Севостьянов Александр Александрович
107 группа
Курсовая работа на тему:
«Государственный строй Речи Посполитой»
План курсовой работы:
1) История создания Речи Посполитой. Люблинская Уния (1569)
2) Общественный строй Речи Посполитой
- дворянство
- духовенство
- городское население
- крестьянство
3) Государственный строй Речи Посполитой
- форма государственного единства
- королевская власть
- сеймы
- сеймики
- государственный аппарат
- судебная система
Глава I: История создания Речи Посполитой. Люблинская Уния (1569)
История сближения и последующего объединения Польши и Литвы началась со II половины XIV века. С 1340 по 1392 год между Великим княжеством Литовским с одной стороны и Королевством Польским с другой шла война за Галицко-Волынское наследство. Окончилась она Островским соглашением в 1392 году, согласно которому Польша получила Галицию, а Литва- Волынь.
Однако история к сближению Польши и Литвы началась раньше, чем была окончена война: в 1385 году в замке Крево (ныне находится на территории Гродненской области Белоруссии) был заключен первый польско-литовский международный акт, обозначивший тенденцию, продолжавшуюся на протяжении почти 2 веков- тенденцию к объединению Польши и Литвы в одно государство. Им стала Кревская уния.
Вышеназванный акт содержал ряд важных международно-правовых условий. Ими были:
- окончательное утверждение католицизма на территории Литвы («…великий князь Ягайло со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви.”)
- выплатить герцогу Австрийскому Вильгельму сумму в 200000 флоринов в качестве компенсации за нарушение брачного соглашения, заключенного с матерью польской королевы Ядвиги Елизаветой Венгерской (“Великий князь Ягайло обещает сумму, договорённую между королевой венгерской и герцогом Австрии, а именно дважды сто тысяч флоринов, собрать и выплатить.”)
- возвратить все завоеванные Литвой польские земли (“Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть королевству польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые.”)
- дать свободу всем польским подданным, захваченным в плен во время войны (“Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселенным, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят.”)
- присоединить земли русские и литовские к Польше (“Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.”)
Согласно данному акту, Великий князь Литовский Ягайло, приняв католицизм, получил право жениться на королеве Польской Ядвиге Анжуйской и титуловаться польским королём (как Владислав II Ягелло правил с 1385 по 1434 года). Это означало установление между Польшей и Литвой личной унии.
Юридические последствия Кревской унии:
1) Польша и Литва отныне имели общего монарха (имел одновременно титул Великого князя Литовского и короля Польского)
2) Оба государства будут проводить общую внешнюю политику
3) Польша и Литва будут постепенно сближаться не только на политическом уровне, но и на культурном (католицизация Литвы, создание литовской письменности на основе латинской, полонизация и латинизация литовского языка, сближение национальных элит)
Личная уния означала невозможность фактического продолжения войны. В 1387 году состоялся совместный польско-литовский поход в Галицию, в результате которого венгерские войска были изгнаны. Позже уже упомянутое Островское соглашение юридически завершила войну.
После свадьбы Ягайло поселился с 1386 года в Кракове, откуда стал управлять Литвой через наместников. Данный факт вызывал неудовольствие у литовской знати, ибо означал подчиненное положение Литвы по отношению к Польше. Осложнило ситуацию и обещание Ягайло обратить всех своих литовских подданных в католицизм: многие представители литовской знати, будучи православными по вере и русскими по происхождению, отвергали возможность перехода в католицизм. В результате в Литве образовалась оппозиция “краковскому правлению”, во главе которой встал двоюродный брат Ягайло Витовт. Его сторонники хотели восстановить независимость страны от Польши. Витовт даже прибегнул к помощи давнего врага Литвы- Тевтонского ордена. В результате разгорелась гражданская война (1389-1392), закончившаяся Островским соглашением. Витовт стал Великим князем Литовским, но подпал под вассальную зависимость от польского короля. Таким образом, ценой некоторых уступок польско-литовская уния была сохранена.
В целях укрепления союза с Литвой в конце 1400 года была подписана Виленско-Радомская уния (текст не сохранился). Согласно данному документу, Ягайло признал за Витовтом пожизенно титул Великого князя Литовского, а после смерти последнего престол переходил потомкам Ягайло. Если бы Ягайло умер, не оставив наследников, за русско-литовским боярством призавалось право участвовать вместе с польской шляхтой в выборах нового короля Польши.
Но, несмотря на единство трона и династии, следует отметить, что между государствами сохранялась таможенная граница и пошлины. Казна и судебная система оставались раздельными.
Через 13 лет в 1413 году между Ягайло и Витовтом была заключена новая Городельская уния. Данный акт еще более усилил взимосвязь между двумя государствами.
Основные положения документа:
- польская шляхта принимала в свое гербовое братство литовских бояр-католиков; знатные литовские католики получают права польской шляхты (ст. 3,4; литовская католическая знать получала право свободного распоряжения своими вотчинами: их дети не могут быть лишены наследственных имений-ст.5; обязанность платить установленные по старинному обычаю налоги-ст.7)
- введение в Литве польского административного-территориального деления (ст.9)
- титул Великого князя Литовского закреплялся за королем Польши (ст.11)
Помимо указанных условий, Литва получала надежного союзника в борьбе с Тевтонским орденом и еще ближе соприкоснулась с польской культурой (в том числе политической). Победа в Грюнвальдской битве еще в 1410 году, одержанная объединенным польско-литовским войском над тевтонскими рыцарями, прекратил Великую войну между Тевтонским орденом с одной стороны и Литвой и Польшей с другой (1409-1411). По первому Торуньскому миру (1411) Литва сохранила Жемайтию, а экспансия немецких рыцарей в Прибалтике была остановлена, хотя не устранена полностью.
В 1430 году умер Витовт. Престол должен был перейти Ягайло. Но литовская знать все еще не хотела признавать своим князем польского короля. Православная русская знать стояла за Свидригайло Ольгердовича, литовская католическая партия выдвинула Сигизмунда Кейстутовича. В результате разгорелась ожесточенная война (1432-1439), в результате которой победу одержал Сигизмунд. Свидригайло был разгромлен и бежал в Валахию.
Еще в условиях войны была заключена Гродненская уния (1432). Сигизмунд признавался Великим князем Литовским, но после его смерти литовский престол переходит к потомкам Ягайло. За родом Кейстутовичей сохранялась лишь родовая вотчина-Трокская княжества. Но в случае его пресечения и оно должно перейти к польской короне. Сигизмунд обязался поддержать Польшу в борьбе с Тевтонским орденом. Территория Литвы сохранялась прежней (за исключением спорных волынских территорий, отошедших Польше). Только благодаря Гродненскому акту Сигизмунду удалось одержать победу в гражданской войне. Однако в 1440 году Сигизмунд Кейстутович пал жертвой заговора.
