Министерство образования и науки Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»
Курсовая работа
на тему: «Деятельность братских школ в славянских государствах XVI-XVII вв.»
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Общая характеристика братских школ. 6
Глава 2. Школы православных братств. 10
Глава 3. Зарождение классно-урочной системы в братских школах. 18
Заключение. 21
Список литературы.. 23
Введение
Вторая половина XVI века является периодом бурного развития протестантских и католических школ на западнорусских землях. Ответом на польско-католическую агрессию с ее изменением социально-политических взаимоотношений становится организация братств. Братства в своей деятельности преследовали религиозно-просветительские цели. «Чутко реагируя на складывающуюся социокультурную ситуацию, характеризующуюся обновлением общественной жизни на основе другой ценностной парадигмы, православное духовенство стремилось сохранить и по мере возможности укрепить Православие, опираясь на «собратьев» и культурно-просветительную работу.»[1]. Отличительной особенностью братств являлось то, что они представляли собой организации мирян, которые группировались вокруг одной церкви для осуществления конкретных задач, основанные на демократических началах. Их организация отличалась такими чертами, как забота и попечение о своем храме, взаимопомощь их сочленов, помощь нуждающимся, гласность и др.[2]. Большинство братств на западнорусских землях в XVI – XVII вв. создавалось при приходских храмах и монастырях.
Создание школ при братствах представлялось как средство пресечения польско-католического влияния на самобытность православного народа. В обществе идея распространения образования на родном языке имела значение национально-культурного возрождения и становления национальной культуры, в то время как польские учебные заведения считались носителями иной культуры и вероисповедания. Развитие просветительской деятельности православными братствами виделось как важнейший элемент в укреплении национального самосознания.
Актуальность исследуемой темы связана с важностью рассмотрения современного образования в контексте истории педагогической мысли предшествующих эпох. Педагогические основы, заложенные школами при православных братствах, находят в современной отечественной педагогике наибольшее отражение.
Тема данной курсовой работы подвергается прямому и косвенному рассмотрению в работах Я.Д. Исаевича[3], К.В. Харламповича[4], Ю.Э. Шустовой[5], А.Н. Джуринского[6], Я.Ф. Головацкого[7] и других исследователей. Труды этих исследователей стали методологической основой данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности братских школ славянских государств в XVI – XVII вв., а также ее отражение в современном образовании.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику братским школам;
- выделить важнейшие школы при православных братствах и их роль в становлении просвещения в славянских государствах;
- определить роль братских школ в формировании классно-урочной системы обучения.
Объект исследования: история русской, украинской, белорусской педагогики XVI – XVII вв.
Предмет исследования: деятельность братских школ в славянских государствах XVI – XVII вв.
Основными методами исследования данной курсовой работы являются анализ и синтез информации, приведенной в историко-педагогических работах на рассматриваемую тему.
Глава 1.Общая характеристика братских школ
Прежде, чем рассмотреть основные братские школы, а также их роль в становлении и развитии просвещения в славянских государствах, следует дать им общую характеристику.
Братские школы – это национальные учебные заведения в славянских государствах XVI-XVIII вв. Они организовывались в России и в некоторых других славянских странах XVI - XVII вв. и основывались религиозно-национальными братствами. Деятельность братских школ была тесно связана с борьбой украинского и белорусского народов против католического и шляхетского гнета и за сохранение национального самосознания[8].
Изначально на западнорусских землях существовали начальные школы. Среди них школы дьяковские, школы при храмах и монастырях. В славянских государствах, на Украине и в Белоруссии, братские школы появляются во второй половине XVI века с организацией православных братств. Это время бурного развития протестантских и католических школ на западнорусских землях. Открытие братских школ стало эффективной мерой пресечения православным обществом распространения так называемого инославия. Первые из таких школ появляются в 80-х годах XVI века при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах. Они сыграли ведущую роль в братской образовательной системе до появления в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии. Помимо этих братств, братские школы были созданы в Могилеве, Бресте, при Рогатинском, Городокском, Перемышльском, Комарнинском, Бельском, Люблинском, Каменец-Подольском и Галичском братствах в 90-е годы XVI века[9]. Непосредственное влияние на их формирование оказывало Львовское братство, нередко высылающее в качестве поддержки своих учителей, отправляющее различную учебную литературу[10].
