Информационное общество и компоненты

Описание:
Информационное общество и компоненты
Программы информатизации
Информационная экономика.
Информационные ресурсы
Информационные технологии
Информационные системы
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Факультет бизнеса

Кафедра экономической информатики

Реферат

Информационное общество и компоненты

информационного менеджмента

         Выполнила студентка ФБИ-22

         Теплова А. А.

         Преподаватель:

         д.т.н., профессор

         Авдеенко Т.В.

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение. 3

1. Информационное общество. 4

1.1. Программы информатизации. 4

2. Информационная экономика. 6

2.1. Понятие информационной экономики. 6

2.2. Информатизация экономики. 6

2.3. Область применения информационной экономики. 7

3. Информационные ресурсы.. 9

3.1. Понятие информационного ресурса. 9

3.1. Проблемы обеспечения информационными ресурсами. 9

4. Информационные технологии. 12

4.1.Понятие и виды информационной технологии. 12

4.2.Классификация прикладных информационных технологий. 12

5. Информационные системы.. 14

5.1.Открытые информационные системы.. 14

6. Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности. 17

Заключение. 20

Список литературы.. 21

 

 

 

 

Введение

Мировое сообщество переживает настоящую информационную революцию, которую можно сравнить только с изобретением новых орудий труда, использованием энергии пара и электричества в производственных процессах.

Создание и использование информации в невиданных до этого размерах посредством программно-технических средств позволили создавать и моделировать новый «виртуальный» мир как двойник мира реального, последствия которого в жизни людей в настоящее время достаточно трудно оценить.

Правильно спроектированные автоматизированные информационные системы  и актуальные информационные ресурсы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.

Базой для продуктивной работы любого менеджера являются актуальные информационные ресурсы и правильно спроектированные автоматизированные информационные системы.

Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент стоит множество формулировок. Однако можно выделить наиболее распространенные трактовки данного понятия:

• информационное обеспечение (в широком смысле);
• информационные ресурсы и управление ими;
• предпринимательство и информационные услуги;
• управление и техническая поддержка информационных систем;
• организация научно-информационной деятельности;
• офис-менеджмент;
• организация коммуникаций;
• стратегическое планирование и менеджмент.

Таким образом, информационный менеджмент имеет фундаментальное значение для организаций и обладает значительным потенциалом.

1. Информационное общество

Информационное общество (Information society) — это новая фаза исторического развития цивилизации, основными продуктами производства которой являются знания и информация. Характерные черты информационного общества:

• увеличение роли знаний и информации в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов

и услуг в ВВП;

•создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает:

- доступ людей к мировым информационным ресурсам;

- эффективное информационное взаимодействие людей;

-удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Создание нового информационного общества является целевым направлением информационного менеджмента. Традиционно с момента возникновения в конце 60-х — начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалось как футурологическая концепция, которая описывает будущее общество, наделяя его утопическими чертами — постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

1.1. Программы информатизации

Информатизация — важнейшая тенденция общественного развития, которая сопровождается переходом к новой постиндустриальной, цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI века.

Государственные органы ведущих стран заняли активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою стратегию и политику по его построению и развитию.

    На встрече G8 в июне 2000 года была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества.

«Информационное общество позволяет людям реализовывать свои устремления и шире использовать свой потенциал. Для этого нужно сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности».

Доминирующим фактором, который определяет ускорение процессов социальной трансформации общества, стало распространение новых информационно-коммуникативных технологий. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии позволяют расширять спектр новых возможностей и поле выбора каждого человека.

 

2. Информационная экономика

2.1. Понятие информационной экономики

Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) — экономика, которая основана на знаниях, хранению, обработке и распространению знаний и информации, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для формирования квалифицированной рабочей силы и инноваций.

В среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран приходится на сферы услуг и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности; именно эти отрасли отличает высокие темпы роста объемов производства, инвестиций и занятости. Достижения науки и техники выступают решающим фактором улучшения качества услуг и продукции, экономии материальных и трудовых затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. В конечном счете все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на мировом и внутреннем рынках.

По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой развития и формирования информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни и успеть усвоить нарастающий объем информации, индивиду, персоналу и специалисту необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. При проведении в жизнь основных принципов информатизации, а также при наличие достаточно высокой информационной культуры и развитого разветвленного рынка информационных услуг такая возможность становится реальностью.

