Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра системного анализа и управления в медицинских системах
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Информационные технологии»
Тема: «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Расчетно-пояснительная записка
Разработала
студентка A.В
.Бражникова
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Руководитель проф Коровин Е.Н. .
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Члены комиссии ____________________________________________________
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Нормоконтролер ____________________________________________________
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Защищена __________________________Оценка_______________________________
Дата
2016
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра системного анализа и управления в медицинских системах
ЗАДАНИЕ
курсовую работу
по дисциплине: «Информационные технологии»
Тема работы: «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Студент группы БМЗ-151
Бражникова Ангелина Витальевна
Фамилия, имя,
отчество
Номер варианта 4 .
Технические условия _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________
Сроки выполнение этапов _________________________________________________
Срок защиты курсовой работы _____________________________________________
Руководитель
проф
Коровин Е.Н. ,
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Задание принял студент А.В. Бражникова
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Замечания руководителя
Содержание
Задание на курсовую работу 2
Замечания руководителя
3
Введение
5
Теоретическая часть
1 Классификация информационных технологий 6
1.1 Понятие информации и технологии 6
1.2 Виды и классификации информационных технологий 7
1.2.1 Классификация по типу интерактивности 8
1.2.2
Классификация
по области применения и по степени использования в них компьютеров
8
1.2.3 Классификация средств компьютерной техники 9
1.2.4 Различные виды классификаций ИТ, используемых в ЭИС и другие виды 12
2 Структура модулей языка программирования Turbo Pascal 15
2.1 Общая структура модуля 16
2.2 Подпрограммы в модулях 19
2.3 Компиляция и использование модулей 22
2.4 Стандартные
модули
28
30
2.6 Синтаксические диаграммы 32
Практическая часть
3 Перемножение двух матриц 35Заключение 41
Список используемой литературы 42
Введение
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В прошедшее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Спецов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Информационная технология (ИТ) базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения, а программное обеспечение реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.
1 Классификация информационных технологий
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
В данной работе будет дано не только определение информационным технологиям, но будет определена различная классификация ИТ.
1.1 Понятие информации и технологии
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология.
Технология (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В ином понимании технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства, совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.
Термин "информация" (от латинского "informatio" - разъяснение, изложение) первоначально обозначает сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов, или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX века понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т. п. Учитывая выше сказанное, определим термин "ИТ" исходя из совокупности рассмотренных нами выше понятий: технологии и информации.
Таким образом, информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов. Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. Методами ИТ являются методы обработки данных. В качестве средств ИТ выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др. средства.
1.2 Виды и классификации информационных технологий
Существенное влияние на классификацию оказывают возможные режимы обработки данных в вычислительных системах (ВС). Режимы эксплуатации во многом связаны с повышением эффективности работы пользователей. Режимы работы в основном определяют эффективность работы ВС (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация информационных технологий
1.2.1 Классификация по типу интерактивности
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.
ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.
1.2 .2 Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.
По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:
- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
- мультимедия технологии;
- технологии дистанционного обучения.
1.2.3 Классификация средств компьютерной техники
Современные средства компьютерной техники можно классифицировать. Персональные компьютеры - это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры Macintosh. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.
Корпоративные компьютеры представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой-либо организации, проекте при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры. Сфера использования корпоративных компьютеров - обеспечение управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслуживания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению и т.п.).
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.
Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.
Виртуальная реальность (от англ. virtual reality -возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.
Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.
Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
1.2.4 Различные виды классификаций ИТ, используемых в ЭИС и другие виды
Как говорилось выше, примером критерия классификации ИТ может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. Командный интерфейс - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель). SILK - (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.
Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские. Однопрограммные - SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации. Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации. Многопользовательские - (сетевые операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.
Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.
Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями. В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.
Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем , например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.
