Болезнь, как общественный феномен

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики

РЕФЕРАТ

По дисциплине

«Основы психологии и социологии здоровья, качества жизни»

На тему: Болезнь, как общественный феномен

ВыполнилБочкарева В.Н. студент_1__ курса, МИ М-ОЗ-15 группы

Проверил: Тимофеев Л.Ф., д.м.н.

 Зав. Лабораторией  общественного        здоровья и питания населения.

дата проверки  ____________

оценка ____________

___________________

подпись научного руководителя

Якутск

2015

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

I ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЕЗНИ ……………………………………4

1.1 Определения болезни человека (по Ю.П. Лисицыну)……………..……….5

1.2 Факторы болезней…………………………………………………………….7

1.3 Классификация болезней…………………………………………………….9

II БОЛЕЗНЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ………………………….......11

    2.1 Характер взаимоотношений между «болезнью» и обществом……….….12

2.2 Болезнь как асоциальное явление……………………….………….……...14   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……..19

ВВЕДЕНИЕ

           Болезнь является серьезным врагом человека. Это известно с древних времен. На сегодняшний день нет в мире человека, который ни разу  бы не болел. Человек  веками пытается выяснить причины возникновения болезней, их проявления и как победить недуг, но и в настоящее время этот научный поиск продолжается. Выяснив причину заболевания, зная, какие процессы происходят при этом в организме, можно использовать известные и проверенные практикой методы лечения, что приведет человека к выздоровлению.

           Болезнь (лат. morbus) — это процесс нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации  защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов организма,  возникающие в ответ на действие чрезвычайного раздражителя (повреждающего агента) внешней и внутренней среды.

I ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЕЗНИ

          Болезнь- общее или частичное ограничение жизнедеятельности организма человека, обусловленное срывом адаптогенных механизмов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов и характеризующееся стеснением свободы деятельности.

С этим определением корреспондирует определение не столь распространенное, но также исходящее из идеи изменения адаптации. К нему, например, прибегал известный советский патолог Ипполит Васильевич Давыдовский, посвятивший немало времени и труда поиску наиболее адекватной дефиниции болезни, патологического процесса, самой адаптации как ключа к пониманию ее сущности.

В одной из последних своих работ И.В. Давыдовский утверждал, что "болезнь - это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов" (Архив патологии, 1966г.), т.е. болезнь - это форма адаптации.

Нередки представления о нарушениях гармонии внутренней среды, т.е. нарушения устойчивого равновесия - гомеостаза, нарушения гармонии внутренней и внешней среды и т.п. К подобным представлениям о сущности болезни идейно близки и дефиниции выдающегося современного патолога Ганса Селье: болезнь рассматривается как патологический стресс, или дистресс и нарушение процессов адаптации, обеспечиваемых адаптивными гормонами.

В связи с развитием кибернетики, информатики, системного анализа, математического моделирования и других направлений современного научно-технического процесса появились "кибернетические" и тому подобные определения болезни, исходящие из идеи нарушения деятельности систем, управления функциями организма.

Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения при болезни работоспособности, поведения человека. Вслед за К. Марксом, определившим болезнь "как стесненную в своей свободе жизнь", они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять деятельность, прежде всего трудовую.

Другие  устойчивые  взгляды на причинность болезней (продолжение)

Абу Али Ибн Сина (980-1037гг), которого можно считать последователем  Галена, различал три рода: внешние, предшествующие и связующие:

1. Внешние причины (вне тела): от удара, заботы, солнечный зной, усил-енное движение, от жаркого воздуха, от еды горячей или холодной... либо со стороны души(!,?).

2. Предшествующие причины выражали то, что мы сейчас называем  предрасполагаюшими или способствующим развитию болезнй.

3. Причины связующие - это свойства организма, в той или иной мере опо-средующие действие внешних болезнетворных причин.

4. Не всякая причина, достигающая тела, оказывает на него действие - нужны еще три вещи: а) сила, исходящая от активной силы; б) сила исходящая от предрасполагающей силы тела; в) возможность встречи одной из этих сил с другой на время, достаточное чтобы проявилось данное действие причины.

