Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет «Экономики и управления»
РЕФЕРАТ
по политической географии по КНР
Тема: «Демографические проблемы Китая»
Выполнила студентка группы РК-12:
Чистякова Марина.
Преподаватель канд. филос. наук,
доцент кафедры Востоковедения
Колпакова Т.В.
Чита 2012
Содержание:
Введение
I. Демографическая ситуация в современном Китае.
1.1 Анализ демографической ситуации в Китае.
1.2 Основные демографические проблемы.
II. Основные направления демографической политики КНР на современном этапе.
2.1 Демографическая политика Китая.
2.2 Политика ограничения рождаемости.
Заключение
Библиографический список.
Введение:
Китайская Народная Республика – самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Такой «демографический взрыв» привел к ряду проблем.
Проблемы народонаселения накладывают отпечаток на разнообразные стороны жизни китайского общества – экологическую и продовольственную ситуации, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений. Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания китайского правительства. Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику.
Все вышеперечисленное и определило актуальность темы. Целью данной работы является проанализировать основные демографические проблемы КНР.
Из целей исследования вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать демографическую ситуацию в Китае.
- проанализировать основные направления демографической политики КНР.
Объектом моего исследования является Китай. А предметом его демографические проблемы.
I. Демографическая ситуация в современном Китае.
1.1 Анализ демографической ситуации в Китае.
Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля .
По данным Национального бюро статистики, 6 января 2005 года численность населения Китая достигла 1,3 млрд человек.
За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. Естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет .Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания .
Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.
Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.
К концу марта 2001 года она достигла 1 млрд.295 млн.330 тысяч человек. Распределение населения неравномерно. В прошедшие десять лет в восточной части Китая был зафиксирован более быстрый рост населения, чем в западных регионах страны. Вторая сводка об итогах 5-щй всеобщей переписи населения, опубликованная 30-го марта 2001 года Государственным статистическим управлением Китая, показала, что население в 12 западных провинциях, автономных районах и городах составляет около 28,1 процента численности населения страны, снизившись на 0,3 процентного пункта по сравнению с 10-ю годами назад.
Итоги 5-ой всеобщей переписи населения Китая показали, что девять провинций в стране имеют население численностью более чем в 50 млн человек каждая.
Согласно сводке, опубликованной 2-го апреля 2001 года Государственным статистическим управлением Китая, самой крупной по численности населения провинцией является Хэнань, расположенная в Центральном Китае, ее численность населения составляет 92,56 млн. человек. За ней следует провинция Шаньдун Восточного Китая с населением 90,79 млн. человек. Остальные провинции, численность населения которых превышает 50 млн. человек, приводятся по порядку: Гуандун-86,42 млн., Сычуань-83,29 млн., Цзянсу -74,38 млн., Хэбэй -67,44 млн., Хунань-64,40 млн., Хубэй-60,28 млн., Аньхой -59,86 млн.
Статистическая сводка показала также, что Тибетский автономный район имеет наименьшее в стране население, численность которого, по состоянию на 1 ноября 2000 года, составила 2,62 млн. человек.
Численность населения во всех четырех городах центрального подчинения превысила 10 млн. человек: Чунцин - 30,9 млн., Шанхай - 16,74 млн., Пекин - 13,82 млн., Тяньзинь - 10,01 млн.
Согласно итогам последней переписи населения прошедшей с 1 по 10 ноября 2010 года численность населения КНР на 1 ноября 2010 года составила 1 370 536 875 жителей, в том числе в специальном административном районе Сянган (Гонконг) - 7 097 600 человек, в специальном административном районе Аомынь (Макао) - 552 300 жителей, на Тайване - 23 162 123 человек. Без них численность населения материкового Китая составляет 1 339 724 852 человек.
В материковой части Китая 91,51 % (1 225 932 641 чел.) составили ханьцы (китайцы), а 8,49 % (113 792 211 человек) - другие народы.
В материковой части Китая городское население составило 665 575 306 человек или 49,68 %; сельское - 674 149 546 человек или 50,32 %.
1.2 Основные демографические проблемы.
С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй – с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что и в 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет – с конца 70-х годов до 1996 г. – в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст.
В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них социально занятые – около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. чел и к настоящему времени превысило 900 млн. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.
Большое количество трудоспособных имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства.
Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности. Необходимо создание единого рынка рабочей силы, чтобы осуществить достаточное освоение, правильное и эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных целей еще существуют большие преграды.
Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне.
Проблемы образования населения.
Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.
В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5 млн. – второй ступени средней школы, 5,8 млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов – 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже. На 2007 год уровень грамотности(люди старше 15 лет, умеющие читать и писать) составляет 92,2%, мужчины- 96% женщины- 88,5% .Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом.
