Археологические открытия Крито – Микенской цивилизации.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Оглавление

              Введение………………………………………………………………

Глава 1. Археологические открытия Крито – Микенской цивилизации….

1.1     Роль исторических преданий в изучении Крито – Микенской

эпохи………………………………………………………………..

Глава 2. История существования Крито – Микенской цивилизации……..

2.1 Минойская цивилизация…………………………………………..

Глава 3. Культура Древнейшей Греции……………………………………...

             3.1 Искусство Эгейского мира…………………………………………

             3.2 Материальная культура Крита и Микен…………………………..

             3.3 Язык табличек Минойской цивилизации…………………………

             3.4 Религиозное мировоззрение……………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………..

Введение

Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.

Время данной эпохи – это время зарождения первых государств, возникновения первых образцов подлинного искусства, появления первых памятников письменности в Европе. События и герои этой цивилизации послужили основой для мифотворчества позднейших греков, создание легенд о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геракла и Тесея, трагической судьбе Эдипа, плаваний аргонавтов и Троянской войне.

Цель курсовой работы – изучить культуру Минойской цивилизации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- показать роль исторических преданий, мифов и легенд античных авторов в изучении крито – микенской эпохи;

- изучить важнейшие археологические открытия Крита и Микен, которые прольют свет на историю, культуру, быт и нравы древнейших государств;

В данной работе были использованы работы В.С. Сергеева, французского историка Поля Гиро “Частная и общественная жизнь греков”, собрание из книг современных ученых “Древняя Греция. История. Быт. Культура”, хрестоматия по истории Древнего мира.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1 Археологические открытия Крито – Микенской цивилизации

1.1 Роль исторических преданий в изучении Крито – Микенской эпохи

Ученые первой половины XIX в. обычно начинали её изложение с VIII в. до н. э. Так, например, Дж. Грот (1794 - 1871), автор 12 – томной “Истории Греции”, открывает повествование 776 г. до н. э., годом, с которого, по преданию, в храме Зевса олимпийского в Элиде стал справляться популярнейшей в Греции праздник – знаменитые Олимпиады. Но историки первой половины XIX в. проходили мимо того факта, что у самих греков сохранились более или менее отчетливые воспоминания о значительно раннем периоде их исторической жизни.

Эти воспоминания запечатлены в мифах и сказаниях, которые донесли до нас античные авторы – Геродот, Фукидид, Диодор и др. Согласно этим сказаниям, на острове Крит в глубокой древности существовало могучее царство, правил и мифический царь Минос – «жалассократ» - «властитель моря».

Историческое предание сохранило ряд подробностей о Миносе и его державе. Так, у Диодора о самом Миносе можно прочесть следующее: «Многие поколения спустя после рождения богов на Крите появилось и немало героев, самыми прославленными из которых были Минос, Радамант и Сарпедон». Старший из братьев Минос стал царем острова, основав на нем немало городов, самые прославленные из которых 3 : Кносс, в той части острова, которая обращена к Азии, Фест, расположенный на юге у моря, и Кидония на западе, в местности, обращенной к Пелопоннесу. Минос дал критянам и немало законов, объявив, что получил их от отца своего Зевса, встречаясь с ним для бесед в какой то пещере. Создал он и многочисленный военный флот, с помощью которого подчинил себе великое множество островов и первым из эллинов установил господство на море. Достигнув великой славы благодаря своему мужеству и справедливости, он погиб на Сицилии в походе против Кохала[1] .

Фукидид - крупнейший афинский историк, родоначальник исторической критики (ок. 465-399 гг. до н.э.), написавший «Историю Пелопонесской войны» в 8 книгах, довел изложение событий до 411г. до н.э. Во введении и отступлениях он касался событий более ранней греческой истории: «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах»[2] .

