Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
Театрально-режиссёрский факультет
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
Специализация «Режиссура эстрады»
Реферат по предмету
История массовых представлений и зрелищ:
«Гладиаторские водные сражения»
Работу выполнила
студентка заочного отделения
группы 10103
Агапова Полина
Работу проверил
преподаватель по предмету
История массовых представлений и зрелищ
Комин С.М.
Москва
2012 год
Содержание:
1.Зрелища 2 стр.
2. Кодекс чести _____3 стр.
3. Обучение гладиаторов 4 стр.
4. Добровольные гладиаторы 5 стр.
5. Морские сражения на потеху толпе 6 стр.
6. Древнеримские навмахии ___ 7 стр.
7. Римские триумфы ____ 10 стр.
8. Список литературы _____ 12 стр.
Зрелища
Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. Игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами. Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но и рекламой. Когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. По принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. Древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. Выходя на ринг, гладиаторы должны были провозглашать: «ave, caesar, morituri te salutant!», что означало: «смотри Великий Цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя!». По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой, сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, раскаленными плетями, а иногда даже убивали. Бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. В зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.
С 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистратуру в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.
Для большинства римлян эти зрелища были любимейшим развлечением. Они ходили в амфитеатры за острыми впечатлениями: увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов, имена которых были также хорошо известны, как сегодня имена спортсменов и певцов эстрады. Отправляясь в амфитеатр, публика уже знала, кого в этот день она увидит на арене, ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников. Популярностью отдельных бойцов пользовались в своих целях организаторы игр, предварительно скупавшие все билеты, чтобы распродать их в розницу по большой цене.
Кодекс чести
Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав. Некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное названии, т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно, чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой, должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы, в которой жили, учились, тренировались и умирали.
Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. Когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ранен, не может продолжать бой, и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев.
Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему в глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.
Обучение гладиаторов
Как уже говорилось ранее, в гладиаторские школы попадали разными путями, нередко наряду с пленниками и рабами туда попадали и свободные люди, угодившие в сложные ситуации. Обучение было не менее жестоким, чем сами сражения, не всегда гладиатор, одержавший победу в схватке, мог уйти с арены. Бывало, что на смену павшему бойцу выставлялся другой и сражение возобновлялось.
Часто бойцы не знали, что вместо тренировочного боя сразу попадут на настоящее сражение. Таким образом, лучшим обучением для гладиатора того времени был настоящий бой. Новичков, сумевших выжить после первого в своей жизни настоящего боя, и победивший своего противника, получал табличку из слоновой кости, где было написано его имя и имя хозяина его школы, т.е. школы в которой он обучался. Имея такую табличку, гладиатор, как отличившийся переходил в группу более высокую по классу мастерства. Заслужив определённое количество таких значков отличия, гладиатор оказывался, наконец, в группе ветеранов, имея право на почётную отставку, но до этого счастливого момента, как вы понимаете, доживали не многие.
Жизнь раненого бойца зависела полностью от воли зрителей. Поражённый мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая вверх указательный палец. Если он пользовался симпатией великодушных зрителей, он оставляли его в живых. Тренировки перед большими сражениями, на которых мог присутствовать император, занимали от 10 до 14 часов в сутки. Дрались обречённые за тарелку луковой похлебки, которую, кстати, не всегда и получали. Загадкой остаётся, как при таком скудном питании бойцы могли драться. Очевидно, всё дело в психологии, вся гладиаторская «индустрия» держалась на страхе.
Добровольные гладиаторы
Чаще всего гладиаторами были рабы, невольники или военнопленные, но иногда и вольные люди, попавшие в сложное материальное положение. Их называли «добровольные гладиаторы» и добровольцы. Число этих людей достаточно быстро росло, уже к концу 1 века н.э. более 90% из всех бойцов уже состояли добровольные гладиаторы, пришедшие за деньги. Безусловно, это не были люди, имеющие знатную родословную или высокое положение, большинство из тех, кто становились бойцами - гладиаторами добровольно были выходцами из самых нижних общественных слоёв.
Такими в древнем Риме признавались сбежавшие рабы, должники, всё имущество которых было утрачено при попадании ими в долговую яму, каторжники, которые освободившись на свободу, так и не смогли найти себе место в жизни. Нередко, можно было найти среди желающих стать гладиаторами праздных бездельников, которые попросту ничего не умели делать, не хотели учиться и рано остались без родительской, фамильной, как говорили римляне, опеки. Что же привлекало людей так распорядиться своей жизнью? Конечно финансовое поощрение, которое выдавалась каждому гладиатору сумевшему остаться в живых после нескольких боёв подряд.
Если говорить о юношах из богатых и знатных семей, то объяснить их решение можно только поискам приключений и адреналина. нередко получалось, что нанявшийся в школу искатель приключений не выдерживал суровой гладиаторской дисциплины и просился обратно, в отчий дом, который недавно покидал с такой радостью. Кто знает, возможно, вследствие этого, добровольные гладиаторы получили разрешение жить дома, но обязаны были являться на тренировки в строго указанное для этого время. За время свободное от тренировок, многие бойцы успевали создать семью и воспитать детей. Контракт со школой также можно был разорвать, если ты до прихода в школу был свободным человеком, но тогда нужно было платить большой выкуп.
