Министерство
образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»
Институт экономики и права
Юридический факультет
Кафедра «Теория и история государства и права. Конституционное право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА.
Исполнитель: студент очной формы обучения группы 573-1
СЕМЁНОВА ВЛАДЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА / /
Руководитель: _____________
Оценка: __________________
Дата: _____________________
Улан-Удэ,
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 6
1.1Понятие и сущность гражданства 6
1.2 Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России. 9
1.3 Российские принципы гражданства. 13
ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА.. 17
2.1. Основания и порядок приобретения российского гражданства. 17
2.2Прекращение гражданства российской Федерации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования заключается в том, что изучение вопросов гражданства связано не
только с правами и свободами человека и гражданина, но с суверенитетом
государства. Провозглашение Конституцией Российской Федерации как
демократического правового государства требует углубленной разработки вопроса о
взаимоотношениях личности и государства. Одним из основополагающих критериев
оценки демократичности и соответствия международному праву национального
законодательства могут служить учет и практика реализации положений ст. 15
Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г.
(«Каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно
лишён своего гражданства или права изменить свое гражданство»).[1]
В Российской Федерации основные принципы института гражданства отнесены к основам конституционного строя (ст. 6 Конституции Российской Федерации).
Гражданство – это не только правовая, но и политико-правовая связь лица с государством. Такая связь обусловлена высоким политическим потенциалом гражданства, который выражается в том, что только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти и только на граждан распространяется в полном объёме политическая власть государства.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия «гражданин России». Жители России были подданными. Поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство выделяло:
1. природных подданных, которые делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (в свою очередь делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей;
2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в большом количестве развитых европейских стран.
Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.
Предметом исследования является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать определение понятию гражданства;
2. Рассмотреть конституционно-правовое регулирование института гражданства в России;
3. . Охарактеризовать основные принципы института гражданства;
4. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Научно-теоретическая основа. В ходе нашего исследования мы использовали нормативно-правовые акты по выбранной проблематике, научные работы и тематические исследования таких авторов, как М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, Е.А. Лукашёва, Г.В. Мальцев, Н.А. Михалева, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин.и др. Кроме того, были использованы материалы лекций, учебных пособий и статьи в юридических журналах.
Методы, используемые в работе разнообразны: изучение юридической литературы и её анализ, формально-логический метод, историко-правовой, сравнительно-правовой, логические приемы анализа и синтеза.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
1.1Понятие
и сущность
гражданства
Важной предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с данным государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за его границами.
В монархических государствах употребляется понятие «подданство», что формально устанавливает личную верность монарху, в свою очередь равнозначно гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает, что лицо согласилось на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, которые устанавливаются конституцией и другими правовыми актами. В то же время граждане обладают рядом прав по отношению к государству и могут требовать от него защиту своих прав.
В любом государстве проживают люди, у которых правовое положение отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами конкретного государства. Однако значительные группы не имеют гражданства(апатриды) или являются гражданами иностранного государства. В некоторых государствах признается двойное гражданство. Люди, имеющие двойное гражданство называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, так как многие права, согласно международному праву, принадлежат человеку независимо от гражданства.
Мировое сообщество единодушно относится к лицам без гражданства. В таком положении часто оказываются люди, которые утратили свое гражданство, но не приобрели нового. К ним относятся беженцы из районов вооруженных конфликтов. Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, которые не имеют никакого гражданства. Такая обязанность прописана международной конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., принятая в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
Во многих странах, в том числе и в России, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан. В соответствии с законом Российская Федерация поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.
Понятие гражданства нормативно закреплено в ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», которая посвящена основным понятиям: « Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» как было сказано выше.
В этой норме-дефиниции выражены главные, сущностные черты, которые характеризуют гражданство.
Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят на прямую от факта проживания человека в государстве. Немало граждан Российской Федерации постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все перечисленные категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.[2]
Гражданином государства лицо является не в силу его проживания на территории, а вследствие существующих между лицом и государством определенных связей, которые составляют содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Федеральный закон по-новому определил принадлежность к гражданству Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 ФЗ гражданами являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего ФЗ; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации на основании Федерального закона. Эта новая формула, по сравнению с Законом о гражданстве 1991 г, стала возможной, так как последний Закон уже обеспечил определения корпуса граждан Российской Федерации путем вычленения гражданства Российской Федерации из единого союзного гражданства через такое основание приобретения гражданства Российской Федерации, как признание.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, которые подтверждают это гражданство. Такими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, указывающий на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. (в ред. От 23 января 2004 г.), паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане, которые достигли 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Также делаются отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина за пределами Российской Федерации.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они обычно длятся от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, который не допускает расторжения их гражданина в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.[3]
1.2 . Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем объявлялось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской Республики.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР либо принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК.
