Дыхательные и физические упражнения при заболевании бронхиальной астмой

Описание:
Этиология и патогенез бронхиальной астмы
Дыхательные упражнения
Популярные комплексы дыхательной гимнастики
Упражнения ЛФК
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Южно-Уральский институт искусств им. П. И. Чайковского

Реферат

По предмету: Физическая культура

на тему

Дыхательные и физические упражнения при заболевании бронхиальной астмой

Выполнил:      Чернов Д.А.

ФНИ, IV курс

Проверил:      Соловьев А. Б.

Челябинск 2012 г.

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.. 5

Глава 2. Дыхательные упражнения. 9

2.1. Популярные комплексы дыхательной гимнастики. 11

2.1.1. Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко. 11

2.1.2. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой. 13

2.1.3. Респираторная гимнастика Э.В. Стрельцовой. 30

Глава 3. Упражнения ЛФК.. 34

3.1. Влияние физических упражнений. 34

3.2. Комплексы гимнастические упражнений при бронхиальной астме. 37

3.2.1. Первый комплекс упражнений: 39

3.2.2. Второй  комплекс упражнений: 41

3.2.3. Третий комплекс упражнений: 42

3.3. Противопоказания для физических упражнений при бронхиальной астме. 43

Литература. 45

Введение

Аллергическими заболеваниями страдает более 20% населения земного шара. В структуре аллергических заболеваний большое место занимают аллергические поражения органов дыхания, из которых наиболее тяжелым является бронхиальная астма. Последние десятилетия характеризуются ростом заболеваемости и тяжести течения бронхиальной астмы. По социальной значимости это заболевание выходит на одно из первых мест среди болезней органов дыхания.

Согласно определению Г. Б. Федосеева (1982), бронхиальная астма — самостоятельное хроническое, рецидивирующее заболевание, основным и обязательным патогенетическим механизмом которого является измененная реактивность бронхов, обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, а основным (обязательным) клиническим признаком — приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов.

Факторы, вызывающие развитие астмы, настолько многочисленны и разнообразны, а варианты течения так не похожи, что возникает предположение о существовании нескольких заболеваний, различных по патогенезу, которые объединяются термином «бронхиальная астма». Провоцировать развитие бронхиальной астмы могут как экологические проблемы, постоянный контакт с аллергенами, наследственная предрасположенность, так и ослабление иммунитета, хронические инфекции верхних дыхательных путей, общая зашлакованность организма. Обострение бронхиальной астмы может случиться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при контакте организма с аллергенами (в пище, в воде, в воздухе). [1]

Этим обусловлена актуальность поиска и разработки новых подходов в реабилитации людей, страдающих бронхиальной астмой.

Анализ медицинской литературы показывает, что существует много подходов к профилактике и лечению хронического бронхита и бронхиальной астмы. Во многих источниках отмечается необходимость лечебной и адаптивной физической культуры для больных этими заболеваниями.

Известно, что физическая культура и элементы спорта в комплексе с закаливающими мероприятиями, дыхательной гимнастикой и массажем повышают как местную, так и общую невосприимчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, снижают чувствительность к аллергенам, укрепляют организм. Циклические дыхательные и физические упражнения способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем через сложные рефлекторные связи.

Программы тренировок должны быть подобраны индивидуально. Правильно составленная программа лечебной физкультуры может оказать благоприятный эффект даже в случаях, когда, несмотря на медикаментозное лечение, сохраняется выраженная одышка, ограничивающая физическую активность больного.

Объект исследования в данном реферате — физическая активность при заболевании бронхиальной астмой.

Предмет исследования – влияние различных комплексов дыхательных упражнений и ЛФК на стабилизацию состояния здоровья больных бронхиальной астмой.

Целью данной работы является обзор рекомендуемых комплексов лечебно-профилактической гимнастики при заболевании бронхиальной астмой.

Для достижения цели работы были определены следующие задачи:

1. Ознакомиться с описаниями этиологии и патогенеза заболевания бронхиальной астмой.

2. Описать и сравнить комплексы дыхательной гимнастики с точки зрения эффективности их применения для больных бронхиальной астмой.

3. Рассмотреть различные комплексы ЛФК, применяемые при бронхиальной астме.

Указанные задачи решались с использованием метода теоретического анализа медицинской и научно-популярной литературы о лечении бронхиальной астмы.

Глава 1. Этиология и патогенез бронхиальной астмы

 

Бронхиальная астмахроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся периодически наступающими приступами удушья, имеющими различную силу и продолжительность (от нескольких часов до нескольких дней) [2]. Несмотря на тяжесть заболевания (его «неизлечимость»), при проведении адекватного лечения больные астмой длительное время сохраняют трудоспособность, что подчеркивает необходимость длительной (фактически пожизненной) терапии.

Можно отметить два важных аспекта проблемы проведения терапии:

Ø    бронхиальная астма протекает волнообразно, то есть периоды обострений сменяются ремиссиями, в течение которых больной не испытывает, практически никакого дискомфорта. Очевидна необходимость проведения профилактического лечения – для удлинения периода ремиссии;

Ø    в основе патологического процесса лежит хроническое воспаление, следовательно, основным в терапии должно быть противовоспалительное лечение.

В терапии бронхиальной астмы можно выделить два направления:

-         лечение в период обострения;

-         профилактика в период ремиссии.

Для каждого из направлений характерны свои, строго определенные методы и средства борьбы с заболеванием. Например, во время приступа бронхиальной астмы какие-либо физические упражнения, возможные при его профилактике, строго не показаны. В любом случае, терапия подбирается индивидуально с учетом этиологии и особенностей течения заболевания.

По мнению М.Л. Лазарева [3], на первом этапе формирования астмы ведущей причиной является аллергия, но постепенно наслаиваются и другие причины (психологические, климатические, биоэнергетические, физические и т.д.), поэтому астму он рассматривает как полиэтиологическое заболевание. Кроме того, М.Л. Лазарев отмечает, что часто при астме нарушается не только дыхательная функция, но и деятельность желудочно-кишечного тракта, координация движений и терморегуляция; появляется дерматит, а также психоневрологические изменения (повышенная возбудимость, подавленность, агрессивность, утомляемость и др.).

Традиционно бронхиальная астма рассматривается как аллергическое заболевание, возникающее в результате повышенной чувствительности к некоторым веществам белкового и растительного происхождения, иногда при потреблении в пищу некоторых сортов рыбы, раков, яиц, земляники, лекарственных веществ и др. При заболевании нарушается нервная регуляция функции бронхов, в результате чего раздражаются окончания блуждающего нерва, иннервирующего легкие. Это приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов и к сужению их просвета, что затрудняет выдох и приводит к удушью. Обычно больные вначале имеют повышенную чувствительность лишь к одному аллергену, в последующем количество их значительно увеличивается. Нередко бронхиальная астма возникает после инфекционных заболеваний. В этих случаях роль аллергенов играет микробная флора. Иногда приступы бронхиальной астмы возникают под влиянием сильных психических потрясений, черепно-мозговых ранений.

