Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Филиал в г. Севастополе
Кафедра психологии
Аспекты психотерапии в сеансах дельфинотерапии
Курсовая работа
Автор работы:
Гуцол Н. В,
факультет психологии, 2 курс
Научный рукодитель:
Чечина О. Н.,
докт. биол. наук, профессор
Севастополь 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………...………3
1 История становления анималотерапии………………………………………...…6
2 Дельфинотерапия как одно из направлений анималотерапии…………………8
3 Влияние дельфина на человека в системе реабилитации людей……………..10
3.1 Психо-эмоциональное влияние общения человека в водной среде с крупным животным……………………………………………………...………11
3.2 Физическое воздействие дельфина на пациента с помощью ультразвуковой локации……………………………………………………..….12
3.3 Талассотерапевтический эффект сеансов дельфинотерапии……………13
4 Методика проведения дельфинотерапии…………………………………….…14
5 Противопоказания для использования сеансов дельфинотерапии……………16
6 Этический аспект использования дельфинов……………………………..……17
Заключение………………………………………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………………..20
Введение
Несмотря на достижения современной неврологии, существуют заболевания, плохо поддающиеся лечению с помощью медикаментозных и немедикаментозных средств и методов. К ним относятся синдром хронической усталости (СХУ), неврологические нарушения у людей, длительно проживающих в зонах экологического неблагополучия, детские неврозы, синдром раннего детского аутизма (Каннера), детский церебральный паралич (ДЦП).
В настоящее время проблема хронической усталости начинает носить глобальный характер. Связано формирование этого довольно распространенного на сегодняшний день заболевания, в первую очередь, с особенностями и темпом жизни людей в больших городах. К причинам СХУ можно отнести чрезмерную эмоционально-психическую нагрузку, которую часто испытывает человек в современном мире, а также неблагоприятные условия окружающей среды.
Кроме того, неврологические заболевания в 1,5 – 3 раза чаще встречаются у людей, проживающие в зонах экологического неблагополучия, чем у людей в других районах. Причиной неврологических нарушений являются массовые пограничные нервно-психические расстройства в виде астенических, астено-вегетативных и церебростенических форм, а также преобладание «низкой интеллектуальной нормы».
Актуальность поиска новых технологий лечения раннего детского аутизма и детского церебрального паралича обусловлена сложностью этих заболеваний. Аутизм является тяжелым психическим расстройством, которое выражается в уходе от контактов с действительностью и бедностью выражения эмоций. Аутизм развивается в первые три года жизни при нарушении контакта с внешним миром и приводит больного к практически полной асоциальности.
Согласно существующим представлениям, динамическая психосоматическая картина ДЦП, с одной стороны, связана с переходом неврозоподобных и психопатоподобных синдромов в акцентуированные и психопатические свойства характера (нозогения), с другой – переходом вегетодистонических (функциональных) нарушений в хронические соматические заболевания (Бронников, 1995).
Лечение фармакологическими средствами и существующими немедикаментозными методами больных, страдающих детскими неврозами и ДЦП, даёт лишь частичный, не всегда стойкий эффект. Лечение этими средствами и методами СХУ, синдрома Каннера, неврологических нарушений, встречающихся в экологически неблагополучных регионах, вообще не эффективно. Для лечения указанных заболеваний необходимы принципиально новые подходы и методики. Одним из таких способов может стать дельфинотерапия (Лукина, 2007).
Метод дельфинотерапии приобретает всё большую популярность среди современных интенсивно развивающихся в разных странах мира немедикаментозных натурпатических подходов к коррекции психосоматических нарушений у взрослых и детей. Воздействие дельфинов и других факторов, связанных с нахождение больного в морской воде, активирует его поведение, формирует положительный эмоциональный настрой, мобилизует резервы его организма, что положительно влияет на последующее лечебно-реабилитационные процедуры.
Предмет исследования: дельфинотерапия
Объект исследования: терапевтические аспекты дельфинотерапии
Цель: рассмотреть некоторые психотерапевтические аспекты дельфинотерапии.
Задачи исследования:
1) дать краткую характеристику дельфинотерапии;
2) определить эффекты дельфинотерапии;
3) описать методику проведения сеансов дельфинотерапии;
4) выявить противопоказания для проведения сеансов дельфинотерапии.
1. История анималотерапии
Несмотря на то, что анималотерапию зачастую именуют как нетрадиционный метод, он имеет давнюю историю. Так, еще в только формирующимся первобытном обществе вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя. Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной – все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов (Соколова, 1972).
Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами. Египтяне использовали животных ( в основном кошек) в тех же целях. В 5 веке до н. э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе верховой езды. При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Он отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселья и ясные». (Соколова, 1972).
Уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапии. Терапевтический эффект достигался тем, что пациенты чувствовали прилив моральных сил, ухаживая за созданиями, более слабыми, чем они: собаками, кошками, кроликами, голубями, содержащимися при клинике.
Анималотерапия как самостоятельный метод начала приобретать популярность со второй половины 20 века. Первым на этот путь встал американский детский психиатр Б. Левинсон, и в этом ему помог случай. Левинсон ввёл термин «пет-терапия» в 1960 году. Под «пет-терапией» он подразумевал терапию с участием домашнего животного. Мальчик с аутизмом, которого Левинсон долго наблюдал и безуспешно пытался ему помочь, увидев собаку доктора, попросил позволить ему играть с псом. Ребенок в считанные дни стал коммуникабельным, веселым и смог общаться со сверстниками. В результате Борис Левинсон начал практиковать зоотерапию для лечения психических расстройств у детей. В 1962 году он опубликовал свою первую работу «Собака как ко-терапевт» (Levinson, 1962).
В дальнейшем методику Левинсона использовали психиатры Сэм и Элизабет Корсон (США). Они предложили группе пациентов выбрать себе питомцев из соседнего приюта для собак и ежедневно проводить с ними время. Уже через несколько недель у многих отметился положительный эффект: пациенты стали более уверенными и независимыми (Sam and Elizabeth Corson, 1977).
Несколько позже, в 1978 году, доктор Дэвид Натансон начал использовать и исследовать дельфинотерапию для лечении детей-инвалидов в океанариуме Флориды. Он разработал серию экспериментов с участием дельфинов в обучении детей с синдромом Дауна (Nathanson, 1978).
В 1979 году в Великобритании группа психиатров, психологов, социальных работников и ветеринаров основала «Общество изучения животных – спутника человека» (The Society for Companion Animal Studies – SCAS). Целью организации стала пропаганда исследований, посвященных взаимодействию людей и животных.
Подобные организации создаются сейчас во всех развитых странах мира. Их целью является оказание помощи людям с физическими или психическими проблемами посредством анималотерапии. В программах лечения принимают участие медики, социальные работники, психологи.
Из отечественных специалистов можно выделить Н. Л. Кряжеву и Л. Н. Лукину. Н. Л. Кряжева (2000) разработала программу «Ребята и зверята», предназначенную для работы с детьми, которые испытывают трудности в общении и социальной адаптации. Доктор медицинских наук, врач педиатр Л. Н Лукина с 1993 года участвует в международном проекте под названием «Дельфинотерапия», является автором методики оздоровительной релаксации и психологической реабилитации людей с помощью дельфинов (Лукина, 2007).
Таким образом, можно дать следующее определение понятия анималотерапия. Анималотерапия – это физическое и психическое воздействие с помощью животного на пациента с целью улучшения его здоровья.
2. Дельфинотерапия как одно из направлений анималотерапии
Во все времена людей привлекали дельфины. Во всех дошедших до нас преданиях это очень дружелюбные и грациозные существа. Древнегреческая легенда повествует о чудесном спасении певца Ориона, сброшенного пиратами с корабля в море и подхваченного дельфинами, доставившими его на берег. В конце прошлого века стало известно про Пелорус-Джека - дельфина, взявшего на себя роль лоцмана в узком извилистом проливе возле берегов Новой Зеландии и много лет служившего людям. Еще античные авторы писали о дельфинах, которые проникались дружескими чувствами к детям и катали их на спине. Периодически и сейчас у берегов морских курортов появляются дельфины, вступающие в игру с плавающими людьми, что немедленно становится сенсацией. Кажется, что дельфины - очень романтичные создания; так, во всяком случае, они воспринимаются обыденным сознанием. Неудивительно, что им приписывают магические способности.
Родоначальником дельфинотерапии считается доктор Дэвид Натансон ( D. Nathanson ), психолог по образованию, который начал заниматься ею в 1978 г. в океанариуме "Мир океана" во Флориде. Он выяснил, что дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше осваивали различные навыки, взаимодействуя с дельфинами. По мнению доктора Натансона, ключ к обучению детей умственно отсталых, физически неспособных сосредоточиться на чем-то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. В случае, когда "функцию учителя" выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие появлялась возможность общения с этим животным. Этот вид исследований и лечебных процедур получил название "дельфинье-гуманистической терапией" (Nathanson, 1996).
