Формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников.                                                                

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

 «Омский педагогический колледж № 1»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников

Выполнила:

студентка 3 курса группы 34 НК

                                                Метель Ольга Анатольевна

Специальность:

050146 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель

Мокиенко Елена Николаевна

ОМСК, 2016

Дата защиты: «_____»____________________2016г.

Оценка: __________/______________________/

                                       (отлично, хорошо, удовлетворительно)

Руководитель: __________/_____________/

                                             подпись                         (ФИО)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников……….8

1.1.         Сущность понятия и виды формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству         ………………………...8

1.2.         Возрастные особенности эмоционально-ценностного отношения у младших школьников …………………………………..………………13

1.3.         Методы и приемы работы по формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников………………………………………………………….…….19

ГЛАВА II. Опытно - эмпирические исследования по формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников………………………………………………………….

2.1.    Характеристика базы и методов исследования….…………......36

2.2    Результаты эмпирического  исследования..………………...….43

2.3.    Методические рекомендации по формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников……………

Выводы по второй главе……………………….………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….57

                                            ВВЕДЕНИЕ

«…Наше движение вперёд невозможно

 без       духовного, культурного,

национального самоопределения,

иначе мы не сможем противостоять

 внешним и внутренним вызовам,

не сможем добиться успеха

в условиях глобальной конкуренции»

 В. В. Путин[1]

         В «Философском энциклопедическом словаре даётся определение понятия «эмоционально-ценностное отношение» -это переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе» [2, c. 103-104]

         Говоря о сущности и структуре эмоционально-ценностного компонента в образовании, необходимо дать ответ на вопросы: из каких элементов он состоит, каково его назначение, как связаны между собой эти элементы? Можно предположить, что эмоционально-ценностный компонент состоит из трех элементов: ценностных ориентаций, эмоционально-чувственной сферы и волевых качеств личности. Это обусловлено их особой ролью в образовательном процессе и неразрывным взаимовлиянием и взаимодействием. [3, c. 9]

         В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что новая российская общеобразовательная школа должна системно, последовательно и глубоко обеспечивать воспитание и духовно-нравственное развитие личности, когда ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию. Концепция определяет систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно- нравственная консолидация многонационального народа России.[4, c. 13]

            Нельзя сказать, что отечественное изобразительное искусство ХХ в. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об изобразительном искусстве в целом. [5, c. 103-104]

         Поэтому в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. [6, c. 117]

         В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка, его темперамент. Она теснейшим образом связана не только с отдельными функциями: восприятием, памятью, мышлением, воображением, - но и с личностью в целом. [7, c. 7]  

            Исходя из вышеизложенного, можно сформировать тему: «Формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников».                                                                 Проблема: в какой мере приобщение к изобразительному искусству может способствовать формированию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству?         Цель: выявить влияние приобщения к изобразительному искусству на формирование у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству.                                                         Объект: формирование у младших школьников эмоционально - ценностного отношения к изобразительному искусству.                          Предмет: приобщение к изобразительному искусству как условие формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству.                                                         Гипотеза: если педагог будет систематически приобщать учащихся младших классов к изобразительному искусству, то это может повлиять на формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству в целом.                                                                          
                         Задачи:                                                                                
                                                        - проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству;                                                                           - изучить опыт работы педагогов-художников по формированию у младших  школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству;                                                                      
                                             - провести диагностику уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников.                                                                                                                    Методологической основой исследования являлись:

•  личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.);

•  системный подход (П.К.Анохин, Б.П.Битинас, И.В.Блауберг, Т.И.Ильина, И.А.Колесникова, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов и др.).

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – анкетирование, диагностические методики, методы математической обработки результатов исследования.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезе; определенным объемом выборки; корректным применением современных методов математической обработки эмпирических данных.

База исследования: исследование проводились в Бюджетном Образовательном Учреждении г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №114» 2016 году, участие принимали ученики 3 класса,  всего 18 человек.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Работа изложена на 42 страницах, содержит 7 таблиц. Список литературы включает 25 наименований и 2 интернет-источника.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников                                                                                                     1.1Сущность понятия и виды формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству                                               Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможнобез реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой -  изобразительное искусство.                         В начальной школе решаются следующие задачи:                                                 - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к

явлениям действительности и искусства;                                                                      
              - формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;                                                                       
              

- развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

 - овладение интонационно-образным языком искусства на основе

складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между

различными видами искусства;

  - формирование целостного представления о национальной

художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой

художественной культуре.