По словам ответственного чиновника из Министерства Образования, количество неграмотных людей в Китае за период между 2000 и 2005 годами увеличилось более, чем на 30 миллионов, несмотря на усилия правительства Китая ликвидировать безграмотность.
В 2000 году число неграмотных в Китае составляло 11,5 % от общего количества безграмотных во всем мире, этот процент выше даже чем в Индии. И 15,01 % или 116 миллионов к концу 2005 года оставались неграмотными.
Издание China Daily опубликовало сообщение, что правительство Китая причисляет к неграмотным тех, кто знает меньше 1 500 китайских иероглифов. Гао Сюэгуй, директор отдела по ликвидации безграмотности Департамента начального образования в Министерстве Образования, сказал: "Эта ситуация вызывает серьезное беспокойство. Безграмотность является не только вопросом образования, но также сильно влияет на состояние общества. В западных районах только 40 миллионов безграмотных, в центральной и восточной областях - более развитых регионах страны, составляет две трети. В одной только провинции Шандунь - 9,69 миллиона неграмотных.
В Китае образование стало одним самых больших препятствий на пути прогресса.
Продовольственная проблема.
В связи с обострением демографической проблемы ухудшается обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. После создания КНР уже за короткий период времени она вошла в число стран-лидеров по производству основных сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний день по количеству производимого зерна, мяса, рапса Китай уже занимает первое место в мире. Объем производства зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до 394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза, на 2012 год объем производства составил 326,4 млн.т. Производство зерна с одного гектара за этот период также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные темпы развития. Объем же производства основных сельскохозяйственных продуктов на одного человека увеличился незначительно. Это зависит от численности жителей страны.
Из-за невысокого объема производства на душу населения основная часть зерна идет на питание людей. И это создает сложности для скотоводства. Объем производства свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой уровень. Объем производства продуктов водного промысла на 60,5% ниже среднемирового уровня. При небольшой площади непаханых земель, которые еще возможно обрабатывать, решение вопроса о зерне начинает все больше зависеть от увеличения объемов производства с единицы площади. Но потенциально возможное увеличение объемов производства с единицы площади не беспредельно.
Сегодня на Китай приходится более 20% всего населения земного шара. Однако на его территории всего около 7% мировых пахотных земель. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы общий объем производства зерна в стране не растет и в течение ряда последних лет не превышает 500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться с каждым годом. На человека приходиться 370 килограммов зерна в год. Полвека назад, когда была провозглашена КНР, в стране насчитывалось 600 млн. жителей. Ныне их стало вдвое больше. А посевные площади сократились со 130 до110 млн. гектаров. Их теперь приходится менее, чем по десять соток на человека.
Так как все больше земель отводиться под строительство. Рост населения обязательно ведет к увеличению количества домов. По данным 1985 г., общая площадь крестьянских домов по всей стране занимала 0,97 млн. га, что уменьшило пахотные земли на 5,6%. В южных провинциях страны с 1978 по 1980 года свыше 2/5 земли было выведено из пахотной площади и пошло под строительство. В провинции Гуандун, например, за 10 лет площадь пахотной земли уменьшилась на 266800 га, и сейчас на одного человека здесь приходится 0,04 га. Согласно предварительным расчетам, ежегодная площадь, занятая под строительство, в следующее десятилетие составит около 6670 га. Кроме строительства, в стране значительные площади отводятся под кладбища, которые занимают свыше 66700 га.
Также наблюдается перевод пахотной земли под луга и леса, что также является одним из важных факторов, влияющих на уменьшение ее площади. В 1985 г. по всей стране 933800 га пахотной земли были отведены под леса и луга; в 1996 г. – 366183 га; в 2003 г. – 233249,9 га. От трети до половины посевных площадей в Китае периодически страдают от засух, наводнений и других стихийных бедствий.
Из-за того, что в Китае почти не осталось непахотных земель для освоения, уменьшение площади пахотной земли будет чистой потерей, которая не будет восстановлена никогда.
Проблема «старения» населения
Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше – примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.
Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих.
Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в 2000 году количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы. В Китае в 2007 году только 8% граждан были старше 65 лет. К 2020 году их станет 12%, а вот доля трудоспособного населения (в возрасте 15-64 лет) снизится с 73% до 71%. Но еще более резкие изменения произойдут в Гонконге, где доля пенсионеров вырастет с 12% до 18%.
Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно-полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.
В Китае в основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Но со старением населения семейная структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где 4 – люди пожилых возрастов, 2 – трудоспособное население, 1 – несовершеннолетние. Так политика «одна семья – один ребенок; породила своего рода демографический капкан.
Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное, на «маленьких императоров», как окрестили своих единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и сестер.
II. Основные направления демографической политики КНР на современном этапе.
2.1 Демографическая политика Китая.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
С начала 70-х годов, когда началось проведение политики планового деторождения, по настоящее время удалось элиминировать более 300 млн. рождений, что в огромной мере уменьшило государственные расходы на обеспечение растущего поколения, смягчило давление населения на ресурсы и экологию, содействовало развитию экономики и улучшению жизни народа. На XVI съезде КПК поставлена цель построения общества "малого благоденствия" или "малого достатка". Эта задача выдвигалась уже 20 лет назад, и в ходе ее реализации с 1980 по 2000 год был в 4 раза увеличен объем валового национального продукта, а валовой внутренний продукт на душу населения достиг 800 долл. в 2000 году. На XVI съезде КПК была выдвинута новая задача увеличения к 2020 году валового внутреннего продукта в 4 раза по сравнению с 2000 годом, а ВВП на душу населения должен составить свыше 3000 долл.
Не имеющий аналогов в истории страны и мира рост численности населения в период после образования КНР, тяжелые его последствия для социально-экономического развития страны послужили основой необходимости жестких мер по ограничению рождаемости. По этой причине в настоящее время китайскими учеными первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванным дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики, направленной на снижение рождаемости, кульминационным моментом которой является политика однодетной семьи.
1970 - 1980-е годы стали периодом значительного снижения рождаемости, которая уменьшилась более чем вдвое по сравнению с периодом 50-х годов. Оно стало закономерным итогом изменений в условиях жизни населения, происходивших под влиянием социально-экономических преобразований предшествующих десятилетий и целенаправленной демографической политики, в основную задачу которой входило всемерное сокращение числа деторождений и контроль над численностью населения. В настоящее время в Китае происходит переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, для которого характерны умеренные демографические показатели.
В настоящее время для демографических исследований в КНР типично рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в стране. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Особенности демографического развития страны на современном этапе пока еще требуют активной демографической политики. Главной проблемой для Китая остается необходимость избежать демографического кризиса - достижения такой численности населения в стране, которая может вызвать резкое обострение проблем обеспечения продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами, исходя из сложившегося уровня развития производительных сил на определенный момент времени. По мнению китайских ученых, оптимальная численность населения для Китая с территорией 9,6 млн кв.км не должна превышать 700-800 млн. человек. В 2002 году число жителей КНР составило 1,285 млрд.человек, а к 2050 году вплотную приблизится к 1,5 млрд.человек. Таким образом, одним из важных факторов является численность населения страны, которую надо жестко контролировать. В течение 20 лет в Китае эффективно контролировался рост численности населения и в 2000 году численность страны не достигла 1,3 млрд.человек, что позволило выйти на показатель ВВП на душу населения - 800 долл. Однако, надо учитывать и то, что несмотря на эффективное проведение демографической политики, возникает и целый ряд других вопросов. В обозримом будущем будут нарастать социальные проблемы, связанные с необходимостью пенсионного обеспечения пожилых людей по мере ускорения старения населения, увеличения количества рабочих мест, профессиональной подготовки вступающей в трудовую жизнь молодежи и обеспечения растущего населения жильем. Все это будет тормозить выход Китая на уровень потребления общества "малого благоденствия".
2.2 Политика ограничения рождаемости.
Политика одного ребёнка на одну семью (или одна семья — один ребёнок) — демографическая политика Китая. Китай был вынужден законодательно ограничить размер семьи в 1970-х годах, когда стало понятно, что огромное количество людей перегружает земельные, водные и энергетические ресурсы страны. Сегодня среднее количество детей, рождённых одной женщиной в течение жизни, в Китае снизилось с 5,8 до 1,8.
Гражданам КНР обычно разрешают иметь не больше одного ребёнка на семью (исключая многоплодные роды) или двух на одну семью в деревне (при условии, что первый ребёнок — девочка). Применялись меры принудительной стерилизации.
Политика по ограничению рождаемости зависит от провинции (например, у жителей Пекина есть возможность иметь двух детей, если каждый из родителей был единственным ребёнком в своей семье). Кроме того, ограничение рождаемости не так строго в отношении национальных меньшинств. Национальным меньшинствам разрешается иметь 2 ребёнка в городе, и 3 ребёнка в сельской местности. Народам с численностью меньше 100 000 человек никаких ограничений по количеству детей нет.
Национальные меньшинства имеют право на 2 или 3 детей, в зависимости от района страны.
Этапы проведения политики:
- 1956 г. — 1-я кампания по планированию рождаемости. Продолжительность около 2 года (до политики Большого Скачка). Нацеленность на трудовую мобилизацию и индустриализацию в попытке обеспечить возрастающую численность. Безуспешна, за исключением некоторой части городских жителей побережья.