В отечественной психофизиологии работы в этом направлении немногочисленны. В Украине приоритет в области использования терапевтических возможностей дельфинов принадлежит Л. Н. Лукиной, которая в течение нескольких десятилетий проводит научные исследования в Государственном океанариуме в Севастополе. Так она описывает становление изучения дельфинов в Севастополе: «Научные исследования по физиологии дельфинов в СССР были начаты в 1966 году, когда решено было создать Научно-исследовательский Океанариум ВМФ в г. Севастополе в Крыму. Первые исследователи дельфинов наверняка знали только то, что эти животные не агрессивны, не нападают на человека и питаются рыбой. Конечно, ученые, которые были приглашены из Московского государственного университета, Института эволюционной морфологии животных (Москва), Института экспериментальной медицины (Ленинград) и других институтов страны, обладали и более глубокими знаниями о китообразных, но достаточного практического опыта работы не имели. В условиях Океанариума дельфины, помещенные в вольеры, вели себя не так, как в стаде, на воле – они не хотели брать рыбу, брошенную человеком для кормления, висели в центре отсека, сгрудившись в кучу в виде фигуры «звезды», часто дышали. Специалистам приходилось изучать особенности поведения, физиологии дельфинов и параллельно следить за состоянием здоровья каждой особи» (Лукина, 2007).
С каждым годом в мире накапливается всё больше и больше знаний о влияние дельфинотерапии на человека. За срок чуть более 30 лет была собрана большая база данных о лечебных свойствах дельфинов. Потребность в сеансах дельфинотерапии неуклонно растёт. Однако и сейчас многие факторы не изучены достаточно хорошо. Поэтому актуальным является продолжать исследования в этой области.
3. Влияние дельфина на человека в системе реабилитации людей
Использование дельфина в системе реабилитации людей обусловлено его природными особенностями: сочетанием уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребностью в коммуникации, способностью к межвидовому общению, использованием невербальных средств общения, игровым поведением. Кроме того, дельфин является архетипичным для человека, олицетворяю собой самое первое начало вещей. Это порождает сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется так называемый «эффект дельфина», который выступает сильным лечебным фактором. Общение с дельфином заключает следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты.
В системе реабилитации людей с участием дельфинов афалин можно выделить три основных компонента ( Лукина, 2007):
1) психо-эмоциональное влияние общения человека в водной среде с крупным животным;
2) физическое воздействие дельфина на пациента с помощью ультразвуковой локации;
3) талассотерапевтический эффект сеансов дельфинотерапии.
3.1 Психо-эмоциональное влияние общения человека в водной среде с крупным животным
По словам О. В. Артёмовой (2008) «общение с дельфином позволяет достичь следующего:
1) прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
2) вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
3) выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;
4) стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
5) стимулировать процесс развития личности;
6) восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
7) через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального реагирования;
8) создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.
.
3.2 Физическое воздействие дельфина на пациента с помощью ультразвуковой локации
Предполагается три основных механизма влияния ультразвука, излучаемого дельфинами, на нервную систему человек: сонофорез, кавитация и резонансное распознавание (Лукина, 2007).
Сонофорез – увеличение проницаемости биологических мембран и перенос веществ в результате акустического давления при прохождении звуковой волны. Сонофорез усиливает перенос веществ, включая гормоны, через клеточные мембраны, посредством изменения мембранного потенциала постсинаптических терминалей и стимуляции притока ионов натрия и кальция (Лукина, 2007).
Кавитация - образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация), существуют и другие причины возникновения эффекта. В полостях, в которых создалось высокое давление и температура, могут нарушаться зарядовое равновесия на их стенках, что приводит к протеканию в этих полостях химических реакций. Ударные волны, сопровождающие образование и схлопывание полостей, повреждают клетки и ткани с выделением из них биологически активных веществ, в том числе – эндорфинов. В настоящее время исследованиями показано, что кавитация также может быть использована для перемещения макромолекул внутрь биологических клеток (сонопорация).
Берч (2001) предположил, что вибрации сверхнизкой частоты стимулируют электрофизиологические и поведенческие изменение, обнаруживаемые у участников дельфинотерапии, поскольку у некоторых людей шишковидная железа чувствительна к электромагнитному полю. В частности, показано влияние электромагнитного поля на синтез мелатонина в шишковидной железе и связанное с этим появление депрессии.
На сегодняшний день ученые менее всего готовы обсуждать роль физического воздействия дельфина на человек, по причине малой изученности этого аспекта. Есть факт ультразвуковой локации пациента дельфином, однако, скорее всего, она носит спонтанный характер. По этой причине пока нет оснований приписывать ей лечебное свойство.
Гораздо более подробно можно обсудить талассотерапевтический компонент.