2.2. Информатизация экономики

Информатизация экономики — ­фактор усиливающейся ин­теграции рассматриваемых видов деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на их совокупность. Например, информацион­ные системы, новые модели вычислитель­ной техники, программные средства являются результатами научных исследований и разработок, что определяет высокую наукоемкость продукции индустрии ин­формации. По расчетам, наукоемкость российского сектора ин­формационных технологий в 1998 г. составила 7,6%, превысив величину аналогичного показателя даже по инновационной про­дукции промышленности (6,5%). Однако совершен­ствование организации управления наукой и методов научного познания предполагает использование информационных техноло­гий, которые образуют универсальный технологический базис всех ви­дов интеллектуальной деятельности. В связи с формированием их материально-технической базы выделяются отрасли по производ­ству соответствующих средств производства. Речь идет в первую очередь о научном приборостроении, производстве средств вы­числительной техники, ее программном обеспечении и техническом обслуживании. Появились также специализированные профессиональные груп­пы, которые связаны с обслуживанием вычислительной техники и про­цессов обработки информации (операторы, проектировщики, сис­темные аналитики, программисты и т.п.), оказанием консуль­тативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Наряду с этим ученые стали все активнее заниматься консульти­рованием и выполнением информационно-вычислительных работ.

Вопрос о месте науки и других видов ин­теллектуальной деятельности в структуре экономики должен рас­сматриваться в контексте так называемой расширительной концеп­ции производительного труда, исходящей из того, что отрасли ус­луг участвуют наряду с отраслями материального производства в создании национального дохода. Эта концепция, ныне признан­ная и в отечественной экономической теории, составляет основу Системы национальных счетов (СНС). Ее обоснованность подтвер­ждается современными тенденциями экономического развития ин­дустриальных стран за последние десятилетия. Отмеченное выше увеличение вклада сферы услуг в общественный продукт позволя­ет, хотя и с известной степенью преувеличения, сделать вывод о том, что услуги будут определять «лицо» экономики информаци­онного общества.

2.3. Область применения информационной экономики

Информационная экономика занимается исследованием комплексов, структуры рынка знаний, и информационных компонентов. В данной экономике исследуются новые возможности управления нормативами с использованием информационного управления и  предварительно сформированных информационных ресурсов.

Процессы моделирования и выбора рациональных схем взаимного за­мещения и обмена информационных и экономических ресурсов осуществляются в информационной экономике. А также исследуются полезность информационных ресурсов для потребления, поведение и возможности их производителя, организуются взаимосвя­занные процессы рационального сочетания математического, экспертного и натурного моделирования проблемных ситуаций.

Возможности рационального управления экономикой, которые основаны на разделении информационных и нормативных технологий в системах управления и их интеграции, определяются комплексами знаний как субъектов информационной экономики и технологией рынка информационных компонентов, влиянием информационных ресурсов как субститута экономическим ресур­сам на процессы мультипликации и акселерации. Структурная модель информацион­ной экономики представлена на рис. 1.1.

Таким образом мы видим, что превращение информационного ресурса в основной источник добавленной сто­имости и появление возможностей для обеспече­ния интенсивного характера экономического развития, который основан на низко затратных технологиях, в том числе информацион­ных технологиях управления, происходит за счет феномена возникновения информационной экономики.

Информационная экономика является мощным системообразующим фактором социально-экономического развития, источником высоколик­видного запаса и гарантией политической стабильности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

3. Информационные ресурсы

3.1. Понятие информационного ресурса

Информационный ресурс — информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационной системе. К ним относятся печатные, рукописные, и электрон­ные издания, содержащие распорядительную, нормативную и дру­гую информацию по различным направлениям общественной де­ятельности (социальная сфера, политика, законодательство, и т.д.). Информационные ресурсы, которые перенесены на электронные носители посредством связи и вычислительной техники становятся доступными для опе­ративного воспроизводства необходимой информации, приобрета­ют качественно новое состояние, и превра­щаются в важнейший фактор социально-экономического разви­тия общества.

Информационный ресурс — основной компонент информационного менеджмента.

Во все большей степени формирование и системное использование информационных ресурсов становится объектом политических и экономических интересов на международном и национальном уровнях. Такими интересами объяс­няется глобальная конкуренция за господство на информацион­ном рынке, которая привела к стремительным темпам роста информационных технологий и  телеком­муникационных систем.

