Анемия детского возраста. Роль фельдшера ФАП в профилактике дефицита железа у детей

Описание:
каждую главу, заключение, список литературы, каждое приложение следует начинать с новой страницы. Параграфы и пункты продолжаются на текущей странице.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ CРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания

по выполнению и защите

выпускных квалификационных работ

согласно ФГОС по специальностям СПО

(для студентов и руководителей)

Медногорск


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

3

2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы

4

3. Порядок подготовки выпускной квалификационной работы к защите на заседании Государственной экзаменационной комиссии

7

4. Защита выпускной квалификационной работы

8

5. Требования к содержанию и структуре ВКР

9

6. Требования к оформлению ВКР

12

Приложения

21


1. Общие положения

1.1. Положение по выполнению и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) согласно ФГОС по специальностям СПО для преподавателей и студентов колледжа составлено в соответствии с:

-    статьёй 59. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,

-     положением об организации Государственной (итоговой) аттестации выпускников ГБОУ СПО «Медногорский медицинский колледж» по специальностям СПО на основании письма Министерства образования России №18-51-415 ин -18-28 от 06.05.2003,

-      рекомендациями ВУНМЦ «Курсовая и выпускная (дипломная) работа» 2005 г.,

-     учебного пособия Минздравсоцразвития РФ «Организационные вопросы написания курсовой и дипломной работ» 2009 г.,

-       Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям СПО: 060101 «Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело», 060604 «Лабораторная диагностика»

-   ГОСТ 7.32. - 2001 «Отчет о научно - исследовательской работе. Структура и правила оформления»,

-   ГОСТ 2.105 - 95 «Общие требования к текстовым документам»,

-   ГОСТ 7.1. - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

         1.2 Целью государственной итоговой аттестации в виде защиты ВКР является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО), владеющего научными методами познания и способного самостоятельно решать профессиональные задачи на основе интеграции практических умений, навыков и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения в ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж».

       1.3. Задачами по выполнению обучающимися ВКР являются:

-                        систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по ОП, ПМ, МДК, умение применять их при решении частных научно - исследовательских и практических, профессиональных задач;

-                       формирование навыков проведения научного исследования и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

-                       развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и материалы ЛПУ, лабораторий, организаций;

-                       развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов;

-                       формирование навыков проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

-                       приобретение выпускниками опыта публичного выступления по результатам профессиональной деятельности и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;

-                       развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности;

-                       подготовка выпускника к работе по специальности.

        1.4. Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является одной из форм обязательной государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего медицинского образования по специальности в соответствии с ФГОС СПО. Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой обучающегося, на основании которой ГЭК решает вопрос о присвоении выпускнику квалификации специалиста.

          1.5. К защите ВКР допускаются обучающиеся, выполнившие требования, предусмотренные ФГОС СПО по специальности и прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом ГБОУ СПО «Медногорский медицинский колледж».

        1.6. Основными оценками качества и эффективности ВКР являются:

-                актуальность темы исследования;

-                соответствие содержания работы теме работы;

-                разработанность методологических характеристик работы;

-                глубина теоретического анализа проблемы;

-                обоснованность практической части исследования;

-                творческий и самостоятельный подход студента к решению задач, 

   поставленных в ВКР;

-                эффект использования результатов в практическом здравоохранении;

-                значимость и новизна результатов, полученных в ВКР.

        1.7. Обучающиеся начинают работать над теоретической частью ВКР с начала учебного года. Выполнение практической части ВКР, её написание и оформление может проводиться обучающимся в ходе производственной (преддипломной) практики по специальностям:

60101         «Лечебное дело» - 4 недели

060501 «Сестринское дело» - 4 недели

060604 «Лабораторная диагностика» - 4 недели

Рецензирование, подготовка к защите проводятся в течение срока ГИА - 2 недели.

2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы

2.1. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются колледжем на основании Программы государственной (итоговой) аттестации и Положения об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации, разработанных в соответствии со статьёй 59. «Итоговая аттестация» ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

         2.2.   Тематика     ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития медицинской и фармацевтической науки.

Она должна соответствовать профилю специальности, задачам теоретической и практической подготовки специалиста, быть актуальной, учитывать направленность и проблемы медицинской или фармацевтической специальности, решать конкретные задачи, в условиях реальной ситуации ЛПУ, лабораторий, где обучающиеся проходят преддипломную практику.

     2.3. Темы        ВКР разрабатываются преподавателями цикловых методических комиссий колледжа по специальностям совместно со специалистами баз практики лечебно-профилактических        учреждений,        лабораторий, заинтересованных в трудоустройстве выпускников, на которых предполагается выполнение ВКР и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Тема ВКР может быть продолжением исследований, проводимых в процессе выполнения курсовой работы.

     2.4. Перечень тем ВКР рассматривается на заседании цикловых методических комиссий и утверждается приказом директора колледжа.

     2.5. Студентам предоставляется право выбора темы ВКР или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее выполнения. Допускается выполнение ВКР по заказанной тематике лечебно - профилактических учреждений, лабораторий или органов управления здравоохранения.

     В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

      2.6. Изменение темы ВКР возможно директором колледжа не позднее

      2.7. Общим руководителем ВКР является заместитель директора по учебной работе, который организует следующую работу:

1.   Назначает руководителя ВКР каждому студенту.

2.   Контролирует проведение консультаций руководителями ВКР.

3.   Координирует деятельность студентов и руководителей.

4.   Разрешает конфликтные ситуации при их наличии.

5.   Назначает внутреннего рецензента на ВКР.

6.      Организует предзащиту ВКР с последующим обсуждением состояния и мер по её улучшению.

2.8. Руководителями ВКР назначаются преподаватели отделений «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика», имеющие достаточный опыт научной и педагогической работы, а также высококвалифицированные специалисты как по проблеме ВКР, так и в соответствующей отрасли, работающие в учреждениях здравоохранения, в органах управления здравоохранением, в медицинских образовательных учреждениях. При необходимости наряду с руководителем может быть назначен консультант.

