Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности

Описание:
Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности
Методы воспитания в народной педагогики
Педагогическая наука, элементы познания педагогической действительности
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Оглавление

  Введение…………………………………………………………………….….2

   1.Формирование   концепции   народной   педагогики   и   её   характерные

   особенности………………………………………………………………....…4

   2. Методы  воспитания  в народной  педагогики……………………………6

   3.  Педагогическая наука, элементы познания педагогической                действительности……………………………………………..…………………8

 Заключение……………………………………………………………………..9

Использованная литература…………………………………………….……10

 Введение.

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя
С.И. Гессен

       Народная педагогика – составная и  неотъемлемая  часть  общей  духовной

культуры народа. Слова великого русского педагога К.  Д.  Ушинского  о  том, что «воспитание существует  в  русском  народе  столько  же  веков,  сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим  народам.  Вместе  с тем  они  предполагают,  что  народная  педагогика   возникла   в   глубокой древности, что она исторически предшествовала  научной педагогике  и  влияла на её ранние формы.

        Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".
В Древней  Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета

             1. Народная педагогика и ее характерные особенности.

       Историография  научных  исследований  проблем  народной   педагогики

свидетельствуют, что изучение  народного  опыта  воспитания  как  социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в  круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

       Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал  идею  «материнской школы»,  опираясь  именно   на   опыт   семейного   воспитания.   Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей»  создал,  обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что  природосообразное воспитание, начатое в семье, должно  затем  продолжаться  в  школе.  Великий русский педагог  К.Д.  Ушинский  высоко  оценивал  воспитательный  потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом  и  основанное  на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет  в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил  в

принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот  принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные  обычаи,  обряды,  традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и  потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом  в  процессе народного развития.

       Принцип народности воспитания осуществляется  в  раннем  детстве,  в

процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская  большое  значение  придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с  ребенком, она обращала внимание на  то,  что  «материнский  язык  служит  ему  орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

       А.С. Макаренко на собственном многолетнем  опыте  народного  учителя

убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей,  в  традициях  и реакциях реального  коллектива.  Он  подчеркивал,  что  «семейная,  трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

       В.А. Сухомлинский  подчеркивал  необходимость  и  важность  изучения

нравственных идей и вытекающих из них  педагогических  взглядов  народа.  Он считал,  что,  несмотря  на  богатство  и  огромное  практическое   значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие  исследования по этим проблемам не проводятся.

       « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на  думал,  и  по-

видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

       - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной  жизни

народа.  В  народной  педагогике  раскрываются   особенности   национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа,  его  думы  и  чаяния, нравственные идеалы  особенно  ярко  проявляются  в  созданных  им  сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

       В середине  XIX  века  ряд  ученых,  педагогов  и  мыслителей  стали

обращаться к проблемам народной  педагогики.  В  1861  году  В.И.  Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав  ее  «Русская народная педагогика». В  1890  году  впервые  в  более  широком  аспекте  Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно  к  памятникам  народной педагогики   –   пословицам,   песням,   загадкам,   обрядам,   отличая   их воспитательное  значение  в   народном   быту.   Большой   научный   интерес представляет попытка Е.А. Покровского  в  этнографическом  и  педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в  физическом  и  нравственном развитии детей.  Другой  исследователь  А.  Соболев,  проблемы  детских  игр рассматривает  в  сочетании  с  детскими  песнями  и  тем  самым  еще  более расширяет границы народной педагогики.

       Народная педагогика тесно  связана  с  этнографией  и  языкознанием.

Проблемы народной педагогики  в  социально-экономическом  и  этнографическом аспекте  затрагивались  в  целом  ряде  исследований  историков,  филологов, этнографов.

       В советский период одним из первых к проблемам  народной  педагогики

обратился известных этнограф и  педагог  Г.С.  Виноградов,  давший  описание

сущности этого явления как составной части педагогической  культуры  народа, утверждавший право существования термина и  понятия  «народная  педагогика».

Народная педагогика «не столько система, сколько сумма  знаний,  умений»,  -утверждал  Г.С.  Виноградов.  Он  характеризовал  народную  педагогику   как совокупность навыков и приемов, применяемых  народом  в  целях  формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда  речь  идет  о народной  педагогике,  то  имеется  в  виду  не  педагогическая  теория,   а педагогическая практика.  Исходя  из  этого,  Г.С.  Виноградов  считал,  чтосовокупность народного взгляда, принимаемых народом средств  воздействия  на юное поколение в целях его обучения и воспитания  следует  назвать  народной педагогикой.

       Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом  народной  педагогики  является  процесс  воспитания  и  процесс обучения, а главным  элементом  народной  педагогики  является  совокупность эмпирических  знаний,  сведений,  накопленных  народом  о  человеке  и   его воспитании, и практическая деятельность трудящихся  по  воспитанию  молодого поколения.

