МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Коми республиканский институт развития образования»
Кафедра управления, экономики и права в образовании
Реферат
Дисциплина: «Тифлопедагогика»
Тема: «Биография Луи Брайля»
Преподаватель:
Тихонова Татьяна Григорьевна________
(фамилия, имя, отчество)
Исполнитель: слушатель
Мельчакова Татьяна Александровна____
(фамилия, имя, отчество полностью)
169915 г. Воркута ул. Суворова д. 10- 9
тел. + 7 912 557584__________________
(почтовый адрес, телефон)
Дата сдачи 11.04.2016
Подпись слушателя ______________
г. Воркута
2016 г.
Оглавление
Введение. 1
Детство Луи Брайля. 4
Королевский институт для слепых Валентина Гаюи. 5
Луи Брайль – преподаватель института. 9
Заключение. 11
Список использованных источников. 12
Введение
В 2016 году исполняется 207 лет со дня рождения Луи Брайля, создателя системы рельефно-точечного письма и чтения на основе шеститочия.
Первое внятное упоминание о письме слепых связано не с Европой, а с арабским миром. Такое письмо создал багдадский ученый Араб-эль- Амид в 1312 г. Что представляло собой это письмо в действительности, неизвестно.
Точечная система Брайля, которой пользуются слепые всего мира, в своём развитии прошла долгий путь исканий и усовершенствований. Система Брайля дает возможность учиться и работать, вселяет чувство уверенности и независимости.
Известнейший тифлопедагог. Брайль придумал специальный шрифт для слепых и слабовидящих, который до сих пор повсеместно используется абсолютно во всем мире. Кроме того, он разработал аналогичную нотопись, чтобы и слепые смогли научиться музыке, которую он им сам и преподавал.
Детство Луи Брайля
Луи Брайль родился 4 января 1809
год
а в маленьком французском городке Кувре
неподалеку от Парижа. Его отец Симон Рене Брайль занимался изготовлением
конской упряжи. Когда маленькому Луи исполнилось три года, он, играя
инструментами в мастерской отца, нечаянно повредил себе глаз. Инфекция, которая
попала в рану, сначала поразила один глаз, потом другой, что привело к полной
слепоте мальчика.
Родители очень переживали за своего сына, жизнь слепых людей всегда была нелегкой, но в те времена их ожидало только нищенское существование. У родителей помимо Луи было еще трое детей, но не смотря ни на какие трудности, они сделали все, чтобы обеспечить младшему сыну лучшую жизнь. Симон Рене обучал Луи основам грамоты. На гладко отшлифованных дощечках отец набивал мебельные гвоздики с круглыми шляпками по линии очертания букв. Так он подготовил для Луи рельефный французский алфавит из 36 букв. Ребенок старательно ощупывал выпуклые знаки и скоро научился различать буквы по форме. В шесть лет Луи уже полностью освоил алфавит, а вскоре его научили и писать.
Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. Но самое главное, во время каждой такой прогулки Симон Рене рассказывал Луи о Боге, о Его великих делах и об огромной любви к каждому человеку. Луи нравилось слушать рассказы отца. Он верил, что хотя и потерял зрение, но все равно Бог его любит и продолжает заботиться, желая через него излить Свою любовь на других людей. Тем самым давая сыну понять, что он такой как все, только ему надо научиться понимать окружающий мир.
С семи лет Луи начал посещать местную школу. Мальчик удивлял учителей своими способностями. Науки давались ему легко, очень быстро он стал лучшим учеником и оставался таким на протяжении нескольких лет. Но, конечно, слепому ребенку невозможно было всегда держаться на одном уровне со зрячими детьми. Поэтому, когда Луи исполнилось 10 лет, родители отдали его в Королевский институт для слепых детей.
Королевский институт для слепых Валентина Гаюи
«Да, мы – калеки. Но мы не плачем,
С сумою жалкой не гнём спины.
Докажем миру, докажем зрячим,
Что по работе мы им равны.
Нет, наши песни ещё не спеты –
Услышать голос слепых пора.
Из нас выходят свои поэты,
И музыканты, и мастера…»
Гавриила Добржинского «Наш голос»
Строки из стихотворения Г. Добржинского «Наш голос», на мой взгляд, лучше всего отражают стремления незрячих людей и идею создания образовательного учреждения для слепых.
В 1786 г. по приказу Людовик XVI школа Гаюи
для незрячих детей была преобразована в Королевский институт для слепых детей
на 30 человек. В том же году Валентин Гаюи завершил свой первый
тифлопедагогический труд – «Очерк обучения слепых, или Изложение различных
способов, проверенных опытом, как сделать их умеющими писать, читать, печатать
книги, из которых они могут получать знание языка, счета, истории, музыки и т.