         Эмоционально-ценностное отношение - компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету) или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение - результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета, отношений и взаимодействия с ним и эмоционального отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему. [8, c. 168]

            Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.       Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом.[9, c. 126]

         По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребёнок - это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости… У каждого человека внутри заключён маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают так, как они поступали, будучи ребёнком… Это наиболее ценная часть личности». [10, c. 170-171]

            Следовательно, нам надо только создать условия для проявления и развития этого состояния «Я».                                                                           Способность чувствовать красоту вокруг: в искусстве, в природе, жизни - во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеет место посещение музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. Общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума подрастающего человека. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают «наказаны» родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:                                                                                       

-родительских - одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности «охватить» сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках;  

- педагогических - «наполнить» знаниями, обучить, развить, воспитать… [11, c. 143]

            В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей.       Китайский мудрец Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) считал, что «три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий, путь опыта - это путь самый горький». Задача педагога в работе с детьми - сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством, своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждая встреча с изобразительным искусством стала маленьким «вернисажем», «авторской встречей» с начинающими «актёрами», «писателями», «художниками», «музыкантами», имеющими права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых ребёнок учится лучше слышать - чувствовать - понимать - выражать свои мысли, а наша задача - постараться почувствовать - понять - увидеть - услышать - поддержать его, поскольку таким путём можно усиливать интерес к искусству и развивать творческие способности. Чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе из-за своей невостребованности она останется в зародыше или зачахнет. [12]                                  Сегодня не потеряло своей актуальности изречение римского философа Плутарха: «Ум - это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность. [13, c. 86]

            Под ценностным отношением к произведениям изобразительного искусства мы понимаем его эстетическую значимость, осознанную потребность, практический интерес. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения. [14, c. 103-104]

            Сущность развития позитивного эмоционально-ценностного отношения, характеризуется тем, что:                                                                            
            - чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;                      - происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности;            - меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;                                                                          
                              - возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности. [15, c. 17-18]                                                     

            Изобразительное образование (воспитание, обучение и развитие) способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в изобразительном искусстве и жизни. Общение подростков с изобразительным искусством открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.[16, c. 33-34]   Однако анализ психолого-педагогических исследований, школьных учебников и учебных пособий, данные анкетирования учителей показывают, что попытки решить эту проблему оказались недостаточными. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у младших школьников требует теоретического обоснования. Именно в этом возрасте проявляется сензитивность эмоционального развития, закладываются основы ценностных ориентаций и волевого развития. [17, c. 20]

            Вывод: Младший школьный возраст продолжает оставаться сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, поэтому начальное образование должно уделять большое внимание эмоционально-ценностному развитию детей.

1.2 Возрастные особенности эмоционально-ценностного отношения у младших школьников                                                                      
 
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, с учётом определенной социальной ситуации. Характеризуется появлением психических новообразований и изменением личности.У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов,личностная ориентация определяется направленностью на внешнийпредметный мир. У них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, с учётом актуальности игровой деятельности. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка. [18, c. 196-197]

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или среднем уровнях, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. [19, c. 234]

Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии:• усвоение действий по образцу, эталону;• формирование системы действий в рамках заданной модели;• переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.В этот период развивается речь, мышление и способность восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболее продуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межличностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо.[20, c. 199-200]  

Основные новообразования данного возраста - произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции - позиции школьника.

               Особенности развития эмоциональной сферы                                              Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение. Своеобразно изменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей любознательности и ненасытной жажды знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они стремятся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинно красивое от всяческих подделок. Чувства, в том числе и эстетические, - специфическая форма отражения окружающего. [21, c. 218-219]    

Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств. Они уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость не только к близким (родителям, учительнице), но и чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность. Эмоциональные реакции школьников на то или иное событие непосредственно зависят от степени их "зажатости" или от уровня их притязаний.Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств требует освоения ребенком некоторой системы соответствующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства. Чувства, особенно нравственные, развиваются на основе формирования единой системы ассоциаций: знания - чувства - действия.

                        Особенности развития волевой сферы

В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых процессов, капризы, упрямство наблюдаются еще часто. В этот период растет умение проявлять волевые усилия. Они обнаруживаются и в умственной деятельности, и в поведении. Начинают формироваться произвольные умственные действия, такие как намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении различных задач. Существенные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс.[21, c. 221-222]

            Вывод. При эмоционально-ценностном воспитании и развитии полноценного гражданина необходимо учитывать возрастные особенности, так как основные новообразования ребенка младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

1.3. Методы и приемы работы по формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников

         Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования.                                                     Виды методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, акцентирования эмоций и ценностей, метод адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов.

