Деформация профессионального правосознания

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по дисциплине  «Теория государства и права»

на тему:

«Деформация профессионального правосознания»

Выполнил студент  2 курса

заочной формы обучения

группы ЮЗ-21

Огнев Вадим Сергеевич

Научный руководитель­­­­­­­­­­­­

профессор Юдина Т.Ф.

Дата защиты _______________

Оценка ____________________

Новосибирск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................
...................................... 3

Глава 1. Понятие правосознания и его деформация......................................... 7

1.1.        Историческая справка.........................................................................
. 7

1.2.        Понятие правосознания...................................................................
.. 10

1.3.        Понятие и сущность деформации правосознания............................ 13

Глава 2. Виды профессиональной деформации правосознания..................... 17

2.1. Правовой инфантилизм.....................................................................
.... 17

2.2. Правовой негативизм......................................................................
....... 20

2.3. Правовой идеализм........................................................................
........ 21

2.4. Правовой нигилизм........................................................................
........ 23

Глава 3. Деформация профессионального правосознания работников юридической сферы...........................................................................
................................................ 27

3.1. Профессиональная деформация  сотрудников ОВД............................ 27

3.2. Профессиональная деформация сотрудников ФСИН.......................... 30

3.3. Профессиональная деформация адвокатов.......................................... 34

3.4. Профессиональная деформация судей.................................................. 38

Глава 4. Пути преодоления профессиональной деформации правосознания 41

Заключение......................................................................
.................................. 43

Список литературы......................................................................
..................... 45


 

Введение

Сегодня большинство исследователей отмечают ключевую роль правосознания в сфере права.  Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской науки.

Личность воспринимает и преломляет влияние правовой системы, выступая как единое целое, характеризующееся определенной устойчивостью способов реагирования на правовое воздействие и поведения в сфере правового регулирования. Вместе с тем, испытывая воздействие со стороны правовой системы, она сама подвергается психологическим изменениям формирующего и преобразовывающего характера. При этом надо концентрировать внимание не только на интеграции личности в систему правового регулирования, но и на ее обособлении, ведущем к отклоняющемуся поведению.

Обособление личности в системе правового регулирования внешне может проявляться в различной форме - от судебного сутяжничества, необоснованных правовых притязаний, злоупотребления субъективным правом, формального выполнения правовых обязанностей до прямых противоправных действий. Такое обособление, несомненно, имеет свои психологические закономерности и механизмы, которые создают возможность нейтрализации регулятивного и правоохранительного потенциала правовой системы. Основное внимание в этом направлении уделяется так называемой деформации правосознания.

Осмысление сущности деформации правосознания предлагается базировать на общем понимании деформации. А именно - это изменение параметров, характеристик объекта, вызванное внешним, специфическим воздействием. На уровни личности - это отклонение от определенного социального ориентира, нормы, требования, приводящее к изменениям в поведении и выполнении деятельности.

Актуальность исследования деформации профессионального правосознания как системно сложного социально-правового явления, оказывающего негативное воздействие на личность обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, социально-экономические, политические, правовые преобразования, произошедшие в современном российском обществе, с одной стороны, открыли возможности для неконтролируемого роста духовного потенциала российских граждан, проявления ими чувства личного достоинства, усилили потребность в большей социальной защищенности, с другой стороны, издержками реформирования российского общества стали падение авторитета закона, снижение престижа судебных и правоохранительных органов. В сложившейся ситуации резко возрос уровень социальных претензий, обращенных к деятельности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью;

Во-вторых, возникшая социально-экономическая нестабильность, осложненная резкой криминализацией основных сфер общественной жизни, негативным образом отразилась на профессиональной деятельности юристов, сотрудников ОВД, ФСИН, судей и адвокатов,  для которой стали характерны искаженные правовые взгляды и представления. Как следствие, участились случаи пренебрежительного отношения  к праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям. В сложившейся ситуации профессиональное правосознание сотрудников вышеперечисленных профессий нуждается в серьезной иммунизации, а применяемые ныне экстенсивные способы и формы отбора кандидатов на различные виды юридической деятельности должны быть кардинально изменены.

Проблему правового сознания изучали множество исследователей. Многие авторы, в том числе В.К. Бабаев, В.М. Баранов, К.Т. Бельский, А.Б Венгеров, Н.Н. Вопленко, В.И. Каминский, В.Н. Карташов, Н.В. Крыленко, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, В.В. Лукьянов, Н.И. Матузов, И.Ф. Покровский, В.А. Пластунов, И.П. Разумовский, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, Н.Я. Соколов, В.А. Туманов, В.А. Щегорцев, A.M. Яковлев. Они в своих исследованиях детально раскрывали роль правосознания в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не раскрыли многочисленные проблемы деформации правового сознания граждан.

Цель работы - изучить понятие деформации профессионального правосознания, механизм ее образования, содержания и форм проявления, воздействующих на профессиональную деятельность, а также острой необходимостью выявление причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие деформации профессионального правосознания и выработки путей их нейтрализации.

Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты профессионального правосознания, рассматриваемые в системном единстве, непротиворечивости и взаимодополняемости.

Предметом выступает деформация профессионального правосознания юристов, осуществляющих тот или иной вид юридической деятельности. При этом исследование видов проявлений деформационных процессов в сознании юристов проводится на примере работников ОВД и органов правосудия, так как последствия данного социального феномена в их деятельности приносят наибольший вред обществу.

В работе используются традиционные для теоретико-правовых исследований общенаучные, частно-научные и специальные методы - исторический подход, формально-юридические методы, а также методы системно-структурного, функционального и сравнительного анализа права, правосознания, правореализующей и правоприменительной деятельности.