Дальнейшее развитие братских школ в славянских государствах приходится на XVII век. Их число в этот период значительно увеличивается. В 1609 г. возникает школа при Львовском Богоявленском братстве. В 1613 г. открывается школа второго Минского Петропавловского братства. Братская школа возникает и в Киеве в 1615 году, а в 1619-20 гг. – в Луцке. Помимо этих школ, в нач. XVII в. возникли братские школы в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске, а также начальные школы при сельских братствах. Братские школы тесно поддерживали друг друга, нередки были случаи обмена учителями. Временные ученики и учителя, не имеющие постоянного места ведения преподавательской и учебной деятельности, стали типичным для братских школ того времени явлением.
Середина XVII века стала началом кризиса братского образования. Важнейшим центром духовного просвещения все еще оставалась киевская братская школа, которая в XVII веке стала частью России, однако в конце XVII – начале XVIII века многие братства под влиянием католичества были закрыты. Существование многих братств, среди которых братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах, продолжилось вплоть до конца XIX века, однако школы при этих братствах оказались закрыты, либо преподавание в них сводилось до начального обучения грамоте.
Первые братские школы также назывались греко-славянскими. Большое внимание в них уделялось церковнославянскому языку, в некоторых школах – греческому. Церковнославянский язык изучался по букварям Ивана Фёдорова и Лаврентия Зизания. Начальное и среднее образование, которое давалось в братских школах, носило светский характер, что вызывало критику со стороны части западнорусского православного общества. Вскоре после появления школ при братсвах в них началось преподавание латыни как языка судебного, производственного, делового, образовательного и научного в Речи Посполитой, а также польского языка и литературного западнорусского.
Образцом для устройства братских школ послужили иезуитские коллегии и протестантские гимназии. В них преподавались как грамматика, риторика, диалектика, так и астрономия, музыка, арифметика, геометрия. Это так называемые тривиум и квадривиум предметов. В наиболее крупных школах изучалась философия, а киевское училище давало знания в области богословия и медицины.
Образцовым для братских школ стал Устав, в котором была зафиксирована организация учебного процесса Львовской братской школы. В уставах нашли отражения первичные представления об «общей дидактике», организации процесса обучения, о способах преподавания, методах, формах, принципах обучения[11]. Обучение в братских школах было шестидневным. Урочный материал заучивался наизусть, аудиторы выбирались из класса, они же проверяли выполнение домашнего задания. Письменные упражнения, имевшие место в учебном процессе этих школ, практиковались в классном и домашнем режиме. В старших классах проверка знаний осуществлялась в форме субботних дискуссий, а в киевской школе эти дискуссии проходили публично и на латыни. Кроме того, ученики старших классов осуществляли помощь учителю. Существовала система поощрений и наказаний, причем последние могли носить телесный характер. Так, лучшие воспитанники могли сидеть на более высоких местах в аудитории, а телесные наказания применялись в младших классах. В XVII веке в братских школах появляется деление на классы – всего их было семь. В низших - фаре (подготовительном), инфиме, грамматике и синтаксиме преподавались церковнославянский, латинский, греческий, польский языки и «проста мова». В высших классах поэтики, риторики и философии обучение велось только на латыни. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики. На праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, причем часто в стихах. В братских школах при Львове, Луцке, Киеве осуществлялись театральные постановки. С этой целью издавались драматические диалоги и декламации. Как правило, это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов.
Православному воспитанию в братских школах уделялось отдельное внимание. С целью воспитания нравственности с учениками по субботам проводились обязательные моральные беседы, а по воскресениям ученики собирались для посещения литургии.
