Целью данной работы, является всестороннее рассмотрение редакции древнерусского права и их общая характеристика.
Задачи: рассмотреть причины появления, раскрыть редакции Русской правды, определить источники права.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..….……4
1.Что такое Русская правда?…………………………………………...……………5
2.Создатели……………………………………………………………………..........6
3.Причины появления……………………………………………………………….7
4.Редакции «Русской правды»………………………………………...……………8
5.Источники права…………………………………………………..……………..10
Заключение……………………………………………………………..….......……11
Библиографический список…………………………………………….…….……13
Введение
Главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право, представляет собой Русская Правда – первый свод законов Руси. Она вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объему и структуре.
Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них Краткая правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.
Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 годом смерти одного из его сыновей.
Создание второй редакции Русской правды - Пространной Правды, исследователи относят к XII вв., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого[1].
1. Что такое «Русская правда»?
«Русская правда» – памятник законодательства11-12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси. Созданная около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод. Они разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство существенно дополнило старую «Русскую правду», которая уже не отвечала требованиям развития общества. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых, вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить а правду», то есть объективно, справедливо). Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Русская Правда содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян[2].
2. Создатели
«Правда Русская» состоит из правды Ярослава (статья с 1 по 18), Правды Ярославичей (статья с 19 по 41), Покона Вирного (статья 42) Урока мостников (статья 43) и других составителей, которые хранят нормы об побоях, убийстве об нарушении прав собственности и подходов его восстановления, также о вознаграждении за утрату чужих вещей.
Правду Ярославичей не могут отнести к точной дате ее основания.
Ярославичи могли съехаться только в 1054-1073 гг., потому что в 1054 году умирает Ярослав, а в 1073 году Святослав выгоняет из Киева своего старшего брата Изяслава, а после всех этих событий Ярославичи никогда уже не собирались вместе.
Первоначальный текст «Правды Русской» нас, к сожалению не достиг. Однако известно, что право содержит решения, которые обсуждались на княжеском съезде потомков Ярослава и далее были приняты, дополняли уже имеющиеся статьи своими нормами судебных пошлин и расходов.
Владимир Мономах сотворил более крупную переработку данного закона. В следующих веках создались новейшие редакции «Правды Русской», которых насчитывается около пяти или шести[3].
3.Причины появления
Скорее всего, возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 – 1019 гг.). Дружина Ярослава участвовала в конфликте с новгородцами, сопровождавшийся побоями и убийствами. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав добился доверия у новгородцев «дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За данными словами в летописи Новгородской помещен текст, древнейшей правды[4].
4. Редакции Русской правды
4.1. Первая редакция
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской, является Краткая Правда (20-70-е годы XI вв.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователь, так как в самом тексте источника деления на статьи нет). Сохранившиеся в двух списках 15в., в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» - их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016г. Спустя четверть века, текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства. Среди них – постановления о платах за убийство, нанесения оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19)[5].
4.2. Вторая редакция
«Пространная Правда» – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Созданная в 20-30 годы XII в., (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208гг. и потому относят ее составления к XIII в.). Сохранилась более чем 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282г., внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий 14в. – входит в состав Мерила Праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списка Пространной Правды позднейшие 15 - 17вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально – Троицкий, Пушкинско – Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113гг., а также Уставом Владимира Мономаха (1113г.), (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются, как Суд Ярослава, статьи 53-121, как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период[6].
4.3. Третья редакция
Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая «Сокращенная Правда» или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15в. Она дошла всего в двух списках 17в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла, как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности этой третьей[7].
5. Источники права
Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и о круговой поруке. Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с "Салической правдой", где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("Дикая вира" налагала на всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911 и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: "Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Русскому".
Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманнской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В. О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся "юридическим обычаем", а в качестве источника Русской Правды представляет собой "не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках". По мнению В. В. Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков.
Л. В. Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было "право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда". А. А. Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - "уставы", "поконы", которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей - видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А. А. Зимина и Л. В. Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени.
Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.
Заключение
Русская Правда имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу многих норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII-XIII вв.), Новгородской судной грамоты и Псковской судной грамоты, Судебника 1497г. и др.
Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дает нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям.
Объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочения церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые, как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.
Как свод законов, Русская Правда формировалась постепенно: в начале выкристаллизовывались отдельные ее нормы (путем «притирки» заимствованных из византийского права положения к реальной судебной практике), которые затем путем отбора были кодифицированы.
Краткая редакция Русской Правды состоит из двух частей: первая, включающая 17 статей, содержит нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей.
Во второй части содержаться решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.
Пространная редакция развивает положения Кратко, выстраивая их, в более стройную систему и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха[8].
Библиографический список
1. Греков, Б. Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат. – 1953. – 269 с.
2. Зимин, А.А., Правда Русская. – М.: Древлехранилище. – 1999. – 342 с.
3. Исаев, И. А. История государства и права России. – М.: Юрист. – 1993. – 272 с.
4. Ключевский, В. О. Курс русской истории. – М.: Историческая литература. – 2002. – 298 с.
5. Свердлов, М.Б. От Закона русского к Русской Правде. – М.: Юридическая литература. – 1988. – 319 с.
6. Юшков, С. В. Русская Правда. – М.: Юридическая литература. – 1952. – 287 с.
[1] Свердлов, М.Б. От Закона русского к Русской Правде. – М.: Юридическая литература. – 1988. – С. 234.
[2] Греков, Б. Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат. – 1953. – С. 213.
[3] Юшков, С. В. Русская Правда. – М.: Юридическая литература. – 1952. – С. 114.
[4] Зимин, А.А., Правда Русская. – М.: Древлехранилище. – 1999. – С. 156.
[5] Зимин, А.А., Правда Русская. – М.: Древлехранилище. – 1999. – С. 158.
[6] Зимин, А.А., Правда Русская. – М.: Древлехранилище. – 1999. – С. 162.
[7] Зимин, А.А., Правда Русская. – М.: Древлехранилище. – 1999. – С. 165.
[8] Ключевский, В. О. Курс русской истории. – М.: Историческая литература. – 2002. – С. 117.