Глава 1. Понятие правосознания и его деформация 1.1.         Историческая справка

Впервые вопрос о правосознании в России был поставлен во второй половине XIX в. - периода кодификации российского законодательства, в связи с активной дискуссией о взаимовлиянии законов и правосознания. Исследуя труды русских юристов указанного периода, можно выделить ряд особенностей, присущих российскому правосознанию дореволюционного периода.

Так, И.В. Михайловский подчеркивал, что в данный момент в России вопрос стоит очень остро: «Не должна ли реализация начал естественного права совершаться только путем субъективного правосознания? Другими словами: надо ли уничтожить положительное право, и на будущее время обходиться совсем без юридических норм, решая каждый случай жизни на основании субъективного правосознания»?

Правосознание исходит из оснований, лежащих вне самих правовых норм, т.е. из мотивов морали и религии, или из целей общества. По мнению многих юристов, право вне нравственности, построенное на безрелигиозных принципах, не считалось обязательным. Е.Н. Трубецкой отмечал, что для истинного православного человека «закон - это приказ Божий поступать людям по совести».

Основатель психологического направления российской правовой науки Л.И. Петражицкий в своих работах делал акцент на соотношение права и психики человека. При таком подходе преимущественное внимание обращалось уже не столько на право, сколько на психологию отдельных индивидов, позволяющую, с точки зрения Л.И. Петражицкого, понять мотивы поведения вообще, а значит, и правового поведения.

В советской правовой науке проблеме правосознания также уделялось достаточно внимания. Так, в 20-е г.г. и в начале 30-х гг., обозначенная проблема нашла свое отражение в трудах таких известных юристов, как П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко и др.

Характерной особенностью этих лет является то, что у всех авторов правосознание выступает как классовое явление, обусловленное общественным бытием, материальными условиями жизни. Причем исследователи этого периода, постоянно подчеркивая мысль об отсутствии разработанного, четкого понимания правосознания в теории права, скорее занимались не столько разработкой проблем самого понятия, сколько выдвинувшимися тогда на первый план «новыми типами» правосознания - революционным, классовым, коммунистическим, социалистическим[1].

Довольно интересные мысли о правосознании были высказаны в 1940г. М.С. Строговичем. Он писал, что правосознанием называется совокупность правовых воззрений людей, т.е. убеждений относительно правомерности и неправомерности поступков людей, прав и обязанностей членов данного общества, справедливости или несправедливости тех или иных законов. Из этого определения видно, что правосознание выступает не как осознание общественного бытия, а как отражение в сознании прав и обязанностей людей, их правового поведения, существующих законов.

Значительно вырос интерес к проблеме правосознания с середины 50-х гг. Примечательным моментом для этого периода является то, что появляются работы, авторы которых исследуют проблему правосознания не только в связи с разработкой других юридических понятий, а как одного из ключевых компонентов права.

Изучение российскими философами и юристами проблемы деформации правового сознания выделится три основных этапа:

-       конец XIX века по 1920 год;

-       1920-1960-е годы;

-       1960-е годы и до настоящего времени;

Первый этап продолжался с конца XIX века по 1920 год. Деформация правового сознания характеризовалась исключительно с философских, социологических и психологических сторон.

Не раз в своих работах проблему деформации правового сознания касался И.А. Ильин. «При всех случаях расхождения положительное право есть суррогат естественного, и если это расхождение обостряется до конфликта, то положительное право может предстать сознанию в роли «ложного» права, лжеправа. Наступает более или менее глубокий кризис правосознания», - писал он.

Н.П. Новгородцев также неоднократно писал о кризисе правосознания. Среди основных причин деформации правового сознания в то время он выделил:

-       изменения политических и правовых убеждений и установок;

-       преувеличение роли и значения идеи правового государства;

-       отставание положительных законов от движения истории.

Таким образом, он считал, что в обществе рано или поздно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями.

Распространение права, которое построено на справедливости выделял и Л.И. Петражицкий. Он не употреблял понятия «деформация». Распространение такого права, возможно, в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права. Именно чувство справедливости, на его взгляд, призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием).

По мнению русского религиозного философа и психолога С.Л. Франка, чертой, которая характеризует сознание русской интеллигенции, является безграничный нигилизм. Он полагал, что причиной такого кризиса является отдаление от религиозного миросозерцания.

Второй этап длился с 1920года по 1960-е годы. Характерной чертой данного этапа является исследование правового сознания без учета возможности его деформации.

В Советском государстве и науке существовало мнение о том, что деформация правового сознания невозможна. Это было связано с тем, что в процессе развития личности постепенно и неизбежно формируется развитое социалистическое сознание.

Третий этап - 1960-е годы и до сегодняшних дней. Характеризуется повышением интереса юридической общественности к проблеме деформации правового сознания. Это было вызвано тем, что среди широких слоев населения страны начали проявляться факты массового искажение правового сознания с конца 80-х годов. В литературе этого периода наблюдается двойственный подход к изучению сущности этого социально-правового явления. Одни (В.И. Гойман, И.И. Карпец, Н.И. Матузов, В.А. Туманов) не дают понятие деформации правового сознания, а рассматривают лишь отдельные формы этого явления. Другие (П.П. Баранов, В.В. Русских) исследовали данное явление всесторонне и выделили наиболее значительные признаки и формы ее проявления.

1.2.         Понятие правосознания

Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание - юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой[2].

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин - "правосознание".

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве "со своей колокольни".

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция). Вообще в основе права лежит, как известно, мораль. Русские дореволюционные юристы (И.А. Ильин, В.С. Соловьев) определяли право как "минимум нравственности" или как "юридически закрепленную мораль". Поэтому в правосознании органически переплетаются как юридические, так и этические и политические идеи. Да и все формы общественного сознания не отгорожены друг от друга непроходимой стеной.

Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин.

И.А. Ильин в своей известной работе "О сущности правосознания" писал: "Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными".

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов.

Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий[3].

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное[4].

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

1.3.         Понятие и сущность деформации правосознания

Осмысление сущности деформации правосознания предлагается базировать на общем понимании деформации. А именно - это изменение параметров, характеристик объекта, вызванное внешним, специфическим воздействием. На уровни личности - это отклонение от определенного социального ориентира, нормы, требования, приводящее к изменениям в поведении и выполнении деятельности.

Деформация профессионального правосознания представляет собой искажение всех или нескольких элементов структуры, вызывающая негативные изменения, которые находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности индивида.

В современной литературе высказывается мнение, что без существования нормативной точки отсчета говорить о деформации бессмысленно. Кроме того, обращение к последней позволяет рассмотреть механизм образования деформации профессионального правосознания, то есть проследить путь возникновения деформации и увидеть, к чему она ведет и в чем выражается. Итак, если деформация представляет собой отклонение от определенного социального ориентира, профессионального требования, вызывающее изменения в выполнении деятельности и поведении, то, следовательно, деформация и норма - парные категории. Можно сказать, что это разнополюсные точки одной оси. Деформация профессионального правосознания представляет собой трансформацию изначально «правильных» понятий, отношений, представлений в «неправильные», искаженные.

Таким образом, деформация профессионального правосознания  представляет собой нарушение, негативное отклонение всех или нескольких компонентов структуры от определенной нормы[5]. При этом компоненты того или иного явления - такие его структурные единицы, взаимодействие которых вызывает, порождает свойственные целому качественные особенности. В данном случае это означает, что деформация профессионального правосознания не приобретала бы существенного негативного значения, если бы она не была связана с деформацией ценностных ориентации. Взаимосвязь и воздействие последних на правовые взгляды и представления, идеи, правовые чувства, установки, правовые знания образует механизм деформации профессионального правосознания.

Связь конкретных компонентов является сложной и неоднозначной. Как научные исследования, так и практический опыт показывают, что на массовом уровне деформация профессионального правосознания неизбежно затрагивает господствующую систему ценностей (ценностных ориентации), так как именно они большей частью ведут к дисфункциям элементов структуры правосознания. Поскольку указанные элементы тесно взаимосвязаны между собой, то, по справедливому мнению Ю.В. Кудрявцева, деформация хотя бы в одном из них неизбежно влияет на другие.

Деформация системы ценностей прямо ведет к деформации профессионального правосознания и в конечном результате, как справедливо замечает А.И. Долгова, способствует развитию антиобщественного поведения.

Ценностные ориентации - один из существенных элементов структуры личности. Это своего рода стержень правового сознания, вокруг которого группируются помыслы и чувства человека и который обуславливает многие решения в конкретных жизненных ситуациях. В сознании личности  система ценностей должна быть структурирована иерархическим образом, при этом одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это, в свою очередь, влияет на принятие им конкретного решения, особенно в сложных, проблемных ситуациях.

Вакуум в системе ценностей неизбежно заполняется представлениями с противоположным знаком: если не ценится личность, значит, в данной системе ориентации главенствующая роль принадлежит эгоистическим интересам или узкогрупповым понятиям.

Искажения в системе ценностных ориентации могут выражаться в противоречивости этой системы, ее неустойчивости. Если представления личности юриста о справедливости сводятся к личной выгоде, независимо от способов ее достижения, то такая система ценностей становится источником корыстных, карьеристских мотивов и стремлений.

Принимая во внимание то, что в отдельно социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время находиться в противоречии с общечеловеческими ценностями, деформацию правового сознания следует различать на относительную и абсолютную.

Относительная деформация правового сознания - это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности.

Абсолютная деформация правосознания - это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.


Глава 2. Виды профессиональной деформации правосознания

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. Они отличаются друг от друга разнообразной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности. Все они в совокупности раскрывают сущность и содержание деформации правового сознания.

В юридической науке принято выделять несколько видов деформаций индивидуального правосознания: правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой нигилизм и правовой идеализм[6]. Данные виды деформации правового сознания относятся к отдельному индивиду, но это не исключает того, что они могут проявиться на общественном уровне.

2.1. Правовой инфантилизм

Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правосознания. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т. е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере.

Обычно инфантилизм рассматривается на уровне незнания права, что представляется неверным. Инфантильное правосознание может иметь различную степень дефектности  - от незначительных пробелов в правовых знаниях и оценках до полной несформированности всех трех уровней его функционирования.

Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций[7].

Правовой инфантилизм — это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Это не только правосознание бывшего «троечника» в вузе, ибо говорят, что из «троечников» вырастают генералы, но и возможность индивидуального угасания под влиянием жизненных условий, интеллектуальных и творческих качеств личности. Показателями подобного правосознания являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей деятельности, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении служебных задач.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к профессии юриста, является необходимость постоянной и систематической работы над собой в виде самостоятельного изучения нового законодательства и научной литературы по специальности. Между тем, как свидетельствует практика, для многих специалистов окончание учебы в вузе становится окончанием формирования профессионального интеллекта. Навыки практической деятельности, почерпнутые из сомнительных с точки зрения законности источников (например, в виде «опыта дяди Вани»), могут отрицательно сказываться, разрушать и без того хрупкий каркас правовой информированности, приобретенной в вузе. Личность специалиста останавливается в своем развитии и даже может деградировать в интеллектуальном отношении. Этому способствуют чрезмерная служебная загруженность, специализация по рассмотрению однообразных юридических дел, накопление жизненной усталости, влияние социальной среды и т. д.

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.