3.3 Талассотерапевтический сеансов дельфинотерапии
На основе проведенных Л. Н. Лукиной исследований (Лукина, 2007), мы можем сравнить суммарный эффект дельфинотерапии с эффектом морских купаний без дельфина. Было выделено 3 группы заболеваний. При одних (СХУ, нервные расстройства у детей из зон экологического неблагополучия) эффект талассотерапии составил более 40% от общего процента улучшений. Для других (энурез, депрессия, обусловленная внешними причинами) доля талассотерапии в общем эффекте дельфинотерапии была несколько меньше: 20-30%. При третьих (аутизм, заикание, фобии, неврастения) роль талассотерапии оказалась не достоверной. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект талассотерапии максимален в тех случаях, когда причина заболевания лежит во внешних физических воздействиях, и морские купания стимулируют вегетативные адаптивные реакции организма.
4. Методика проведения дельфинотерапии
Дельфинотерапия делится на два направления:
1) свободное взаимодействие пациента и животного с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.);
2) специально организованное общение пациента и дельфина.
В свободном взаимодействии с животным клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности человека и дельфинов. Этот тип терапии весьма ограничен, так как, например, у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) наблюдается затруднительный тип адаптации (Манжосова, Илюхина, Батуева, 2008).Такое взаимодействие с дельфином может, по нашему мнению, осуществляться только здоровыми людьми или людьми без тяжелых неврологических расстройств.
Специально организованное общение осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), общение с которым для пациента имеет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от запроса пациента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.
Занимаясь проведением дельфинотерапии по второму направлению, удалось значительно развить и модифицировать сам метод. "Наша терапевтическая метафора, - объясняют сотрудники Международного Института Дельфинотерапии (International Institute of the Dolphin Therapy), - состоит в том, что дельфин выступает в качестве «иголки», которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента и позволяет подключать другие виды терапии, исполняющие роль «ниток протянутых за иголкой»" (Стукалюк, 2008).
Программа проведения курса дельфинотерапии зависит от конечной цели психотерапии. В основном, курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов.
1) Подготовительный этап. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы. На этом этапе (если курс дельфинотерапии проходит ребенок) также может производиться показ видеоматериалов для демонстрации ребенку особенностей и специфики взаимодействия с дельфином.
2) Основной этап. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Для начала, нужно адаптировать ребенка в воде (если курс дельфинотерапии проходит ребенок). Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч (футбол и волейбол), общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве. Кроме того, дополнительно они занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы. Сеансы психотерапии можно закреплять через биологическую обратную связь и чаепитие с фитоадаптогенами. Через некоторое время (несколько дней, недель, месяцев – зависит от терапии) можно снова показать ребенку видеоматериал, фото с изображением дельфинов.
3) Заключительный этап. Сравнение заключений специалистов: педагогов- дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших пациентов, до и после проведения сеансов дельфинотерапии.
5. Противопоказания для использования сеансов дельфинотерапии
Практическое применение дельфинотерапии может быть ограничено противопоказаниями к данному виду терапию. Всемирный опыт применения данного метода позволяет говорить, что спектр противопоказаний достаточно узкий и определяется, в первую очередь, наличием у пациентов заболеваний, общих для человека и дельфина. Такими болезнями на сегодняшний день являются инфекционные заболевания различного генеза (бактериальные инфекции, кожные заболевания грибковой этиологии), а также острые вирусные инфекции. Противопоказанием к дельфинотеропии можно отнести наличие судорожного синдрома у пациентов, так как психоэмоциональное напряжение, которое испытывают больные при общении с дельфинами в воде, может спровоцировать эпилептический приступ вплоть до его генерализации в статус-эпилептикус (Стукалюк В. И., 2008), кроме того, детям, имеющим онкологические заболевания, также противопоказаны сеансы дельфинотерапии (Боровая, 2008).
6. Этический аспект использования дельфинов
Участие животных является необходимым условием проведения сеансов дельфинотерапии. В связи с этим необходимо строгое соблюдение этических и правовых норм, а также высоких стандартов содержания и обращения с животными. Дельфинотерапия является довольно прибыльным делом. Поэтому возникают опасение насчет организаций, которые содержат дельфинов и пытаются заниматься дельфинотерапией, не имея на то ни прав, ни возможностей. Из-за различных взглядов на эффективность и структуру проведения сеансов дельфинотерапии создаётся путаница в основополагающих понятиях, концепциях. По этой причине часто формируются непонятные цели проведения процедур дельфинотерапии. По мнению Л. Н. Лукиной, К. К. Горбачевой (2011) животное во время занятий с пациентом не может быть доктором, оно только инструмент в руках врача, который преобразует уникальный природный фактор, чтобы в полной мере использовать дельфина на благо больного человека, получая нужный и ожидаемый результат.