       2.9. Основными функциями руководителя ВКР являются:

–                  руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР (в 2-х экземплярах для руководителя и студента) (Приложение 3);

–                консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);

–                          оказание помощи студенту в определении основных методологических характеристик работы, круга вопросов по изучению избранной темы, методов исследования, в составлении плана подготовки и плана выполнения работы, в подборе необходимой литературы);

–              задания на ВКР выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики (Приложение 3);

–              контроль над ходом выполнения ВКР и оказание помощи по вопросам ее организации и содержания на каждом этапе;

–              подготовка письменного отзыва на ВКР.

Основной формой работы руководителя являются консультации, которые проводятся в колледже и носят индивидуальный или групповой характер.

Цель консультации - систематический контроль и оказание помощи дипломнику.

Количество консультаций и затрачиваемое на них время зависит от темы исследования, условий ее выполнения, индивидуальных возможностей студентов, проходить они должны не реже одного раза в две недели.

Руководители должны обеспечивать порядок выполнения ВКР.

Руководители ВКР проводят предзащиту, в ходе которой удается выявить достоинства и недостатки работы, подготовить студентов к защите ВКР, правильно спланировать очередность защиты дипломников.

2.10. Оплата руководителю за организацию подготовки ВКР студентом - почасовая, по фактически затраченному времени в рамках графика учебного процесса. Учёт часов за руководство ВКР осуществляет заместитель директора по учебной работе

        2.11. Заместитель директора по учебной работе по рекомендации руководителя ВКР, утверждает рецензента и сроки рецензирования.

Процедурой отправления ВКР на рецензирование занимается непосредственный руководитель ВКР руководитель.

Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается

       2.12. ВКР в сброшюрованном виде и на электронном носителе, отзыв руководителя, внешняя и внутренняя рецензии предоставляются заместителю директора по учебной работе не позднее чем за 7 дней до защиты.

       2.13. Заместитель директора по учебной работе принимает решение о допуске студента к защите ВКР, о чем производится соответствующая запись на титульной стороне ВКР и передает ее в ГЭК не позднее, чем за 5 дней до начала итоговой государственной аттестации и готовит проект приказа по колледжу о допуске выпускника к защите ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

3. Порядок подготовки выпускной квалификационной работы к защите на заседании Государственной экзаменационной комиссии

3.1.По завершению ВКР руководитель оформляет отзыв на работу, в котором по каждому этапу работу оценивает уровень сформированности общих компетенций выпускника (Приложение 2).

Отзыв руководителя не нумеруется, помещается в отдельном файле. Отзыв руководителя должен содержать:

•     обоснование выбора темы и ее актуальности;

•     характеристику основных результатов работы;

•     анализ научной практической ценности ВКР;

•     степень самостоятельности автора при выполнении ВКР, умение работать с источниками, способность структурировать и систематизировать информацию, проводить анализ, делать выводы из полученной информации;

•     наличие инновационных подходов (методов, приемов, способов) к планированию и осуществлению исследования;

•      анализ выполнения календарного графика студентом, отмечает творческий вклад, инициативу, личные качества дипломника;

•     недостатки, замечания (если они имеются);

•     рекомендацию (не рекомендацию) ВКР к защите в форме: «выпускная квалификационная работа соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к ВКР и рекомендуется (не рекомендуется) в защите.

В случае отрицательного заключения руководителя (не рекомендация дипломной работы к защите) работа не допускается к защите.

Отметка в отзыве руководителем не выставляется.

         3.2. ВКР подлежит обязательному рецензированию.

         3.2.1. Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты как по проблеме ВКР, так и в соответствующей отрасли, работающие в учреждениях здравоохранения, в органах управления здравоохранением, в медицинских образовательных учреждениях. При этом предпочтение отдается специалистам тех учреждений и организаций, где студент проходит преддипломную практику.

3.2.2. Рецензии на ВКР не нумеруется, помещаются в отдельном файле.

3.2.3. Рецензия на ВКР должна включать (Приложение 4):

-     оценку профессиональной подготовленности студента к самостоятельной работе, сформированность профессиональных компетенций по основным видам деятельности, заявленным по ОПОП специальности;

-     заключение о соответствии содержания работы заявленной теме;

-      общую характеристику темы, её актуальность

-      оценку полноты разработки вопросов, заявленных в плане работы и глубины их исследования;

-      оценку научной и практической значимости работы;

-      оценку практической и теоретической подготовки студента, проявленной во время выполнения ВКР;

-      оценку качества оформления ВКР;

-     заключение об актуальности работы, возможности использования ее результатов для практического здравоохранения, опубликование статьи, общий вывод и оценку работы в целом;

-     недостатки ВКР.

           3.2.4. Рецензент выставляет оценку студенту за ВКР: «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Рецензент должен указать: «рекомендуется (не рекомендуется) присвоить выпускнику квалификацию «фельдшер», «медицинская сестра/медицинский брат», «фармацевт», «медицинский лабораторный техник», «гигиенист стоматологический».

В случае отрицательной рецензии рецензента и наличия положительного отзыва на ВКР руководителя, работа направляется на повторное рецензирование другому специалисту. По результатам повторного рецензирования принимается решение о допуске (не допуске) ВКР к защите.

3.2.5. Рецензия должна быть представлена в рукописном или печатном виде. Подпись рецензента заверяется печатью организации по месту его работы.

3.2.6. Содержание рецензий доводится до сведения студента не позднее, чем за 3 дня до защиты ВКР.

3.2.7. Студент должен внимательно изучить все замечания рецензентов, оценить их важность и подготовить объяснения по ним для ГЭК.

Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

4. Защита выпускной квалификационной работы

4.1. Защита ВКР проводится на открытых заседаниях Государственной экзаменационной комиссии с участием не менее 2/3 ее состава.

4.2. Перед защитой секретарь аттестационной комиссии передает ВКР и другие документы ее председателю.

4.3. Процедура защиты устанавливается  председателем по согласованию с членами ГАК:

–       на защиту отводится до 45 минут и, как правило, включает доклад студента (10-15 мин.), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов ГАК, ответы выпускника;

–       может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если они присутствуют на заседании ГАК.

       4.4. По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты ВКР.  Результаты защиты определяются оценками  «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

       4.5. При выставлении итоговой оценки по защите ВКР принимаются во внимание следующие показатели:

–       владение материалом;

–       оформление работы;

–       презентабельность;

–       умение участвовать в научной дискуссии;

–       отзыв руководителя;

–       рецензия;

–        публикации выпускника по теме исследования.