Морские сражения на потеху толпе
Массовые гладиаторские битвы случались довольно редко и чаще всего не в амфитеатре, слишком малом для подобных зрелищ. Так, например, в 46 г. до н. э. Цезарь приурочил к своему триумфу сражение двух отрядов, в состав каждого из которых входили по 500 пеших солдат, 300 всадников, а также 20 слонов, на спинах которых в специальных башенках также располагались вооруженные бойцы. Проходило оно в цирке.
Еще одна грандиозная резня состоялась в 7 г. до н. э. в честь умершего пятью годами раньше Агриппы в построенной им Септе. По свидетельству Светония, в 44 г. Клавдий после победы в Британии «дал на Марсовом поле военное представление, изображавшее взятие и разграбление города, а потом покорение британских царей, и сам распоряжался, сидя в плаще полководца». Для несколько меньшего боя между пехотинцами, устроенного Нероном в 57 г., арены амфитеатра было вполне достаточно, в то время как триумфальные игры Домициана, в которых принимали участие конные и пешие гладиаторы, проходили в цирке.
Пока гладиаторы, облаченные в доспехи римских и чужеземных солдат, бились друг с другом на песках арены, амбициозные политики в поисках новых, более зрелищных способов развлечения толпы обратили свой взор на водные просторы. Так на свет появились навмахии — имитации морских сражений, которые, возможно, были самыми дорогостоящими и необычными играми в истории Римской империи.
Настоящие морские сражения, устраивавшиеся для развлечения толпы. Затопляя огромные пространства, устраивали искусственные озера. На них выпускали корабли со специально обученными гладиаторами, особенно из числа военнопленных, вступавшими в смертельную схватку на воде.
Древнеримские навмахии
В июле 46 года до нашей эры весь Рим был возбужден слухами: в честь одержанных побед над Галлией, Египтом, Понтом и Нумидией Юлий Цезарь собирался показать гражданам навмахию.
Никто из горожан не знал, что представляет собой навмахия. Те, кто был сведущ в греческом языке, говорил, что так греки называют сражение кораблей на море. Но какие же корабли могли сражаться в Риме теперь, после победы, тем более что сам город располагается на берегу неширокой реки Тибр, и притом довольно далеко от ее морского устья?
В назначенный день римляне устремились на Марсово поле (посвященное богу войны Марсу), где их глазам представилось большое здание, окружавшее искусственный водоем и оборудованное галереями для зрителей. На поверхности водоема, целого озера по своим размерам, плавали самые настоящие боевые суда с двумя, тремя и даже четырьмя рядами весел. Палубы кораблей были заполнены вооруженными людьми в незнакомых одеждах.
По знаку, который был подан Цезарем, началось что-то невообразимое: с полного хода корабли стали таранить друг друга, а экипажи их устроили резню, сопровождаемую воплями, проклятиями, предсмертными стонами...
Так была инсценирована морская битва, происходившая некогда в действительности между тирским и египетским флотами. В «забаве» участвовало 4000 гребцов и 2000 бойцов — пленных, обращенных в рабов-гладиаторов, и осужденных на смерть преступников. Сколько из них погибло — неизвестно, но, должно быть, немало: вскоре после сражения водоем вынуждены были засыпать, так как исходившие из него трупные испарения вызвали в городе многочисленные заболевания. «Потешный» бой пришелся, тем не менее по вкусу: греческое слово «навмахия» сразу же прочно вошло в зрелищный лексикон римлян. Впоследствии навмахиями стали называть и сами здания, окружавшие водоемы для сражений; корабельные же гладиаторы получили прозвище навмахиариев.
Следующую навмахию устроил император Август во 2 году до нашей эры по случаю освящения храма Марса. В садах на правом берегу Тибра выкопали озеро длиной более 500 метров и шириной около 400 метров. На нем было представлено знаменитое в истории сражение между греческими и персидскими кораблями, которое произошло и 480 году у острова Саламин в Эгейском море. В этом «зрелище» приняло участие свыше трех тысяч человек на нескольких десятках больших и малых судов.
Разумеется, размеры водоема не позволяли устроить навмахию в масштабах действительного боя (в котором участвовало более 800 судов персон и около 400 судов греков). Зато «постановщики» стремились «не отступать от подлинника» в деталях сражения, описание которого оставил греческий драматург Эсхил, бывший участником морского боя при Саламине.
Однако навмахии Юлия Цезаря и Августа казались просто детскими играми по сравнению с колоссальной битвой, которую дал Клавдий I в 52 году нашей эры. В тот год было закончено сооружение важного ирригационного канала в Апеннинских горах, отводившего излишки воды из Фуцинского озера. По поводу окончания работ на озере устроили навмахию с участием 100 судов и 19 000 человек. На этот раз был представлен бой сицилийцев с родоссцами.
