РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (РУТ(МИИТ))
КАФЕДРА
«ЭЛЕКТРОПОЕЗДА И ЛОКОМОТИВЫ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВОВ
по теме:
«Формирование тяговой характеристики локомотива»
Выполнил: студент группы ТПЛ – 412
Ижендеев Н.Ю.
Принял: профессор Киселев В.И.
Москва – 2020
Оглавление
Введение. 3
1. Определение параметров номинального режима работы ТЭД.. 4
2. Расчет характеристики намагничивания ТЭД =f(
) 5
3. Расчет и построение кривых намагничивания ТЭД при разных режимах
ослабления возбуждения =f(
) 7
4. Расчитать и построить внешнюю характеристику тягового
генератора тепловоза=f(
) 8
5. Расчет и построение электромеханических и электротяговых
характеристик ТЭД- =f(
),
=f(
),
=f(
), V=f(IД). 12
6. Расчет ограничения силы
тяги локомотива по сцеплению . 15
7. Построить токовую – Iг = и тяговую
характкристики локомотива
с ограничениями силы тока, касательной силы тяги и конструкционной скорости. 16
8. Определение основных технических параметров тепловоза – значение силы тяги и скорости продолжительного и расчетного режимов, силы тяги при трогании с места. 18
Заключение. 19
Список литературы. 20
ВведениеЦелью курсовой работы является изучение физических процессов, происходящих в колесно-моторном блоке (КМБ) локомотива при преобразовании электрической энергии в механическую и создании силы тяги. На основании рассчитанных параметров тягового электродвигателя (ТЭД) построить тяговую характеристику локомотива с нанесением на ней ограничений по конструктивным параметрам и условиям сцепления колеса с рельсом.
1. Определение параметров номинального режима работы ТЭДОпределяем значения коэффициентов Се и См по формулам (1) и (2) в соответствии с исходными данными ТЭД:
Вычисляем силу тока ТЭД на номинальном режиме работы:
где:
=
460В – номинальное напряжение на ТЭД,
=
420кВт – номинальная мощность ТЭД,
=
0,92 – номинальный кпд ТЭД.
Рассчитываем
магнитный поток возбуждения ТЭД на номинальном
режиме
работы:
где:
625 об/мин
- номинальная частота вращения вала ТЭД.


В конечном итоге необходимо определить зависимость магнитного потока Фд от режимов работы тягового электрического двигателя. Для этого рассчитаем и построим универсальную магнитную характеристику ФД=f(IВ). Используем безразмерные универсальные магнитные характеристики ТЭД. Они представляют собой зависимости магнитного потока Фд от тока возбуждения IВ, выраженные относительно значений ФДН, и IВН на номинальном режиме работы ТЭД. Определение искомой зависимости ФД=f(IВ) (в абсолютных величинах) осуществляем по точкам безразмерной характеристики путем расчета по формулам:
считая, что =
Результаты расчета и относительные значения приведены в таблице:
Таблица 2.1.
Универсальная магнитная характеристика.
Iд/Iдн |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
1,25 |
1,5 |
Iд, А |
297,625 |
595,25 |
892,875 |
1190,5 |
1488,125 |
1785,75 |
Фд/Фдн |
0,52 |
0,77 |
0,92 |
1 |
1,03 |
1,06 |
Фд, Вб |
0,031408 |
0,0465 |
0,0556 |
0,0604 |
0,0622 |
0,0640 |
Рисунок 2.1 Универсальная магнитная характеристика
3. Расчет и построение кривых намагничивания ТЭД при разных режимах ослабления возбуждения

