Диагностика в системе семейных отношений

Описание:
Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Феноменология
Семья, в которой выросший ребенок покидает дом. Феноменология
Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.     Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Феноменология…………………………………………………………...5

1.1.         Диагностика………………………………………………………….11

1.2.         Психологическая помощь…………………………………………..13

2.     Семья, в которой выросший ребенок покидает дом. Феноменология………………………………………………………….17

2.1.         Диагностика………………………………………………………….21

2.2.         Психологическая помощь…………………………………………..23

3.     Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса……..25

3.1.1. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)…………………...28

3.1.2.Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)…………………………………………………………………...…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………………42

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоя­нии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Не­уклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масш­табы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психо­логической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологичес­кие консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что час­тично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляю­щийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

К психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия осталь­ных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В част­ности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубеж­ных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается не­достаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизи­рованы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса.

В данной работе будут рассмотрены два кризиса семейных отношений: принятие факта вступления ребенка в подростковый период и семья, в которой выросший ребенок покидает дом.

1.     Принятия факта вступления ребенка в подростковый период

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отно­шения между любящими.

А. Моруа

Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростко­вый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:

1)  отделение, или сепарация;

2)  отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение замести­телей вне семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребы­вание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточ­ным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он нахо­дит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является на­личие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надеж­ности.

Важнейшим аспектом процесса вторичной индивидуации является деидеа­лизация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, свя­занное с необходимостью сепарироваться от семьи, порождает внутриличностный конфликт. Подросток ощущает потерю внутренней поддержки вследствие символического «убийства» родителей, представленных в его внутреннем мире правилами, нормами и ценностями, регламентирующими жизнь в семье и со­циуме. Чтобы избавиться от чувства опустошенности, сопровождаемого ощу­щением болезненного отчуждения, и получить поддержку по мере продвиже­ния к независимости, он включается в интенсивные взаимоотношения со своими сверстниками.

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов се­мейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к рос­ту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккурат­ность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются:

1.  различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подрост­кового периода;

2.  несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

3.  отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;

4. психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, со­здаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрос­лыми ответственности за своих детей.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амби­валентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то со­всем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как пра­вило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение вза­имоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей ви­деть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпро­текционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходи­мостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, опре­делить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать со­глашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Лич­ность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вы­зывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претер­певает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отноше­ний в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные кон­фликты во взаимодействии с представителями своего либо противоположного пола.

Например.

За консультацией обратилась мать, испытывающая трудности установле­ния контакта с дочерью-подростком. Выяснилось, что отношения с девоч­кой были удовлетворительными до ее 13-летия. При анализе сложившейся ситуации было выявлено, что имеющиеся проблемы были обусловлены воз­никновением неосознаваемой конкуренции с подрастающей дочерью, свя­занные с личной историей клиентки. Она была третьим ребенком в семье и имела двух старших сестер, с которыми вынуждена была всегда конкури­ровать за внимание и любовь отца. В ее взрослой жизни любая женщина неосознанно воспринимается ею как соперница, вызывая зависть, злость, обиду. Соответственно, в отношениях со своей дочерью она также всячес­ки подавляет ее возрастающую женственность и сексуальность: запрещает краситься, обесценивает манеру одеваться, критикует ее внешний вид, счи­тает, что ей еще рано встречаться с мальчиками.

К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот пери­од, можно отнести следующие:

-  Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше

свободы?

-  До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?

- Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ре­бенка?

-  Стоит ли контролировать общение подростка с друзьями?

-  Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его разви­тии?

С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновь вста­ет необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерар­хического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и дол­жны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов ре­шения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработан­ных на более ранних стадиях развития семьи.

В тот период, когда дети входят в подростковый возраст, супруги часто стал­киваются с переменами в собственной жизни, что нередко вызывает переоценку и супружеских отношений. В случае, если она приводит к расколу родительс­кой (супружеской) диады, ребенок склонен объединяться с тем или другим родителем для обретения большей свободы. В результате в семье может возни­кать такое структурное нарушение, как межпоколенная коалиция.

Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тес­но связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье. Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает вли­яние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С по­зиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализо­вать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Так, например, родитель, с особым рвением относя­щийся к выполнению своих родительских обязанностей, может компенси­ровать недостаток внимания, участия и необходимого контроля в его подрост­ковом опыте взаимодействия с собственными излишне либеральными родителями. В оправдание своего поведения родители обычно говорят, что хо­тели бы избежать ошибок, допущенных прародителями, избавить своих детей от боли, которую довелось испытать самим, а также уберечь детей от неприят­ностей, с которыми им пришлось столкнуться. Однако чаще всего они склон­ны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, вза­имодействуя с ребенком так же, как это делали их родители.