Следующей важной вехой в укреплении польско-литовского союза стала Краковско-Виленская уния 1499 года. Её главным пунктом было условие, согласно которому отныне ни польский король не мог быть избран без участия делегатов из Литвы, ни великий князь литовский не мог вступить на престол без участия польского шляхетства. Идея данного акта воплотилась и в следующей Мельницкой унии, заключенной в 1501 году. В 1492 году после смерти короля Казимира IV Ягеллончика уния между Польшей и Литвой была вновь расторгнута: королем польским стал Ян I Ольбрахт, а великим князем Литовским-его младший брат Александр. В 1501 году скончался король Ян I, и вновь был поднят вопрос об унии. Ключевую роль в этом сыграла русско-литовская война 1500-1503 годов, сложившаяся для Литвы неудачно (Великое княжество Литовское потеряло треть своей территории). Этим воспользовалась польская шляхта, давно стремившаяся к инкорпорации Литвы. В конце октября 1501 года акт унии был подписан великим князем литовским Александром в городе Мельник Подляшского воеводства с условием последующего его одобрения сеймом Великого Княжества Литовского. Он содержал несколько важных положений:
- Литва и Польша становятся единым государством во главе с единым монархом, избираемым на общем сейме представителями Великого княжества Литовского и Королевства Польского
- Оба государства отныне проводят единую внешнюю политику
- Вводится единство денежной системы
- Судебная система и государственный аппарат обеих стран сохраняется различным
- Наследственная монархия сменяется выборной
При этом делегация избирателей Великого княжества Литовского была значительно меньше, чем число избирателей от Королевства Польского. Этим фактом суверенитет Великого княжества Литовского был фактически ликвидирован.
Однако, как можно было преположить, сейм Великого княжества Литовского, состоявшийся в 1505 году, не одобрил унии, и она не вступила в силу.
Но главным документом, завершившим почти двухвековой процесс создания единого польско-литовского государства, стала Люблинская уния 1569 года. 1 июля она была одобрена совместным сеймом, а 4 июля подписана королем Польши и Великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
В качестве одной из причин принятия унии стал политический и экономический кризис, постигший Литву во время неудачной для нее Ливонской войны (1558-1583). Поэтому уния воспринималась Литвой как вынужденная мера, призванная сохранить государство от полной катастрофы.
Уния содержала следующие условия:
- Польша и Литва окончательно были объединены в единое государство- Речь Посполитая, во главе которого стоял монарх, избираемый на общем польско-литовском сейме. При этом отсутствие одной из делегаций не было уважительной причиной для переноса или срыва голосования (ст.2)
- Избранный монарх носил одновременно титул короля Польского и великого князя Литовского (ст. 3)
- Монарх при вступлении на престол был обязан присягой и специальной грамотой (pacta conventa) подтвердить прежние законы и привилегии шляхты (ст. 5)
- Любые международные соглашения не могут быть быть утверждены “без общего ведома и совета обоих народов” (ст. 10); провозглашалось единство дворянства и духовенства (ст. 9); вводился общий сейм (ст. 15)
- Унификация денежной системы (ст. 11)
- Уничтожение большинства пошлин, существовавших между Литвой и Польшей (ст. 12)
- Разрешение польскому дворянству в Литве и литовским дворянам в Польше покупать и владеть имениями (ст. 13); запрещалось поднимать споры о принадлежности имений (ст. 21); земли и строения, захваченные у Московии, возвращались прежним хозяевам (ст. 23)
- В случае нарушения условий договора какой-либо стороной шляхте предписывалось восстать и силой восстановить единство государства (ст. 25)
Новообразованное государство, названное Речью Посполитой, в целом продолжала политику Польши и мало учитывала интересы Литвы (полонизация, внедрение польского языка и культуры, католицизма в качестве единственной государственной религии).
Таким образом, Речь Посполитая по принципу конфедеративного государства ассиметричного типа (с явным преобладанием Польши). При этом Литва и западнорусские земли превратились фактически в национальную окраину. Поэтому можно заключить, что сама форма государственного устройства содержала в себе предпосылки для будущих внутренних конфликтов на национально-религиозно-культурной почве. Которые в будущем привели сначала к сокращению территории, а затем к прекращению существования Речи Посполитой в результате Третьего раздела (24 октября 1795 года).
Глава II: Общественный строй
Раздел 1: Дворянство
Люблинская уния 1569 года ознаменовала собой изменение не только госудаственного, но и общественного строя. Начинается эпоха безраздельного господства дворянского сословия; впоследствии такое одностороннее развитие польско-литовского шляхетства замедлит развитие общественных сил, приведет к устареванию политических форм регулирования жизни общества, которые в сущности своей будут неизменны до II половины XVIII века. Узкосословный интерес подменил общегосударственный и общенародный. Королевская власть, связанная условиями шляхетской демократии (важные положения об ограничении королевской власти можно увидеть в Генриховских статьях 1573 года, подписанных Королем Генриком Валезой), не могла изменить существующее положение по своей инициативе, а само дворянство не желало менять выгодный для себя строй. Приходит в упадок общественная мысль, правильное понимание нужд государства отсутствует. Не создается никаких новых учреждений, а старые постепенно изживают себя. Наступает эпоха застоя.
В первую очередь дворянство превращается в замкнутое сословие, постепенно ограничиваются пути его получения. Важную роль в этом начинает играть сейм. Конституция 1578 года постановила, что король может выдавать нобилитации только на сейме, а с 1601 года дворянский титул необходимо было доказывать на сейме; с 1641 года индигенат (право получения польского дворянства) становится также привилегией сейма. Конституция 1638 года запретила упоминать и использовать титулы, записи о которых отсутствуют в документах Люблинской унии, что подтвердили конституции 1641 и 1673 годов. Было запрещено ношение орденов (первый орден был учрежден только в 1705 году королем Августом II Сильным).
С XVII века утвердился обычай, согласно которому нововведенным дворянам жаловалось т.н. неполное дворянство-скартабеллат. Данный статус не давал почти никаких прав, присущих шляхетскому сословию (занимать государственные, судебные должности). Только в третьем поколении потомки нововведенных дворян могут быть уравнены в правах со старинным шляхетством.
