, от учителей требуются большие творческие способности, и прежде всего способности ориентироваться с море информации.
Если до недавнего времени среднестатистический образ учителя можно было описать несколькими фразами: «человек средних лет, с портфелем, до ночи проверяющий тетради дома/в школе», то в настоящее время образ этот уже несколько другой, и описать его можно фразами «человек средних лет», «с флешкой в кармане».
Вопросы статуса и уважения профессии учителя выходят за рамки данной работы, поэтому рассматриваться не будут. Целью работы в данном случае является общий обзор технологий, позволяющих проводить занятия с учениками на высоком уровне в условиях всеобщей информатизации.
1.Аппаратные средства обеспечения образовательного процесса
Для успешного использования информационных технологий в сфере образования при проведении занятий с учениками необходимы два компонента: часть программная и часть аппаратная. Которые в отдельности бесполезны, а в случае объединения предоставляют преподавателю практически неограниченные возможности в плане проведения занятий. В данном разделе будут рассмотрены аппаратные средства обеспечения процесса обучения, в следующем – программные.
Основной частью любого комплекса, предназначенного для проведения занятий, является персональный компьютер. Активное развитие данной области не позволяет называть какие-либо конкретные характеристики и параметры его компонентом, могут быть даны только общие рекомендации по конфигурации.
Современное занятие, как правило, предполагает использование в процессе работы с обучающимися наглядного материала и принципа интерактивности, то есть взаимодействия, работы в режиме диалога. Для этого, кроме собственно системного блока и монитора, расположенного на столе преподавателя, необходимо наличие устройства вывода изображения на большую площадь. И, если недавно эту операцию с успехом решали плакаты и проекторы, то сейчас с операцией вывода на экран успешно справляется проектор. Конструкция проектора может предусматривать его крепление к потолку, или подвижной вариант, предполагающий его вынимание только в момент демонстрации материалов на нём. Первый вариант является более предпочтительным, так как в данном случае, нет необходимости тратить время на подключение и настройку (достаточно только произвести включение его с пульта), кроме того, практически исключается риск травмирования и повреждения оборудования.
Следующим важным моментом является подбор материнской платы и её компонентов. Здесь желательно придерживаться правила: с одной стороны не приобретать материнскую плату малоизвестной модели, с другой стороны не гнаться за рейтинговыми моделями, покупка которых нецелесообразна: ведь обучение, как правило не предполагает компьютерных игр, требующих значительных затрат вычислительных ресурсов. Из наиболее известных производителей материнских плат следует отметить фирмы Microstar International, ASUS, AsRock и др. Что касается процессоров, то здесь, скорее всего, на субъективный взгляд автора, лучше всего использовать профессоры корпорации Intel, причём можно использовать процессоры с поддержкой процессорного видео.
На оперативной памяти лучше не экономить: её много не бывает. С учётом требований современных операционных систем, рекомендуемое значение находится в пределах 8-16 Гб. Из фирм следует отметить Kingston, Corsair и др.
Выбор целиком и полностью находится «в зоне ответственности» покупателя и здесь рекомендаций дать не представляется возможным.
Основные органы управления (клавиатура и мышь) являются важными составляющими компьютерной системы. Здесь существуют две возможности: приобретение беспроводного комплекта оборудования (он, как правило, дороже), но с другой стороны, появляется некоторая свобода передвижения, но всё время необходимо будет помнить о замене элементов питания. С другой стороны, проводной комплект питания не требует, но ограничивает свободу.
Что касается подключения к сетям, как локальной и глобальной, то все материнские платы, выпускаемые в настоящее время, поддерживают скорость 100/1000 Мбит/сек.
К носителям информации следует подходить серьезно. Покупка жесткого диска большого объема в персональный компьютер, находящийся в учебном заведении, может быть оправдана только в случае, если вся рабочая и наглядная документация находится на нём, и у преподавателя нет своего носителя, но. Как правило, это не так и большинство работников образования имеют свои внешние носители (флеш-накопители или внешние жесткие диски). Покупка жесткого диска на технологии SSD не оправдана.
Следующим важным элементом образовательной мультимедийной системы являются устройства вывода информации (колонки). Простое решение: использование колонок, встроенных в монитор, скорее всего, не оправдано, так как данные устройства воспроизведения не рассчитаны на большую площадь классов и аудиторий.
Кроме того, в состав компьютерной системы желательно включить печатающее многофункциональное устройство (принтер/сканер/копир), желательно, лазерное, но приобретать его нужно, если действительно, необходимо.
В случае использования компьютерной системы на уроках эстетического цикла, может так же понадобиться приобретение MIDI-клавиатуры, микрофона.
Таким образом, грамотное построение мультимедийного образовательно технического устройства является сложной задачей, но с другой стороны, если всё выверено, то данный комплекс может принести неоценимую помощь преподавателю в процессе подготовки и проведения занятий.