Астматический статус иногда приобретает затяжной характер (дни и даже недели). Приступ чаще начинается ночью или рано утром. У ряда больных перед приступом удушья отмечаются вялость, зуд в носу, чихание или заложенность носа, чувство стеснения в груди. Приступ начинается с мучительного кашля без выделения мокроты, затем развёртывается типичная картина одышки экспираторного типа (затруднен выдох). Больной во время приступа принимает сидячее положение, упираясь руками в какой-либо твердый предмет для облегчения дыхания. Лицо бледное, с каплями холодного пота, выдох затруднен и совершается со свистом, слышен на расстоянии. Грудная клетка увеличена в объеме – как бы застывает в положении выдоха. При аускультации дыхательные шумы в легких ослаблены и оглушаются огромным количеством свистящих, жужжащих хрипов. Температура тела обычно нормальная и лишь изредка наблюдается кратковременное ее повышение. [4] Приступы удушья могут быть лёгкими, средней тяжести и тяжёлыми в зависимости от их длительности, возможностей лекарственного купирования, формы бронхиальной астмы, длительности её течения и сопутствующих заболеваний бронхолёгочного аппарата.

Разрешение приступа начинается с кашля с отхождением стекловидной мокроты. После приступа самочувствие больного улучшается довольно быстро. Обычно приступы астмы вначале бывают редкими, затем становятся частыми. При длительно существующей астме развивается разлитой бронхит, эмфизема легких, пневмосклероз, в крови – эозинофилия, характерна и мокрота: в ней можно обнаружить спирали Куршмана (слизевые слепки бронхиол) и кристаллы Шарко – Лейдена (осколки эозинофилов). [1]

В нашей стране принята патогенетическая классификация форм и стадий бронхиальной астмы (А.Д. Адо, П.К. Булатов, 1967), согласно которой бронхиальную астму делят на две формы: инфекционно-аллергическую и неинфекционно-аллергическую или атопическую [2]. Каждая из форм подразделяется на стадию приступов и стадию астматических состояний.

У больных инфекционно-аллергической формой астмы часто диагностируют хронический бронхит или хроническую пневмонию. Обострение этой формы, как правило, обусловлено обострением хронического очага инфекции в бронхах, лёгких или лор-органах.

Для атопической формы астмы, вызванной аллергенами, характерны раннее начало заболевания, отягощённая наследственность. Среди аллергенов, вызывающих атопическую форму астмы, выделяют бытовые, пыльцевые, шерсть животных, споры грибов.

Прогноз при атопической форме и специфическом лечении благоприятный. При инфекционной форме он значительно хуже и очень часто приводит к инвалидности.

Общепринятым является следующий взгляд на астму:

– бронхиальная астма имеет наследственную предрасположенность;

– ведущей причиной возникновения астмы является аллергия;

– из всех функциональных систем организма в наибольшей степени нарушается дыхательная функция;

– в результате нарушения дыхательной функции возникает обструкция бронхов, включающая три механизма: спазм мускулатуры бронхов и бронхиол; отёк слизистой бронхов и бронхиол; закупорка просвета бронхов и бронхиол секретом.


Глава 2. Дыхательные упражнения

Австралийские ученые из Сиднейского университета нашли простую и безопасную альтернативу ингаляторам, которая может помочь многим больным бронхиальной астмой остановить развивающийся приступ удушья.

Правда, речь идет не о самых тяжелых больных. Новая методика помогает в основном пациентам с умеренным и легким течением астмы. Но благодаря своей простоте и безопасности она выглядит очень привлекательно. Речь идет о простых дыхательных упражнениях, не требующих никаких дополнительных тренажеров и устройств. Их выполнение в самом начале приступа астмы снижало частоту использования ингаляторов более чем на 80%.

В исследовании участвовали 57 добровольцев с умеренным течением астмы. Они были вынуждены пользоваться ингаляторами для лечения приступов удушья, по крайней мере, четыре раза в неделю. Всем им предложили в начале каждого приступа не хвататься сразу за ингалятор, а попытаться сделать несколько дыхательных упражнений. Если они не помогали в течение 3-5 минут, можно было воспользоваться привычным ингалятором. Больных наблюдали 28 недель, и за это время они стали пользоваться ингалятором меньше на 86%, чем до начала исследования.

Ученые предлагали пациентам использовать два типа дыхательных упражнений. При первом типе предлагалось, как бы затруднить дыхание с помощью самых разных упражнений. Можно было дышать через нос, дышать поверхностно (это называется гиповентиляцией) или просто задерживать дыхание. Второй тип упражнений фиксировал все внимание пациента на темпе и ритме дыхания. Он должен был сосредоточиться на процессах вдоха и выдоха, совершая их ритмично с движениями рук, — поднимал их вверх, разводил в стороны, вращал.

И вот эти два типа незамысловатых упражнений помогали. Причем помогали одинаково. Почему? Некоторые усмотрят в первом типе упражнений, затрудняющих дыхание, нечто общее с лечением по Бутейко, весьма распространенным у нас в России. И возможно, поклонники этого доктора попытаются объяснить это целебным действием углекислого газа, накапливающегося в крови при затрудненном дыхании. С этой версией можно поспорить. Ведь углекислота точно так же накапливалась бы и при развивающемся приступе астмы, не оказывая никакого лечебного действия. С другой стороны, второй тип упражнений, не способствующий накоплению углекислого газа, помогал не хуже первого.

Австралийские ученые предполагают, что лечебный механизм упражнений не связан ни с углекислым газом, ни с какими-либо другими физиологическими эффектами. Они объясняют его психологическим действием. Сосредотачиваясь на дыхательных упражнениях, пациент переключает свое сознание с развивающегося приступа, как бы отключается от него, и успокаивается. Ведь известно, что в развитии приступа часто большую роль играет психологический фактор, и в частности страх удушья, уже знакомый людям по предыдущим приступам.

Как бы то ни было, но эта методика часто работает. Конечно, она вряд ли остановит развитие серьезного приступа. Но вот те случаи одышки, которые бы легко прервались ингалятором, упражнения успешно останавливают. И это главное — ведь они помогают избежать приема ингаляций с бета-адреномиметиками. Такие препараты астматикам хорошо знакомы, среди них сальбутамол, вентолин, беротек, астмопент и многие другие лекарства, вызывающие немало побочных эффектов. А значит, дыхательная физкультура имеет право на применение. К тому же упражнения почти вполовину сокращали дозу гормональных кортикостероидов, которые тоже принимают в форме ингаляций. Правда, эти лекарства используют не для лечения самих приступов, а для их профилактики — это лекарства на каждый день. И сокращение их дозы очень важно, ведь они тоже нередко вызывают побочные эффекты. [8]


2.1. Популярные комплексы дыхательной гимнастики

С медицинской точки зрения тренировку дыхания относят к народным средствам лечения заболевания, а осуществляют ее с помощью специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают и психотерапевтическое воздействие. Наиболее эффективным является применение упражнений, связанных с произношением гласных и согласных звуков (от 5-7 до 30-40 секунд), выполнение упражнений связано с вибрацией верхних дыхательных путей, способствующей понижению спазма бронхов при выдохе. Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятия согласные звуки: с, з, ш, щ, а затем согласные звуки ж, р и гласные у, е, и, а (основные буквы для тренировки дыхания). При воспроизведении звука-буквы последнюю следует произносить медленно, до тех пор, пока хватит дыхания. Больных нужно приучать к вдыханию и выдыханию через нос (использование носолегочного рефлекса), а также втягиванию живота (при выдохе). В процессе тренировки дыхания у больных постоянно улучшается функция диафрагмы, брюшного пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Рекомендуются упражнения на урежение дыхания, которые уменьшают избыточную вентиляцию легких. Упражнения, вызывающие значительное учащение и задержку дыхания, а также упражнения со значительным мышечным усилием для больных бронхиальной астмой не подходят. [10]

Однако, некоторые специалисты предлагают собственные комплексы дыхательных гимнастик.