По уже упомянутой конституции 1578 года королю стало практически невозможно жаловать польские титулы. Поэтому участились случаи пожалования иностранных титулов (графов и баронов) иностранным семействам из Венгрии, Италии, Франции.
Дворянство сильно заботилось об укреплении своих прав на землю-экономическую и политическую основу их могущества. Еще законами 1496 и 1538 годов мещанам было запрещено покупать землю (законы 1658, 1678 и 1703 годов делали исключения лишь для краковских мещан, которым было разрешена покупка земель в окрестностях Люблина, Львова, Вильны). Генриховские артикулы 1573 года устраняли право собственности короля на полезные ископаемые, добываемые в частных землях (в первую очередь, на соль и серу) и передали их хозяевам земель. Дом шляхтича не мог быть подвергнут обыску (1588), земля, на которой располагалась усадьба, была освобождена от налога. Уплату всех налогов феодалы переложили на живших на их землях крестьян.
Таким образом, уже со II половины XVI века были установлены и развивались основные права и привилегии шляхты:
- право на владение землей
- свобода от воинского постоя
- право получать соль по удешевленному тарифу
- право личной неприкосновенности
- право занимать государственные и судебные должности
- право быть адвокатом- представителем стороны в судебном процессе
- право участвовать в работе сеймов, в принятии законов и выборах короля
Круг обязанностей же был довольно узок и формален:
- уплата ланового (поземельного) налога и налога на военные нужды (фактически эти обязанности шляхта перекладывала на плечи зависимых крестьян)
- участие в посполитном рушении (дворянском ополчении)
Следует заметить, что дворянство Речи Посполитой не было единым. Во-первых, это связано с экономическим критерием. Если еще во времена Ягеллонов (1386-1572) большой вес имели мелкопоместные дворяне, владевшие несколькими небольшими деревнями, то уже вскоре после Люблинской унии начинается процесс эпоха латифундий-крупных земельных владений, принадлежащих магнатам-влиятельнейшим, знатнейшим и крупнейшим представителям шляхетства. Магнаты, особенно усилившиеся в Литве и на Украине, подчинили себе малоземельную шляхту, закабалили ее, а также узурпировали право занимать высшие государственные и судебные должности (гетман, великий маршалок литовский и коронный). Хотя закон провозглашал равенство внутри правящего класса, на деле всеми шляхетскими привилегиями и вольностями владели только магнаты (включая важнейшую-право участвовать в выборах короля). «Голая» шляхта, не имевшая земли, вообще не допускалась на государственную службу и в земские суды. Ставился неоднократно вопрос об устранении безземельной шляхты даже от участия в сеймиках. Право пользоваться дворянскими привилегиями и вольностями имели только шляхтичи, владевшие землей, пусть даже они были вынуждены обрабатывать её своими руками (сельская шляхта).
Во-вторых, после заключения Люблинской унии обострилось противостояние между диссидентским дворянством (православным, а позднее и кальвинистским) и католическим. Итогом данного противостояния стало окатоличивание, ополячивание русско-литовской знати. Многие дворяне после создания на Брестском соборе в 1596 году Русской униатской церкви стали грекокатоликами (яркий пример-старинный боярский род Шептицких, принявших унию в 1703 году). И только малая часть шляхетства (зачастую это была малоземельная шляхта русских земель Литвы) осталась верна православию. Избежав национальной, религиозной и культурной ассимиляции, она тем не менее оказалась устранена от участия во власти, а многие дворяне подверглись преследованиям. То же касалось дворян-протестантов.
Несмотря на то, что в первые годы существования Речи Посполитой была утверждена религиозная терпимость (Варшавская конфедерация 1573 года провозгласила свободу вероисповедания, но государственной религией остался католицизм), ростки религиозной нетерпимости начали проявляться уже в годы правления Сигизмунда III Васы (1587-1632). Противостояние диссидентов (иноверцев) и католиков продолжалось до самого конца существования Речи Посполитой (1795). Даже во II половине XVIII века, когда было проведено множество реформ в области государственного строя, Барская конфедерация, ставшая реакцией на пророссийский Репнинский сейм 1767-1768 годов, имела одной из главных целей не допустить уравнения в правах некатоликов (униатов, православных, протестантов) и приверженцев Римской церкви.
В-третьих, шляхетство различалось по национально-территориальному принципу. Иначально в польско-литовском государстве польское и литовское дворянство существовали отдельно. Важно заметить, что литовская знать занимала более низкое положение, чем польская. Поэтому еще до заключения Люблинской унии наметилась тенденция к сближению правящих классов обеих государств. Литовская знать полагала, что, сблизившись с польской шляхтой, она обретет равные с ней права. Это отражено в Генриховских артикулах, которые обращены как к польскому, так и к литовскому дворянству. Имело место довольно близкое культурное сближение, ибо литовские дворяне перенимали образ жизни польской шляхты. В итоге уже к XVIII веку ситуация сложилась таким образом, что противостояние между феодалами и крестьянами имело не только классовый, но и культурно-религиозный характер. Теперь крестьянам противостоял не просто пан-угнетатель, но и представитель совершенно иной культуры, традиции и языка.
В связи с политическим кризисом польско-литовской государственности в XVIII веке перед самым правящим классом встала необходимость ограничения дворянских привилегий. Конституция сейма 1768 года закрепила право недворян занимать некоторые государственные должности. Конституция 1775 года развила эту линию, разрешив недворянам приобретать землю и дворянство при покупке земельного участка определенного размера (как правило, довольно большой стоимости). Городские законы 1791 года расширили возможности приобретения дворянства мещанами: оно получалось за участие в общественной деятельности (в комиссиях, сеймиках), за военные заслуги. При этом необходимо было вносить определенную сумму в качестве подати. Мещанам было разрешено приобретать коронные земли и участвовать в суде в качестве представителей сторон.
Таким образом, к концу XVIII века дворяне утратили многие монопольные права. В Конституции 3 мая 1791 года старинные права и привилегии шляхты отражаются, но теперь их роль определяется как почетное первенство (“первые защитники свободы и нынешней конституции”- ст.2).
Раздел 2: Духовенство
Как и дворянство, духовенство имело статус привилегированного сословия во все время существования Речи Посполитой. Благодаря праву назначать церковных иерархов в 12 аббатств и 1 превотство король сохранял подобие власти. Это право было подтверждено папой Сикстом V в булле 1589 года во время правления Сигизмунда III Васы, а затем в 1763 году папой Климентом XIII.
Духовенство и дворянство были связаны органически. В частности, высшие (капитульные и аббатские) должности имели право занимать только представители шляхетства.