2.Программные средства обеспечения образовательного процесса
Программные средства, применяемые в сфере современного образования разнообразны как по возможностям, так и по другим признакам. Основным видом программного обеспечения, используемого в современном образовательном процессе, является операционная система, без которой невозможно функционирование других компонентов. Использование операционной системы, как правило, связано с обязанностью покупки лицензии на её использование (в случае, если используется коммерческое программное обеспечение). В РФ наибольшее распространение получили операционные системы фирмы Microsoft, но сумма, являющаяся платой за операционную систему, является невысокой.
Устанавливаемая операционная система, как правило, уже содержит начальный комплект программного обеспечения, позволяющий производить элементарные операции с файлами: мы можем создать простой документ, записать небольшой звуковой фрагмент, пройтись по просторам Интернет, смонтировать простой фильм, но если нам нужна большая функциональность, возникает необходимость установки дополнительного программного обеспечения.
В первую очередь необходимо установить антивирусное программное обеспечение, которое защитит ЭВМ от угроз, как из Всемирной паутины, так и с носителей, вставляемых в порты компьютера. Кроме того, необходимо так же установить архиватор (форматов rar или zip).
Следующей важной категорией программного обеспечения, которое должно быть установлено на компьютере, используемом в образовательном процессе, является комплект офисных программ. Стандартом в настоящее время по понятным причинам, является пакет программ Microsoft Office от фирмы Microsoft.
Далее рассмотрим различные сервисы сети Интернет, помогающие организовать образовательный процесс.
Прежде всего, в данном классе сервисов необходимо выделить поисковые системы. Этот класс программного обеспечения наиболее часто используется в процессе подготовки занятия – не будь поисковых систем, само существование сети Интернет было бы под вопросом: хранить и обрабатывать огромные массивы информации вручную не под силу ни одному человеку. На выручку приходят поисковые системы. В Российском сегменте Сети наибольшую популярность приобрели Американский поисковик Google и Российская поисковая система Яндекс. У каждой из них есть собственные преимущества, а использование их одновременно, как правило, на 100% гарантирует, что необходимая информация будет найдена.
Следующий сервис, который может оказать существенную помощь при подготовке и проведении занятий, являются облачные сервисы, позволяющие хранить свои данные на распределённых в Интернет серверах. Облачные вычисления — это новая парадигма, предполагающая распределённую и удалённую обработку и хранение данных. Для учителя облачные технологии хранения информации тоже могут оказать полезную услугу. Постепенно по мере развития информатизации образования, по мере того, как у преподавателей накапливается всё больше дидактического материала в цифровом виде, для его хранения можно привлекать облачные технологии. Особенно, если учесть, что преподаватели зачастую работают не за одним компьютером — дома, на работе, в библиотеке. Затем сбрасывается весь наработанный материал на флэшку, а флэшка после этого забывается, теряется, стирается в стиральной машинке и не всегда после этого работает и т.д. Примеры облачных вычислений: Документы Google (Диск Google), Сервис Windows Live, служба SkyDrive, сервисы Яндекс.Диск и облако@mail.ru. Все вышеперечисленные сервисы позволяют организовать распределённое хранение данных, которые доступны из любой точки мира, где есть доступ в Интернет. Некоторые из них имеют приложения для мобильного телефона для ОС Apple и Android.
Интересной разработкой является использование сети Интернет для проведения учебных занятий в групповой форме. Одно из разработок является технология web-квест. Web-quest представляет собой проблемное задание, включающее элементы ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Web-Quest - это сайт, с которым работают учащиеся, выполняющие некоторую учебную задачу.
Целью разработки является обеспечение максимальной интеграции сети интернет в учебный процесс на различных уровнях обучения. Он охватывает конкретную проблему, предмет, тему, но также могут быть и межпредметными. Особенность образовательных веб-квестов заключается в том, что часть или вся информация для работы учащихся находится на разных веб-сайтах.
Кроме того, результатом работы с веб- квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов Разработчиком данного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего. Он определяет 12 видов заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение, научные исследования.
По временному промежутку Веб-квесты могут быть краткосрочными, целью которых является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над ними может занимать от одного до трех сеансов, и долгосрочными, направленными на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух). Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее. Формы web-квеста также могут быть различными.
Для преподавателей истории или дисциплин, в которых используются хронологические сведения, будет полезен ресурс TimeRime. Это онлайн-сервис для создания, хранения и публикации хронологических лент, представляющих развитие различных исторических процессов, событий, явлений. Хронологические ленты с мультимедийным контентом являются наглядным и эффектным способом представления различных исторических процессов, событий, явлений, которые имеют четкую привязку ко времени. С их помощью можно продемонстрировать в своей презентации или онлайновой публикации рассматриваемую тему с еще одного ракурса, отображающего ее развитие во времени. Хронологические ленты, или, как их еще называют, «таймлайны», пригодятся в процессе школьного обучения, для различных отчетов и исследовательских проектов.
