Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра финансов и кредита
Реферат на тему: «Государственные финансы России в XVIII веке»
Выполнила:
студентка группы 101204
Шопина Галина Юрьевна
Проверила:
Асс. каф. финансов и кредита
Андреева О. Н.
Белгород – 2012
Экономическая реформа Петра I
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год). В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне). Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
Военная реформа
Петр I вел амбициозную внешнюю политику. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году. В тот год вышел указ, который определял источники формирования полков. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян. Рекрутов набирали следующим образом: от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов, дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов. В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Судьба рекрута – пожизненная служба в русской армии. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке. Система рекрутских наборов в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. К Концу царствования Петра Великого общая численность русской армии составляла 318 тысяч. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии. В 1716 году, был издан «Устав воинский», просуществовавший более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. Судьба Азовского флота печальна; частично корабли были проданы Турции, частично уничтожены. Однако уже в 1703 году на Балтике будет построена крупная верфь – Олонецкая верфь. К середине Северной войны на Балтике уже будет русский флот, состоящий из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов, лодок. К концу правления Петра Великого на Балтике будет 32 линейных корабля, 16 фрегатов и 85 галер. Численность русского флота будет составлять порядка 30 тысяч человек. Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.
Состояние внешней в внутренней торговли
Во время Петра I активно развивалась внешняя и внутренняя торговля.Продолжался процесс развития внутреннего всероссийского рынка.Проводником торговой политики государства были государственные учреждения,в первую очередь Коммерц-коллегия. Она в основном занималась практическими вопросами развития торговли. Правительство проводило политику меркантелизма.Суть ее заключалась в поощрении внешней торговли ,обеспечении активного внешнеторгового баланса как главного средства денежных накоплений.Таможенный тариф 1724 г. оградил русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовал установлению активного торгового баланса. Ведущюю роль в торговых оптовых операциях играли ярмарки(Макарьевская,Свенская,Ирбитская и др.). Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных — всего 696.
Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.
В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.
Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба — рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья — сам-2—3, для Черноземья — сам-5—6.
Денежная реформа
Петр 1 правил довольно - таки долго (1682-1725), целых 43 года, так что неудивительно, что он успел многое сделать. В начале царствования Петра 1 единственной монетой была серебряная копейка, которая чаканилась из серебряной проволоки. Внешним видом они напоминала арбузное семечко и была очень легкой. Россия продолжала развиваться и уже через некоторое время серебряная копейка стала очень неудобной в расчетах, потому что для расчета с другими странами( при покупке импортных товаров) она была слишком мелкой и тратилось много времени на счет таких мелких монет, тогда как при торговле внутри страны она была наоборот, слишком крупной суммой. Требовалось введение новых монет, причем не одного номинала. Да и добыча серебра в стране была никакая, так что срочно требовалось введение мелкой разменной монеты, желательно из более доступного металла, коим планировалась стать медь. Петр 1 во время своих визитов в Европу очень внимательно наблюдал за проведением денежных реформ, известно, что он посещал монетные дворы в Европе. где наблюдал за работой чеканных станков, все больше убеждаясь в необходимости перейти от ручной чеканки монет к машинной. Глядя на то, как организовано денежное дело за границей, Петр 1 прямо таки невзлюбил бывшие в то время в хождении мелкие серебряные монеты. Он называл их "гадкие вши" и мечтал поскорее от них избавиться. Вскоре Перт 1 созрел для проведения денежной реформы, к которой он готовился весьма серьезно, начав строит монетные дворы. К основному кремлевскому монетному двору было добавлено еще 5 монетных дворов, строительство которых началось в 1695 году, а закончилось спустя 2 года в 1697.
