2.1. Анализ динамики безработицы в России за 2012 - нач. 2015 г.
Безработица является одной из немногих социально-экономических проблем, которая касается любого человека. Под безработицей принято обычно понимать несоответствие на рынке труда, когда количество людей, желающих найти работу, превышает количество имеющихся рабочих мест. Оно влечет за собой глобальные изменения как в экономике, так и в социальное сфере. Эти изменения могут быть не только отрицательными (т.е. обострение криминогенной ситуации, сокращение производства), но и положительными, такими как повышение ценности рабочего места, стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население — это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.
Рассмотрим динамику численности экономически активного населения по субъектам РФ за 2012 год начало 2015 года.
Таблица №
Численность экономически активного населения по субъектам РФ,
в среднем за год, тыс.чел.
Наименование субъекта |
2012 |
2013 |
2014 |
март 2015 |
Российская Федерация |
75676,1 |
75528,9 |
75428,4 |
75962,2 |
Центральный федеральный округ |
21041,5 |
21007,4 |
21126,1 |
20977,4 |
Северо-Западный федеральный округ |
7649,4 |
7580,4 |
7535,2 |
7563,7 |
Южный федеральный округ |
6993,5 |
6989,8 |
6951,6 |
6908,2 |
в т.ч. Волгоградская область |
1332,3 |
1345,9 |
1316,4 |
1316,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4485,4 |
4524,6 |
4544,1 |
4474,5 |
Приволжский федеральный округ |
15715,1 |
15605,0 |
15515,7 |
15375,4 |
Уральский федеральный округ |
6550,9 |
6544,8 |
6508,0 |
6475,2 |
Сибирский федеральный округ |
9813,1 |
9842,9 |
9835,3 |
9696,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
3427,2 |
3434,0 |
3412,4 |
3376,2 |
Крымский федеральный округ |
- |
- |
- |
1115,9 |
За период с 2012 года по начало 2015 года наблюдается положительная тенденция роста численности экономически активного населения в целом по стране. Данный рост обусловлен образованием Крымского федерального округа, хотя как в остальных субъектах виден спад численности экономически активного населения в марте 2015 года по отношению к 2012 году. В Волгоградской области на данный момент численность экономически активного населения уменьшилась по отношению к 2012 году на 115,6 тыс.чел., а по сравнению с 2014 годом выросла незначительно, на 0,3 тыс.чел.
По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет на начало 2015 года равна 76,1 млн.человек, что составило 52% от общей численности населения страны.
Экономически активное население включает в себя две основные категории — занятые и безработные. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Рассмотрим численность занятых и безработных за 2012- нач.2015 гг.
Таблица №
Численность экономически активного населения по субъектам РФ,
в среднем за год, тыс.чел.
2012 |
2013 |
2014 |
нач. 2015 |
|||||
занятые |
безработ ные |
занятые |
безработ ные |
занятые |
безработ ные |
занятые |
безработные |
|
Российская Федерация |
71545,4 |
4130,7 |
71391,5 |
4137,4 |
71539,0 |
3889,4 |
71602,2 |
4360,0 |
Центральный федеральный округ |
20382,6 |
658,9 |
20309,6 |
697,8 |
20471,1 |
655,1 |
20242,9 |
734,4 |
Северо-Западный федеральный округ |
7346,9 |
302,5 |
7253,9 |
326,5 |
7225,0 |
310,2 |
7217,4 |
339,8 |
Южный федеральный округ |
6559,6 |
433,9 |
6537,8 |
452,0 |
6517,4 |
434,2 |
6451,2 |
457,1 |
в т.ч. Волгоградская область |
1251,8 |
80,4 |
1256,8 |
89,1 |
1229,7 |
86,6 |
1220,0 |
96,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
3898,6 |
586,8 |
3938,5 |
586,2 |
4036,8 |
507,2 |
3964,6 |
509,9 |
Приволжский федеральный округ |
14883,2 |
831,9 |
14838,2 |
766,9 |
14812,3 |
703,4 |
14612,4 |
793,2 |
Уральский федеральный округ |
6158,7 |
392,1 |
6171,6 |
373,2 |
6132,9 |
375,1 |
6100,9 |
404,9 |
Сибирский федеральный округ |
9116,8 |
696,3 |
9131,6 |
711,3 |
9150,1 |
685,2 |
8996,2 |
754,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
3199,0 |
228,2 |
3210,4 |
223,7 |
3193,4 |
219,0 |
3173,0 |
221,2 |
По данным таблицы № __ можно сказать, что в 2015 году по отношению к 2012 году снизилась численность занятых и выросло число безработных. Основными причинами роста числа безработных - снижение темпов роста спроса и замедление роста экспорта, которое повлекло за собой снижение производственных мощностей, а также кризис в Еврозоне. В целом это связано с санкциями в отношении нашей страны, которые сильно сказываются на отдельных секторах экономики и торговому обороту.