Для распознавания музыкальных фрагментов можно воспользоваться он-онлайн сервисом http://midimi.com или программой tunatic.
Отдельным видом программного обеспечения, которое может быть использовано в учебном процессе, являются компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.
В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование. Для удобства загрузки ресурсов ФЦИОР созданы региональные представительства. Технологическая площадка ФЦИОР представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий надежное хранение образовательных ресурсов, безотказное функционирование сервисов и приложений. Площадка ФЦИОР используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями:
· сайты школ – сервис, предоставляющий возможность создания и сопровождения сайта учебного заведения с использованием конструктора сайтов;
· электронная почта – сервис, предоставляющий учебному заведению – пользователю сервиса «сайты школ» доступ к электронным почтовым ящикам;
· поддержка пользователей – сервис, ориентированный на решение проблем пользователей, возникающих при использовании ресурсов и сервисов ФЦИОР.
3.Электронные библиотечные системы
В настоящее время важнейшей задачей государства и общества в целом является обеспечение всеобщей доступности качественного образования. Одним из основных инструментов, улучшающих его доступность, определено внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Приоритетным и перспективным направлением использования образовательных информационных технологий является организация эффективного взаимодействия через виртуальное пространство всех Интернет ресурсов образовательного сегмента. Здесь большое значение имеет организация качественного поиска информации, применение современных интернет-технологий, облако тегов», создание образовательных социальных сетей.
В настоящее время разобраться в структуре образовательных интернет ресурсов позволяют известные каталоги и рубрикаторы, входящие в состав известных поисковых систем интернета, образовательных порталов и ресурсов высших учебных заведений. Существуют также интересные специализированные проекты, которые ставят цель объединения электронных ресурсов в единое информационное пространство свободного доступа для всех уровней образования в России.
3.Виртуальная образовательная среда
В 2011 году на основании решения президиума совета при Президенте РФ по развитию информационного общества о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального доступа через сеть интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС в действующие ФГОС ВПО были внесены существенные дополнения.
После нескольких лет после начала внедрения ЭБС стали одними из самых популярных источников получения учебной литературы, наряду с интернет-сайтами и вузовскими библиотеками. На сегодняшний день это наиболее современные источники учебной информации по сравнению с традиционными вузовскими и специализированными городскими библиотеками.
В настоящее время важнейшей задачей государства и общества в целом является обеспечение всеобщей доступности качественного образования. Одним из основных инструментов, улучшающих его доступность, определено внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. В федеральной целевой программе развития образования на 1:2015 годы особое внимание уделено формированию новых моделей управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Приоритетным и перспективным направлением использования образовательных информационных технологий является организация эффективного взаимодействия через виртуальное пространство всех Интернет ресурсов образовательного сегмента. Здесь большое значение имеет организация качественного поиска информации применение современных интернет-технологий, фолксономическое представление контента («облако тегов»), создание образовательных социальных сетей. Виртуальная образовательная среда становится значимым социокультурным феноменом реальной действительности. Несмотря на то что её ресурсы активно используются в практике многих образовательных учреждений, дидактический потенциал образовательной среды нового типа и механизмы педагогического сопровождения в этом процессе остаются недостаточно раскрытыми. Между тем, создание и грамотное использование виртуальной образовательной среды открывает большие возможности для педагогического сопровождения саморазвития учащихся.
Применение всего спектра возможностей виртуальной образовательной среды есть многоаспектный феномен. Сегодня стало очевидным что этот феномен должен рассматриваться как интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого на основе деятельностного подхода и личностно-ориентированной образовательной технологии, требующих использования новых средств обучения. Перспективы виртулаьной образовательной среды заключаются в следующем:
Виртуальная образовательная среда насыщена электронными образовательными ресурсами. В среде функционируют сетевые библиотеки, архивы, базы данных, электронные книги и журналы, дистанционные курсы, СМИ, благодаря которым субъект оказывается постоянно вовлечённым в работу с информацией как на микроуровне (внутри среды), так и на макроуровне (с отрытой глобальной информационной средой). В этой среде субъект отыскивает и «живые знания». Потребность в поиске примеров профессионального поведения, ценностных ориентиров, образцов профессиональной деятельности, реализуется через функционирующие в сети блогосферу, телеконференции, форумы, вебинары. В результате изменяется образовательное поведение субъекта, доминирующими становятся такие виды деятельности, как эффективный поиск информации, отбор релевантного материала, анализ и структурирование данных. Субъект начинает осознавать достоинства и недостатки ресурса, качество информации, её объективность и достоверность. Соответственно, происходит усиление интеллектуализации деятельности субъекта в сети, а значит и усиление рефлексивного аспекта совершаемой деятельности.
