Текст:
I. Систематический анализ текста
он топ^?р^ бы т^еб^? наговор^?л || н^е шл? б?л^но (замуж) | ?н ст?рый | в бород^? в^?с^|| да ч^ев? ш | тр?шыйа был^u нъд н?м^u | он^u пр^едлаг?л^u нам || с^емй? хорош?йа | он н^епй?ш^uй | н^uкогд? н^uгд^? н^е в^uд?л^u… || ну шт? ш ты м^?лайа | пл?ч^еш | в^ет^ мы т^еб^? так л^?б^uм | уваж?м || а вы што м^ен^? выдай?т^ь за чуж?въ д^?д^ушку || куд? йа с н^uм пойд?-тъ…|| и оп^?т у м^ен^? мысл^-то пойд^?т | от^?ц уш хв?л^uт | u м?т^ плох?въ н^е сказ?ла || а он^? промышл^ен^uк^u был^u || т?к в н^ев?л^у u выда^u || а пот?м жыс^ пошл? | покат^?л^ас^…|| а пот?м йа с^ела за точ^?лку | точ^?л^u мы дв^е | а тр^?т^uа пр^uб^uр?ла за н?м^u…| св?д^бу uгр?л^u хор?шуйу | стар^?нуйу || и др?шк^u был^u || н^?т уш | т?т мы н^е пл?кал^u | т?т мы р?довал^uс^ || пот?м ст?ла жыт^ хърош? | й? йев? л^уб^?ла || он сп^ерв?-то был н^е по мысл^u | а пот?м хор?шый ст?л | побр^?лсъ || пот?м д^?т^u пошл^?…||
й?с^ лофцы-то | он^? дал^?ко | но^? (волки) у н?с м?ло быв?йут || й?с^ волк | й?с^ б^uр^?к || ч^ем их разл^uч^?йут | н^е зн?йу || б^еж?л^u фс^е | нар?ду-то ст?л^…||
ш?с у н?с т?м к^uн? стон?в^ут…||
скорон^?л^u u н^е в^uд?ла…||
в?т н?шы выйехал^u одн^? | он^? суды выйехал^u на з?работк^u…|| а так?й-то воды н^ет | вар^?ной…|| у й?й м?ш-то увдов^?л | а пот?м пр^uй?хал суды | жын^uлс^а||
1. Характеристика записи.
Запись представляет собой фонетическую транскрипцию с некоторыми упрощениями:
* отсутствуют знаки препинания и прописные буквы, паузы обозначены значками | и || (короткие и длинные соответственно);
* обозначены долгота, мягкость согласных;
* отсутствуют буквы «ё», «ю», «я»; буква «е» используется для обозначения [э] после мягкого согласного.
Из упрощений можно отметить:
* отсутствие знака «ј», его замену знаком «й»;
* отсутствие проклитик и энклитик, т.е. все слова даны отдельно как самостоятельные единицы;
* особых знаков, характеризующих текст с точки зрения фонетики нет.
Запись достаточно точно передаёт произношение, позволяет проанализировать текст без затруднений.
2. Лексические особенности текста.
В тексте употребляются лексические диалектизмы:
точилка
— стальной, бороздчатый прут в колодочке для точения ножей; воротило.
дружка
— второй свадебный чин со стороны жениха, женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник.
бирюк
— волк одиночка.
промышленник
— промышляющий что-либо или чем-либо.
больно
— сильно.
в неволю выдать
— насильно выдать замуж за нелюбимого.
Есть формы, отличающиеся от литературных ударением: [сп^?рва], [хорош?йа], [дал^?ко].
Сохранились формы древнерусского языка, отличающиеся от литературных морфологическим составом: [одн^?] — одни; [он^?] — они; [стон?в^ут] — окончание I спряжения вместо II.
Это же слово в морфемном отношении отличается от литературного отсутствием приставки, ср.: установят — [стон?в^ут] и суффикса, ср.: устанавливают — [стон?в^ут]. Значение настоящего времени передаётся глаголом; приставка и суффикс, очевидно, языком были отброшены как излишние.
3. Фонетические черты говора.