4.7. Результаты объявляются в тот же день после оформления и утверждения в установленном порядке протоколов заседания Госу­дарственной экзаменационной комиссии.

4.8. Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» или не защи­тивший ВКР в установленные сроки, отчисляется из учебного заведения с выдачей академической справки.

4.9. Повторное прохождение итоговой аттестации допускается по решению Государственной экзаменационной комиссии в период ее очередной работы, но не ранее чем через один год.

В этом случае комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же темы ВКР, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы.

4.10. Протоколы       ГЭК:

-   отражают итоговую оценку ВКР, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии;

-   подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами ГАК.

       4.11. Выполненные         студентами ВКР хранятся после защиты в колледже не менее 3 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается комиссией, организуемой приказом по колледжу, которая представляет предложения о списании ВКР, которое оформляется актом.

Диски по ВКР после защиты сдаются в методический кабинет до 1 июля текущего года.

       4.12. ВКР, выполненные на высоком учебно-методическом уровне, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.

5. Требования к содержанию и структуре ВКР

5.1 Структура ВКР

ВКР состоит из следующих обязательных разделов:

1.       Титульный лист;

2.       Задание на ВКР;

3.       Содержание;

4.       Введение;

5.       Теоретическая часть;

6.       Практическая часть

7.       Заключение;

8.       Список использованной литературы;

9.       Приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (приложение 3).

Содержание (план) ВКР включает названия глав с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам глав в тексте работы. Сокращенная редакция текста не допускается.

 Во введении следует обязательно раскрыть:

- актуальность темы;

- определить цель работы;

- определить основные задачи работы;

- сформулировать научную новизну и практическую значимость работы;

- информацию о современном состоянии рассматриваемого вопроса, о перспективах и путях его решения.

Введение в работе должно быть по объему 2-3 страницы.

Содержание основной части должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. В работе должна соблюдаться строгая логическая связь между параграфами и главами. Для этого хорошо использовать предложения – связки в виде выводов и предложений.

В этой части работы исследуются теоретические положения по выбранной теме

Направление и характер работы могут изменяться в зависимости от того, в какой мере будет привлечен практический материал.

В работе не должно быть простого изложения фактов, их констатация. Главным является их осмысление, подтверждение выводов, вскрытием причин.

В работе подводятся итоги всех исследований, обосновываются выводы, приводятся собственные предложения, направленные на улучшение практической деятельности.

В конце каждой главы (параграфа) следует формулировать выводы (3-4 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод – это абстрактное выражение какой – либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды специалистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных.

Выводы начинаются оборотом «Таким образом, …» или «Следовательно, …», затем формулируется содержание самих выводов. При формулировании выводов необходимо учитывать, что:

- выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

- в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные;

- вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы;

- при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для последующего материала;

- выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания главы рассуждения.

Объем основной части должен быть  не более 40 страниц.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов в главах работы и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.   

Заключение должно быть по объему 2-3 страницы.

На последней странице заключения поставить дату и подпись.

 Приложения

В приложении рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной ВКР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы испытаний;

- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

- заключение метрологической экспертизы;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения ВКР;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- акты внедрения результатов ВКР и др.

5.2.  Содержание ВКР

Введение – этот элемент пояснительной записки показывает степень понимания слушателем предполагаемых исследований по содержанию и объему и потому является важным этапом написания работы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно обосновать и сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Раскрытие актуальности темы должно заканчиваться выводом, например: «Таким образом, данная тема актуальна».

Формулировка цели работы должна заключаться в решении проблемы, определяемой темой работы, путем ее анализа и нахождения закономерностей между различными явлениями.

Цель работы позволяет сформулировать ее задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать …, разработать …, обобщить …, выявить …, доказать …, внедрить …, показать …, выработать …, изыскать …, найти …, изучить …, определить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, дать рекомендации …, установить взаимосвязь …, сделать прогноз … и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы в целом. Задач в работе не должно быть много (не более 3-4). Это, прежде всего, объясняется тем, что все заявленные задачи должны быть обязательно решены, иначе работа считается не выполненной или выполненной частично.

Научная новизна работы обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей различных процессов, подтвержденных расчетами. Она неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий и оценке их экономического эффекта (эффективности), которые следует провести субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования – это то, что анализируются в работе. Объект исследования – это то, где находится предмет исследования.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений, их наличие придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Первая глава – это теоретическая часть работы, которая содержит постановку проблемы и основные пути ее решения, характеристику используемых при этом подходов, методов, моделей, финансовых инструментов. Раскрывается их сущность. Она носит обще­теоретический характер. Эта часть работы является средством для создания теоретической базы при рассмотрении практических вопросов исследуемой проблемы.

При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в литературных источниках или нормативно-пра­вовых документах, следует давать их критический анализ. Критический анализ теории вопроса служит основанием для выработки собственного мнения, которое необходимо аргументи­ровать.

Полученные в результате рассмотрения первой главы выводы должны раскрыть научную новизну работы, которая формулируется во введении. Выводы первой главы, должны также служить «мостиком», переходом ко второй главе.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется выполнить анализ, состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, статистические данные, отражающие протекающие исследуемые процессы в рамках конкретного предприятия. Результаты анализа необходимо подтверждать конкретными причинами. Иначе - это не анализ, а констатация фактов.

Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. При подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы. Цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные экономические и математические методы.

Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие таких программ показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему.

Полученные в результате рассмотрения второй главы выводы должны раскрыть состояние объекта исследования и причины, которые привели его в это состояние.

В третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон деятельности, проблемные участки (причины!) которых были выявлены во второй главе.

Высказываемые в третьей главе предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении.

Необходимо выполнить оценку экономического эффекта (эффективности) предлагаемых мероприятий по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

В заключение работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнута ли цель и решены ли задачи работы, в сжатой форме приводятся теоретические выводы по всем главам, практические предложения, базирующиеся на основе проведенных исследований как теоретического, так и практического материала.

В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы. Заключение должно показать, насколько материал работы может быть использован на практике.