Как известно, на территории Речи Посполитой существовала развитая система церковных судов. Зачастую их компетенция становилась предметом споров на законодательном уровне. Конституции запрещали рассмотрение светских дел в церковных судах. Большое недовольство у дворян вызывал порядок рассмотрения апелляций на решения данных судов, которые направлялись в Рим. Порядок рассмотрения дел церковными судами изменился, когда в 1634 году был заключен договор с папой Урбаном VIII, подтвержденный конституцией 1635 года. Согласно данному договору изменился порядок рассмотрения апелляций, которые отныне направлялись не в Рим, а папскому послу в Варшаве-нунцию, который стал высшей судебной инстанцией на территории Польши, руководившей в том числе церковным судопроизводством.
Вместе с тем остро стоял вопрос церковного землевладения, размеры которого начали беспокоить дворян. Конституции 1634 и 1635 годов ограничили строительство монастырей и запретили передачу в пользу церкви недвижимое и некоторые виды движимого имущества. Был зафиксирован размер закладов- налогов, отчисляемых в пользу церкви с земских поместий (7%).
Речь Посполитая, будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, имела довольно сложную религиозную историю. Католическая церковь стала единственной официальной религией, религией правящего класса. Другие же конфессии стали притесняться уже вскоре после заключения Люблинской унии.
Несмотря на то, что варшавская конфедерация 1573 года, состоявшаяся в период бескоролевья после смерти Сигизмунда II Августа, уравняла в правах некатоликов (православных, протестантов), но только между собой. Была признана свобода вероисповедания, но католицизм занял более высокое положение. Даже несмотря на закрепленный конфедерацией высокий статус римско-католической церкви, католический клир отказался подписывать документы конфедерации, посчитав, что ее решения унижают католиков. Но несмотря на это, решения конфедерации вступили в силу и были подтверждены присягой нового короля Генриха Валезы. Позже это подтверждалось последующими монархами.
Хотя принцип веротерпимости был провозглашен, его претворение в жизнь встречало серьезные препятствия. Уже начиная с XVII века права диссидентов (некатоликов) все больше начали ущемляться. Это выразилось в изгнании из страны ариан (1658), в удалении с должностей некатоликов (главным образом из Сената). Хотя де-факто права диссидентов ограничивались еще с XVII века, юридически это закреплено было только в XVIII века. Решения сеймов 1717 («немой» сейм, примиривший Августа II с шляхтой и католическим духовенством) , 1733 и 1736 годов ограничили право диссидентов на богослужения, на строительство храмов, им было запрещено занимать коронные, воеводские, гродские, земские, судебные должности, отправлять представителей в посольскую палату и Сенат (в обе палаты сейма). Это было связано со сложной политической ситуацией в Польше в I половине XVIII века, когда в стране были междоусобицы, связанные с принадлежностью трона в период Северной войны (когда Август II Сильный отрекся от трона в 1704 году в пользу Станислава Лещинского, а затем после Полтавской битвы вновь стал королем) и Войны за польское наследство (Август II умер в 1733, и в качестве кандидата вновь был видвинут Лещинский), которыми воспользовалась шляхта и духовенство, пытавшиеся вытеснить диссидентов с политической арены. Август III Саксонец (1734-1763, сын Августа II), как и его отец в 1717 году, утвердил все требования, которые предъявила ему правящая элита.
В XVIII веке католическая церковь не только продолжает играть роль официальной религии, и и вытесняет другие конфессии. Такое положение закрепляется в конституции 1766, 1768 и в конституции 3 мая 1791 года. Только католик мог стать королем Польши, а отступление от католицизма грозило преследованием как за серьезное уголовное преступление. Однако, несмотря на высокую идеологическую роль, католическая церковь подвергается все большим ограничениям в светской сфере, что закрепляется в конституциях 1764,1768 и 1776 годов. Запрещены завещания в пользу церкви, уменьшается наследственная доля постригающихся в монахи (она составляет 1/10 от всей причитающейся доли), уменьшена закладная подать. После изгнания иезуитов в 1773 имущество ордена передается в государственную казну. Позднее были конфискованы имения епископа Краковского, которому был назначен годовой оклад. Предполагалось поступить аналогично и с остальными крупными владениями церкви, но это мероприятие так и не было осуществлено.
Права диссидентов, как уже было сказано, все более умалялись в XVIII веке. Однако большую роль в защите прав некатоликов на территории Речи Посполитой сыграла Россия, в течение века все более увеличивавшая свое влияние в Польше. Многочисленные войны (1700-1721, 1733-1735, 1768-1776, 1792, 1794) ослабили центральную власть, а также и без того отсталую экономику страны, что позволяло все более набиравшей политический вес в Европе Российской Империи определять не только внешнюю, но и внутреннюю политику польско-литовского государства. При этом частым поводом для вмешательства во внутренние дела была защита православного населения Речи Посполитой. Большое значение имел так называемый Репнинский сейм (1767-1768), получивший свое название по имени российского посла в Польше Н. В. Репнина, который под угрозой применения войск заставил делегатов сейма принять условия России. Во многом касались они и религиозной сферы: окончательное и полное уравнение диссидентов в правах с католиками, право православных занимать государственные должности наравне с католиками, признание на уровне закона смешанных браков между православными и католиками. При рассмотрения апелляций по делам веры наравне с католиками могли привлекаться представители православного духовенства. Не признана была лишь только возможность перехода из католицизма в другую религию.
Однако положения репнинского сейма 1767-1768 годов не были приняты большей частью польского шляхетства и духовенства. В частности, решения Барской конфедерации и конституция 1775 года запретила диссидентам занимать должности министров и сенаторов, было уменьшено представительство диссидентов (православных и грекокатоликов) в посольской палате. Смешанные церковные суды были упразднены, бракоразводные процессы передавались в ведение католического духовенства, даже если одной из сторон не принадлежала к Римско-католической церкви.
Таким образом, в течение всего рассматриваемого периода Римско-католическая церковь и католический клир имели большой вес в политических процессах, происходивших в Речи Посполитой. Но, несмотря на высокую идеологическую роль, влияние церкви в частной сфере и в экономике неуклонно сокращалась.
