Двигатели летательных аппаратов и теплотехника

Описание:
Функционально-стоимостной анализ и управление качеством производства РД
Программа “СОЮЗ - АПОЛЛОН” (ЭПАС)
МКС – живой квартал в космосе
Космические технологии - на борьбу с энергокризисами
Космические технологии на борьбу с вирусом птичьего гриппа
Использование солнечной энергии на Земле
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Федеральное агентство по образованию

 


Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

 


«МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра: «Двигатели летательных аппаратов и теплотехника»

Реферат по дисциплине

 Функционально-стоимостной анализ и управление качеством производства РД

Студент: Никитина С. В.

Группа: 12РАД-5ДС-047

Преподаватель: Силуянова М. В.

Москва – 2012 г.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ………..3

Экономические понятия и термины………………………………………………...….5

Международное сотрудничество России в космосе…………………………………..9

 Программа “СОЮЗ - АПОЛЛОН” (ЭПАС)…………………………………………..10

 МКС – живой квартал в космосе……………………………………………..…...…...15

Космические технологии - на борьбу с энергокризисами……………………………21

Космические технологии на борьбу с вирусом птичьего гриппа……………………23

Использование солнечной энергии на Земле…….……………………………………24

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………27

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………30

ВВедение

Авиационно-космическая промышленность представляет собой совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Эта отрасль промышленности имеет огромное оборонное, общеэкономическое и научное значение для развитых и интенсивно развивающихся стран.

Особенности авиационно-космической промышленности, состоят в том, что производственное оборудование этой одной из самых интеллектуально обеспеченных и технически передовых отраслей страны соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд высокопрофессиональных специалистов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники).

По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.

Актуальность темы исследования. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.

А сегодня, когда использование конкретных возможностей ракетно-космических разработок стало уже обычной практикой для многих областей науки, оборонно-промышленного комплекса и народного хозяйства, эффективное развитие отечественной космонавтики приобретает все большую актуальность, особенно для поддержания обороно- и конкурентоспособности России в мире.

Для России в силу геополитических причин космонавтика всегда имела и будет иметь особое значение. В современном мире практически любая крупномасштабная социально-экономическая, научная или оборонная программа уже не может быть эффективно реализована без применения возможностей ракетно-космической отрасли.

Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

 За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в хозяйственных делах и познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса - этой «провинции всего человечества» - продолжается нарастающими темпами.

 В положительном плане на космос работают такие тенденции современных международных отношений, как глобализация, усиление интеграционных процессов и регионализма. С одной стороны, они ставят перед космической деятельностью задачи воистину глобального порядка, поскольку только космические средства делают возможным собирать, обрабатывать и распространять в масштабах планеты информацию о состоянии глобальных проблем. С другой – они позволяют объединять усилия и изыскивать средства для решения проблем национальных и региональных, обеспечивая экономическую рентабельность.

Для более полного освещения вопроса по моей теме, я старалась использовать последние данные (конец 90-ых годов XX столетия и до наших дней). В этой работе было много нового подчеркнуто из журналов о космосе, таких как: «Международная жизнь» - где речь идет о рисках, возникающих при международном сотрудничестве в космосе, о том, что развитие индустрии космоса происходит главным образом за счет коммерческих полетов, и что даже такие страны как Россия или США, изучая космос, зачастую нуждаются в помощи инвесторов; «Гражданская авиация», «Авиасалоны мира», «Земля и вселенная» - где освещаются самые последние и подробные новости с борта МКС. Также я использовал и энциклопедические данные «Аванта+» и «Что такое? Кто такой?», где много статей о разнообразных и интересных международных космических программ.

Экономические понятия и термины

Экономическая теория - это общественная наука, занимающаяся эффективным использованием редких ресурсов с целью максимального удовлетворения экономических запросов общества.

  Экономическая категория – это совокупность специальных терминов экономиста, которые он использует для описания экономических процессов и явлений.

  Экономический закон – это неоднократно проверенный и доказавший свою верность на протяжении длительного времени экономический принцип.

  Метод – это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом.

  Меркантилизм (от итальянского il mercante — торговец, купец) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVII вв., в которых обосновывалась необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Авторы трактатов являлись экономистами-практиками (крупными купцами, сотрудниками крупнейших компаний — Ост-Индская компания и др.) и отстаивали в них интересы соответствующих торгово-монополистических институтов.

 Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

Как степень состязательности на рынке;

Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Ли́стинг (от англ. list — список) — совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленным биржей условиям и требованиям. Листингом часто называют сам биржевой список.

Ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня.

Процедура листинга включает следующие этапы:

Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист второго уровня, а также заявление о допуске к обращению через организатора торговли внесписочных ценных бумаг. Заявление о процедуре листинга ценных бумаг и включении их в котировальный лист первого уровня может представить только эмитент указанных ценных бумаг.

Заключение договора с фондовой биржей на проведение экспертной оценки

Раскрытие информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента

Проведение экспертизы ценных бумаг на основе таких показателей, как рентабельность деятельности эмитента, коэффициенты ликвидности, и т. п.

Рассмотрение результатов экспертизы на заседании Комиссии по допуску ценных бумаг, либо котировальной комиссии биржи с участием эмитентов, их посредников, специалистов биржи. Отчёт об итогах выпуска ценных бумаг эмитента должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии.

Цели листинга:

создание благоприятных условий для торговли на бирже

повышение информированности инвесторов о состоянии РЦБ

выявление наиболее качественных и надежных ценных бумаг

защита интересов инвесторов и повышение доверия их к ЦБ

создание унифицированных правил экспертизы к допуску и обращению ЦБ на ФБ РФ

Критерии отбора:

величина чистого дохода эмитента

стоимость активов эмитента

размер выпуска ЦБ

затраты эмитента

Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

 Валютная система - совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка, закреплённая в договорных и государственно-правовых нормах. Различают мировую, международные, региональные и национальные валютные системы

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В КОСМОСЕ

 Высокий научно технический и производственный потенциал, который удалось сохранить России в области космического строения и вторичных космических услуг, несмотря на непростые экономические условия последних десяти лет, может сыграть решающую роль в конкурентной борьбе с США и проводящей самостоятельной космическую политику Европой, объединяющей космическую промышленность стран, входящих в ЕС.