Таким образом, заключение является «зеркальным» отражением введения, т.е. поставленные во введении цель и задачи должны найти отражение в виде выводов в заключении. Обратите внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении. В случае не соблюдения этого принципа работа считается выполненной частично или не выполненной полностью.

6. Требования к оформлению ВКР

6.1. Работа оформляется в 1 экземпляре на компьютере в соответствии с п. 6 ГОСТ 7.32 – 2001 с внесенными изменениями от 01. 12. 2005. Она представляется только в переплете.

6.2. Объем работы не должен превышать 50 - 60 страниц. В данный объем не включаются приложения. ВАР должна состоять из введения, трех глав и заключения. Рекомендуется следующее распределение текста по разделам: введение - не более двух страниц, главы - не более 15 – 20 страниц, заклю­чение — не более двух- трех страниц. Объем основной части –35-40 страниц.

6.3. Страницы текста и включенные иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210х297 мм) по ГОСТ 9327 – 60 («Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы»).

6.4. Текст излагается на одной стороне листа с оформлением полей: левое – 30мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм.

6.4. Работа оформляется полуторным интервалом шрифтом Times New Roman размером 14.

6.5. Цвет шрифта должен быть черным. Полужирный шрифт не применяется.

6.6. Стандартный машинописный лист должен содержать 28 - 30 строк, включая сноски, с 60 - 64 знаками в строке.

6.7. Новый абзац начинается с новой строки. Отступ составляет 12,5 мм (1.25).

6.8. Все страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до листа «ПРИЛОЖЕНИЯ» включительно без пропусков и повторений. Сами листы приложений не нумеруются.

6.9. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Номер не ставится также на листе «СОДЕРЖАНИЕ». Нумерация страниц начинается с раздела «ВВЕДЕНИЕ» (это страница с номером 3 или 4).

6.10. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки.

6.11. Содержание работы помещают после титульного листа и задания по ВКР.

6.12. В содержании указывается перечень всех глав и параграфов. Заголовки и их рубрикации в содержании и тексте работы должны быть идентичны, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.

6.13. Наименования структурных элементов (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2, ГЛАВА 3, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА) служат заголовками структурных элементов пояснительной записки ВКР.
6.14. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

6.15. Глава должна содержать разделы – параграфы, подразделы – пункты, которые имеют соответствующую нумерацию и записываются с абзацного отступа.

6.15.1.  Оформление глав

Главы должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Пункты  каждого параграфа должны иметь нумерацию в пределах каждого параграфа. Номер параграфа состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. Например, 1.2, 2.3 и т.д.

Наименование глав записывают в виде заголовков заглавными буквами симметрично относительно текста без подчеркивания. Слово «ГЛАВА» в заголовке не пишется.

Наименование параграфов записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчеркивания и с абзацного отступа.

Переносы слов в наименовании глав, параграфов не допускаются.

Точку в конце наименования главы, параграфа и пункта  не ставят.

Если наименование главы, параграфа или пункта состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Все требования, перечисленные в тексте, отражены на рисунке  1.

Заголовки по тексту работы и в содержании работы должны быть одного вида, т.е. главы печатаются заглавными буквами, а параграфы и пункты строчными буквами.

Содержание, введение, каждую главу, заключение, список литературы, каждое приложение следует начинать с новой страницы. Параграфы и пункты продолжаются на текущей странице.

6.5.2. Требования к тексту

Текст должен отвечать требованиям грамматики и стилистики. При написании текста работы не допускается применять:

- обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;

- различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

- иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

- математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»);

- математические знаки без цифр, например: ≤ (меньше или равно), ≥ (больше или равно), ≠ (не равно), № (номер), % (процент).

В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить арабскую цифру, после которой ставится скобка. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать черточки.

Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Не допускается на одном листе более одного исправления, во всей работе –  более 8. Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.

6.5.3. Оформление числовых значений

Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Не допустимо приводить следующий ряд величин: 45; 67; 76,8; 87,98. Данный ряд должен выглядеть следующим образом: 45,00; 67,00; 76,80; 87,98.

Не следует приводить значения, в которых количество значимых цифр более трех, величины лучше округлять (например, 56,7893 до 56,8). А еще лучше, если величины будут выражены целыми числами.

В тексте работы числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словом (например, пять раз, 9 руб., 15 раз).

 Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещенных в таблицах.

Если в тексте для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одних и тех же единицах измерения, то измерения единицы указываются после последнего числового значения диапазона (например, от 1 до 5 руб.).

Если в тексте работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одних и тех же единицах измерения, то единицы измерения указывают только после последнего числового значения (например, 200, 300, 4000 руб.).

Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний, а у порядковых числительных окончание указывается, например, 7-го.

Интервалы величин в виде «от» и «до» записываются через дефис, например, стр. 5-7.

6.5.4. Оформление формул и уравнений

Для написания формул использовать только редактор формул, диалоговое окно которого представлено на рисунке 2. На панели инструментов редактор формул представляется пиктограммой:. Написание формул в виде слов недопустимо.

 

Рисунок 2 - Диалоговое окно редактора формул

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (×), деления (:) или других математических знаков. Знак в начале следующей строки повторяют).

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле (рисунок 3). Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него (рисунок 3).

Формулы в работе должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1).

Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Например, формула (В.4).

Допускается нумерация формул в пределах одной главы работы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и номера формулы, разделенных точкой.

6.5.5. Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки и т.п.) следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. При выполнении схем допускается использование туши, маркеров, карандашей и т.д. Все надписи на листах должны быть свободно различимы. Иллюстративный материал должен быть выполнен грамотно, зачеркивания и опечатки не допускаются.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в пояснительной записке.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией отдельно по каждому виду иллюстрации. Если иллюстрация в работе одна, то она все равно обозначается с присвоением ей номера, например, рисунок 1.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют, например, следующим образом, «Рисунок 1 – Сердечнососудистая система». В конце наименования иллюстрации точку не ставят.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Рисунок А.3.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах одной главы работы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, которые разделены точкой, например, рисунок 1.1.

Иллюстрации могут быть расположены по тексту работы (возможно ближе к первому упоминанию в тексте) или даны в приложении. Если иллюстративный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к тексту иллюстрации или к названию иллюстрации.