         Основной дидактической единицей учебно-познавательной процесса является метод обучения. Поэтому главными признаками любого метода обучения являются следующие:

1) направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении;

2) организуемый характер учебно-познавательной деятельности, зависящий от способа усвоения этого элемента;

3) совместный коллективный характер деятельности обучающих и обучаемых [22, c. 166]

         Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.                                                          Понятие «метод обучения» отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как «способ передачи познаний» (Д.И.Тихомиров) и относили к нему «вообще все способы, приемы и действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В.Ельницкий). Значительная часть теоретиков педагогики (Л.Соколов, К.Смирнов, М.А.Данилов) при определении понятия на первый план выдвигали «расположение учебного материала» как «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками» [23, c. 203-205]

         По источникам знаний методы обучения подразделялись на словесные, наглядные и практические (Е.И.Перовский, Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант). По основным дидактическим целям выделялись методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки (М.А.Даншюв, Б.П.Есипов). Предлагалось выделять активные методы обучения (лабораторный, работа учащихся с книгой) и пассивные

(изложение учителя, демонстрация и пр.) (Е.Я.Голант). По характеру познавательной деятельности обе группы методов обучения могут осуществляться по- разному. [24, c. 43]

            Большинство педагогов согласны с точкой зрения, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:

первый уровень - осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала;

второй уровень - применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;

третий уровень - творческое применение знаний и способов деятельности в незнакомой ситуации.                                                                       
                Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения знаний. С другой стороны, они должны обеспечивать усвоение всех элементов содержания образования. Следовательно, должны быть методы обучения, обеспечивающие четвертый уровень присвоения знаний и усвоение эмоционально-ценностного компонента содержания образования. [25, c. 299]

         В настоящее время в практике работы многих учителей методы обучения обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности, главным образом, на первых двух уровнях. Одной из причин недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний и их эмоционально-ценностное принятие, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения, которой свойственны описательность, эмпиризм.                                                        Методы обучения должны учитывать как цель, воплощенную в содержании образования, его элементе или части элемента, так и закономерности усвоения знаний. Тем самым методы обучения отражают целевой и содержательный, психологический (учитывая закономерности усвоения), гносеологический (организация познавательной деятельности учащихся) аспекты обучения.

         Однако можно отметить, что все рассмотренные выше классификации затрагивают только интеллектуальную сторону образовательного процесса, не касаясь целенаправленного формирования ценностных ориентаций личности, его эмоционально-волевых отношений. Но, как пишет И.Я. Лернер, «подлинно целостный процесс обучения знаниям, умениям и творчеству находит свое завершение в ценностном восприятии личностью всего усвоенного» [26, c. 91]

            Метод обучения выступает как конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель кооперированной деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоении ими определенной части содержания образования. [27, c. 27]

         Вывод:  Опираясь на изложенный выше материал, можно сказать, что методы обучения в большей степени направлены на восприятие и запоминание учебного материала, применение знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, творческое применение знаний и способов деятельности в незнакомой ситуации. А метода, направленного на формирования ценностных ориентаций личности, его эмоционально-волевых отношений,  либо нет, либо он раскрыт слабо. Следовательно, должны быть методы для усвоения эмоционально-ценностного компонента.

Выводы по первой главе

         По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

         Исходя из психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ни одна задача этой ступени образования не может быть решена без подключения эмоционально-ценностного компонента.

         Более того, эмоционально ценностный компонент является определяющим при выборе методов, средств и форм обучения. Отбор содержания начального образования диктуется ценностной значимостью его для младшего школьного возраста. Сами ценности при их отборе в содержание начального образования должны учитывать возрастные особенности ценностных ориентации младших школьников и логику их усвоения от конкретных к абстрактным ценностям.

         Младший школьный возраст продолжает оставаться сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, поэтому начальное образование должно уделять большое внимание эмоционально-ценностному развитию детей.

         В тактике эмоционально-ценностного стиля обучения прослеживаются типичные линии поведения учителя:

1) преобладание ценностно-смысловой информации, направленной на духовно-нравственное развитие учащихся;

2) ориентация на эмоционально-личностный способ отношения к учебной информации и взаимодействия с учениками;

3) подбор нравственно-развивающих заданий и создание ситуаций оценки-взаимооценки-самооценки в образовательном процессе.