Рассчитываем и
строим зависимости магнитного потока от тока якоря
ТЭД при разных ступенях ослабления возбуждения:
Величины тока
возбуждения , соответствующие каждому
значению тока Iд,
составляют
= α
, А
(7)
где α - коэффициент ослабления возбуждения ТЭД
Значения магнитного потока для
каждого сочетания величин тока якоря Iд
и коэффициента α можно
приближенно определить по построенному ранее графику универсальной магнитной
характеристики ТЭД
=f(
).
Таблица 3.1.
Намагничивание ТЭД при разных режимах возбуждения.
ПП |
Iв, А |
793,6667 |
939,1722 |
1084,678 |
1230,183 |
1375,689 |
1521,194 |
1666,7 |
Фд, Вб |
793,6667 |
939,1722 |
1084,678 |
1230,183 |
1375,689 |
1521,194 |
1666,7 |
|
ОП1 0,55 |
Iв, А |
0,053 |
0,056 |
0,059 |
0,061 |
0,0625 |
0,063 |
0,064 |
Фд, Вб |
436,5 |
516,5 |
596,6 |
676,6 |
756,6 |
836,7 |
916,7 |
|
ОП2 0,3 |
Iв, А |
0,0380 |
0,0440 |
0,0470 |
0,0500 |
0,0525 |
0,0540 |
0,0560 |
Фд, Вб |
238,1 |
281,8 |
325,4 |
369,1 |
412,7 |
456,4 |
500,0 |
Опираясь
на данные таблицы, строим кривые
намагничивания ТЭД при разных
ступенях ослабления возбуждения. График зависимости= f(
) представлен на рисунке 3.1.


Рисунок 3.1 Характеристики намагничивания ТЭД при различных степенях ослабления поля
4. Расчитать и построить внешнюю характеристику тягового генератора тепловоза

Для расчета электромеханических
характеристик ТЭД, работающего на тепловозе, дополнительно необходимо
построить внешнюю характеристику тягового генератора =f(
).
Взаимосвязь токов и напряжений ТЭД и ТГ можно считать следующей:
=
(8)
= m
(9)
где:
m - количество тяговых двигателей на тепловозе, равное числу его движущих осей nос=6.
Определим номинальные напряжения и ток генератора:
Рассчитаем мощность ТГ в продолжительном (номинальном) режиме
=
, Вт (10)
Определим максимальные напряжение и ток ТГ:
=
,
В (11)
где:
- коэффициент регулирования напряжения ТГ.
Значение выбирают
из диапазона 1,4-1,8 так, чтобы величина напряжения UГmax
не превышала 800 В;
UГmax=460·1,5=690 В
= (1,25
÷ l,45)
=1,4·7143 = 10000,2 А (12)
Определим минимальные напряжение и ток ТГ:
Рассчитаем гиперболический участок внешней характеристики ГГ.
Для этого выберем 7 значений тока ТГ в диапазоне IГmin< IГ< IГmax и определим соответствующие им величины напряжения ТГ" как UГ=PГН/IГ
Рассчитаем шаг по току:
полученные значения представим в виде таблицы:
Таблица 4.1.
Внешняя характеристика тягового генератора.
Iг, А |
4762 |
5510 |
6259 |
7007 |
7755 |
8504 |
9252 |
10000 |
Uг, В |
690 |
596 |
525 |
469 |
424 |
386 |
355 |
329 |
На основании таблицы 4.1 построим график зависимости
напряжения генератора от тока генератора=f(
).
График зависимости представлен на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1. Внешняя характеристика синхронного генератора
5. Расчет и построение электромеханических и электротяговых характеристик ТЭД-