 Правительство России придает первостепенное значение расширению международного сотрудничества с ее участием в области космоса. Прежде всего речь идет об оказании на коммерческой основе услуг по выведению в космическое пространство зарубежных полезных нагрузок с использованием общепризнанных по своему качеству и надежности российских ракет-носителей.

 Стартовые комплексы «Протон» успешно конкурируют за запуски на геостационарную орбиту, пока самую востребованную с точки зрения коммерции, теле- и радиовещаний и связи. Сегодня на низких орбитах, где используются РН «Союз», формируется рынок, в котором России принадлежит значительная доля.

 Потенциал России в бизнесе космических запусков может существенно возрасти благодаря коммерческому использованию запаса конверсионных военных ракет-носителей, способных выводить малые и средние полезные нагрузки на низкие, полярные и эллиптические орбиты.

 В настоящее время в России ведутся работы по созданию к 2010 году принципиально нового ракетоносителя модульного типа «Ангара».

 Россия располагает развитой наземной инфраструктурой для проведения космических запусков. Активная постоянная модернизация космодрома Байконур выводит его с точки зрения работы с клиентами в разряд самого современного космодрома. Открыты для выведения иностранных полезных нагрузок военные космодромы Свободный и Плесецк, а также космический полигон Капустин Яр.

 Россия осуществляет, соблюдая свои международные обязательства, экспорт ракетных технологий.

 Портфель заказов на поставку отечественной космической техники и услуг на мировой рынок ежегодно превышает 2 млрд. долларов.

 В процессе коммерциализации космической деятельности ее активными участниками во все более определяющем масштабе становятся национальные и транснациональные частные и частно-государственные компании. Мировой космический рынок, учитывая его разнообразие, масштабы и научно-техническую специфику, не может не быть ареной конкурентной борьбы. Ее законы приводят к тому, что на отдельных направлениях этого рынка складываются специализированные на конкретных видах деятельности космические коммерческие альянсы. Чаще всего приобретают форму совместных предприятий, что позволяет осуществлять космические проекты в оптимальном режиме, максимально удешевляя их и привлекая лучшие технологии, специалистов, маркетинговый опыт, географические и прочие возможности.

 Россия является активным участником космических коммерческих интеграционных процессов. Для продвижения на мировом рынке пусковых услуг российских РН «Союз» создано СП «Старсем». От Франции в него входят две фирмы: «Аэроспасьяль» (ведущий в Европе производитель ракет) и «Арианэспас».

 На рынке геостационарной орбиты объединяются усилия американской компании «Локхид – Мартин» и российского Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева для совместного продвижения РН «Протон». Запуски из Плесецка российской ракетой «Рокот» продвигаются совместным российско-германским предприятием «Еврокот».

 Широчайшие коммерческие перспективы открываются в процессе практической реализации возможных российско-австралийских проектов, связанных со строительством космодрома на острове Рождества и потенциально – с использованием австралийского полигона в Вумере для запуска коммерческих полезных нагрузок российскими ракетоносителями.

ПРОГРАММА “СОЮЗ - АПОЛЛОН” (ЭПАС)

 15.07.75г в 15:20 ДМВ боевыми расчетами космических частей Минобороны СССР с космодрома Байконур был произведен пуск космического корабля (КК) “Союз-19” с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, а через 7,5 часов с Восточного испытательного полигона на мысе Канаверал (США) был запущен космический корабль “Аполлон” с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Доналдом Слейтоном.

 А уже 17.07.75 в 19:12 ДМВ на 36-м витке КК ”Союз” был состыкован с КК “Аполлон”. Эта дата навсегда вписана в космическую историю земной цивилизации:  на околоземной орбите впервые в течение почти двух суток работал орбитальный комплекс из космических кораблей двух стран.

 На шестые сутки полета в казахстанской степи приземлился КК ”Союз”, а  на   девятые сутки “приводнился” в Тихом океане КК ”Аполлон”.

 Подобный опыт соединения в космосе такого комплекса космических кораблей, бесценный опыт совместного управления ЦУПами двух стран был беспрецедентен и повторить его удалось только 20 лет спустя, когда в июне 1995 г. состыковались МТКК “Атлантис” и орбитальная станция “Мир”.

 Программа ЭПАС/ASTR (Экспериментальный Проект “Аполлон” - “Союз” / Apollo-Soyuz Test Project) в ретроспективе выглядела примерно так.

 Инициатором “сближения и стыковки” СССР и США в космической области было НАСА (Национальное агентство США по аэронавтике и космосу).

 Главной причиной была экономическая, поскольку с 1965 года бюджет НАСА постоянно сокращался: с 5,2 млрд. (1965)  до 3,3 млрд. долларов (1971).

 Среди массы проектов (реалистических и “не очень”) появилась идея пойти на мировую с Советами (тем более что, по мнению американцев, реванш за  Спутник и Гагарина Америка взяла в июле 1969 г.).

 С января 1970 г. началась активная переписка между директором НАСА доктором Томасом О. Пейном и Президентом Академии наук СССР академиком М. В. Келдышем (отметим, что тогда весь советский космос официально шел под  ”шапкой” АН СССР, поэтому все дальнейшие переговоры и встречи велись под патронажем Академии наук, хотя в них участвовали в основном специалисты из “космических” предприятий и организаций).

 Доктор Пейн в письмах академику Келдышу предлагал провести совместный космический полет со стыковкой американского и советского космических аппаратов. Эта переписка имела успех.

 26-27.10.70 в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов в космической области, при этом руководителями были:

 -  от СССР  -  председатель совета “Интеркосмос” академик Б.Н.Петров;

 -  от США  -  директор Центра пилотируемых космических полетов НАСА

 (позже - Космический Центр Джонсона) Роберт Гилрут.

 На этой встрече, в частности, было принято решение о разработке новой  американо-советской системы сближения и стыковки. Сотрудник НАСА Келдвелл Джонсон представил первые черновые варианты принципиальной схемы андрогинного стыковочного механизма.

 По результатам встречи был принят “Итоговый документ по вопросу обеспечения совместимости систем сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций”. 

 По имеющейся информации, в процессе подготовки и проведения этой встречи рассматривался и вопрос о том, что будет с чем стыковаться.