         Данный стиль обучения эффективно развивает:

• образное мышление ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

• учит эмоциональному и диалогическому стилю общения с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

         Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют оптимизировать средства, совершенствовать методы и формы организации занятий физической культурой с детьми, рационализировать процесс управления формированием мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре.

         В проведенном исследовании определен минимальный набор информативных показателей, использование которого позволяет осуществлять контроль за проявлениями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре в различных возрастно-половых группах.

         Возможно предложить примерную номенклатуру целей, направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

         1. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).

         2. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

- акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте;

- формирование у учащихся представлений об эмоциональных процессах, сопровождающих учебную деятельность, и путях преодоления эмоциональных затруднений;

- выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности;

- применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).

         3. Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.)

         4. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

ГЛАВА 2. Опытно - эмпирические исследования по формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников.

2.1.         Характеристика базы и методов исследования

         Исследования по формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников проводились в Бюджетном Образовательном Учреждении г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №114» 2016 году.
         В ходе исследование применялись собственно экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты), методы наблюдения, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, беседа и др.

         Цель эксперимента заключалась в обеспечении достижения большинством учащихся младших классов общеобразовательной школы высокого и среднего уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству на основе специально разработанной программы, в основу которой положены смысловые дидактические блоки: "Мы – композиторы"; "Мы – исполнители"; "Мы – слушатели"; "Мы – поэты"; "Мы – писатели"; "Мы – художники".

         Оценка результатов эксперимента осуществлялась по уровню сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к различным видам художественной деятельности (рисование карандашом, акварелью, мелками, импровизация и творчество).

         Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к художественной деятельности определялись на основании критериев:

-когнитивного (знания и информированность учащихся в области художественно-ориентированной деятельности; проявление познавательного интереса);

-эмоционально-оценочного (эмоциональный отклик при восприятии художественных произведений; эмоционально-ценностные суждения, художественное предпочтения);

-продуктивно-рефлексивного (проявление творчества; умения и навыки выполнения различных видов художественной деятельности; самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений).

         Выявленные критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительному искусству представлены (см. Приложение 1).

         Содержание экспериментальной работы включало три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный срез.

         Первый этап: проведение констатирующего эксперимента – исследование общего состояния и особенностей эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительному искусству.

         Второй этап: организация формирующего эксперимента, направленного на апробацию занятий по изобразительному искусству по формированию эмоционально-ценностного отношения детей к изобразительному искусству.

         Третий этап: проведение контрольного среза с целью выявления положительной динамики в развитии эмоционально-ценностного отношения детей к изобразительному искусству.

2.2.         Результаты эмпирического  исследования

Для проведения опытно-экспериментальной работы был выбран 3«Б» класс.

         В задачи констатирующего эксперимента входило:

- Выявление общего состояния и особенностей эмоционально-ценностного отношения младших школьников к художественной деятельности.

- Изучение педагогического опыта с целью определения типичных затруднений учителей в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к художественной деятельности, выборе наиболее эффективных методов осуществления этой работы.

- Анализ полученных эмпирических данных для определения содержания формирующего эксперимента.

При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие диагностические методы (см. Приложение 1).

         В ходе констатирующего эксперимента мы оценивали, каким образом приведенные в (см. Приложение 2) критерии и показатели сформированности проявляются в таких конкретных видах художественной деятельности учащихся, как изобразительная, декоративная. Данные виды художественной деятельности были выбраны в связи с тем, что они являются базовыми на традиционных уроках изобразительного искусства. Исследование проводилось на протяжении нескольких уроков по принципу общего массива в рабочей обстановке по изобразительному искусству. Далее проводился анализ полученных эмпирических данных и их математическая обработка. Оценка проводилась по трём уровням:

         высокий ( + ), если ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов художественной деятельности;

         средний ( + – ), если ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого из указанных видов художественной деятельности;

         низкий ( – ), если ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов художественной деятельности.

         Образец оценочных данных представлен в приложении № 1 курсовой  работы.

         Для определения содержания педагогического эксперимента нами были проведены диагностические исследования исходного уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся 3 "Б" класса экспериментальных и контрольных групп в контексте цели и задач нашего исследования.

         В частности, были диагностированы такие ключевые показатели, как: эмоциональный отклик, эмоционально-ценностные суждения, предпочтения отдельных видов художественной деятельности, художественно-эстетическое творчество и познавательные интересы школьников.           Проведение подобной диагностики было необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора форм, методов и заданий, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к художественной деятельности.

         В результате проведенного исследования было установлено, что были дети с различными уровнями сформированности эмоционально-ценностного отношения к художественной деятельности и личностными особенностями.           Однако было констатировано, что значительное число учащихся имели низкий и средний уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству.