Гласные звуки
В первом предударном слоге после твердых согласных [а] и [о] не совпадают, т.е. говор окающий: [хор?шый], [стон?в^ут], [покат^?л^ас^], [лофцы], [воды], [вар^?ной], [дал^?ко] и др.
Оканье полное (архаическое), [а] и [о] сохраняют свои признаки в любой позиции. Ср.: [плох?въ] и [оп^?т], [хор?ш?йа] и [лофцы-то].
В первом предударном слоге наблюдается еканье: [т^еб^?], [м^ен^?], [б^еж?л^и], [н^епй?ш^ий], [с^емй?] и др.
Гласные во 2-ом предударном и заударном слогах в большинстве случаев различаются: [хор?ш?йа], [бород^?], [покат^?л^ас^], [сказ?ла], [мысл^-то], [пл?ч^еш] и др. Но есть примеры и неразличия гласных в слогах: [выдай?т^ь], [пойд?-тъ], [плох?въ], [побр^?лсъ].
Также 1 слово с редуцированной непереднего ряда во 2-ом предударном слоге [хърош?]; возможно, это лексикализованное явление; может быть, этот звук появился вследствие особой эмоциональности повествования; на данном отрывке утверждать что-то однозначно невозможно. На основании вышеизложенного можно говорить о переходе архаического оканья в неполное.
Согласные звуки
Звук [г] соответствует литературному произношению. Взрывной характер звука можно проследить в следующих примерах: [наговор^?л], [н^uкогд?], [н^uгд^?].
Аффрикаты [ч] и [ц] различаются: [от^?ц], [ч^ев?], [точ^?лку]; т.е. произносится в соответствии с литературными нормами, качество аффрикатов то же, что и в литературном языке.
Согласный [j] в положении между гласными не выпадает; нет стяжки гласных: [м^?лайа], [хор?ш?йа], [разл^uч^?йут], [зн?йу] и др.
Наблюдается упрощение сочетаний [с^т^], [ст] на конце слов:
[й?с^] — [й?с^т^], [с^т^] — [с^]
[жыс^] — [жыс^т^], [с^т^] — [с^].
Утрата [т^, т] широко распространена в говорах северорусского наречия. Глаголы 3-го лица имеют конечный твёрдый согласный, что характерно для северных говоров: [быв?йут], [стон?в^ут], [хв?л^ит] и др. Также характерно для северорусских говоров отвердение мягких согласных в 1-ом слоге: [суды] вместо [с^уда].
4. Морфологические черты говора.
Существительное женского рода единственного числа [жыс^] вместо [жыз^н^]. Слова типа «жизнь», «боязнь» оформляются подобно словам «лесть», «честь», «месть».
Личное местоимение 3 лица имеет в падежной флексии множественного числа ударную глачную фонему [е]: [он^?] вместо [он^?]; аналогично [одн^?] вместо [одн^ ?].
Говор характеризуется твёрдым [т] в окончании 3 лица настоящего времени глаголов (см. фонетические признаки).
Наречие «сюда» имеет конечный звук [ы].
5. Синтаксические черты говора.
Семантически неполный глагол употребляется без существительного:
[он бы наговор^?л] (чего?).
Используются неполные предложения:
[н^е шл? б?л^но].
Употребляются конструкции с предлогом «в» и существительным в предложном падеже, синонимичные конструкциям с предлогом «с» и существительным в творительном падеже:
[в бород^?] = «с бородой» (литературный вариант).
Употребление в одном предложении различных форм глагола:
[от^?ц уш хв?л^uт ? u м?т^ плох?въ н^е сказ?ла] — в данном случае глаголы в настоящем и прошлом времени.
Можно также отметить наличие непозитивных частиц: [пойд?-тъ], [мысл^-то], [сп^ерв?-то] и др.
6. Выводы.
Говор, отраженный в тексте данной записи, принадлежит к северному наречию. Доказательства: оканье, [г] взрывной, [т] твёрдый в окончании глаголов 3-го лица настоящего времени, утрата [т^] в сочетании [с^т^].
II. Индивидуальное задание по тексту
1. Объясните произношение.