- 1962 г. — 2-я кампания по планированию рождаемости. Продлилась до 1966 г. (до развала культурной революции). Нацеленность на поздние браки, сокращение размеров семьи, удлинение интервалов между рождениями. Ориентированность на городское население, где были достигнуты некоторые изменения. В целом, эффект был небольшим.
- 1971 г. — 3-я кампания по планированию рождаемости. Продлилась до конца 1970-х гг. Провозглашение политики «Wan, Xi, Shao». Приложено гораздо больше усилий, что сказалось на эффективности. В этот период большое распространение получили аборты и контрацептивы. За весь период проведения кампании установка сменилась с ограничения на 3 детей до разрешения иметь только 1. Были установлены разрешенные уровни на государственном и провинциальном уровнях.
- 1979 г. — введение политики «Одна семья — один ребёнок». Установка на 1 ребёнка сохранялась. Была введена система штрафов и поощрений. Провозглашение цели — 1,2 миллиарда человек к 2000 г.
- Середина 1980-х гг. — ослабление политики «Одна семья — один ребёнок». 1984 г. — принятие Документа 7, в котором провозглашается установка реалистических целей, политика «открытия маленькой дыры для залатывания большой» (разрешение иметь второго ребёнка для сельских жителей, при условии достижимости конечной цели). Прежняя установка на 1,2 млрд. в 2000 г. превращается в «около 1,2». Это повлияло, прежде всего, на локальный уровень, где стали заводить 2-го ребёнка. Цели стали не краткосрочными, а долгосрочными.
- Конец 1980-х гг. (1989 г.) — очередное ужесточение мер, декларирование — все взято под контроль.
Население материковой части Китая составляло 1 242 612 226 жителей по данным на 1 ноября 2000.
Но политика «одна семья один ребенок» имеет неблагоприятные последствия: нарушение полового соотношения(на 100 девочек рождается 120 мальчиков), старение населения, нарушение прав человека поэтому Китай планирует пересмотреть политику ограничения рождаемости.
Есть вероятность, что жители городов получат право заводить двух детей. В настоящее время, если гражданин КНР, проживающий в городе, сам не является единственным ребенком в семье, то по закону ему разрешается иметь только одного ребенка.
Политику рождаемости, прежде всего, будут проводить в относительно экономически развитых регионах, где наблюдаются большой наплыв рабочих-мигрантов.
В конце октября китайские ученые призвали руководство страны начать постепенный отказ от непопулярной демографической политики и позволить каждой семье иметь двух детей к 2015 году. Они порекомендовали ввести двухдетную политику в некоторых провинциях уже с этого года, а на общенациональном уровне - с 2015 года. В дальнейшем демографическая политика предполагает отмену всех ограничений по рождению к 2020 году.
Заключение:
По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» – экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).
Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья – один ребенок».
Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.
Важным фактором, который может либо способствовать успеху в ограничении рождаемости, либо во многом обречь на провал все усилия в этой области, является, по мнению специалистов, улучшение положения женщин, в первую очередь повышение их общеобразовательного уровня.
Важные направления работы – ужесточение контроля над мигрирующим населением, которое представляет собой одну из главных групп «демографического риска», искоренение практики ранних браков и ранних деторождений, особенно распространенной в сельских районах.
Китайские специалисты отмечают необходимость комплексного подхода при решении сложнейшей демографической проблемы, взвешенного анализа и учета экономических, культурных, экологических и других факторов, сказывающихся на уровне рождаемости, настроениях людей. Успех программы в области народонаселения может быть обеспечен только в том случае, если она затрагивает все сферы жизни общества – образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, занятость, положение женщин, а также если ее осуществлением занимается не только центральное правительство, но и местные власти, общественные организации, отдельные лица на всех уровнях. Основой для действенного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.
Библиографический список:
1) Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
2) Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы (в Китае)// Азия и Африка сегодня. – 1990. – №10. – с.16-21.
3) Кучинская Т.Н. Основные демографические проблемы и их влияние на социально-политическую обстановку//Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации. Международная научно-практическая конференция(24 февраля 2010г).-2010 год.-Чита:ЧитГУ.-С. 55-58.
4) Демография: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – 280 с. Под редакцией Н.А. Волгина и Л.Л. Рыбаковского.
5) Каукенов А. Демографическая и миграционная политика КНР // Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК, Центр по изучению Китая при ИМЭП 2006[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.asiainfo.newmail.ru .
6) Массуд Хайюн. Понять политику Китая «одна семья- один ребенок».[Электронный ресурс] // www.demoscope.ru .-режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0519/gazeta04.php