2.1.1. Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко

Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко направлена на восстановление у больного цикла нормального дыхания здорового человека, которое схематически соответствует формуле: медленный неглубокий вдох (2-3 с), медленный выдох (3-4 с) и задержка дыхания (3-4 с). Чем длительнее задержка дыхания, тем лучше. Идеальная задержка дыхания для астматиков — 1 мин.

1. Работают верхние отделы легких:

5 секунд вдох, 5 секунд выдох, расслабляя мышцы грудной клетки; 5 секунд пауза, не дышите, находитесь в максимальном расслаблении. 10 раз. (2,5 минуты)

2. Полное дыхание. Диафрагмальное и грудное дыхание вместе.

7,5 секунды – вдох, начиная с диафрагмального дыхания и заканчивая грудным дыханием; 7,5 секунды – выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой; 5 секунд – пауза. 10 раз. (3,5 минуты)

3. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе. 1 раз .

4. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа. По 10 раз.

5. Втягивание живота.

В течение 7,5 секунды – полный вдох, 7,5 секунды – максимальный выдох, 5 секунд – пауза, удерживая втянутыми мышцы живота . 10 раз. (3,5 минуты)

6. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).

Выполняем 12 быстрых максимальных вдохов и выдохов, т.е. 2,5 секунды – вдох, 2,5 секунды – выдох, в течение 1 минуты. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.

7. Редкое дыхание. ( По уровням)

Первый уровень:

1-5 секунд – вдох, 5 секунд – выдох, 5 секунд – пауза. Получается 4 дыхания в минуту. Выполняйте 1 минуту, затем, не прекращая дыхания, выполняются следующие уровни.

Второй уровень:

2-5 секунд – вдох, 5 секунд – задержка дыхания после вдоха, 5 секунд – выдох, 5 секунд – пауза. Получается 3 дыхания в минуту. Выполняется 2 минуты

Третий уровень:

3-7,5 секунды – вдох, 7,5 секунды – задержка дыхания после вдоха, 7,5 секунды – выдох, 5 секунд – пауза. Получается 2 дыхания в минуту. Выполняется 3 минуты.

4-10 секунд – вдох, 10 секунд – задержка дыхания после вдоха, 10 секунд – выдох, 10 секунд – пауза. Получается 1,5 дыхания в минуту. Выполняется 4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма — довести до 1 дыхания в минуту.

8. Двойная задержка дыхания.

Сначала выполняется МП на выдохе, затем максимальная задержка на вдохе. 1 раз.

9. МП сидя 3-10 раз, МП в ходьбе на месте 3-10 раз, МП в беге на месте 3-10 раз, МП во время приседания. 3-10 раз.

10. Поверхностное дыхание.

Сидя в удобном положении для максимального расслабления, выполнять грудное дыхание. Постепенно уменьшать объем вдоха и выдоха – до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого дыхания будет появляться сначала легкая нехватка воздуха, затем средняя нехватка или даже сильная, свидетельствуя о том, что упражнение выполняется правильно. Находиться на поверхностном дыхании от 3 до 10 минут.

Все упражнения выполнять обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него проводить контрольные измерения МП и пульса. Выполнять комплекс упражнений желательно на пустой желудок. [5]

2.1.2. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой

Основное внимание в гимнастике А. Н. Стрельниковой уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по ее мнению, это уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать — он уходит самопроизвольно.

Правила методики дыхания:

Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.

Правило 3. Все упражнения, направленные на тренировку техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.

Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.

Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно. -

Правило 6. Все упражнения, составляющие дыхательную гимнастику Стрельниковой, можно выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа. Это определяется состоянием пациента и степенью тяжести заболевания.

Правило 7. Количество повторений того или иного упражнения должно быть кратно четырем. Как известно, четверка — это величина музыкального размера, наиболее удобного для проведения гимнастических упражнений. По мере освоения дыхательных элементов данную величину повышают в 2 раза. Для выполнения упражнений дыхательной гимнастики на три и пять счетов, по мнению последователей представленного метода, требуются значительные физические усилия. А это возможно только при условии специальной предварительной подготовки.

Увеличивать число вдохов до восьми за серию рекомендуется уже на второй день занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой А. Н. На четвертый день это число увеличивают до шестнадцати повторений, в дальнейшем — до двадцати четырех и до тридцати двух. Максимальное число вдохов на одном занятии может достигать девяноста шести. Таким образом последняя цифра считается своеобразным рекордом, преодолеть который должен стремиться каждый занимающийся.

Во время занятий после выполнения каждой серии элементов дыхательной гимнастики следует прерваться и сделать кратковременный перерыв. Его продолжительность составляет не более десяти секунд. Таким образом, расписание занятий выглядит следующим образом.

Первый-второй день: двадцать четыре подхода-повторения по четыре вдоха с отдыхом между сериями по семь-десять секунд.

Третий-четвертый день: двенадцать повторений по восемь вдохов с перерывом до десяти секунд после каждой серии.

Пятый-шестой день: шесть повторений по шестнадцать вдохов с отдыхом после каждой серии не более десяти секунд.

Седьмой-восьмой день и т. д.: три подхода по тридцать два вдоха с перерывом после каждой серии по десять секунд.

Правило 8. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, упражнения:

Упражнение 1. «КУЛАЧКИ»

Представленное упражнение является наиболее простым для выполнения в дыхательной гимнастике Стрельниковой А. Н. Его еще можно назвать элементом разминки. При его проведении в основном работают только легкие и другие органы системы дыхания, а также пальцы рук.

Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.

После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти

Упражнение требуется повторить не менее четырех раз. Далее нужно отдохнуть в течение трех-пяти секунд, после чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом, продолжающимся несколько секунд. Так сделать 24 раза.

Упражнение 2. «СБРОСЬТЕ ГРУЗ!»

Для выполнения данного упражнения дыхательной гимнастики необходимо занять исходную позицию: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс Пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки.

На первый счет требуется свободно опустить руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и производя вдох. При этом нужно представить, будто нужно сбросить с рук и плеч тяжелый груз. В момент, когда руки опускаются, мышцы предплечья, плеч и кистей следует максимально напрягать и в то же время требуется с силой растопырить пальцы, воображая, что между ними появились перепонки.

Далее нужно принять исходное положение, поставив руки на пояс, одновременно сжав пальцы в кулаки и произведя медленный выдох. Как уже было замечено ранее, выдох не должен быть резким и шумным, поскольку он имеет в гимнастике Стрельниковой А. Н. второстепенное значение, а потому должен происходить самопроизвольно, без каких бы то ни было усилий. Делать его активным и энергичным нельзя. В противном случае может возникнуть такое явление, как гипервентиляция легких, что крайне нежелательно.

Описываемое упражнение разрешается проводить в положении как стоя, так лежа либо сидя. В первые два дня целесообразно выполнить двенадцать подходов по восемь вдохов, чередуя серии с перерывами в десять секунд. В последующие занятия упражнение повторяют по заданной схеме: сначала шесть повторений по шестнадцать вдохов, далее — три серии по тридцать два вдоха.