Например.

К психологу обратилась семья с девочкой-подростком 12 лет. Жалобы мамы заключались в том, что ее дочь не выполняет поручения, не помогает по дому, стала хуже учиться, дерзит, много времени проводит с друзьями, часто приходит позже заранее оговоренного времени ее возвращения. В по­исках ресурсов для разрешения этой ситуации психолог обратился к опыту проживания подросткового кризиса самими родителями. Как оказалось, сама мама в этом возрасте много времени проводила дома, хорошо учи­лась, находилась в близких отношениях со своей матерью и помогала ей во всем, была послушной и отзывчивой. Выясняя отношение матери к дан­ному факту ее биографии, удалось понять, что за этим скрывалось ее бес­покойство потерять родительскую любовь. В ходе дальнейшей работы мать осознала, что послушание и соответствие ожиданиям родителей было для нее единственным способом получать от них поддержку и принятие. Стало понятно, что мать переносит свой опыт на взаимоотношения с дочерью и воспринимает ее поведение как проявление нелюбви к ней. В дальнейшем работа с этой семьей была направлена на расширение диапазона форм проявления любви друг к другу и возможности принятия индивидуальности дочери.

Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностями при от­делении от своей семьи, для поддержания эмоционального баланса они будут склонны культивировать зависимость в собственном ребенке. Развитие его индивидуальности может таить в себе угрозу для семьи с проблемами в супру­жеской подсистеме, провоцируя тревогу расставания и страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут способны признать возрастающую потребность ребенка в самостоятельности, и последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется вынужден игнорировать собственные желания.

У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблю­даться депрессивные симптомы. Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собствен­ным. Среди проявлений подростковой депрессии выделяют следующие:

1.  форма безразличия и апатии;

2.   форма бунта против старшего поколения;

3. форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогно­зирования своего будущего);

4.  лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гор­мональные изменения).

Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка. В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, расце­нивая поведение подростков как немотивированное и нуждающееся в коррек­ции, что еще более усугубляет депрессию.

Протекание данного семейного кризиса может осложняться часто при­ходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» ро­дителей.

Кроме того, интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данного переходного этапа во многом определяются качеством преодо­ления предыдущих кризисов и количеством неразрешенных задач развития семейной системы.

1.1.         Диагностика

Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного норма­тивного кризиса, являются:

 -   рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претен­зиях, упреках;

 -   проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);

 - резкое падение школьной успеваемости;

 - соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;

 -   подростковая депрессия;

 -  конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;

  -   актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих эта­пах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами су­пругов;

 -  общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситу­ацией;

 -  чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;

 -  ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.

Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напря­женности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, сте­пени близости и т. д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток.

Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики:

1.Анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений,  - методика «Генограмма» (Боуэн М.);

2. выявление уровня сплоченности семьи ( психологической дистанции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

3.  Выявление реальных и идеальных представлений членов семьи друг о друге и характера их межличностных отношений — методика «Диагнос­тика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик);

4.  Анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

5. Исследование детско-родительских отношений — методика «Анализ се­мейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), опрос­ник «Родителей оценивают дети» (И. А. Фурманов и А. А. Аладьин), ме­тодика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Вза­имодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагно­стики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диаг­ностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой).

5. Исследование семейных отношений — проективные рисуночные мето­дики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

1.2.         Психологическая помощь

Количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает число консультаций по проблемам, возникаю­щим у родителей детей другого возраста. Более того, резко расширяется диа­пазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоот­ношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен, как подростковые суициды. Еще одно отличие подросткового периода состоит в том, что уже сам подросток может самостоятельно принять решение и обратиться в психологическую кон­сультацию лично.

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются:

1. Нередко отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консульта­цию с родителями: зачастую ребенка приводят родители, желающие в нем что-то изменить, в то время как он даже не знает, куда и зачем они его пригласили.

2. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только од­ного человека, в данном случае — подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункцио-нальность всей семьи.

Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психо­логические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят:

- отделение от родителей и обретение подлинной психологической неза­висимости;

- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоиден­тификация»);

-  новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установ­лении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

-  принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.

