МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»
Институт издательского дела и журналистики
Кафедра русского языка и стилистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ:
«Анафора как композиционно-стилистический прием в лирике Р. И Рождественского »
Выполнила:
Студентка ИИдиЖ, гр.2-1
Зубченко Екатерина Олеговна
Руководитель: д.ф. н, профессор
Векшин Георгий Викторович
Москва
2016
Содержание
Введение. 3
Биография Роберта Ивановича Рождественского. 5
Анафора, как стилистическая фигура. 8
Разновидности анафоры.. 9
Анафора как композиционно- синтаксический прием в лирике Рождественского 13
Значение анафоры в стихотворении Р. И . Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее». 14
Заключение. 20
Библиографический список. 21
Приложения. 22
Введение
О людях можно говорить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое и увлекательное в их судьбе, не изученное до сих пор. Исключением не стал и Роберт Иванович Рождественский (имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич)- знаменитый русский поэт, публицист и переводчик ХХ века. Его творчество всегда производит особенное впечатление на человека: Роберт Иванович мастер слова, а его стихотворения завораживают. Именно поэтому в своей работе я бы хотела рассмотреть анафору как композиционно- синтаксический прием в лирике Рождественского. Почему автор использует данную стилистическую фигуру? Какие существуют разновидности анафор? Какова этимология слов, которые выбрал автор для данного композиционно-стилистического приема? Какие выражения кроются в участке, не выходящем в анафору и концовку? Все эти вопросы я бы хотела раскрыть в своей работе. Практическая значимость работы заключается в возможности применить выводы исследования в разнообразных анализах творчества поэта. Новизна работы в том, что на данный промежуток времени не существует подобного исследования. Тема курсовой работы представляется интересной, актуальной и перспективной еще и в силу того, что в отечественной литературе она не разработана и не разобрана в достаточной мере.
Цель работы
- проанализировать такой композиционно-синтаксический прием в лирике Р. И.
Рождественского, как анафора.
Задачи работы:
1) изучить краткую биографию поэта
2) разобраться, в такой стилистической фигуре, как анафора, изучить виды анафор
на примерах из литературы
3) проанализировать, зачем поэты используют анафору в своем творчестве
4) рассмотреть, какое
слово употребляется, как анафора и узнать его этимологию на примере
стихотворения Рождественского
5) проанализировать, значимость выражений, заключенных автором, не между анафорой
и концовкой стихотворения
Объект исследования – анафора, как композиционно-синтаксическая фигура в
лирике Рождественского.
Предмет исследования – биография поэта, лирика Р. И. Рождественского, анафора, как композиционно- синтаксический прием в творчестве поэта.
Биография Роберта Ивановича Рождественского
Для
анализа лирики Роберта Ивановича Рождественского необходимо разобраться с его
биографией, ведь детство и взросление играют ключевую роль в формировании
взглядов на мир у ребенка. Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994) (имя
при рождении — Роберт Станиславович Петкевич) - русский поэт, публицист,
переводчик. Мальчик родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха ( районном центре на
Алтае.) Его отец- Станислав Никодимович Петкевич — был потомком ссыльных
поляков, в 1941 году ушел воевать на фронт добровольцем. Это практически все
сведения, которые знал маленький Роберт про своего отца, потому что в 1937 году
его родители разошлись, а после ухода на фронт Станислав Никодимович
скончался. Мать, Вера Павловна, накануне войны окончила Омский медицинский
институт и так же сразу ушла на фронт военным врачом. Роберт остался жить с
бабушкой. В июле 1941-го в «Омской правде» появилось небольшое стихотворение,
написанное школьником — Робертом Петкевичем - так начался творческий путь юного
поэта. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в Фонд обороны.
Военное детство поэта мало отличалось от детства его ровесников: голод, холод,
ожидание писем с фронта, страх за родителей. Роберт учился в военно-музыкальном
училище, но будущему поэту удалось закончить лишь первый его курс. Летом сорок
пятого приехали родители — мать и отчим — и увезли его с собой. Роберт был
усыновлен офицером, у него появился отец, с которым у него сложились
потрясающие отношения. Семье часто приходилось переезжать с места на место:
Кенигсберг, потом Каунас, затем Таганрог, потом Вена. Самое сложное, для поэта,
было менять школы, а значит, товарищей, компании. Трудно было застенчивому, с
дефектом речи парню, знакомиться с новыми товарищами, быть вечным новичком. Заканчивать
школьное обучение Роберту пришлось в Ленинграде. Он мечтал о Московском
Литературном институте. И в 1951 году его мечта осуществилась — он первокурсник
Литинститута. Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров,
коридорных дискуссий, дружеских застолий. Что интересно – Роберт Рождественский
поступил в литературный институт только со второй попытки, первый раз ему
отказали из-за профнепригодности.
Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир
Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился. Здесь в 1953 году,
Роберт встретил свою первую и единственную любовь, студентку отделения критики
Аллу Кирееву, будущую жену. Ему было 21 год, а Алле 20. Невозможно, кажется
подсчитать, сколько у Рождественского стихотворений посвящено любимой. Где бы
ни был поэт, мысль его неизменно возвращается к родному дому. Он обращается к
любимой из Америки в стихотворении «Оттуда» и с дрейфующей льдины («Я уехал от
весны»), с целины «Ожидание». Он не просто тоскует — он уверен, что, и любимая
его тоже ждет, тоже неспокойна. И эта мысль помогает ему переносить и разлуку и
невзгоды. В 1952 году стихи Рождественского печатаются в журнале «Смена», а
несколько позже появляются и в других центральных изданиях. Первая книга стихов
Рождественского «Флаги весны» вышла в 1955 году в Петрозаводске, а через год в
Москве был издан второй сборник «Испытание». Затем поэтические сборники, стали
выходить с регулярностью движения поездов, — их насчитывается более семидесяти.
Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Владимира Высоцкого
при Союзе писателей. С середины 60-х годов Роберт Рождественский начал
активно сотрудничать с композиторами.
Возвращение Цветаевой в отечественную литературу тоже случилось во многом
благодаря его усилиям: поэт помог открыть в Москве ее Дом-музей. Так же он
работал в игровом и анимационном кино. Был членом жюри 26-го и 32-го МКФ в
Канне (1973, 1979). Ему было не безразлично, что происходит в его стране,
поэтому в 1993 году Роберт Иванович вместе с единомышленниками подписывает
«письмо 42-х», адресованное Борису Ельцину. Авторы письма требуют запретить
коммунистические и националистические партии, оппозиционные демократическому
курсу.
К концу жизни откровения даются многим. Но не все способны ими распорядиться.
Роберту Рождественскому этот дар был дан сполна. Будучи тяжело больным,
уединившись в Переделкино, поэт создал лучшую свою лирику, которая впоследствии
и составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние
стихи Роберта Рождественского», который был опубликован уже после его смерти.
Умер Роберт Рождественский от инфаркта 19 августа 1994 года. Похоронен на
кладбище в Переделкино под Москвой. В этом же году в Москве выходит сборник
«Последние стихи Роберта Рождественского».[1]
Таким образом, можно сделать вывод, что направления в лирике Роберта Ивановича во многом определяло время, в которое рос поэт: военное детство со всеми его тяжестями, разлука с родителями, бабушкин дом, постоянная смена места жительства и расставание со школьными приятелями, первая любовь, которую удалось пронести через года. Роберт Рождественский писал о том, чтоб было у него на душе, может быть именно поэтому его стихотворения так просты и понятны и взрослому и ребенку, так душевны , что создается впечатление, как будто беседуешь со старым приятелем, который хочет рассказать свою историю- обычного человека.
Анафора, как стилистическая фигура
Прежде, чем разобраться, что такое анафора, необходимо выяснить, что же такое стилистическая фигура. Стилистические фигуры – фигуры речи, которые усиливают ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносят нового содержания.[2] Таким образом, анафора — (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Например:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)
Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху особую остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
Так, в строфе Блока:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали… –
Анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и вечность голоса, который зовет куда-то поэта.
Разновидности анафоры
1. Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Например:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища"
(Пушкин А.С.)
2. Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов.
Например:
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня!..
(Лермонтов М.Ю.)
3. Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:
Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(Есенин С.А.)
4. Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Например:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(Пушкин А.С.)
5. Анафора строфическая
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля!..
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
Земля!..
На запад, на восток,
На север и на юг...
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук...
(Твардовский А.Т.)
Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов "Когда волнуется"; Фет "Это утро, радость эта" и т. д.).
Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.
Например:
Лучистый лен любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов,
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.[3]
Значение анафоры сложно недооценить, ведь данная стилистическая фигура не только служит связкой между строками, но и с помощью нее автор расставляет акценты на более значимых моментах, помогая таким образом читателю сосредоточить свое внимание на определенном моменте и понять, что имел ввиду автор, когда повторял эти строки. Такая стилистическая фигура, как анафора, используются у большинства писателей и поэтов, когда те хотят привлечь внимание, утвердить какую-либо мысль, сделать ее выразительнее и ярче.
