Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Калужский филиал
Кафедра философии и политологии
Реферат по курсу «Философия»
на тему: «Философия Аристотеля»
Выполнил: Зюзин И.Н.
студент гр. ЭВМ.Б-31
Проверил: Гречишникова Н.П.
к.ф.н. доцент
Калуга
2012
Содержание
Введение. 3
Биография Аристотеля. 4
Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания. 6
Формальное первоначало. 9
Материальное первоначало. 9
Действующие или производящие первоначала. 11
Целевая причина. 12
Этические взгляды.. 14
Политические взгляды.. 17
Заключение. 20
Список используемой литературы.. 21
Введение
Философия – одна из тех наук, которая занимается изучением прошлого и будущего . Это связано с тем, что многие новые теории настоящего времени базируются на работах древних философов. Ведь в их работах заложены основы этих теорий. Поэтому необходимо изучать труды древних философов для того, чтобы постичь современные концепции, а также для самосовершенствования.
Карл Маркс сказал об одном древнем философе, что он является вершиной древней философии. Этим философом был Аристотель. Я согласен с мнением Маркса, т.к. именно Аристотель был одним из самых значимых философов древности. Он внес огромный вклад в различные отрасли наук, а его работы поражают многогранностью мысли.
При чтении работ Аристотеля необходимо учесть следующую особенность. Его работы необходимо изучать в двух направлениях:
1) в связи с его предшественниками;
2) в связи с его приемниками
В первом случае следует отметить огромные достижения в области философии, однако в другом случае намечаются серьезные недостатки. Но эти промахи никак не связаны с Аристотелем, в этом стоит винить его приемников.
Целью моей работы является рассмотрение основных положений философии Аристотеля, а именно рассмотрение учений о первоначалах, этических и политических взглядов философа. Для ее выполнения я рассмотрю следующие задачи:
· краткую биографию Аристотеля
· его учение о первоначалах
· этические и политические взгляды философа
Биография Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученый, философ, писатель и ярый противник Платона. Родился в городе Стагире на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом его Никомах, который был придворным медиком царя Амины III. Именно отец стал обучать Аристотеля различным наукам. Когда его родители умерли, ему исполнилось всего 15 лет. Его опекуном стал Проксен. Проксен также продолжил обучать Аристотеля и в итоге дал ему неплохое образование.
Через 2 года он приезжает в Афины, где начинает обучаться в академии Платона, постигая основы философии, математики и других наук. В этой академии он пробыл до смерти ее основателя.
В 349 г. до н.э. Аристотель принял приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем и учителем его сына Александра. Но через 4 года он вновь возвращается в Афины. Там он открывает свою школу, которая получила название Ликей (прототип лицея в будущем). Ликей был создан не только для преподавания, но и для проведения самостоятельных исследований. У него появляется очень много учеников, с которыми он проводит занятия. Множество томов, записанных на его лекциях, были утеряны, однако некоторые из них дошли до наших дней.
В 323 г. до н.э. умер его ученик Александр Македонский. Это привело к массовому восстанию в Афинах. Аристотеля, как приверженца политики Александра, решили арестовать. Однако никаких политических обвинений ему не удалось предъявить, поэтому его обвиняют в «безбожии» из-за того, что он сочинил пеан в память Гермию. В итоге он срочно уехал в Халкиду, где в 322 г. до н.э. умер.
Однако он оставил после себя богатое наследие. Его учение затронуло все науки того времени. Идеи Аристотеля были отражены в таких науках как философия, социология, политика, логика и др. Его многочисленные труды по своему содержанию делятся на 7 групп:
· Логические труды: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».
· Философия природы: «Физика» в 8-ми книгах, «О небе» в 4-х книгах, «О возникновении и уничтожении» в 2-х книгах, «О небесных явлениях» в 4-х книгах.
· Психология: «О душе» в 3-х книгах, а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О воприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании».
· Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных».
· Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика».
· Этика: «Никомахова этика» в 10-ти книгах, «Большая этика» в 2-х книгах, «Евдемова этика».
· Политика и экономика: «Политика» в 8-ми книгах, «Экономика» в 3-х книгах.
Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания
Первая философия, важной составляющей которой являются первые начала и причины, содержится в сочинении Аристотеля «Метафизика». Происхождение этого слова имеет интересную историю: это сочинение Аристотеля в собрании Андроника Родосского значилось после раздела «физика», поэтому и получило такое название «Метафизика» (meta ta physika)
Вскоре это слово обрело смысл. Он заключался в том, что под этим словом стали понимать философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры.
«Метафизика» берет начало с толкования понятия «первой философии», суть которой заключается в критике учений предшествующих философов. Исследование и критика – важные составляющие учения Аристотеля, потому что на основе учений прошлого выражается его собственная концепция с обоснованными доказательствами. В своей работе Аристотель утверждает, что если "первые философы" в своих трудах писали, что материя – начало всех вещей, то Анаксагор считает разум "действующей причиной" благоустройства мира и всего мирового порядка. Последователи Пифагора добавляли, что компоненты числа, являются сущностью физических реальностей, потому что, по их мнению, число и являлось сущностью всех вещей. Поэтому возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть бытия». Также Платон заявил о том, что невозможно дать определения чувственной вещи, в силу того что эта вещь непостоянна. Следуя этой мысли, он подобные реальности назвал идеями, а чувственные вещи всегда существуют отдельно от идей, но в соответствии с ними, потому что все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям. В итоге окончательно формируется понимание формальной и целевой причин, однако здесь и возникли коренные противоречия между Аристотелем и Платоном. Его критика теории идей отображена в 4 и 5 главах XIII книги «Метафизики».
Ниже представлены возражения Аристотеля Платону:
1) Платоник удваивает мир, ошибочно считая, что большее число сущностей легче познать, чем меньшее
2) Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели.
3) "Третий человек": связь предмета и идеи существует с помощью "посредника". Между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать один "человек". В таком случае между человеком вообще и этим "человеком" должен существовать еще один "человек", и т. д. до бесконечности.
4) Идеи не могут быть причинами, так как безжизненные идеи не могут быть причиной движения.
5) Платон не обосновал "причастность" вещей.
В «Первой философии» Аристотеля начало берет закон исключительного противоречия. В этом сочинении он гласит следующее: "Невозможно, чтобы одно и то же время было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же отношении". И далее: "Не может кто бы то ни было признавать, что одно и то же [и] существует [и] не существует, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит"[1]. Аристотель, вопреки Гераклиту, делает умозаключение о том, что вещь не может существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле и быть тем же самым и не тем же самым. Аристотель заменил диалектику формальной логикой, а также утверждает, что действительность неизменна. Тождественность принципа исключительного противоречия и универсального начала бытия привела к тому, что в основе его метафизики заключена идея о неизменности сущности мира. Внимание Аристотеля к развитию существующих вещей приводит к противоречиям в виде непоследовательности и нелогичности его мысли.
Эти противоречия ярко выражены в решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика идей Платона приводит к тому, что Аристотель считает отдельные вещи тем единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Это решение проблемы "первой сущности" в логическом труде "Категории". «Вторичная сущность» (общее) должна оказаться единой во многом, а не вне многого. Но Аристотель перенял у Платона идею о познании только общего. Поэтому общее является для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному.
В соответствии с этим он выделяет четыре первоначала:
1) Формальные, в которых форма проявляет себя;
2) Материальные, то, из чего, состоят вещи;
3) Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность;
4) Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего? "
Формальное первоначало
Форма в понимании Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы - начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы.
Понятие формы у Аристотеля не имеет довольно точного ответа. Однако эта идея схожа с идеей Платона в плане понимания формы. Различие заключается в том, что форма не может существовать самостоятельно, она существует только в вещи.
Ниже представлены четыре основополагающие характеристики формы: 1)форма – это одно из первоначал, согласно которому у вещи нет собственной природы, если у нее нет формы; 2)форма – это внешний образ вещи; 3)форма обеспечивает действительность вещи. Если вещь возникает из другой вещи, то она наделяется новой формой. Это и есть принцип энтелехии ; 4)форма – это суть бытия вещи.
Идея формы Аристотеля не подходит ни к одному из этих определений. Его понимание формы можно достичь только путем синтеза и совокупности всех определений.