Одним из важнейших источников по истории древнейшей Греции являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти поэмы описывают события микенского времени, но общественный строй дан там тот, который был после дорийского переселения, т.е. конец IX- начало VIII в. до н.э. Вот небольшой отрывок из «Одиссеи»: есть такая страна посреди вино – цветного моря, - Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый. В нем городов – девяносто, а людям, так нету и счета. Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев, этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных на три колена дорийцев, пеласгов божественных племя. Кнос – между всех городов величайший на Крите. Царил в нем девятилетьями мудрый Минос, собеседник Зевса.

Минос распространил свою власть и на некоторые области материковой Греции; ему была вынуждена подчинится Аттика. Жителей Аттики критский царь обложил тяжелой данью: каждые девять лет они должны были посылать на Крит 7 девушек и 7 юношей на съеденье Минотавру, которого Минос держал в своем дворце – лабиринте. Однажды юный сын царя Аттики Эгея, Тесей, решил отправился на Крит вместе с очередными жертвами, чтобы убить Минотавра и освободить родину от тяжелой и позорной дани. Приплыв на Крит, Тесей пленил сердце Ариадны – дочери Миноса. Она подарила Тесею волшебный меч и клубок ниток, с помощью которых Тесей убил Минотавра и вырвался на свободу. Он прорубил днища у вытащенных на берег кораблей критян, чтобы избежать преследования, и со своими спутниками поспешно отплыл на родину. Тем временем Эгей, всматривался в морскую даль, поджидая сына. Они условились, что, если задуманное Тесеем предприятие увенчается успехом, на корабле вместо черных будут подняты белые паруса. Но Тесей забыл поменять паруса. Решив, что сын погиб, Эгей бросился в море. С тех пор море стало называться Эгейским. Народ восторженно встретил победителя. Тесей унаследовал отцовский престол, и память о нем как о национальном герое передавалась из поколение в поколение.

До 70 – х гг.XIX в. ученые полностью игнорировали эти легенды. Мысль о том, что в древних сказаниях могла найти отражение реальная историческая действительность, позднее облегченная в форму мифов, не приходила им в голову. В науке того времени преобладала гиперкритическое направление, и главную задачу научного исследования ученые видели в том, чтобы провести четкую грань между областью легендарного и областью исторически достоверного* .

Перелом в этих взглядах произошел в 70 – х гг. XIX в. он связан с раскопками и археологическими открытиями Генриха Шлимана. Замечательные произведения “Илиада” и “Одиссея” были любимыми произведениями Шлимана. Руководствуясь указаниями древних комментариаторов к тексту “Илиады” и “Одиссеи”, он в 1870 г. преступил к раскопкам холма Гиссарлык, расположенного на побережье Малой Азии, и его надежды оправдались. Через несколько дней после начала раскопок были обнаружены следы очень древнего, просуществовавшего несколько веков, не раз подвергался разрушениям и вновь восстановившегося города.

Таким образом, скептическое отношение ученых к эпосу было сломлено. Стало очевидным, что в таких произведениях, как эпические поэмы, приписываемые легендарному Гомеру, может находить отражение реальная историческая действительность.

Глава 2. История существования Крито – Микенской цивилизации

2.1 Минойская цивилизация

После открытия критской и микенской культур возник вопрос об их датировке. Решению этой проблемы помогли, в частности, хорошо датируемые египетские вещи, найденные на Крите. Сосуды критского и микенского производства были найдены также на территории Египта, причем среди египетских вещей, поддающиеся точной датировке. Это помогло Эвансу разработать основную хронологию памятников материальной культуры Древнего Крита. В соответствии с хронологической системой Эванса все археологические памятники Крита распределяются по 3 хронологическим периодам, условно названы и им минойскими по имени легендарного критского царя[17] .

Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км; разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную. Запад острова начал заселятся с середины I тысячелетия до н.э.

Раннеминойский период (XXX – XXII века до н.э.) – это период доклассовых родовых отношений. К этому периоду относятся древнейшие поселения в районе которых были обнаружены неолитические находки, металлические изделия из меди и золота. Применение металлических орудий способствовало улучшению техники обработки изделий из камня и развитию других видов ремесла. Довольно долгую, по мнению авторов «Всемирной истории…», эволюцию прошло гончарное дело: улучшилась техника обжига, возникла и развилась роспись на керамике, хотя, сосуды еще изготовлялись вручную[18] .