5. Шесть обязательные   причины, изменяющие состояние тела (категор-ии): 1  окружающего воздуха; 2)   пищи; 3)  движения и покоя тела; 4)   движения души, категория сна и бодрствования, категория опорожне-ния и задержания.

1.1 Некоторые определения болезни человека (по Ю.П. Лисицыну)

1. Биологизаторские дефиниции. Болезнь это:

- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;

- нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;

- нарушения постоянства внутренней среды организма;

- нарушения функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;

- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).

2. Кибернизаторские дефиниции. Болезнь - это:

- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;

- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как в сложнейшей кибернетической системе;

- нарушения модели организации, расстройство алгоритма жизнедеятельности.

3. Энергизаторские дефиниции. Болезнь - это:

- нарушения расходования энергетических ресурсов организма;

- дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;

- неадекватное, не соответствующее потребностям воздействие организма энергетических, силовых, магнитных "полей" и т.п.

4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции. Болезнь - это:

- нарушение, "стеснение" свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;

- нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;

- психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптация и пр.;

- нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.

Исходя из определения болезни следует, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Так, ВОЗ определяет здоровье с широких медико-социальных позиций: "Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".  [1, c. 213-214]

1.2 Факторы Болезни

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

•        механические

•        физические

•        химические

•        биологические

•        психогенные (для человека)

        Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). Существующее в условиях капитализма социальное неравенство и национальный гнёт служат причиной ряда заболеваний и даже вымирания целых народностей, например австралийцев, бушменов, индейцев и др.

       В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная (см. Социальные болезни). Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни (см. Генетика медицинская).

Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.

Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма.

Различают следующие периоды болезни:

·        Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).

·        Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори).

·        Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа).

·        Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически (см. Кризис) или постепенно, литически (см. Лизис). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.

В случаях недостаточной реактивности организма, заболевание может перейти в хроническую форму.

1.3 Классификация Болезней

Классификация болезней человека проводится по характеру течения:

•        острые

•        хронические

По уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:

•        молекулярные

•        хромосомные

•        клеточные

•        тканевые

•        органные

•        заболевания всего организма

  По этиологическому фактору вызванные:

o       механическими

o       физическими

o       химическими

o       биологическими

o       психогенными факторами.

По способу их лечения:

•        терапевтические

•        хирургические и др.

Наиболее принятым является нозологический принцип, то есть такая классификация болезней, в основу которой положена группировка болезней по родственным признакам (см. Нозология). Необходимо отметить, что ни одна из существующих классификаций болезней не является полностью удовлетворительной. Так, при классификации по нозологическому принципу пневмонию, например, можно отнести к заболеваниям органов дыхания, к инфекционным болезням и к аллергическим состояниям. Но вместе с тем, существует общепринятая классификация болезней:

           Внутренние болезни (терапия) — область медицины, занимающаяся проблемами этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов, их диагностики, нехирургического лечения, профилактики и реабилитации[2][3][4]. К сфере терапии относятся заболевания дыхательной системы (пульмонология), сердечно-сосудистой системы (кардиология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), мочевыделительной системы (нефрология), соединительной ткани (ревматология) и др. Врачи, занимающиеся нехирургическим лечением внутренних болезней, называются терапевтами (интернистами).

          Хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция

          Злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток

           Наследственные болезни — заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы. Термин употребляется в отношении полиэтиологических заболеваний, в отличие от более узкой группы — генные болезни. Наследственные заболевания обусловлены нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации. От наследственных заболеваний следует отличать врождённые заболевания, которые обусловлены внутриутробными повреждениями, вызванными, например, инфекцией (сифилис или токсоплазмоз) или воздействием иных повреждающих факторов на плод во время беременности. Наследственные болезни и врождённые заболевания представляют собой два частично перекрывающихся множества.

             Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология)

          Кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи

          Глазные болезни — органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза. Заболевания зрительного анализатора обширны и их принято группировать в несколько разделов.