Психологические задачи подросткового возраста связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллекту­альной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются:

-  взаимоотношений в группе сверстников;

-  взаимоотношений с лицами противоположного пола;

-  взаимоотношений с родителями;

-  взаимоотношений с учителями;

-  вопросов осознания собственной личности;

-  трудностей в учебе;

- необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. При этом важен факт прихода на консульта­цию второго родителя и самого подростка.

Возможны несколько вариантов работы:

Вариант 1. Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В том слу­чае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взросле­нием ребенка, адекватной формой помощи является семейное консультирование.

Вариант 2. Подросток и родители обращаются за помощью, но основная проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т. д.). В дальнейшем работа проводится с самим подростком (диагностика и консультирование). Задачей психолога является выяснение обоснованности жалоб и принятие решения об адекватной форме психологической помощи (например, в виде уча­стия в тренингах общения, индивидуального консультирования или психоте­рапии). Родители могут быть привлечены для работы в параллельной родитель­ской группе либо приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

Вариант 3. Родитель обращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что последний не мотивирован со­трудничать с психологом. В такой ситуации наблюдается нарушение взаимо­отношений и утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем. Психологу необходимо вы­яснить причины амбивалентных чувств к ребенку, уточнить характер недо­вольства родителя. В то же время, постепенно завоевывая доверие подрост­ка, психолог должен переориентировать его на более искреннее и честное взаимодействие с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консультирование, обучая способам разрешения конфликтных ситуаций и т. п.

Вариант 4.Родитель обращается по поводу проблем ребенка, однако при взаимодействии с ним выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться как тревога расставания, страх одиночества, страх надвига­ющейся старости, так и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация, индивидуация и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

Вариант 5.Полная потеря контакта и взаимного доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти в консультацию, так как восприни­мает всех взрослых (родителей, педагогов, консультанта) как преследователей. Важно понять, что лежит в основе такой реакции и каков вклад родителей в такое поведение ребенка. Соответственно, здесь консультативная работа про­водится с родителем (родителями).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установле­ние контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. Подрос­ток соглашается на общение с психологом только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерс­кие отношения психолога с подростком с целью совместного изучения конк­ретной психологической ситуации и путей ее разрешения.

Таким образом, если семья обращается за психологической помощью, важ­но определить локус ее психологических проблем:

- индивидуальные проблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмо­циональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ре­бенка или одного из родителей);

-  проблемы в супружеской подсистеме;

-  проблемы в детско-родительской подсистеме; О проблемы в семейной системе в целом;

- проблемы взаимодействия семьи с внешним социальным окружением.

Определение локуса проблем семьи обусловливает выбор методов и при­емов психологического воздействия.

Если психолог работает со всей семьей, цели психологической помощи дол­жны быть ясными и значимыми для каждого из ее членов. Важно, чтобы на промежуточных стадиях консультирования психолог акцентировал внимание на достигнутых позитивных эффектах, поддерживая мотивацию членов семьи к дальнейшей работе.

2.     Семья, в которой выросший ребенок покидает дом

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию.

В. Гюго

Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого че­ловека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вы­зывают у всех участников этого процесса острые переживания.

В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии, знаменую­щие приобретение молодым человеком нового статуса и требующие от родите­лей изменения отношения к нему. Несмотря на то, что существует ряд собы­тий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и ав­тономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.

В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед не­обходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не оста­нется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, ре­шение которых было отложено из-за появления детей.

Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от соста­ва семьи и с различной степенью интенсивности. В некоторых семьях пробле­мы, связанные с отделением детей, достигают максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает дом, в других — обстановка ухудшается по мере того, как уходят все более младшие дети, и особенно острым становится кризис, когда последний ребенок должен покинуть семью. Нередко родители, успешно отпуская некоторых детей, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок. Как правило, такой ребенок выполнял в семье важную, чаще всего гомеостатическую функцию, выступая либо как посредник в родительском общении, либо в качестве объекта их совместной любви и заботы. И в том и в другом случаях этот «особый» ребенок служит для объединения супружеской подсис­темы, в связи с чем его потеря ставит под угрозу ее стабильное существование. В семьях, где есть только один родитель, он может воспринять уход ребенка как начало одинокой старости.