Под влиянием Египта появились и первые, вырезанные из камня печати. На одной из них имеется изображение ладьи.

Этим же временем датируется толосы – коллективные погребения родового общества; они представляют собой круглые по форме гробницы, вмещающие иногда до 700 скелетов.

Среднеминойский период (XX-XVII века до н.э.) – характерным для этого времени является распространение бронзы. В этот период распространяется сооружение дворцов и постройка доры, связывающих Кносс с Фестом и равнину Мессара с северным побережьем Крита. Керамика представлена сосудами в стиле камарес. Также это время образования государства, возникновение первых классов и социальных групп, возникновение письменности, объединение Крита в единое государство. Среднеминойский период прерывается какой-то катастрофой, вызвавшей разрушение ряда сооружений этой эпохи – дворцов и поселений (около 1700г. до н.э.). некоторые ученые считают что разрушения были связаны с землетрясением. Этому противоречит тот факт, что многие из среднеминойских архитектурных памятников были стерты с лица земли пожарами, следы которых сохранились. В настоящее время в науке господствует взгляд, что причиной этих разрушений было вторжение на Крит ахейских племен с Балканского полуострова, которое произошло, очевидно, в XVII в. до н.э. Но вскоре мирная жизнь на Крите была восстановлена, разрушенные здания отстроены.

Позднеминойский период (XVII-XII вв.до н.э.) – данный период характеризуется максимальным развитием культуры острова Крит и затем постепенным ее упадком вплоть до полного разрушения. Характерное явление данного времени - рост богатства местной знати. Примерно в это же время Крит устанавливает активные связи с Египтом, Сирией, особенно с Микенской Грецией. Происходил дальнейший подъем производства, особенно кораблестроения.

Появляется новое линейное письмо Б ученые предполагают, что в первой половине XVв. до н.э. остров Крит был завоеван греческим племенем ахейцев.

В XIV веке до н.э. начинается упадок критской культуры, тянущийся до нового, дорийского завоевания Крита, произошедшего на рубеже XII – XI веков. К этому времени прерываются связи с внешним миром, свертывается торговля, при раскопках ремесленных изделий попадается все меньше и меньше. В орнаменте вместо ярких изображений теперь начинает преобладать стилизация под растения и морских животных[19] .

Глава 3. Культура Древнейшей Греции

3.1 Искусство Эгейского мира

Многие центры эгейской цивилизации, стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре, о Крите лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии, в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы, в потолке и других источников освещения не было[24] .

Б.Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» отметил: «чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался такого динамически одухотворенного впечатления, какое не было доступно ни египетской, ни греческой архитектуре»[25] .

Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надувающиеся паруса кораблей, вечная стихия, окружающая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.

Минойские художники середины II тысячелетия искусно воспроизводили детали туалета участников пышных шествий, женские и мужские одеяния: одежда мужчин была проста и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора; каждая из женщин была олицетворением богини-матери. Костюм женщины-аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин, и особенно на статуэтках богинь, узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной.

От Эгейского мира сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома. Всевозможные сосуды.

Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев обусловили перемещение культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, дающие представления об особенностях культуры ахейцев.

В противоположность критским дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и – залов. Центральным помещением являлся мегарон, имевший кровлю с отверстием, под которым находился очаг.

Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя отражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамичная, присущая настроению мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции[26] .

Ювелирное дело Микен известно нам благодаря целому ряду различных предметов, найденных в могилах акрополя Шлиманом. Эти сосуды можно разделить на 2 категории: сосуды для хранения жидкости и для разливания и сосуды для питья. Уже среди первой категории имеются экземпляры, не лишенные изящества; но наибольшая изобретательность ювелирного искусства сказывается главным образом в сосудах для питья[27] . Между ними нет ни одного, который был бы точной копией другого. По – видимому, мастера в Микенах были очень искусные.