Главная онтологическая идея Аристотеля состоит в выявлении главенствующей роли формы, а также в ее активности в определении вещи. «Материал, из которого состоит или возникает вещь … не способен к оформлению и к изменению собственной своею силою». Именно поэтому «форма, стоит впереди материи … и впереди того, что слагается из них двоих».
Материальное первоначало
Понятие материи не было введено Аристотелем. В те времена первые натурфилософы считали, что материя является единственным первоначалом. Однако Аристотель считал их идею признания материи единственным первоначалом недостаточной, потому что она: 1)не объясняет разнообразия вещей; 2)не объясняет движения (возникновения и уничтожения); 3)не объясняет совершенства в мире.
Основываясь на этих принципах, Аристотель выдвигает свое понятие материи и дает три основополагающие идеи: о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.
У первых философов взгляды на материю были онтологическими. Поначалу Аристотель сам придерживался этой концепции, однако потом он переосмысляет понятие материи.
Он отошел от «физикализма» в понимании материи. Суть его заключалась в том, что под материей понимали вещество, характеризовавшееся наличием массы покоя. Это было основной идеей первых философов, которую отверг Аристотель.
Также он предлагает абстрактное формальное уточнение материи. «Под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее»[2].
В-третьих, он выдвигает идеи, которые приводят его к мысли о существовании материи и формы как двух первоначал. К этим идеям относится идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя: «первая при этом - в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще».
В его учении понятие «первой материи» видоизменено. Отвечая на вопрос о том, из чего состоят вещи, он утверждает, что у каждой вещи есть своя материя.
Действующие или производящие первоначала
В вышесказанном отношение между материей и формой объяснялось статично. Аристотель, чтобы представить это отношение в движении, вводит такие понятия как «возможность» и «действительность».
Аристотель считал, что материя является носителем возможности. Видоизменяясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности. Полная действительность – это действительность формы, так как в ней нет примеси возможности, которая характерна для материи. Таким образом Аристотель доказал относительность любой вещи.
Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия, о котором говорилось выше, на уровне возможности не действует. Аристотель исключил для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия. Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности. Возможность - одна из форм существования относительного небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией. Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность ("стерезис") - это и есть небытие. Таковым является второй смысл небытия из тех трех смыслов о которых упоминалось ранее. Таким относительным небытием и оказывается материя, особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Стоит отметить, что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм и лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, а также богатство возможностей, поэтому его материя - не столько платоновское почти что небытие, сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.
Наконец, сама диалектика возможности и действительности дает возможность Аристотелю определить в самом общем виде движение: "Движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это - возможно".
Аристотель считает, что все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.
Для него целью является стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, однозначно стремится не только к своему благу, но и ко всеобщему благу. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки тех времен никак не могло быть раскрыто в полной мере, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции,т.е. ее энтелехия. В понятии "того, ради чего", в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третье первопачало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.
Целевая причина
Четвертое и последнее первоначало Аристотель находит в движущей причине. Ведь "всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь". Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель опирается при этом на некую догму, согласно которой "движущееся [вообще] должно приводиться в движение чем-нибудь", что есть отрицание спонтанности движения. Материя в учении у Аристотеля пассивна. Активна форма, она же сущность (неделимый вид): "Сущность и форма, это - деятельность". Тем не менее и эта деятельность имеет внешний источник в некоей высшей сущности, в некоем перводвигателе. В "Метафизике" сказано: "Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме".
В деятельности человека наблюдаются все четыре разновидности причин. Аристотель это подметил глубоко. Но он этим не ограничился и уподобил мироздание человеческой деятельности, что стало уже проявлением антропоморфизма. В своем учении о высших причинах и первых началах всего сущего Аристотель отдал дань свойственному всякому идеализму отвлеченному безличному - в отличие от мифологического - философско-идеалистическому антропоморфизму.
Итак, у Аристотеля четыре первоначала: материальная причина, отвечающая на вопрос "Из чего?"; формальная причина, отвечающая на вопрос "Что это есть?"; движущая причина, отвечающая на вопрос "Откуда начало движения?"; целевая причина, отвечающая на вопрос "Ради чего?".