Конфликт в семье, которая не может отпустить ребенка, нередко становит­ся источником его проблемного поведения (например, побегов из дома, зло­употребления запрещенных психоактивных веществ, промискуитета, суицида и др.). Для понимания процессов, происходящих в семье в этот период, весьма полезной может оказаться теория семейных систем М. Боуэна. Согласно Боуэну, семья — это эмоциональная система, представляющая собой трансгене­рационный феномен. Центральным концептом данной теории является поня­тие о дифференциации «Я». Недифференцированность на уровне семейной системы выражается в высоком уровне сплоченности или отчужденности между членами семьи, в зависимости эмоционального состояния каждого члена се­мьи от одного и того же фактора семейной жизни. Низкий уровень дифферен­циации обусловливает ригидность семьи как системы и становится причиной ее плохой адаптивности, в частности, затрудняет переход от одного этапа ее развития к другому, то есть осложняет протекание нормативных кризисов. Используя концепцию М. Боуэна об уровнях дифференциации, можно обо­значить несколько исходов данного кризиса:

1, Эмоциональное отделение, предполагающее сохранение отношений мо­лодого человека с членами семьи при одновременном принятии родителями факта его взрослости. Способность молодого взрослого дифференцироваться от своей родительской семьи в перспективе ведет к развитию автономии в от­ношениях с будущими членами семьи и друзьями.

2. Эмоциональная зависимость молодого человека от семьи при общем низ­ком уровне дифференциации ее членов. В этом случае существуют два возмож­ных варианта развития отношений в семье. В первом случае молодой человек продолжает сохранять очень тесные взаимоотношения хотя бы с одним из ро­дителей. Во втором — имеет место географическое и/или психологическое ди­станцирование от родительской семьи по принципу эмоционального разрыва, создающее иллюзию независимости и автономного существования. Оно воз­никает тогда, когда интенсивность эмоциональных связей в системе очень велика и тяга к слиянию слишком сильна. Данный процесс не может рассмат­риваться как подлинная сепарация вследствие незавершенности детско-роди-тельских конфликтов. Такой тип дистанцирования не означает ослабления эмо­циональных связей в семье. В результате молодой человек может испытывать напряжение и тревогу, неосознанно воспроизводя дисфункциональные семей­ные паттерны, выстраивая отношения в собственной будущей семье. Таким образом, эмоциональный разрыв не только не исключает, а предполагает сверх­близость, являясь ее оборотной стороной. Способ ухода молодого человека из родительской семьи определяет, в свою очередь, его позицию по отношению к ней — респонсивную (выбирающую) или реактивную (вынужденную). При успешном отделении от родительской семьи молодой человек сохраняет возможность возвращения, если это отвеча­ет его желаниям. Вынужденная позиция предполагает, что, независимо от соб­ственных желаний, он вынужден либо находиться вне семьи, либо возвращаться в семью к выполнению своей привычной роли для поддержания пошатнувше­гося с его уходом равновесия.

Например.

За помощью к психологу обратилась Полина П., молодая девушка 19 лет. Из беседы стало известно, что она учится на первом курсе престижного вуза на бюджетном отделении. Полина испытывала сомнения: продолжать учиться или бросить вуз и уехать домой. В том случае, если она оставит учебу, ей придется поступать заново и, возможно, на платное отделение. Из беседы стало известно, что будущая специальность ей очень нравится и она хотела бы продолжить учебу. Однако с некоторых пор мать Полины стала жало­ваться на то, что жизнь без нее невыносима, что ей не хватает поддержки, а отношения с мужем (отчимом девушки) оставляют желать лучшего. Кроме того, здоровье матери в последнее время сильно пошатнулось. Понадоби­лись дорогие лекарства и уход. Волнение за мать, материальная зависи­мость от родителей, чувство вины осложняли дальнейшее пребывание Поли­ны в другом городе и склоняли ее в пользу возвращения домой.

Помощь заключалась в выявлении скрытой мотивации выборов: вернуться домой или продолжить учиться в вузе. Как оказалось, отношения с мате­рью всегда были очень близкими, а отъезд на учебу — это первая длитель­ная разлука Полины с семьей, и в связи с этим она не всегда комфортно чувствует себя в общежитии. Ситуация усугублялась еще и тем, что в семье Полина играла роль своеобразного «буфера» между матерью и отчимом, чьи отношения с ее отъездом сильно обострились. Таким образом, с одной стороны, были выявлены потребности Полины в принадлежности — в том, чтобы оставаться членом семьи, быть послушной девочкой. С другой сто­роны — у нее сильна потребность в саморазвитии и самореализации, в получении выбранной профессии. Поскольку эти потребности противоре­чили друг другу, дальнейшая работа была направлена на осознавание По­линой собственных желаний и поддержку ее выбора.

