Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Брянский Государственный Университет
имени академика И. Г. Петровского
Факультет педагогики и психологии
Реферат по теме «Если ребенок капризничает»
Подготовила:
студентка 501 группы
Шаповалова Е.А.
Содержание
1. Введение
2. Каприз и его природа
3. Причины каприза
4. Детская капризность как следствие неправильного воспитания
5. Что делать, когда ребенок капризничает?
6. Список литературы
1.Введение
Воспитание ребенка - задача не из простых в силу огромного количества причин. Как для начинающих родителей, так и для более опытных полной неожиданностью может стать капризное поведение ребенка. Малышам в большей мере, чем взрослым, свойственна столь порой удивительная для родителей реакция на происходящее, как несколько притворное и напущенное недовольство происходящим.
Поводом для каприза становится любое обстоятельство, а потому полезно понимать, как развивается каприз и как повлиять на формирование именно уравновешенной личности.
2.Каприз и его природа
Каприз – это малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.
Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.
Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.
Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:
· скрытое и явное запугивание - действия ребенка содержат тонкие, косвенные или подразумеваемые угрозы причинения вреда своему физическому или психическому состоянию;
· игра роли жертвы - ребенок выглядит жертвой родительского поведения и спешит добиться жалости, сочувствия или сострадания и реализовать свое желание таким образом;
· агрессивный гнев - ребенок в приступе каприза способен испытывать чувство гнева, накал которого при достижении пика интенсивности и ярости способен шокировать взрослого и тем самым подчинять его.
По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:
· потребность удовлетворить свое стремление или желание любой возможной ценой;
· необходимость ощутить влияние на близкого человека;
· необходимость в процессе становления личности ощущать уважение к себе же, добиваясь необходимого методами.
3.Причины каприза
Каприз зарождается в ответ на стремление удовлетворить желание, в котором малышу изначально отказывают. Противоположным мотивом может быть сопротивление необходимости выполнять родительскую волю. Причины капризов:
ü Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые.
ü Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. Потребность в «нужности другому» является одной из базовых потребностей человека.
ü Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
ü Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, ведь он хочет быть самостоятельным, а вы постоянно им руководите: «Ты наденешь эту рубашку!», «Этого делать нельзя!», «Перестань смотреть по сторонам!» и т. д.
ü Никакой причины, которая могла бы вызвать истерику, нет. Просто это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может быть, он сегодня не выспался? Или он очень устал за день и поэтому раскапризничался? Ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его настроение. Подумайте, проанализируйте все. Как говорил Януш Корчак, «ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает». В причинах его страданий и кроется ответ на вопрос, почему он капризничает.
4. Детская капризность как следствие неправильного воспитания
Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).
Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка "в рамки" приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.
Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.
Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.
В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.
5.Что делать, когда ребенок капризничает?
Всего этого можно избежать, если разумно строить систему воспитания.
Во-первых, родителям надо учесть, что любовь должна выражаться не только в нежности и ласке, но и в требовательности.
Требовательность — обязательный элемент правильного воспитания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу» и «не хочу», но и «надо», следует прививать малышу с самых малых лет. Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и необходимостью того или иного для других членов семьи. Если ребенок с детства приучен выполнять предъявляемые к нему разумные требования, он быстрее привыкнет к условиям детского сада, к учебе в школе, вырастет волевым, организованным и дисциплинированным.
Во-вторых, надо помнить, что необходимым условием правильного воспитания является единство требований к ребенку. Нельзя, чтобы один из родителей разрешал то, что запрещает другой. Например, мама не пустила малыша гулять, а папа разрешил. Родители, узнав о противоречивости своих требований, начинают ругаться и дергать ребенка: «пойдешь», «не пойдешь» и т. д. Разнобой в требованиях мешает малышу твердо усвоить необходимость слушаться родителей и делает его капризным. Иногда противоречивость в требованиях может привести к приспособленчеству. Ребенок быстро поймет, кого из родных можно разжалобить, от кого добиться исполнения своих желаний, а с кем надо быть тихим и послушным. Со строгим папой он будет вести себя дисциплинированно, а с доброй мамой начнет «выкаблучиваться» и добиваться своего.
Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:
· не реагировать на крики и плач ребенка - как бы сложно это не было, но необходимо сохранять спокойствие и некое безразличие;
· оставить малыша наедине с самим собой, что тут же лишает маленького манипулятора возможности производить впечатление, он успокоится уже лишь от того, что не увидит сокрушающегося над его действиями родителя;
· не кричать на ребенка, не переходить на его же методы - в противовес происходящему нужно соблюдать все ту же выдержку и хладнокровие, возобладать над своими эмоциями;
· придерживаться своей изначальной точки зрения и объяснять ее спокойным тоном ребенку - "нет" означает "нет", а необходимость послушаться родителя должна быть выполнена;
· аргументируйте свою точку зрения - пресекайте детские капризы не словами "Так нужно и точка!", а основательным объяснением своей правоты и демонстрацией уважения, однако несогласия с мнением малыша;
· уделяйте ребенку внимание и демонстрируйте любовь - речь идет не об удовлетворении любой его прихоти, а о родительском объятии и напористых словах любви вопреки отказу в желании;
· не балуйте и не перебарщивайте с опекой - с малых лет закладывайте в основу детской личности самостоятельность и ответственность.
КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ КАПРИЗОВ
Один из способов справиться с детскими капризами и истериками — переключить внимание ребенка на что-то другое. Например: «Ой, какие большие слезы пропадают! Давай их в бутылочку соберем!» Или: «Смотри, на плече у тебя капризка сидит и плачет. Давай ее прогоним!» Можно отвлечь внимание малыша каким-то новым ярким предметом или предложить ему интересное занятие. Например, посмотреть с ним диафильм, мультфильм или почитать любимую сказку.
Можно предложить ребенку участвовать в выбранном вами занятии (в уборке квартиры, приготовлении пищи и т. д.) либо вместе решить, что вы будете делать. А можно и самим подключиться к занятиям малыша. Перестать на время быть строгим родителем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры.
Можно самим подключиться к занятиям малыша. Совместное общение.
Если вы вместе решаете, чем заняться, ребенок приучается к демократическому общению: усваивает способы, как выбрать то, что нравится всем, а не ему одному. Играя же в детскую игру, вы сами учитесь понимать малыша, а ребенок чувствует свою значимость. Во всех случаях ребенок получает удовольствие от совместного общения, чувствует родительскую любовь и сам становится более понимающим и нежным.
Список литературы
- Луговская А., Кравцова М. М., Шейнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей.
- http://www.psy-land.ru/deti-obshe/pochemu-kapriznichaet-rebenok.html
- http://bobrmama.by/vse-o-detyah/razvitie-rebenka/18-7-prichin-pochemu-deti-kapriznichayut.html