Министерство Образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
ФГБОУ ВПО «Сибирская Государственная Геодезическая Академия»
Кафедра управления бизнес-процессами
Реферат
Формирование системы собственности в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Новосибирск 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Общие положения о собственности в России 6
2. Понятие частной собственности 10
3. Понятие и сущность государственной и муниципальной собственности
13
4. Проблемы и перспективы развития форм собственности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.
Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.
Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом — собственником и объектом — собственностью.
Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:
1. Присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.
2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.
3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).
Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами — системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.
Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.
Собственность — это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):
· органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
· юридическое лицо;
· гражданин — физическое лицо.
Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.
Право собственности включает:
· право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
· право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
· право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.
Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:
· социалистический, исходящий из того, что вся собственность — общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
· капиталистический, признающий все три вида права собственности — государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях — социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.
1. Общие положения о собственности в России
Собственность — сложная и многогранная категория, которая выражает всю совокупность общественных отношений: экономических, социальных, правовых, политических, национальных, морально-этических, религиозных и др. Она занимает центральное место в экономической системе, поскольку определяет способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную и политическую структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности и способ распределения результатов труда.
Выражая самые глубокие связи и взаимозависимости, собственность, таким образом, раскрывает сущность социально-экономического бытия общества.
Собственность — это совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения средств производства и его результатов.
Отношения присвоения охватывают все сферы воспроизводственного процесса — от производства до потребления. Исходным моментом присвоения является сфера производства. Именно здесь создается объект собственности и его стоимость. Кому принадлежат средства производства, тот и присваивает результат производства. После этого процесс присвоения продолжается через сферы распределения и обмена, которые выступают как вторичная и третичная формы присвоения.
Следует отметить, что категория присвоение порождает свой антипод — категорию отчуждение. Присвоение и отчуждение — парные категории, которые . существуют одновременно как единство противоположностей. Присвоение определенного объекта собственности одним субъектом одновременно означает отчуждение его от другого субъекта.
Отношения собственности образуют определенную систему, которая содержит в себе три вида отношений:
— отношения по поводу присвоения объектов собственности;
—отношения по поводу экономических форм реализации объектов собственности (т. е. получение с них дохода);
— отношения по поводу хозяйственного использования объектов собственности.
Собственник может сам использовать свой объект собственности в хозяйственных целях. В таком случае он одновременно выступает в двух ипостасях (лицах): как собственник и как хозяйствующий субъект. Ныне, когда производство чрезвычайно усложнилось и приобрело значительный общественный характер, главным лицом хозяйственной жизни становится не собственник, а субъект, который использует для производства чужую собственность на правах аренды, лизинга, концессии, кредита. Таким образом, появляются два субъекта: субъект-собственник и субъект-хозяйственник, которые распределяют между собой полномочия и функции.
Право собственности — это совокупность узаконенных государством прав и норм экономических взаимоотношений физических и юридических лиц, которые возникают между ними по поводу присвоения и использования объектов собственности.
Благодаря этому экономические отношения собственности приобретают характер правоотношений, т. е. отношений, участники которых выступают как носители определенных юридических прав и обязанностей.
Полная реализация прав собственности возможна лишь при наличии и взаимосвязи отношений владения, пользования и распоряжения. Субъекты, которые временно получают право на владение и пользование чужой собственностью (например, арендатор) без права на распоряжение, не являются полными собственниками.
Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.
В основе рынка лежат отношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров, денег, факторов производства. Проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная форма собственности создает благоприятные условия для принятия эффективных хозяйственных решений рыночными агентами - вот что представляет интерес в первую очередь. Исторически сложилось так, что нормативная регламентация редко бывает нейтральной по отношению к разным формам имущественных прав. Часты случаи введения специальных льготных налоговых или кредитных режимов для фермеров, мелких предпринимателей, кооперативов, групп взаимопомощи и др. Облегчаются или ужесточаются в зависимости от обстоятельств, правила образования и функционирования компаний, принадлежащих иностранцам или смешанному капиталу. И хотя в послевоенный период прослеживается общая тенденция к универсализации административных и иных подходов к разным юридическим формам собственности, дифференциация, тем не менее, сохраняется, и при необходимости правительство и администрация прибегают к введению особых режимов. В неравенстве государственно-административного отношения к отдельным формам собственности и заложена основная причина различий в хозяйственной эффективности имущественных прав как таковых. Единственным преимуществом, пожалуй, обладают групповые и коллективные формы собственности. Они дают возможность более масштабной и быстрой мобилизации денежных капиталов и потому лучше приспособлены к решению задач научно-технического прогресса и массового производства. Понятно, однако, что это качество связано не с частной природой прав собственности, а с развитием кооперации собственников. Развитое рыночное хозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право как одна из частей общего правопорядка играет предназначенную ему роль, не более. Чтобы понять особенности хозяйственного поведения субъектов, необходимо учитывать весь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом. Не существует принципиального запрета на рынок без частной собственности и даже на рынок с преобладанием - вплоть до абсолютного - государственной собственности. Исторически именно политическая власть признана имущественными правами частным лицам, предоставляя рынку возможность заставить этих лиц выбрать оптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционеры частной корпорации. Заметная часть современных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля, которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитые вторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями - вполне достаточный инструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективному хозяйственному поведению. Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.