Молодой человек может продолжать выполнять функцию семейного ста­билизатора, даже если он живет отдельно от родителей — например, посред­ством симптоматизации или девиации его поведения. Он может оказаться не­состоятельным в профессиональной либо личной сфере, у него могут появиться какие-либо проблемы (финансовые, правовые, проблемы со здоровьем и т. д.). В этом случае семья, поглощенная решением трудностей ребенка, вновь обре­тает стабильность и целостность, словно он и не покидал ее. Следовательно, до тех пор, пока молодой человек будет несостоятельным, родители могут про­являть свою совместную заботу о нем, избегая таким образом необходимости выстраивания отношений друг с другом. Процесс сепарации в диаде «родитель—ребенок» обусловлен историей жизни нескольких поколений семьи. Чем более успешным было отделение родителей в юности от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить» своего ребенка, поддержать его в приобретении автономии.

2.1.         Диагностика

Переживание данного семейного кризиса и его разрешение будут зависеть от характера преодоления семьей предыдущих кризисных периодов, в особен­ности оттого, насколько родителями была поддержана все возрастающая взрос­лость подростка.

Маркерами данного семейного нормативного кризиса периода выступают:

 - рост беспокойства и уровня тревожности членов семьи;

 - депрессивные состояния членов семьи;

 - появление у родителей чувства одиночества, ощущения ненужности, невостребованности, а также страха надвигающейся старости в связи с отдалением ребенка от семьи;

 - соматизация и/или девиация поведения молодого человека, покидаю­щего (или покинувшего) родительский дом;

 - рост напряжения в детско-родительской подсистеме, повышение конф­ликтности, появление претензий и упреков (чаще всего со стороны ро­дителей);

 - повышение уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обуслов­ленное актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыду­щих этапах развития семьи;

 - ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности роди­телей принять факт взросления ребенка и его потребности в отделении от семьи;

 -  высокий уровень сплоченности семьи, затрудняющий процесс сепара­ции и уход детей из семьи;

 - манипулятивный характер взаимодействия членов семьи, связанный с избеганием ответственности за необходимость осуществления структур­ных изменений (см. Приложение 5);

 - общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситу­ацией.

Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики:

1.  Анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);

2.   Выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистан­ции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

3. Выявление взаимных претензий, обид и оценок супругами друг друга — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

4. Выявление эмоционального фона семьи и некоторых параметров супру­жеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Сто-лин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональ­ное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);

5.  Выявление уровня семейной тревоги — опросник «Анализ семейной тре­воги» (Э. ГЭйдемиллер, В. В. Юстицкис);

6.  Диагностика депрессивных состояний — шкала определения уровня де­прессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой), методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров);

7.  Исследование детско-родительских отношений — опросник «Анализ се­мейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), опрос­ник «Родителей оценивают дети» (И. А. Фурманов и А. А. Аладьин);

8.  Исследование семейных отношений — проективные рисуночные мето­дики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

2.2.         Психологическая помощь

Основная проблема преодоления этого кризиса связана с отделением ре­бенка от родительской семьи. Адресатом психологической помощи на этом этапе могут выступать:

- молодой человек, испытывающий трудности в сепарации от родительс­кой семьи;

-  родители, находящиеся во власти негативных переживаний, связанных с отделением ребенка и необходимостью адаптироваться к происходя­щим в семье изменениям;

-  супруги с обострившимися не решенными ранее проблемами в супру­жеской подсистеме.

Психологическая помощь семье на данном этапе строится вокруг разреше­ния следующих проблем:

1. Неготовность родителей отпустить ребенка. Психолог должен прояснить все страхи и фантазии, которые связаны с уходом ребенка. Рекомендуется про­анализировать семейные сценарии и семейные мифы, уточнить, как родите­ли, будучи детьми, сами переживали данный кризис, как в этой ситуации вели себя их родители и т. д. Важно подвести родителей к принятию факта взросле­ния детей и необходимости их отпустить. Данная работа психолога одновре­менно является профилактикой эмоционального разрыва или превращения ребенка в идентифицированного пациента, стабилизирующего всю семью.