На весь приведенный иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте работы, например, «… в соответствии с рисунком 2» (при сквозной нумерации) или «… в соответствии с графиком 1.2» (при нумерации в пределах главы).

В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин.

Надписи, относящиеся к кривым и точкам, производят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых приводится в поясняющих данных.

На одном графике не следует приводить более трех кривых. Если одна кривая значительно отличается от остальных, то количество кривых может быть и больше трех.

6.5.6. Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать  над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее  номером через тире.

Таблицу следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в пояснительной записке. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблица, расположенная в приложении имеет нумерацию с учетом номера приложения. Например, «Таблица В.1», т.е. таблица 1, расположенная в приложении В.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте  пояснительной записки.

При наличии в работе небольшого по объему цифрового материала оформление таблицы нецелесообразно. Такой материал следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу № п/п в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы включают в название таблицы, например, Заболеваемость, в %.

Таблица слева, справа и снизу, как правило, ограничивается линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Слова более, не более, менее, не менее, в пределах следует помещать рядом с наименованием соответствующего параметра в боковике таблицы или в заголовке графы.

Если цифровые данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк.

Заголовки граф записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку и (или) боковик заменять соответственно номером граф и (или) строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

В таблицах числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз.

В названии, головке и боковике таблицы следует использовать минимальное количество аббревиатур, даже если они оговорены в перечне применяемых сокращений.

Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из однотипных слов, чередующихся с цифрами, заменяют кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, при первом повторении его заменяют словами то же, а далее – кавычками. Если последующая фраза является частью предыдущей, то допускается заменить ее словом то же и добавлять дополнительные сведения. При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять.

Если таблица содержит данных значительно больше, чем можно охватить одним взглядом, то такую таблицу следует поместить в приложение. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

6.5.7. Оформление примечаний и ссылки (сноски)

Примечания приводятся, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблицам или графическому материалу.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которой относится это примечание, и располагать с прописной буквы с абзаца. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка, и текст примечания пишут с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставится двоеточие, каждое примечание нумеруют арабскими цифрами.

Если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические или другого характера ссылки, то эти положения помечаются надстрочными знаками сноски. Указатель сноски должен быть единым (или порядковые цифры, или звездочки) для всей работы. Внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст сноски, отделенный от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны (1/3 длины строки). Для оформления сноски необходимо воспользоваться опцией «Вставка», далее «Ссылка» затем «Сноска» и используя окна диалога оформить сноски по тексту.

Если необходимо привести сноску к данным, расположенным в таблице, то текст ссылки помещают внизу таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом самой ссылки. Текст сноски приводится внизу страницы.

В тексте библиографической сноски должны соблюдаться правила библиографического описания источника. Пример оформления библиографической ссылки.[1]

Допускается вместо цифр использовать для обозначения знака сноски звездочки: «*». Применять более четырех звездочек на одной странице не рекомендуется.

В тексте любой учебной или научной работы для конкретизации и подтверждения точности приведенных данных, цифр, фактов, цитат необходимо использовать ссылки. Это могут быть ссылки на структурные элементы работы (таблицы, иллюстрации, приложения), на документы (библиографические источники).
Библиографическая ссылкаэто совокупность кратких библиографических сведений об источнике цитаты или заимствования, а также об издании, которое оценивается, рекомендуется или критикуется в основном тексте, необходимых и достаточных для их общей характеристики, идентификации и поиска.

Ссылки приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература. Обязательно подтверждаются ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы, а также сведения, полученные при анализе (подсчете, группировке в таблицы и т. п.) данных, приведенных в изученных источниках и литературе.

Чаще всего используются затекстовые ссылки. При этом достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость постраничных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы или к каждой главе.

Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы.

Например:

«К.М. Сухоруков [43] наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает...».

Ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием страниц цитируемого документа.

Например:

«А.Д. Сахаров [63, с. 201–202] писал, что...»

Применяется и комбинированная ссылка, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников.

Например:

«Как видно из исследований [6, с. 4–9; 9, с. 253; 10–14]...».

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой.

Например:

«Исследованиями ряда авторов [27; 91; 132] установлено, что...».

При оформлении ссылок на нормативные источники следует приводить текст этих документов из официальных изданий: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетени нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др.

В тексте работы ссылка на источник, названный в списке литературы, указывается в квадратных скобках, например, [1]. При необходимости ссылка может включать в себя номера страниц используемого источника. Например, ссылка [1, с.23-25] указывает на необходимость обратиться к страницам 23, 24 и 25 литературного источника под номером 1 в списке литературы.

6.5.8. Оформление списка литературы

Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. При этом в список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые изучены при исследовании темы работы.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Рекомендуется три варианта заглавия списка:

1. Литература (Библиографический список) – если включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет.

2. Список использованной литературы – если включается только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований.

3. Список использованных источников и литературы – если включаются, кроме изученной литературы, и источники (памятники литературы, документы и т.д.).

Расположение литературы в списке избирается автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы. Как правило, литературу на иностранных языках помещают в конце списка.

Наибольшее распространение получил алфавитный способ расположения материала. Алфавитное расположениепо фамилиям авторов, загла­виям книг и статей (если автор не указан или авторов больше трех).

Литература группируется в списке в следующем порядке:

1)    нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности;

2)    ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;

3)    источники статистических данных в хронологической последовательности;

4)    документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

5)    книги и статьи на русском языке – в алфавитном порядке;

       6) книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

В работе разделение на группы, указанное на рисунке 12, ненужно. Здесь это сделано с целью демонстрации, какими источниками необходимо пользоваться при работе над проектом.

Литературный источник приводится в соответствии с библиографическими требованиями с указанием автора, названия, выходных данных и объема. Для статей данные дополняются указанием страниц, названием статьи и источником ее публикации.

6.5.9. Оформление приложений

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д. Приложения могут быть обязательными или информационными. Информационные приложения могут быть справочного или рекомендуемого характера.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения выполняют, как правило, на листах формата А4. Допускается выполнять приложения на листах формата А3.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного приложения – «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы «А», за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы (для отличия от близких по начертанию букв и цифр). После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O (для отличия номера приложения от цифр 1 и 0). Кроме того, приложения можно обозначать цифрами.