При переходе на другие монеты использовался десятичный принцип исчисления, основными единицами предполагалось видеть монеты рубль и копейка. Первые пробные монеты из меди отчеканили в 1699 году, сама же реформа проходила в период 1700-1704 года. Основной крупной монетой стал рубль, по весу рубль равнялся талеру(28 грамм), что позволяло осуществлять платежи за границей. Также были выпущены доли рубля, такие как :полтина, полуполтина, гривна, 5 копеек и алтын. Все этим монеты были серебряными. Из медных монет были выпущены мелкие разменные монеты для населения : копейка, денга, полушка. ( также одно время делали и полуполушки). Серебряная копейка, какова же ее судьба, расммотрим. На всем протяжении ее существования вес монеты снижался, постепенно планируя совсем избавиться от нее и пустить драгоценный металл серебро на производство только крупных купюр. Серебряную копейку Петра 1 планировалось заменить на ее медные аналоги. Но помня события Медного бунта( когда при прошлом правителе население взбунтовалось при введении медных монет), Перт 1 повел себя как настоящий стратег. Он издал указы, в которых информировал все население России о введении новых медных разменных монет, указы зачитывались везде, где только можно, в церквях, на ярмарках, там, где было много народу. В указах гарантировалось полное равенство серебряных и медных монет. Только лишь в 1700 году начали выпускать медные монеты денга, полушка и полуполушка, что соответствовало 1/2, 1/4, 1/8 копейки. И уже только потом, в 1704 году выпустили первую медную копейку при Петре 1. на всем протяжении этих лет продолжался выпуск серебряной копейки, чтобы народ мог привыкнуть и не бунтовать, обрести доверие новых денег. Все было сделано, как нужно, ставка была на время. Ну и когда народ привык к медным монетам, тогда прекратили выпуск серебряной копейки Петра 1, это было аж в 1718 году. Долго же народ привыкал к новым деньгам. При Петре 1 перешли не только на новые монеты, а еще и значительно улучшили технику изготовления монет, а именно перешли от ручной чеканки монет к машинной. Мастеров чеканного дела Петр 1 привозил из-за границы, они работали и получали оклад, также было оговорено, что каждый иностранный мастер возьмет на обучение несколько учеников. В период правление Петра 1, когда стали появляться первые новые монеты, активизировались первые в истории фальшивомонетчики, все - таки на первых порах защищенность монеты страдала. Перт 1 жестоко карал фальшивомонетчиков, заливая им в горло расплавленный металл. Жесткие тогда были нравы. Для защиты от подделок разрабатывались разные методы, так был изобретен первый гурчильный станок. На ребро монеты наносили некий рисунок, надпись или узор, что стало препятствие для подделки монеты. Также гурчение монеты значительно продлевало срок ее службы, предотвращая истирание рисунка на монете. С 1718 года гурчение монет стало на постоянной основе и вошло в технологию изготовления монет. В общем и целом, денежная реформа Петра 1 оказало значимое влияние на развитие государства, помимо всего прочего позволила сэкономить из бюджета страны порядка 4 миллионов рублей.
Налоговая реформа
Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. В 1704 г. был образован специальный штат "прибыльщиков", сновной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это. Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией. Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион - коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены: а на другой странице листа все расходы: також в кратце объявлены быть имеют". Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам. В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.
Административная реформа
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков. Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли. Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров". Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:
"Указ, что по отбытии нашем делать.
1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте; 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. Петр."
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю. Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. 1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере; 2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья. Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: "Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть". В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий (см. таблицу 1 в приложении). Документ от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит...
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии. В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией. Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат. Наряду с разделением городского населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами. Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была. Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить, и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов (выдержки из Табели о рангах см. в таблице 2 в приложении). Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени".
Политика Екатерины II
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чьё правление составило целую эпоху в истории страны. Полное имя Екатерины II – Софья-Фредерика-Августа, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась 21 апреля 1729 г. От природы она была одарена большим умом и сильным характером. Приехав в Россию, Екатерина всячески старалась завоевать симпатии и уважение окружающих, изучала русский язык, много читала и от художественной литературы перешла к книгам по истории и философии. Она читала Вольтера, Тацита, других авторов, приобретая обширные познания. Екатерина умела вести себя в обществе и производить впечатление на окружающих. Царствование Екатерины II – один из значительных и ярких периодов в русской истории; его положительные и отрицательные стороны имели большое влияние на последующие события. Основными объектами русской внешней политики были степное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ – области господства Турции (Османской империи) и Речи Посполитой (Польши). Екатерина II, проявившая большое дипломатическое искусство, провела две войны с Турцией, отмеченные победами русских войск под управлением Румянцева, Суворова, Потёмкина и Кутузова, окончившиеся утверждением России на Чёрном море. Польша пережила три раздела (1772, 1793, 1795 гг.), в результате которых к России отошла значительная часть западно-украинских земель, большая часть Белоруссии и Литвы. В период правления Екатерины Грузия признала протекторат России.
Денежные преобразования
Финансовая сфера России в эпоху царствования Екатерины II ознаменовалась двумя важнейшими событиями, которые имели большое экономическое и политическое значение для жизни страны.