 У американцев выбора практически не было  -  только КК ”Аполлон”. В свою очередь, СССР мог выбирать, в частности: к этому времени на  Байконуре шла к завершению подготовка к запуску станции “Заря” (эта станция в дальнейшем получила официальное название  -  ”Салют”).

 21-25.07. в Хьюстоне проходило совещание представителей и рабочих групп АН СССР и НАСА.

 Отметим, что были также созданы следующие три рабочие группы:

 1)  по проектным техническим решениям, баллистическому обеспечению, научным экспериментам, взаимодействию ЦУПов (руководители: от СССР  -  В.А.Тимченко, заместитель  -  А.И.Осташев; от США  -  П.Франк);

 2)  по системам управления кораблей и средствам слежения (руководители: от СССР - В.П.Легостаев,  от США - Д.Читем, Г.Смит); 3)  по стыковочному узлу (руководители: от СССР  -  В.С.Сыромятников,

 от США  -  Д.Уэйд, Р.Уайт).

 В октябре-ноябре 1971 г. состоялись очередные советско-американские переговоры в Москве.

 В основу американских предложений были положены рекомендации отчета (250 стр.) фирмы North American Rockwell по контракту НАСА об изучении проблем стыковки американского корабля и советской станции “Салют”. В этом отчете утверждалось, в частности, что эксперимент по стыковке возможен уже в июне 1974 г. Однако, для более гибкой подготовки этот полет рекомендовалось провести в июне 1975 г.

 Единственным новым элементом, который надо было разработать, являлась шлюзовая камера со стыковочным узлом для преодоления проблем разности атмосфер КК Аполлон” и станции “Салют”. Отметим также, что к моменту выпуска отчета фирма изготовила макет такой камеры длиной 2,7 м и диаметром 1,4 м.

 От СССР для проведения совместного эксперимента (полета) надо было оснастить станцию “Салют” вторым (андрогинным) стыковочным узлом.

 Была предложена соответствующая программа полета. Американцы предлагали также провести второй полет (летом 1976 г.). Во время этого полета КК ”Аполлон” должен был находиться в  состыкованном со станцией “Салют” состоянии в течение двух недель.

 О планах первого (1975 г.) и возможного второго (1976 г.) совместных полетов было решено объявить во время визита Президента США Р.Никсона в  СССР (в мае 1972 г.).

 29.11-06.12.71 в Москве прошла еще одна встреча советских (под руководством Б.Н.Петрова) и американских (под председательством директора Центра MSC доктора Р.Гилрута) специалистов  (в частности, по вопросам создания андрогинного периферийного агрегата стыковки  -  АПАС). Американская сторона официально выдвинула предложение по стыковке КК ”Аполлон” со станцией “Салют”.

 На встрече были представлены следующие варианты схем АПАС:

 -  советский  -  с тремя направляющими “лепестками”;

 -  американский  -  с четырьмя направляющими “лепестками”.

 Американцы согласились принять за основу советский вариант АПАС.

 Был проведен обмен мнениями о проведении работ по обеспечению совместимости радиосистем стыкующихся аппаратов. Уже с декабря 1971 г. в США рассматривался вопрос об экипажах.

 В апреле 1972 г. в Москве прошла очередная встреча специалистов:

 -  глава советской делегации  -  И.о. Президента АН СССР академик В.Котельников;

 -  глава американской делегации  -  зам. директора НАСА доктор Дж.Лоу.

 Однако, на этой встрече советская сторона отклонила подготовленный план стыковки КК ”Аполлон” и станции “Салют”. Советская сторона предложила провести в 1975 г. стыковку кораблей “Союз” и “Аполлон”.

 По итогам этой встречи был подписан “Итоговый документ по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США”. Указанный документ лег в  основу межгосударственного соглашения о совместном полете, подписанного 24.05.72 в Москве А.Косыгиным и Р.Никсоном (в присутствии Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева).

 В июле 1972 г. в Хьюстоне прошла очередная встреча по ЭПАСу, где были  созданы еще две совместные советско-американские рабочие группы:

 -  четвертая  (по системам связи и измерениям дальности),  руководители: Б.Н.Никитин (от СССР), Р.Дитц (от США);

 -  пятая  (по системам жизнеобеспечения), руководители: И.В.Лавров, Ю.С.Долгополов (от СССР), Р.Смайл, У.Гай (от США).

 09-19.10.72 в Москве прошла очередная встреча по ЭПАСу.

 Была утверждена дата начала совместного полета  -  15.07.75. (Это был первый случай для советской космонавтики, когда дата старта космического корабля объявлялась заранее, да еще за три года до него). 

 Было принято решение о снижении давления атмосферы в КК ”Союз” после стыковки с КК ”Аполлон”  -  с 1,0 до 0,7 атм. Такое решение позволяло снизить время десатурации при переходе из КК ”Союз” в КК ”Аполлон”  -  с  2-х часов до 25 минут. Было решено оставить давление в КК ”Аполлон” прежним (0,35 атм.).

 07-15.12.72 в Институте космических исследований (ИКИ) АН СССР (Москва) прошла очередная встреча третьей группы ЭПАС по андрогинному стыковочному узлу. На этой встрече прошли первые испытания советской и американской моделей АПАС масштабом 1:2,5. Первая “стыковка” прошла успешно.

 30.01.73 НАСА объявило свои экипажи по программе ЭПАС/ASTR:

 Основной экипаж:  Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Доналд Слейтон.

 Дублирующий экипаж:  Алан Бин, Роналд Эванс, Джек Лусма.

 Экипаж поддержки:  Кэрол Бобко, Роберт Криппен, Роберт Овермайер.

 В марте 1973 г. состоялась очередная встреча по ЭПАСу.

 Был также согласован график тренировок экипажей:

 -  первая тренировка  -  в июле 1973 г. в Центре Джонсона;

 -  вторая тренировка  -  в октябре 1973 г. в Звездном городке;

 -  затем (один раз в 5-6 месяцев) тренировки длительностью до месяца должны проходить поочередно в американском и советском Центрах.

 Была утверждена схема связи между ЦУПами, было решено обменяться во  время полета группами управленцев. (Примечание: хотя официально график тренировок экипажей был утвержден лишь в  марте 1973 г., взаимный обмен опытом начался уже в 1971 году.)