В тот момент, когда производится вдох, плечи следует максимально напрячь. При этом мышцы рук также должны быть напряженными. Напряженные пальцы требуется широко развести. Нужно занять исходную позицию, выдохнув, сжав руки в кулаки и поставив их на пояс. Далее необходимо вновь сделать активный и короткий вдох, с некоторым усилием вывести руки вниз, направляя сжатые в кулак пальцы в пол н затем растопыривая их. После этого требуется вновь принять исходное положение.

В момент выхода воздуха при выдохе широко открывать рот не нужно. Губы лишь немного разжаты и образуют узкую щель, через которую и выводится воздух.

Упражнение 3. «НАКАЧАЕМ МЯЧ»

Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, необходимо занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу.

Далее нужно немного наклониться вперед, руки расслабить, вывести вперед в свесить, плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос. Выдыхать, акцентируя внимание на том, чтобы вывести воздух лишь через рот, не нужно. С течением времени и освоением техники выполнения упражнения умение правильно выдыхать придет само собой.

Далее следует вновь с шумом, активно и коротко вдохнуть, наклоняя корпус и расслабляя мышцы верхней части тела, после чего сделать выдох и принять исходное положение: выпрямиться, поднять голову, расправить плечи, руки опустить вдоль туловища. При выполнении данного упражнения требуется делать сильный и резкий вдох таким образом, словно вы разозлились на свою болезнь и хотите навсегда изгнать ее из своего тела.

Для того чтобы полностью освоить технику выполнения данного упражнения, рекомендуется прибегнуть к помощи воображения и фантазии. Нужно представить, будто вам необходимо накачать резиновый мячик. В данном случае мяч будет являться своеобразным символом болезни, от которой необходимо избавиться. Если настоящий мяч накачивать с излишним усилием, то он, как известно, может лопнуть. Таким образом, каждый вдох, символизирующий поступление воздуха в полость мяча, следует делать лишь с некоторым усилием, стараясь не переусердствовать и «не разорвать мяч».

Своеобразным символом избавления от недуга может стать и другая игра. При этом больному необходимо представить, будто он хочет вступить в футбольный поединок со своей болезнью. По завершении выполнения серии дыхательных упражнений и после того, как мяч окажется накаченным, вы можете легко толкнуть его ногой и забить гол в воображаемые ворота, победив таким образом болезнь.

Возвращаясь к описанию упражнения «Накачиваем мяч» следует сказать, что в течение занятия необходимо провести двенадцать повторений по восемь наклонов с одновременным наклоном корпуса вперед и расслаблением мышц верхней части туловища. Каждую серию нужно прерывать непродолжительным отдыхом в десять секунд. Таким образом, всего будет сделано девяносто шесть вдохов-выдохов.

В том случае, если имеется первоначальная физическая подготовка, на первых занятиях рекомендуется произвести шесть подходов по шестнадцать вдохов. После каждой серии нужно делать перерыв в течение нескольких секунд. Отказываться от отдыха не стоит. В противном случае гимнастика может причинить вред, а не принести пользу.

После того как умение правильно делать вдох и выдох при одновременном сгибании и разгибании туловища будет освоено, можно перейти к выполнению трех серий по тридцать два вдоха-выдоха в каждой. В итоге тело приобретет упругость, повысится тонус. Кислород словно бы откроет новые пути к центрам, функция которых заключается в выработке так называемых гормонов счастья — эндорфинов. Вы почувствуете радость и оптимизм, ощутите всю полноту бытия. Именно эти чувства и ощущения помогут вам в дальнейшем забыть о недуге и навсегда избавиться от него.

При выполнении упражнения «Накачиваем мяч» мышцы поясницы и шеи должны быть расслаблены. Напрягать их не нужно, ведь воздух, которым вам предстоит наполнить воображаемый мяч, легкий и невесомый. Проводить данное упражнение можно в положении как стоя, так и сидя. Главное при этом — сохранить заданный ритм и темп. Только при таких условиях можно добиться высокого эффекта лечения.

Для проведения предложенного упражнения существуют частичные противопоказания. Так, не рекомендуется делать глубокий наклон вперед при наличии следующих заболеваний: остеохондроз, межпозвонковая грыжа, смещение межпозвонковых дисков, радикулит, образование камней в мочевом пузыре, печени, почках, гипертоническая болезнь, повышение глазного и внутричерепного давления. При этом руки следует опускать не ниже уровня коленных суставов.

Сопровождать выполнение данного упражнения лучше всего ритмичным маршем. Тогда движения принесут вам не только пользу, но и радость. Выполняя элементы, не стоит прикладывать чрезмерные усилия. Все движения должны быть плавными и спокойными.

На первый взгляд может показаться, что фантазия не способна предотвратить развитие заболевания и привести к выздоровлению. Однако изобретательница метода дыхательной гимнастики, Стрельникова А. Н., не однажды подтверждала возможность избавления от недуга с помощью внутреннего потенциала пациента, его психологической настроенности на исцеление. И главными помощниками в воспитании оптимизма часто становились воображение, вера в себя и неразгаданный потенциал своего организма

В конце описания упражнения Стрельникова напоминает, что лучше всего проводить занятия дыхательной гимнастикой в предварительно проветренном помещении. По ее мнению, освежить воздух в комнате, отведенной для занятий дыхательной гимнастикой, также поможет специальный прибор — ионизатор.

Упражнение 4. «КОШАЧИЙ ТАНЕЦ»

Для выполнения представленного упражнения требуется принять исходное положение: стать прямо, ноги выпрямить и расставить немного уже ширины плеч, голову поднять, плечи расслабить, руки свободно опустить вдоль туловища. Далее необходимо слегка согнуть руки в локтевых суставах и сжать пальцы в кулаки, после чего присесть, одновременно развернув корпус в левую сторону и сделав резкий, активный и короткий вдох. Не стоит стесняться того, что он получится слишком шумным. Нужно помнить одно из правил дыхательной гимнастики: вдох и должен быть довольно шумным.

После этого следует принять исходное положение, повернувшись и встав прямо, опустив руки, выпрямив ноги и в тот же момент медленно выдохнув. При этом можно вообразить себе, что с обратной стороны обоих колен находится маленькая пружинка, которая во время выполнения упражнения помогает быстро и вместе с тем достаточно плавно сгибать и разгибать ноги.

Завершив движения в одну сторону и заняв исходную позицию, необходимо повернуться вправо, слегка сжав пальцы в кулаки и присев, немного согнув ноги в коленях. Далее нужно вновь принять исходное положение. Продолжать упражнение следует, поочередно разворачивая корпус то в левую, то в правую сторону. Спина должна оставаться прямой, стопы — прижатыми к полу. Руки рекомендуется держать на уровне линии талии

На самом деле выбор фантазийного, придуманного персонажа, который поможет освоить гимнастические движения, зависит от индивидуальных потребностей и увлечений пациента. Главным остается его значение, а точнее — назначение. Дело в том, что игровая форма проведения гимнастики позволяет не только заинтересовать человека выполняемыми им движениями, но также способствует психологическому излечению, психокоррекции.

Упражнение «Кошачий танец» можно выполнять в положении и стоя, и сидя, и даже лежа. Его проводят в двенадцать серий по восемь вдохов-выдохов.