Этические взгляды
Аристотель считает, что смысл жизни человека должен заключатся не в получении удовольствий, а в осуществлении добродетелей. Все основные концепции этики Аристотель сформировал как учение о добродетелях, исходя из которых цель жизни человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Аристотелю принадлежит название этой науки (греч. «этос» - обычай, образ мыслей, характер). С именем Аристотеля связывают три трактата по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика».
Однако принадлежность этих трактатов Аристотелю в настоящее время является спорным вопросом. Считается, что подлинным трактатом является только «Никомахова этика», который является его первым трактатом по этике.
В своих работах по этике Аристотель разделял добродетели на:
· интеллектуальные
· волевые (добродетели характера)
В учении Аристотеля добродетели являются приобретаемыми качествами. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям же можно и необходимо научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека. Допустим, например, что в характере человека ключевыми добродетелями является благоразумие, мудрость и, соответственно, разумная деятельность. Эти же добродетели достигаются лишь путем освоения опыта и знаний предыдущего поколения.
Говоря о добродетели, Аристотель полагает, что достигнуть добродетель можно лишь деятельностью, а не просто созерцанием. Именно поэтому он выделяет понятие воли, так как лишь с ее помощью человек может достигать поставленных целей.
В своем трактате Аристотель утверждает то, что в человеке с раннего возраста необходимо воспитать нравственность посредством накопления нужных привычек. Например, наука дает знания, при помощи которых можно отличить истину от заблуждения, а нравственность - ценности, различающие добро и зло. Знания получают в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой и деятельным началом, они должны войти в плоть и кровь человека, способствовать созданию определенного состояния души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.
Аристотель определяет свою идею так: под зерном он понимает знания, а под почвой – желания человека. Эти две составляющие необходимы для получения желаемого результата.
Предлагая картину становления добродетели, Аристотель был абсолютно уверен, что нет неизменных правил, гарантировавших бы безупречное и похвальное поведение. В человеке определенные добродетели могут быть заменены правилами. А совесть и стыд являются своего рода главными составляющими оценки добродетельности поступков.
Беря за основу выводы, полученные при изучении действительности, Аристотель проводил эту линию и в область этики. Аристотель, исходя из единства формы и материи, видит добродетель как приобретение души в процессе воспитания.
Несмотря на то, что Аристотель соотносит добродетель с чувствами человека, главенствующими же добродетелями для него являются, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность и здравый смысл. Он выделял эти качества, так как они не зависят от житейских обстоятельств. Среди разумных добродетелей значилась наука, искусство, практичность, изобретательность.
Аристотель выделяет 11 человеческих качеств, благодаря которым человек, обретя их, станет высоконравственным человеком: щедрость, честолюбие, мужество, справедливость, умеренность, великодушие, любезность, правдивость, дружелюбие, великолепие, ровность.
Также Аристотель выводит понятие нравственного человека. Он считает, что это человек, который руководит своим разумом, опираясь на добродетель.
В заключение можно выделить основные моменты этических взглядов Аристотеля: 1)Этику Аристотель определяет как практическую философию;
2)Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества; 3)Смысл жизни не в удовольствиях, а в осуществлении добродетелей; 4)Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость; 5)Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности ; 6)Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности.
Политические взгляды
Политические взгляды Аристотеля изложены в его трактате «Политика», который тесно связан с «Этикой». Эти два трактата дополняют друг друга, потому что в «Политике» он рассматривает вопросы, связанные с добродетелями, а в «Этике» он рассуждает о политике и политических устройствах государства.
Сущность политики Аристотеля можно понять через раскрытие ее цели. Она заключается в том, что придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими правильно.
Также он в своем трактате он ставит вопрос о цели возникновения государства и о видах власти управления человеком в общественной жизни. Он говорит о том, что понятие государства можно определить по-разному в зависимости от политического устройства. Сам он определяет государство как «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством», а политическое устройство – как «порядок, который лежит в основании распределения государственных властей». Этот порядок должен быть продиктован законами, которые, в понимании Аристотеля, представляют собой «бесстрастный разум».
Самым главным звеном в государстве Аристотель считает гражданина. Государство состоит из граждан. Определение гражданина можно дать по-разному, как и в случае с политическим устройством, однако Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Также гражданам доступны судейская, административная, воинская и жреческая функции.