 25.05.73 через АН СССР были объявлены советские экипажи для программы ЭПАС, которые выглядели следующим образом:

 первый: Алексей Леонов, Валерий Кубасов;

 второй: Анатолий Филипченко, Николай Рукавишников;

 третий: Владимир Джанибеков, Борис Андреев;

 четвертый: Юрий Романенко, Александр Иванченков.

 15.07.2005г. исполняется 30 лет с начала осуществления совместного советско-американского проекта ЭПАС (Экспериментальный Полет “Аполлон” - ”Союз”). Эта программа по праву считается важнейшей в международном освоении космического пространства, но более того она дала путь другим немаловажным программам «Мир» и МКС (о которой речь пойдет дальше).

МКС – ЖИВОЙ КВАРТАЛ В КОСМОСЕ

 Самый грандиозный международный проект нашего времени — сооружение совместными усилиями многих государств огромной космической станции МКС, по сути, целого жилого квартала в безбрежном звездном океане, в нескольких сотнях километров от планеты Земля. И первый двадцатитонный "кирпич" в строительство необычного внеземного комплекса заложили Россия и США. Это произошло в конце 90-ых годов прошлого столетия. Ракета "Протон" подняла цилиндрический двенадцатиметровый блок в заоблачные выси и вывела его на орбиту. Изготовила блок Россия, а финансировала работы США.

 Официальное название первого элемента станции — ФГБ. Что расшифровывается так: функциональный грузовой блок. Он является на МКС как бы "складом", хранилищем топлива, оборудования, расходных материалов жизнеобеспечения. Но не только "складом". Еще и источником снабжения электричеством на начальном этапе работы станции. Кроме того, ФГБ имеет собственные двигатели, с помощью которых можно будет поддерживать орбиту комплекса.

 Российские специалисты уделяли беспрецедентное внимание надежности блока. Чтобы подстраховать себя на сто процентов, в Центре имени М.В.Хруничева соорудили еще один точно такой же летный образец. Провал последней нашей марсианской экспедиции (катастрофа при старте ракеты со станцией "Марс-96") отчетливо показал, к каким тяжелейшим последствиям приводит экономия на создании дублирующих аппаратов. А ведь в данном случае речь шла не только о нашей программе. От успешного запуска первого космического блока зависела судьба всей международной станции, огромные затраты многих государств и, наконец, престиж, репутация нашей страны. Так что и сверхтщательные испытания ФГБ, и создание его "двойника" — были отнюдь не лишними мерами.

 Что же представляет собой необычный "жилой квартал" в космосе? Изображение дает возможность представить выведенный комплекс на фоне медленно проплывающей Земли. Мы видим причудливое, асимметричное нагромождение многотонных цилиндрических конструкций разного диаметра и длины, соединенных горизонтально, вертикально, под острым углом и образующих замысловатые разветвленные "цепочки". Все это обрамляют огромные панели солнечных батарей, а также изогнутые в виде "гармошек" и разнонаправленные плоские радиаторы, предназначенные для сброса тепла со станции в открытый космос. Последний штрих: жилой квартал вдоль и поперек рассекают две ажурные металлические фермы: одна — 90-мветровая горизонтальная (относительно воображаемой оси Земли), другая — почти 30-метровая вертикально. Жилые и рабочие зоны расположены в центре комплекса. Это — «сердце» станции. А 22 мини-электростанции (солнечные батареи) вынесены на периферию. 90-метровая металлическая ферма используется не только для крепления на концах поворачивающихся вслед за Солнцем панелей, но еще и как своеобразный «рельсовый путь» для канадской тележки, на которой размещен робот-манипулятор. С его помощью проводилась и проводится сборка деталей и узлов станции в открытом космосе, регламентные и ремонтные работы вне герметичных отсеков. Движением тележки и действиями манипулятора управляет оператор с пульта в американском сегменте.

 Для сборки и обслуживания российского сегмента МКС был предусмотрен еще один манипулятор, который разрабатывался в кооперации со странами ЕКА.

 Чтобы представить себе масштабы «жилого квартала», придется напрячь воображение. Общая масса МКС при полном развертывании составляет ни много, ни мало — около 400 тонн. Объем герметичных отсеков — 1100 кубических метров. Это примерно десять двухкомнатных московских квартир, или как бы целый подъезд пятиэтажного дома.

 Для такого жилого комплекса, тем более оснащенного огромным количеством аппаратуры, научного оборудования, требуется много электроэнергии. И проектировщики предусмотрели это. Мощность всей системы энергопитания составляет 110 киловатт. Для сравнения: это всего в 45 раз меньше мощности первой в нашей стране атомной электростанции в Обнинске.

 Но, может быть, самый интересный (и самый острый) вопрос — каков вклад каждой страны в создание Международной станции! Сначала о том, что взяла на себя Россия. Из 36 доставляемых на орбиту блоков для сборки МКС на долю нашей страны приходится 12. Из общей массы станции в 380 тонн — 130 тонны наши. Из 1100 кубометров общего объема герметичных отсеков –390 «кубов» российские. Как ни посмотри, примерно треть всей станции построена нашей страной.

 Вклад США даже больше — соответственно 220 тонн; 18 блоков, 460 кубометров герметичных отсеков. Легко прикинуть, что речь идет о строительстве как бы половины международного космического комплекса.

 На долю остальных участников проекта приходится сооружение лишь одной шестой части МКС. Япония отправила в космос три блока (20 тонн, 160 кубометров гермоотсеков). Европейское космическое агентство — два блока (10 тонн, 90 «кубов»). Канада изготовила ту самую мобильную четырехтонную тележку с роботом-манипулятором, о которой рассказывалось ранее.

 Что касается материальных затрат, то суммарные расходы США, Японии, ЕКА и Канады составили к 2002 года (без запусков «Шаттлов») 25,1 миллиарда долларов. Как считают некоторые эксперты, вклад России (по мировым ценам) не меньше 10 миллиардов долларов. Хотя фактические расходы нашей страны, учитывая отечественные цены, конечно ниже. Но как бы там ни было, создать в одиночку на околоземной орбите подобный комплекс стоимостью 35 миллиардов долларов было бы не по силам ни одному государству, в том числе и Соединенным Штатам. Объединение усилий государств Европы, Америки и Азии при разработке и осуществлении беспрецедентного научного проекта не только сэкономило огромные материальные ресурсы каждой из стран, но свидетельствовало о новом политическом климате в мире.