Таким образом, правовой инфантилизм:

-       это первая и наименее опасная стадия деформации правосознания. Лицо либо не знает о существовании определенных уголовно-правовых норм и полагает, что данный случай безразличен для уголовного права, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение;

-       это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновения общего неуважения к уголовному праву и деятельности правоохранительных органов правового нигилизма.

2.2. Правовой негативизм

Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального социо-нормативного регулятора общественных отношений. Субъект считает, что в большинстве случаев без правового регулирования вполне можно обойтись, поскольку другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными.

Кроме того, в рамках данной деформации правосознания само право и правовая система в целом рассматриваются как достаточно спорные социальные институты. Такое скептическое отношение к праву находит свое выражение в пословицах и поговорках: «Закон что дышло — куда повернул, то и вышло», «Закон что столб — перепрыгнуть невозможно, а обойти легко можно», «В суд ногой — в карман рукой» и т. д. Образ права в индивидуальном правосознании отражается в виде гипертрофированно-отрицательного социального феномена.

Правовой негативизм характеризуется стремлением субъекта к игнорированию права. Однако это не означает умышленного нарушения правовых предписаний. Установка на совершение правонарушений у субъекта при данной деформации правосознания отсутствует. Индивид пытается, если это возможно, урегулировать возникающие общественные отношения без правового опосредования (например, путем «джентльменского соглашения»), а также решать возникшие споры без обращения в компетентные государственные органы (к примеру, договариваясь «по-доброму — по-соседски»)[8].

Правовое знание в данном случае выступает как осведомленность о «существенных и непреодолимых недостатках права». Субъект знает о предоставленных ему правах и свободах, но считает, что они в должной степени не гарантированы, а следовательно, и не осуществимы на практике.

2.3. Правовой идеализм

Само понятие «правовой идеализм» до некоторой степени условно. Термин «идеализм» в данном понятии употребляется не в философском смысле, а в значении слов «идеализация», «идеалист», «идеальный», под которыми обычно подозревается отрыв от действительности, наивность, непрактичность, прекраснодушные мечтания о совершенном, но нереальном.

Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Правовой идеализм порождает у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и т.д.)[9]. 

Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Ярким примером правового идеализма в настоящее время является Федеральный Закон «О полиции». Например, п. 1 ст. 46 настоящего Закона гласит: «Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации»[10]. С момента принятия закона прошло 4 года, но этих проездных никто и не видел. Пункт 3 ст. 48 того же Закона говорит об обеспечении вещевым имуществом сотрудников полиции по установленным законодательством нормам. Ни для кого не секрет, что большинство сотрудников вынуждены приобретать форменное обмундирование за свой счет, так как склады в полном объеме не обеспечены им. И много можно еще приводить примеров в российском законодательстве с элементами правового идеализма.

К сожалению, элементы идеализма укоренились не только в законотворчестве – они наблюдаются в своеобразных формах и в правоприменительной практике. В частности это касается российских судов, которые иногда выносят нереальные, заведомо неисполнимые, вызывающие недоумение у всех здравомыслящих людей решения. Например, в Кемерово в ответ на жалобу пенсионерки о том, что ее соседи по коммуналке слишком долго сидят в ванной, мировой судья назначил максимальное время для мытья – не больше 20 минут.

Абсолютизация права, наделение его чудодейственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления - это существование в мире иллюзий. Отсюда - лавинообразный рост законов и указов за последние десять лет, поиск спасения именно в них. Но еще древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов. Сейчас всем ясно - сотней или даже тысячей законов положение не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами. Полоса "демократического романтизма" проходит. Продолжение реформ в России требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. В соответствии с Конституцией законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом важно, чтобы народные избранники имели четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. В противном случае общество опять будет жить в мире иллюзий.

2.4. Правовой нигилизм

Следующим из основных негативных аспектов правосознания является правовой нигилизм. Сущность его, как утверждает Н.И. Мазутов, состоит «в общем негативно-отрицательном, не­уважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»[11].

А.В. Грошев более детально подходит к рассмотрению понятия правового нигилизма: «Обычно правовой нигилизм понимается как «направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений». Но это главным образом политический аспект проблемы, касающийся борьбы в истории философской и общественно-политической мысли. В современной правовой литературе и социальной практике термин «правовой нигилизм» используется для характеристики определенных социально-психологических тенденций негативного отношения к тем или иным правовым ценностям. С этой точки зрения правовой нигилизм есть «отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представителей исполнительной власти, оправдание беззакония»[12].

В структуре правового нигилизма отчетливо проявляются две его крайние формы: правовая индифферентность (равнодушие к праву) и правовой негативизм (отрицание права).

Следует отметить, что правовой нигилизм является устойчивой негативной традицией и имеет глубокие корни в юридическом невежестве, косности, отсталости, право­вой невоспитанности значительной части современного российского обще­ства. М.Н. Тапчан отмечает, например, что низкая правовая культура всегда была характерна для нашего общества. С такой точкой зрения можно согла­шаться или не соглашаться. Но объективные ее основы существуют и сегодня.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право. Не зря говорят: "На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его "гадким обманом властей", насилием над личностью. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция. Все это, как пишет Б.А. Кистяковский, дало повод одному из поэтов-юмористов прошлого столетия сочинить следующие стихи, вложенные в уста К.С. Аксакова:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал…»[13]

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.