Раздел 3: Городское население
В городском строе, как и во всех сферах жизни общества Речи Посполитой, так же не происходило никаких существенных изменений. Городские думы и суды (лавы) по-прежнему играют важную роль во внутренней жизни городов. Но уже начиная с XVII века положение городов все более ухудшается. Это связано с качественной перестройкой экономики. Усиление панов-помещиков, рост объемов сельскохозяйственной продукции за счет увеличения экспорта хлеба и фольварков приводит к упадку городской торговли. В связи с ростом роли деревни и помещичьего землевладения (хозяйства помещиков являлись наиболее продуктивными) город все менее становится нужным. Теперь он играет роль посредника между местными купцами и иностранными (прежде всего, из Данцига). Отсутствие выгодной для национальной экономики таможенной политики губит цеховую промышленность, и рынок начинает наполняться иностранной продукцией. Все более замыкается городское сословие- мещане.
Другой причиной упадка городов была фактически ликвидация городского самоуправления и передача всей полноты власти в руки старост. Конституция 1565 года обязывала предоставлять старостам отчеты о доходах городов. Несмотря на сопротивление последних, уже во II половине XVII века почти все города, за исключением самых крупных, стали полностью зависеть от произвола старост, которые не заботились о их процветании. Увеличивается роль воеводских прейскурантов, составлявшихся воеводами в исключительно интересах дворянства единолично, без учета условий торговли и выгоды городам, что тормозило их развитие.
Помимо этого, уменьшалась территориальная юрисдикция органов городского самоуправления. Уже при Сигизмунде II Августе появляются привилегии отдельных лиц (представителей шляхты и духовенства), которые заключались в изъятии их самих и принадлежащих им в городе территорий из-под власти городских органов и в передаче их в ведение земских судов. Такие территории получили название юридиков. Действие городских законов на этой территории не распространялось, их владельцы не платили податей и могли осуществлять торговлю питейной продукцией в ущерб винному откупу, что разрушало экономику городов и мешало им развиваться. В итоге города оказались скованы дворянскими привилегиями и всевластием старост, и только крупнейшие города (Краков, Варшава) смогли сохранить часть городских вольностей.
Конечно, падение роли городов и их подчиненное положение вело к принижению мещанского сословия. Городские дела объявлялись недостойными шляхтича. Если раньше занятие должности в городе представителем шляхты было просто запрещено, то теперь это вело к утрате дворянского статуса (конституции 1633 и 1678 годов). Мещанам запрещалось ношение мехов и дорогой одежды. Данные меры вызвали раскол в мещанской среде: теперь наиболее зажиточная и предприимчивая часть горожан стремилась любыми способами попасть в дворянское сословие и порвать с мещанскими занятиями. Торговля перестала быть привилегией городов, что привело в том числе и к снижению темпов роста городского населения: ведь в города никто уже не стремился.
Экономический и политический кризис XVIII века заставил правящий класс пересмотреть свое отношение к городскому населению. И хотя к мещанам сохранялось презрительное отношение, управление городами было упорядочено: решением сейма 1768 года юридики (но далеко не все) были ликвидированы. Проживающее в городах дворянство и духовенство теперь начали платить пошлины и налоги и подпали в сферу деятельности городских органов. В города посылались люстраторы для проверки доходов городов, что, однако, вызвало новый конфликт горожан со старостами по поводу финансового контроля и учета. При этом привилегии воевод относительно системы мер и весов были сохранены.
Однако ситуация городах в Литвы была еще хуже. В 1776 году городское магдебургское право было ликвидировано, и города окончательно подпали под власть старост.
Полномасштабная реформа городского устройства была проведена лишь в 1791 году. Проблем городов касались 4 конституции, относящиеся к этому году. Их действие распространялось как на коронные города, так и на частные (но с согласия их владельцев). Устранялись все ограничения, восстанавливались городские вольности. Мещане получили право приобретения земли, занимать государственное должности, получать дворянство за гражданские и военные заслуги. Все домовладельцы могли участвовать в городских собраниях. Шляхтич мог, не теряя статуса дворянина, занимать должности в городских органах.
Устройство городских органов практически не изменилось. Во главе города стояла дума- ратуша. В малых городах она состояла из войта, 4 ратманов (представителей от кварталов) и кассира, а в крупных- из президента, вице-президента, ратманов (в зависимости от количества кварталов), кассира. Городская дума представляла интересы города и его населения, управляла городскими учреждениями, финансами, назначала других должностных лиц, осуществляла суд (в охранительных и дисциплинарных целях), контролировала сбор податей, отвечала за городские дела как перед населением, так и перед центром. Президент председательствовал в думе, издавал письменные распоряжения, командовал городским ополчение. Войт следил за порядком в квартале.
Таким образом, было упорядочено управление городами, но при этом внутренне самоуправление продолжало ограничиваться (усиление контроля со стороны центра, лишение права издавать городские статуты- валькири).
Раздел 4: Крестьянство
После создания Речи Посполитой крестьянство окнчательно стало зависимым населением. Генриховские статьи 1573 года установили полную власть помещиков над живущим на их землях крестьянским населением. В целях расширения площадей запашки хлеба дворяне стремятся закрепить за собой право владеть крестьянами. В результате крестьянам оставалось бежать либо на восточные рубежи, либо к казакам. Против последнего особенно резко выступали дворяне, что отразилось в ряде конституций (1581, 1611, 1641, 1685). Упрощается процесс тяжбы «о беглых подданных», постепенно увеличивается штраф за принятие в дом беглых крестьян (1588, 1613- 500 гривен вместо 10 в 1523). Устранения казаков на территории Польши, подавление крестьянско-гайдамацких восстаний еще более услили закрепощение крестьян.
В данных условиях увеличивается роль помещика, владельца усадьбы (фольварка). Он обладает в своих владениях полным иммунитетом, является главным судьей и распорядителем земли. Пан мог лишать земли крестьян и переводить их на другие участки, издавать обязательные распоряжения и своды законов, распределять барщинные и оброчные повинности, которые не регулировались на законодательном уровне, а потому всецело зависели от воли барина. Все подати, которые формально лежали на дворянстве (в том числе поземельная), перекладывались на плечи крестьян. У частновлдельческих крестьян не было никаких прав, в том числе подавать апелляцию на решение вотчинного суда пана или пожаловаться на жестокое обращение с его стороны. Небольшое исключение делалось лишь для крестьян, проживавших на королевских землях: они могли обращаться в референдарский суд. Но его юрисдикция не распространялась на восточные земли, а процедура судопроизводства была очень дорогостоящей.
Помимо барщинных повинностей, крестьяне были обязаны снабжать пана подводами и платить натуральный оброк.
Уже с XVI века начинают развиваться дворянские монополии на производство алкогольных напитков (водка, пиво), на молотьбу хлеба. Поэтому частновладельческим крестьянам запрещается молотить хлеб за пределами поместья, покупать алкоголь не у своего помещика, торговать вне фольварка. В результате деревня все более замыкается, превращаясь в маленький ограниченный мирок.