Также существует классификация технологий и связанных с ними информационных систем по виду ставящихся перед ними, для решения задач, и по виду запускаемых процессов обработки различной информации. Данная классификация состоит из двух основных этапов. Первый этап начинается с шестидесятых годов прошлого века и заканчивается в семидесятые годы прошлого века. За это десятилетие информационные технологии только начали развиваться. Первые шаги в обработке информации. Для этого использовались специальные вычислительные центры. Вся информация использовалась в режиме коллективного использования.
Второй этап стал рождением полноценных информационных технологий, основной целью которых в то время было решение всевозможных стратегических задач. Этот этап начался с восьмидесятых годов и идет и по сей день, пока не появиться революционной разработки или слишком не изменяться цели и задачи информационных технологий, открывающих новый этап в совершенствовании этой сферы деятельности человека.
Еще одна классификация посвящена техническому обеспечению, используемому для информационных технологий. Первый этап связан с решением трудностей с обработкой огромных, по тем временам, объемов данных, в сложных условиях, когда производительности и аппаратных ресурсов не хватает. Второй этап это массовое появление у пользователей ЭВМ серии IBM/360. Третий этап возвестил о превращении компьютера в инструмент непрофессионального пользователя.
Также существует классификация информационных технологий по типу информации, по ней составлена рисунок-схема (рис. 2).
Рисунок 2 - Схема классификации ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации
2 Структура модулей языка программирования Turbo Pascal
Понятие модуля или, в более общем случае, модульного программирования, возникло на определенном этапе развития вычислительного дела и было обусловлено, в первую очередь, возрастающими объемами программ, их увеличивающейся внутренней сложностью и коллективным характером разработок. К настоящему времени понятие модуля проделало значительную эволюцию от примитивного "разрубания" текста программы на произвольные части или создания библиотек включаемых фрагментов до независимо хранимых и разрабатываемых, независимо компилируемых и тестируемых программных единиц со строго определенными интерфейсами, которые могут объединяться в различных сочетаниях, что характерно, например, для языка Ada.
При всех несомненных достоинствах алголоподобных языков, большинство из них имеет существенный недостаток - отсутствие модульности. Представление программной системы как единой языковой конструкции является препятствием для эффективной организации коллективных разработок сложных систем, затрудняет понимание и модификацию программ. Понятие подпрограмм лишь частично решает проблему ввиду неявных и слабо контролируемых информационных зависимостей подпрограмм и их окружения.
С этой точки зрения, введение понятия модуля в Turbo Pascal, которое было проведено, начиная с 4-ой версии системы, явилось решающим шагом на пути его превращения в язык, пригодный для крупных разработок производственного и коммерческого назначения на современном уровне технологии программирования. Стал возможным современный стиль реализации программных пакетов различного назначения и ориентации, легко подключаемых к любой программе. Кроме того, за счет введения модулей удалось ослабить ограничения на суммарный объем готовых программ.
Модульные средства в Turbo Pascal"e заметно слабее аналогичных возможностей тех языков, для которых модульный принцип был положен в основу их проектирования. Однако следует признать, что разработчики языка Turbo Pascal нашли удачный компромисс, достаточно органично встроив принципиально новое понятие в считающийся уже классическим язык Pascal, не нарушив при этом его целостности, элегантности и простоты и одновременно значительно расширив его возможности.
2.1 Общая структура модуляВ языке Turbo Pascal модуль (unit) по определению считается отдельной программой. Если подпрограмма является структурным элементом Pascal-программы и не может существовать вне ее, то модуль представляет собой отдельно хранимую и независимо компилируемую единицу. С учетом этого факта можно дополнить рассмотрение общей структуры Pascal-программы следующей синтаксической диаграммой для случая языка Turbo Pascal (рисунок 3):
Рисунок 3 - Программа на языке Turbo Pascal
В самом общем виде модуль представляет собой совокупность (коллекцию) программных ресурсов, предназначенных для использования другими модулями и программами. Под ресурсами в данном случае понимаются любые программные объекты языка Turbo Pascal - константы, типы, переменные, подпрограммы. Важно понимать, что модуль сам по себе не является выполняемой программой - его объекты ИСПОЛЬЗУЮТСЯ другими программными единицами.