2. Неготовность ребенка сепарироваться от родителей. Данная ситуация, как правило, обусловлена симбиотическими отношениями в детско-родительской подсистеме (в основном между матерью и ребенком), нарушением стиля вос­питания по типу гиперопеки и особенностями индивидуального развития ре­бенка. В данной ситуации рекомендуется либо семейная психотерапия, либо сочетание семейной и индивидуальной психотерапии.

3. Обострение супружеских проблем. Если ребенок в семье выполнял стаби­лизирующую функцию, то с его уходом в супружеской подсистеме может на­блюдаться рост напряжения, связанный с необходимостью вновь выстраивать диадные отношения. В зависимости от характера возникающих проблем, мо­жет быть рекомендована супружеская или индивидуальная терапия.

Если в семье один ребенок, то этот кризис совпадает с кризисом «опус­тевшего гнезда».

3.     Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса.

Одним из важных направлений работы психолога с семьей в ситуации кри­зиса является диагностика ее актуального состояния. Предлагаемая нами сис­тема методик позволяет семейному психологу сориентироваться в имеющем­ся многообразии диагностических средств и осуществить адекватный выбор инструмента для работы в соответствии с целью и задачами конкретной прак­тической консультации. Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной истории, структуры семьи, состояния супружеской подсистемы, факторов се­мейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительско-го взаимодействия. В результате их использования можно получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах ее жизненного цикла, а также в кризисные периоды, и определить семейный диагноз.

Э. Г. Эйдемиллером (2003) был введен термин «семейный диагноз». Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способ­ствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или не­скольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризи­сов. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейно­го функционирования и планировать направления психологической помо­щи семье.

Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные ме­тоды социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, экспери­мент, социометрические методы, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. В этом реферате будут рассмотрены проективные

3.1.         Диагностика детско-родительских отношений

Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они осо­бенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кри­зиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в ре­зультате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родите­лями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Исследование детско-родительских отношений сводится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя.

Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют фор­мирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зре­ния родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особен­ности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в се­мье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уро­вень родительской компетентности.

Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик:

  -   методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Ше-фер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);

 - опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстиц-кис, Э. Г. Эйдемиллер);

 -  тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин);

 -  опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка:

 -  проективный графический тест «Рисунок семьи»;

 - проективная методика Р. Жиля;

 -   опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);

 - опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Ана­лиз семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

3.1.1.Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)

Данная методика представляет собой модификацию опросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ), которая была выполнена И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным (Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В., 1999).

Опросник «Родителей оценивают дети» предназначен для изучения пред­ставлений ребенка о стиле семейного воспитания. На основании полученных данных можно предположить, в чем состоят причины возникших в настоящий момент в семье проблем. Кроме того, знакомство с результатами ответов своих детей часто усиливает мотивацию родителей к изменениям в семейных отно­шениях, вызывает желание понять ребенка.

Описание методики

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить инфор­мацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопо­ставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.

Процедуры проведения методики, обработки и интерпретации полученных результатов аналогичны таковым в методике «Анализ семейных взаимоотно­шений» (АСВ), они были описаны выше.

Инструкция: «Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоот­ношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствую­щий. Если Вы не согласны, не делайте никаких пометок.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отве­чайте так, как Вы сами думаете».

Для примера приведены некоторые вопросы:

1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня.

14.  Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что поступили по отношению ко мне неправильно.

23.  Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим младшим братом (сестрой).

57.  Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня.

88.  Мои родители считают, что, если бы у них не было детей, они жили бы лучше.

108.  Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слиш­ком мало благодарности.

109.  Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной по­мощи.

120.  Мои родители не помогают, а осложняют мою жизнь.

Бланк ответов

Фамилия, имя Возраст

Количество и возраст братьев и сестер

1

19

37

55

73

___

г±

6

2

20

38

56

74

_

7

3

21

39

57

75

х±

5

4

22

40

58

76

___

у.

4

5

23

41

59

77

т+

4

6

24

42

60

78

___

т-

4

7

25

43

61

79

,,  _

3+

4

8

26

44

62

80

_

3-

3

9

27

45

63

81

___,

с+

4

10

28

46

64

82

___

с-

4

11

29

47

65

83

___

н

5

12

30

48

66

84

.....