        Инфекционные болезни — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф). Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.

            Венерические болезни — это болезни, которые передаются главным образом половым путем

            Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия)

           Болезни уха, носа и горла (отоларингология)

           Детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте.

           Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка)

            Интеркуррентные болезни — заболевания, воз­ни­кающее на фоне уже имеющей­ся бо­лез­ни, по про­ис­хож­де­нию не свя­зан­ное с ней и отягощающее её течение (например, грипп у больного острым инфарктом миокарда).

II БОЛЕЗНЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

         Человек – это болезнь. Болезни приходят к человеку, но и сам он также является болезнью. В этом его проблема, но в этом и его уникальность. В этом его счастье, но и несчастье тоже. Именно это состояние сделало возможным для человека весь его рост, всю его эволюцию, ведь «болезнь» означает, что человек не может довольствоваться своим положением, не может принять себя таким, каков он есть. Эти воззрения принадлежат индийскому мыслителю XX века Ошо.

         В современном обществе болезнь приобретает все более социальный, а точнее – асоциальный характер. Количество инвалидов и хронических больных, имеющих частые рецидивы, в нашей стране неуклонно растет. Учитывая тот факт, что рождаемость довольно низкая, а количество трудоспособного населения значительно сокращается с каждым годом, все это может привести в недалеком будущем к серьезным экономическим и социальным проблемам. Исходя из этого, закономерно вытекают следующие актуальные вопросы:

2.1 Характер взаимоотношений между «Болезнью» и обществом

           Великий Гиппократ заложивший основы научной медицины и врачебной этики, считал, что люди болеют в силу естественных причин, находящихся в самом организме и во внешней среде, поэтому человек может быть здоровым, если будет вести правильный образ жизни, а это – соблюдать умеренность во всем, заниматься спортом,  жить в гармонии с собой и природой.  [2, с. 214–220].

Но при этом от болезни никто не застрахован. Есть еще несчастные случаи, наследственная предрасположенность и др. Поэтому болезнь рассматривалась как особое, но естественное состояние. И врачи призваны лечить больных и возвращать их в общество. В случае невозможности исцеления должен действовать непреложный закон – уничтожение.

 Так у Платона в работе «О государстве» говорится, что каждый человек должен приносить пользу обществу. Когда заболевает человек, и при этом у него здоровое тело и он ведет здоровый образ жизни, врачи должны помочь исцелению. Когда у человека есть внутренние болезни, продолжающиеся всю жизнь, врачи не должны способствовать его выздоровлению, «… удлинять человеку никчемную его жизнь, да еще дать ему случай произвести, естественно, такое же точно потомство. Кто в положенный человеку срок не способен жить, того, считал Асклепий, не нужно и лечить, потому что такой чело- век беспомощен и для себя, и для общества» [3, с. 193]. Идеи Платона в отношении больных и неприспособленных к общественной деятельности разделяет его ученик Аристотель: «… ни одного калеку выращивать не следует» [4, с. 623].

Римский философ-стоик Сенека был героем своего времени, когда самоубийство и добровольный уход из жизни почитались очень высоко. Поэтому неудивительно, что он писал своему другу Луцилию: «Если тело не годится для своей службы, то почему бы не вывести вон измученную душу? И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок 97 не оказаться бессильным это сделать» [5, с. 104].