К
электромеханическим характеристикам тепловоза относят моментную =f(
) и скоростную
=f(
)
характеристики тягового электродвигателя.
Моментную характеристику ТЭД =f(
) рассчитываем по выражению:
=
, Нм
(15)
где:
- вращающий момент на валу ТЭД;
- механический к.п.д. двигателя, равный 0,96-0,98.
Скоростная характеристика =f(
)
определяется из уравнения:
или,
принимая Iд Rд≈0,04 :
Учитывая что =m·
,
рассчитаем вышеописанные характеристики занесем их в таблицу.
Таблица 5.1.
Электромеханические характеристики ТЭД.
Iд, А |
793,7 |
939,2 |
1084,7 |
1230,2 |
1375,7 |
1521,2 |
1666,7 |
|
ПП |
Фд |
0,053 |
0,056 |
0,059 |
0,061 |
0,0625 |
0,063 |
0,064 |
Мд |
6259 |
7826 |
9523 |
11166 |
12794 |
14260 |
15872 |
|
nд |
1213 |
992 |
829 |
716 |
632 |
572 |
517 |
|
ОП1 0,55 |
Фд |
0,0380 |
0,0440 |
0,0470 |
0,0500 |
0,0525 |
0,0540 |
0,0560 |
Мд |
4581 |
6277 |
7744 |
9343 |
10971 |
12478 |
14178 |
|
nд |
1692 |
1263 |
1041 |
874 |
752 |
667 |
591 |
|
ОП2 0,3 |
Фд |
0,0250 |
0,0295 |
0,0320 |
0,0350 |
0,0370 |
0,0410 |
0,0425 |
Мд |
3014 |
4208 |
5272 |
6540 |
7732 |
9474 |
10760 |
|
nд |
2572 |
1884 |
1529 |
1249 |
1067 |
878 |
779 |
На
основании таблицы 5.1 построим графики зависимостей =f(
),
=f(
). Графики зависимостей представлены на рисунках 5.1, 5.2
соответственно.
Рисунок
5.1 Моментная характеристика ТЭД
Рисунок 5.2 Скоростная
характеристика ТЭД
Электротяговые характеристики FКД=f(IД) и V=f(IД) отражают изменение механических параметров на ободе колеса. Поэтому они также называются электромеханическими характеристиками ТЭД, отнесенными к ободу колеса локомотива.
Зависимость силы тяги FКД на ободе колеса, развиваемой двигателем, от тока якоря IД можно рассчитать по известной моментной характеристике МД=f(Iд) и параметрам колесно-моторного блока. При этом взаимная связь величин FКД и МД определяется соотношением
где:
DK=1050мм - диаметр колеса локомотива по кругу катания;
µ=4,41 - передаточное число зубчатой передачи колесно-моторного блока;
η3, - к.п.д. зубчатой передачи, равный 0,975.
Скоростная характеристика V=f(IД), отнесенная к ободу колеса, рассчитывается по электромеханической характеристике nл=f(Iд) ТЭД с учетом того, что скорость движения локомотива принято выражать в км/ч:
Результаты расчетов занесем в таблицу:
Таблица 5.2
Электротяговые характеристики локомотива.
Iд, А |
793,7 |
939,2 |
1084,7 |
1230,2 |
1375,7 |
1521,2 |
1666,7 |
|
ПП |
Fk |
51263 |
64094 |
77990 |
91451 |
104782 |
116792 |
129994 |
V |
54 |
44 |
37 |
32 |
28 |
26 |
23 |
|
ОП1 |
Fk |
37520 |
51409 |
63422 |
76521 |
89851 |
102193 |
116115 |
V |
76 |
57 |
47 |
39 |
34 |
30 |
26 |
|
ОП2 |
Fk |
24684 |
34467 |
43181 |
53565 |
63323 |
77591 |
88123 |
V |
115 |
84 |
68 |
56 |
48 |
39 |
35 |
По данным таблицы 5.2 построим зависимости FКД=f(IД) и V=f(IД). Данные таблицы представлены на графиках 5.3 и 5.4 соответственно.
Рисунок
5.3 Электротяговая характеристика тягового привода
Рисунок
5.4 Скоростная характеристика тягового привода

Чтобы не допускать буксования, установлены технические условия устойчивого движения локомотива, которые описываются следующим неравенством:
≤
ψ0
(20)
где:
FKmax-
максимально допустимая касательная сила тяги локомотива,
ψ0
- потенциальный (максимальный) коэффициент сцепления;
PСЦ - сцепной вес локомотива (вес, приходящийся на движущие
ко
лесные пары и участвующий в создании силы тяги).
=
9,81
2П,
кH (21)
где:
2П=23т - осевая нагрузка локомотива, т
Для обеспечения устойчивости локомотивов против боксования устанавливают так называемый расчетный коэффициент сцепления ψK, величина которого меньше потенциального ψ0. При этом сила тяги по сцеплению составляет:
=
, Н
(22)
для магистральных тепловозов:
= 0,118 + 5 / (V + 27,5) (24)
Расчеты представим в виде таблицы:
Таблица 6.1
Ограничение силы тяги по сцеплению
ν, км/ч |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
ψк |
0,2998 |
0,2513 |
0,2233 |
0,2050 |
0,1921 |
0,1825 |
0,1751 |
0,1693 |
0,1645 |
0,1606 |
0,1572 |
Fксц, кН |
4058,88 |
3402,50 |
3022,49 |
2774,66 |
2600,26 |
2470,87 |
2371,05 |
2291,71 |
2227,13 |
2173,54 |
2128,35 |

Рисунок
6 Ограничение силы тяги по сцеплению.