Глава 3. Деформация профессионального правосознания работников юридической сферы 3.1. Профессиональная деформация  сотрудников ОВД

Повышенный интерес к проблеме профессиональной деформации, во многом обусловленный обострением социальных проблем в современном обществе и, как следствие, необходимостью повышения эффективности деятельности ОВД[14]. Большую часть своей жизни человек проводит на работе, находясь под влиянием условий профессиональной деятельности, как положительных, так и отрицательных. Когда негативное влияние профессии становится доминирующим, оно ведет к отрицательным последствиям для личности, в частности, к изменению личностных особенностей и профессиональных возможностей человека в асоциальную сторону, т.е. к возникновению профессиональной деформации. Профессиональная деформация препятствует успешному выполнению профессиональных обязанностей и реализации профессиональных функций  специалистом и может приводить к невозможности продолжения им своей профессиональной деятельности. Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях. Эти специфические особенности обуславливают высокую степень развития явления профессиональной деформации у данного вида специалистов. Профессиональная деформация – это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника органов правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.

Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, обусловленных спецификой деятельности органов правопорядка; факторов личностного свойства; факторов социально-психологического характера и может возникать на раннем этапе профессионального становления. Развитие профессиональной деформации связано со стажем профессиональной деятельности. В результате долговременной деятельности в отрицательных условиях (более 5 лет) может возникать личностная деградация сотрудника, когда происходит значительное снижение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «огрубление» личности в целом. Сотрудники, имеющие большую продолжительность служебной деятельности, демонстрируют более частые случаи возникновения явления профессиональной деформации[15].

Профессиональная деформация проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в социально-психологической структуре личности (например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые отвечают за успешное осуществление профессиональной деятельности); может приводить к нежелательным преобразованиям и собственно психических характеристик индивида (психические состояния, свойства, структура личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты), что влечет за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности. Профессиональная деформация имеет разные проявления у сотрудников различных подразделений, что обуславливается спецификой их профессиональной деятельности: контингент, с которым приходиться общаться сотруднику, разная экстремальность условий деятельности, непосредственно сами условия работы и т.д.

Для сотрудников уголовного розыска характерны следующие индивидуально-психологические особенности развития профессиональной деформации: она возникает в период 5-8 летнего стажа профессиональной деятельности; у сотрудников развивается  ярко выраженное пренебрежение к социальным нормам и уставным требованиям, низкий уровень контроля своего поведения, агрессивность, прямолинейность, отсутствие психологической гибкости, низкая переключаемость при изменении ситуации, враждебность, злопамятность, подозрительность, упрямство и т.д.

У сотрудников патрульно-постовой службы признаки развития профессиональной деформации проявляются на 3-5 гг. службы. У них снижается активность, появляется инертность в принятии решений, повышенная конформность, неуверенность в себе, пассивная личностной позиция, склонность к постоянным раздумьям, стремление следовать нормативным предписаниям и инструкциям. Участковые инспектора имеют схожие проявления профессиональной деформации с сотрудниками двух выше названных подразделений. Возникает она на 3-5 гг. службы, как у сотрудников патрульно-постовой службы, но вероятность возникновения и характер проявлений высокий, как у сотрудников уголовного розыска, это можно объяснить невысоким, по сравнению с сотрудниками УР и ППС, уровнем стрессоустойчивости.

Явление профессиональной деформации сотрудников ОВД связано со спецификой профессиональной деятельности и ее продолжительностью и характеризуется изменениями профессиональных возможностей и личностных черт, различных для сотрудников разных подразделений системы ОВД. Полученные данные позволяют составить подробную личностную характеристику и построить многосторонний психологический портрет каждого из исследованных сотрудников, что можно использовать для разработки соответствующих индивидуальных профилактических мер, от которых зависит не только успешность выполнения функциональных обязанностей сотрудниками милиции и правомерность их действий, но и их физическое и психическое состояние, отношение к объекту труда и социальному окружению вне работы.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации, и включает меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера. К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести: разработку и внедрение в практику  критериев профессионального подбора лиц, пригодных для работы в ОВД (морально-нравственные установки поступающих на службу, эмоциональная устойчивость, смелость, решимость и ответственность за свои действия, инициативность, исполнительность, готовность к работе в экстремальных условиях при длительных психических и физических нагрузках и т.д.); выработку профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности; формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; профилактика и работа с ПТСР, в особенности у участвовавших в контртеррористических операциях  и ликвидации преступных группировок; совершенствование стиля методов управления персоналом, снижение вероятности напряженных и конфликтных ситуаций в коллективах ОВД[16].

Существенная роль в борьбе с профессиональной деформацией отводится, прежде всего, самому сотруднику и заключается в предупреждении развития собственного «выгорания».

3.2. Профессиональная деформация сотрудников ФСИН

В современных условиях значительно усложнились условия труда сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), возросли предъявляемые к ним требования. Это связано в первую очередь с ухудшением криминогенных характеристик осужденных, увеличением количества лиц с психическими отклонениями, во вторую – с изменением критериев оценки деятельности сотрудников в период реформирования пенитенциарной системы в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года[17]. Указанные факторы обусловливают необходимость постоянного контроля  сотрудников ФСИН над своим поведением, чувствами, эмоциями для предотвращения «сращивания» с криминально-ориентированной средой в процессе трудовой деятельности и во избежание профессиональной деформации личности.

Крайними формами профессиональной деформации являются совершение различных делинквентных поступков (антиобщественное противоправное поведение индивида) и нарушение законности. Так, согласно статистической отчетности за 2014 год, в 65 территориальных органах и учреждениях ФСИН России в отношении 298 сотрудников возбуждено 299 уголовных дел, в том числе 54 % из них находились при исполнении служебных обязанностей.

В. В. Лебедев и А. В. Шамис выделяют следующие уровни проявления профессиональной деформации: потребностно-мотивационный, функциональный и коммуникативный. В первом случае идет речь о снижении заинтересованности и мотивированности к профессиональной деятельности, во втором – о снижении уровня его работоспособности, в третьем – об утрате умения адекватно взаимодействовать с окружающими. В зависимости от частоты подобных проявлений и их устойчивости авторы предлагают говорить о частичной (мотивационной, функциональной или коммуникативной) профессиональной деформации или полной – при устойчивом проявлении всех указанных элементов[18].