Во-первых, были впервые введены государственные бумажные деньги. Первую попытку их введения сделал Петр III еще в 1762 году через издание указа; однако вследствие скорой смены власти указ так и остался неисполненным. Екатериной II был издан специальный манифест, где было сказано: "С 1 января 1769 года установляется в С.-Петербурге и Москве два банка для вымена государственных ассигнаций1, которые выдаваемы будут из разных правительств и казенных мест, от Нас к тому означенных, столько, а не более, как в вышеозначенных банках капитала наличнаго будет состоять".2
Во-вторых, по существу, вместе с этой денежной реформой в России сформировалась и определенная банковская система. Ассигнационные банки выпускали разменные на медную монету кредитные знаки (ассигнации), а также имели право вести кредитные операции. В существенных чертах эта банковская система сохранилась вплоть до реформ Александра II. Первые русские банки, открывшиеся в 1784 году для ссуд дворянству и купечеству, имели цель облегчить платежи и вместе с этим сосредоточить в казне серебро, которое было ей так нужно.
Россия, по существу, осваивала опыт становления денежного хозяйства, которое всегда неизбежно зарождается вместе с развитием разделения труда и обмена. Государство может только придавать стихийному процессу развития товарно-денежного обращения цивилизованные институциональные формы. На Западе переход к денежному хозяйству начался значительно раньше, чем у нас. Первые банки в Западной Европе возникли в XVI-XVII веках, в разных европейских странах по-разному.
Механизм эмиссии государственных бумажных денег в соответствии с "Манифестом" был следующий. Ассигнации "заготавливались в Сенате, подписывались двумя сенаторами, потом главным директором, затем поступали в банки, где подписывались директором банка и выпускались в обращение". В каждый банк было положено по 500 тыс. рублей, а всего миллион, и на такую же сумму было изготовлено ассигнаций 4-х достоинств: 25, 75, 50 и 100 рублей. Название свое они получили оттого, что со времен вексельных оборотов, учрежденных еще при Елизавете Петровне "для облегчения передвижения медных монет", это слово вошло в общее употребление и выражало то, чем они были на самом деле, т. е. "ассигновкой на променный банк", по которой императрица на себя и своих преемников брала обязательство "чинить всегда верный платеж и исправный платеж". Уже в то время представители власти понимали опасность для общества, которая могла возникнуть с обесценением этих "ассигновок". Важно отметить, что это положение касалось не только нынешней власти, но и будущих ее преемников. Все это усиливало доверие разных слоев населения к власти вообще. Доверие к власти может быть тогда, когда она учитывает интересы страны, т. е. разных сословий населения, а не только свои собственные интересы во имя сохранения своего пребывания во власти. Тогда доверие у населения создается не к данному лицу или лицам, а к институту власти как таковому.
Согласно тем технологиям (говоря современным языком) по "Манифесту" в обращение были "выпущены: из камер-коллегии - 200 тыс. рублей, из провиантской - 150 тыс. рублей и из других мест, которые производили платежи, но не более одной четверти следуемой к выдаче суммы, если кто из получателей сам не просил больше". Обмен ассигнаций производился во всех местах, куда поступали казенные сборы. В случае необходимости дополнительных ассигнаций все казенные учреждения должны были обращаться в банк, выслав ему предварительно требуемую сумму наличных денег. Частные лица могли разменять ассигнации на любые золотые и серебряные монеты.
Успех выпуска ассигнаций в результате денежной реформы 1769 года превзошел все ожидания правительства. Более быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, что позволяло удовлетворять растущие потребности людей, которые не могли быть удовлетворены заморскими товарами. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось все больше и больше людей. Это увеличивало поступление денег в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Поэтому возникла необходимость упростить технологию их выпуска. Самое большое неудобство состояло в том, что ассигнации в крупных суммах нужны были только в столицах, а в провинции стало не хватать мелкой монеты для ежедневных покупок. Поэтому было принято решение создать разменные конторы. Поэтому с 1772 по 1788 год были открыты 23 разменные конторы, в каждую из которых был положен собственный капитал от 100 тыс. до 300 тыс. рублей медной монетой. В целях большего увеличения ассигнаций в 1774 году был издан именной указ сенату о том, что выпуск ассигнаций должен быть прекращен, если их общая сумма достигнет 20 млн. рублей.
Разменность ассигнаций обеспечивала не только стабильность, но и их популярность. Однако целью правительства Екатерины II все-таки было не стимулирование развития товарно-денежного обращения самого по себе (хотя реформы, проведенные ею, объективно способствовали данному процессу), а пополнение казны, в отличие от стран Западной Европы, где ранее уже проходили аналогичные реформы, но целью их была именно стимуляция товарно-денежных отношений, которых требовали торгово-промышленные сословия (к слову сказать, эти сословия были достаточно развиты и численно, и по объему накопленного капитала, и по высоте уровня правовой культуры, и, кроме того, они реально владели рычагами демократического давления на институты государства).