РРЧ

7

13

31

49

67

85

___

пдк

4

14

32

50

68

86

___

вн

3

15

33

51

69

87

___

ФУ

7

16

34

52

70

88

_

НРЧ

7

17

35

53

71

89

___

пнк

4

18

36

54

72

90

___

вк

4

91

97

103

109

115

___

г+

92

98

104

110

116

___

г-

93

99

105

111

117

У+

94

100

106

112

118

___

РРЧ

95

101

107

113

119

___

ФУ

96

102

108

114

120

___

НРЧ

3.1.2. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)

Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выбор­ке была проведена кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет в 1980 году. В дальнейшем работа по апробации и адаптации методики к условиям русско­язычной культуры велась Т. В. Архиреевой (Архиреева Т. В., 2002).

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика по­зволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности орга­низации семейной жизни.

Описание методики

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения ро­дителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утвержде­ний, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.

Шкалы (признаки) опросника

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9.  Раздражительность родителей

10.  Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

11.  Сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей).

12.  Подавление агрессивности ребенка.

13.  Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

14.  Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15.  Поощрение активности ребенка.

16.  Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

17.  Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

18.  Подавление сексуальности ребенка.

19. Доминирование матери.

20.  Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

21.  Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22.  Стремление ускорить развитие ребенка.

23.  Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 — касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:

1) оптимальный эмоциональный контакт,

2) излишняя эмоциональная дис­танция с ребенком,

3) излишняя концентрация на ребенке.

1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их но­мера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (огра­ничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружес­кие конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родите­лей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

2. Отношение родителей к ребенку:

-  оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу — 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение ак­тивности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;

-  излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 при­знака (их номера по опросному листу — 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание об­щения с ребенком);

-  излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их но­мера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных вли­яний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребен­ка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмеша­тельство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специаль­ный бланк. Бланк для ответов составлен таким образом, чтобы пункты каждой шкалы опросника находились на одной строке, например: строка бланка вклю­чает номера 1, 24, 47, 70, 93, которые являются пунктами первой шкалы оп­росника «Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)».

Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

А — если с данным положением вы согласны полностью;

а — если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением вы полностью не согласны.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый от­вет, который придет Вам в голову».

Некоторый перечень вопросов:

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашать­ся со взглядами родителей.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11.  Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12.  Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13.  Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

36.  Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспита­тельные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

37.  Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39.  Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.

40.  Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в се­мейной жизни.

41.  Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.

42.  Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про­блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

48.  Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49.  Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлече­ниями.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

61.  Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять сво­бодного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого на­чала к этому привыкнут.

63.  Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по со­держанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сек­суальным преступлениям.

65.  Планировать должна только мать, так как только она знает, как положе­но вести хозяйство.    ,

66.  Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67.  Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказы­вания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

72.  Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75.  Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие по­ручения.

76.  В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

101.  Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102.  Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих ро­дителях.

103.  Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

104.  Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105.  Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106.  Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и приви­легий, чем у детей.

107.  Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

249

108.  Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109.  Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна ра­дость в жизни.

115.  Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственнос­ти по отношению к детям.

Бланк

Ф.И.О. _

Возраст.

„Образование

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей

Варианты

Варианты

Варианты

Варианты

Варианты

1

АабБ

24

АабБ

47

АабБ

70

АабБ

93

АабБ

2

АабБ

25

АабБ

48

АабБ

71

АабБ

94

АабБ

3

АабБ

26

АабБ

49

АабБ

72

АабБ

95

АабБ

4

АабБ

27

АабБ

50

АабБ

73

АабБ

96

АабБ

5

АабБ

28

АабБ

51

АабБ

74

АабБ

97

АабБ

6

АабБ

29

АабБ

52

АабБ

75

АабБ

98

АабБ

7

АабБ

30

АабБ

53

АабБ

76

АабБ

99

АабБ

8

АабБ

31

АабБ

54

АабБ

77

АабБ

100

АабБ

9

АабБ

32

АабБ

55

АабБ

78

АабБ

101

АабБ

10

АабБ

33

АабБ

56

АабБ

79

АабБ

102

АабБ

11

АабБ

34

АабБ

57

АабБ

80

АабБ

103

АабБ

12

АабБ

35

АабБ

58

АабБ

81

АабБ

104

АабБ

13

АабБ

36

АабБ

59

АабБ

82

АабБ

105

АабБ

14

АабБ

37

АабБ

60

АабБ

83

АабБ

106

АабБ

15

АабБ

38

АабБ

61

АабБ

84

АабБ

107

АабБ

16

АабБ

39

АабБ

62

АабБ

85

АабБ

108

АабБ

17

АабБ

40

АабБ

63

АабБ

86

АабБ

109

АабБ

18

АабБ

41

АабБ

64

АабБ

87

АабБ

110

АабБ

19

АабБ

42

АабБ

65

АабБ

88

АабБ

111

АабБ

20

АабБ

43

АабБ

66

АабБ

89

АабБ

112

АабБ

21

АабБ

44

АабБ

67

АабБ

90

АабБ

113

АабБ

22

АабБ

45

АабБ

68

АабБ

91

АабБ

114

АабБ

23

АабБ

46

АабБ

69

АабБ

92

АабБ

115

АабБ

Обработка и интерпретация результатов

После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать об­щее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оце­ниваются следующим образом:

-  ответ «А» — 4 балла;

-  ответ «а» — 3 балла;

-  ответ «б» — 2 балла;

-  ответ «Б» — 1 балл.

Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное зна­чение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.

Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительс­кого воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале по­падает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.

На основании полученных оценок определяется преобладающий тип роди­тельского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).

Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспита­ния, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие бал­лы по следующим шкалам:

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.

20.  Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следу­ющим шкалам:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

14.  Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отра­жена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявле­ние отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:

1) хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);

2)  супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, орга­низацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);

3)  отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семей­ного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая со­гласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.

Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию пси­хологом специфики семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, была рассмотрена тема «Диагностика в системе семейных отношений».

         Отношения между детьми и родителями это очень сложные процессы жизни. В семьях не всегда бывает всё согласовано, поэтому к психологам чаще обращаются с проблемами именно семейных взаимоотношений, нежели с другими проблемами.

         Не всегда получается всё так, как было заранее запланировано, поэтому чтобы разобраться с возникающими трудностями, приходится прибегать к психологической помощи.

         Для оказание такой помощи существует множество методик для диагностики психологических проблем, возникающих в семейной жизни.

         В заключение можно сказать, что эта отрасль психодиагностики развивается, так как проблема диагностики семейных отношений актуальна в настоящее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Авксентьева М. В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи, болезнь в се­мье и роль семейного врача. М., 1994.

2.  Агейко О. В. Социальная перцепция семейных отношений у детей из неполных семей: Дисс.... канд. психол. наук. Мн., 2004.

3.  Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотера­пия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999.

4.  Айламазян А. М. Метод беседы в психологии. М.: Смысл, 1999.

5.  АладьинА.А., ОлифировичН. И. Использование тренинговых психотехнологий в работе пси­холога с родителями // Психолог года. Мн., 2001. С. 125-129.

6.  Александров А. А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб.: Академический проект 1997.

7.  Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских па­рах с различным стажем семейной жизни. Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1985.

8.  Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я.,Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследо­вания супружеских отношений. М., 1991.

9.  Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

10.  Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

11.  Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Семейная диагностика и вопросы профилактики суи­цидального поведения // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологи: Сб науч тр. М., 1984. С. 62-77.

12.  Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004.

13.  Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразо­вание ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994 Т. 15 № 1 С. 3-18.

14.  Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психо­логии. 2002. № 5. С. 144-153.

15.  Бейкер К. Г. Теория семейных систем М. Боуэна// Вопросы психологии. 1991. № 6.

16.  Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.

17.  Белорусов С. А. Методика «Мое письмо о супруге» и ее психотерапевтическое использова­ние // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 32-35.

18.  Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная пси­хология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14-41.

19.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

20.  Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М., 2000.

21.  Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах научного психологического обеспечения службы се­мьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

22.  Бодалев А. А., Обозов Н. #., Столин В. В. О службе семьи // Психологический журнал 1981 Т. 2. № 4.

338

23.  Борисовская О. Б. Использование системной семейной психотерапии в коррекционной ра­боте с детьми с особенностями развития // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 44-47.

24.  Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.

25.  Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии СПб., 2001.

26.  Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

27.  Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирова­ние. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

28.  Варга А. Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

29.  Варга А. Я, Типы и структура родительского отношения. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987.

30.  Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

31.  Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

32.  Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

33.  Волкова А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. Л., 1979.

34.  Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отно­шений // Вопросы психологии. 1985. № 5.

35.  Гаврилова Н. В. Нарушения функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1994.

36.  Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

37.  Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. 1985. Сер. 14. Психология. № 4.

38.  Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

39.  Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003.

40.  Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. М., 2004.


Информация о файле
Название файла Диагностика в системе семейных отношений от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:59
Дата обновления 9.2.2013, 17:59
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 82.23 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 7630
Скачиваний 135
Оценить файл