       Народная педагогика, будучи предшественником научной  педагогики,  в

гносеологическом,  историческом,  логическом,  структурном  отношении  имеет некоторые своеобразные и характерные особенности.  Анализируя  содержания  и формы  памятников  народной  педагогике,  можно  выделить  ее  отличительные черты.

 

 

3. Методы  воспитания  народной  педагогики.

 

       Рассмотрим теперь методы  воспитания  народной  педагогики.  Вековой

опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и  правила воспитания детей.

       В  житейской    практике   бытуют   также   методы   воспитательного

воздействия на детей,  как  разъяснение,  приучение,  поощрение,  одобрение,

убеждение,  личный  пример,  показ  упражнения,  намёк,   укор,   осуждение,

наказание и. т. д.

       Разъяснения и убеждения применялись с целью  формирования   у  детей

положительного отношения к труду, достойного поведения в семье  и  обществе.

Для народной педагогики  особое  значение  имел  показ  способов  выполнения различных  видов  сельскохозяйственного,  ремесленного,  бытового  труда   ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив,  уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество,  резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения  и  показа  обычно  вступали  в  силу упражнения, которые  сопровождались  советом  :  «Упражняй  руки,  выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету  взрослых,  юноша  и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

       Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий

старшего  - младшему, учителя –  ученику,  народного  мудреца  –  молодёжи, отца – сыну.

       Характерно, что народные  воспитатели  позаботились,  чтобы  в  свои

афоризмы  включить  различные  педагогические   категории   :   наставление, предупреждение,  упрёк,  даже  определённые  педагогические   условия,   при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в  любом  деле.  Эти  условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают  «Если  возвратился  из путешествия   шестилетний,   его   должен   навестить    шестидесятилетний».

Каракалпаки на основе  житейской  мудрости  и  философии  советуют  :  «Если посеял просо, не жди пшеницы».

       Распространённым методом  народной  педагогики  является  приучение.

«Вещи  моют  водой,  ребёнка  воспитывают  приучением»,  -  говорит   народ.

Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в  семье  вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду  в; приучают к навыкам культурного поведения  :  сказать  «спасибо»  за услуги взрослым,  «доброе  утро»,  «добрый  день»  родителям,  старшим  быть вежливым со сверстниками т. т.  д.  Приучая  ребёнка,  взрослые  дают  детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

       Убеждение  как  метод  воспитания  содержит   в   себе   разъяснение

(объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с  тем  чтобы

ребёнок не колебался и не  сомневался  в  разумности  определённых  понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт  и  потребность руководствоваться им.

       Поощрение и одобрение как  метод  воспитания  широко  применялись  в

практике  семейного  воспитания.  Ребёнок  всегда  испытывал  потребность  в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и  одобрение  родителей – это первое поощрение  в семье. Зная роль похвалы как  средства  поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать  там,  где  их  хвалят».  Родители обычно  одобряют  поведение,  учебные  и  трудовые  успехи   детей   словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо».  При  этом  народ  педагогически  очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны  произносится  с улыбкой на лице. Если  работа  выполнена  не  на  должном  уровне,  родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без  труда  понимают, как оценена их деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Педагогическая наука и педагогическая практика как элементы познания педагогической действительности.

           Любая наука может определять в одном объекте исследования свой специфический предмет изучения. Предмет изучения – воспитание – присущ различным наукам. Исторический материализм, например, изучает воспитание как определенный элемент развития общества; история – как определенный элемент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – как определенный элемент изучения и становления личности развивающегося человека. Обособленность и наличие признаков научности вообще определяются, в первую очередь, присутствием такого предмета изучения, который не изучается другой наукой.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека.
теории.
       Таким образом, педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности. Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.
         Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.
Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.
        Настоящим педагогом может быть человек, имеющий, во-первых, призвание, внутреннее осознание того, что это именно его путь, а, во-вторых, также набор научных знаний и опыт, позволяющие постоянно находиться на пути поиска, развития, самосовершенствования.
           Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.
          Предметом педагогики является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание. Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания практически невозможно.
        Задачу педагогики состоят в изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты. Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

       Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Одновременно с этим предметом педагогических исследований является так же общее актуальное содержание образования.

Заключение.

       Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и

практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии  с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических  исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта  данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика  заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

        Народное воспитание – это общественное воспитание.

На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом

воспитания. Накопленный веками опыт воспитания  в сочетании с

эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро

народной педагогики. Следует однако принять  во внимание, что

педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной

педагогической  подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

       Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми

использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные

явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают  нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют  реальную основу для изучения народной психологии.

 

Использованная литература

 

        1. А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.

        2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание.

        3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.

        4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г.

        5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной

           поэзии // Русская литература, 1956 г. №3

        6. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,

           1969 г.

        7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41, с.337

        8. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва,  1955 г. с 124

        9. Толстой А.Н.   Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179

       10. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание  в

           семье. Москва,  1966 г. с.18.

 

 


Информация о файле
Название файла Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:07
Дата обновления 9.2.2013, 21:07
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 3020
Скачиваний 131
Оценить файл