 Идея создания МКС впервые громко прозвучала три с половиной года назад. 3 сентября 1993 года Виктор Черномырдин и Альберт Гор достигли договоренности о создании новой космической станции.

 После запуска грузового блока к нему был пристыкован сначала американский переходный отсек «NODE-1», а после — еще один российский модуль, имеющий несколько непонятное название «служебный», или по-английски — «сервисный». Но с обслуживанием он ничего общего не имеет. По сути, это основа российского сегмента на международной станции, главная жилая и рабочая зона. Примерно то же, что и базовый блок на бывшем российском комплексе «Мир». Здесь главные пульты управления, здесь космонавты проводят большую часть времени — работают, спят, тренируются на велоэргометре и на бегущей дорожке, отдыхают, обедают. Тут же расположены индивидуальные каюты и системы жизнеобеспечения. Почему же именуется модуль «служебным»? Еще на стадии разработки проекта американским специалистам не понравилось название «базовый блок». По-английски это звучит как «корневой», «основной». Выходит, основу станции закладывают русские? Чтобы не обострять отношения с партнерами, решили базовый блок назвать туманно — «служебным модулем».

 По первоначальному плану его планировалось отправить на орбиту в апреле 1998 года. Но скудная российская казна не выделила КБ и заводам необходимых средств и работы стали все больше отставать от графика. Американцы забили тревогу График для них — святое, а тут под вопрос вообще ставится своевременная реализация всех последующих этапов международного проекта. Наши американские партнеры могли бы, конечно, взять на себя финансирование строительства служебного модуля, но тогда мы перестали бы быть, если можно так сказать, совладельцами станции. И время работы наших космонавтов на ней в этом случае было бы сведено к минимуму.

 Запуски по сборке МКС за период 1998 – 2003 гг. и экипажи, участвовавшие в строительстве станции и исследованиях научных программ, приведенных ниже в таблицах 1,2.

 В американском сегменте станции наиболее крупными герметичными модулями стали «Хэб» (базовая жилая зона) и «Лэб» (для проведения научных исследований и экспериментов). Специалисты ЕКА назвали свой модуль «Колумбус». Из трех японских блоков два герметичные. В российском сегменте всего восемь герметичных модулей и блоков.

 Конечно, деление на «сегменты» во многом условно. Международные экипажи, состоящие из космонавтов разных стран, живут как бы единой семьей. Иначе в космосе продержаться полгода невозможно. Тем более что много времени приходиться проводить в жилых (спальных) зонах, а их на международной станции всего две — на американском и российском базовых модулях.

 Остается сказать, что срок существования международной космической станции определен в 15 лет. То есть по крайней мере до 2012 года. Общие затраты превысили 100 миллиардов долларов. На МКС получают уникальные лекарства, полупроводниковые материалы для электроники, компьютеров, проводят наблюдения за Землей, экологические исследования, разведку полезных ископаемых, а также изучение глубин Вселенной, идущих оттуда таинственных излучений...

 Далее более подробно остановимся на исследованиях, экспериментах проведенных на станции, а также о жизни космонавтов во время космических экспедиций.

 Впервые в практике коротких экспедиций параллельно выполнялись одиннадцать экспериментов по трем научным программам: российской (два эксперимента), итальянской (четыре эксперимента) и юаровской (пять экспериментов). Контрактные научные программы подготовлены в беспрецедентно короткие сроки—за четыре месяца, а не за два года, как ранее.

 По российской программе проведены два эксперимента: «Плазменный кристалл» (исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации) и «Биотест-1» (исследование симпато-адреналовой активности у человека во время космического полета). По итальянской программе «Марко Поло» прошли четыре эксперимента: CHIRO — исследование здоровья космонавтов в аспекте возможного снижения работоспособности; VEST - проверка качества новой интегрированной системы одежды для экипажа; ALTEINO - исследование влияния космической радиации на функциональное состояние центральной нервной системы и операторскую работоспособность; BMI - исследование вегетативной регуляции артериального давления и сердечного ритма.

 По программе ЮАР выполнено пять экспериментов: ССЕ — исследование влияния условий микрогравитации на сердечно-сосудистую систему человека и характеристики скелетных мышц; SPC — исследование процесса кристаллизации растворимого белка; ESCD — исследование развития эмбриональных и стволовых клеток в условиях микрогравитации; Education — образовательная программа для школьников по демонстрации эффектов невесомости; «Планктон-Линза» - исследование влияния различных факторов на биологическую продуктивность океанов в районах шельфового побережья Африки и ее природных ресурсов по данным визуально-инструментальных наблюдений из космоса.

 Несомненно, самая яркая страница в освоении космоса связана с полетом первого в мире космического туриста.

 28 апреля 2001 г. В 11.37 по московскому времени с космодрома Байконур состоялся поистине исторический старт корабля «Союз ТМ-32»: впервые в космос отправился «турист». Им стал американский миллионер Деннис Тито. Наряду с российскими космонавтами - командиром Талгатом Мусабаевым и бортинженером Юрием Батуриным он вошел в состав экипажа посещения МКС.

 Однако путь к звездам для «космического путешественника» оказался довольно тернистым. Известно, как возражали против старта Денниса Тито за океаном. Причем позиция НАСА была настолько категорична, что наши космонавты, прибывшие в американский Центр подготовки астронавтов в Хьюстоне, в знак солидарности со своим «коллегой» решились даже на однодневный бойкот тренировок. Подобного история космонавтики тоже еще не знала.

 России удалось-таки отстоять право на полет своего «экскурсанта». Главных аргументов было два. Прежде всего, как не раз подчеркивал глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, в дальнейшем потребуется коммерциализация МКС для привлечения дополнительных средств в эту дорогую программу, а космический туризм - один из наиболее приемлемых вариантов. Во-вторых, с Тито подписан контракт, стоимость которого оценивается в кругленькую сумму - 20 миллионов долларов. Кое-кто уже подсчитал, что секунда его недельного путешествия к звездам тянет на тридцать долларов.

 Тито на борту МКС поручили роль «повара». Причем произошло это довольно случайно. Просто двум командирам Мусабаеву и Усачеву надо было коротко о чем-то посовещаться. «Присели» за кофе. Смотрят: все заняты, а Тито как неприкаянный. Он фотографировал, но станция вошла в тень. В корабле у него были обязанности, а на станции - нет. Вот Мусабаев и предложил: «Давай ему поручим заняться буфетом». Подготовка к обеду в космосе - дело хлопотное: пока найдешь то, что нужно... Так Деннис с удовольствием принялся сортировать продукты: мясо - сюда, рыба - туда, фрукты - сюда и т.д. Он хорошо помог, освободив от этого экипаж.