Все программные ресурсы модуля можно разбить на две части: объекты, прямо предназначенные для использования другими программами или модулями, и объекты рабочего характера. Например, если модуль содержит некоторую подпрограмму универсального назначения, пригодную для использования другими программами, то, скажем, вызываемые этой подпрограммой процедуры и функции, содержащиеся в модуле, и используемые ею переменные имеют сугубо внутренний характер. В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, имеет две основные части, называемые интерфейсом и реализацией.
В интерфейсной части модуля сосредоточены описания объектов, доступных из других программ; такие объекты называют видимыми вне модуля. В части реализации помещаются рабочие объекты, называемые также невидимыми или скрытыми.
Заголовок модуля составляется из служебного слова unit и следующего за ним идентификатора, являющегося именем модуля. Заголовок завершается символом ";" (точка с запятой). Интерфейсная часть начинается со служебного слова interface, за которым следует совокупность обычных описаний. Часть реализации начинается служебным словом implementation, за которым идут описания скрытых объектов. Завершает модуль, как и программу, служебное слово end и символ "." (точка).
Кроме перечисленных частей, модуль может содержать так называемый раздел инициализации, предназначенный для установки начальных значений переменных модуля перед его использованием. Этот раздел следует после раздела реализации, начинается со служебного слова begin и содержит последовательность операторов.
Таким образом, общая структура модуля может быть представлена следующей схемой (рисунок 4) :
Рисунок 4
Приведем простейший пример модуля. Для того, чтобы избежать многократного описания в различных программах некоторых общеупотребительных типов данных, молено сосредоточить их в одном модуле. Данный пример касается описаний, связанных с датами, месяцами, днями и т.д.
unit Calendar;
interface
type
Days = (Mon,Tue,Wed,Thu,Fri,Sat,Sun);
WorkingDays = Mon..Fri;
Months = (Jan,Feb,Mar,Apr,May,June,
July,Aug,Sept,Oct,Nov,Decem);
Summer = June..Aug;
Autumn = Sep..Nov;
Spring = Mar..May;
DayNo = 1..31;
YearNo = 1900..2000;
Date = record
Day : DayNo;
Month : Months;
Year : YearNo
end;
implementation
end.
Данный модуль, ввиду своей простоты, не содержит разделов реализации и инициализации. Механизм использования модулей в других программах будет описан далее.
2.2 Подпрограммы в модулях
Процедуры и функции могут использоваться в модулях наравне с другими Pascal-объектами. Однако для них имеются особенности, обусловленные их структурой. Как уже отмечалось, заголовок подпрограммы содержит всю информацию, необходимую для ее вызова: ее имя, количество и типы параметров и (для функций) тип результата. С другой стороны, тело подпрограммы содержит блок, раскрывающий ее алгоритм. Можно считать, что заголовок подпрограммы является ее интерфейсом, а тело - реализацией. В соответствии с этой точкой зрения в интерфейсной части модуля должны быть представлены только ЗАГОЛОВКИ процедур и функций, видимые (доступные) для других программ (аналогично предварительным описаниям, но без служебного слова forward), а их полные описания будут содержаться в разделе реализации. При этом полное описание подпрограммы может иметь СОКРАЩЕННЫЙ заголовок, состоящий только из служебного слова procedure или function, имени подпрограммы и символа ";". (Разумеется, можно повторить полный заголовок подпрограммы, но тогда он должен быть точно таким же, как и заголовок в интерфейсной части).