Упражнение 5. «КРЕПКИЕ ОБЪЯТИЯ»

Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, входящее в комплекс дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой А. Н., нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, руки согнуть в локтевых суставах, поднять и выставить перед собой на уровне грудной клетки, развернув ладони к полу, после чего с некоторым усилием следует сжать пальцы в кулаки и развести руки на ширину кулака.

Не перекрещивая, требуется завести руки как можно дальше за спину, проведя одну под мышкой, а вторую — поверх плеча, одновременно производя резкий и шумный вдох. После этого вернуть руки в исходное положение и в тот же момент легко и медленно выдохнуть. Стоит заметить, что для того, чтобы сделать выдох в таком положении, нет необходимости прикладывать какие бы то ни было усилия. Он производится самопроизвольно при разведении рук и вследствие следующего за тем расширения грудной клетки.

Вернувшись в исходную позицию, сразу же нужно повторить движения и вновь сделать шумный вдох, а затем развести руки и выдохнуть. Руки следует заводить далеко за спину, удерживая их параллельно друг другу. Продолжить упражнение по предложенной схеме: завести руки за спину и сделать вдох — принять исходное положение и выдохнуть.

Данное упражнение выполняют в первые занятия гимнастикой, разделив на двенадцать подходов по восемь вдохов. В дальнейшем, по мере освоения движений и навыков правильного дыхания, количество серии уменьшают до шести, а число вдохов-выдохов увеличивают до шестнадцати. На последнем этапе освоения упражнения число серий равно трем, а бросков — тридцати двум. Так можно достигнуть так называемой сотни Стрельниковой, которая соответствует девяноста шести в обычном исчислении.

После того как данное упражнение будет полностью освоено и все производимые при этом движения покажутся легкими для выполнения, элементы можно усложнить, дополнив наклонами головы назад. Наклонять голову нужно в момент, когда делается вдох. Движения, выполняемые головой, не должны быть слишком резкими во избежание получения травмы.

Для того чтобы выполнить упражнение правильно, необходимо представить, будто голова откидывается назад посредством распрямления пружинки, связывающей ее и локти. Таким образом, в момент, когда руки заходят за спину и нажимают на невидимую кнопку, голова мягко отводится назад. Взгляд должен быть устремлен вверх, на потолок.

Дыхательная гимнастика никогда не станет источником радости и, как следствие, исцеления, если все упражнения проводить неэмоционально, со скукой в глазах и в душе. Активные повороты корпуса, подъем рук и вдох должны сопровождаться радостным настроением, оптимизмом, верой в счастливое и безоблачное будущее, избавление от болезни.

При выполнении упражнения «Крепкие объятия» не нужно разводить руки слишком широко. При этом правую и левую руку нужно проводить поверху поочередно. Однако менять их положение можно только после завершения движения и принятия исходного положения. Во время проведения упражнения спина должна оставаться прямой.

Предложенное упражнение разрешается выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа. В том случае если та или другая рука серьезно травмирована, то начинать осваивать движения рекомендуется с двух серий, чередующихся с перерывом в десять секунд. Постепенно число подходов нужно увеличивать до «сотни Стрельниковой» — девяноста шести вдохов-выдохов.

Упражнение 6. НАКЛОНЫ ВПЕРЕД И НАЗАД

Для того чтобы выполнить данное упражнение сначала нужно занять исходную позицию: стать прямо, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, руки свободно опустить вдоль туловища, голову поднять, плечи расправить.

Сделать небольшой наклон вперед, вывести руки перед собой, удерживая их на уровне колен, и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего подняться, произведя пассивный и медленный выдох. Не останавливаясь, согнуть руки в локтевых суставах, поставить перед собой и завести за спину, слегка прогнувшись в пояснице. Стараясь удерживать руки параллельно, вновь произвести энергичный и короткий вдох. Затем принять первоначальное положение и одновременно выдохнуть.

Продолжать по той же схеме: наклониться вперед выбросить руки перед собой и произвести резкий вдох — возвратиться в исходное положение и сделать пассивный выдох — завести руки за спину, немного прогнуться в пояснице и с силой шумно вдохнуть — занять исходную позицию. Усложнить упражнение можно, осторожно откидывая голову при втором вдохе и заведении рук за спину назад.

Во время выполнения представленного упражнения можно вообразить себя маятником, который, раскачиваясь в направлении вперед и назад, заставляет работать все детали большого механизма. Он же, безусловно, поможет восстановить работу такого механизма, как человеческий организм. Важно только выполнять главное условие — проводить занятия регулярно и делать упражнения старательно.

Во время проведения наклонов вперед и назад нужно держать спину прямо. Слишком низко наклоняться вперед и сильно прогибаться в пояснице нет необходимости. В первом случае наклоняться можно лишь, оставляя руки на уровне коленных чашечек.

Наклоны вперед и назад можно выполнять в положении как стоя, так и сидя. В первые занятия рекомендуется повторить восемь серий по двенадцать вдохов-выдохов. В дальнейшем количество подходов нужно уменьшить до трех, а число движений в каждой серии, напротив, довести до тридцати двух. При этом нагрузку необходимо увеличивать постепенно, по мере овладения навыками правильного дыхания, от занятия к занятию.

Упражнение 7. ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО

Для выполнения предложенного упражнения необходимо принять исходную положение: стать прямо, ноги выпрямить и расставить чуть шире плеч, руки опустить вдоль туловища, пальцы расслабить, голову поднять, плечи расправить, мышцы живота напрячь, спину выпрямить.

Далее нужно повернуть голову в левую сторону и одновременно сделать резкий и короткий вдох, после чего принять исходное положение и медленно выдохнуть Затем, не останавливаясь, следует повернуть голову вправо и в тот же момент с шумом вдохнуть, занять исходную позицию и спокойно выдохнуть

Во время выполнения предложенного упражнения мышцы шеи должны быть расслабленными, а плечи и верхняя часть туловища — оставаться неподвижными.

Начинать занятия необходимо с проведения восьми серий, каждая из которых включает двенадцать вдохов-выдохов. В дальнейшем число подходов нужно уменьшить до шести, а количество движений, выполняемых за одну серию, напротив, увеличить до шестнадцати. Продолжать тем же образом до тех пор, пока количество серий не будет равно трем, а число вдохов-выдохов не достигнет тридцати двух. Так достигается уже упоминавшаяся «сотня Стрельниковой», равная девяноста шести.

Упражнение 8. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО-ВПРАВО

Для выполнения данного упражнения прежде всего необходимо принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу. При выполнении упражнения следует опираться на полную стопу. Мышцы живота нужно напрячь, ягодицы сжать.

Потом нужно наклонить голову к левому плечу и одновременно сделать короткий, шумный и резкий вдох, после чего медленно вернуться в исходное положение, плавно выдохнув. Далее, не прекращая движения, следует наклонить голову к правому плечу и в тот же момент отрывисто вдохнуть. После этого принять исходное положение, сделав плавный выдох.

Продолжать упражнение по предложенной схеме: наклон головы в одну сторону и вдох — возвращение в исходную позицию и выдох, наклон головы в другую сторону и вновь вдох — исходное положение и произвольный выдох. Выполняемые движения представленного упражнения должны напоминать непрерывные покачивания головой из стороны в сторону китайского болванчика. А еще оно похоже на движения головы взрослых в моменты, когда они журят малыша за какую-либо провинность. При выполнении данного упражнения в работе должны принимать участие только мышцы шеи. Руки, корпус и ноги при этом остаются неподвижными. Начинать занятия рекомендуется с двенадцати подходов по восемь движений. Далее можно перейти к проведению шести серий по шестнадцать вдохов-выдохов. После полного освоения техники выполнения упражнение можно разделить на три подхода по тридцать два движения в каждом.