 6 мая 2001 г. Экипаж вернулся на Землю. Она встретила ярким солнцем и сильным ветром. Спасатели хлопотали вокруг Денниса Тито. А он широко улыбался: «Я побывал в раю». Правда, «рай», длившийся для американского путешественника-миллионера 7 дней 22 часа 4 минуты 3 секунды, давал о себе знать: Деннис попытался самостоятельно выбраться из спускаемого аппарата, но получилось не очень, в отличие от опытных Талгата Мусабаева и Юрия Батурина, его вынесли на руках. Но надо было видеть, с каким энтузиазмом Деннис принялся грызть одно из румяных яблок, которыми по традиции угощают на казахской земле всех прибывших с орбиты...

 Как выглядит сегодня МКС, которую народ уже назвал «космической коммуналкой»? Вот что рассказал Герой России Юрий Батурин: «Мне кажется, человеку уютно там, где он может остаться один и быть самим собой. А если ты живешь в аквариуме, то какие туда занавесочки ни приделывай - уютно не будет». По словам космонавтов, станция напоминает трубу длиной в сто метров: модули идут один за другим. Просматривается все, и это очень неудобно. Возникают сложности даже в мужском коллективе. А что уж говорить, когда есть женщина? Такой пример. Экипажи приспособились принимать водные процедуры в функционально-грузовом блоке. Это как раз между американским модулем и нашим. Но там ведь нужно раздеваться. Придумали выход: ребята прикрывают крышки люков. Это значит - «занято». Однако из одного модуля в другой в эти минуты не попадешь. Станция, конечно, еще строится. Не исключено, что позже станет лучше.

 Те, кому удалось поработать на российской орбитальной станции «Мир», считают, что она была комфортнее: там модули расходились в разные стороны. Хорош был базовый блок, где космонавты жили. А если нужно отдохнуть от всех - уплывешь куда-нибудь. У американцев на их сегменте вообще нет ни туалетов, никаких средств жизнеобеспечения.

 4 февраля 2002 г. НАСА опубликовало правила посещения МКС астронавтами и космическими туристами. Они определяют принципы и критерии отбора любых посетителей МКС. Несмотря на то, что космические туристы платят миллионы долларов, это

 не означает, что на станцию пустят любого. Правонарушителям, лжецам, мошенникам, любителям спиртного, наркоманам и прочим недостойным личностям дороги сюда не будет. Кроме того, потенциальные посетители станции должны уметь читать и говорить по-английски, пройти медицинские тесты, в числе которых будут и психологические, а также соответствующую подготовку в центрах подготовки в Звездном городке

 и в Хьюстоне.

 «Будущее космических полетов зависит от способности частных лиц за плату побывать в космосе». Уже сегодня вокруг строительства МКС возникли серьезные финансовые проблемы. Причем трудности испытывает не только Россия, но и Америка, сокращающая свое участие в проекте. Не случайно за океаном не так давно обсуждался вопрос о выделении на «космический туризм» до 30 процентов ресурсов.

Космические технологии - на борьбу с энергокризисами

Уральские ученые нашли относительно недорогой способ стопроцентной подстраховки на случай масштабных аварий на региональных энергосетях. Мини-турбомашину можно установить на базе обычной котельной, причем энергозатрат - никаких. Агрегат работает на излишках пара, которые обычно просто сбрасывают в атмосферу. Эта небольшая турбомашина, по мнению ее разработчиков, совершит революцию в коммунальном хозяйстве России. Паровая турбина способна вырабатывать электричество, используя ресурсы типовой котельной. Такая мини-электростанция способна подстраховать региональную энергосистему в случае возникновения крупной аварии. Самая маленькая из стандартных турбомашин, выпускаемых в России, мощностью всего 500 киловатт, имеет достаточно большие габариты: вес 10 тонн, длина 5 метров. Как из большой турбомашины сделать маленькую, при этом не проиграв в мощности? Над этой задачей отечественные конструкторы бились несколько лет. Решить задачу помогло сотрудничество с оборонными предприятиями, которые предложили конструкторам из Екатеринбурга использовать космические технологии.

"Институт "Композит" совместно с ракетно-космическим центром специально разработал для нас под эту турбину материал на основе углепластика. Мы использовали его в качестве подшипника скольжения", - рассказывает главный технолог предприятия-разработчика.

Упростив до минимума установку, конструкторы добились главного: компактная турбомашина стала еще мощнее и при этом безопаснее.

Создатели мини-турбомашины сейчас говорят: самое главное - поскорее запустить установку в производство. Серийный выпуск удешевит конструкцию. Космические технологии станут доступны даже для сельской местности.

В соответствии с постановлением Губернатора Калужской области № 226 от 20 июня 2006 года Правительство Калужской области, министерство экономического развития Калужской области и федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (ФГУП "РНИИ КП") разработали областную целевую программу "Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007 - 2009 годы).27 декабря 2006 года Законом Калужской области № 277-ОЗ Программа была утверждена. Это явилось закономерным итогом тесного сотрудничества Администрации области и Федерального космического агентства по реализации Совместного Соглашения о взаимодействии в области развития и использования космических систем, средств и технологий от 10 февраля 2006 года.

Целью Программы является достижение с использованием космических систем качественно нового уровня информатизации и автоматизации для решения задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Калужской области.

Общий замысел Программы основан на анализе мирового и отечественного опыта, который показывает, что рациональное использование результатов космической деятельности может внести существенный, а в ряде случаев - определяющий вклад в решение задач ускорения социально-экономического развития регионов, особенно в создание и развертывание федеральной, территориальной, региональной и муниципальной информационно-управляющей инфраструктуры.

В целом ряде регионов России ведется активная работа по обеспечению практического использования результатов космической деятельности в области спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, мониторинга различных объектов, процессов, явлений, картографии, геодезии, гидрометеообеспечения, связи, управления, передачи данных и других направлениях.