Античные философы, таким образом, болезнь считали не только социальным злом, но и уделом невежественных, слабых духом людей. Поэтому общество не должно проявлять к ним милосердие и заботу: лечить необходимо только тех, кто имеет не тяжкие недуги и, прежде всего, умственно полноценных. Во времена Средневековья и Возрождения болезнь рассматривалась как наказание за грехи, и исцеление зависело от милости Божьей. Медицинская наука развивалась крайне медленно, а доверие к врачам и лекарствам было низким. В основном в роли врачей выступали шарлатаны и обманщики. По этому поводу М. Монтень писал в своих знаменитых «Опытах»: «… расценивая обстоятельство, в которых врачи обычно усматривают причину наших болезней, я нахожу их предположения весьма легковесными и неубедительными…» [6, с. 484]. Болезни уносили миллионы людей, к тому же в это время жизнь человека ничего не стоила, свирепствовали эпидемии чумы, холеры, тифа, голод. Продолжительность жизни была низкая – около 30 лет и поэтому болезнь была, прежде всего, опасна для самого человека и его близких, нежели для общества, для которого человек – «песчинка» в пустыне, «капля» в океане. Особое отношение в прошлом было к психическим болезням. Так, Ч. Ломброзо констатирует, что многие люди, которые отличались значительным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными, и что истинным поэтом не может быть человек, находящийся в здравом уме. «Вследствие подобных взглядов на безумие древние народы относились к помешанным с большим почтением, считая их вдохновленными свыше…» [7, с. 12].

И. Кант убежден, что долг каждого человека – благотворить, то есть по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью. В самом деле, каждый человек, находящийся в беде (болезнь – самая настоящая беда), желает, чтобы 98 другие оказали ему помощь: «… общеполезная максима благо- деяния в отношении нуждающихся – всеобщий долг людей, и именно потому, что людей следует рассматривать как ближних, то есть как нуждающихся [в помощи ] различных существ, со- бранных природой на одном и том же пространстве для взаимной поддержки» [8, с. 260].

 Ф. Ницше ставит моральные принципы И. Канта с ног на голову. «Больной – паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер, после того как потерян смысл жизни, право на жизнь должно бы вызвать глубокое презрение общества» [9, с. 814]. Ницше предлагает свою мораль для врачей, которые должны быть посредниками в этом презрении: «Не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес жизни… требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни…» Все это, конечно, аморально, антигуманно, асоциально. Ведь никто не застрахован от болезней и несчастий. Жизнь в обществе как бы предполагает эти явления, делает их «легитимными». Общество создает целые институты, занимающиеся раз- личными болезнями людей, в них задействовано большое количество специалистов, расходуются огромные средства. Болезнь и больной становятся неотъемлемыми элементами социальной системы. Болезнь, с одной стороны, рассматривается как зло, а с другой – необходимое условие нормального функционирования общества. Поэтому искоренение болезней – давняя мечта человечества, но в то же время нельзя не учитывать тот факт, что это приведет к нивелированию таких общественных институтов, как медицина, здравоохранение, целительство.

2.2 Болезнь как асоциальное явление

С болезнью непосредственно связана проблема старения и перспектива продления жизни. Встав перед выбором – умереть или продлить себе жизнь медицинскими методами, большинство людей выбирают второе, даже если удовольствие от жизни будет испорчено различными результатами лечения. «И если достаточно много людей решают, например, продлить себе жизнь еще на десять лет, потеряв при этом 30% функциональных возможностей, то счет за это продление жизни будет выписан всему обществу в целом» [10, с. 140–141]. Это уже фактически и происходит в таких странах, как Япония, Италия, Германия, где население быстро стареет. Пожилые люди перестают освобождать места молодым, которым станет куда труднее продвигаться по иерархической лестнице, основанной на возрасте. Хотя каждый индивидуум желает отодвинуть собственную смерть как можно дальше, в массе людям может не понравиться жизнь в обществе, где средний возраст составляет 80–90 лет, где секс и размножение станут делом лишь незначительного меньшинства населения. Забота о престарелых родителях уже стала вытеснять заботу о детях. В будущем основная часть общества может оказаться в рабстве у 2–3 или большего числа поколений, полностью от нее зависимых.