Уроки, наглядно преподанные рабовладельцам во время восстания Спартака, запомнились, как следует: готовясь к грандиозной навмахии, Клавдий «на всякий случай», чтобы вооруженными навмахиариями не было предпринято попытки освобождения, приказал окружить озеро конными и пешими отрядами солдат, а также камнеметными орудиями.
Когда с помощью замысловатых механизмов из озера вынырнул серебряный тритон и протрубил сигнал к сражению, а бойцы на кораблях провозгласили заученное: «Живи и здравствуй, император! Обреченные на смерть приветствуют тебя!» — произошло непредвиденное. Нетерпеливо ожидая начала побоища, Клавдий вдруг ответствовал: «Здравствуйте и вы!!..» После таких его слов никто уже не хотел сражаться, полагая, что император дал на то свое «милостивое» согласие.
Такого случая еще не бывало, и толпы зрителей, издалека пришедшие в Апеннины, замерли в ожидании дальнейших событий. А честолюбивому Клавдию, не желавшему срывать навмахии, пришлось, по насмешливому замечанию историка Светония, соскочить со своего места и долгое время отвратительно ковылять вдоль берегов озера, то угрожая бойцам, то упрашивая, пока он все же не заставил навмахиариев драться...
В дальнейшем навмахии устраивались в Риме Нероном, Титом, Домицианом и, наконец, Филиппом I, причем каждый из императоров измысливал что-нибудь новое, пытаясь затмить своих предшественников. Так, в водоеме, выкопанном по приказанию Нерона, перед началом сражения зрителям показывались чудовищные рыбы, откуда-то завезенные в Рим, а после боя устраивались пиры на плотах или же водоем осушался для гладиаторских боев. Во время стодневных игр в честь открытия амфитеатра Флавиев (Колизея) Тит тоже устраивал корабельные сражения на его арене. Затем арена сплошь покрывалась плотами, на которых происходили бои гладиаторов, звериные травли и даже бега на колесницах. Домициан выстроил новое здание — навмахию лишь потому, что арена амфитеатра показалась ему недостаточной.
Таковы были римские навмахии, воспроизводившие наиболее известные морские сражения древности. Правдоподобие в подражании заходило здесь так далеко, что на потеху толпы не только потоплялись настоящие корабли, но и беспощадно избивались их экипажи. Правда, сражения на судах устраивались значительно реже, чем, например, состязания на колесницах в цирках; но это объясняется отнюдь не гуманностью устроителей навмахии, а тем, что снаряжение военных кораблей требовало громадных денежных затрат — даже по сравнению с упомянутыми состязаниями, обходившимися очень дорого.
По окончании зрелища, разобрав запруду, открыли путь водам; но тут стала очевидной непригодность канала, подведенного к озеру выше уровня его дна или хотя бы до половины его глубины. Из-за этого в течение некоторого времени продолжались работы по его углублению, и затем, чтобы снова привлечь народ, на озере возводится помост для пешего боя, и на нем даются гладиаторские игры. Возле места, где озеру предстояло устремиться в канал, было устроено пиршество, участников которого охватило смятение, когда хлынувшая с огромной силой вода стала уносить все попадавшееся на ее пути, сотрясая и находившееся поодаль, сея ужас поднятым ею ревом и грохотом.
Домициан, все время завидуя предшественнику и брату Титу и стремясь его превзойти, приказал не только залить арену Колизея водой и устроить там сражение, но и выкопать неподалеку от Тибра новое большое озеро и окружить его трибунами для зрителей. В битве, устроенной там в 89 г., принимало участие почти столько же кораблей, сколько и в настоящем морском сражении.
Печальный итог всех этих отмеченных манией величия мероприятий подвел через сто лет после того греческий историк Дион Кассий (ок. 150–230 г. н, э.), смотревший на блистательную резню несколько в ином свете, чем бывший с императорами на дружеской ноге придворный поэт. Ведь жизнью поплатились не только все гладиаторы, но и многие зрители:
«Когда внезапно разразился ужасный дождь, сопровождавшийся сильнейшим ветром, он никому не позволил покинуть зрелище для того, чтобы переодеться, в то время как сам менял один плащ за другим. Многие простудились и умерли. Чтобы утешить людей, он приказал угощать их всю ночь напролет».
После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550 и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807.
Римские триумфы
Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.
Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.
Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.
Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.
Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.
Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу — покровителю города, празднующего победу, — было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.
Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».
Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.
Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню — его население составляло всего несколько сот человек, — воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.
Список литературы
1. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность: Очерки.- М., 1986.
2. Кузицин В.И. Культура Древнего Рима. Т. I-II. – М., 1985.
3. Орлов О.Л. Праздники и зрелища Древней Греции и Древнего Рима.- Ленинград., 1991.
4. Руперт М. Гладиаторы. - Мир книги, 2006.
5. Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима/Пер. с нем.; Послесл. и коммент. Е.В.Ляпустиной.- М.: Мысль, 1992.
6. http://ru.wikipedia.org – Википедия, Свободная энциклопедия.