Содержание
Введение………………………………………………………………….6
Характеристика объекта……………………………………………..7-8
Примеры пожаров. Статистика……..…………………………..…8-10
Пожарная опасность здания………………………………………….10
Анализ пожарной опасности объекта…………………………...11-17
Схема расположения на местности……………………………….....18
План-схемы эвакуации школы………….………………………...19-20
План-схемы школы…………………………………………………21-22
Список используемой литературы……………………………..…….23
Введение
Тема моего курсового проекта - Анализ пожарной опасности объекта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школа лицей№62 – является актуальной, так как пожары в образовательных учреждениях очень опасны своими последствиями. Поэтому необходимо уделять особое внимание соблюдению правил пожарной безопасности в школах, интернатах, детских садах и домах.
Целью данной курсовой работы является: Изучить конструктивную схему здания, разработать рекомендации по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, совершенствовать навыки экспертизы архитектурно-строительной части. Рассчитать время эвакуации людей из данного здания или сооружения.
Возникновение пожара в школе может повлечь за собой большое количество пострадавших и жертв, именно поэтому я хочу рассмотреть возможности обеспечения пожарной безопасности на примере Уфимской общеобразовательной школы лицея №62.
1. Территориальное расположение объекта: Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 92 VIII вида для детей с нарушениями развития интеллекта по адресу г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Д. Донского, 65.
Характеристика объекта:
Назначение: основной деятельностью объекта является образовательный процесс.
Площадь объекта, - 5 627, объем помещений 14 216куб. м., площадь парковки для транспорта отсутствует.
Единовременная посещаемость объекта - 270 человек, средняя в рабочие дни – 200 человек, в выходные дни – 230 человек. Персонал объекта работники по штатному расписанию 96 человек, максимальная рабочая смена персонала 96 человек, в ночное время 19 человек. Режим работы круглосуточно
Конструктивные особенности:
· Фундамент – железобетонный ленточный;
· Стены – кирпичные, толщиной 0.64 м.;
· Перегородки – кирпичные, тесовые;
· Перекрытия чердачные, междуэтажные – деревянные, отепленные;
· Кровля – металлическая по деревянной обрешётке;
· Полы – бетонные, мрамор, паркет;
· Проемы оконные – двойные створные;
· Проемы дверные – филенчатые, металлические ворота;
· Внутренняя отделка – улучшенная штукатурка, побелка, покраска, обои, керамическая плитка, гипсокартон;
Размеры в плане 15 х 55 м. Высота здания 12 м.
Предел огнестойкости,(час):
Стены-5,5 ч.
Перекры-тия-0,5 ч.
Перегород-ки-4,5 ч.
Технологическая часть:
Отсутствует.
2. Примеры пожаров. Статистика.
Пожары в Российских школах за последнее время.
За последние три года в России
произошли семь крупных пожаров в школах и интернатах, в которых погибли или
были ранены ученики или сотрудники образовательных учреждений. Три из них
случились в апреле 2003 года.
В ночь на 20 мая 2003 года в интернате для умственно отсталых
детей в Иркутске произошло возгорание в актовом зале на втором этаже спального
корпуса. Воспитатели вывели около 200 детей и подростков на улицу, а пожарные
быстро потушили огонь, не дав ему распространиться за пределы актового зала.
Причиной пожара стал поджог: кто-то разбил окно и забросил в актовый зал
горящие тряпки.
30 апреля 2003 года в пожаре в школе-интернате для умственно
отсталых детей на северо-западе Москвы погиб 16-летний подросток, который отравился
дымом, еще двое были госпитализированы в институт имени Склифосовского.
В результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в
Махачкале, который произошел в ночь на 10 апреля, погибли 28 детей,
29 получили ранения. Впоследствии еще двое школьников скончались в больнице от
полученных ожогов.
В результате пожара в школе якутского поселка Сыдыбал 7 апреля погибли
22 школьника – 11 мальчиков и 11 девочек. Ранения и отравления дымом и угарным
газом получили еще 35 детей и четверо взрослых.
При пожаре в 5-м
психоневрологическом интернате в подмосковном поселке Филимоновка 24
октября 2002 года погибли шестеро детей – все они задохнулись продуктами
горения. Еще шестеро были госпитализированы. В одной из палат спального корпуса
загорелся матрас, однако дети не стали звать взрослых и пытались потушить пожар
самостоятельно. Медсестра заметила запах дыма лишь через час и сразу вызвала
пожарных.
5 ноября 2001 года в здании школы № 782 сгорела радиорубка. Ее удалось быстро потушить, однако при разборе завалов в комнате было обнаружено тело мужчины – сотрудника школы.
В результате пожара в школе-интернате поселка Салемал Ямало-Ненецкого
автономного округа 27 апреля 2001 года погибли семеро детей в
возрасте от семи до девяти лет, девять получили ожоги и колото-резаные раны.
Пламя мгновенно охватило все здание, окончательно пожар был потушен лишь через
сутки. Во время тушения пожара обрушилась крыша здания.