В качестве примера можно привести модуль, содержащий средства работы с комплексными числами
unit CmplVals;
interface
type
Complex = record { способ представления
комплексных чисел }
Re, Im : real
end;
{ Заголовки процедур, реализующих
операции над комплексными числами }
procedure InitC (R,I:real; Var C:Complex);
procedure AddC (Cl,C2:Complex;var R:Complex);
procedure MultC (Cl,C2:Complex;var R:Complex);
procedure DivC (Cl,C2:Complex;var R:Complex);
procedure WriteC(C:Complex);
implementation
{ Полные описания процедур
(с сокращенными заголовками) }
procedure InitC;
begin
with C do
begin
Re:=R; Im:=I
end
end;
procedure AddC;
begin
with R do
begin
Re := Cl.Re + C2.Re;
Im := Cl.Im + C2.Im
end
end;
procedure MultC;
begin
with R do
begin
Re := Cl.Re*C2.Re+Cl.Im+C2.Im;
Im := Cl.Im*C2.Re+Cl.Re*C2.Im
end
end;
procedure DivC;
var
Tmp : real;
begin
with C2 do Tmp:=Re*Re+Im*Im;
with R do
begin
Re := (Cl.Re*C2.Re+Cl.Im*C2.Im)/Tmp;
Im := (C2.Re*Cl.Im+Cl.Re*C2.Im)/Tmp
end
end;
procedure WriteC;
begin
with С do
begin
Write(Re);
if Im=0 then Exit;
if Im>0 then Write(’+’);
Write(Im);
Write("i")
end
end;
end.
Таким образом, механизм модулей позволяет скрыть детали реализации тех или иных программных подсистем,
предоставив в распоряжение использующих программ строго определенную совокупность интерфейсных объектов. Если необходимо, например, расширить модуль CmplVals введением новых процедур или изменить реализацию какой-либо процедуры, то если интерфейс модуля при этом останется неизменным, такая модификация НИКАК НЕ ОТРАЗИТСЯ на использующих программах.
2.3 Компиляция и использование модулейМодуль компилируется точно таким же образом, как и обычные подпрограммы; возможна компиляция из интегрированной среды или с помощью компилятора командной строки. Но так как модуль не является непосредственно выполняемой единицей, то в результате его компиляции образуется дисковый файл с расширением .TPU (Turbo Pascal Unit), при этом имя файла берется из имени файла с исходным текстом модуля.
Для того, чтобы получить доступ к интерфейсным объектам модуля, необходимо указать в программе имя нужного ТРU-файла. Соответствующая конструкция называется спецификацией используемых модулей и имеет следующий общий вид:
uses U1, U2, U3;
где uses - служебное слово, U1, U2, UЗ - идентификаторы используемых модулей. Эта спецификация должна идти непосредственно после заголовка программы; если некоторый модуль использует объекты другого модуля, то такая спецификация должна следовать сразу после служебного слова interface.
При наличии спецификации использования в данной программе считаются известными все описания из интерфейсной части подключенного модуля. К интерфейсным объектам модуля можно обращаться в программе точно так же, как если бы они были описаны в самой этой программе.
Следующий пример иллюстрирует использование модуля CmplVals:
program DaingComplex;
uses
CmplVals;
var
C1, C2, C3 : Complex;
begin
InitC(1,2,C1); InitC(3,4,C2);
MultC(C1,C2,C3); WriteC(C3);
DivC(C1,C2,C3); WriteC(C3)
end.
Необходимо особо отметить следующие важные моменты, связанные с использованием модулей:
1. Может случиться так, что идентификаторы интерфейсной части используемого модуля частично пересекаются с идентификаторами использующей программы. В этом случае действует следующее правило видимости имен: интерфейсные идентификаторы модуля, указанного первым в uses-списке, образуют самый внешний блок программы; интерфейсные идентификаторы второго модуля образуют блок, вложенный в первый блок, и т.д. Если, например, в программе имеется спецификация вида uses А, В; то вложенность блоков выглядит так:
Таким образом, идентификаторы внешнего блока программы будут "экранировать" одноименные идентификаторы модулей А и В; аналогично, идентификаторы модуля А будут перекрыты одноименными идентификаторами модуля В.
Однако, существует возможность доступа к интерфейсу используемого модуля несмотря на наличие в программе одноименных идентификаторов. Пусть имеется следующий модуль:
unit А;
interface
var
X:real;
implementation
...
end.