Но тем не менее, крестьянин продолжал оставаться свободным. Он имел личное движимое имущество, инвентарь, который нельзя было отнять. Также он мог выкупить у помещика участок земли и сделать его наследственной собственностью.
Однако фактическое положение вещей было совсем иным. Помещики продолжают увеличивать налоги на крестьянские наделы, закабалять их, что сказывалось на заинтересованности в труде. При этом все более уменьшающийся размер крестьянского надела в результате роста населения и произвола помещиков никак не влияет на постоянно растущие подати. Единственным способом эффективного решения вопроса крестьянского малоземелья была миграция на восточные земли. Где было много нераспаханной земли, а власть помещиков- не столь сильной. Но этому сильно противилось дворянство. Застой и упадок городов вынуждали крестьян оставаться в пределах имения пана. Постоянно растет число безземельных и малоземельных категорий крестьянского населения: загродников (имели избу и небольшой огород), бобылей (имели только избу), коморников (не имели даже избы, снимали угол в чужой хате). Меняется и характер экономических отношений крестьян-землевладельцев. Раньше они платили ренту-налог за право быть собственниками земли; теперь же они фактически превращались в батраков помещика, а земля становилась играла роль награды за труд.
Соотношение крестьянских повинностей и крестьянского надела не везде было одинаковых. В частности, на восточных землях было много свободной плодородной, но нераспаханной земли, а крестьянин, чувствуя себя более свободным от власти помещика, экономически стоял более сильно. Но вместе с тем уровень культуры и просвещения там был ниже.
Большие изменения в положении крестьян произошли в XVIII веке. Была уменьшена барщина, зафиксированы размеры налогов и податей, подтвержден лично свободный статус крестьян. Основные законы 1768 года запретили панам вершить правосудие над крестьянами в порядке вотчинной юрисдикции, ограничен дворянский иммунитет, установлена смертная казнь за убийство крестьянина помещиком. Судебное уложение Андрея Замойского, созданное по поручению сейма в 1776 году, установило право крестьянина уходить от пана, который нанес ему значительное оскорбление. Уложение установило свободу договоров между крестьянами и помещиком; теперь крестьянин, считая договор нарушенным по вине помещика, мог обратиться в суд за защитой своих прав. Но уложение не было принято сеймом 1780 года. Большое значение имела конституция 3 мая 1791 года. Согласно IV статье документа, правительство и закон защищает свободу договоров между крестьянами и помещиками: “мы берем под покровительство права и нашего правительства, устанавливая, что отныне любые свободы, пожалования ли действительные договоры, заключенные между землевладельцами и крестьянами их имений, независимо от того, совершены ли они были со всей громадой или каждым отдельным жителем деревни, должны устанавливать общие и взаимные обязательства в соответствии с точным значением условий и записанного в указанных пожалованиях и договорах, находящихся под защитой нашего правления”.
Глава III: Государственный строй
Раздел 1: Форма государственного единства
Начиная с 1569 года государство состоит из двух частей- Литвы и Польши. Помимо Литвы и Польши, которые еще сохраняли часть внутренних особенностей (в частности, в Литве на положении государственного до 1696 года сохранялся западнорусский язык), как основных составных частей Речи Посполитой, существовал ряд территорий с особым правовым положением. Ими были Инфлянты, а также зависимые от Речи Посполитой Прусское и Курляндское герцогства. Поэтому Речь Посполитую можно охарактеризовать как сложное федеративное (по версии книги Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 18. — 684 с.) государство с автономными образованиями.
Правовое положение Инфлянт меняется начиная с прихода к власти Стефана Батория. По конституции 1598 года в Инфлянтах вводится польские административные единицы- воеводства (Венденское, Дерптское, Перновское), сеймики, земства. Однако часть Инфлянт была в 1617-1625 годах утрачена в пользу Швеции. Но процесс унификации продолжился на оставшейся часть: туда начали назначаться кастеляны, воеводы, причем то из Литвы, то из Польши. Часть инфлянтских доходов поступали то в литовскую, то в польскую казну. Конституция 1677 года ввела единое Инфлянтское воеводство, польскую судебную систему, в основу которой легли литовские статуты (1529, 1566, 1588). Сохранилось промежуточное положение Инфлянтов: они подчинялись одновременно Литве и Польше.
Курляндское герцогство оставалось вассалом Польши. После пресечения династии Кетлеров (1737) оно должно было вернуться в состав Речи Посполитой, что было предусмотрено конституцией 1589 года. Но вопреки ее условиям герцогство было передано в качестве ленного держания Бирону и его потомкам (чему немало поспособствовала протекция, оказанная Бирону со стороны России). Что касается правового статуса Герцогства, то оно продолжало существовать в статусе, определенном еще в 1561 году, но с 1639 года было добавлено условие, по которому Курляндия обязывалась отдавать 10000 флор в случае рекрутского набора в Польше. Курляндия, в отличие от Пруссии, в 1657 году отделившейся от Польши, оставалась зависимым от Речи Посполитой государством до III раздела (1795), а затем было ликвидировано и включено в состав Российской Империи.
Герцогство Прусское находилось в том же положении ленной зависимости от Польши. Однако линия курфюрстов Гогенцоллернов добилась в ряде соглашений, что за в случае пресечения Ансбахской линии, владевшей герцогством, престол сохранится за династией в целом. Так, когда в 1618 году умер герцог Альбрехт Фридрих, страдавший душевной болезнью и не оставивиший наследников, Иоахим Фридрих, курфюрст Бранденбургский, ставший регентом последнего, добился права наследования престола прусского престола, которое после его смерти в 1608 перешло к его сыну Иоанну Сигизмунду. Однако новый прусский герцог облагался повышенными повинностями: по договорам 1605 и 1611 годов он обязан был доставлять в Речь Посполитую в качестве годовой подати 30000 флор, добавлено требование изготовления судов для короля. С другой стороны, число апелляций на герцогский суд польскому королю (кроме особо важных военных дел), подтвержено право герцога выдавать охранные грамоты для прусских подданных.
Но уже к середине XVII века зависимость от Речи Посполитой стала формальной. По Вилявско-Быдгощским трактатам 1657 года Пруссия перестала быть зависимой от Польши и приcоединялась к Бранденбургскому курфюршеству. Отношения вассалитета-сюзеренитета были ликвидированы, вассальная зависимость сменилась союзом независимых государств. Но было подтверждено, что в случае пресечения династии курфюрстов Бранденбургских Пруссия вновь перейдет в состав Польши. Однако последние надежды вернуть Пруссию исчезли в 1701 году, когда Курфюршество Бранденбургское и Герцогство Прусское были объединены в единое Прусское королевство, а курфюрст Фридрих III принял титул короля.