При этом ежегодно выделяются огромные средства на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «Financial Times», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% состав­ляют компании, которые специализируются в области использования и создания информационных ресурсов.

На основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности государство обеспечивает:

• высокий уровень жизни граждан и поступательное развитие производительных сил общества;

• защиту прав и свобод личности;

• национальную безопасность.

3.1. Проблемы обеспечения информационными ресурсами

Наиболее значимыми являются проблемы обеспечения информационными ресурса­ми управления экономическими процессами, социальной и общественно-политической сферами и национальной бе­зопасностью.

Информационные ресурсы в управлении экономическими про­цессами охватывают следующие уровни:

• общегосударственный;

• отраслевой;

• территориальный;

• экономических агентов.

Объем и состав необходимых информационных ресурсов и спосо­бы их использования, определяются задачами и целями управления на каждом из уровней.

Задачи, решаемые на общегосударственном уровне управления:

• прогнозирования, анализа и макроэкономического мониторинга;

• обеспечения экономической безопасности;

• контроля за деятельностью местного, отраслевого и государственного органов управлений;

Факторами, обеспечивающими экономическую безопасность государства, являются защита экономических интересов, предотвращение острых кризисных явлений в эконо­мике, борьба с экономическими преступлениями.

Это реализуется оперативным мониторингом:

• сфе­ры индивидуального потребления и хозяйственной деятельности экономических агентов;

• уровня доходов и потребления граждан;

• движения денежных средств в валюте;

• Государствен­ного таможенного комитета, информационных ресурсов банковской сети, Национального банка, желез­ной дороги и других транспортных организаций.

Эффективная борьба с экономическими преступлениями обес­печивается за счет более детальной оперативной информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, которая позволяет выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.

Система контроля за деятельностью органов государственно­го, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ каче­ства исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресе­чения нарушений законодательства.

Задачи повышения производительности труда, обеспечения научно-технического прогресса, роста объема производства, качества продукции, решаются на отраслевом уровне управления. Ре­шение этих задач обеспечивается следующими типами информа­ционных ресурсов: нор­мативно-справочным, маркетинговым и научно-техническим. На территориальном уровне требования к информационным ресурсам и задачи сходны с задачами общегосударствен­ного уровня.

Информационные ресурсы, касающиеся национальной безопаснос­ти должны обеспечить предотвращение стратеги­ческих и оперативных угроз национальной безопасности:

• внезапных кризисов в жизненно важных отраслях (банковская система, энергети­ка, транспорт и др.), которые вызваны в том числе забастовками;

• социальных взрывов, которые обусловлены падением уровня жизни и ростом безработицы;

• прихода к власти экстремистских или криминальных груп­пировок;

• перехода под контроль иностранного капитала жизненно важ­ной части национальных ресурсов;

• разрушения национальной культуры и науки, снижения культурного и об­разовательного уровня населения, распрост­ранения идеологии насилия, различных сектантских рели­гиозных течений;

• утечка информационных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

• банкротства на государственном уровне, которое вызвано резким ростом внешнего и внутреннего долга;

• потери в международном сообществе стратегических интересов.

Информационные ресурсы в управлении обществен­но-политической и социальной сферами обеспечивают решение ниже приведенных задач:

• регулирование, уменьшение и социальное измерение напряженности и соци­альной расслоенности в обществе;

• социальная защита населения (со­циальное страхование, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний, страхование на случай безработицы, и т.д.);

• анализ и управление общественным мнением;

• защита информационного национального и культурного про­странства;

• повышение культурно-образовательного уровня населения.

Человеческий ресурс является основным элементом общественной системы, состояние которого обеспечивается информационным ресурсом в социально- политической сфере. Основное назна­чение информационного ресурса в данной сфере — обеспечить со­циальную защиту, а также необходимый для развития общества образовательный, культурный и политический уровень населения.

Основными источниками информации о состоянии человеческих ресурсов являются дынные переписи населения и индивидуального учета в системе государственного страхования, опросы общественного мнения, социальные измерения, а также выборочное обследование домашних хозяйств.

Таким образом, использование и формирование информационных ресурсов является главной проблемой создания единого информационного пространства в любом государстве.