Упражнение 9. НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВПЕРЕД-НАЗАД

Для того чтобы правильно выполнить данное упражнение требуется принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, мышцы живота и ягодиц напрячь, плечи опустить и слегка развести, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч. Тяжесть тела должна приходиться на полные стопы, поставленные параллельно друг другу.

Потом надо наклонить голову вниз, стараясь максимально приблизить подбородок к груди, и одновременно сделать резкий и шумный вдох. После этого необходимо принять исходное положение, произведя произвольный выдох. Далее, не останавливая движения, наклонить голову вниз и вновь, сделать активный вдох. Возвращаясь в исходное положение, произвести медленный и плавный выдох.

При выполнении представленного упражнения напряженными должны быть только мышцы шеи. Руки, ноги и корпус нужно оставлять расслабленными и неподвижными. Сосредоточивать внимание на выдохе не стоит. Следует помнить о том, что главной его характеристикой, по мнению разработчицы метода А. Н. Стрельниковой, является самопроизвольность.

Движения головы следует делать плавными и мягкими, нерезкими. В противном случае возможно травмирование мышечной ткани. Кроме того, наклонять голову слишком быстро и резко не рекомендуется лицам, страдающим такими заболеваниями, как остеохондроз, черепно-мозговые травмы, гипертоническая болезнь, повышенное внутриглазное или внутричерепное давление и т. п. Более важным при этом является сохранение правильного ритма и темпа дыхания.

В том случае, если во время выполнения предложенного упражнения дыхательной гимнастики возникает головокружение, лучше всего проводить его в положении сидя, а не стоя. Однако вовсе отказываться от занятий все же не стоит. С течением времени, в процессе регулярных тренировок, сосуды наполнятся кислородом, станут крепкими, и вы уже не будете чувствовать неприятных симптомов.

В первые несколько занятий наклоны головы вперед-назад рекомендуется проводить в двадцать четыре серии по четыре движения в каждой с перерывом в несколько секунд. В дальнейшем количество подходов можно будет увеличить до восьми по двенадцать вдохов-выдохов, далее соответственно до двенадцати и восьми. По мере овладения техникой частого и поверхностного дыхания число серий рекомендуется снизить до шести, а движений, напротив, — увеличить до шестнадцати. На заключительном этапе подготовки количество серий должно быть равно трем, а число вдохов-выдохов — тридцати двум.

Современные целители, считающие себя адептами теории дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., утверждают, что избавиться навсегда от болезни можно только в том случае, если число вдохов-выдохов, произведенных за одно занятие, равно трем-четырем сотням.

Своеобразным дыхательным рекордом считается количество вдохов, соответствующее двум тысячам. Безусловно, ориентироваться на подобные цифры должны вовсе не новички, а те, кто прошел курс предварительной подготовки и в течение достаточно длительного периода времени занимается дыхательной гимнастикой.

Упражнение 10. «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ»

Для выполнения данного упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки расслабить и свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и соединить, носки слегка развести.

На первый счет следует сделать небольшой шаг левой ногой вперед, немного согнуть ноги в коленных суставах и присесть, перенеся вес тела на левую ногу и поставив правую высоко на носок, руки согнуть в локтях, выставить перед собой, вывести в левую сторону и одновременно резко и с шумом вдохнуть, после чего вернуться в исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.

После этого нужно шагнуть вперед правой ногой, ноги согнуть в коленях и присесть, перенести тяжесть тела на правую ногу, левую пятку высоко поднять, слегка согнутые в локтевых суставах руки вывести в правую сторону и в тот же момент сделать активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдохнуть.

В тот момент, когда необходимо вернуться в исходное положение, ногу, находящуюся впереди, следует выпрямить, а противоположную слегка согнуть в коленном суставе. Выдох рекомендуется производить одновременно с разгибанием ноги. Выдох, как уже не раз было замечено, должен быть пассивным и слабым.

Представленное упражнение следует начинать с проведения двенадцати серий по восемь движений, в дальнейшем — шести серий по шестнадцать движений в каждой. По окончании подхода делается кратковременный перерыв, который должен продолжаться не более десяти секунд.

Упражнение 11. «ШАГАЕМ ВПЕРЕД»

Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, сначала нужно занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги выпрямить и поставить вместе, носки слегка развести. Вес тела должен при этом приходиться на полную стопу.

Сильным движением нужно согнуть в коленном суставе левую ногу, подтянуть ее к животу, правую немного согнуть в колене, присесть и одновременно произвести резкий и шумный вдох. Затем необходимо опустить левую ногу, в тот же момент самопроизвольно выдыхая.

Далее требуется согнуть в колене, выставить вперед и с силой подтянуть к животу правую ногу, левую при этом необходимо слегка согнуть в коленном суставе, присесть и в тот же момент произвести активный и энергичный вдох. Возвращаясь в исходное положение, опустить правую ногу и сделать медленный выдох.

Выполнение упражнения продолжается по представленной схеме: поднять одну ногу и вдохнуть — опустить ногу и выдохнуть — поднять согнутую в колене другую ногу и резко вдохнуть — возвратиться в исходное положение и сделать произвольный выдох.

Во время проведения гимнастических элементов спину нужно удерживать прямой и сохранять осанку правильной. Грудную клетку следует немного вывести вперед. Руки можно оставлять свободными или, слегка согнув в локтевых суставах, поднимать и держать на уровне линии талии.

Тем, кто страдает тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы (гипертония, повышенное глазное или внутричерепное давление, ишемическая болезнь), патологиями костей и пр., производить резкие движения не рекомендуется.

Начинать выполнение данного упражнения дыхательной гимнастики необходимо с проведения двенадцати серий по восемь движений. В дальнейшем задачу можно усложнить, выполняя шесть подходов по шестнадцать движений. После овладения необходимыми навыками сильного и поверхностного дыхания упражнение можно выполнять в три серии по тридцать два вдоха-выдоха, достигая таким образом «сотни Стрельниковой» — девяноста шести движений.

Упражнение 12. «ШАГАЕМ НАЗАД»

Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, нужно принять исходное положение: стать прямо, голову поднять, плечи расслабить и расправить руки свободно опустить вдоль тела, ноги выпрямить и соединить, носки немного развести. Мышцы живота и ягодиц должны быть при этом напряженными.

Надо поднять согнутую в коленном суставе левую ногу, отвести ее назад, прижимая пятку к ягодице, слегка согнуть в колене правую ногу, присесть и одновременна произвести резкий и шумный вдох. Далее следует вернуться в исходное положение, сделав спокойный выдох. После этого требуется согнуть в колене и отвести назад правую ногу, вновь прижав пятку к ягодице, в то же время слегка согнуть в коленном суставе левую ногу, немного присесть и сделать короткий и активный вдох. Затем следует принять исходное положение, сопровождая движения самопроизвольным выдохом.

Продолжается выполнение представленного упражнения по следующей схеме: согнуть и отвести назад одну ногу, присесть и произвести шумный вдох — принять исходное положение и сделать выдох — поднять и отвести назад, прижав пятку к одноименной ягодице, другую ногу и одновременно произвести резкий вдох — занять исходную позицию и произвольно выдохнуть. На вдохе все движения должны быть активными и сильными, на выдохе, напротив, — пассивными и плавными.