Проведенный анализ научной литературы позволяет выделить следующие наиболее существенные виды предпосылок развития профессиональной деформации: дефекты профессиональной направленности; дефекты интереса; дефекты мотивации; дефекты отношения к профессии; дефекты профессиональной основы (знаний, умений, навыков).

Первая фаза эмоционального выгорания – «напряжение» – обнаруживает следующие предпосылки формирования симптомов этого синдрома. При вытеснении ценностей «счастливая семья» и «интересная работа» человек ощущает неудовлетворенность собой и безысходность создавшейся ситуации; утрачивается значимость трудовой деятельности, снижаются значения показателей «ловкость» и «оригинальность» в выполнении профессиональных заданий, возникает потребность в покровительстве, осуществляется поиск покровителя в авторитетном окружении.

Вторая фаза эмоционального выгорания – «резистенция» – обнаруживает следующие предпосылки формирования защитных механизмов. Вытеснение ценности «познание» влечет за собой появление потребности действовать по шаблону, становится причиной редукции профессиональных обязанностей, активизации мотивации «следовать традициям» как компенсации обучения и саморазвития. Сила стресс-факторов, востребованность значительных внутренних ресурсов обусловливают снижение «уверенности в себе» и ориентацию уже не на «служение обществу», а на пользу хотя бы себе и кругу близких людей. В результате формируется некоторая обособленность от коллектива, избегание ситуаций, когда необходимо проявление эмоций, участия, сопереживания в процессе взаимодействия.

Третья фаза эмоционального выгорания – «истощение» – представляет собой оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Избегание общения с окружающими имеет следствием скованность в отношениях, проявление «эмоционального дефицита» и отстраненности, холодности. С целью обеспечения привычной эффективности в профессиональной деятельности, которая без полноценного взаимодействия невозможна, предпринимаются попытки компенсировать отсутствие общения за счет «связей» из узкого круга авторитетных покровителей. Ограниченность взаимодействий имеет настолько серьезный характер, что приводит к вытеснению ценности «счастливая семья» в разряд менее значимых ценностей. Такие изменения в ранжировании ценностей ориентируют личность на полную изоляцию[19].

Ведущими ценностями для сотрудников являются «счастливая семья», «здоровье». Они отмечают наивысшую доступность ценностей: «счастливая семья», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе». Таким образом, при ориентации на гармоничные семейные отношения и поддержание психологического и физического здоровья сотрудник чувствует себя достаточно уверенно при опоре на плечо единомышленников, близких по духу ему людей, что достигается в коллективах с благоприятным психологическим микроклиматом.

Вытесняемыми ценностями являются «творчество» (возможность творческой деятельности), «красота природы и искусства» (переживание прекрасного). Вытеснение ценности «творчество» интерпретируется нами, с одной стороны, с позиций жесткой регламентации служебной деятельности, с другой стороны, с точки зрения ограничения свободы дополнительными указаниями и распоряжениями руководителей (в силу занимаемой должности). Вытеснение ценности «красота природы и искусства», по результатам нашего исследования, проявляется в таких признаках профессиональной деформации, как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация». Симптомы второй фазы эмоционального выгорания – «резистенции» – обнаруживают формирование защитных механизмов, которые без переключения на искусство, культуру преодолеть будет очень проблематично. Здесь же необходимо отметить вытесняемый мотив «комфорт», который в силу нарастающего напряжения при востребованности значительных ресурсов личности на выстраивание защитных механизмов представляется иллюзорным, неправдоподобным в сложившейся ситуации.

Такой мотив, как «помощь людям», не претерпевает статистически значимых изменений за период службы. На протяжении всего периода карьерного роста сохраняются средние показатели указанного мотива. Сотрудники выказывают готовность понимать людей,  оказывать поддержку, сочувствие и заботу в пределах рамок служебной компетенции.

Выражено преобладание мотивации «служение обществу», для сотрудников ФСИН важно ощущение того, что деятельность, в которую они включены, имеет общественную и государственную значимость и дает им возможность чувствовать себя достойными и востребованными гражданами страны.

3.3. Профессиональная деформация адвокатов

В настоящее время можно говорить о профессиональной деформации адвокатов, которая оказывает большое влияние на оказание качественной юридической помощи. К деформациям, проявляющихся у адвокатов относится:

- правовой нигилизм. Правовой нигилизм адвокатов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне;

- эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя;

- снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдаются у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам и имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, такие адвокаты усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его и в повседневном общении;

- формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. У адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт, как формальный подход к семейным проблемам.

В процессе осуществления профессиональной деятельности у адвоката может возникнуть состояние когнитивного диссонанса, т.е. расхождения между старыми стереотипами и новой информацией, воспринятой субъектом в качестве значимой, важной, ценной, требующей рассмотрения.

Проявление когнитивного диссонанса выглядит как недоверчивое отношение к новой информации, к новым людям, к новым объектам и содержанию социального восприятия; изменение поведения в соответствии с новыми сведениями и новым социальным опытом; переосмысление прежней информации, старого опыта в новом ракурсе.

Соблюдение адвокатом при осуществлении своей профессиональной деятельности в интересах подзащитного правовых норм и этических правил поведения может оказывать существенное влияние на принимаемые по делу судебные решения.

В свою очередь, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА Л.Н. Масленникова справедливо отмечает: "Адвокат должен быть нравственной личностью, чтобы при всех обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие профессии. К сожалению, анализ дисциплинарной практики показывает, что порой отдельные адвокаты забывают, что закон и нравственность выше воли доверителя. Нарушая нормы закона, они тем самым нарушают и интересы доверителя, создавая порой основания к отмене судебных решений, вынесенных в пользу доверителя".