 

 

4. Информационные технологии

4.1.Понятие и виды информационной технологии

Информацион­ная технология — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая при­кладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Информационная технология — совокупность методов, при­емов и средств, реализующих информационный процесс в соот­ветствии с заданными требованиями.

Информационные технологии — базовый инструмент инфор­мационного менеджмента.

Анализ рынка информационных компонентов позволяет рас­пределить перечень информационных технологий на два обшир­ных класса — базовые информационные технологии и приклад­ные информационные технологии. Причем граница этого деле­ния является условной.

Базовые информационные технологии — это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. К этому классу относятся следующие основные системы.

Операционные системы. Технологии управляют непосредственно работой средств вычислительной техники. Для класса машин общего назначения (mainframe) — ОС ЕС, СВМ, MVS. Для персональных компьютеров на базе универсальных процессоров INTEL — MS DOS, Windows, UNIX-системы и др. Для локальных сетей — сетевые опе­рационные системы Novell, Windows NT и др.

4.2.Классификация прикладных информационных технологий

Приклад­ные информационные технологии — это технологии, реализующие ти­повые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. Предлагается следующая условная классификация:

• по реализации информационных ресурсов;

• в системах массового обслуживания населения;

• в процессах экоинформатизации;

• в сфере организационного управления;

• в сфере интеллектуального потенциала;

• в производственных процессах;

• по поддержке управляющих решений в социальной, поли­тической, экономической сферах и безопасности государства.

Информационные технологии в производственных процессах, например; можно подразделять на следующие основные подклассы:

• интегрированные автоматизированные системы управления;

• информационно-аналитические системы координации дея­тельности предприятий;

• автоматизированные системы управления предприятиями;

• системы автоматизированного проектирования;

• автоматизированные системы управления технологически­ми системами;

• автоматизированные системы управления гибкими произ­водственными системами.

В заключение отметим, что рассмотренные выше информаци­онные технологии позволяют формировать программно-техничес­кие решения по созданию автоматизированных информационных систем субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обес­печивающей взаимодействие этих систем, и, следовательно, со­действуют созданию единого информационного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

5. Информационные системы

Греческое слово systema означает целое.

Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, звездные и социальные системы. Такие образования сплошь и рядом встречаются в окру­жающем мире.

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, то, из чего образованы системы, называется элементом до тех пор, пока имеет какую-либо связь с системой.

Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращает­ся в новую систему. Точно так же, как и другая часть системы превращается в новую систему.

Живые и неживые системы. Первая и очень большая группа систем — группа неживых, или абиотических, систем. Эта группа систем является первой потому, что все живое в конечном счете состоит из неживых систем. Иначе говоря, мертвая природа ле­жит в основе живой. К этой группе систем относится множество космических образований и множество различных систем микро­мира. Это атомы, молекулы и более крупные предметы, образо­ванные сочетанием неживых систем.

Вторая группа — большая совокупность живых, или биологи­ческих, систем. Живые системы представляют собой частный слу­чай неживого мира.

Всю совокупность живых систем можно разделить на множе­ство групп в зависимости от целей исследования. Но мы выделим из них группу информационных систем. Эта совокупность систем распространена в природе, пожалуй, немного меньше, чем вся группа живых систем.

Информационные системы являются частным случаем жи­вых и появляются только на определенной стадии развития био­систем.

Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).

Информационная система (Information System) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финан­совые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информа­цию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).

Информационные системы всех видов — база для продуктив­ной работы менеджера любого уровня и во всех предметных обла­стях, т.е. базовая компонента информационного менеджмента.

5.1.Открытые информационные системы

 Ход развития информа­ционных технологий в развитых странах мира за последние 40 лет позволяет сделать вывод, что мировое сообщество переходит на технологии создания открытых информационных систем [38].

Открытая система (Open System) — это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

• возможность переноса (переносимость) прикладных систем, разработанных должным образом, с минимальными изме­нениями, на широкий диапазон систем (на различные плат­формы);

• совместную работу (масштабируемость) с другими приклад­ными системами на локальных и удаленных платформах в целях расширения ее функциональных возможностей и (или) придания системе новых качеств;

• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем пос­ледним переход от системы к системе (мобильность пользо­вателей).