Калужская программа должна наглядно показать очевидные преимущества внедрения в повседневную жизнь космических технологий. Полученный опыт первопроходцев будет неоценим для их последующего распространения и применения в тех субъектах РФ, которые готовы к современной инновационной деятельности для повышения эффективности природопользования, экологии, топливно-энергетического комплекса, контроля и развития территорий, строительства, многих других направлений и, как следствие, существенного улучшения качества жизни всех категорий людей.

ФГУП "РНИИ КП" определен головной организацией отрасли по созданию, развитию и целевому использованию глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, включая функциональные дополнения, аппаратуру потребителей и наземный комплекс управления этой системы; по созданию и модернизации Единого государственного наземного автоматизированного комплекса управления; российскому сегменту системы КОСПАС-САРСАТ, а также в сфере применения космических технологий мониторинга состояния критически важных и (или) опасных объектов и грузов Российской Федерации.

Институтом создаются на основе современной элементной базы и новейших технологий системы и аппаратура для наземного комплекса управления космическими аппаратами, бортовых ретрансляторов спутников связи, командно-измерительных систем космических аппаратов, радиотелеметрических систем для разгонных блоков и ракет-носителей, комплексов дистанционного зондирования земли, радиотехнических комплексов для обеспечения исследований Солнечной системы, астероидной безопасности и "космического мусора".

ФГУП "РНИИ КП" активно принимает участие во многих национальных и международных космических программах и проектах, а также в работе различных международных организаций.25 апреля 2006 года Президентом Российской Федерации подписан Указ о создании ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем", головным предприятием которого определено ФГУП "РНИИ КП".

Космические технологии на борьбу с вирусом птичьего гриппа

Российские космические технологии намерена использовать французская компания "Эр ин спейс" для защиты иммунодефицитных больных и для борьбы с вирусом птичьего гриппа.

Внимание французских медицинских специалистов привлекли российские методики плазменной очистки воздуха от биологического загрязнения на космических станциях. Они были разработаны еще в 90-е годы минувшего века и с успехом использовались на орбитальном комплексе "Мир". С апреля 2001 года такие устройства применяются и для очистки воздуха в российском сегменте Международной космической станции.

Французская компания "Эр ин спейс" адаптировала их к наземным госпитальным условиям с помощью Европейского космического агентства, осуществляющего масштабную программу передачи космических технологий. Сертификация оборудования проводилась в Лаборатории вирусологии в Лионе. По словам специалистов российское изобретение позволяет, в частности, полностью уничтожать в воздухе вирусы птичьего гриппа даже при сильной их концентрации.

По мнению французских экспертов, в случае пандемии птичьего гриппа с помощью таких технологий можно быстро переоборудовать под госпиталя, к примеру, помещения школ. Разработка также может с успехом использоваться для стерилизации операционных и лабораторных помещений, подчеркивают специалисты.

Использование солнечной энергии на Земле

Пентагон выступил с предложением создания орбитальной группировки спутников, которые могли бы собирать солнечную энергию и передавать ее на Землю.

Об этом говорится в новом 75-страничном докладе американского военного ведомства.

Несмотря на то, что проект оценивается как минимум в десять миллиардов долларов, американские военные полагают, что электроэнергия из космоса сможет снизить расходы военного ведомства.

В настоящее время электроэнергия, например в Ираке и Афганистане добывается при помощи генераторов, работающих на нефтепродуктах. Получается, что США приходится транспортировать нефть в свою страну, перерабатывать ее, а потом отправлять готовые продукты снова за океан.

Таким образом, каждый киловатт электроэнергии, выработанный генератором на военной базе, обходится не в 5-10 центов, как это было бы в США, а приблизительно в один доллар, отмечается в докладе.

При этом Пентагон не хочет заниматься разработкой своего же проекта, а хочет целиком положиться на коммерческих поставщиков нового типа электроэнергии, которые могут появиться уже в обозримом будущем.

В соответствии с докладом предлагается разместить в космосе группировку спутников с легкими зеркалами длиной в несколько километров. Эти зеркала будут фокусировать солнечный свет на панели солнечных батарей для выработки электроэнергии. Полученное электричество будет преобразовываться в микроволны, которые могли бы передаваться через атмосферу Земли на частоте от 2,45 гигагерц до 5,8 гигагерц.

На Земле микроволны, интенсивность которых будет составлять одну шестую от интенсивности солнечного света в полдень, будут захватываться антеннами. Специальные системы будут конвертировать микроволны обратно в электричество для распространения по обычной сети.

Такая концепция не нова - аналогичные идеи возникали еще в 70-х годах, однако тогда не было ни технологии, при помощи которой это можно воплотить в жизнь, ни финансовых возможностей.

В докладе отмечается, что на протяжении нескольких лет будут развиты технологии, которых пока нет, а первая электроэнергия из космоса может быть передана уже в 2012-2013 году со спутников на околоземной орбите. На геосинхронную орбиту спутники планируется перевести к 2017 году.

В рамках осуществления нового проекта могут быть проведены несколько экспериментов. Первый - по передаче электроэнергии на расстояния без проводов между двумя наземными пунктами. Затем нужно будет повторить тот же эксперимент, но уже попробовав передать электроэнергию на наземную базу с МКС.

При этом, как отмечают авторы доклада, эта идея понравилась представителям НАСА.

Авторы доклада полагают, что при грамотном вложении средств в технологии, уже очень скоро можно добиться успеха.

На новый доклад моментально отреагировали американские научно-исследовательские организации, 13 из которых организовали "Альянс космической солнечной энергии будущего".

"Несмотря на то, что технические вопросы все еще остаются на повестке дня, значительные инвестиции сейчас могут превратить космическую энергию солнца в важнейший источник электроэнергии: экологически чистой, возобновляемой и способной обеспечить огромное количество энергии, так необходимой всему миру. Конгресс, федеральные агентства и деловое сообщество должны незамедлительно начать инвестирования", - заявил в письменном обращении вице-президент Национального космического сообщества США Марк Хопкинс.

По мнению директора Национального офиса по космической безопасности Пентагона Джозефа Ружа, технологические вопросы, связанные с проектом, в настоящее время решаются очень быстро, а финансовые возможности бизнеса увеличиваются с каждым годом.

"Не хватает только соответствующего толчка, который бы простимулировал заинтересованные стороны в осуществлении проекта", - отмечает Руж во вступительном слове к докладу.