Далее, пусть программа, использующая этот модуль, также содержит переменную X:
program Р;
uses А;
var X : integer;
begin
...
end.
Для того чтобы в программе Р иметь доступ к интерфейсной переменной X из модуля А, необходимо задать составное имя, структура которого похожа на селектор поля записи:
А.Х
Здесь А - имя модуля, X - идентификатор его интерфейсной переменной. В этом случае конфликт имен снимается, так как простое указание имени X будет означать обращение к соответствующей переменной из программы Р, например: А.Х := Round(X);
2. Возможны случаи косвенных использований. Например, пусть имеются два модуля:
unit A; interface . . . end. |
unit B; interface uses A; . . . end. |
Если некоторая программа использует модуль B, то в соответствующей спецификации использования необходимо указать только модули, НЕПОСРЕДСТВЕННО используемые в программе. В данном примере достаточной является следующая спецификация:
program P;
uses В;
. . .
end.
(Необходимо отметить, что в фирменной документации по системе Turbo Pascal можно встретить и противоположное требование, согласно которому в спецификации использования должны быть указаны ВСЕ модули, прямо или косвенно используемые программой. Однако из практики видно, что компилятор правильно обрабатывает программы, в спецификации использования которых указаны только модули, непосредственно используемые ею).
3. Схема использования модулей может образовывать древовидную структуру любой сложности, но при этом недопустимо явное или косвенное обращение модуля к самому себе. Так например, следующие отношения являются ошибочными:
unit A; interface uses B; . . . end. |
unit B; interface uses A; . . . end. |
Однако допускается взаимное использования модулей, позволяющее ослабить указанное ограничение. В этом случае спецификация использования может указываться в разделе реализации. Такая возможность используется сравнительно редко и в настоящем описании не приводится.
4. Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены ПЕРЕД началом выполнения программы, в которой используется данный модуль. Если программа использует несколько модулей, то их разделы инициализации будут выполнены в том же порядке, в котором эти модули перечислены в спецификации использования.
Компиляция модулей: TPU-файлыОсобенности модулей требуют несколько более подробного рассмотрения вопросов, связанных с их компиляцией и использованием. Для случая компиляции программы никак не оговаривается связь имени в заголовке программы и имени дискового файла, содержащего эту программу; так как сам заголовок является необязательным, такая связь не имеет смысла.
В отличие от программ, заголовок модуля несет семантическую нагрузку, так как программа или другой модуль, использующие данный, могут ссылаться на него в uses-спецификации. С другой стороны, при трансляции программы, использующей модули, компилятор должен каким-то образом отыскать коды этих модулей, чтобы подключить их к компилируемой программе. Поэтому принято за правило, что имя файла, содержащего исходный текст модуля, должно совпадать с именем этого модуля (расширение имени файла при этом несущественно, но по умолчанию предполагается .PAS). Компилятор помещает код модуля, полученный в результате трансляции, в файл с таким же именем и расширением .TPU. При трансляции же программы, использующей этот модуль, компилятор ищет ТРU-файл с именем, заданным в uses-спецификации, и связывает его с кодом программы. Таким образом, в спецификации использования фактически задаются не имена модулей, а имена файлов, их содержащих.
Например, для спецификации
uses MyUnit;
помещенной в некоторой программе, компилятор перед трансляцией самой программы должен найти дисковый файл с именем MYUNIT.TPU; в этом файле должен находиться код модуля с заголовком вида
unit MyUnit;
Если все-таки необходимо хранить код модуля в файле с другим именем, то можно использовать директиву $U для переопределения имени файла. Эта директива имеет параметр, который трактуется как "настоящее" имя файла с данным модулем. Она должна находиться непосредственно перед именем модуля в спецификации использования. Например, конструкция
uses {$U MY) MyUnit;
приведет к тому, что компилятор будет искать код модуля MyUnit в дисковом файле MY. TPU.