Плата за обучение в братских школах была невысокой и зачастую определялась уровнем дохода родителей. Для детей из бедных семей существовали общежития. Семья, согласно уставу Львовского братства, принимала непосредственное участие в контроле над учебным процессом. Так, каждый ученик в присутствии отца и свидетелей должен был отчитываться перед учителем за полученные знания. Процесс самого обучения проходил под надзором уполномоченных из братств.
Глава 2. Школы православных братств
Систематическое увеличение школ при православных братствах началось с осознанием того, что польское правительство, руководимое иезуитами, стремится поработить русскую церковь и полонизировать русских народ с одной стороны и что, с другой стороны, на его веру и национальность покушаются и протестанты[12]. Появляются православные братские школы в Минске, а также Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая школы. Наиболее важной и одной из первейших православных школ становится школа при Львовском братстве.
Украинские школы во Львове существовали задолго до образования братской школы. В грамоте антиохийского патриарха Иоакима от 15 января 1586 г. впервые появляется упоминание о намерении львоцев создать свою школу[13]. Предположительно, Львовская школа появляется в 1585 - 1586 г., однако, точная дата остается неизвестной[14]. В 1590 году все права Львовской школы были подтверждены на Брестском поместном церковном соборе, а также было принято решение об организации подобных заведений и в других местах[15]. По её образцу открылись братские школы в Перемышле, Рогатине, Замостье, Киеве, Виннице, Каменце-Подольском, Кременце, Луцке и др.
В основе учебно-воспитательной деятельности Львовской братской школы, как и в других школах этого типа, лежал устав. На этом документе основывалась вся ее организационная структура, образовательная и воспитательная модель. Устав существовал в двух редакциях: «Правила поведения для учителей и учеников и программа обучения новооснованной братской школы» 1587 г. и «Порядок школьный» 1592 г.[16]. Последняя состоит из четырех частей: преамбулы, правил для учителей и учеников и основных направлений программы обучения в школе. Наиболее серьезные требования устав предъявлял к учителю как образцу учащимся во всем, будь то учение или повседневный быт.
Основная часть устава содержала в себе правила поведения учеников, их обязанности, с которыми учащиеся знакомились еще при поступлении и должны были неукоснительно соблюдать. Уроки начинались с чтения молитвы, переклички и проверки знаний по изученному ранее материалу. Каждый учащийся занимал то место, которое для него определял учитель в соответствии с успехами и имеющимися знаниями. Субботы являлись днями проверки всего изученного материала за наделю. Немаловажное место в Львовской школе отводилось религиозному воспитанию. Воскресные утра начинались с наставлений о значимости того или иного праздника и литургий. Краткое содержание учебной программы содержалось в четвертой части устава. Обучение начиналось с чтения, изучение церковного языка. Постепенно ученики усваивали тривиум наук и переходили к квадривиуму.
Одним из важнейших предметов в братской школе была грамматика, т.н. в Средневековье «царица наук». Она учила языку «буквальному» и языку «тропов», что давало учащимся необходимые знания и навыки для распознавания в различных произведениях скрытого аллегорического смысла[18][17]. В конце XVI века была определена необходимость создания славянской грамматики, чем и занялись ученики и учителя братской школы.
Первостепенное значение имело изучение языков. Изначально Львовская школа называлась «двуязычной», так как она учила двум языкам – греческому и славянскому. При этом важнейшим в плане сохранения культурной и религиозной самобытности славян считался греческий язык. В 90-е годы XVI века Львовская школа стала «трехъязычным лицеем», так как в учебную программу была введена латынь. Несмотря на исключение из
преподавания греческого языка, с середины XVII в. школа оставалась «Lycaum trilingue», так как в школе начали преподавать польский язык[18]. Также значительное место в школьной программе занимало изучение поэзии и стихосложения.