Если содержимое приложения не умещается на одном листе, то оно продолжается на последующих листах с указанием в правом верхнем углу приложения с этим номером.

6.5.10. Оформление общепринятых текстовых сокращений (аббревиатур) и терминов

При выполнении оформления общепринятых текстовых сокращений и терминов используется  ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». В работе используются, как правило, только общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например, РФ, ЦБ РФ и т.п. Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы (перед списком литературы) должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 


                ДОПУСК К ЗАЩИТЕ

Заместитель директора

по учебной работе                           Н.Л. Кирьянова

Приказ №      от «___»______20___

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

ТЕМА:  Анемия детского возраста. Роль фельдшера ФАП в профилактике дефицита железа у детей

Специальность                                  «Лечебное дело»

Квалификация                                   «Фельдшер» 

             Студент                                                                                                               Х
илько Г.Б.
                                                                                                     
          Руководитель                                                                                                            Архип
ова Л.А                                                                                                      
          Рецензент                                                                                                     
             Демакова М.В.
                                                                                                      

                                                   Медногорск, 2014

Приложение № 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 


Отзыв

На выпускную квалификационную  работу (ВКР) студента

________________________________________________________________

Специальность  _________________________

Квалификация __________________________ 

Тема: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Содержание отзыва*

* Вначале руководитель отмечает, в какой форме выполнена выпускная квалификационная работа, в какой мере она соответствует требованиям итоговой государственной аттестации и позволяет сделать вывод о возможности  ведения профессиональной деятельности в данном направлении

В отзыве должны содержаться анализ объекта, предмета и цели исследования, решаемых задач, разбор глав работы и выводов по ним, оценка навыков работы с источниками информации, логики рассуждений, используемых научных методов, значимости практических предложений. Руководитель отмечает недостатки и ошибки, допущенные студентом на разных этапах разработки ВКР, а также исполнительность и самостоятельность проведения научных исследований. 

Свой отзыв руководитель завершает фразой: «Содержание выпускной квалификационной работы позволяет сделать вывод, что она является (не является) законченным исследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно (несамостоятельно). Выводы и практические предложения работы позволяют (не позволяют) квалифицировать ее как решение актуальной практической задачи будущей профессиональной деятельности. Работа отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам.

В этой связи рекомендую (не рекомендую) студента (Ф.И.О.) допустить к защите выполненной им выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией»

Руководитель ВКР  ________________________________________________

_________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, место работы, должность)

Подпись_____________                                                  «    » ___________ 20__г.


Приложение № 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе                           Н.Л. Кирьянова

Задание

          на выполнение выпускной квалификационной  работы (ВКР)

студента (тки) ____________________________________________________

Специальность  _________________________

Квалификация __________________________ 

Тема: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

База преддипломной практики ___________________________________________

 ____________________________________________________________________

Срок сдачи студентом законченной  выпускной квалификационной работы             «______» ________20______г.

Требования к организации профессиональной деятельности по выполнению ВКР:

-          использовать в работе современные достижения медицинской науки и практики, научный подход и методы, критично относиться к поиску необходимой информации, использовать статьи с высокой степенью достоверности и строгими научными доказательствами;

-          конструктивно взаимодействовать и работать в сотрудничестве с руководителем, заместителем директора по УР, УПР, председателем МК по специальности, руководителями и медперсоналом баз практики ЛПУ, аптек, лабораторий, опытными врачами, провизорами, медицинскими лабораторными техниками.;

-          проявлять высокую степень ответственности, дисциплинированности, инициативности, самостоятельности при решении поставленных задач, демонстрировать умение работать в коллективе и малой группе, в соответствии с календарным планом в указанный срок сдавать проделанную работу руководителю.

Руководитель _________________________________________________________

Перечень подлежащих разработке заданий по выполнению ВКР

Период выполнения

(количество консультаций)

Дата выполнения

работы студентом

Раздел принял (дата) Заключение руководителя

1.  Изучение Методических указаний к выполнению и защите выпускной квалификационной работы согласно ФГОС по специальностям СПО (для преподавателей и студентов) ГБОУ СПО «Медногорский медицинский колледж».

2.  Встреча с руководителем ВКР

Выбор и формулирование темы ВКР. Разработка темы - работа в библиотеке, в тематических электронных каталогах российских библиотек, медицинских электронных базах сети Интернет, поиск и сбор информации по теме исследования в медицинских журналах, подбор профессиональной специальной литературы, нормативных документов, приказов, постановлений по теме ВКР, составление библиографического списка по теме.

     3.  Встреча с руководителем ВКР. Разработка научного аппарата. Проведение контент - анализа темы дипломной работы с помощью словарей и специальной литературы, основных понятий. Определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка конечной цели исследования и основных задач, определение объекта, предмета исследования, разработка гипотезы исследования, определение задач и методов и методик исследования. Подбор информационных и научных литературных источников, их изучение и анализ, аннотирование, реферирование. Анализ трудов зарубежных авторов и передового отечественного опыта, критическая оценка концепций различных авторов. Проведение литературного критического обзора: история исследуемой проблемы, уровень разработанности проблемы в теории и практике и формулировка выводов. Исправление, корректировка по замечаниям, рекомендациям, высказанным в процессе обсуждения.

4. Встреча с руководителем ВКР. Разработка плана Оглавления теоретической и практической частей ВКР. Составление списка использованных источников и литературы с указанием страниц. Подбор необходимого иллюстративного материала по теме ВКР. Исправление, корректировка по замечаниям, рекомендациям, высказанным в процессе обсуждения.

Планирование Введение ВКР

5. Встреча с руководителем ВКР.

Введение ВКР - на бумажном и электронном носителе. Последовательное, литературно обработанное, логичное изложение

Исправление, корректировка по замечаниям, рекомендациям, высказанным в процессе обсуждения.

Планирование Глава 1 - Наименование теоретической части, план и его раскрытие, выводы по теоретической части ВКР. Подготовка приложений, нормативных документов, таблиц, схем, перечня графического, иллюстративного материала

6. Встреча с руководителем ВКР. Введение.