д. и выполнять различные виды ручного труда». В 1788 г. появилась новая книга
Гаюи «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых», в
которой автор обобщил опыт первых пяти лет своей педагогической работы со
слепыми и сформулировал основные принципы тифлопедагогики как науки. Ко времени Великой Французской
буржуазной революции 1789-1794 гг. Гаюи добился весьма серьезных результатов.
Число учащихся в Институте выросло до 120 человек. Ему выделили еще одно
помещение - в обители Св. Екатерины. Отмечались сдвиги и в трудовой подготовке
незрячих. Учащиеся владели целым рядом профессий и ремесел, что позволяло им
отказаться от нищенства. Они могли изготовлять щетки и корзины, работать на
ткацких и печатных станках. Довольно обширным был круг музыкальных профессий,
которыми они владели — клавессинисты, пианисты, скрипачи, церковные певчие.
В 1791 г. учебное заведение Гаюи получило статус
Национального института для слепых детей. Законодательное собрание выделило его
воспитанникам государственные стипендии. Но когда в стране разразился
экономический и финансовый кризис, Институт существовал на собственные
средства, т. е. трудом воспитанников. В институтской типографии по заказам
стали печатать обыкновенным шрифтом афиши, листовки, объявления, брошюры и т.
п. Оркестр из слепых питомцев принимал участие в различных празднествах,
которые устраивала Республика. Платой за подобный труд были не деньги, а
подаяние в виде еды. В 1800 г. занятия в
Институте были фактически прекращены. В 1801 г. первый консул Франции Наполеон
I издал декрет, по которому Институт слепых в целях экономии был слит с
богадельней. Таким образом, 17-летняя деятельность Валентина Гаюи на поприще
просвещения незрячих, завершилась закрытием парижского Национального института
для слепых детей. Его попытки открыть частную школу для слепых детей
состоятельных родителей тоже не увенчались успехом. Гаюи остался не у дел.
По приглашению русского императору Александра I Валентин Гаюи работает в
России, за свою успешную деятельность был награжден орденом Святого Владимира IV степени. К моменту возвращения Валентина Гаюи на родину
Парижский институт для слепых детей возобновил свою деятельность в 1815 г. В
Институте применялась разработанная им система обучения, музыкального и
трудового воспитания детей. Однако, когда он решил посетить Институт, его туда
не допустили, обвинив в симпатиях к французской революции. Во Франции он поселился
в доме старшего брата Рене Жюста. Валентин
Гаюи умер 19 марта 1822 г., похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. На его
могиле был установлен гранитный памятник на деньги, собранные слепыми
ремесленниками и музыкантами. В августе 1861 г. у входа в здание Парижского
национального института для слепых детей был установлен памятник, запечатлевший
Валентина Гаюи и его первого ученика Франсуа Лезюэра. В 1903 г. в городе
Сен-Жюст установлен бронзовый памятник, на нем изображены братья Гаюи: Валентин
сидит, ласково прижимая к себе слепого мальчика, рядом с ним стоит Рене Жюст, в
руках он держит большой кристалл.
В ряде стран 13 ноября отмечают День слепых. Эта
дата выбрана не случайно, т. к. 13 ноября — день рождения Валентина Гаюи.
В институте для слепых детей Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой, хотя обучаться приходилось только на слух. Брайлю хотелось стать хорошим музыкантом, но нот, написанных для слепых, не было. Тем не менее, мальчик освоил пианино и орган, а в 16 лет получил оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с институтом. С того времени большую часть жизни он служил органистом в различных храмах Парижа.
Но кроме игры на органе, Луи любил проводить время в библиотеке. Несмотря на то, что книги, напечатанные по методу Гаюи, были тяжелыми и громоздкими, а на чтение уходило много времени, это было любимым занятием Луи. Брайль научился читать большие тисненые буквы в книгах Гаюи, но он понял, что такая методика была непрактичной и занимала слишком много времени, ведь, как бы то ни было, буквы предназначались для глаз, а не для пальцев. Само же обучение основывалось на слушании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. Брайля волновали судьбы его незрячих товарищей, которым хотелось учиться и стать полноценными членами общества, а возможностей для осуществления этой мечты не было.
В 1821 году, когда Луи Брайлю было всего 12 лет, институт посетил отставной капитан французской артиллерии Шарль Барбье. Он рассказал учащимся о средстве связи, которое называлось ночным письмом, или, подругому, сонографией. Ночное письмо было создано для использования во время боевых действий. Это был осязательный способ связи, в котором применялись рельефные точки, расположенные в прямоугольнике: шесть точек в высоту и две – в ширину. Узнав о таком письме, Брайль с головой ушел в разработку нового метода. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. В своем дневнике он писал: «Если я не могу узнавать о людях и событиях, об идеях и учениях с помощью глаз, то нужно найти другой способ».