На сегодняшний день мы имеем лишь призыв международных экологических сообществ прекратить сеансы дельфинотерапии, ссылаясь на сообщения о серьезных травмах людей, которые плавали с дельфинами, в том числе укусы и сломанные ребра. С другой стороны, есть опасность и для дельфинов, состоящая в возможности появления инфекционных заболеваний или стресса в связи с непрерывно сменяющимся потоком людей, проходящих курс дельфинотерапии. Кроме того, есть риск, что тонкая кожа дельфина может быть поранена ювелирными изделиями, ногтями, зубами пациентов.
Таким образом, проблема привлечения черноморских дельфинов афалин для лечения и реабилитации людей, кроме научно-исследовательского, имеет ярко проявленный морально-этический аспект. С одной стороны, животные требуют к себе гуманного отношения, а с другой стороны, дельфины – это возможность психосоциальной адаптации и физической реабилитации детей с неврологическим профилем заболеваний, плохо поддающиеся лечению традиционными методами.
Мы считаем целесообразным создание международной организации, которая занималась бы правами дельфинов, регулировала бы создание дельфинариев и лечебных центров. Кроме того можно проводить учебно-ознакомительные мероприятия, чтобы прививать у молодого поколения любовь к морским животным.
Так, сотрудниками Международного Института Дельфинотерапии разработаны специализированные программы экологического воспитания для детей. Дети, оздоравливающиеся и проходящие лечение в специализированных лечебных центрах города-курорта Евпатории, участвуют в увлекательных мероприятиях, на которых предоставляется уникальная возможность ближе познакомиться с жизнью морских млекопитающих, дельфинов и белух. В рамках программы экологического воспитания проводятся лекции, демонстрируются специальные фильмы о морских животных, рассказывается об организациях, занимающихся защитой обитателей моря. Практическая сторона проводимого сотрудниками Международного Института Дельфинотерапи и экологического воспитания детей состоит в специальных тренингах по оказанию первой помощи и спасению выброшенных на берег дельфинов. Дети обучаются специальным приемам и методам, способствующим сохранению жизни и возвращению в родную стихию попавших в беду животным.
Заключение
Техника реабилитации людей с помощью дельфинотерапии не имеет аналогов в медицинской практике. Такой вид лечения является принципиально новым, а поэтому недостаточно изученным. Такими вопросами являются: анализ и синтез нейрофизиологических и психологических практик, разработка целостной концепции метода, выделение механизмов психотерапевтического воздействия, разработка критериев и инструментария для оценки эффективности метода. Однако и сейчас можно сделать некоторые выводы, которые позволяют с уверенностью сказать, что данное направление анималотерапии следует развивать в связи с видимыми преимуществами этого метода.
Хотелось бы закончить красивым высказыванием Людмилы Николаевны Лукиной: «Вот так, помогая друг другу, человек и дельфин смогут выжить в нынешнем жестоком и агрессивном мире. Давайте остановимся в беге за благами цивилизации, прислушаемся к шуму прибоя, крику дельфина, плачу ребенка, и подумаем, как сохранить Жизнь на планете Земля!»
Библиографический список
1) Л. Н. Лукина «Дельфины в системе психофизической реабилитации людей», 2007, Севастополь, Украина, 172 с
2) О. В. Артемова «Дельфинотерапия как метод психотерапии»
3) Психологический журнал, 2008, том 29, №2, с. 107-120// Г.В Манжосова, В. А. Илюхина, А. С. Батуева «Психофизиологические критерии адаптации детей к тактильному взаимодействию с дельфинами»
4) А.П. Чуприков, Н.Ю. Василевская С.В. Келюшок, М.А. Чуприкова, Н.М. Марканов, А.Я. Столярова «Дельфинотерапия как частный вид анималотерапии» , 2011, Одесский дельфинарий «Нерум»,
5) Л. В. Смолова Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе//Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы.- 2008, вып. 1, том 9, с. 45-50
6) Л.Н.Лукина, К.К.Горбачева. «Этические аспекты дельфинотерапии. Часть 1», 2011, Научно-исследовательский центр «Государственный океанариум», Севастополь, Украина
7) З. П. Соколова «Культ животных религиях», 1972, «Наука», 215 с
8) http://www.dolphintherapy.ru
9) http://therapynemo.com
10) http://www.doctorlukina.com/
11) http://psychotherapy.kiev.ua/