1. Физическая культура и профессионально-прикладная физическая подготовка
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.
Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно — ППФП).
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:
1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;
2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;
4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности.
Так называемыми профессионально важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит не только результативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например аварийных;
3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.
Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.);
4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.
Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.
2. Как строится туристическая группа в походе: (кто спереди, сзади, где место руководителя, их задачи при движении группы)
Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристической группе. Каждый участник похода должен быть занят полезным и посильным для него делом. На походные должности ребята назначаются в начале каждого периода подготовки к большому походу, так что за 2–4 месяца они уже достаточно хорошо осваивают их. Распределение должностей производится с учетом пожеланий детей, их увлечений и наклонностей. При этом не следует полагать, что ученик, хорошо справляющийся с одной обязанностью, должен и в следующий поход идти в той же должности: в начале нового подготовительного периода учащиеся получают новые походные должности. Таким образом, в течение 3–4 лет занятий в туристическо-краеведческом кружке учащийся может освоить все основные должности. Кроме получения важных жизненных навыков и значительного расширения кругозора, он многократно проходит этапы руководства и подчинения, получает ценнейшие навыки работы в коллективе и делового взаимодействия, непрерывно вступая в различные взаимоотношения с другими учащимися и с педагогами.
Я – руководитель
Вообще штатное расписание в туристической группе должно быть хорошо осмыслено самими ребятами. Распределение должностей можно организовать путем открытого обсуждения предлагаемых кандидатур, а можно и в форме деловой игры. Руководитель раздает всем чистые листы и говорит:
– Допустим, вас назначили руководителем похода. Вам необходимо решить, кого вы возьмете в поход (в пределах 15 человек) и как распределите обязанности в походной группе. Себя не считайте – вы руководитель. Выпишите в столбик должности, которые должны быть, по вашему разумению, в группе, а против них поставьте фамилии.
Результаты переносят в общую таблицу, в которой будет отражено коллективное мнение по распределению обязанностей. Ребятам самим будет очень интересно увидеть, что получилось в результате сложения их разрозненных мнений. Может быть, даже разгорится спор по отдельным кандидатурам – очень хорошо! Надо дать детям поспорить о достоинствах и недостатках тех или иных членов группы – ведь в этих спорах зарождается коллектив.
Обязанности постоянные, временные и дежурные
Крупнейшим теоретиком и практиком детского туризма А.А. Остапцом-Свешниковым доказана необходимость деления должностей на три группы: постоянные, временные и дежурные. Это деление позволяет полноценно организовать самоуправление группы во время похода. Постоянными туристскими должностями могут быть только те, которые обеспечивают деятельность группы на протяжении всего периода подготовки к походу, самого похода и обработки собранного материала, отчета. Временные должности – это те, которые существуют короткое время на определенных этапах туристического путешествия; чаще всего они связаны с выполнением краеведческих заданий. Дежурные должности обычно получают в соответствии с графиком все участники похода.
Постоянные должности
В число постоянных обычно входят следующие должности:
1)
командир группы – помощник руководителя;
2) старший проводник – заместитель командира по маршрутной части (штурман,
топограф);
3) завхоз по питанию (завпит);
4) завхоз по снаряжению;
5) санитар
6) краевед – заместитель командира по научной части, ответственный за
выполнение задания;
7) фотограф;
8) казначей;
9) физорг;
10) культорг;
11) ремонтный мастер.
3.Характеристика техники передач мяча в баскетболе.
Техника передачи мяча в баскетболе
Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего. Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
Способов передач мяча - огромное множество. К основным
способам передач можно отнести пасы от груди, от плеча, из-за головы, снизу,
сбоку, из рук в руки и др. Эти передачи применяют в большинстве игровых
моментов. Помимо них существуют также "скрытые" передачи, которые
используются обычно в условиях активного противодействия соперников и позволяют
замаскировать истинное направление передачи. Основные движения, связанные с
выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего
противника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Чаще всего
применяют такие разновидности "скрытых" передач, как передачи под
рукой, передачи за спиной, передачи из-за плеча, иногда передачи из-под ноги.
Для "скрытых" передач характерны сравнительно короткий замах,
требующий минимума времени, и мощное завершающее движение кисти и пальцев.
В зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников нужно решить какой именно способ передачи мяча использовать.
Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от правильной, энергичной работы кистей рук и пальцев в основной фазе приема, поэтому на детали движения кистей рук следует обращать самое пристальное внимание. При передаче мяча нужно в основном действовать кистями и пальцами рук: это затруднит противнику определение направления передачи.
Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча. Уверенность при передаче мяча - очень важный фактор, здесь основное правило: "Не уверен - не отдавай". Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы мяч дошел до адресата. Часть вины при потере иногда ложится на партнера, принимающего мяч, но в 95% случаев виновен пасующий.
Передачи нужно отдавать либо с отскоком от пола, либо параллельно полу, а для этого всегда нужно приложить некоторые усилия. Мяч никогда не должен лететь по дугообразной траектории, если только это не перекидка защитника или не навес на кольцо. В противном случае, особенно при передаче мяча поперек площадки, такие пасы обычно перехватывают, что зачастую заканчивается взятием кольца в быстром прорыве.
Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямолинейно на него. При передаче важно всегда сохранять положение равновесия, так как направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает "пробежку" или допустит перехват мяча. К тому же передающий мяч игрок должен рассчитать скорость партнера, которому он направляет передачу, его техническую оснащенность, цепкость, постараться предвидеть тактическое решение им ситуации.
Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Для этого игрок должен обладать хорошим периферическим зрением и тактическим мышлением.
В командах мастеров, юниоров, юношей следует постоянно, ежедневно тренировать как общие для всех элементы передач, так и специальные передачи, зависящие от амплуа игрока, его физических и технических особенностей, его манеры игры. Хорошо, если игрок имеет свои "фирменные" передачи, доведенные до совершенства. Но самое главное - прежде всего научиться четко выполнять основные способы передач: от груди, из-за головы, с отскоком от пола и др., и только потом уже можно совершенствовать свое мастерство в "скрытых" передачах, практиковать "слепые" передачи, передачи об щит и пасы-парашюты. Все это обязательно пригодится, но все-таки важнее всего - научиться базовым передачам мяча.