Исторический ход создания и развития вычислительной тех­ники в XX в. можно условно разделить на три этапа, каждый из которых занимал 10—12 лет. Первый этап (50-е гг.) считается эта­пом больших вычислительных машин типа БЭСМ-2, —4 и 6; ЭВМ М-20, Урал-1, -4, -14, -16; ЕС 1060, ЕС1061, ЕС1066. Этими ма­шинами оснащались вычислительные центры крупных городов. Вто­рой (60-е гг.) этап — средних вычислительных машин типа СМ 1, СМ 2 и т. д., ими оснащались вычислительные центры в городах, районах, отраслях и крупных организациях. Однако производство даже достаточно большого количества вычислительных машин этого типа не могло удовлетворить всех потребителей, так как объем памяти машин составлял всего лишь несколько сотен килобайт, а для их ус­тановки и монтажа требовались значительные площади.

В начале 70-х гг. начался третий этап — малых персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). Стремительный рост количества ПЭВМ и возрастающий объем памяти, исчисляе­мый мега- и гигабайтами, привели в конце 70-х гг. к массовой разработке сетевых технологий, так как у пользователей возникла настоятельная потребность в обмене информацией на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Исторически складывалось так, что каждая страна и даже фирма развивали свою собственную сетевую концепцию: System Network Architecture (SNA) — США, Nippon Network Architecture (NNA) — Япония; Digital Network Architecture (DNA) — Европа и др. В ос­нову каждой из них были положены одни и те же принципы, одна­ко они оказались несовместимыми ни друг с другом, ни с суще­ствовавшими тогда международными сетевыми концепциями (на­пример, с протоколом Х.25). Каждая отрасль разрабатывала свои собственные протоколы и форматы обмена данными, например были созданы различные виды архитектуры обмена документами: архи­тектура учрежденческих документов (Open Document Architecture — ODA); архитектура банковских документов (межбанковская элект­ронная система передачи информации и совершения платежей — Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT); архитектура документов в торговле, промышленности и на транспорте (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport (EDIFACT) — электронный обмен дан­ными для администрации, торговли и транспорта) и др. Несмотря на то, что специфика каждой отрасли отражалась лишь на неболь­шой части соответствующих протоколов, их независимое разви­тие привело к тому, что они стали во многом несовместимыми между собой. Точно так же форматы и структуры файлов в разных системах оказывались полностью несовместимыми, хотя существо­вала практическая потребность в их объединении.

К концу 70-х годов из-за отсутствия взаимодействия и совме­стимости между различными машинами стали возникать острые проблемы в коммуникационной сфере. Пользователи были «зам­кнуты» на конкретные решения поставщиков, стоимость разра­ботки собственного программного обеспечения была очень высо­кой, небольшие фирмы не могли конкурировать на всемирном рынке изделий и т.п. Для обеспечения взаимодействия между любыми двумя машинами в 70-х необходимо было разрабаты­вать специальные интерфейсы, с ростом числа машин количе­ство необходимых интерфейсов возрастало до неприемлемо высо­кого уровня.

Кроме того, на начальном этапе развития информационных технологий многие небольшие изменения, модификации или рас­ширения сети потребовали существенных переделок остальной ча­сти сети: замены целых устройств, адаптеров или разработки но­вых программ.

 

6. Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности

Менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения пре­образований исходных субстанций или ресурсов (труда, матери­алов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изде­лия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их дея­тельность. Эффективность менеджмента определяется как соот­ношение результатов работы и использованных для их получе­ния ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление, не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везе­ние. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют те­орией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охаракте­ризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систе­му принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач.

Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющих­ся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требова­ния к теории менеджмента:

1) она должна предоставлять работникам, занятым практичес­кой деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

2) способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

3) определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познаватель­ной базы.

Технология — это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их исполь­зования, и способов организации производства, необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определен­ных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.

На основе данного определения можно выделить по меньшей мере три дополняющих друг друга группы технологий:

1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);

2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);

3) управленческие (отличающиеся способами организации про­изводственного процесса).

В существующей литературе понятие «информационный ме­неджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами (типом ресурсов или типом инструментов). Куда более плодотвор­ным представляется разговор об информационном менеджменте как о технологии управленческой.