Анафора как композиционно- синтаксический прием в лирике Рождественского
Лирика Рождественского отличается от ряда других писателей ХХ века. В ней зачастую отсутствуют стройные ряды эпитетов, нет томных женских образов, а в словах поэта нет загадки и таинства. Но тогда отчего же его стихотворения повторяют миллионы человек, учат в школах дети и поют знаменитые люди? Все просто, ведь, как говорил американский поэт и журналист Джон Джеймс Пайэтт (1835-1917) : «То, что идет от сердца, до сердца и доходит.» [4]
Роберт Иванович Рождественский нередко в своем творчестве использовал такую стилистическую фигуру, как анафора. Как было сказано ранее, анафора-—(греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции[5]. Рассмотрим данную стилистическую фигуру, как композиционно-синтаксический прием в лирике поэта. Изначально стоит разобраться, что же такой композиция и стиль? Композиция- взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.[6]
Стиль- совокупность приёмов использования языковых средств.[7] Таким образом, в данной работе необходимо выяснить, как соотносится анафора в словесно-художественном произведении и как она выражается, какими словами.
Значение анафоры в стихотворении Р. И . Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее»
Рассмотрим употребление анафоры на примере стихотворения Роберта Ивановича Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее…»:
Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
И тогда подарю тебе я
чудо
запросто.
И тогда я вымахну -
вырасту,
стану особенным.
Из горящего дома вынесу
тебя,
сонную.
Я решусь на все неизвестное,
на все безрассудное,-
в море брошусь,
густое,
зловещее,-
и спасу тебя!..
Это будет
сердцем велено мне,
сердцем велено...
Но ведь ты же
сильнее меня,
сильней
и уверенней!
Ты сама готова спасти других
от уныния тяжкого.
Ты сама не боишься ни свиста пурги,
ни огня хрустящего.
Не заблудишься,
не утонешь,
зла не накопишь.
Не заплачешь
и не застонешь,
если захочешь.
Станешь плавной
и станешь ветреной,
если захочешь...
Мне с тобою -
такой уверенной -
трудно
очень.
Хоть нарочно,
хоть на мгновенье,-
я прошу,
робея,-
помоги мне в себя поверить,
стань
слабее.[8]
Стихотворение Роберта Ивановича Рождественского «Будь слабее», написанное в 1962 году, является очень интимным и искренним, оно посвящено его любимой жене, которая славилась своим сильным и волевым характером. В нем не так много средств выразительности (в частности троп и стилистических фигур), но мы можем заметить, что произведение построено на анафоре.
Рассмотрим первые строки стихотворения:
Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
Анафора здесь выражена
глаголом «Будь». Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая
сложная и самая емкая; к тому же он аккумулирует огромную потенциальную силу
экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в ее
развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение - глагол -
являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать
движение фразе» [9] Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили
многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи
жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Современные
исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая,
самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его
семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями
синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного
употребления является неисчерпаемым источником экспрессии. Глагол используется
в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику
окружающего мира и духовной жизни человека[10]. Что же именно обозначает глагол
«Будь»? Будь- производное от слова «Быть»- являться
кем-либо, чем-либо, каким-либо. Интересно то, что употребление слова «будь» в
России стало возрастать именно к 1962 году и не прекращало свою положительную динамику
вплоть до 1967, а после пошло на спад.(Приложение 1).
Властное «будь» идет в паре с этикетным междометием «пожалуйста», смягчая повелевание и указ. Таким образом анафора превращается скорее в мольбу, чем в просьбу, или наставление. Автор повторяет заветные «будь, пожалуйста» в паре с наречием «послабее», как нам известно из курса русского языка и стилистики, значение наречия определяет его грамматическая природа как слова, обозначающего признак действия, состояния, качества и выступающего в роли обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, наречию, предикативному слову и - реже - к существительному. Указывая на признак признака, эта часть речи выполняет изобразительную роль, предоставляя в распоряжение писателя богатую палитру языковых красок. [11] Так, автор акцентирует не столько единоначатие, сколько желание, чтобы женщина стала даже не слабее, а послабее(В разговорной речи используются формы сравнительной степени наречий с приставкой по-, заключающие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака, именно поэтому приставка крайне важна)
Следующая важная анафора для стилистического анализа заключена в данной строфе:
Ты сама готова спасти
других
от уныния тяжкого.
Ты сама не боишься ни свиста пурги,
ни огня хрустящего.