В 1993 г. после прекращения деятельности Союза ССР принимается новая Конституция нового государства - Российской Федерации, объявившего себя демократическим федеративным правовым (ст. 1) и социальным (ст. 7). Согласно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации», а это означает, что глава 2 Конституции РФ (ст. 17-64) имеет прямое отношение и к иностранным гражданам.
Сегодня среди норм, которые регулируют институт гражданства, ведущее место занимает Конституция Российской Федерации. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации, о чем говорится в статье 89 Конституции. Основные вопросы гражданства в достаточном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, который был принят Госдумой 19 апреля 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года. До этого в России действовал Закон 1991 года, который не в полной мере соответствовал Конституции.
Помимо этого, в 1997 году Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего и возникла необходимость приведение норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами, что и послужило основанием для разработки нового закона.
Тем не менее, некоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 года также продолжают действовать и в сегодняшнее время (Например, п «а»-«в» ст.18, ст. 20 и 41). Эти нормы регулируют более свободный характер порядок приобретения или прекращения гражданства РФ по сравнению с нынешним законом.
Закон о гражданстве 2002г. регулирует широкий круг вопросов, связанных с гражданством, в первую очередь порядок избрания гражданства, основания и условия приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограничено дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также и порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
Кроме этого закона нормы о гражданстве содержатся также в других федеральных законах, принятые за период 1993-2002 гг. или за этот же период в новой редакции с учетом постановлений Конституционного Суда РФ Закон РФ « О Беженцах» от 19 февраля 1993г, Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г. Также в РФ действуют различные подзаконные нормативные акты, которые регулируют процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.
Если говорить о вопросах гражданства на мировом уровне, то оно регулируется рядом международно-правовых норм, в разное время признанных РФ и является обязательным для нее. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948г, в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г, Европейская конвенция о гражданстве 1997г и т.д.
В настоящее время все отношения, которые связаны с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г.
Отношения, которые связаны с гражданством республик РФ, закрепляется в их Конституциях и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство РФ. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Статья 6 Конституции РФ регулирует основы гражданства в нашей стране. Эта статья закрепляет порядок приобретения и прекращения гражданства на основании федерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет большое значение, т.к. лицо наделяется всеми правами и свободами, а государство, в свою очередь, защищает своего гражданина, где бы он не находился. В Конституции так же говорится, что каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и несет равные обязанности. Одной из важнейших гарантий гражданства является закрепление в Конституции положения о запрещении лишения гражданства или права изменить гражданство. Граждане РФ по сравнению с лицами, которые законно находятся на нашей территории, но не являются гражданами России, имеют права и несут обязанности, присущие только гражданам государства, например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое Отечество.
1.3 Российские принципы гражданства
Под принципами гражданства следует понимать фундаментальные начала, которые заложены в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Наличие этих принципов способствует корректному применению правовых норм, влияет на содержание принимаемых нормативных правовых актов, а также позволяет выявлять правовые нормы, которые не входят в систему действующего законодательства.
Основные принципы гражданства содержатся в Конституции РФ и Законе о гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства:
1.Право человека на гражданство.В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, которое позволяет каждому реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.
2.Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его.Этот принцип содержится в ч.2 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона о гражданстве.
Государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, которая выражается в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Таким образом, в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства РФ.
Лишение гражданства заключается в прекращении гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица.
Данный принцип позволяет гражданам РФ свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также подчеркивает идею, о том, что устойчивость связей человека и государства не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.
3.Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Данный принцип закреплен в статье 61 Конституции РФ и в ч.3 ст.4 Закона о гражданстве.Такой принцип следует отнести к нормам, которые обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
4.Принцип равного гражданства.Означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях независимо от оснований приобретения гражданства. Российское законодательство не разграничивает статус лиц, являющихся гражданами РФ как по основаниям (например, по рождению или восстановлением гражданства), так и по времени приобретения гражданства.
Также, данный принцип не допускает ограничения прав граждан по отношению вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.
5.Принцип единого гражданства. В ч.1 ст.6 Конституции РФ и в ч.2 ст. 4 Закона о гражданстве закреплен данный принцип. Он означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Данный принцип определен федеративным характером государственного устройства России, при котором в единстве с гражданством РФ существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики в составе РФ.