Конкретно по Волгоградской области рост безработных в 2015 году по отношению к 2012 году составил 15,7 тыс.чел, причинами такого роста стали закрытие крупных предприятий и большая величина сокращений рабочих из-за присоединении и создания Крымского федерального округа.
Рассмотрим какова же доля безработных и занятых в общей величине рабочей силы.
Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения.
В марте 2015года уровень безработицы составил 5,9%.
Рис. __ Уровень безработицы
Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста.
В марте 2015 года уровень занятости составил 64,7%.
Проведем анализ основных статистических данных за 1 квартал 2015 года и 1 квартал 2014 года.
Таблица №
Экономическая активность населения
1 квартал 2015г. |
2015 |
1 квартал 2014 г. |
1 квартал 2015 г. к 1 кварталу 2014 г. |
||||
с Крымским Федеральным округом |
Без Крымского Федерального округа |
январь |
февраль |
март |
|||
Тыс.человек |
|||||||
Экономически активное |
75962 |
74846 |
75919 |
75820 |
76148 |
74979 |
-133 |
занятые |
71602 |
70593 |
71752 |
71410 |
71645 |
70835 |
-242 |
безработные |
4360 |
4253 |
4167 |
4410 |
4503 |
4144 |
109 |
В процентах |
|||||||
Уровень экономической активности |
68,6 |
68,7 |
68,5 |
68,4 |
68,7 |
68,5 |
0,2 |
Уровень занятости |
64,6 |
64,8 |
64,8 |
64,5 |
64,7 |
64,7 |
0,1 |
Уровень безработицы |
5,7 |
5,7 |
5,5 |
5,8 |
5,9 |
5,5 |
0,2 |
По сравнению c февралем 2015г. численность занятого населения в марте 2015г. увеличилась на 235 тыс.человек или 0,3%, численность безработных - увеличилась на 93 тыс.человек, или на 2,1%. По сравнению с первым кварталом 2014г. численность занятого населения (без Республики Крым и г.Севастополя) уменьшилась на 242 тыс.человек, численность безработных - увеличилась на 109 тыс.человек.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. По данным Росстата в конце марта 2015г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1001 тыс.человек, что на 1,1% больше по сравнению с февралем 2015г. и на 4,7% - по сравнению с мартом 2014г. (без Республики Крым и г.Севастополя).
Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в марте 2015г. 69% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2015г. составила 29,1%, среди безработных женщин - 33,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в марте 2015г. его использовали 63,1% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 45,8% безработных.
|

Рис. __ Способы поиска работы (в % к общей численности безработных, без корректировки сезонных колебаний)
Безработицу также разделяют по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2015г. составила 44,9%, доля городских жителей - 68,5%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2015г. это превышение составило 1,5 раза.
Таблица
Уровень безработицы по полу и виду поселения, %
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское |
|
2014г. |
|||||
Январь |
5,6 |
6,1 |
5,1 |
4,5 |
9,1 |
Февраль |
5,6 |
6,1 |
5,2 |
4,7 |
8,8 |
Март |
5,4 |
5,9 |
4,7 |
4,6 |
7,8 |
Апрель |
5,3 |
5,8 |
4,8 |
4,3 |
8,6 |
Май |
4,9 |
5,2 |
4,6 |
4,1 |
7,6 |
Июнь |
4,9 |
5,2 |
4,5 |
4,1 |
7,3 |
Июль |
4,9 |
5,1 |
4,6 |
4,1 |
7,3 |
Август |
4,8 |
5,1 |
4,5 |
4,1 |
7,3 |
Сентябрь |
4,9 |
5,1 |
4,7 |
4,1 |
7,6 |
Октябрь |
5,1 |
5,2 |
5,0 |
4,3 |
7,5 |
Ноябрь |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
4,4 |
7,7 |
Декабрь |
5,3 |
5,7 |
4,8 |
4,4 |
8,0 |
2015г. |
|||||
Январь |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
4,7 |
8,2 |
Февраль |
5,8 |
6,2 |
5,4 |
5,1 |
8,1 |
Март |
5,9 |
6,3 |
5,5 |
5,3 |
7,9 |
Средний возраст безработных в марте 2015г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 20,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,6%, 20-24 лет - 16,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,4%) и 20-24 лет (12,7%).