Оценка сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к деятельности по указанным критериям и показателям происходила по 10 – балльной системе по уровням: высокий, средний, низкий:

-8 баллов – если признаки показателя проявляются полностью, он считается сформированным – высокий уровень.

-5 баллов – если есть лишь главные признаки показателя, он только формируется – средний уровень.

- 1 балл – если признаки показателя проявляются слабо или не проявляются, он не сформирован вообще – низкий уровень.

         Безусловно, такая градация условна, хотя получаемые количественные значения баллов относительно точны, поэтому они позволяют дать обобщающую картину уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительному искусству.

         Как показало проведенное исследование, учащиеся в целом достаточно активны на уроках изобразительного искусства. Довольно сложными видами деятельности для них оказалось рисование по памяти после просмотра картины и рассказывать о картинах и художниках. Школьники, хорошо владеющие специальными художественными терминами, преимущественно являлись учащимися художественных школ или посещали художественные кружки. Дети, имеющие художественные впечатления вне школы (посещают музеи изобразительного искусства, пытаются самостоятельно изображать увиденное и пр.), охотнее отвечали на вопросы учителя, стремились поделиться своими новыми знаниями. Однако, в беседах, ответах на вопросы учащиеся наименее активны. Предпочтение видов художественной деятельности мы выявляли следующим образом.

         Для выявления предпочтений в изобразительном искусстве у учащихся третьих классов была разработана анкета из четырех вопросов. 1 – 3 вопросы были посвящены изучению отношения школьников к урокам изобразительному искусству в целом. Результаты анкетирования представлены (см. Приложения 4-7).

         Вопросы предполагали выявление отношения младших школьников к различным видам художественной деятельности уроках изобразительного искусства (учащиеся могли выбрать любое число ответов). Как видно из данных, приведенных в (см. Приложение 3), художественной деятельностью, вызывающей наибольший интерес у учащихся, являются рисование и декоративное оформление. Наименьший интерес вызывают пассивные виды деятельности: рассказы о картинах и художниках. Исходя из ответов учащихся, можно сделать вывод, что они предпочитают эмоционально однообразную деятельность. С нашей точки зрения, это свидетельствует о том, что весь огромный спектр чувств и эмоций, заложенный в изобразительном искусстве, сужается в сознании младших школьников до нескольких понятий.

         Последний вопрос анкеты был посвящен выявлению художественных интересов школьников (см. Приложение 6).

         Игра, как отмечается в исследованиях психологов (Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина) и педагогов (Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого), занимает значительное место в деятельности младших школьников, поэтому не случайно основные интересы учащихся сосредоточены в области дидактических игр. Привлекательны для них и различные творческие задания, особенно – рисование по итогам прослушивания музыки или после прослушивания художественного произведения.

         В целом полученные обобщенные данные по критериям эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительному искусству представлены в (см. Приложение 7).

         Как следует из данных, приведенных в таблице, большинство учащихся начальных классов имели низкий и средний уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству. Причем, наиболее низким является уровень сформированности эмоционально-оценочного критерия, а также проявления самооценки и рефлексии учебно-творческих достижений детей и их творчества в художественной деятельности.

         Анализ полученных данных позволил сделать также следующие выводы:

- школьники положительно и с интересом относятся к урокам изобразительного искусства;

- интересы школьников преимущественно сосредоточены в области художественного исполнения;

- наиболее позитивное отношение учащихся вызывают такие виды художественной деятельности, как рисование на свободную тему и художественно-дидактические игры;

- менее всего учащиеся проявляют интерес к деятельности по результатам рисования по заданию учителя: ответам на вопросы, устным и письменным сочинениям;

- центральное место в сфере художественных интересов младших школьников и наиболее выраженное положительное эмоциональное отношение вызывает изобразительная  деятельность.

Таким образом, мы получили подтверждение актуальности и практической значимости нашего исследования и возможность определить содержание формирующего эксперимента.

2.3.         Методические рекомендации по формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников

         Методические рекомендации разработаны на основе результатов диагностического обследования старших школьников позволяющая выявить особенности развития у них познавательных интересов. Цель методических рекомендаций: повысить уровень внутренней мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства.

         Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

         Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании - сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

         Проанализировав результаты проведённой нами диагностической работы, нами были сформулированы следующие методические рекомендации, способствующие повышению эмоционально-ценностного отношения и интереса к изобразительному искусству у учащихся младших классов.

         Систематически давать учащимся теоретические знания, что бы те могли грамотно судить и анализировать произведения искусств.