Компиляция: поиск модулей.Файл TURBO.TPL
При трансляции программы или модуля, использующего другие модули, компилятор последовательно отыскивает файлы, содержащие коды используемых модулей, с тем чтобы подключить их к компилируемой программе. При этом компилятор работает по следующей схеме:
1) Компилятор просматривает содержимое системного библиотечного файла модулей TURBO.TPL (Turbo Pascal Library). Этот файл будет кратко описан далее в этом разделе.
2) Если искомый модуль не найден в файле TURBO. TPL, то компилятор осуществляет поиск соответствующего TPU-файла в ТЕКУЩЕМ каталоге.
3) Если в текущем каталоге нужный файл не найден, то поиск продолжается в каталогах, заданных в альтернативе Options/ Directories/Unit Directories для интегрированной среды или в параметре /U вызова ТРС–компилятора.
4) Если на предыдущих шагах файл не найден, то компилятор прекращает работу и выдает диагностическое сообщение об ошибке.
5) Если компилятор активизирован посредством альтернатив Compile/Make или Compile/Build, то вышеуказанные шаги проводятся в поисках ИСХОДНЫХ ТЕКСТОВ используемых модулей, которые будут оттранслированы перед трансляцией самой программы. При этом подразумевается, что имя файла с текстом модуля совпадает с именем модуля и имеет расширение .PAS.
Как было указано, первый шаг компилятора при поиске используемых модулей состоит в анализе системного файла TURBO.TPL. Этот файл имеет специальную структуру и предназначен для компактного хранения и быстрого доступа к наиболее часто используемым модулям. Обычно в этом файле содержатся несколько системных (стандартных) модулей, однако с помощью специальной служебной программы TPUMOVER можно произвольным образом конструировать файл TURBO.TPL, включая в него нужные модули и удаляя неиспользуемые.
Понятие библиотеки модулей является потенциально удобным, но к сожалению, Turbo Pascal поддерживает только один библиотечный модуль; нельзя сформировать библиотеку модулей в некотором TPL-файле и обеспечить подключение к программе модулей из этой библиотеки.
2.4 Стандартные модулиTurbo Pascal имеет восемь стандартных модулей, в которых, собственно, и содержатся все упоминаемые в книге системные процедуры и функции. Имена этих модулей следующие:
SYSTEM
DOS
CRT
PRINTER
OVERLAY
GRAPH
TORBO3
GRAPHS
Программные ресурсы, сосредоточенные в стандартных модулях, образуют мощные пакеты системных средств, которые обеспечивают высокую эффективность и широкий спектр применений системы Turbo Pascal.
Каждый модуль хранится в одноименном TPU-файле в системном каталоге Turbo Pascal. Кроме того, обычно модули System, Dos, Crt, Printer и Overlay входят в состав системного библиотечного файла TURBO. TPL. Для того, чтобы воспользоваться ресурсами стандартного модуля, необходимо указать его имя в спецификации использования по обычным правилам. Исключение сделано для модуля System, имя которого можно не указывать, так как содержащиеся в нем ресурсы подключаются автоматически к любой программе.
Каждый стандартный модуль содержит логически связанную совокупность типов, констант, переменных и подпрограмм, относящихся к определенной области применений. Далее приводится общая характеристика стандартных модулей.
В модуль System входят все процедуры и функции авторской версии языка Pascal, подпрограммы стандартного Паскаля, а также много дополнительных подпрограмм общего характера, в частности, ориентированные на конкретную операционную среду.
Модуль Dos содержит средства доступа к операционной системе и по существу является программным представлением системного интерфейса MS-DOS.
Модуль Crt обеспечивает практически полный спектр возможностей для доступа к экрану дисплея в текстовом режиме. Кроме того, в данный модуль включены средства чтения информации с клавиатуры (включая расширенные коды клавиш) и простейшего управления звуком.
Модуль Printer содержит единственный интерфейсный элемент - переменную Lst стандартного типа text, системно связанную с логическим устройством PRN (то есть с печатающим устройством, если оно имеется в конфигурации). Использование этой переменной в стандартных процедурах Write и WriteLn приводит к выводу информации на печать.