На начальных этапах освоения предложенного упражнения рекомендуется проводить двенадцать подходов по восемь вдохов-выдохов, далее — шесть серий по шестнадцать движений. В дальнейшем нагрузку увеличивают до трех подходов по тридцать два движения в каждой. По завершении серии целесообразно делать перерыв не более десяти секунд. Вернувшись в исходное положение, не следует останавливаться, а сразу же нужно начать следующее движение.

Усилия, с которым производятся все движения, могут быть ограничены при наличии некоторых заболеваний. К числу таковых относятся следующие: гипертония, повышенное внутриглазное и внутричерепное давление, моче- и желчнокаменная болезни, травмы костей конечностей и пр. При этом во время выполнения данного упражнения ногу поднимать чрезмерно высоко не нужно. Важно сохранять заданный темп и ритм дыхания.[6]

Отмечают, что суть методики, разработанной Стрельниковой А. Н., заключается не только в физическом самосовершенствовании, но также в психологическом восстановлении, возрождении духа человека.

2.1.3. Респираторная гимнастика Э.В. Стрельцовой.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом (комплексы 1-3).

Комплекс 1

Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых больных при отсутствии нарушений легочной вентиляции:

1-е занятие.

Упражнение 1. "Очистительный выдох" пфф. - 5-7 раз.

2-е занятие.

Упражнение 1. "Очистительный выдох" пфф. - 3 раза

Упражнение 2. "Закрытый стон" ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

Упражнение 3. бррух. (о, о, е. и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

3-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 4. грруф. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

4-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 5. дррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

5-е занятие.

Упражнение 6. ррр. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

Упражнение 7. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

6-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 8. пррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1раз.

Упражнение 9. жррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

7-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 10. кррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 11. тррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

8-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 12. фррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 13. чррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

9-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 14, цррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф,,. - 1 раз.

Упражнение 15. шррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 16. хррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

10-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 17. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 18. гррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Комплекс 2

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы у взрослых больных.

пфф. - 3 раза.

ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

бррух,. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

вррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

шррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

зррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

вррот. - 3 раза и пфф,. - 1 раз.

Комплекс 3

Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно-сосудистой системы.

пфф. - 3-5 раз.

ммм. (короткой волной) - 3-5 раз и пфф. - 1 раз.

бррух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

джух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

бррах. , (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз

джах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

дзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

гзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

дзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1

гзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Этот комплекс дыхательных упражнений, в отличие от метода поверхностного дыхания Стрельниковой, создает навыки полного дыхания, развивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирующие мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, и получил название респираторной гимнастики, которую можно использовать в качестве утренней гигиенической гимнастики больных бронхиальной астмой. [7]

На занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- человек, страдающий бронхиальной астмой, должен всегда иметь при себе ингалятор;

- воздух в помещении, где проходят занятия, не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов, что в свою очередь может вызвать приступ;

- необходимо обращать внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох;

- противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием, задержкой дыхания и большими двигательными нагрузками. [9]


Глава 3. Упражнения ЛФК

3.1. Влияние физических упражнений

В наше время предложено много различных методов лечения бронхиальной астмы: от бронхорасширяющих лекарств до специфической десенсибилизации (снижения чувствительности организма к определённым аллергенам). Но до сих пор нет единой высоко эффективной схемы лечения, и поэтому подавляющее большинство больных требуют систематической медикаментозной терапии и периодической госпитализации в стационар.

Сравнительно недавно в научной медицинской литературе появились сообщения о целесообразности применения физических нагрузок при аллергических болезнях, в том числе при бронхиальной астме. Однако практически одновременно появились сообщения и о том, что в некоторых случаях физическая нагрузка способствует ухудшению состояния больных разного возраста. Особенно это касалось тяжёлых и длительных физических упражнений, после которых у многих пациентов часто наблюдалось ухудшение состояния слизистой оболочки дыхательных путей и появление воспалительных процессов: ларингита, бронхита, трахеита и т.п. Кроме этого, у некоторых больных физические нагрузки провоцируют развитие приступов бронхиальной астмы. [1]

Группой исследователей из США под руководством Д. Ц. Швиндта было проведено серьёзное исследование, позволившее изучить механизмы влияния физических упражнений на показатели крови подростков, страдающих бронхиальной астмой лёгкой и средней степени тяжести. Для этого детям назначали стандартные строго дозированные упражнения длительностью по 6 минут. До упражнений и после них у всех обследованных детей брали кровь и исследовали различные виды циркулирующих в ней лейкоцитов: нейтрофилов, эозинофилов, базофилов, лимфоцитов и моноцитов с использованием современных лабораторных методов исследования. Параллельно проводилось исследование крови у здоровых детей при аналогичных видах нагрузок.

Результаты исследования показали, что недлительные физические упражнения вызывают повышение общего содержания циркулирующих в крови лейкоцитов, а также изменения соотношения различных видов лейкоцитов, причём это касалось тех клеток, которые отвечают за иммунный ответ. Интересно, что изменения количества лейкоцитов наблюдалось как у детей, больных бронхиальной астмой, так и у абсолютно здоровых детей. Однако у больных детей не наблюдалось увеличения количества базофильных лейкоцитов и одного из видов лимфоцитов (Т-хелперов), в отличие от здоровых детей. Вероятно, это обусловлено дефектом иммунной системы, связанным с механизмами формирования бронхиальной астмы. Безусловно, этот факт требует дальнейшего исследования и детализации. [8]

Таким образом было установлено, что к выбору физических упражнений для подростков, страдающих бронхиальной астмой, следует подходить с осторожностью и подбирать их тщательно, чтобы не спровоцировать развития приступов астмы и воспалительных процессов в дыхательной системе.

Все физические упражнения и нагрузки, так или иначе, могут вызывать одышку, но она очень скоро проходит. Когда речь идет об астме, то все выглядит несколько иначе. Почти все астматики знают, что если приступ начался, то любые физические упражнения только усугубят его. Этот эффект особенно сильно проявляется, когда холодно и сухо. В некоторых случаях именно физические упражнения и нагрузки могут спровоцировать появление приступа. [9]

Этот факт является очень важным, потому что опыт показывает, что люди этой категории обычно не понимают до конца того, что они больны астмой. Многие из них просто полагают, что они находятся в «плохой физической форме». К несчастью, такие люди довольно часто усугубляют свое состояние, постоянно провоцируя астму физическими упражнениями. Те люди, у которых во время выдоха имеются шипящие, свистящие звуки и хрипы, должны понимать, что, выполняя физические упражнения, они подвергают себя риску и им следует отказаться от физических упражнений. Каждый больной астмой должен проконсультироваться со своим лечащим врачом прежде, чем начать заниматься физическими упражнениями.

Физические упражнения имеют большое значение для здоровья, и поэтому людей, больных астмой, нельзя полностью отстранять от физкультуры. Правильное пользование ингаляторами даёт почти каждому человеку возможность получать удовольствие от движения и таким образом улучшать свою физическую форму. Они могут выполнять почти все виды физических упражнений.