Виртуальная образовательная среда насыщена электронными образовательными коммуникациями. Выполняя индивидуальную и совместную деятельность в сетевом пространстве, каждому участнику предоставляется возможность осуществить широкий спектр различных коммуникационных действий. Например, выразить собственные мысли в виде сообщений или мультимедиа, прокомментировать другие сообщения, обменяться мнениями, ответить на вопросы и чужие комментарий, вернуться к любой части обсуждаемой проблемы и дополнить её, внести коррективы, предложить обсудить новые проблемы. Напомним, что основу виртуальной образовательной среды составляют информационное и программно-аппаратное обеспечение. Поэтому каждое совершаемое в сети индивидуальное и/или групповое действие субъектов через синхронную или асинхронную формы взаимодействия сохраняется в машинной памяти и представляет собой определённые «образовательные следы деятельности», структурированные в виртуальном пространстве и времени. Например, телеконференции, вебинары, образовательные блоги, разветвлённые многоуровневые форумы, тематические чаты, вики-проекты. Любое происходящее в сети коммуникативное событие становится открытым и общедоступным для обучающихся, т.е. В любой момент времени к нему можно снова обратиться, оценить и проанализировать «свежим взглядом». Соответственно, собственные коммуникационные действия и действия других людей, целые коммуникативные акты и процесс их развёртывания, результаты, продукты сетевых образовательных действий становятся объектами рефлексивной деятельности. По сетевым «следам» становится возможным оценивать не только преобладающие эмоции и установки субъектов, их личностные качества (смыслы, ценности, позиции, компетенции), но и психологическую атмосферу целой аудитории. Совместно-распределенные в сетевом пространстве коммуникационные действия позволяют субъектам образования не только проектировать и прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на действия других, проникать вглубь взаимоотношений, совместно решать проблемы и участвовать в принятии групповых решений. Например, сетевые проекты, совместное создание карт знаний, совместное создание и редактирование документов.
С целью повышения качества образовательного процесса в виртуальной образовательной среде появляются особые сетевые инструменты, к которым реализуется свободный доступ. Это образовательные программы, технологические карты, тематическое планирование, электронные календари событий, электронные журналы, оценочные шкалы, рейтинги, базы знаний, всевозможные методические рекомендации, образовательные памятки и алгоритмы. Всё это позволяет субъекту самостоятельно организовывать собственную образовательную деятельность, своё рабочее время и пространство, осуществлять самоанализ и самокоррекцию, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и управлять его продвижением.
Таким образом, виртуальная образовательная среда в силу
своего своеобразия и особенностей организации непроизвольно способствует
усилению активности субъектов образования. Однако данный процесс не должен
носить характер случайности. Необходимо научиться, в первую очередь педагогу,
грамотно использовать потенциал сетевого пространства для целенаправленного
решения педагогических задач, связанных со становлением профессиональной компетентности
будущего специалиста и саморазвитием его личности.
ВЫВОДЫ
В настоящее время все образовательные учреждения оказались в сильной зависимости от информационных технологий, без которых они уже не могут эффективно построить образовательный процесс. Использование интерактивного подхода и мультимедиа-технологий в образовании позволяет повысить мотивацию в обучении, используя элементы игры. Мультимедийные обучающие программы могут использоваться для проведения занятий всех циклов: как гуманитарных, так и технических.
Одной из сложностей, возникающих в процессе подготовки к проведению занятия, является подготовка дидактического материала, который будет использован в дальнейшем. Многообразие различных программных продуктов и сервисов сети Интернет позволяет подготовить материал любой сложности, включив в него все формы представления информации: звук, текст, видео, изображения, тем самым повысив усвояемость материала.
Несмотря на то, что мультимедийные технологии являются, безусловно, неотъемлемой частью современного образования, к созданию материалов необходимо подходить очень осторожно, так как один и тот же вид продукции, например презентация, может быть по разному воспринят обучающимися, что налагает на автора (преподавателя) дополнительную ответственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Каменкова Н.Г. Образовательные Интернет-технологии. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2013.
3. Аствацатуров Г.О.. Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015.
4. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы /А.В. Осин. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2010.
5. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
6. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»
7. http://www.spodon.ru/quest/terror/index.html
8. http://www.kvect.blogspot.com
9. http://school-ector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm
10. http://www.spodon.ru/quest/biron/index.html
11. http://www.spodon.ru/quest/dream/index.html
12. http://www.spodon.ru/quest/prestupnost/index.html
13. http://shatunova58.narod.ru/index.htm
14. http://gomulina.newhost.ru/method/qwest1.html
15. http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/childsoldiers/webquest/index.asp
16. http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.htm
17. http://ladymusic.spb.ru
18. http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf
19. http://fcior.edu.ru/
20. http://timerime.com