Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Карельская государственная педагогическая академия»
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
Философия красоты
Выполнила:
студент 625 группы
Курицына А. В.
г. Петрозаводск 2012 год
Философия красоты
Содержание
· Введение…………………………………………………………………..3
· Феномен красоты…………………………………………………………3
· Сущность красоты………………………………………………………..3
· Приобщение к прекрасному в современном обществе……………6
· Заключение………………………………………………………………..7
Введение
«На разных языках, все знаками другими,
Начертана в душе загадка красоты…»
Николай Минский
Красота окружает нас, она есть и в природе, и в искусстве, и в самом человеке. В связи с этой вездесущностью красоты за столетия накопилось множество вопросов. Что такое красота? Какой она бывает? Представители различных культур, национальностей и верований искали на них ответы. Многие философы направляли ход своих мыслей именно в это русло, что послужило началом множеству различных теорий и суждений.
Феномен красоты
Существует богатая традиция в исследовании прекрасного, однако ответы на многие вопросы, отражающие попытку понять специфику эстетического восприятия, остаются проблематичными, противоречивыми, непроясненными. Все это побудило З. Фрейда заметить: «Польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже не очевидна… Эстетика как наука изучает условия постижения прекрасного; о природе и происхождении прекрасного она ничего не может сказать.… К сожалению, и психоанализ может немногое уяснить в природе прекрасного».
Трудность осмысления феномена красоты связана, во-первых, с тем, что «прекрасное подразумевает впечатление неизъяснимого, неописуемого, неизреченного».
Во-вторых, эстетическое мировосприятие формируется под воздействием различных факторов (природных, социальных, метафизических, субъективных). Однако в этом интегративном слиянии многообразного, фундаментальном синтезе разных граней действительности, противоположных тенденций важно выяснить сущность красоты, смысловую направленность эстетических реалий.
Сущность красоты
«...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Н. А. Заболоцкий
Действительно – что есть красота? Какую роль она играет в нашей жизни? Важна она или бесполезна? Добро она или зло? Почему что-то мы называем красивым, а что-то безобразным? Множество вопросов, на которые у каждого найдётся свой ответ. Рассмотрим некоторые из них.
«Красота — это высшая степень целесообразности в природе, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме. А восприятие красоты нельзя представить себе иначе, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в памяти человека благодаря миллиардам предшествующих поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений — с опытом осознаваемым.»
Иван Ефремов
Из данного определения, данного Иваном Ефремовым в своей книге «Лезвие бритвы», следует что красота – это гармония. Гармония во всех, отдельно взятых, элементах, и гармония в их сочетании между собой.
Возьмем, к примеру, изобразительное искусство. Чтобы добиться красоты в произведении, художнику необходимо построить правильную композицию (лат. compositio — "составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление"). Основное правило композиции: ни один из элементов не может быть заменен, поскольку он приобретает уникальный смысл только в одном-единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами. Отсюда следует, что красота достигается путём приведения в гармонию всех элементов картины и придания каждому из них собственного уникального смысла.
А как насчет восприятия красоты? Ефремов говорит, что оно заложено в нас от рождения и передано нам от наших далеких предков, которые тогда еще бессознательно, а со временем осознанно учились приводить в гармони элементы окружающей их среды таким образом обустраивая свой быт, удовлетворяя свою эстетическую потребность. Однако, стоит уточнить, что и после рождения мы не перестаем дополнять наши знания о красоте новыми, основанными на собственном опыте. Отсюда следует, что понятие красоты со временем трансформируется, изменяется под действием окружающей нас действительности.
Существует также теория определения красоты пользой: самые прекрасные предметы бывают совершенно бесполезны в смысле удовлетворения житейских нужд и, наоборот, наиболее полезные вещи могут быть совсем некрасивыми. Как цель сама в себе, красота ничему служить не может, – в практическом смысле она есть чистая бесполезность. Но за что же, за какое внутреннее свойство ценится это бесполезность?
Как эстетическая ценность красота отличается от нравственных и теоретических ценностей тем, что она связана с определенной чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, отношение к красоте носит бескорыстный характер.