Глава 1 - Наименование теоретической части, план и его раскрытие, выводы по теоретической части ВКР. Приложения, список использованных источников и литературы. (Печатный вариант и на электронном носителе). Исправление, корректировка по замечаниям, рекомендациям, высказанным в процессе обсуждения.

Планирование: Глава II- наименование практической части. План практической части. Выбор методов и методик для выполнения исследования. Определение базы практического исследования

7. Встреча с руководителем лечебного учреждения, отделения ЛПУ, получение согласия на проведение исследовательской работы

Глава II - наименование практической части. План практической части. Методы и методики исследования. Подготовка таблиц, диаграмм, графиков, перечня графического/ иллюстративного/ практического материала. Исправление, корректировка по замечаниям, рекомендациям, высказанным в процессе обсуждения

8. Встреча с руководителем ВКР. Уточнение темы, подготовка темы в приказ, уточнение разработанной программы и внесение корректив в план практического исследования.

9. Проведение исследования, подготовка собранных данных, обработка результатов и представление их в виде, удобном для анализа и описания, формулирование выводов, предложений. Возможность внедрения результатов исследования в реальных условиях ЛПУ, лабораторий. Встреча с руководителем ВКР.

10. Работа над заключением, предложениями и рекомендациями. Корректировка ВКР, внесение дополнений, изменений. Подготовка мультимедийной презентации (диск). Оценка оформления библиографии, соблюдения ГОСТ в оформлении ВКР, грамотности. руководителем. Встреча с руководителем ВКР. Подготовка отзыва руководителя ВКР, рецензирование работы

11. Подготовка тезисов выступления, презентации, протокола для ГЭК. Сдача ВКР и дисков в учебную часть. Встреча с руководителем ВКР и репетиция защиты ВКР

12. Защита ВКР. Представление дипломника руководителем ВКР.

Руководитель        __________________                                «     » ___________ 20__г.

Задания и календарный план

принял к исполнению    __________________                      «     » ___________ 20__г


Приложение № 4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 


Рецензия

          На выпускную квалификационную  работу (ВКР) студента(тки)

________________________________________________________________

Специальность  _________________________

Квалификация __________________________ 

Тема: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Приложение № 5

Рекомендации по подготовке  к защите ВАР

7.1. Подготовка доклада

Какой бы великолепной ни была квалификационная работа, без квалифицированного ее представления невозможно полу­чить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как слушатель-выпускник ее представит.

Доклад является концентрированным выражением результатов выполненной вами работы. По сути, это изложение заключения работы в сжатой форме. А заключение – это грамотно структурированы и изложены в виде текста выводы по аналитической (глава 2) и практической (глава 3) частям работы.

В докладе не нужно отчитываться о проделанной вами работе. Например, «В главе 1 изучен теоретический материал, посвященный методологии выполнения анализа финансового состояния предприятия. Во второй главе выполнен анализ финансового состояния предприятия с применением горизонтального и вертикального анализа и так далее».

Доклад – это структурированный рассказ о предприятии, его экономических и финансовых проблемах и об эффективных путях их решения. Он должен быть построен по следующей схеме:

1. Обращение: Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему…

2. В 2-3 предложениях дается характеристика актуальности темы.

3. Цель работы - формулируется цель из введения ВКР.

4. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

Формулируются задачи, используя названия глав. При этом в формулировке должны присутствовать глаголы типа - изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т.п.

Третий, четвертый пункты лучше не озвучивать, а обратить внимание слушателей на слайды, на которых и представлена эта информация.

     5. В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты: Далее из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь можно демонстрировать плакаты, слайды (если есть).

При демонстрации плакатов не следует читать текст, изображенный на них. Надо только описать изображение в одной - двух фразах.

Если демонстрируются графики, то их надо назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках.

При демонстрации диаграмм обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т.п. Графический материал должен быть наглядным и понятным со стороны. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы должен отражать лишь конкретные выводы.

6. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: (формулируются основные выводы, вынесенные в заключение).

7. Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения: (перечисляются предложения). Данные предложения использованы в работе анализируемого предприятия (доложены руководству и приняты им). Экономический эффект от внедренных предложений составил… руб. (или экономическая эффективность от внедренных предложений составила Х%).

Всего весь доклад с хронометражем в 5-7 минут (с демонстрацией плакатов) укладывается на 3-4 стр. печатного текста со шрифтом №14.

Завершается доклад словами: Доклад окончен, спасибо за внимание.

Выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (например, проекты уставов, нормативных актов и т.д.), иллюстрирующий основные положения работы.

После доклада слушатель-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК.

7.2. Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) квалификационной работы с помощью программ презентационной графики

Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготовки КП необходимо хорошо знать все ее особенности.

Компьютерная презентация позволяет использовать ее выпускнику как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет члену Государственной экзаменационной комиссии одновременно изучать квалификационную работу и контролировать выступление слушателя-выпускника. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15 - 20 слайдов.

Основными принципами при составлении КП являются

• лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится название и автор. Советуем придумать краткое название и поместить его на все слайды (Вид — Колонтитул — Приме­нить ко всем). Сделайте также нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации. В итоговом слайде должно найтись место для благодарности руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.

Основное требование каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Используйте шаблоны для подготовки профессиональной КП. При разработке оформления используйте дизайн шаблонов (Формат — Применить оформление). Не увлекайтесь яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.

Не злоупотребляйте эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом, если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала иссле­дования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.

Настройте временной режим вашей презентации. Используя меню «Показ слайдов — Режим настройки времени», узнайте, сколько минут требуется вам на каждый слайд. Очень важно не торопиться на докладе и не «мямлить» слова. Презентация легко поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить.

Если вы только читаете текст слайдов, то это сигнал комиссии, что вы не ориентируетесь в содержании.

Но если вы растерялись или не можете проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным вашим спасением. Желательно подго­товить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Распечатайте их (Печать — печатать заметки) и используйте при подготовке и в крайнем случае на самой презентации. Распечатайте некото­рые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.

Используйте интерактивные элементы. Для управления своей КП используйте интерактивные кнопки (вперед-назад) или, в крайнем случае, клавиатуру РqUp-PqDn. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определенному слайду. В автоматическом режиме обязательно проконтролируйте вре­менной интервал своего доклада.