[увдов^?л] — звук среднего подъёма стал звуком верхнего подъёма в связи с большой лабиализацией.
2. Определите разницу между словами «волк» и «бирюк».
«волк» — хищное животное, родственное собаке; живёт стаями.
«бирюк» — волк-одиночка.
III. Индивидуальное задание по тексту
1. Выпишите из текста все примеры, отражающие вокализм 1-го предударного слога после твёрдых согласных типа [пот?м].
[топ^?р^], [наговор^?л], [бород^?], [хор?ш?йа], [н^uкогд?], [пойд?-тъ], [пойд^?т], [плох?въ], [промышл^ен^uк^u], [пот?м], [пошл?], [точ^?лку], [точ^?л^u], [хор?шуйу], [хърош?], [хор?шый], [побр^?лсъ], [пошл?], [лофцы-то], [стон?в^ут], [скорон^?л^u], [воды].
2. Укажите, какая диалектная фонетическая черта отражена в ошибочных написаниях, допущенных учащимися. Где встречается такое произношение?
Фалить, форост, фост, хвонтан, хворма, хвартук, хвара, пафальная (грамота).
Фонема [ф] не исконно русская, встречается в иноязычных словах, т.е. говоры, где влияние литературного языка было несильным, усвоение фонемы в соответствии с правилами употребления не произошло. Но возникла необходимость заменить «незнакомый» звук в словах, поэтому появилось артикулярно-близкое сочетание [хв]. В предложенных словах эти звук и сочетание звуков спутаны, следовательно, учащимися не приобретён навык различия слов с [ф] и [хв]. Они запомнили, что [хв] нужно заменять на [ф], но в каких словах этот процесс должен происходить, а в каких нет, им не известно, отсюда и ошибки. Предположительно, это южный говор.
ДиалектологияТип работы: реферат
I. Систематический анализ текста он топ’?р’ бы т’еб’? наговор’?л || н’е шл? б?л’но (замуж) | ?н ст?рый | в бород’? в’?с’|| да ч’ев? ш | тр?шыйа был’u нъд н?м’u | он’u пр’едлаг?л’u нам || с’емй? хорош?йа | он н’епй?ш’uй | н’uкогд? н’uгд’? н’е в’uд?л’u… || ну шт? ш ты м’?лайа | пл?ч’еш | в’ет’ мы т’еб’? так л’?б’uм | уваж?м || а вы што м’ен’? выдай?т’ь за чуж?въ д’?д’ушку || куд? йа с н’uм пойд?-тъ…|| и оп’?т у м’ен’? мысл’-то пойд’?т | от’?ц уш хв?л’uт | u м?т’ плох?въ н’е сказ?ла || а он’? промышл’ен’uк’u был’u || т?к в н’ев?л’у u выда’u || а пот?м жыс’ пошл? | покат’?л’ас’…|| а пот?м йа с’ела за точ’?лку | точ’?л’u мы дв’е | а тр’?т’uа пр’uб’uр?ла за н?м’u…| св?д’бу uгр?л’u хор?шуйу | стар’?нуйу || и др?шк’u был’u || н’?т уш | т?т мы н’е пл?кал’u | т?т мы р?довал’uс’ || пот?м ст?ла жыт’ хърош? | й? йев? л’уб’?ла || он сп’ерв?-то был н’е по мысл’u | а пот?м хор?шый ст?л | побр’?лсъ || пот?м д’?т’u пошл’?…|| й?с’ лофцы-то | он’? дал’?ко | но’? (волки) у н?с м?ло быв?йут || й?с’ волк | й?с’ б’uр’?к || ч’ем их разл’uч’?йут | н’е зн?йу || б’еж?л’u фс’е | нар?ду-то ст?л’…|| ш?с у н?с т?м к’uн? стон?в’ут…|| скорон’?л’u u н’е в’uд?ла…|| в?т н?шы выйехал’u одн’? | он’? суды выйехал’u на з?работк’u…|| а так?й-то воды н’ет | вар’?ной…|| у й?й м?ш-то увдов’?л | а пот?м пр’uй?хал суды | жын’uлс’а|| 1 | |||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл" | |||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|