 Американский социолог Т. Парсонс разработал для анализа рассматриваемых процессов концепцию «роль  больного» в обществе. Считая каждое отклонение от нормы разрушительным для интеграции общества, он рассматривал болезнь как один из видов отклоняющегося поведения, наряду с безумием и преступлением. Его идея о том, что болезнь разрушительна для общества, основывается на его представлении об обществе как сумме взаимозависящих ролей, которые составляют целое. Таким образом, болезнь как условие, которое мешает членам общества выполнять свои обычные роли, отрицательно сказывается на общем функционировании общества. Другие члены общества, отвлеченные от своих обычных ролей необходимостью помогать больному, также не приносят должной пользы обществу. В своей работе «Социальная система» Парсонс утверждает, что «слишком низкий общий уровень здоровья, 100 слишком высокая склонность к заболеваниям нарушают функции общества: в первую очередь это происходит потому, что болезнь нарушает эффективное выполнение социальных ролей» [11, с. 432].

 D. Mechanic так же, как и Т. Парсонс, рассматривает болезнь как вид отклоняющегося поведения и считает, что социально-психологические факторы в большей мере, чем институциональные условия, определяют поведение больного. Определяя поведение больного как контролируемое отклоняющееся поведение, Mechanic утверждает, что форма социального контроля способствует укреплению стабильности общества [12; 13, р. 37–41].              Важно отметить, что значительная часть работ ранних социологов была посвящена документальному описанию и толкованию обширных изменений в социальной структуре и медико-социальной организации общества, характерных для промышленно развитого капитализма; в частности, большой интерес вызывали проблемы общественного строя, состояние здоровья, болезни и смертность в различных социальных группах. Э. Дюркгейм, работавший во Франции, К. Маркс, изучавший социальные изменения в Великобритании, и М. Вебер – в объединенной Германии Бисмарка – все они занимались анализом современных социальных сдвигов и изменений. Их прежде всего интересовала взаимосвязь между болезнью и социальной стабильностью, а болезнь и нездоровье рассматривались как социальные факты, которые неразрывно связаны с проблемой общественного строя. Появление болезни отражало состояние общества. Частично болезни порождались такими экономическими и социальными условиями, как бедность, отклонения от нормы и состояние отчуждения вследствие быстрых изменений. Дюркгейм считал, что равновесие и согласие являются нормальными состояниями общества; потрясения рассматриваются как отклонения от нормы и нарушение функционирования общества. Теория самоубийств Дюркгейма подчеркивает, что когда исчезают общие ценности и начинают разрушаться нормы поведения, люди ощущают отчуждение от общества. Он утверждал, что частота самоубийств «меняется обратно пропорционально степени интеграции социальных групп, частью которых является индивид» [14, с. 391]. Иными словами, Дюркгейм считал, что общественный строй и социальный контроль являются полезными и в общем случае они защищают здоровье человека. Быть здоровым означает охранять целостность, быть способным эффективно функционировать и вносить вклад в общество. Социальная разобщенность, таким образом, подрывает здоровье людей. Маркс рассматривает болезни в непосредственной связи с производственными отношениями. Поскольку одним из результатов функционирования капиталистического общества является «социальное производство нездоровья», а способ производства рассматривает здоровье как ресурс для извлечения прибыли, то проблему нужно решить радикальным путем – изменить сам общественный строй.

Маркс возлагал вину за неравномерное распределение заболеваний, за преждевременную смерть представителей рабочего класса и за неравно- мерный доступ к таким социальным условиям, обеспечивающим охрану здоровья, как приличное жилище, питание и заработная плата, главным образом на промышленно развитый капитализм. Бедность и обнищание, к которым привел ранний промышленно развитый капитализм, несут с собой тяжелое бремя болезней, от которых страдает рабочий класс: «Они питаются так плохо, что во многих случаях неминуемы жестокие и разрушающие здоровье лишения» [15, с. 661].

Идеи Парсонса разделяет французский философ и социолог М. Фуко: «Больной, безусловно, не способен работать, но если он помещен в больницу, это становится для общества двойной нагрузкой: призрение, которое он получает, предназначается лишь для него, а его оставленная семья оказывается, в свою очередь, в нищете и болезни» [16, с. 293].

Девиантность болезни у Ж. Бодрийяра выявляется очень точно и определяется тем, что «самая серьезная опасность, которую представляет больной, в чем он по-настоящему асоциа- лен и подобен опасному безумцу, – это его глубинное требование быть признанным в качестве такового и обменивать свою болезнь» [17, с. 319.].