В XVIII веке Польша попадает в зависимость от сопредельных государств, в первую очередь от России. Это выразилось в форме гарантий- условий, определявшие внутреннюю и внешнюю политику, которые диктовались Польше иностранными державами. Впервые понятие «гарантии» встречается в документах Репнинского сейма 1767-1768 годов. Гарантиями определяются содержание основных законов, способ голосования на сеймах, права диссидентов. Посредством гарантий иностранные державы начинают все более активно вмешиваться во внутренние дела Польши.
В 1772 году произошел I раздел. В ходе него Пруссия получила часть Великой Польши, Королевскую Пруссию, Австрия- Галицию, часть Краковского и Сандомирского воеводств, Россия- восточно-белорусские земли (Минское, Полоцкое, Мстиславское, Витебское воеводства). Новые гарантии касались вопроса неизменности границ после раздела, неприкосновенности территории союзных государств. Гарантии были подтверждены «делегационным» сеймом 1773-1775 годов. Теперь все внутренние преобразования должны были проводиться с разрешения иностанных держав.
При этом особое значение имел вопрос о внутреннем устройстве. Две различные декларации определяли его по-разному. Российская декларация от 5 ноября 1788 года затрагивала в том числе и внутренний строй государства. Прусская декларация от 25 ноября того же года не касалась внутренних дел Польши. Великий четырехлетний сейм (1788-1792) постановил, что не признает никаких гарантий, а тот, кто будет на них ссылаться, будет объявлен врагом польского государства. Конституция 3 мая 1791 года тоже не признавала условия гарантий. Также Великий сейм сделал огромный шаг к сближению Польши и Литвы путем составления общего правительственного устава и образования общего правительства. Также были организованы общая казна и войско.
Раздел 2: Королевская власть
По форме правления Речь Посполитая была избирательной шляхетской монархией. Уже в Генриховских статьях 1573 года закреплялась невозможность назначения королем наследника при жизни. Позднее это подтверждалось в ряде конституций (1576, 1607, 1667 и др.). Первоначально не существовало четкой процедуры избрания короля, но впоследствии она выработалась в ходе двух первых выборов (Генрих Валеза в 1574 году и Иштван Батори с супругой Анной Ягеллонкой в 1575).
Существовал особый порядок выборов короля. Обычно они происходили в период бескоролевья (период от смерти старого короля и до назначения нового). Во время бескоролевья во главе государстве становился примас (этот титул и в настоящее время носит архиепископ Гнезненский, имеющий почетное верховенство над всеми другими иерархами на территории Польши), который извещал в своем универсале о смерти старого короля и созывал конвокационный сейм, на котором назначались дата созыва сеймиков и избирательного сейма и который созывался примасом незамедлительно после кончины короля.
На избирательный, второй по порядку сейм, традиционно съезжалась вся шляхта, и уже заранее было оговорено, что в выборах примут участие не только депутаты, избранные сеймиками (собраниями депутатов на местах), но все представители шляхты, сколько бы их ни было. Шляхтичи подают голоса, но выборы нового короля традиционно могли стать законными только в том случае, если все делегаты проголосовали единогласно. Маршалок, избрираемый сеймом, клялся не подписывать избирательного диплома, пока все прдеставители шляхты не выскажут свое мнения. Если единогласия достичь не удалось, каждая партия выбирала своего кандидата, и тогда исход решался уже в ходе борьбы двух партий. После выборов примас провозглашает сделанный делегатами выбор, после чего составляется избирательный диплом и назначается дата коронации. Коронация проходила в Кракове на специальном коронационном сейме. Королем избранник признавался только после коронации. После нее король приносил присягу и подписывал pacta conventа (специальный договор-избирательная капитуляция), в которых подтверждал прежние законы, вольности и привилегии шляхты, обещал их чтить и уважать. Особенность pacta conventa заключалась в том, что в данном документе, помимо основ государственного строя и привилегий шляхты, содержались условия, которым король обязывался следовать (его полномочия, компетенция, права и обязанности монарха). Текст данного соглашения готовился специально каждый раз перед коронационным сеймом. Отдельные положения касались случая, если король преступит подтвержденные им законы. Генриховские артикулы гласили, что в данном случае народ вправе отказаться от повиновения королю. Конституции 1578, 1607, 1609 годов устанавливали порядок, предшествовавший отказу от повиновения: сначала предупреждение делалось примасом, затем Сенатом и, наконец, всем сеймом.
В XVIII веке королевская власть все больше подвергалась ограничениям. Основные законы 1775 года постановили, что королем может стать только поляк, а его дети и внуки не могут претендовать на избрание ранее 2 сроков, в течение которых будут править другие короли. Избирательный характер монархии подтверждался “Основами форм правления” (1789) и “Нерушимыми основными законами” (1791). Остро стоял вопрос о возможности выборов еще при жизни старого короля. Сейм 1790 года дал на это согласие. Уже основные законы 1768 года называли титул короля должностью наравне с Сенатом и посольской палатой, устанавливали принцип ответственности короля перед народом. Сильно были урезаны исполнительные функции короля: после образования Постоянного совета в 1775 году он был обязан подчиняться решению большинства его членов, назначать чиновников только с их согласия. Многие дела, на которые король мог оказать влияние (в частности, дипломатические), были переданы в сферу ведения специальных комиссий, решавших их самостоятельно.
Характер королевской власти меняет Конституция 3 мая 1791 года. Власть короля становится наследственной, власть после смерти Станислава Понятовского переходила к саксонской курфюршеской династии Веттинов (после смерти саксонского курфюрста Фридриха-Августа, объявленного королем Польши, корона переходила к его дочери Марии Августе и ее мужскому потомству). По конституции король не нес ответственность за свои решения, для введения акта в действие было достаточно подписи одного из министров (аналогично правилу контрасигнатуры в Великобритании). Урезаны законодательные полномочия (король лишен права распоряжений). Но монарх сохранил статус главнокомандующего, а также некоторые судебные прерогативы (право помилования, с некоторыми ограничениями).