В комплексном лечении средства физической культуры специальной направленности являются мощным фактором оздоровительного воздействия на организм человека. Регулярные занятия физическими упражнениями, снижают количество и тяжесть астматических приступов, уменьшая степень отдышки, способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов. Средства физической культуры наиболее экологически чисты и при правильном их применении приносят пользу.

Во время приступа бронхиальной астмы какие-либо упражнения не показаны. Кроме медикаментозного, проводится лечение положением тела: человек принимает положение с приподнятой верхней частью туловища. Более приемлемым может быть положение, лежа на боку. Голова лежит на согнутой в локтевом суставе руке. Одна нога при этом вытянута в коленном суставе. Человек находится в положении максимального расслабления. Состояние расслабления способствует уменьшению бронхоспазма. После окончания приступа для облегчения состояния показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом.

Течение заболевания циклическое: фазы обострения сменяются обычно ремиссией. Именно в период ремиссии проводят занятия лечебной гимнастикой. Кроме того, в зависимости от течения заболевания включают оздоровительную ходьбу, прогулки на лыжах, езду на велосипеде. Показаны водные процедуры, массаж грудной клетки, тренировка дыхательной мускулатуры, мышц спины.

В период ремиссии применяют динамические дыхательные упражнения с акцентом на выдох, диафрагмальное дыхание в чередовании с расслаблением мышц рук, плечевого пояса, шеи, лица, мышц шеи, трапециевидной, лестничных мышц, упражнения для дистальных отделов конечностей с акцентом на выдохе, упражнения для всех мышечных групп с углублением вдоха и выдоха. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий, грудной клетки. Дополнительно можно использовать дозированную ходьбу, легкий бег, танцы, велотренировки, плавание, лыжные прогулки, закаливание.

Профилактика обострения заболевания включает в себя мероприятия, направленные на устранение причин, вызывающих ухудшение состояния больного. Это — здоровый образ жизни (исключение курения, содержание в чистоте рабочих и жилых помещений, регулярное пребывание на свежем воздухе). Это позволит избежать тяжелых приступов, сохранять трудоспособность и оптимальное качество жизни.

В период длительного отсутствия приступов рекомендуется заниматься туризмом, лыжами, греблей, теннисом, плаванием. Каждый может выбрать занятие по душе. Хороший результат дает санаторно-курортное лечение.

На любой стадии течения заболевания к выбору терапии, в частности, дыхательных и физических упражнений для подростков, страдающих бронхиальной астмой, следует подходить с осторожностью и подбирать их тщательно, чтобы не спровоцировать развития приступов астмы и воспалительных процессов в дыхательной системе.

3.2. Комплексы гимнастические упражнений при бронхиальной астме

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

1. Восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

3. Активизация трофических процессов в тканях;

4. Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

5. Обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

·     дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

·     дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

·     упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

·     диафрагмальное дыхание;

·     упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

·     массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений — 4-12/мин, темп медленный и средний.


3.2.1. Первый комплекс упражнений:

Условные обозначения, используемые в тексте: ИП — исходное положение; ТМ — темп медленный; ТС — темп средний.

1. ИП - лежа на спине, руки - на грудной клетке. На высоте вздоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

2. ИП - лежа. По очереди сгибание ног. Выдох делать медленно. 3-5 раз.

3. ИП - лежа. Руки в стороны - вдох, обхватить себя - выдох. 3-6 раз.

4. ИП - сидя. Сгибание ноги - вдох; выпрямление - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

5. ИП - сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево - вправо. 5-7 раз.

6. ИП - сидя. Руки вверх - вдох, наклон вперед - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

7. ИП - сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

8. ИП - сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад - вдох; наклон вперед, плечи опущены - выдох. 4-6 раз.

9. ИП - стоя. Наклоны туловища влево - вправо. 5-7 раз.

10. ИП - стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

11. ИП - стоя. Руки вверх - вдох, на­клон туловища, руки опущены - выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

12. ИП - стоя, руки «в замок». Вращение туловища. 5-8 раз.

13. ИП - стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

14. ИП - стоя. Отведение рук и плеч назад - вдох, опустить голову и плечи - выдох. 4-6 раз.

15. ИП - руки в стороны. Наклоны вперед, руки скрестить - выдох. 3-5 раз.

16. ИП - сидя, руки к плечам. Отвести локти назад - вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки - выдох. 4-6 раз.

17. ИП - руки на поясе. Наклоны влево - вправо. 5-7 раз.

18. ИП - стоя. Прогнуться - вдох, наклон вперед, руки расслаблены - выдох. 3-6 раз ТМ.

19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 сек. ТС.

Примечание: кроме указанных упражнений, надо делать дыхательную гимнастику с выдохом через рот с одновременным произношением гласных {а, у, е, и , о) и согласных (р, ж, ш, з, с) или их сочетаний, например, "бре", "бри", "бру" и т. п.  [11]

3.2.2. Второй  комплекс упражнений:

·     Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

·     Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

·     Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

·     Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону - назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

·     То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

·     Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

·     Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

·     Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

·     То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

·     То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками - выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

·     Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. - выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

·     Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

·     Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

·     Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

·     Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

3.2.3. Третий комплекс упражнений:

·     Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

·     Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

·     Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

·     Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону - назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

·     То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

·     Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

·     Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

·     Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

·     То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

·     То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками - выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

·     Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. - выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

·     Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

·     Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

·     Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

·     Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

3.3. Противопоказания для физических упражнений при бронхиальной астме.

Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

Недопустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхания.

В случае, если выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должна быть заблаговременно проведена влажная уборка и проветривание, но воздух в помещении не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов.

Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья. [10]


Литература

1.     Чучалин А. Г. Бронхиальная астма/ А. Г. Чучалин.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

2.     Бакулев А. Н. Популярная медицинская энциклопедия/ А. Н. Бакулев.- М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1252 с.

3.     Лазарев М. Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой, методическое руководство для врачей, педагогов и родителей/ М. Л. Лазарев.- М.: «Цветок здоровья», 1993.- 73 с.

4.     Учебное пособие для подготовки медицинских сестер /под ред. А. Г. Сафонова.- М.: Медицина, 1996.- 254 с.

5.     Бутейко К. П. Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику/ К. П. Бутейко.- М.: ЁЁ Медиа, 2012.- 224 с.

6.     Стрельникова А. Н. Укрощение астмы/ А. Н. Стрельникова.- М.: Азбука-классика, 2009.- 45 с.

7.     Кокосов А. Н., Стрельцова Э. В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких/ А. Н. Кокосов, Э. В. Стрельцова.- М.: Медицина, 1987. - 144с.

8.     «Здоровье» №530с.// С-Пб.: Луч, 2006.

9.     Леонкин В. В., Пигалев С. А. Сезонные заболевания. Весна/ В. В. Леонкин, С. А. Пигалев.- Екатеринбург: Феникс, 1998.- 76 с.

10.                       Стручкова В. Н. Бронхиальная астма. Современный взгляд на лечение и профилактику/ В. Н. Стручкова.- С-Пб.: Весь, 2006. - 97 с.

11.                       «Медицина и жизнь»-205-208сс.// М.: Прогресс, - 1994.

12.                       Немцов В. И. Бронхиальная астма/ В. И. Немцов. - С-Пб.: Диля, 2001. - 160 с.


Информация о файле
Название файла Дыхательные и физические упражнения при заболевании бронхиальной астмой от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:24
Дата обновления 9.2.2013, 21:24
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 3910
Скачиваний 101
Оценить файл