Высокое состояние ювелирного искусства видно в композиции драгоценных украшений – диадема в форме золотой повязки удлиненного овального вида, древние пуговицы, сделанные из листка золота, наложенного на деревянный или костяной остов, на котором был выгравирован рисунок, серьги, пластинки и кружки, крепившиеся к одежде.

Говоря о культуре Крито-Микенской цивилизации, нельзя обойти и величие дворцов, а также письменность, которые описаны в предыдущих главах.

Таким образом, Эгейское искусство обладает, как заметил один из первых его исследователей Б.В.Фармаковский, и одним общим языком форм, испытавшим долгое, медленное и строго постепенное развитие…Величие этого искусства состоит в его необычайной свежести. Художник с восторгом изображает простую действительность.… Здесь не так, как на Востоке, где человек дрожит в страхе, в полной покорности перед владыками земными и небесными. « То, что отличает это искусство от восточного, не что иное, как то, что выделяет искусство греческое от искусства восточного»[28] .

3.2 Материальная культура Крита и Микен

Событием первостепенной важности было открытие Артуром Эвансом Кносского дворца, который представлял собой комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений, занимавших в общей сложности 16 тыс.м. Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. По-видимому здесь находилась дворцовая прачечная. Под вымосткой полов дворца была обнаружена система водопроводных и сточных труб.

Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к котором вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.

В некоторых дворцовых помещениях сохранилась в более или менее не поврежденном виде фреска, сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга, кошка охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна гамма красок этих росписей.

Дворцы, по типу весьма сходные с Кносским, но меньших размеров были обнаружены в других районах Крита – в Фесте, Маллии, Като-Закро и Агиа-Триаде.

Кроме того, на Крите раскопаны также отдельные поселения, расположенные вблизи побережья. Одновременно обнаружены следы древних дары, соединявших различные населенные пункты острова. Дворцы и поселения Крита не имели оборонительных сооружений, как отметил В.С. Сергеев в своем учебнике .

В ходе раскопок также было найдено множество различных вещей: сосудов из камня, глины, драгоценных металлов и меди, оружия, украшений, печатей, разных камней. Особого внимания заслужили глиняные сосуды в стиле камарес. По форме они близки к сосудам из металла, а для росписи их характерно стилизованное изображение растений, выполненное с поразительным вкусом и мастерством. Очень много привозных материалов, из которых местные умельцы изготавливали вещи и изделия – золото, слоновая кость, обсидиан, серебро. О тесных связях Крита с Египтом свидетельствует находка на Крите серии алебастровых сосудов египетской работы. Еще более важной находкой является печать с именем царицы Тии, жены фараона Аменхотепа III. Эта печать была обнаружена в погребении из Агиа – Триады вместе с множеством других местных Критских вещей.

В отличие от памятников архитектуры древнего Крита, в Микенах бросаются в глаза оборонительные сооружения. Древние Микены, возле которых Шлиманом раскрыты шахтовые гробницы, окружены стенами, сложенными из грубо отесанных камней огромных размеров. Ширина сохранившихся стен достигает 6 м.

В предисловии Г. Соколова к книге «Эгейское искусство» сообщается, что Тиринф и Микены лежат не на берегу моря, а на некотором от него удалении. Опасность неожиданных нападений пиратов беспокоила их основателей. Города эти расположены на высоких холмах, с которых хорошо видна окружающая местность. Мощные крепостные стены позволяли жителям успешно отражать атаки неприятеля. В Тиринфе и Микенах формируется центр города – Акрополь. В сооружениях цитаделей ахейских владык поражает циклопическая кладка стен, башен, ворот из огромных камней, плотно пригнанных насухо один к другому. Эти памятники – яркие архитектурные образы, свидетельствующие о характере жизни ахейских городов.

Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения. Но в отличие от Кносса, его центром был не двор, а довольно обширное помещение с 4 колоннами, Утолщающимися кверху, и очагом посередине, так называемым мегароном. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады.

Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились.