31 декабря 2000 года в Партизанском районе Приморского края сгорела
исправительная школа-интернат. В результате пожара двое детей получили
серьезное отравление дымом.
Статистика пожаров за последние пять лет в Республике Башкортостан.
Анализ пожаров на объектах с массовым пребыванием людей |
|||||||
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Итого за 5 лет |
Динамика, ед. (%) |
Всего на социальных объектах с МПЛ |
13 |
9 |
9 |
12 |
10 |
53 |
-3 (-23%) |
В зданиях учебно-воспитательного назначения |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
-3 (-60%) |
В зданиях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения |
1 |
2 |
5 |
6 |
1 |
15 |
0 (0%) |
В учреждениях культурно-досуговой деятельности |
7 |
4 |
1 |
4 |
3 |
19 |
-4 (-57%) |
На объектах с массовым пребыванием людей произошло 53 пожара. Пожары зарегистрированы: в зданиях учебно-воспитательного назначения (снижение на 60% или на 3 пожаров); в зданиях, помещениях здравоохранения и социального обслуживания населения (на уровне 2010 года), на объектах учреждений культурно-досуговой деятельности (снижение на 57% или на 4 пожара).
3. Пожарная опасность здания.
Пожарная опасность Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат № 92 VIII вида заключается во временном и постоянном пребывании в помещениях школы детей с отставанием в умственном развитии.
В школах VIII видаобучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Умственно отсталые дети – это те дети, которые страдают от нарушения развития психических процессов, таких как память, речь, логическое мышление, реальное восприятие, причинно-логические связи. Для таких детей также характерны резкие изменения в настроении, высокая или, наоборот, заниженная возбудимость, нарушения роста, моторики и движений.
Поведение таких детей в случае возникновения пожара непредсказуемо. Оказавшись в экстремальной ситуации, перед проблемами, выходящими из круга обычных или повседневных, дети не могут самостоятельно принять правильное решение и найти выход из положения. У них легко возникает растерянность, тревога, паника и агрессия.
Так же известны случаи, когда больной с интеллектуальной недостаточностью, желая согреться во время холодной и сырой погоды, развел костер в помещении, что явилось причиной пожара.
4. Анализ пожарной опасности объекта.
Источники противопожарного водоснабжения, противопожарные расстояния.
Внутреннее противопожарное водоснабжение осуществляется от 9 пожарных кранов, установленных на лестничной клетке и в коридорах. Диаметр труб 50 мм, соединительные головки типа «Богдан».
Внешне противопожарное водоснабжение обеспечивается от ближайших
пожарных гидрантов, расположенных:
- ул. Д. Донского, 34 1 ПГ (К-200 на расстоянии 130 метров);
- ул. Д. Буревестника, 6 1 ПГ (К-150 на расстоянии 80 метров);
Водоотдача кольцевого водопровода диаметром 200 мм, при напоре в
сети 30 м: составляет 110 л/с.
Расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны (ПЧ-3) – 1,67км, расчетное время прибытия, при средней скорости движения 40км/ч, составляет 2,38мин, что соответствует требованиям.
Противопожарные расстояния от зданий государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 92 VIII вида до ближайших жилых, общественных и административных зданий, зданий, сооружений и строений промышленных организаций приняты и соответствуют из расчета не менее:
· 6м – до зданий I, II, III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0;
· 8м – до зданий I, II, III, и IV степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1;
· 10м – до зданий IV, V степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С2, С3.
Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности.
Пожарная нагрузка в зданиях государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 92 VIII вида представляет собой: мебель, оборудование, инвентарь и другие сгораемые материалы.
В соответствии с требованиями НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» к помещениям производственного и складского назначения в государственном образовательном учреждении Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 92 VIII вида относятся:
· помещения складского назначения (кладовые), в которых хранятся сгораемые материалы и негорючие материалы в сгораемой упаковке (в подвале школы – интерната, на складе белья) – пожароопасные помещения (категория В4);
· помещения архива в подвальном помещении школы – интерната – пожароопасные помещения (категория В4);
· помещения электрической щитовой – пожароопасные помещения (категория В4).
Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций.
В зданияхгосударственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 92 VIII вида применяются основные строительные конструкции с пределами огнестойкости классами пожарной опасности и строительными материалами с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий и классу их конструктивной пожарной опасности.
Классы пожарной опасности строительных конструкций здания школы приняты не ниже:
Класс конструктивной пожарной опасности здания |
Классы пожарной опасности строительных конструкций, не ниже |
||||
Несущие элементы: колонны, ригели, фермы |
Стены наружные с внешней стороны |
Стены, перегородки, перекрытия и бесчердачные перекрытия |
Стены лестничных клеток и противопожарные преграды |
Марши и площадки лестниц и лестничных клеток |
|
С0 |
К0 |
К0 |
К0 |
К0 |
К0 |
Степень огнестойкости зданий установлена в зависимости от этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади этажей и пожарной опасности.
Строительные конструкции, применяемые в здании, не способствуют скрытому распространению горения.
Анализ проведен в соответствии с ФЗ от 23.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» таблица 22.