Аристотель классифицировал формы политического устройства, разделяя их по следующим признакам: количественному, имущественному и качественному. Количественный признак заключается в том, у скольких людей сосредоточена власть (большинства, меньшинства или у одного лица (в случае монархии)). Качественный критерий отвечает за «правильность» или «неправильность» правления государством. Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Как правило, бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, поэтому классификация по имущественному признаку совпадает с классификацией по количественному признаку. В итоге у Аристотеля насчитывается шесть форм политических устройств, в которых выделил «три хороших» и «три дурных» формы правления.
К «хорошим» формам правления он относил власть, служившую обществу: монархию, аристократию и «политию» (форму общественного управления, в которой правит большинство в интересах общей пользы). К «дурным» он отнес тиранию, олигархию и демократию.
Ниже рассмотрим каждое политическое устройство в отдельности.
Монархия – древняя форма политического устройства, которая допустима при наличии в государстве человека, который превосходит всех других. Аристотель считает, что этот человек находится выше законов, он сам закон, поэтому его нельзя подчинить закону. Присутствие такого человека в государстве должно говорить о беспрекословном подчинении остальных к нему.
Аристократия – форма государственного правления, при которой власть принадлежит немногочисленной привилегированной группе знатных, родовитых людей, обладающих личным достоинством. Народ ценит в людях личное достоинство, потому что это качество присуще благородным людям, поэтому такие люди правят при аристократии.
При политии (республике) государством правит большинство. У этого большинства общей им добродетелью является воинская, поэтому Аристотель говорит о том, что «республика состоит из людей, носящих оружие».
Таковы «хорошие» формы правления.
Рассматривая «дурные» формы правления, он осуждает первые две составляющих этой классификации.
Как известно, тирания - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Именно эту форму правления осуждает Аристотель («чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана»). Эти слова он аргументирует тем, что «тираническая власть не согласна с природою человека».
Олигархия – форма государственного правления, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц. Олигархия схожа с аристократией, так как она тоже основана на власти меньшинства, состоящего не из достойных, а из богатых.
Из всех «дурных» форм правления Аристотель отдает предпочтение демократии. Демократия – форма политического устройства, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Философ уточняет, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия).
Помимо классификации форм правления Аристотель также находит переходы одного политического устройства в другое. Так, например, олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а ослабляясь – демократией. Монархия вырождается в аристократию или пролитию, полития – в олигархию, олигархия – в тиранию, тирания может стать демократией.
Именно на возможности служить общему благу Аристотель разделил эти формы правления. Поэтому монархию, аристократию и политию он назвал «хорошими» формами правления в силу того, что они служат общему благу, а тиранию, олигархию и демократию – «дурными», потому что они служат частным интересам соответствующих лиц.
Заключение
Я считаю Аристотеля величайшим древнегреческим философом, потому что он внес огромный вклад в различные сферы научной деятельности. Его философия является не только своеобразным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Важнейшей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной этикой. Он первый среди греческих мыслителей основой нравственности сделал волю. Весь ее смысл этики Аристотеля в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнуть счастья, доступного смертному человеку. Согласно учению Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума, благоразумия, предусмотрительности. Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно, необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то «общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам». Также Аристотель разделил общество на классы, дал понятие «общество» и «государство». Называл «три хороших» и «три дурных» формы государственной власти.
Его трактаты содержали огромное количество обобщенной информации, которая в дальнейшем имела важное значение. Дальнейшее развитие науки опиралось на работы Аристотеля. Множество его трудов дошло до наших дней, поэтому мы можем изучать работы величайшего философа.
Список используемой литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд., доп.-М:, «Высшая школа», 2001г.
2. Чанышев А. Н. Аристотель. 2-е изд., доп.-М: «Мысль», 1999 г.
3. История философии в кратком изложении /пер. с чеш. И.И.Богута-М: «Мысль», 1995 г.
4. http://abccba.ru/
5. http://filosof.historic.ru/
6. http://philodream.ru
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель
[1] Аристотель – Сочинения в 4-х томах / Под ред. В.Ф. Асмус М.: «Мысль», 1976. Т.1. С. 125.
[2] Аристотель – Сочинения в 4-х томах / Под ред. В.Ф. Асмус М.: «Мысль», 1976. Т.1. С. 190.