6.Принцип допущения двойного гражданства. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.
Приобретение гражданином РФ гражданства иностранного государства не влечет прекращения у него российского гражданства.[4]
7.Принцип гарантии покровительства. Суть его заключается в установлении государственных обязательств по оказанию защиты своих граждан, которые находятся за пределами территории России и покровительству им.
Согласно с ч. 2 ст. 7 Закона о гражданстве «органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы».[5]
Главное значение гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным выше принципам. Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех основных идей, которые лежат в основе института гражданства. Таким образом, соблюдение, или не соблюдение принципов гражданства является одним из показателей демократичности государства, его отношения к правам человека.
Отметим, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы, таких как: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и т.д.
Государство не вправе допускать нарушения закрепленных в Конституции РФ демократических принципов, и, в частности, связанных с гражданством, так как нарушают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, направленную на поддержание законодательно закрепленных принципов гражданства.
ГЛАВА 2.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
2.2. Основания, порядок приобретения гражданства
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан,составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
Согласно ст. 11ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
4)по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Главным,постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" -jus sanginis, то есть с учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения. «В первом случае ребенок получает гражданство РФ, если хотя бы один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или его место нахождения неизвестно. В тех случаях, когда один из родителей гражданин РФ, а другой иностранный гражданин, ребенок приобретает российское гражданство при двух условиях: если он родился на территории России либо, не получая гражданства РФ,он становится лицом без гражданства. Принцип «права почвы» относится к детям, родители которых неизвестны, к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребенку своего гражданства[6]. Отсюда следует, что такие дети становятся гражданами Российской Федерации. «Право почвы» применяется гораздо реже, чем «право крови».
«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно;
2)обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
3)имеют законный источник средств к существованию;
4)владеют русским языком;
5)обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства[7].
«Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:
1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;
2) признание лица беженцем в порядке,установленном федеральным законом;
3)предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации»[8].
Гражданство Российской Федерации так же можно получить в упрощенном порядке, то есть без соблюдения условийо проживании предусмотренных ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в случае если эти лица:
1) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
2)имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
3)являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового ФЗ « О гражданстве российской Федерации» от 31 мая 2002 года.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 15«иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в соответствии с частью 1 ФЗ. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до 3-х лет». При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения,социального положения, отношения к религии и иных фактов.
Гражданство Российской Федерации может быть так же приобретено путем усыновления, опекунства, попечительства и др. Эти способы относятся к детям и недееспособным и характеризуются упрощенным порядком приобретения гражданства опекаемым или находящимся под попечительством по воле усыновителя, опекуна, попечителя, но с учетом и исходя из интересов ребенка или опекаемого. В некоторых случаях гражданство ребенка или недееспособного при опеке, попечительстве остается прежним.
«При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации то есть выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и ее сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ»[9].
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении гражданства РФ может быть отклонено,если податели заявления выступают за насильственное изменение основ конституционного строя, создают угрозу безопасности Р.Ф.; в течении пяти лет, предшествующих подаче заявления, выдворялись из Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства; имеют не снятую или не погашенную судимость за преступления,признаваемые таковыми законами РФ; преследуются в уголовном органами РФ или иностранного государства (до вынесения решения суда); осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы; не проживали непрерывно в течении пяти лет на территории РФ; не имеют законного источника существования на день обращения с заявлением.
1.2. Основания, порядок прекращения гражданства
Согласно ст. 6 конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).
Закон о гражданстве предусматривает несколько оснований его прекращения, в том числе:
1)вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
2) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации. Если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей,супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.
«Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке»[10].
Выход из гражданства не допускается, если российский гражданин имеет перед Российской Федерацией обязательство, установленное законом (например, не уплатил налоги),привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Решение о прекращении гражданства в связи с отменой решения о приеме в гражданство принимается при представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения осуществляется Президентом РФ, органом,принявшим решение о принятии в гражданство РФ или вышестоящим органом.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка осуществляется по совместному заявлению его родителей либо единственного родителя (если у ребенка единственный родитель, и он является иностранным гражданином).
Лишение гражданства Российской Федерации в качестве наказания , в том числе и как дополнительное наказание за государственные преступления, запрещено.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5лет после приема.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, можно сделать вывод о том, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно институт гражданства.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, которые определяют положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выделяем гражданство как один из элементов правового статуса личности.
В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.
Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе – принцип права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.
Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, чтобы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из актуальных вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.
По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В Киргизии, Азербайджане, Молдове, Эстонии, Литве двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым.
Занятая Российской Федерацией позиция, выраженная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической.
Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. кроме этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее историко-политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.
Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Таким образом, государство не вправе допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Чтобы избежать этого, государство должно вести политику, которая направлена на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, которые касаются гражданства, путем создания нормативно - правовых актов, федеральных законов и международных договоров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Всеобщая Декларация прав человека : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 05 апреля.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
5. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ.–2002. – № 46. – Ст. 4570.
6. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.
7. Аканьян. С.А. Гражданство российской Федерации//М.: Юристъ, 2009 – 368с.
8. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.// М.В. Баглай – М.: Изд. НОРМА-ИНФРА.М, 2011 – 468 с.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Общая теория прав человека. // М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. – М.:Изд. НОРМА, 2008 – 400 с.
10. Гончаров, И.А. Гражданство России и зарубежных государств: Опыт сравнительного конституционно-правового исследования. автореф. Дис. канд. Юр. наук/ Гончаров. – М., 2010 – 24с.
11. Дмитриев, Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в РФ.// Ю.А. Дмитриев. – М.: Изд. Юристъ, 2007 – 382 с.
12. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2010.
13. Зиновьев, А.А. Конституционное право России: проблемы теории и практики / А.А. Зиновьев. - СПб.: Герда, 2000.
14. Калинин, В.Н. Некоторые проблемы правового регулирования приобретения гражданства. // В.Н. Калинин, Е.В. Абрамова. – М.: Изд. Юристъ, 2010 – 219 с.
15. Калинин, В.Н. Правовое регулирование приобретения гражданства РФ. // В.Н. Калинин, В.Н. Яшин. – М.: Изд. Юристь, 2009 – 208 с.
16. . Козлова, Е.И. Конституционное право России. // Е.Н. Козлова. – М.:Изд. НОРМА-ИНФРА.М, 2014 – 349 с.
17. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с.
18. Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий курс.// Е.М. Ковешников. – М.: Изд. НОРМА, 2011 – 560 с.
19. Леонова, Н.В. Комментарии к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ. // Н.В. Леонова, А.А. Пелищенко. – справочно-правовая система Консультант плюс, 2008 – 58с.
20. Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. // В.Ф. Миронов. – М.: Изд. НОРМА, 2007 – 256 с.
21. Нечаева, А.М. Семейное право. Курс Лекций.//А.М. Нечаева. – М.: Юристъ, 2010 – 378с.
22. Овчинникова, А.Н. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства/ А.Н. Овчинникова, Г.Ю. Малумов. - М.: Деловой двор. 2012.
23. Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления: путеводитель по новейшим законодательным и другим нормативным актам / И.В. Местюков, М.В. Самон. – М.: Библиотечка РГ, 2006.
24. Российское гражданство: Учебное пособие / И.Ф. Амельчаков, А.И. Прудников, Г.Ф. Скрипников и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
25. Сергеев, С. Г. Конституционное право России: учебник / С. Г. Сергеев. – М., Дашков и Ко, 20015. – 576.
26. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 446 с.
27. Соколова, Н. В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан / Н. В. Соколова // История государства и права. – 2009. - № 2. – С. 9 -11.
28. Сырых, В.М. Основы правоведения. // В.М. Сырых. – М.: Былина, 2015 – 431 с.
29. Тишин В.П. Основы Конституции РФ: практическое пособие. // В.П. Тишин. – Изд. НОРМА, 20015 – 384 с.
30. Чиркин, В.Е. Конституционное право.//В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2005 – 467 с.
[1] Всеобщая Декларация прав человека : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 05 апреля.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 200 с.
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 201 с.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 202 с.
[5] О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ, ст. 7 (ред. От 31.12.2014) //Российская газета от 5 июня 2002г N 100.
[6] Чиркин В.Е. «Конституционное право» – М.-Юристъ, 2005-121 с.
[7] «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ ст. 13(ред. От 31.12.2014) //Российская газета от 5 июня 2002г N 100.
[8] «Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства/под общ. ред. канд. юрид. наук В.Ф. Миронова.- М: издательство НОРМА, 2003.- стр. 86
[9] Чиркин В.Е.«Конституционное право России» // М.-Юристъ, 2005- 123 с.
[10] «Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства/под общ. ред. канд. юрид. наук В.Ф. Миронова.- М: издательство НОРМА, 2003.- стр.92