Пути эвакуации людей при пожаре.
Здание школы-интерната имеет объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение путей эвакуации, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.
К эвакуационным выходам в здании относятся выходы, ведущие из помещений первого этажа наружу, через коридор наружу и через лестничную клетку наружу.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей:
- имеется необходимое количество эвакуационных выходов;
- обеспечено беспрепятственное движение людей по путям эвакуации и через эвакуационные выходы;
- организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Двери эвакуационных выходов и двери на путях эвакуации открываются по направлению выхода из здания, из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не имеют запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Пути эвакуации освещены в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
По прибытии к месту вызова РТП должен немедленно установить связь с обслуживающим персоналом объекта и получить сведения о наличии людей в горящих и смежных с ними помещениях, о местах возможного скопления большого количества людей.
Определить наличие и характер угрозы людям, их местонахождение и способность самостоятельно передвигаться, пути и способы эвакуации и спасения, последовательность проведения спасательных работ, возможность угрозы огня и дыма путям спасания, наличие сил и средств для спасания людей, наличие обслуживающего персонала, который можно привлечь к спасательным работам.
При сильном задымлении в помещениях эвакуацию производить с использованием спасательных устройств, задействовать имеющиеся установки тушения для осаждения продуктов горения. Определить целесообразность отключения электроэнергии, т.к. обесточивание электроосвещения здания может привести к панике и затруднению и спасения людей. Определить необходимость защиты эвакуационных путей водяными стволами от огня и высокой температурой.
После проведения эвакуации людей из здания, дополнительно отправить разведывательную группу или звено ГДЗС для проведения контрольной проверки помещений и эвакуационных путей здания на наличие оставшихся людей.
К месту пожара вызвать бригады скорой помощи. В случае большого количества пострадавших, строго определить место сосредоточения пострадавших для своевременного оказания медицинской помощи. До прибытия бригад скорой помощи организовать оказание до врачебной помощи пострадавшим.
Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией.
Система обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре, с целью организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей из зданий школы.
Здание лицея оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с проектной документацией (Сигнал-20, Набат, Орфей).
Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.
Система коллективной защиты людей в зданиях школы соответствует требованиям, предъявляемым, к зданиям функционального назначения Ф 1.1 Ф 4.1 и обеспечивает их безопасность в течение всего времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей при эвакуации обеспечена посредством объемно-планировочных и конструктивных решений, принятых в зданиях, устройством автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, а так же проведением систематических тренировок по эвакуации людей из зданий.
Установка пожаротушения:
Устройство автоматических систем пожаротушения для данного объекта не требуется.
Огнезащита строительных материалов и конструкций.
Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций обеспечивается за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а так же использования средств огнезащиты.
Деревянные конструкции кровли (стропила, стойки и обрешетка), первого этажа учебного корпуса школы обработаны огнезащитными составами в соответствии с п.150 ППБ-01-03, СНиП 2.08.02-89.
Отопление, вентиляция:
Центральное, водяное.
Перед началом отопительного сезона все приборы и системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны быть проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.
При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
а) отключать огнезадерживающие устройства;
б) выжигать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
Электроснабжение:
Напряжение сетей 220 В.
Электрические сети и электрооборудование, используемое, а также правила их эксплуатации должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, пайки или специальных зажимов.
Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками и подключаться от осветительных коробок со штепсельными розетками.
Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли.
При эксплуатации электроустановок запрещается:
а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
в) пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, выключателями и другими неисправными электрическими приборами;
г) применять для прокладки электросетей радио- телефонные провода.
Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение и короткое замыкание, должны быть немедленно устранены.
На случай отключения электроэнергии на посту дежурного (сторожа) должны храниться электрические фонари. Ответственность за их хранение и поддержание в рабочем состоянии возлагается на заместителя директора по ТО.
Первичные средства пожаротушения.
Здания школы оборудованы первичными средствами пожаротушения, в соответствии с нормами пожарной безопасности. Содержание первичных средств пожаротушения соответствует предъявляемым требованиям, огнетушители промаркированы, на них заведены паспорта, заведен журнал учета наличия, проверки и состояния первичных средств пожаротушения. Приказом назначены ответственные за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Места размещения первичных средств обозначены знаками пожарной безопасности.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения в зданиях определены в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. При этом система противопожарной защиты здания обеспечивает возможность безопасной эвакуации
Обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения.
5. Схема расположения на местности.
Схема наружного противопожарного водоснабжения.
6. План-схемы эвакуации школы.
7. План-схемы школы.
Список используемой литературы.
1. Федеральный закон от 23.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы».
3. СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
4. СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические».
5. СП 6.13130.2009 «Электрооборудование».
6. СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
7. СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения».
8. СП 9.13130.2009 «Огнетушители».
9. СП 10.13130.2009 «Внутренний противопожарный водопровод».
10. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
11. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
12. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования».
13. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».
14. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация».
15. СНиП 2.04.02-85* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
16. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
17. НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».
18. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 года.