Вернемся к примеру с произведением изобразительного искусства. Любой результат художественного творчества направлен на пробуждение в зрителе каких либо эмоций, он призван обратится к людям с каким-либо посланием или побуждением. Смысл этого послания не всегда предельно ясен, и мы должны сами осмыслить и понять то, что хотел сказать художник в своем творении. Это активирует наше восприятие и воображение. Однако в быту большинство предметов художественного творчества совершенно бесполезны.
Анализируя требования эстетического реализма и утилитаризма, В.С.Соловьев, российский философ конца XIX века, замечает в них признание за красотой мирового значения. Чистое искусство или искусство для искусства отвергается, как праздная забава, идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности. Значит, признается за истинной красотой способность глубоко и сильно воздействовать на человека. Сводя требования реалистов и утилитаристов к одному, можно вывести формулу: эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности.
Это требование признавали и в древности. Например, древняя трагедия, по объяснению Аристотеля (в его «Поэтике»), должна была производить действительное улучшение души человеческой через ее очищение.
«Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.»
М. М. Пришвин
С другой стороны, художественная пластика, помимо эстетического влияния на душу, представляет еще и хоть незначительное, но все же реальное воздействие на внешнюю вещественную природу, – на материал, из которого это искусство создает свои произведения. Прекрасная статуя по отношению к простому куску мрамора есть, бесспорно, лучший, более совершенный (в объективном смысле) предмет.
«Красота на меня, в чем бы она ни проявлялась, в существе ли живущем или прозябающем, всегда имеет одинаковое и благодетельное влияние. Под ее благим влиянием я чувствую себя другим, обновленным человеком, чем-то вроде старого младенца. <...> Приятное, невыразимо приятное ощущение! Благодарю тебя, всемогущий Боже, что одарил Ты меня чувством человека, любящего и видящего прекрасное, совершенное в Твоем нерукотворном бесконечном творении. Если бы красота во всех ее образах хотя на половину человечества имела свое благодетельное влияние, тогда бы мы быстро близились к совершенству и, наконец, олицетворили бы собой божественную заповедь нашего Божественного Учителя.»
Т. Г. Шевченко
Итак, разъяснив сущность красоты, можно сказать, что она есть воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиной.
Приобщение к прекрасному в современном обществе
Особую значимость проблема приобщения к прекрасному, постижения его смыслоопределяющей роли приобретает в современную эпоху в связи с тем, что общество со второй половины XX века стало глобальной, подлинно космической силой, располагая научно-техническим потенциалом, не имеющим аналогa в мировой истории. Человечество овладело атомной энергией и способно остановить течение жизни на Земле. Соответственно, актуальность исследования феномена красоты и прекрасного определяется процессом массового разрушения оптимистического мировосприятия; нарастанием трагического мироощущения и эгоцентризма; размыванием устойчивых смысловых ориентиров. Не случайно даже в экономически стабильных странах неуклонно растет число самоубийств, а сотни миллионов людей страдают различными формами депрессии. Проживание в личностной гармонии становится хрупким и зыбким, довольно редким состоянием, к которому все труднее пробиться в потоке общечеловеческого хаосa. Следовательно, проблема глубокого обоснования фундаментальных принципов взаимоотношения человекa с окружающим миром, целенаправленного формирования ценностного, эстетического сознания выдвигается на первый план.
«Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно "старое". Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно "старо"?»
В. И. Ленин
Заключение
В данной работе я рассмотрела различные взгляды на сущность красоты и её роль в нашей жизни. Из предложенного мною материала следует, что красота – это гармония во всех, отдельно взятых, элементах, и гармония в их сочетании между собой, восприятие которой закреплено в памяти человека исторически, благодаря опыту предшествующих поколений и собственному жизненному опыту. Она способствует реальному улучшению действительности. Однако, это далеко не окончательно сложившаяся картина, описывающая явление красоты. На каждый из заданных мною в начале работы вопросов можно найти еще множество ответов и мнений.