Токовая характеристика представляет графическую зависимость тока электровоза IЭ или тока тягового генератора (ТГ) тепловоза IГ, от скорости V при установившихся режимах на разных позициях контроллера машиниста.
Тяговой характеристикой локомотива называют графическую зависимость касательной силы тяги FK от скорости движения V при установившихся режимах на разных позициях регулирования (позициях контроллера машиниста).
Рассчитаем значения силы тока тягового генератора, соответствующие автоматическим переходам ТЭД с одного режима возбуждения на другой:
- ток переходов ПП <=> ОП1:
- ток переходов ОП1, <=> ОП2 :
Значения скорости для соответствующих значений тока генератора берем из таблицы 5.2.
Полученные значения приведены в таблице 7.1.
Для локомотива в целом касательную силу тяги FК можно определить как
FK = noc FР
= m , H
(25)
где: nос=6 - число движущих осей локомотива;
m=6 - количество тяговых электродвигателей на локомотиве.
Таблица 7.1
Рабочие характеристики локомотива.
Iг, А |
4762 |
5635 |
6508 |
7381 |
8254 |
9127 |
10000 |
|
ПП |
Fк, Н |
51263 |
64094 |
77990 |
91451 |
104782 |
116792 |
129994 |
ν, км/ч |
54 |
44 |
37 |
32 |
28 |
26 |
23 |
|
ОП1 |
Fк, Н |
37520 |
51409 |
63422 |
76521 |
89851 |
102193 |
116115 |
ν, км/ч |
76 |
57 |
47 |
39 |
34 |
30 |
26 |
|
ОП2 |
Fк, Н |
24684 |
34467 |
43181 |
53565 |
63323 |
77591 |
88123 |
ν, км/ч |
115 |
84 |
68 |
56 |
48 |
39 |
35 |
По данным таблицы 7.1
построим зависимости Iг
= и Fк =
. Данные зависимости представлены на графиках 7.1 и 7.2
соответственно.
Рисунок 7.1 – Ограничение силы тяги локомотива по сцеплению FКсц = f(V) и по касательной силе тяги FK=f(V)
Рисунок 6.1 Токовая характеристика тягового
генератора
По графику IГ=f(V) определим скорость продолжительного режима
тепловоза, соответствующую номинальной силе тока ТГ :
=33 км/ч
по значению - определим длительную силу тяги тепловоза:
=90000Н
а так же соответствующие автоматическим переходам ТЭД с одного режима возбуждения на другой:
-скорость переходов ПП <=> ОП1:
Vп-1=41 км/ч
-скорость
переходов ОП1, <=> ОП2 :
V1-2=53 км/ч
Режим работы |
Параметры |
|
сила тяги, кН |
скорость, км/ч |
|
1) Продолжительный |
|
|
2) Расчетный |
|
VР=31,8 |
3) Трогание с места |
1 ктр |
---- |
В курсовой работе были изучены физические процессы, происходящие в колесно-моторном блоке (КМБ) локомотива при преобразовании электрической энергии в механическую и создании силы тяги. На основании рассчитанных параметров тягового электродвигателя (ТЭД) построили тяговую характеристику локомотива с нанесением на ней ограничений по конструктивным параметрам и условиям сцепления колеса с рельсом.
Список литературы.- Киселев В.И., Неревяткин К.А, Файзибаев Ш.С. «Формирование тяговых характеристик локомотивов»
- Козырев А.И., Тараканова Т.А.. Электрические мащины постоянного тока. Методические указания к лабораторным работам.-М.: МИИТ, 2009-48с.
- Стреколытов В.В., Грищенко А.В., Кручек В.А. Электрические передачи локомотивов: Учебник для вузов железнодорожного транспорта / Под ред. В.В.Стрекопытова.-М.: Марщрут, 2003.-310с.
- Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава: Учебное пособие для вузов ж-д транспортаю Под редакцией В.А. Гапановича-М: «ИРИС ГРУПП», 2О12. – 576 с.
- Зорохович А.Е., Крылов С.С. Основы электротехники для локомотивных бригад: Учебник для техн.школ. - М. Транспорт, 1987.-414
- Дробинский В. А., Егунов П.М. Как устроен и работает тепловоз. - М. Транспорт, 1980. - 367 с.