Рис. ___ Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в марте 2015 года
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2015года составил 14,3%, в том числе среди городского населения - 12,9%, среди сельского населения - 18,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в т.ч. среди городского населения - 2,9 раза, сельского - 2,7 раза.
Среди безработных 33,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 33,8%, среди городских - 23,4%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 22,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2015года их численность составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 13,5% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 43,5% - от 20 до 24 лет, 23,0% - от 25 до 29 лет.
В марте 2015года среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию 24,9 % .
Рис.__ Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам.
Рассмотрев безработицу по федеральным округам, можно сказать, что самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
2.2 Политика государства в области занятости населения за 2012 - нач . 2015 г
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
- во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
- активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
- организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
- развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
- содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
- создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
- организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- бесплатное медицинское обслуживание.
Так Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало государственную программу, которая включает в себя все выше перечисленные задачи. Это государственная программа «Содействие занятости населения», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298.
Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- предотвращение роста напряжённости на рынке труда;
- привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
- содействие поддержанию высокой квалификации и здоровья работников;
- обеспечение защиты трудовых прав граждан.
Госпрограмма включает в себя три подпрограммы:
- «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;
- «Внешняя трудовая миграция»;
- «Развитие институтов рынка труда».
В число целевых индикаторов и показателей программы входят: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), уровень регистрируемой безработицы, уровень удовлетворённости потребности экономики субъектов Федерации в иностранных работниках; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности).
В программе учтены приоритеты и цели государственной политики, определённые Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года №1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента России от 9 октября 2007 года №1351, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Президентом России 8 июня 2012 года, а также указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Одновременно программа косвенно будет способствовать решению указанных задач за счёт совершенствования трудового законодательства, системы оплаты труда работников бюджетных и федеральных государственных учреждений, развития социального партнёрства. Госпрограмма также будет способствовать повышению доли высококвалифицированных работников в численности квалифицированных работников (в том числе посредством внедрения профессиональных стандартов, системы независимой оценки профессионального уровня квалификации работников).
Для оценки влияния программы на рост производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест в подпрограмму «Развитие институтов рынка труда» включены индикаторы «Доля высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников» и «Размер реальной заработной платы».
Сроки реализации программы – 2013–2020 годы.
Общий объём финансирования программы в 2013–2020 годах составляет 671,8 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 582,1 млрд рублей, бюджетов субъектов Федерации – 89,5 млрд рублей, внебюджетных источников – 0,2 млрд рублей.
К 2020 году в результате реализации программы планируется достичь относительно уровня 2012 года следующих показателей:
- увеличить отношение численности зарегистрированных безработных граждан к общей численности безработных граждан с 28 до 30%;
- увеличить удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости, с 65 до 70%;
- снизить застойную (более 12 месяцев) безработицу с 12 до 5%;
- повысить максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума;
- увеличить удельный вес безработных граждан, трудоустроенных в другой местности, в общей численности зарегистрированных безработных граждан с 0,4 до 3%;
- увеличить численность высококвалифицированных иностранных специалистов, получивших разрешение на работу, с 11,8 тыс. до 23,5 тыс. человек;
- увеличить число выданных патентов на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности у физических лиц с 1229 тыс. до 1800 тыс. штук;
- сократить долю иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, с 60% в 2013 году до 25% к 2020 году;
- разработать и внедрить не менее 800 профессиональных стандартов;
- повысить размер реальной заработной платы с 1,08 до 1,4 раза;
- увеличить долю высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников с 29,8 до 32,4%;
- снизить удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам труда, с 30 до 22%.
Министерство труда РФ опубликовали отчет о ходе реализации государственной программы «Содействие занятости населения», за 2014 год. Рассмотрим основные показатели:
- Уровень безработицы (по методологии МОТ) с 5,7 % в 2013 году до 5,4% в 2014 году;
- Уровень удовлетворенности в потребности экономики субъектов РФ в иностранных работниках снизилась с 79% до 75,3% в виду негативной экономической ситуации;
- Увеличилось число обращений граждан в органы службы занятости на 2%;
- Возросло количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов с 14,7 тыс.рабочих мест до 14,9 тыс.рабочих мест;
- Отношение максимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения снизился 4,4%. В 2014 году размер максимальной величины пособия по безработице не изменялся. В 2015 году минимальная величина пособия по безработице составила 850 рублей и максимальная 4900 рублей.