По мнению Е. Семеняко, "в последнее время все большую актуальность приобретает проблема ответственности адвокатов-защитников за ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей. В значительной степени это связано с резким увеличением в последние годы числа адвокатов, существенную долю которых составили люди, не способные оказывать квалифицированную помощь: судьи с сожалением отмечают, что утрачивается былой высокий уровень культуры адвокатов, их обязательность, безупречное поведение в процессе"[20].

После принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодекса профессиональной этики адвоката (Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003)[21] проблемы ответственности актуализировались.

Причиной возникающих деформаций правосознания адвокатов является переход от тоталитарного общества к демократическому. Возникло государство переходного состояния. Переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение системы ценностей, ценностных ориентаций общества, качественного его состояния.

С разрушением коммунистической идеологии и формированием рыночной экономики, ориентирующейся на рыночные ценности, появились вакуум и хаос в нравственном и правовом сознании как всего общества в целом, так и индивидуального сознания отдельных адвокатов. Это вызвано в первую очередь тем, что вся жизнедеятельность личности в тоталитарном обществе строго регулировалась партийной номенклатурой, действия которой были направлены на унификацию и шаблонизацию человеческого поведения, в результате чего личность потеряла всякую возможность для проявления самостоятельности, индивидуальности. Общество находилось в состоянии "коллективного бессознательного", "коллективного - мы", в котором терялась всякая возможность на самостоятельность, инакомыслие, формирование и выражение собственного мнения и др.

Изменения в общественном сознании привели к существенным изменениям сознания отдельных адвокатов. Произошли надлом и разрушение моральных ценностей, ценностных ориентаций адвокатов, в результате профессиональная деятельность адвокатов приобрела направленность на удовлетворение таких базовых потребностей, как максимальное извлечение материальных ценностей при осуществлении своей профессиональной деятельности за счет клиента и использование накопленных материальных ценностей для создания индивидуального комфорта.

Все вышеперечисленные аномалии в обществе оказывают негативное влияние на качество оказания юридической помощи адвокатами.

Существуют положительные тенденции к выходу из пике этического и правового нигилизма отдельных адвокатов. Вывод основывается на той законотворческой работе, которая происходит в органах, обладающих правом законодательной инициативы, в Общественной палате, в адвокатском сообществе, следует учитывать рекомендации ученого сообщества. Работа направлена на формирование доминирующих этических (духовных) ценностей в каждой личности как субъекте, включенном в сферу общественных отношений, регулируемых этическими и правовыми нормами.

3.4. Профессиональная деформация судей

Прежде всего, это феномен "обвинительного уклона" ("презумпция виновности"), заключающийся во взгляде на подсудимого, чья вина еще не доказана судом, как на человека, безусловно совершившего данное преступление. В основе данного стереотипа оценки могут быть два явления. Первое - это профессиональная установка, т. е. готовность со стороны юриста обвинять подозреваемого. Формируется эта установка в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Второе явление, находящееся в основе обвинительного уклона, представляет собой психологический барьер, возникающий вследствие усиления отрицательных переживаний (чувства вины, страха, тревоги и низкой самооценки). При установлении психологического контакта с правонарушителем психологический барьер может возникать из-за таких отрицательных эмоций, испытываемых юристом, как гнев, раздражение, ненависть, недоверие и неприязнь по отношению к нему. То, что обвинительный уклон существует в судебной практике довольно часто, подтверждается не только мнением ученых и населения, но и проведенными научными исследованиями. Так, одно из таких исследований, проведенное в 2000 - 2002 гг. на основе опроса судей с использованием теста СОУЛ ("система оценочных установок личности"), показало, что более 80% судей из 350 опрошенных априорно рассматривает любого подсудимого как преступника. Причем сами судьи, подвергшиеся эксперименту, в большинстве своем отрицали наличие в их практике обвинительного уклона. Судья - это арбитр, т. е. посредник в споре между обвинением и защитой. От него ждут убежденности в социальной ценности закона, нетерпимости к нарушителям норм права. Он должен отличаться строгим, холодным, аналитическим складом ума, быть честным, беспристрастным и неподкупным. Тем не менее, практика нередко дает другие результаты. Дэвид Майерс, исследовавший проблему "социальной психологии и правосудия", замечает, что в процессе судебного разбирательства на суждения судьи влияет внешность обвиняемого. Он проявляет больше мягкосердечия к физически привлекательным обвиняемым. И еще поразительный факт: если обвиняемый внешне похож на судью, то последний считает, что обвиняемый наверняка невиновен. Дэвид Майерс пишет: "...мы больше симпатизируем обвиняемому, с которым можем себя идентифицировать. Если мы считаем, что мы не способны на такое преступление, то можем предположить, что кто-то, похожий на нас, тоже вряд ли совершал его".[22]

Другим ярким проявлением деформации профессионального правосознания судей является "синдром собственной непогрешимости" при решении профессиональных вопросов. Психическая составляющая данного явления профессиональной деформации заключается в повышенной самооценке, уверенности в безошибочности своих мнений, взглядов и поступков, а иногда и в некритическом отношении к противозаконным действиям.

В связи с этим нельзя не видеть, что причинами низкого качества рассмотрения уголовных и гражданских дел, большого числа отменяемых и изменяемых решений, распространенных все еще фактов необоснованного осуждения, направления дел на доследование вместо вынесения оправдательных приговоров и других нарушений законности являются недостаточные профессиональная подготовленность и опыт судей, дефицит их принципиальности. Поэтому уместно будет сказать о возможности так называемых судебных ошибок, истоки которых проистекают, во-первых, от того обвинительного уклона, который сформировался в авторитарные годы и сохранился в наши дни, во-вторых, из-за недостатка судейских кадров. Таким образом, одно из главных слагаемых повышения уровня правосудия - укрепление судебных кадров. Их компетентность, непредвзятость, широта кругозора, необходимые моральные качества призваны обеспечивать не только принятие основанных на законе справедливых решений, но и доверие народа к правосудию.