Развивать творческие и эмоциональные способности.

Использовать разнообразные виды деятельности.

         В работе с классом использовать разнообразные методы обучения.

- развивать исследовательские способности в каждом учащемся.

- давать творческие задания.

- проводить интегрированные уроки.

- использование художественные произведения для создания благоприятного эмоционального фона.

- обсуждение высказываний ребят о содержании произведений.

- размышлять с учащимися о характере самой произведений, о тех чувствах, настроении, которые в них выражены, о различии и связи контрастных изобразительных тем.

         Одним из важных и непростых видов деятельности педагога - является внеклассная работа. Трудоемкость и сложность этого вида педагогической деятельности приводит к тому, что порой качество проводимых внеклассных мероприятий бывает далеко от желаемого.

         В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование в целом не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально - символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и жестких требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

         Учителям подчас очень сложно бывает развивать мотивацию к познанию и творчеству у детей. Это часто связано с тем, что преподаватели не всегда отчетливо представляют себе, какой материал, какие темы будут интересны школьникам. Крайне сложно при проведении внеклассного мероприятия бывает соблюсти баланс между понятиями «полезно» и «интересно». Очень важно умение педагога сделать доступным и интересным материал, который будет способствовать формированию учащегося как всесторонне развитой личности.

         Как же повысить интерес школьников к произведениям искусств, как научить их понимать красоту художественных шедевров. Ведь без знания основ изобразительного искусства невозможно воспитать всесторонне развитую личность. Как раз в таких случаях огромным подспорьем для преподавателя может стать внеклассная работа.

         Проведение тематических выставок, посвященных творчеству того или иного художника, поможет детям в доступной форме познакомиться с произведениями искусств. При проведении любого внеклассного мероприятия преподавателю необходимо учитывать и развивать в себе конструктивные личностные установки.

         К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

- поощрение самостоятельных мыслей и действий ребенка.

- уважение точки зрения воспитанника (преподаватель не должен подавлять ее своим мнением);

- способствовать максимальному раскрепощению детей на уроках, с целью полностью выявить творческие способности ребенка.

- творить и играть иногда вместе с учащимися - в качестве рядового участника процесса;

- больше внимания уделять организации творческого процессасоздания атмосферы для поддержания этого процесса - это важнее чем достижение конечного результата.

- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тону себя и у ребят - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Урок изобразительного искусства - импульс для воспитания и развития у ребят эстетических чувств, правильных представлений о прекрасном, расширения их знаний, воспитания высокого художественного вкуса. Что бы изучить пути решения этих задач мы провели теоретический анализ педагогической литературы, который показал, что проблема формирования эмоционально - ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников является одной из фундаментальных проблем в художественной педагогике. В связи с этим была определена проблема: в какой степени приобщение к творчеству художников может способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников.

         Изучив проблему, нами был разработан диагностический тест. В ходе экспериментально - практического исследования, нами была предпринята попытка изучения особенностей эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительному искусству. Для этого, мы провели диагностическую работу в 3 Б классе. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что у учащихся младших классов, не смотря на средний уровень знаний о изобразительном искусстве в целом и интерес к разным видам современного изобразительного искусства на низком уровне. Так же нами были даны методические рекомендации для повышения эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству и интереса к нему, что позволяет говорить о достаточной практической значимости работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.kremlin.ru

2.Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 2008.

3.Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. – Тула: Изд. Тул.Гос.пед.ун-та им. Л.Н.Толстого, 1999.

4.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» с.13, М.,2009

5.Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования.- М.: "Просвещение", 2009

6. А.А.Плешаков. Тематическое планирование по программе "Зеленый дом" - М."Просвещение", 2008.

7. Агадилова, Г.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к изобразительному искусству как психолого-педагогическая проблема. [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук.- М., 2009. – 19 с.)

8. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, - 5-е изд. – М.: Политиздат, 2002.

9. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX – 90-е гг. XX вв.). / Под ред. З.И.Равкина. – М.: ИТПО РАО, 1997.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.   

11. Выготский Л. Психология искусства. Минск, 1998. воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997

12. http://festival.1september.ru/

13. Коган Л. Художественная культура и художественное воспитание. М.,2009)

14. Каменский Я. Избранные педагогические сочинения. - М., 2006.)

15. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. – 2003. - №3.

16. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 2004.)

17. Маслов С.И. Теория обучения: курс лекций. - Тула: Изд. Тул.Гос.пед.ун-та им. Л.Н.Толстого, 2002.)

18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз. – М.:Академия, 1999. – 365 с.

19. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.

20. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М: Издательство Института Психологии, 2003. – 480с.

21. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: ТЦ "Сфера", 2011. – 464с.

22. Теоретические основы процесса обучения в сов.школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.: Педагогика, 2009.

23.  Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 2004.

24. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : Учеб. пособие для студ. / Под ред. С.А. Котова.- 5-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2004. 512 с.

25. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. – М.: ИТПиО РАО, 1995.

26. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М., 2011

27.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.:. Педагогика, 2001. 

28. Теоретические основы процесса обучения в сов.школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.: Педагогика, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1Критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведению искусств.

Показатели

Уровни эмоционально-ценностного отношения

высокий

средний

низкий

Когнитивный критерий

Знания в области искусство- ориентированной художественной деятельности

  Хорошая информированность о средствах выразительности музыки, ИЗО и литературы. Способность их различать.

Удовлетворительная информированность о жанрах и формах искусства. Способность различать некоторые из них.

Низкая информированность о жанрах и формах искусства.  Не может различать их.

Проявления познавательного интереса

Осознанное проявление интереса к искусству

Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации

Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности

Эмоционально-оценочный критерий

  Эмоционально-ценностные суждения

Хорошо сформированное умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии произведений словесными средствами. Наличие в высказываниях, текстах сюжетной линии; богатство словесных характеристик художественного. образа. Активно и эмоционально рассуждают об эстетических явлениях в искусстве и в жизни.

Наличие в высказываниях по поводу искусства общей сюжетной (смысловой) линии и типичных словесных характеристик художественного образа. Наличие образных эмоционально – насыщенных слов (изящная, грациозная и др.).. Недостаточно активно рассуждают об эстетических явлениях в искусстве, затрудняются охарактеризовать эстетические явления.

Неумение воплотить языковую задачу до целостного текста. Наличие простых обиходных слов (хорошая, медленная, спокойная). Преобладание в речи простых предложений. Нежелание или неумение рассуждать об эстетических явлениях на уроках.

Эмоциональный отклик при восприятии произведений искусств

Разнообразие эмоциональной гаммы реакций на произведения искусств. Хорошая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере искусства. Активное вживание, присутствие, отождествление, соучастие в художественном восприятии. Ярко выражены эмоциональные проявления, дети достаточно активны в своих высказываниях, выразительны в мимике и жестах.

Сдержанное эстетическое сопереживание, ситуативное вовлечение в художественное восприятие, соучастие. Недостаточно ярко выражены эмоции, дети менее активны в своих высказываниях, а также в мимике и жестах, дети нередко отвлекаются.

Индифферентное отношение к просмотру произведений искусств, отсутствие проявлений сопереживания, неспособность отождествления. Скудость эмоциональной гаммы в реакциях на произведения искусств.

  Художественное  предпочтения

Обоснованный выбор произведения искусств, предпочтений. Устойчивый интерес к произведения искусств.

Имеется выбор произведения искусств, предпочтений. Нестабильность  интереса к произведениям искусств

Нет предпочтений к произведениям искусств . Отсутствие интереса к искусству.

Продуктивно-рефлексивный критерий.

Умения и навыки выполнения ориентированной художественной деятельности 

Умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии художественных произведений с помощью цветового и графического моделирования

Соответствие темы рисунка образу и названию художественного произведения

Отсутствие в рисунках сюжетной линии, богатства оттенков и сочетаний цветов, несоответствие жанру и теме художественного произведения

  Проявление творчества

Активное выражение себя в художественном творчестве. Стремление к совместной творческой деятельности. Повышенный интерес к творчеству сверстников. Проявление творческого воображения, фантазии. 

Проявление художественной активности при условии его стимулирования. Ситуативный интерес к творчеству сверстников и сотворчеству. Необходимость в специальном мотивировании исполнительства. Эпизодичность проявления творческого воображения, фантазии. 

Отказ от участия в художественном  творчестве. Избегание совместной деятельности и сотворчества в художественной деятельности. Отсутствие интереса к творчеству сверстников. Нежелание и неготовность к импровизации. Редкие проявления творческого воображения, фантазии. 

  Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений.

Даёт обоснованную, адекватную оценку своим учебным, творческим и художественным достижениям.

В оценке своих достижений ситуативен,

Не склонен к самооценке, как правило, в оценке успехов и неудач неадекватен.

Приложение № 2 Результаты оценки уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведению искусств.