Уже в 1786 году было выпущено до 50 млн. рублей, и в этом году оба "променных" банка были объединены в один под именем "Ассигнационного". Были выпущены ассигнации нового образца, а старые были изъяты. Новые купюры были более трудными для подделки. Для расширения денежного обращения появились ассигнации 10- и 5-рублевого достоинства. Их выпуск составлял, правда, всего 10 % общего выпуска, но это как раз и свидетельствует о том, что правительство действительно не ставило своей целью стимулирование товарно-денежного обращения. Помещичье дворянство хотя само и хотело удовлетворять свои новые потребности через денежный эквивалент, но в большей степени боялось потерять свое крепостное хозяйство через развитие рынка. Характерно, что для уничтожения ассигнаций старого образца была образована специальная комиссия, которая должна была проверять выпуск новых ассигнаций. Были условия для преобразований в технологической и социальной сферах в приближающемся XIX веке. Это был ответ России, пусть частичный, на те вызовы цивилизационного процесса, на которые передовые европейские государства уже начали отвечать с XVI века. Новый уровень технологического процесса требовал смены натуральной формы хозяйства на товарно-денежные отношения.3 Переход на новый технологический уровень всегда вызывается появлением новых потребностей людей, прежде всего потребительского характера. Эти потребности не могли быть удовлетворены в рамках натурального помещичьего хозяйства. На покупку заморских товаров нужны были деньги. С проведением денежной реформы, как мы видели выше, в руках дворянства стали скапливаться деньги. Сами помещики переводят крестьян на денежный оброк, о котором в свое время писал еще А.С. Пушкин ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил"). Вместо натурального продукта помещик стал иметь "живые" деньги. Стало развиваться купечество, которое и поставляло дворянству новые товары. Привозились не только заморские товары, но росло ремесленное производство и государственные и частные мануфактуры. Усилился процесс урбанизации, чему способствовали и административные реформы Екатерины.
Вследствие этого стали нарастать и изменения в образе жизни многих людей, пока, правда, только в высшем сословии. Среди молодого поколения дворян росла потребность в образовании, в изучении иностранных языков. Все больше дворянской молодежи уезжает учиться за границу, привозя с собой (назад в Россию) и новые мысли, и новые потребности. Это вызывает недовольство и страх у старшего поколения дворянства, оно начинает ощущать пропасть между собой и молодежью. Так, Фамусов в "Горе от ума" это ощущение выражает словами: "Век нынешний и век минувший!"
Денежная реформа проводилась, прежде всего, в интересах пополнения казны, которой не хватало денег ни на ведение непрерывных войн, ни на осуществление административных реформ. Кредиты, которые давались русскому купечеству, не были достаточны для широкого развития национального производства. Их хватало, в основном, на торговые операции и отдельные частные мануфактуры. В то же время рост податей в денежной форме усиливал социальное недовольство среди крепостного крестьянства. Это порождало крестьянские движения, которые начали охватывать всю Россию. Сокращались налоговые поступления в казну. Новое дворянское поколение видело пагубность крепостнического строя, который задерживал политическое и экономическое развитие России. Пушкин через три десятка лет напишет и о других социальных противоречиях, которые также были порождены денежной реформой конца XVIII века: "... вослед Радищеву восславил я свободу и милость к падшим призывал".
В тактическом плане благодаря денежной реформе правительство получило несколько миллионов в казну, что позволило ему продолжать начатую войну с Турцией и проводить административную реформу, требующую оплачивать огромную армию чиновников, которые и становились новой опорой русского самодержавия.
Таковы были основные последствия денежной реформы, проведенной Екатериной II, и их противоречивость.
Список литературы
1 Нешитой А.С. Финансы и кредит. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
2 В.А Федоров: История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Москва 2005
3 В.П Бутромеев: Энциклопедический справочник. Москва 2007
4 Ю.А Никифоров: Энциклопедия «Россия» ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007
5 http://www.bestreferat.ru/referat-70012.html
6 http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/111-voennye-reformy-petra-i.html
7 http://nyusha83.ru/nemnogo-istorii/denezhnaya-reforma-petra-1-monety-petra-1/
8 http://en.coolreferat.com/Налоговая_реформа_Петра_Великого
9 http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=17837&page=12
10 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14979
11 http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/1999_01/andr.htm