Все положения устава были построены на высоких принципах христианской религии, что отличало его от правил иезуитских школ того времени. Устав Львовской школы послужил образцом для других братских школ Украины, Белоруссии и Литвы. Возникновение этих школ сыграло немаловажную роль в формировании национальной культуры славянских государств. Несмотря на то, что они давали лишь начальное образование, обучение детей на фундаменте воззрений гуманизма способствовало сохранению и усилению национальной культуры в тяжелых социально-политических условиях XVII века.
Обучение в школе было трехуровневым. Первый уровень предполагал начальное образование – изучение и сложение слов. В начальную школу принимались дети без всякой подготовки. Основу начального обучения в школе составляло изучение азбуки, после чего читали Часослов и Псалтирь. По окончании первой ступени школьной программы ученик должен был уметь читать и писать. Второй уровень обучения давал среднее образование, где ученики еще и выучивали читаемый материал, третий уровень предполагал элементы высшего и требовал от учащихся умения рассуждать и анализировать. Ученики высшего уровня не только обучались в братской школе, но и одновременно были учителями-репетиторами («педагогами»)[19].
В средних и высших классах преподавались светские и духовные науки. К светским относились грамматика, поэтика, риторика, история, диалектика, логика и другие части философии, арифметика, геометрия, география, музыка. Среди духовных были церковный устав (церковное чтение и пение, пасхалия), Священное Писание и Предание (Библия, Евангелие, Послания апостолов, патристика), учение о добродетелях (краткое нравственное богословие), учение о праздниках (литургикон)[20].
Огромной заслугой школы Львовского братства стало то, что она являлась первым на Украине всесословным учебным заведением. Хотя основную часть учащихся в ней составляли мещанские дети, устав школы гласил, что так же, как и членом братства, учеником мог быть любой человек, независимо от своего социального положения. Провозглашенный братством принцип всесословности его школы был поистине революционным для того времени[21]. Братская школа стала очагом культурно-просветительской деятельности Львовского братства[22].
Одновременно, а по некоторым предположениям даже несколько раньше Львовской появляется школа в Вильне[23]. Некоторые исследователи относят появление Виленской школы к 1584 году[24], что совпадает с годом образования Виленского братства. В первую очередь доказательство этому содержится в «Синопсисе» - сочинении, посвященном историческому обозрению всех прав православной церкви и западнорусской в частности, а также Виленского братства, которое польско-литовском государстве было их представителем и защитником[25].
Ставропигиальной Виленская школа была признанана в 1594 году на Брестском соборе. В 1617 г. братство строит каменный дом для этой школы. Происходит ее реорганизация: она подразделяется на пять классов, что способствовало совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению уровня образования. Разделение учащихся на классы для проведения с ними групповых впервые было введено именно в Виленской школе[26].
Большая заслуга в возвышении Виленской братской школы принадлежит Иосифу Бобриковичу, который в 1662 г. становится ее ректором[27]. Главным начальником школы он остается до самой смерти, содействуя ее успехам на протяжении всей жизни. В это время Виленскую братскую школу съезжаются будущие ученики со всех Украины и Белоруссии. 18 марта 1633 года король Владислав IV утверждает привилей, который утверждает право Виленского братства строить свою церковь, содержать монастыри и общежития, иметь патронатство над другими монастырями, а также активно расширять дальнейшую просветительскую деятельность[28].
Виленская школа играет большую роль в распространении и развитии просвещения, науки и культуры среди православного населения.
Основание Могилевской братской школы связано с 1990 г.[29]. В 1597 г. Могилевское братство просило короля утвердить их «чин» (устав). Устав гласил: «В школе братской детей браться уписной и убогих сирот языка и письма Словенского, Русского, Латинского и Польского накладом братским дармо учити повинны водлуг застановленья нашего братского; также и людей в письме учоных, особ духовных и светских, для науки школьной, до проповеди слова Божого, до науки детей и до спеванья, в справе и в звыклости своей ховати маем»[30]. Просьба была удовлетворена. Могилевское братство и школа поддерживали связь с Виленским братством. В 1633 г. могилевчане добились привилея от Владислава IV.