Испытуемый

Показатель Знания в области искусство- ориентированной художественной деятельности

Показатель Проявления познавательного интереса

Показатель 

Эмоционально-ценностные суждения

Показатель Эмоциональный отклик при восприятии произведений искусств

Показатель  Художественное  предпочтения

Показатель Умения и навыки выполнения ориентированной художественной деятельности 

Показатель  Проявление творчества

Показатель  Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений.

1 Богдан А.

+-

+

+

+

+-

+-

+-

+-

2 Егор А.

+-

+

+-

+

+-

+-

+-

+-

3 Чанан А.

-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

4 Зауреш И.

+

+

+

+

+-

+-

+

+

5 Камила С.

+

+

+

+

+-

+

+

+

6 Степан Л

+-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

7 Дмитрий Л

+

+

+

+

+-

+

+

+

8 Ольга М.

+

+

+

+-

+

+-

+-

+-

9 Катя Б.

+

+

+

+-

+-

+

+-

+-

10 Марина С.

+

+-

+-

+

+

+-

+

+-

11 Диана Х.

+-

+-

+-

-

+-

+-

+-

+-

12.Наташа Н.

+

+

+

+

+-

+

+

+-

13 Ольга П.

+-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

+-

14 Настя С.

+

+

+-

+

+

+

+

+

15 Надежда К.

+

+

+

+-

+

+-

+

+

16 Олеся Я.

+-

+-

+

+-

+-

+

+-

+-

17 Асель Т.

-

+-

+-

+-

+-

-

+-

+-

18 Оксана Б.

+

+

+-

+

+-

+-

+

+

Приложение № 3 Методы диагностического исследования уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству младших школьников

№ п/п

Критерии

Показатели

Содержание диагностической деятельности

1.

Когнитивный

Знания и информированность в области различных видов художественно-ориентированной деятельности

Анкетирование. Использование методов педагогического контроля на уроках (индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации контроля)

Проявления познавательного интереса (внимание на занятии, вопросы к учителю, самостоятельная работа)

Наблюдение за учащимися в процессе изучения художественных произведений, жанров, стилей и т.д., организации различных видов художественной деятельности. Анкетирование. Беседы.

2.

Эмоционально-оценочный

Эмоциональный отклик при восприятии изобразительного искусства

Наблюдение за учащимися в процессе изучения произведений искусств, художественной деятельности и пр.

Эмоционально-ценностные суждения (высказывания, рассуждения)

Наблюдение за учащимися в процессе  ознакомления с художественными жанрами, работы по определению изобразительных средств выразительности. Анкетирование. Беседы

Художественные предпочтения (оценка содержания, формы художественного произведения на основе эстетических категорий: прекрасное, контраст, тождество)

Наблюдение за учащимися в процессе анализа художественного произведения, определения отличий в различных вариантах его исполнения произведения, а также выбора наиболее понравившихся вариантов. Анкетирование. Беседы.

3.

Продуктивно-рефлексивный

Проявление творчества (творческие проявления в основных видах художественной деятельности)

Наблюдение за проявлением активности учащихся в процессе выполнения различных заданий художественно-творческого характера. Экспертная оценка

Умения и навыки выполнения различных видов художественной деятельности

Экспертная оценка

Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений

Рефлексивные беседы на уроках Анкетирование

Приложение №  4 Предпочтения видов деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество выборов (%)

Что тебе нравится на уроках изобразительного искусства?

Нравится рисовать

76,4

Нравится рисовать после просмотра картины

42,7

Нравится декоративно оформлять

76,4

Нравится рассказывать о картинах и художниках

29,1

Приложение №  5 Эмоционально-художественные предпочтения учащихся

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество выборов (%)

Какие жанры изобразительного искусства тебе нравится?

Пейзажи

82,7

Портреты

29,1

Натюрморты

76,4

Приложение №  6 Интересы младших школьников в области изобразительной деятельности

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество выборов (%)

Чем бы ты хотел заниматься на уроках изобразительного искусства?

Играть в художественно-дидактические игры

76,4

Рисовать после просмотра картин

33,6

Рисовать на свободную тему

67,1

Рисовать по заданию учителя

18,2

Приложение №  7 Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к художественной деятельности (чел 18, в % на начало эксперимента)

Критерии

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Когнитивный

9,1

30,5

52,7

Эмоционально-оценочный

9,1

28,9

60.6

Продуктивно-рефлексивный

9,8

33,6

51,9

Итого

9,3

31,7

59

Информация о файле
Название файла Формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству у младших школьников.                                                                 от пользователя Бислан
Дата добавления 10.5.2020, 19:42
Дата обновления 10.5.2020, 19:42
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 84.67 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 414
Скачиваний 52
Оценить файл