Кроме дворцов и крепостей, во многих пунктах Южной, Средней и Северной Греции найдены древние погребения, которые отмечаются от древнейших погребальных сооружений – шахтовых гробниц. Они представляют собой погребальные камеры, соединенные с поверхностью земли специальным коридором – дромосом. Если стены такой камеры были из мягкого грунта, они выкладывались камнем. Из подобных погребений возникли так называемые купольные гробницы. В них над погребальной камерой возводился свод – толос. Великолепный памятник того типа – «сокровищница Атрея», открытая Шлиманом[3] .

В Микенах, Тиринфе и других городах Балканской Греции, как и на Крите, стены дворцов украшались фресками, тематика, стилистические приемы, восприятие жизни которых глубоко своеобразны. Линия, которая в искусстве Крита выражала настроения и чувства мастера, теперь стала лишь средством изображения того или иного предмета. Своеобразна тематика многих ахейских произведений, далекая от безмятежности, выраженной в большинстве критских памятников. Чаще всего это охота на львов, травящие кабана собаки, воины, седлающие боевых коней. Подобные сюжеты навеяны условиями жизни воинственных ахейских племен[4] .

Археологические находки материковой Греции и Крита обладают очень большим стилистическим сходством. Поэтому у некоторых ученых возникло предположение, что многие из найденных на материке вещей были привезены с острова Крит или сделаны в Греции критскими мастерами. Однако памятникам так называемой микенской культуры свойственны некоторые своеобразные черты: обилие оружия в погребениях (по мнению Г. Соколова – подлинные произведения искусства [5] ), четкая резкость, проступающая в контурах некоторых микенских сосудов.

Таким образом, совершенно очевидно, что в таких произведениях как эпические поэмы Гомера, мифы Древней Греции, отражена реальная историческая действительность. Что касается материальной культуры Крита и Микен, несмотря на некоторое своеобразие, архитектура, характер погребения, вещи указывают на то, что в данный период население обладало высочайшим уровнем строительной техники, ремесла, внешних торговых отношениях с другими странами.

3.3 Язык табличек Минойской цивилизации

Чтобы охарактеризовать культуру, необходимо было прочитать найденные в Кноссе глиняные таблички со знаками линейного письма.

  Блестящим достижением тех лет можно было считать дешифровку этой так называемой минойской письменности. И хотя на начальных этапах исследования загадка этой письменности была далека от решения, удалось достичь позитивных выводов. Была набросана в общих чертах картина эволюции минойской письменности: из письменности пиктографической, существовавшей на Крите примерно 2000-1700 гг.до н.э., возникает линейное письмо, условно названное линейным письмом А. Затем на базе этого письма развивается новая система письменности, более упрощенная и облегченная- письмо Б.

Разгадать впервые тайну письма Б удалось англичанину М.Вентрису. В 1953г. он вместе с Дж. Чадвиком опубликовал статью с кратким изложением открытия[7] .

Они выдвинули ряд доводов в пользу того, что линейное письмо Б – письменность древних ахеян, греческого населения, обитавшего на территории Пелллопоннеса до вторжения туда дорийских племен. Спасаясь от нашествия дорийцев, многие ахейцы бежали на Кипр и принесли с собой ахейский язык и письменность . исходя из этих фактов, Веньприс и Чедвик определили фонетическое значение многих языков по аналогии с кипрским языком.

Изучению дешифровки линейного письма Б большое внимание уделил известный советский ученый профессор С.П. Лурье. Согласившись с мнением Вентриса, он ввел дополнение в изучение письма[8] . Авторы труда «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обращают внимание на то, что ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам; его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан[9] . Важным для них также считалось, что ахейцы к XV веку уже имели знаки для гласных звуков, что весьма способствовало выработке алфавитного письма.

Прочтенные таблички с письмом Б в основном представляют собой документы финансово – административного характера. В них содержатся данные о раскладке обложений, распределении натуральных повинностей и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные, связанные с призывом в войско и др.