- Численность высококвалифицированных иностранных специалистов, получивших разрешение на работу на территории Российской Федерации увеличилась на 3330 человек и составила 24861 человек;
- Число выданных патентов на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы выросло с 1424640 до 2158943 штук;
- В результате ужесточения законодательства на 1,2% увеличилось количество выявленных фактов незаконного привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности;
- Разработаны 151 профессиональный стандарт в соответствии с требованиями экономики;
- Увеличение размера реальной заработной платы произошло в 1,2 раза (по отношению к 2011 году, нарастающим итогом);
- Доля высококвалифицированных работников в общем числе квалифицированных работников выросла на 2,1 % и составила 31,9 %.
В разделе ведомственной целевой программы, основного мероприятия, мероприятия федеральной целевой программы выполнено следующее:
1) в подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»
- Разработан и направлен на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов";
- разработаны и утверждены федеральные государственные стандарты по всем государственным услугам в области содействия занятости населения, предусмотренным законодательством о занятости населения;
- Утверждены обязательства по предоставлении социальных гарантий безработным гражданам;
- Установлены размеры социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- Произведена оптимизация правил назначения и выплаты материальной помощи, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
- Утверждены правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников";
- С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон, который направлен на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента;
- С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон, который направлен на совершенствование ответственности за осуществление незаконной трудовой деятельности, снижение численности незаконных мигрантов.
2) Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция
- Обеспечение удовлетворения потребности работодателей в привлечении иностранных работников Приказ Минтруда России от 23.01.2014 N 27н "Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников";
- Обеспечено техническое сопровождение и техническая поддержка Государственной информационной системы миграционного учета;
- За 2014 год было дано 665 409 консультаций иностранным гражданам и лицам без гражданства на базе МФЦ
- Установление на законодательном уровне критериев социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.
3) Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда
- Созданы условия для улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности
- Разработаны и утверждены 403 профессиональных стандартов (нарастающим итогом с начала реализации), предусматривается 800 профессиональных стандартов утвердить к концу 2015 года
- Минтрудом России подготовлен проект федерального закона о формировании механизма оценки уровня профессиональной квалификации работников, который предусматривает порядок, права и обязанности участников проведения сертификации квалификации работников. В настоящее время законопроект проходит обсуждение с участием представителей объединений работодателей и профсоюзов и согласование с федеральными органами исполнительной власти.
- В целях популяризации рабочих специальностей проводится ежегодный Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» в соответствии с постановлением Правительства РФ, а также в целях внедрения в России практико-ориентированных моделей зарубежного опыта в сфере повышения квалификации проводятся региональные соревнования в рамках международного движения WorldSkills International, основой деятельностью которой является организация конкурсов профессионального мастерства в различных странах
- В настоящее время на федеральном уровне социального партнерства заключено 66 отраслевых соглашений, на региональном уровне социального партнерства заключено 995 отраслевых соглашений (по данным мониторинга, проведенного Минтрудом России в 2013 году). В указанные соглашения в соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Российской Федерации включается раздел, посвященный оплате труда (в том числе установлению размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установлению соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определению составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установлению порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы). Пунктом 2.7 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации предусмотрено проведение сторонами Соглашения консультаций по разработке согласованных предложений по отраслевым системам оплаты труда;
- В целях придания данному инструменту наибольшей гибкости внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие дифференциацию гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных) условиях труда в зависимости от степени вредности (опасности)
- Внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда
- Федеральной инспекцией труда в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за январь – декабрь 2014 года было проведено 132,5 тыс. проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства, выявлено 631 170 нарушений, работодателям выдано 106 768 обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. По результатам указанных проверок были произведены выплаты задержанной заработной платы более 581,8 тыс. работникам на общую сумму 12 457,5 млн. рублей. За допущенные нарушения законодательства о труде к административной ответственности в виде штрафа были привлечены 144 804 должностных и юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 097,7 млн. рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов – 294,6 тыс. рублей.
2.3 Основные направления регулирования безработицы в России
Регулированием безработицы в России осуществляет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Политика занятости в нашей стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.
Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
создание новых рабочих мест;
поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;
поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
содействие развитию самозанятости населения;
активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
-обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Главными стратегическими целями регулирования безработицы должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития экономически активного населения страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.