Через два года Луи, инаконец-то, создал улучшенный и простой шрифт, в основе которого лежала клетка, занимавшая всего три выпуклые точки в высоту и две точки в ширину. Каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. В 1824 году, в возрасте 15 лет, Брайль завершил создание системы рельефного шеститочия. Спустя время Луи адаптировал метод и для нотной записи.
Луи Брайль – преподаватель института
В 17 лет, когда Брайль окончил обучение в институте, его пригласили остаться там, в качестве младшего репетитора, а два года спустя он уже преподавал почти всю учебную программу: арифметику, географию, грамматику и музыку. Впервые Брайль предложил созданную им систему письма для слепых в 1825 году, а 1829 году он выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефноточечного шрифта. И по сей день, система Брайля остается практически неизменной (в нее было внесено лишь несколько незначительных усовершенствований). Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля института. Но против нее выступили преподаватели. Они считали, что система Брайля отдалит слепых от зрячих. Такого же мнения придерживались ученые профессора и чиновники, внедрять новшество в жизнь они не торопились. Казалось, Луи потерпел неудачу в том, над чем трудился не один год. Но в биографии Брайля написано, что «он всегда излучал счастье и радость», что «несмотря на слепоту, слабое здоровье и непризнание окружающими его трудов, оставался добрым, веселым и верным как своим друзьям, так и своему идеалу».
Луи продолжал работу
над улучшением метода чтения. Он задумался над тем, что не много зрячих людей
владеет его методом, а слепым нужно знать обычный алфавит. Чтобы его слепые
ученики могли общаться со зрячими родными и друзьями, он придумал специальную
иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако
такой способ занимал много времени. Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко,
который ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах
механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал
«Клавишный печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной
буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть
и слепые, и зрячие. Так появилась на свет «бабушка» пишущей машинки.
Неутомимую
деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он
был болен туберкулезом. Отпуск он проводил в родном Кувре, дышал горным
воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго
оставаться в бездействии. О своих нуждах и здоровье Брайль беспокоился очень
мало. В биографии сказано, что он «с апостольским усердием оказывал близким
материальную и духовную помощь». Из получаемых им денег лишь небольшую часть он
тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать
другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для
письма по его методу, которые передавал бедным студентам.
В 1837 году по системе Брайля напечатали первую книгу «Краткая история Франции». В это же время рельефноточечный метод Брайля активно использовался в институте: ему обучали студентов на занятиях. По отпечатанным таким образом нотам исполняли классическую музыку и церковные службы. Метод становился все более и более известным в Европе.
Когда здоровье Луи стало совсем слабым, он решил оставить преподавание. Но руководство института, зная, что у Брайля не было достаточно средств для достойной жизни, предложило ему остаться в качестве учителя музыки. Поэтому в дни, когда Брайль чувствовал себя лучше, он учил желающих игре на фортепиано.
В декабре 1851 года состояние здоровья Луи значительно ухудшилось. И хотя он чувствовал, что его земная жизнь подходила к концу, все же до последней минуты сохранял спокойствие и безмятежность. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды», – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи ушел в вечность 6 января 1852 года в возрасте 43 лет.
Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Конечно же, надпись заинтриговала людей, и коробочку вскрыли – внутри нее находились сотни расписок от тех, кто занимали у него деньги. Друзья исполнили волю Брайля и сожгли коробочку вместе с ее содержимым.
В 1854 году метод Брайля был официально
признан во Франции и начал распространяться в европейских странах. А в 1878
году на всемирном конгрессе в Риме он был утвержден как наиболее подходящий
метод чтения и письма для слепых людей.
Заключение
«Брайль» – это универсальная, самая простая, самая удобная и потому до сих пор непревзойденная рельефноточечная система письма для слепых. Сегодня, используя ее, печатают книги, ноты, математические и иные обозначения, что предоставляет незрячим возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества. Благодаря своим трудам, Брайль открыл незрячим людям мир, но вместе с тем он понимал и другую важную вещь: физическая слепота никогда не может быть препятствием в общении с миром и людьми. Слепой человек может и должен трудиться в обществе и не чувствовать себя ущербным…
Список использованных источников
1. Брагимова Ю. Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надеждыhttp://www.pravmir.ru/lui-brajl-osleplyayushhee-velikolepie-nadezhdy/
2. Российская государственная библиотека для слепых https://ru-ru.facebook.com/rgbs.ru/posts/910835698944383
3. Другой взгляд на вещи http://facepsy.ru/drugoj-vzglyad-na-veshhi.htm
4. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Феоктистова В.А. – М.:Просвещение, 1981
5. Журавель Л.А. У ИСТОКОВ «НАШЕЙ ЖИЗНИ» http://www.rosbs.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2.aspx