Глава 4. Пути преодоления профессиональной деформации правосознания

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

-       учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

-       определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

-       формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

-       Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

-       Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе[23].

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.


Заключение

Подводя итоги исследования профессиональной деформации правосознания можно сделать следующие выводы:

1)    Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

2)    Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания. Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

3)    Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Деформация профессионального правосознания юристов в настоящее время проявляется в различных формах. На примере таких категорий юристов как судей - это феномен «обвинительного уклона» («презумпция виновности»), заключающийся во взгляде на подсудимого, чья вина еще не доказана судом, как на человека, безусловно совершившего данное преступление. Также выделяется «синдром собственной непогрешимости» при решении профессиональных вопросов. Психическая составляющая данного проявления профессиональной деформации заключается в повышенной самооценке, уверенности в безошибочности своих мнений, взглядов и поступков, а иногда и в некритическом отношении к противозаконным действиям.

В свою очередь, на примере сотрудников ОВД - это спекулятивно-правовой популизм, нравственно-правовой конформизм, а также немаловажный феномен «исполнительского функционализма», который основываются на представлении о собственной роли как «винтика», задача которого состоит преимущественно в реализации чисто исполнительских, технических элементов деятельности.

Совершенно очевидно, что усиливающейся тенденции роста отклоняющегося в асоциальную сторону поведения юристов необходимо противопоставлять не только организационно-правовые изменения в деятельности соответствующих структур (особенно в деятельности правоохранительных и судебных органов), но и меры по совершенствованию правового воспитания и обучения, повышения уровня правовой культуры, направленные на преодоление искажений в их профессиональном правосознании.


Список литературы

Нормативные правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации. - СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.

2.    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

3.    Федеральный закон «О полиции». – СПб.: Питер, 2013. – 96 с.

Научная литература

1.    Венгеров А. Б. Теория Государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2007. – 487 с.

2.    Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 800 с.

3.    Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - С. 414.

4.    Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

5.    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 245 с.

6.    Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

7.    Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

Статьи из журналов

1.    Е. Семеняко. Игра в защите. Интервью с президентом Федеральной палаты адвокатов России Е. Семеняко // Адвокат. 2005.  - N 4 (165). С.

2.    Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. А. Евстафеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 2. – с. 137.

3.    Кирсанов И. В. Природа правового воспитания / И. В. Кирсанов // История Государства и права. – 2007. - № 8. – С. 12.

4.    Кора Н.А., Чебарева А.С.. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Н.А. Кора, А.С. Чебарева.

5.    Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Правоведение. - 2008. - № 6. - С. 171-181.

6.    Матузов  Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2009. - № 2. – с. 4-13.

7.     Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" / Матузов Н.И // Правоведение. 1994.  - N 2.

8.     Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. //  Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

9.    Ожегова Г.А. О деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел  / Г.А. Ожегова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 2. – с. 82-90.

10.                       Попов А. А. Роль и место понятия «злоупотребление правом» в российской действительности / А. А. Попов // История Государства и права. – 2008. - № 10. – С. 7.

11.                       Рожков О. А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / О. А. Рожков // Профилактика  профессиональных деформаций. – 2012. - № 6. – с. 61

12.                       Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.  Ронгинская // Психологический журнал. – 2002., т.23. - №3. – С. 87-89, 93-95.

13.                       Тимофеев Ю.А. О некоторых проблемах предупреждения отклоняющегося (девиантного) поведения сотрудников органов внутренних дел / Ю.А. Тимофеев // Психопедагогика в правоохранительных органах.  – 2002. - №1 (17). – С. 93-95.



[1] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

[2] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009

[3] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

[5] Венгеров А. Б. Теория Государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2007.

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; учебник. – М.: Юристъ, 2004.

[7] Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. //  Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

[8] Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Правоведение. - 2008. - № 6. - С. 171-181.

[9] Матузов  Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2009. - № 2. – с. 4-13.

[10] Федеральный закон «О полиции». – СПб.: Питер, 2013. – 96 с.

[11] Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" / Матузов Н.И // Правоведение. 1994.  - N 2.

[12] Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. //  Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

[13] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

[14] Кора Н.А., Чебарева А.С.. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел /   Н.А. Кора, А.С. Чебарева.

[15] 12.      Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.  Ронгинская // Психологический журнал. – 2002., т.23. - №3. – С. 87-89, 93-95.

[16] Ожегова Г.А. О деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел  / Г.А. Ожегова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 2. – с. 82-90.

[17] Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. А. Евстафеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 2. – с. 137.

[18] Рожков О. А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / О. А. Рожков // Профилактика  профессиональных деформаций. – 2012. - № 6. – с. 61

[19] Рожков О. А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / О. А. Рожков // Профилактика  профессиональных деформаций. – 2012. - № 6. – с. 61

[20] Е. Семеняко. Игра в защите. Интервью с президентом Федеральной палаты адвокатов России Е. Семеняко // Адвокат. 2005.  - N 4 (165). С.

[21] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[22] Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - С. 414.

[23] Кирсанов И. В. Природа правового воспитания / И. В. Кирсанов // История Государства и права. – 2007. - № 8. – С. 12.

Информация о файле
Название файла Деформация профессионального правосознания от пользователя ihsrIq8OP
Дата добавления 10.5.2020, 19:24
Дата обновления 10.5.2020, 19:24
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 47.81 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 385
Скачиваний 71
Оценить файл