А. Бартонек в своем труде златобильные Микены уделил большое внимание характеру изготовления табличек с письмом, их хранению. Вот некоторые выдержки из главы , тексты на микенском диалекте: «Таблички изготовляли из сырой глины, затем выравнивали и по еще влажной поверхности острым резцом наносили знаки, а затем сушили, на солнце… Таблички укладывались в плетеные корзины. Когда дворец сгорел, все воспламеняющиеся материалы погибли, остались лишь обожженные жаром и расколовшиеся на части таблички… Изучение почерков писцов позволяет нам делать и некоторые выводы относительно того, каким образом велось хозяйственное делопроизводительство. Так, установлено, что в Пилосе того времени, к которому относятся наши записи, существовало особое лицо, ведавшее инвентаризацией колес от колесниц . В Кноссе один и тот же писец составлял все записи, касающиеся шерсти, одежды и женщин-работниц»[10] . Также Бартонек считал, что данные таблички были лишь вспомогательным писчим материалом. Какой более долговременный материал использовался в дворцовом хозяйстве, остается лишь предполагать. Чаще всего склоняются к мысли. Что долговременным материалом могла служить звериная шкура, т.к. на Кипре в Iтыс. До н.э. учитель чтения и письма назывался «человеком, рисующим на шкуре».

Кроме того, открытие глиняных табличек с письмом Б, позволило узнать много имен собственных и географических названий, которые совпали с топонимикой Гомера. Содержание надписей, бесспорно, доказывает существование в Пелопоннесе крупного государства с центром в Пилосе.

Таким образом, расшифровка глиняных табличек указывает на то, что в данный период существовали и развивались государства с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением.

3.4 Религиозное мировоззрение

Религия данного периода интересна и своеобразна. В произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в несколько приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Как было уже отмечено, на Крите постоянно происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. К этому следует добавить частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы, периодически обрушивающие на Крит, так же как и на всю остальную Грецию, жестокий голод и эпидемии. Для того чтобы защитить себя от всех этих страшных стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам и богиням. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица» (так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах). В произведениях критского искусства (главным образом в мелкой пластике (статуэтках) и на печатях) богиня предстает перед нами в различных своих воплощениях. Иногда мы видим ее грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов (ср. греческую Артемиду), иногда благостной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев (ср. греческую Деметру), иногда же зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей (такой изображает ее знаменитая фаянсовая статуэтка — так называемая богиня со змеями из Кносского дворца, ср. с ней греческую Персефону). За всеми этими образами угадываются общие черты древнего божества плодородия — великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.

Рядом с великой богиней — олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы — мы видим в минойском пантеоне и божество совсем иного плана, воплощающее в себе дикие разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления претворялись в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа —человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Согласно мифу, Минотавр появился на свет от противоестественной связи царицы Пасифайи, жены Миноса, с чудовищным быком, которого подарил Миносу Посейдон, владыка моря (по одному из вариантов мифа Посейдон сам перевоплотился в быка, чтобы сойтись с Пасифайей). В древности именно Посейдон считался виновником землетрясений: ударами своего трезубца он приводил в движение море и сушу (отсюда его обычный эпитет «землеколебатель») богом- быком. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился опять-таки в мифе о Минотавре). Вероятно, той же цели — предотвращению или прекращению землетрясения – служили и уже упоминавшиеся игры с быком. Символ божественного быка — условное изображение бычьих рогов — встречается почти в каждом минойском святилище. Его можно было увидеть также на крышах дворцов, где он выполнял, по всей видимости, функцию апотропея, т. е. фетиша, отвращающего зло от обитателей дворца.

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. В этом проявляется важное отличие критской культуры от позднейшей греческой цивилизации, для которой такое тесное переплетение «божеского и человеческого» уже не было характерно. При раскопках Кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки «великой богини», священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора — лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний, наконец, загадочные предметы, точное название которых определить не удалось, вроде так называемых игральных досок. Многие из помещений дворца явно не были предназначены ни для хозяйственных надобностей, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, «святилища» и т. п. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. По существу, дворец представлял собой не что иное, как дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих его придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках (не следует думать, что это просто бытовые сценки). Так, можно предположить, что царь — властитель Кносса — был в то же время и верховным жрецом бога-царя, тогда как царица — его супруга — занимала соответствующее положение среди жриц «великой богини — владычицы».

Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным». Так можно объяснить то достаточно странное, на первый взгляд, обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного, которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кносса не просто жили и правили. Они священнодействовали. «Святая святых» Кносского дворца, место, где царь-жрец «снисходил» до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, — это его тронный зал. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, где стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений; для того чтобы предстать пред «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Сам тронный зал представлял собой небольшую прямоугольную комнату. Прямо против входа стояло гипсовое кресло с высокой волнистой спинкой — царский трон, а вдоль стен — облицованные стуком скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод.

Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито-Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.

Заключение

Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.

 Изучив Крито – Микенскую цивилизацию, можно сделать вывод:

 -на изучение культуры данной эпохи большое влияние оказали мифы и сказания, которые донесли до нас античные авторы – Геродот, Фукидид, Диодор и другие. Благодаря указаниям древних комментаторов к тексту «Илиады» и «Одиссеи» были произведены раскопки Трои, Микен, которые изменили мнение ученых конца XIX в. о том, что мифические легенды и сказания времен античности не имеют достоверных сведений о реальной жизни критян;

-благодаря археологическим раскопкам была найдена, а позднее расшифрованы письмена на глиняных табличках, тексты которых пролили яркий свет на общественную жизнь Крита и материковой Греции, на экономику, государственное управление, наличие социальной структуры общества;

-характеристика периодов существования Минойской цивилизации и Ахейской Греции показала, что данные цивилизации, бесспорно, имея взаимовлияния в экономике, культуре, религии того времени, различаются характером управления государством, внешней политикой, строительством дворцов, способами изображения тех или иных предметов, их стилистики, обрядами захоронений.

Таким образом, данное исследование показало, что греческие общества микенской эпохи были не примитивными общинами, а централизованными государствами с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением это были государства со своими особенностями в религии и искусстве, культуре. Очевидно, Крито – Микенская цивилизация исчезла, потому что эти ранние государственные образования Древней Греции достаточно прочным социально – экономическим фундаментом, необходимым для длительного исторического существования. Подданные этих государств не были заинтересованы в сохранении государства микенской правящей знати и не оказали решительного сопротивления дорийцам.

Список использованных источников

1. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, - 864 стр.

2.Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. 380 с.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр. Академия, 2003. – 544с., 16л.ил.: ил.

5. Сергеев В.С. История Древней Греции/ В.С. Сергеев; Под. общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. – Изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство «Полигон», 2002 – 704с.: 96л.ил.

6. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

[1] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил., с. 78.

[2] Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991., с.119.

* Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.,с.118.

* Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил, с. 79.

* Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с.700.

* Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.81-82.

* Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997, с.15.

[3] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002,.:96л.ил,с.84.

[4] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997,с.17.

[5] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997, с.17.

[6] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997, с.6.

[7] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997,с.8.

[8] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002,.:96л.ил. с.89.

[9] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с.702.

[10] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997, с.9-10.

[11] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997,с.9-10.

[12] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил , с.90-91.

[13] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил, с. 91.

[14] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997.с.12.

[15] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил, с.92.

[16] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.92.

* Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с.664.

* Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с.664.

[17] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил, с.85.

[18] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с. 642.

[19] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с.661.

[20] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.86.

[21] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с.674.

* Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с.676.

[22] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с. 86.

[23] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с. 679-680.

[24] Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр. Академия, 2003,16л.ил.: ил.с.89.

[25] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997.с.27.

[26] Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр. Академия, 2003., 16л.ил.: ил.с.90.

[27] Пиро Поль. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2000, ил.- (Популярная историческая библиотека), с. 510.

[28] Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997.с.23-24.

[29] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.96.

[30] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с. 703.

[31] Сергеев В.С. История Древней Греции В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.96.

[32] Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с 703.

Информация о файле
Название файла Археологические открытия Крито – Микенской цивилизации. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:09
Дата обновления 5.5.2020, 18:09
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 52.73 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 464
Скачиваний 140
Оценить файл