Модуль Overlay предоставляет средства для организации так называемых оверлейных программ, позволяющих обеспечить достаточно эффективное выполнение больших программных систем, размер которых превышает объем доступной оперативной памяти.
Модуль Graph объединяет многочисленные программные средства управления графическим режимом работы дисплея. Данный модуль обеспечивает использование всех возможностей наиболее распространенных типов дисплейных адаптеров - CGA, EGA, VGA, Hercules и т.п. как для монохромных, так и для цветных дисплеев, и позволяет создавать разнообразные и эффективные графические программы.
Модули Turbo3 и Graph3 обеспечивают совместимость с данной версией системы Turbo Pascal тех программ, которые были разработаны для ранней версии 3.0.
2.5 Пример модуляВ данном разделе содержится законченный пример модуля, в котором сосредоточены средства работы с памятью типа "стек". Обратите внимание, что способ конкретной реализации стека скрыт в разделе implementation; поэтому переход к другой реализации стека (не в виде массива, а, например, в виде связанного списка) не повлечет за собой необходимость изменения программ, использующих этот модуль (эти программы "не узнают" о таком изменении).
unit StackOps; { Операции над стеком целых }
interface
procedure Push ( Elem:integer );
function Pop : integer;
function Empty : boolean;
function Full : boolean;
implementation
{ Стек реализован в виде линейного массива элементов;
переменная Тор отмечает текущую вершину стека }
const
Мах = 100;
var
Stack array[1..Max] of integer;
Top : integer;
procedure Push; { помещение элемента в вершину стека }
begin
if Top>Max then Exit;
Stack[Top] := Elem;
inc(Top)
end;
function Pop; { извлечение элемента из вершины стека }
begin
Рop := 0 ;
if Top=1 then Exit;
dec(Top);
Pop := Stack[Top]
end;
function Empty; { проверка на пустоту стека }
begin
Empty := (Top=1)
end;
function Full; { проверка на заполненность стека }
begin
Full := (Тор>Мах)
end;
begin
{ инициализация: первоначально стек пуст }
Тор := 1
end.
2.5 Синтаксические диаграммыВ данном заключительном разделе приводятся синтаксические диаграммы для конструкций, рассмотренных в этой главе. Кроме того, здесь показана полная синтаксическая диаграмма для программы (рисунок 5,6,7,8,9,10,11,12,13).
Рисунок 5 – программа
Рисунок 6 - модуль
Рисунок 7 – заголовок модуля
Рисунок 8 – интерфейс модуля
Рисунок 9 - спецификация использования
Рисунок 10 – элемент интерфейса
Рисунок 11 – реализация модуля
Рисунок 12 - Элемент рализации
Рисунок 13 – инициализация модуля
Практическая часть
3 Перемножение двух матриц
Задание:
Заданы двумерные матрицы размерностью 6x5 элементов, заполненные случайными числами из диапазона [1, 100]. Перемножить их элементы, имеющие одинаковые индексы, и вывести результаты на экран и записать в файл «output.txt».
Что бы выполнить данное задание мы будем использовать PascalABC.NET — это язык программирования Паскаль нового поколения, включающий классический Паскаль, большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений.
Код программы будет таким
const
n = 6;
m = 5;
var
a: array[1..n, 1..m] of integer;
b: array[1..n,1..m] of integer;
c: array[1..n,1..m] of integer;
i, j: byte;
sum: integer;
t: text;
begin
assign(t, "output.txt");
randomize;
for i := 1 to n do
begin
for j := 1 to m do
begin
a[i, j] := random(100);
b[i, j] := random(100);
end;
writeln
end;
for i := 1 to n do
begin
for j := 1 to m do
begin
write(a[i, j]:3);
end;
writeln
end;
writeln;
for i := 1 to n do
begin
for j := 1 to m do
begin
write(b[i, j]:3);
end;
writeln
end;
writeln;
for i := 1 to n do
begin
for j := 1 to m do
begin
c[i,j] := a[i, j]*b[i, j];
write(c[i, j]:8);
end;
writeln
end;
rewrite(t);
for i := 1 to n do
begin
for j := 1 to m do
begin
write(t,c[i,j]:8)
end;
writeln(t)
end;
close(t);
readln
end.