2. Понятие частной собственности
Исторический термин "частная собственность" возник тогда, когда появилась необходимость отделить государственное (казенное) имущество от всех других имуществ. Поэтому считалось, что все негосударственное есть частное. Сегодня при огромном разнообразии форм собственности "неказенной" является собственность не только отдельных граждан, но и кооперативов, ассоциаций, народных предприятий. В соответствии с этим в западной экономической теории и на практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика.
Частная собственность - одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.
Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и поэтому правомерно считать их представителями частной собственности.
Многие сегодня считают, что частная собственность - это безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В действительности частный собственник имеет полное право производить над объектом своей собственности все операции, которые сочтет нужными, лишь бы эти операции не вторгались в сферу частной собственности других людей. В цивилизованном обществе выработаны определенные правила поведения собственников.
К частной собственности можно отнести:
- домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд;
- легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Сюда относятся предприятия любого размера от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий;
- нелегальные частные предприятия в составе "теневой экономики". Сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которые частные лица осуществляют без специального разрешения властей;
- любой вид использования частного хозяйства или личных сбережений от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.
Если частный сектор развивается спонтанно, без каких-либо инструкций из центра, то это свидетельствует о жизнеспособности частной собственности, иначе говоря, о возможности её саморегулирования и способности стать основой для создания и процветания рыночной экономической системы.
Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться с какими-либо запретами и объект, владеющий частной собственностью, должен иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, находящегося в частной собственности, свобода кредитования с уплатой процента, найма рабочей силы, финансовых инвестиций в любые частные предприятия - вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.
Второе условие развития частного сектора требует гарантии закона о выполнении договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя договора к выполнению взятых им на себя обязательств.
Третье условие - абсолютная безопасность частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами партий и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций частной собственности не будет никогда.
Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Необходимы равные условия для становления всех видов собственности.
Для дальнейшего развития частного сектора очень важно наличие в обществе уважения к частному сектору (пятое условие).
Во всех странах ядро преуспевающих частных предпринимателей составляют трудолюбивые, энергичные люди, стремящиеся повысить свой социальный статус. Рынок производит естественный отбор, и из мелких и средних собственников появляются будущие основатели крупных предприятий.
Частная собственность неизбежно обретает отдельные черты общественного характера. Это проявляется в выплате обязательных взносов по социальному страхованию, налогов в государственный и местный бюджеты, ренты. Таким образом, развитие частной собственности даёт базу обеспечения (финансирования) и социальных отраслей, посредством государственного регулирования (сбора налогов и установления иных видов платы за пользование частной собственностью). И это вполне естественно, что частные собственники несут экономическую и правовую ответственность.
Опыт индустриализации развитых стран показал, что потенциал частной формы собственности полностью еще не использован. Важно также помнить, что частная собственность служит непосредственной основой других форм собственности и различных форм хозяйствования (например, акционерных предприятий и фермерских хозяйств).
3. Понятие и сущность государственной и муниципальной собственности
Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. В любой стране существует большой массив объектов, которые непосредственно контролируется государством. Существуют государственные предприятия и учреждения, значительная часть земли находится в государственной собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и многое другое. Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов всего общества, производство ряда "общественных" товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д. Вместе с тем, как показывает опыт, управление объектами государственной собственности, выявление и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным делом.
Муниципальная (коммунальная) собственность — это собственность, которая находится в распоряжении региональных государственных органов (области, города, района и т. п.).
Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.
Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.
В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства, за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6%, колхозная 8,7%, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5%, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.
На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.
В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.
Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
Появление муниципальной собственности в России связано с рыночными преобразованиями, формированием многоукладной экономики и последующими преобразованиями в административной сфере - реформой местного самоуправления. Одновременно проводимая государственная административная реформа связана с решением проблем взаимодействия государственного и местного уровней власти, распределением полномочий и соответственно изменениями в уровне их имущественной обеспеченности. В связи с этим в работе ставится проблема выбора теоретического подхода, наиболее продуктивного с точки зрения исследования проблем муниципальной собственности, оценки происходящего в экономике и в сфере административного управления с точки зрения выбора эффективного способа предоставления местных общественных благ на основе использования муниципальной собственности. Обосновывается необходимость использования нормативного подхода, который в отличие от сложившегося позитивного подхода, описывающего существующие закономерности и процессы, ориентирует на исследование реальных потребностей местного сообщества, что служит в свою очередь основанием для более точной оценки достаточности муниципального имущества в производстве и предоставлении местных общественных благ.
Содержание категории "муниципальная собственность" исследуется с позиций общих характеристик собственности вообще и специфических особенностей муниципальной собственности как одной из форм собственности. Собственность определяется как сложная совокупность общественных отношений, которые возникают между людьми по поводу производства, присвоения и отчуждения жизненных благ. Муниципальная собственность как одна из форм собственности имеет специфические характеристики, которые связаны с существованием общественного сектора в экономике и производством и присвоением благ локального характера, или иначе местных общественных благ. При этом ее содержание не сводится лишь к праву собственности по поводу имущества как объекта собственности. Категория "муниципальная собственность" отражает объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни местных сообществ, связанное с реализацией местными сообществами права на осуществление местного самоуправления в интересах удовлетворения их коллективных потребностей.
Процесс создания муниципальной собственности описывается с помощью термина "муниципализация". Это формирование и увеличение муниципальной собственности в рамках существующих норм законодательства в интересах местного сообщества и в целях удовлетворения его потребностей.
Цели муниципализации, как показывает исторический опыт, могут быть следующие: концентрация сил и средств для осуществления муниципалитетом определенной политики территориального развития; облегчение условий кредитования и минимизация коммерческого риска в сферах деятельности, обслуживающих публичные интересы; удешевление услуг, потребляемых населением за счет устанавливаемых твердых (регулируемых) цен.
Пути возникновения муниципальной собственности:
собственность возникает как результат естественноисторического процесса, "снизу", формируя ядро муниципального хозяйства (характерно для стран Западной Европы);
состав муниципальной собственности изменяется в результате изменения состава компетенции местного самоуправления, тенденции муниципализации и демуниципализации экономики сменяют друг друга;
муниципальная собственность формируется не естественным путем, "снизу", а в ходе раздела государственной собственности, ее передачи в муниципальную и частную собственность, а также в ходе приватизации бывших госпредприятий (характерно для России).
Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Такие обязательства вытекают из положений Европейской хартии местного самоуправления (принята Европейским Советом 15 октября 1985 г.), согласно которым органам местного самоуправления в обязательном порядке должны выделяться собственные финансово-экономические средства.
Законодательство большинства европейских государств закрепляет принцип материально-финансовой автономии местного самоуправления. Например, Основной закон Германии и конституции ее земель гарантии обеспечения финансово-экономической автономии местного самоуправления связывают с закреплением полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному распоряжению собственными доходами и расходами, определению налоговых ставок и статей бюджета, а также полномочий исполнительного характера по взиманию налогов, исполнению бюджета, кассовым операциям и бюджетному контролю.
В полном соответствии с европейскими муниципально-правовыми стандартами Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.130) впервые в истории отечественного конституционализма учредила муниципальную собственность в качестве самостоятельной формы (вида) собственности, которая не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит равной правовой защите наряду с другими основными формами собственности (частной и государственной).
Приведенные конституционные нормы детализируются и конкретизируются в положениях главы 8 "Экономическая основа местного самоуправления" Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Проблемы и перспективы развития форм собственности
Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п. Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.
Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И не утверждается, что необходимо любой ценой обеспечить "полную занятость", ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.
Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.
Без активного вмешательства государства "невозможно обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.
Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.
Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.
Для современной структуры собственности России характерно:
· преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
· процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;
· неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.
Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы, в различных организационно-хозяйственных формах - от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.
Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий. Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
2. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
3. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Учебное пособие, М., 2009.
4. Воронин А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием. // Городское управление. 2011. № 1.
5. Статья «Собственность, ее сущность, формы и место в экономической системе» - http://pidruchniki.com/18060203/politekonomiya/sobstvennost_suschnost_formy_mesto_ekonomicheskoy_sisteme
6. Статья «Собственность: экономические и правовые аспекты» - http://modern-econ.ru/vvedenie/problemy/tipy-sistem/sobstvennost.html
7. Статья «Сущность собственности в национальной экономике» - http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sobstvennost.html