Датой основания Брестской школы считается 28 января 1591 года[31]. Первоначально этой школе оказывал содействие Ипатий Потей. Однако, став униатским епископом, он преследовал учителей школы, которые, не выдержав притеснений, уходили в другие места (например, Лаврентий Зизаний перешел в Виленскую школу в 1595 г.). В 1597 г. Потей передал школу униатам[32]. Свое существование она завершила до того, как успела оказать какое-то существенное влияние на усиление просвещения.
В Минске было два церковных братства и две школы, сменившие одна другую. Первая Минская братская школа была открыта в 1592 г. при «шпитальном» (больничном) братстве. О судьбе этой школы почти ничего не известно. Вторая школа в Минске была открыта в 1613 г. Петропавловским братством[33]. В это время о первой Минской школе уже не упоминалось. Известно, что вторая Минская школа была тесно связана с Виленской, откуда, видимо, поступали в школу учебники, приходили учителя и православные монахи, оказывавшие помощь в работе школы.
Кроме Вильны, Могилева, Бреста и Минска православные братские школы существовали и в других городах Белоруссии и Литвы. Например, в 1663 г. была открыта братская школа в Полоцке. Были основаны братские школы в Пинске, Вельске, Шклове, Ельне Кронях (Ковенский повет).
Среди братских школ Белоруссии наибольшей известностью пользовались в XVII—XVIII вв. Могилевская и Полоцкая[34]. Так, в Полоцкой в 30—40-х гг. XVII в. получил первоначальное образование известный выдающийся представитель белорусской и русской общественно-политической мысли педагог и писатель Симеон Полоцкий, который также был учителем братской городской школы в Полоцке в 1656—1664 гг.
Помимо братских школ в Белоруссии существовали и другие православные школ: приходские, монастырские, частные, школы домашнего обучения. Все они в той или иной степени были связаны с братскими школами. Однако, братские школы были наиболее демократическими учебными заведениями своего времени.
Школы православных братств сыграли значительную роль в развитии российского высшего образования. В частности, Киевская братская школа стала предтечей созданной в 1632 году Киевско-Могилянской коллегии, имеющей с 1701 года статус Академии. Это учебное заведение высшего типа возглавлялось митрополитом Петром Могилой и представителями Братства[35]. Киевско-Могилянская коллегия стала крупнейшим культурно-образовательным центром Юго-Западной и Южной Руси уже в XVII-XVIII вв. С середины XVII века ее ученики выступают в Москве как учителя. В 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи «для обучения русских свободным наукам» в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, , Арсений Сатановский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России [36]. Во 2-ой половине XVII века Братские школы пришли в упадок, а в конце XVII века большинство и вовсе прекратило свое существование. При этом эти школы в дальнейшем постепенно в их развитии и на почве всей России послужили основой научного просвещения и всего русского народа[37].
Глава 3. Зарождение классно-урочной системы в братских школахОдной из заслуг братских школ является то, что благодаря их деятельности сформировались зачатки классно-урочной системы обучения, которая получила наибольшее распространение в России и в странах Европы.
Предпосылкой для формирования классно-урочной системы обучения становится общенародная потребность в массовом образовании, когда на смену индивидуальному и индивидуально-групповому обучению пришло обучение коллективное[38]. Впервые коллективное обучение было применено именно в братских школах на территории Правобережной Украины и Белоруссии в XVI веке.[39]
Роль индивидуального обучения, начиная с XVI столетия, прогрессивно снижается, и она постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. При индивидуально-групповом обучении учитель вел урок с целой группой детей, при этом учебная деятельность по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал одновременно 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых отличался относительно друг друга. Он поочередно опрашивал каждого ученика по изученному материалу, в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло учащимся приходить в школу в разное время года и в любое время дня. Крайне редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед.[40]
Именно в XVI в. была осознана полная непригодность индивидуального и индивидуально-группового обучения для решения тех учебно-воспитательных задач, которые были определены жизнью общества того времени. Более совершенное организационное оформление учебного процесса нашло свое отражение в концепции классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в ХVΙΙ веке Я.А. Коменским, считавшимся ее творцом как таковой. Ян Амос Коменский проверил, усовершенствовал и использовал ее основные принципы при организации братских школ в Чехии и Польше[41]. Главными его трактатами, давшими научное обоснование классно-урочной системы, стали труды «Великая дидактика» и «Законы благоустроенной школы»[42].