Эксперты опасаются, что затраты на создание новой системы могут сделать проект трудно окупаемым.

В первую очередь, нужно добиться снижения стоимости отправки грузов на геосинхронную орбиту, которая в настоящее время составляет не менее 20 тысяч долларов за килограмм.

Кроме этого, основной потребитель космической электроэнергии в настоящее время - Пентагон - должен проанализировать долгосрочные потребности в электроэнергии и подтвердить свое намерение стать реальным потребителем. Также должны быть внесены изменения в законодательство, облегчающие налоговое и кредитное бремя для тех, кто будет занят в новом проекте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение космоса не только стимулировало интерес к образованию, но и позволило использовать великолепные технические средства - радиовещательные и телевизионные спутники для образовательных целей. Широкие массы населения планеты могут получить через всеобщую глобальную систему образования, построенного на использовании мировых космических систем связи и телевидения на основе использованных спутников Земли, самые обширные знания. Радио - и телепередачи через спутники позволят решать проблемы ликвидации неграмотности, повышать образовательный ценз детей и взрослых и т.п. Таким образом, космос и образование оказались элементами двуединого процесса: без глубоких знаний невозможно покорение космоса, последнее же в свою очередь, дает эффективное средство для всестороннего совершенствования и развития образования.

Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне, и т.д.

В заключение справедливо будет сказать, что двадцатое столетие по праву называют "веком электричества", "атомным веком", "веком химии", "веком биологии". Но также справедливое его название - "космический век". Космическое будущее человечества - залог его непрерывного развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других отраслях народного хозяйства.

 В связи с широкомасштабными изменениями, произошедшими за последние десятилетия в международных отношениях: прекращение холодной войны, снижения уровня военного соперничества, общая стабилизация мировой политической ситуации открыли космос для интенсивного мирного освоения. Как следствие активизировались международное разноплановое сотрудничество в области исследования и использования космического пространства, коммерциализация целых направлений космической деятельности, которые еще совсем недавно относились к исключительной прерогативе государств в сфере национальной безопасности.

 Неотъемлемыми чертами космического сотрудничества стали конверсия космической техники и технологий, их демилитаризация и применение в мирных целях. В промышленно развитых странах имеет место мощный отток космических технологий в экономику (побочные результаты космической деятельности). Космические технологии представляют собой неистощимый источник ноу-хау, используемых для разработки и производства новых изделий и оказания услуг.

 В положительном плане международное сотрудничество в освоении космического пространства работают такие тенденции современных международных отношений, как их глобализация, усиления интеграционных процессов и регионализма. С одной стороны, они ставят перед космической деятельностью задачи воистину глобального порядка, поскольку только космические средства делают возможным собирать, обрабатывать и распространять в масштабах планеты информацию о состоянии глобальных проблем. С другой – они позволяют объединять усилия и изыскивать средства для решения проблем национальных и региональных, обеспечивая экономическую рентабельность.

России нужна мощная авиационно-космическая промышленность, для чего требуется эффективная государственная поддержка. Государственная политика поддержки авиапромышленности должна быть направлена, прежде всего, на поддержку ограниченного числа технологически сбалансированных производств в рамках выбранных направлений и проектов. Другие, излишние производства должны приспосабливаться, рассчитывая на собственные силы, или же им необходимо предоставлять адресную поддержку для перепрофилирования их деятельности на основе конкурса соответствующих предложений.

Основной формой прямой финансовой поддержки авиационной промышленности являются федеральные целевые программы. Кроме того, возросшие финансовые возможности государства позволяют развивать авиационный лизинг. Еще одним направлением государственной поддержки авиационной промышленности является реализация совместных проектов создания новой гражданской авиатехники. Таких программ достаточно много. Существуют и многочисленные программы кооперации иностранных и российских авиапредприятий, которые имеют пока незначительные объемы работ.

Государственная поддержка может быть и в форме масштабных программ в области военной авиации, которые наряду с гражданскими программами способствуют сохранению науки, технологий и конкурентоспособности.

При создании ракетно-космической техники реализуется множество разработок. Они потенциально интересны другим секторам экономики. Потребителями данной продукции могут являться и предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие возможности вести собственные исследования, но желающие использовать новые идеи, которые в итоге приведут к повышению конкурентоспособности продукции. Достаточно высок спрос и на нематериальную продукцию РКП: методы разработки и проектирования, методы управления, новые технологические процессы, реализуемые при изготовлении продукции.

Реализация космических программ существенно расширит возможности применения информационно-коммуникационных технологий в различных отраслях экономики и в ходе реализации приоритетных национальных проектов нашей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Журнал «Международная жизнь» №5 2002г. «Риски международной космической деятельности» г. Москва Краснов А.

 2. Журнал «Международная жизнь» №2 2003г. «В коммерческом космосе» г. Москва Крутских А.

 3. Газета «Труд» «Альфа» - жилой квартал в космосе» от 15 февраля 1997г. г. Москва Головачаев В.

 4. Энциклопедия для детей «Аванта+» Техника 2001г. Максимовский В., Транковский С.

 5. «Что такое? Кто такой?» Том 2 1993г. Космос

 6. Журнал «Гражданская авиация» №5 2003 г. «От апреля до апреля» г. Москва Ячменникова Н.

 7. Журнал «Авиасалоны мира» №1 2002 г. «Андромеда без туманности» Громов С.

 8. Журнал «Авиасалоны мира» №3 2002 г. «МКС: четвертая экспедиция» Громов С.

 9. Журнал «Земля и вселенная» №5 2003 г. «Мкс после первого пятилетия своей работы» по материалам NASA и журнала «Новости космонавтики» за 2002 – 2003 гг.

10"Космическая техника" / под ред. К. Гэтланда, М.: Мир, 1986

11"Космические методы изучения биосферы"/ ответств. ред. Л.Н. Васильев, М.: Наука, 1990

12Освоение космического пространства в СССР (по материалам печати) / ответств. ред. Р.З. Сагдеев, М.: Наука, 1987

13"Транспортные космические системы" / С.В. Чекалин, М.: Наука, 1990

14http://www.interfax.ru


Информация о файле
Название файла Двигатели летательных аппаратов и теплотехника от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 18:00
Дата обновления 9.2.2013, 18:00
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 40.86 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 460
Скачиваний 79
Оценить файл