Описание программы :
const
n = 6;
m = 5;
var
a: array[1..n, 1..m] of integer;
b: array[1..n,1..m] of integer;
c: array[1..n,1..m] of integer;
i, j: byte;
sum: integer;
t: text;
определение переменных
begin
assign(t, "output.txt"); открытие файла output для записи
randomize; включения рандома
for i := 1 to n do цикл по i от 1 до n
begin
for j := 1 to m do цикл по j от 1 до m
begin
a[i, j] := random(100); заполняется матрица а рандомно от 1 до 100
b[i, j] := random(100);
end;
writeln
end;
for i := 1 to n do цикл по i от 1 до n
begin
for j := 1 to m do цикл по j от 1 до m
begin
write(a[i, j]:3); выводим на экран матрицу а
end;
writeln
end;
writeln; вывели пустую строку для разделения двух матриц
for i := 1 to n do цикл по i от 1 до n
begin
for j := 1 to m do цикл по j от 1 до m
begin
write(b[i, j]:3); выводим на экран матрицу b
end;
writeln
end;
writeln; вывели пустую строку для разделения двух матриц
for i := 1 to n do цикл по i от 1 до n
begin
for j := 1 to m do цикл по j от 1 до m
begin
c[i,j] := a[i, j]*b[i, j]; матрица c заполняется перемножением элементов матриц a и b с одинаковыми элементами
write(c[i, j]:8);
end;
writeln
end;
rewrite(t); открываем файл output для перезаписи (удаляем все что было в нем написано ранее)
for i := 1 to n do цикл по i от 1 до n
begin
for j := 1 to m do цикл по j от 1 до m
begin
write(t,c[i,j]:8) заполняем файл output матрицой c
end;
writeln(t)
end;
close(t); закрываем файл output
readln
end.
В результате мы получаем в оке вывода(рисунок 14):
Рисунок 14
После чего программа записывает сама все в папку output.
Блок-схема программы будет выглядеть следующим образом (рисунок 15):
Рисунок 15 – Блок-схема перемножение матриц
Заключение
Информационная технология – это совокупность процессов, благодаря которым возможны сбор, хранение обработка и другие взаимодействия над информацией. Классификация ИТ необходимо для правильной оценки и применения информационных технологий в различных сферах жизни общества.
В первой главе было дано определение информационным технологиям, а так же их составных частей (информации и технологии), были охарактеризованы цели, методы и средства информационных технологий. Кроме того были определены факторы, влияющие на классификацию, как влияние режимом обработки данных, режимов эксплуатации и эффективности работы.
Во второй главе были охарактеризованы составляющие ИТ, определены виды обеспечений и охарактеризованы свойства информационных технологий.
В третьей главе были охарактеризованы различные классификации информационных технологий, как классификация по типу интерактивности, классификация по области применения и по степени использования компьютеров, классификация средств компьютерной техники, классификаций, используемые в Экономических Информационных Системах и другие.
Список использованной литературы
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад .// Научное издание
«Большая российская энциклопедия». - 2002.
2. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии / Б.Ф. Ломов
// Педагогика. - 1991.
3. Различные интернет-ресурсы: http://www.tspu.tula.ru/
4. http://ugned.ru/
5. http://examen.od.ua/
6. http://phys.adygnet.ru/
7. http://www.akdi.ru/
8. Турбо Паскаль 7.0 – К.: торгово – издательское бюро BHV, 1996 – 448с.: ил. Т. Рюттяна.
9. Игошев А.Д. Матинин Е.Г. Express Pascal. Учебное пособие для средних уч. Заведений.
10. Кузницов А.А. Патапова Н.В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений 2001 176с.:ил.