Впервые Коменский выделил основные признаки этой системы: определенное ежегодное начало учебного года; деление учащихся на классы; распределение учебного времени. Современные же исследователи выделяют следующие: все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом; содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности; учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы; для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета; по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики); изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса; определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.[43] Следующие организационные признаки классно-урочной системы характерны для школ Украины: формирование классов в рамках единого возраста и численности; урок как основная форма организации учебного процесса; деление учебного года на семестры с каникулами между ними; обязательное посещение уроков школьниками; добавление других форм обучения в урок. Эти признаки рассматриваются как фундамент для организации всей школьной деятельности.[44]
В XVII в. классно-урочная система получила признание и к XIX в. стала ведущей системой организации школьного обучения во многих странах, так как отражала социально-экономические и культурные потребности общества, предполагая массовое обучение. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти XVIII в народных школах. Со дня ее зарождения и по настоящее время она занимает умы ученых - педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Дальнейшее развитие классно-урочной системы обучения в России тесно связывается и именем К.Д. Ушинского. В своих трудах он представил урок как неотъемлемую часть организации учебного процесса, а также разработал учение о последовательности, систематичности и наглядности обучения.[45]
Заключение
Таким образом, деятельность братских школ играет серьезную роль в становлении национального просвещения. Эти школы являлись важнейшим средством религиозно-просветительской деятельности православных братств, борьбы против инакомыслия. Уже с первых шагов своей деятельности братства видели в создании образовательных учреждений наиболее эффективный способ защиты веры и национального самосознания. Национальный характер их деятельности во многом проявлялся в их всесословности, что немалым образом способствовало массовому распространению идей о культурном возрождении и самобытности православных народов. Сотни воспитанников братских школ становились учителями, взаимообмен которыми между школами способствовал интеграции культурного опыта славянских государств.
Дальнейшая судьба братских школ на западнорусских землях была различна. Большинство братских школ утратило свое значение. В конце XVII - начале XVIII в. многие братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До конца XVIII - начала XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и других городах и местечках, но школы при братствах, как итог, закрылись, либо преподавание в них было низведено на уровень начального образования.
Тем не менее, деятельность братских школ оставила значительный след в истории славянского образования, а их организационная система находит свое отражение в современной отечественной и европейской педагогике. Во многом это заслуга зародившегося в братских школах коллективного обучения, которое, придя на смену обучению индивидуальному и индивидуально-групповому, стало основой для классно-урочной системы организации обучения, широко распространенной сегодня в школах России, Украины, в странах Европы.
Несомненно важно подходить к изучению современного образования, опираясь на исторический опыта того или иного государства, и выявляя основные тенденции, оказавшие влияние на его формирование. Поэтому изучение данной темы является актуальным и по сей день. В ходе работы были выполнены следующие основные задачи: дана общая характеристика братских школ; выделены важнейшие братские школы при православных братствах; определена роль братских школ в становлении классно-урочной системы организации обучения. Основная цель данной работы, связанная с рассмотрением деятельности братских школ в славянских государствах XVI-XVII вв., была достигнута.
1. Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению / Я.Ф. Головацкий. - Львов, 1860. – С.17.
2. Головацкий Я.Ф. Порядок школьный или устав Ставропигийской греко-русской школы во Львове 1586 года / Я.Ф. Головацкий. - Львов, 1863. - С. 30 – 34.
3. Демков М. И. История русской педагогии: В 3 ч. Ч. 1. Древнерусская педагогия (Х–ХVII вв.) / И.М. Демков. - СПб., 1895. С. 267.
4. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
5. Исаевич Я.Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI – XVIII ст. / Я.Д. Исаевич. – Киев, 1966.
6. Исаевич Я.Д. Братские школы / Я.Д. Исаевич // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608 с.
7. Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гоф. - М., 1992. С. 308—309.
8. Максимюк С.П. Педагогика: Начальное пособие/ С.П. Максимюк. – К.: Кондор, 2009. – 670 с.
9. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. С. 43-44
10. Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) / Н.Ю. Налетова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – с. 112 – 117.
11. Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе / В.А. Пашаев. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – 27 с.
12. Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru (14.05.2016)
13. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153351.html (06.05.2016).
14. Садовникова Н.Е. Значение братских школ в истории Российского государства / Е.Н. Садовникова // Мир науки и образования.- 2016. № 1 (5). С. 30 – 36.
15. Студопедия – лекционный материал для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.su/14_134691_vozniknovenie-i-razvitie-organizatsionnih-form-obucheniya.html (30.05.2016).
16. Фафелова О.А. О роли школ православных братств в создании Киево – Могилянской коллегии в первой трети XVII века / О.А. Фафелова // Вестник Томского педагогического университета. – 2008. – № 2 – с. 71 – 74.
17. Харлампович К.В. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в / К.В. Харлампович. - Каз., 1898. – 598 с.
18. Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование / Ю.Э. Шустова. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 648 с.
19. Шустова Ю.Э. Школа Львовского Успенского ставропигийского братства в конце XVI – начале XVII в.: взаимодействие греко-славянских культурных традиций / Ю.Э. Шустова // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С.163-185.
20. Электронная онлайн-библиотека [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://banauka.ru/4461.html (08.05.2016).
[1] Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – С.115.
[2] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 80.
[3] Исаевич Я.Д. Братские школы // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608 с.
[4] Харлампович К. В. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – 598 с.
[5] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 648 с.
[6] Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
[7] Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению. Львов, 1860.
[8] Исаевич Я.Д. Братские школы // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. – С.112.
[9] Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – С. 113
[10] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153351.html (06.05.2016).
[11] Демков М. И. История русской педагогии: В 3 ч. Ч. 1. Древнерусская педагогия (Х–ХVII вв.). СПб., 1895. - С. 267.
[12] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С.279.
[13] Шустова Ю.Э. Школа Львовского Успенского ставропигийского братства в конце XVI – начале XVII в.: взаимодействие греко-славянских культурных традиций // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С.163-185
[14] Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI – XVIII ст. / Я.Д. Ісаєвич. – Київ, 1966 – С. 129.
[15] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 103.
[16] Головацкий Я.Ф. Порядок школьный или устав Ставропигийской греко-русской школы во Львове 1586 года. Львов, 1863. С. 30 – 34.
[17] Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 308—309.
[18] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 177-178.
[19] Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI – XVIII ст. / Я.Д. Ісаєвич. – Київ, 1966. – С. 132.
[20] Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению. Львов, 1860. – С. 17.
[21] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 166.
[22] Там же. - С. 159.
[23] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С. 311.
[24] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru (14.05.2016)
[25] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С. 312.
[26] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru (14.05.2016)
[27] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 329.
[28] Там же. – С. 331.
[29] Там же. – С. 337
[30] Там же. – С. 338.
[31] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 332.
[32] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru (14.05.2016)
[33] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 335.
[34] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebauchenyh.narod.ru (14.05.2016)
[35] Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 166-167.
[36] Там же. – С. 167.
[37] Садовникова Н.Е. Значение братских школ в истории Российского государства // Мир науки и образования.- 2016. № 1 (5). - С. 36.
[38] Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – С. 4.
[39] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 146.
[40] Студопедия – лекционный материал для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.su/14_134691_vozniknovenie-i-razvitie-organizatsionnih-form-obucheniya.html (30.05.2016).
[41] Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – С. 5.
[42] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 146.
[43] Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. - С. 43-44.
[44] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 148.
[45] Там же. – С. 147.