Болезнь опасна тем, по справедливому замечанию французского социолога, что она стремится быть принятой, символически признанной и обмененной. И да- лее он констатирует: «Но чтобы признать это безумие под на- званием “болезнь” как некую отличность, обладающую смыслом… не стремясь “вернуть больного к нормальной жизни”, – такое предполагает полную ликвидацию медицины и больницы… а в конечном счете и ликвидацию всего господствующего социального порядка…» [17, с. 320].

Болезнь, таким образом, – социальный феномен, оказывающий существенное влияние не только на стабильность общества, но и сама социальная система определяет характер и интенсивность различных заболеваний. Болезнь – это особая форма девиантного (отклоняющегося) поведения человека, а здоровье рассматривается как норма и правило. Но для стабильного и эффективного функционирования общества нужны и дисфункции. Об этом заявил в своих работах еще Р. Мертон [18, с. 415]. Болезни всегда будут преследовать людей, и если физически уничтожить недуг нелегко, то, по крайней мере, надо стараться одержать над ним моральную победу. Пока человек сохраняет бодрость и присутствие духа, болезни ему не страшны. Здоровый образ жизни – отличная защита от болезней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Глубинной основой мотивации всех сторон деятельности человека является стремление не только к удовлетворению необходимых потребностей — пищевой, физической, сексуальной, эстетической, творческой, моральной и т.д., но и к достижению удовольствия. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения и удовольствия. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости, — табакокурение, наркомания, алкоголизм. Это уже определенно становится болезнью.

Первичные корни добра и зла, основы морали, нравственности, этики, начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья.

 И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.

Поэтому стратегической задачей является формирование у человека с детских лету доминирующей мотивации на здоровье, здоровый образ жизни, научение детей стойким здоровым навыкам именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. Поскольку здоровье есть результат воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Именно поэтому эту проблему решают в большей степени родители, воспитатели, преподаватели, нежели врачи-педиатры.

Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся на основе множественности положительных нравственных примеров.

Список использованных источников

1. Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова Общественное здоровье и здравоохранение, 2011 - №3. - С. 110-114;

2. Гиппократ. Избранные произведения. М.: Сварог, 1994. 103

3. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971.

4. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.

5. Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Научно-издательский центр “Ладомир”-“Наука”, 1993.

6. Монтень М. Опыты. Избранные произведения. В 3 т. Т. 2. М.: Голос, 1992.

7. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

8. Кант И. Метафизика нравов // Немецкая классическая философия. Т. 1 М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо, 2003.

10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ООО «Изд- во АСТ», 2004.

11. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.

12. Mechanic D. Medical Sociology . 2-nd Ed. New York: Free Press, 1978.

13. Mechanic D. Illness and Social Disability: Some Problems in Analysis // Pacifi c Sociol. Rev. 1959. Vol. 2.

14. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Союз, 1998.

15. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 1. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1950.

16. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

17. Бодрийяр Ж. Символический облик и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006.

18. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994

19.  В.А. Медик, А.М. Осипов Общественное Здоровье и Здравоохранение: Медико-Социологический Анализ М.; Инфра-М-Риор, 2012.

20.        Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. - М., 2013. - 65 с.;

21.       Здравоохранение. [Электронный ресурс] // Большой словарь по социологии, Национальная социологическая энциклопедия;

22.    Итоги, проблемы, вызовы и пути решения [Электронный ресурс].Доступ:URL.:http://www.remedium.ru/section/detail.php;

23.        Мировая статистика здравоохранения: Доклад ВОЗ. - 2010 год. - [Электронный ресурс]. - Доступ: URL.: http://www.who.int/whosis/whostat/RU_WHS10_Full.pdf;

Информация о файле
Название файла Болезнь, как общественный феномен от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:19
Дата обновления 5.5.2020, 18:19
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 51.43 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 346
Скачиваний 77
Оценить файл