Надо исходить из предположения, что на современном этапе развития модернизационные процессы во всех сферах жизнедея­тельности связаны скорее с организацией работы, чем с измене­нием характера используемых ресурсов или обновлением инстру­ментов. Компьютер, пришедший на смену картотечному ящику и пишущей машинке, — удобство и не более того. Он не поменял природы гуманитарных занятий, так же как заменивший счеты калькулятор не произвел революции в экономике. Происходящие у нас на глазах глобальные перемены связаны не с появлением баз данных и персональных компьютеров, а с появлением новой среды коммуникации. Эта среда властно диктует особые формы взаимо­отношений, которые называются сетевыми. Сети как системы че­ловеческого взаимодействия были известны задолго до компью­терной эры, но благодаря новым техническим средствам они ста­ли явлением. Описывать сетевые отношения и рефлексировать по их поводу мы начали только с появлением Internet.

Сегодня есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управлен­ческих. Практически все вновь формирующиеся структуры коор­динации человеческой деятельности, например офисные систе­мы, строятся на основе новейших телекоммуникационных систем и оснащенных современными компьютерами ресурсных центров. Да и вполне традиционный управленец не мыслит сегодня своей работы без компьютера на столе. Можно дать длинный перечень элементов новых управленческих технологий, проникающих и в куль­турную сферу благодаря сети Internet. Среди этих элементов:

• средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы музейных сайтов);

• распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы дан­ных, порталы, терминалы компьютерных сетей);

• средства координации деятельности (электронные доски объяв­лений, форумы, электронные опросы);

• формы обратной связи и организации сотрудничества (госте­вые книги, телеконференции);

• наконец, средства производства (инструментарий поиска ре­сурсов и партнеров, стандартные и специализированные про­граммные средства).

Но дело не только и не столько в этом. Техническая модерни­зация сама по себе не приводит к сдвигам в сознании. Требуется еще некий фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа-пространству. Именно сюда, в виртуальную среду, все более перемещаются места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (Web-клубы, Internet-кафе), средства совместного проектирования и продвижения проектов (Web-лаборатории, обмен баннерами). Возникают целые вирту­альные «поселения» с проблемно-ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными служба­ми (Geocities, Fortunecity и др.). Информационные технологии ста­новятся неотъемлемой частью культуры.

Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью ин­формации деятельностью предприятия или организации.

Выделяют три вида информационного менеджмента: управле­ние предприятием (организацией), внутренней документацией и пуб­ликациями. Первый из видов включает вопросы организации ис­точников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (орга­низации), В этих сетях должно быть обеспечено управление ин­формационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным ми­ром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.

Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационных менеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобра­зовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, опреде­ляющих успехи фирмы.

Информационный менеджмент превращается в базовую тех­нологию организации управленческой деятельности во всех сфе­рах информационного общества,

 Заключение

Таким образом, создание информационного общества базиру­ется на следующих утверждениях.

1. Переход к информационному обществу в рамках конкрет­ного государства возможен при условии создания единого инфор­мационного пространства на его территории.

2. Базовой составляющей единого информационного простран­ства являются информационные ресурсы, которые создаются в процессе функционирования автоматизированных информацион­ных систем всех сфер жизнедеятельности государства (органов власти и управления, органов местного самоуправления, юриди­ческих и физических лиц),

Единое информационное пространство — это:

• интеграция информационных ресурсов различных сфер жиз­недеятельности общества;

• обеспечение полноты, точности, достоверности и своевре­менности предоставления информации органам власти и уп­равления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

• создание необходимых условий по информационному обще­нию субъектов управления, хозяйствования и граждан;

• предоставление возможности взаимодействия с информаци­онными ресурсами других государств и международных орга­низаций.

3. Технологии открытых систем решают проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной стра­ны, так и во всем мире.

4. Для перехода на технологии создания открытых информа­ционных систем любое государство должно иметь правительствен­ные профили (профили государственного значения) для создания открытых информационных систем.

5. Открытые автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера лю­бого уровня и во всех предметных областях.

Список литературы

1.     Хасанов В.Х. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / В.Х. Хасанов, И.Х. Бикмухаметов, Е.А.Колганов. — Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2008. — 284 с.

2.     Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010.

3.     Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.

4.     Костров А.В., Александров Д.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2005. -304с.

5.     Информационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. Н.М. Абдикеева – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.


Информация о файле
Название файла Информационное общество и компоненты от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:50
Дата обновления 9.2.2013, 17:50
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 72.64 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 3088
Скачиваний 122
Оценить файл