СОВЕТЫ:

1.    Помните, в комиссии сидят ваши преподаватели, а не ваши враги.

2.    Но будьте внимательны в использовании терминологии, формул, числового материала.

3.    Перепроверьте его более тщательно, так как грубую ошибку в докладе вам не простят.

4.    Используйте в речи понятные аудитории слова, не бравируйте новыми терминами и понятиями. Постарайтесь найти аналогии и иллюстрации к вашим определениям.

Не стесняйтесь, будьте самими собой, но говорите "мы", а не "я".


Приложение № 6

Пример оформления списка использованных источников и литературы

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Артемьев В.Н. Организация научно-исследовательской работы медицинских сестер в лечебно-профилактическом учреждении: Учебно- методическое пособие / В.Н. Артемьев и др.- Омск, 2004-61 с.

2.      Гущин, В.В. Методическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы / В.В. Гущин. - М.: Наука, 2002- 62 с.

3.      Зеленчук И.А., Салько СВ., Рублев B.C. Организация выполнения квалификационной работы. Оформление и защита: Учебно-методическое пособие- Омск, 2009.- 28 с.

4.      Немыкина И.Н. Дипломная работа: от выбора темы до защиты: Методические рекомендации. - М.: АПКиПРО, 2004.- 22 с.

5.      Оформление библиографического аппарата документа: Сборник материалов. - Омск: ФГОУ СПО Омский медицинский колледж Росздрава, 2007. - 10 с.

6.      Организация и методика исследовательской работы студентов: Учебно- методическое пособие для преподавателей и студентов ср. мед. уч. завед. - Казань, 2001- 36 с.

Статьи из журналов и газет

7.         Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

8.         Габович Б.М. Хроническая послеоперационная боль // "Медицинская сестра". 2014. №1

Электронный  ресурс

9.     Балабанова И.Т. Новые технологии в операционном блоке. http://www.rusvrach.ru/ms/archive/medsestra-01-2014/5154-magazine-medsestra-2014-01-001.html

10. Борисова В.Н., Козлова Л.Л. Необходимость психологической поддержки пациентов в периоперационный период. http://www.rusvrach.ru/ms/archive/medsestra-01-2014/5158-magazine-medsestra-2014-01-005.html


Приложение №7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДНОГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 


Карта экспертной оценки ГЭК доклада

по защите выпускной квалификационной работы по специальности

ФИО выпускника _____________________________________________________________

Специальность_______________________________ Группа__________________________

Тема____________________________________________________________________________
_____

________________________________________________________________________________
_____

№ п/п

Показатели

Критериальный показатель в баллах

Фактическая оценка доклада в баллах

1

Степень соответствия доклада и содержания выпускной квалификационной работы теме (обведите кружком оценку по одному из пунктов)

*Теме соответствует, полно отражена роль среднего медицинского работника

*Теме соответствует, недостаточно отражена роль среднего медицинского работника

*Теме соответствует, не отражена роль среднего медицинского работника

1

0,75

0,5

2

Научная ценность выпускной квалификационной работы. Максимальная оценка за научную ценность работы - 10 баллов

*Настоящий раздел содержит 10 признаков, на основании которых выводится общий балл *Отсутствие любого из перечисленных ниже признаков снижает указанный общий балл на 1 балл

Работа носит экспериментальный или исследовательский характер

Тема исследования достаточно актуальна и связана с целями и задачами практического здравоохранения

Результаты исследования рекомендованы для использования в практическом здравоохранении

В процессе выполнения работы использовались современные методы исследования

Автор владеет методикой постановки эксперимента (проведение исследования)

Текст сообщения составлен на достаточно высоком научном уровне

Текст сообщения в сжатой форме отражает сущность и основные результаты проведенных исследований

При обработке результатов проводилось сопоставление с современными литературными данными

Текст работы построен по строгой логической схеме: *Введение *Обзор литературы *Цель и задачи работы *Методика и материалы *Собственные данные *Анализ собственных данных *Заключение и рекомендации

10. Степень соответствия иллюстративного материала (графиков, таблиц, рисунков) излагаемым данным

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Изложение представленной ВКР Соблюдение регламента

*Докладчик свободно владеет предметным материалом

*Излагает грамотно

*С использованием научной, медицинской терминологии

*Точно соблюдает регламент

*Свободно вступает в дискуссию

*Докладчик затрудняется в свободном изложении материала, допускает ошибки в специальной терминологии, проявляет неуверенность в дискуссии, но соблюдает регламент

*Докладчик затрудняется в свободном изложении материала, допускает ошибки в специальной терминологии, проявляет неуверенность в дискуссии

*Докладчик не соблюдает регламент (затратил времени больше мили меньше)

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

4

Иллюстративное оформление работы

*Использование технических средств (мультимедиа, видеофильмы, слайды, кодопленки, компьютер и др.)

*Работа богато иллюстрирована художественно выполненными таблицами, рисунками, графиками и пр., демонстрируемыми в логической связи с излагаемым материалом

*Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, графиками и пр., выполненными наспех, демонстрация их логически не связана с излагаемым сообщением

*Иллюстративного материала слишком много, качество его выполнения невысокое, демонстрация неубедительна. Часть иллюстративного материала в тексте сообщения не поясняется и не используется

*Иллюстративного материала слишком мало. В ходе изложения он не используется

*Сообщение не сопровождается демонстрацией иллюстративного материала

1

1

0,5

0,5

0,5

0

Критерии оценки:

«отлично» - 90 - 100 % показателей соответствуют требованиям

«хорошо» - 89 - 80 % показателей соответствуют требованиям

 «удовлетворительно» 79 - 70 % показателей соответствуют требованиям

«неудовлетворительно» 69 % и менее показателей соответствуют требованиям

Макс. - 22балла 22 - 20 балл

19 - 18 баллов

17 - 15 баллов

14 и менее баллов



[1] Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. – М.: Издательство «ДИС», 2000. – С.30.

Информация о файле
Название файла Анемия детского возраста. Роль фельдшера ФАП в профилактике дефицита железа у детей от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 17:55
Дата обновления 5.5.2020, 17:55
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 67.36 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 381
Скачиваний 133
Оценить файл