Раздел 3: Сеймы
Параллельно с ограничением королевской власти растет значение сеймов и сеймиков. В руках делегатов сеймов сосредоточена законодательная власть. Вопросы, напрямую не касавшиеся дворянства (положение крестьян, горожан, евреев), без особой нужды мало затрагивались конституциями данного периода. Однако большое внимание уделялось вопросам нобилитации, индигената, управленческим вопросам. Сейм также имел право контроля за внешней и внутренней политикой, королевской власти, установление дополнительных и утверждение постоянных налогов.
Уже Генриховские артикулы 1573 года вносят порядок в порядок деятельности сеймов. В частности, он должен созываться как минимум раз в 2 года. Однако король при особых обстоятельствах мог созвать его раньше. В связи с этим появилась классификация сеймов на ординарные (проводились в обычный срок) и экстраординарные (созваны в досрочном порядке). Ординарный сейм длился около 6 недель, экстраординарный обычно меньше, а его деятельность была менее ограничена формальностями. По задачам сеймы делились на конвокационные (на них назначалась дата проведения элекционного сейма), элекционные (на нах проводились выборы короля, назначалась дата коронации и коронационного сейма). Места сеймов также были подробно зафиксированы: конвокационный и элекционный сеймы проводились в Варшаве, коронационный- в Кракове. Конституция 1673 года внесла коррективы в место проведения сеймов: теперь каждый третий сейм должен был созываться в Гродно.
Сейм, как прежде, состоял из 2 палат: Посольской палаты (нижняя) и Сенат (верхняя). Сенат традиционно формировался из министров, представителей от воеводств (воеводы и каштеляны) и высших католических иерархов (епископов). Он выполнял функции контроля за дейтвиями короля и давал ему советы, был контролирующей инстанцией для законопроектов, создаваемых в Посольской палате. Сенаторы-резиденты, отожествлявшие собой сейм между сессиями, играли роль личных советников короля. При Владиславе IV (1632-1648) и Яне II Казимире (1648-1668) Васах состав Сената увеличился до 150 человек за счет представителей от Инфлянтов и нового Черниговского воеводства (1635), а также новоустановленных епископов.
Упорядочена была роль различных палат: конституция 1690 года определила решающее значение за постановлениями Посольской избы- нижней палаты сейма. Она состояла из посылаемых сеймиками депутатов. В целях координации деятельности обеих палат и установлении системности законодательства конституция 1633 года постановила, что за 5 дней до окончания работы сейма обе палаты должны были собираться вместе для проверки новый постановлений сейма старым.
В данный период сейм стал уделять более пристальное внимание интересам шляхетства (а точнее, интересам его верхушки- магнатов), а общегосударственными нуждами он руководствовался настолько, насколько они не противоречили интересам правящего сословия. Важное внимание уделялось принципу единогласия. Только одобренный депутатами от сеймиков, сенаторами и королем законопроект мог стать законом. Правом liberum veto- правом опротестовать любое решение сейма и тем самым сорвать процесс принятия закона с 1652 года обладал каждый депутат сейма. Это право, сохранившееся и в XVIII веке, серьезно тормозило процесс развития шляхетского парламентаризма.
Новый XVIII век, однако, приносит немало изменений в существующие формы работы сейма. Состав сейма вновь расширяется: него вводятся новые каштеляны и воеводы, гетманы (1768), придворные казначеи (1775). Несмотря на территориальные изменения после Первого раздела в 1772 году формально сохраняются должности каштелянов и воевод от отторгнутых у речи Посполитой воеводств. В 1790 году сенаторское кресло получил представитель диссидентов- грекокатолический Митрополит Киевский, Галицкий и Всея Руси Феодосий Ростоцкий. Разросся и состав Посольской избы (до 234 человек). Великий Четырехлетний сейм (1788-1792) проводился в составе 354 человек.
В 1764 году был принят новый регламент сейма, упорядочивший его работу. Это был чисто организационный документ, всецело основанный на практике и по сути не вводивший ничего нового, имевший целью ускорить его деятельность и ликвидировать беспорядок при голосовании и определении его результатов. Запрещалось переходить к другому вопросу, когда не был решен уже поставленный. Принцип единогласия не был затронут. Новый регламент 1768 года только развил положения предыдущего. Отныне вопросы, стоящие перед сеймом, делились на 2 части: status (вопросы внутренней и внешней политики, налогообложения, внутригосударственного управления) и экономические (прочие). В отношении первых принцип единогласия остался в силе, вторая же категория вопросов разрешалась большинством голосов. Несмотря на урезание роли права liberum veto, оно сохранило свое главенствующее положение.
В целях устранения принципа единогласия вводились новые формы взаимодействия делегатов сейма. Среди них выделялись конфедерации и делегации.
Конфедерация представляла собой политический союз шляхты, объединенных общей целью. Иногда она выступала под именем «каптурова конфедерация» как государственный орган (создавалась на конвокационном сейме), но чаще всего это было объединение шляхты или определенной его партии, члены которой отстаивали свои сословные и политические права. Можно выделить разные типы конфедераций; одной из классификаций является их деление на прогрессивные (варшавская 1573 года, провозгласившая принцип веротерпимости) и реакционные (Барская конфедерация 1768 года, стоявшая на традиционных позициях непризнания прав диссидентов- некатоликов); поддержанные иностранными державами (Тарговицкая конфедерация 1792 года, направленная против Конституции 3 мая 1791 года и поддержанная российским правительством) и патриотические (уже упомянутая Барская конфедерация, которая не признавала пророссийского Репнинского сейма и была направлена на защиту государства от вмешательства в ее дела России, на сохранение традиционных шляхетских вольностей). Иногда конфедерация по своей природе становилась рокошем (восстанием шляхты против короля, как, например, Конфедерация Зебжидовского 1606-1609 годов, направленная против абсолютистской политики Сигизмунда III Васы). Конфедерации создавались делегатами из Посольской избы или членами Сената, к которым примыкала часть шляхты. Обычно она создавалась как оппозиция шляхты королю (Тарногородская конфедерация 1715 года, направленная против стремлений к абсолютной власти Августа II Сильного). Решения конфедерации принимаются большинством голосов. Часто конфедерация создавалась одновременно с созывом сейма (на Четырехлетнем сейме 1788-1792 годов в день открытия 6 октября была сразу образована конфедерация) или после сейма (Барская конфедерация была образована после Репнинского сейма как оппозиция ему). Они часто не были ограничены в сроках (конфедерация Четырехлетнего сейма).
Более простой формой выражения интересов шляхты была делегация. Для нее характерны более малые сроки, сокращенное число совещаний и представителей. К различным делегациям прибегал для решения отдельных вопросов и Четырехлетний сейм.
Раздел 4: Сеймики