Здесь заключена не столько анафора( Ты сама..ты сама), сколько кроется
параллелизм .Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение
соседних предложений или отрезков речи.[12] В стихотворении оно строится по схеме анафора-
сказуемое, дополнения, определение. Именно анафора провоцирует этот
параллелизм, делая конструкцию гармоничной и лаконичной, задавая конструкцию
строк с самого начала. Участок, не входящий в концовку и анафору, несет в себе
основной смысл строфы: «готова спасти других от уныния»; «не боишься ни свиста
пурги, ни огня.» Рождественский констатирует факт, что его любимая отзывчивая и
смелая, однако, что любопытно, при добавлении анафоры «Ты сама», фраза обретает
другой вид и звучит, как некое обвинение в чрезмерной самостоятельности.
Поэтому данная стилистическая фигура акцентирует внимание читателя на характере
женщины, сколько на ее самодостаточности и независимости, возможности сделать все
самой, без помощи.
Следующая анафора заключена в данной строфе:
Станешь плавной
и станешь ветреной,
если захочешь...
Стилистическое значение глаголы мы рассмотрели выше. Осталось разобраться в этимологии слова. Станешь- производное от слова «стать», в значении превратиться, сделаться, оказаться. Данный глагол обозначает скорее процесс перевоплощения, и автор обращает внимание именно на это изменение, что женщина может перевоплотиться. Интересно заметит, что слово «стать», как и слово «быть» в 1962 году стало набирать обороты в употреблении, вплоть до 1969 года. К сожалению, нет данных, играет ли какую-либо роль данное стихотворение, или это просто стечение обстоятельств. Участок, не входящий в анафору и концовку имеет особый смысл.. Прилагательные «плавной» и «ветреной» являются антонимами в данном случае, так как автор употребляет слово ветреной не в основном значении(легкомысленная), а скорее в значении резкой, быстрой, неугомонной, неуловимой женщины, которую можно сравнить со стихией воздуха, а слово «плавной» употребляется в значении женственной, мягкой, кроткой, можно провести параллель к стихии воды: размеренной, тягучей, спокойной. Таким образом автор опять акцентирует не столько на анафоре(станешь), сколько на метаморфозах состояния женщины, на ее непостоянности.
В данном стихотворении Роберта Ивановича Рождественского существует еще не одна анафора, однако они не являются столь значимыми для анализа данной стилистической фигуры и их скорее можно рассмотреть, как желание автора сохранить некую композиционную структуру под конец произведения. Именно поэтому в работе они не рассматриваются.
Заключение
Темой моей курсовой работы стала анафора, как композиционно-стилистический прием в лирике Роберта Ивановича Рождественского. В ходе своего исследования мною были сделаны определенные выводы. Прежде всего, стоит отметить, что на творчество Роберта Ивановича Рождественского во многом повлияло время, в которое он рос: годы войны, разлука с родителям и отсутствия отца, постоянные переезды, сильнейшая первая и последняя любовь, учеба с Евтушенко, Баклановым, Гамзатовым в университете – все это наложило определенный отпечаток не только на его судьбу, но и на вектор развития творческого пути. Лирика Рождественского не перенасыщена тропами и стилистическими фигурами, в ней отсутствуют загадки и таинства, но это добавляет ей особого шарма. Нередко в своей лирике автор использовал такой композиционно-стилистический прием, как анафора. Мы выяснили, какие существуют разновидности анафор и пришли к выводу, что автор использует анафору не только для расстановки акцентов на более значимых местах, но и как способ выявления параллелизма, изучения участка, не входящего ни в анафору, ни в концовку, для лучшего раскрытия смысла стихотворения. Мы исследовали этимологию слов, которые автор использовал в качестве анафоры и пришли к выводу, что Роберт Иванович употреблял слова, которые начинали пользоваться популярностью, к которым был повышенный интерес. К сожалению, отсутствуют данные, которые могли бы доказать, или наоборот, опровергнуть мысль о том, что именно благодаря Рождественскому эти слова набирали популярность. Таким образом, хочется сделать вывод, что анафора, как композиционно-стилистический прием в лирике Рождественского, является важной фигурой в творчестве поэта.
Библиографический список
1. Видеотьютор по русскому языку. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320-anaforaepiforastilisticheskiefigury.html ( Дата обращения 10.05.2016)
2. Википедия. Свободная энциклопедия. Композиция. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция ( Дата обращения 10.05.2016)
3. Википедия. Свободная энциклопедия. Стиль. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стиль ( Дата обращения 10.05.2016)
4. Голуб И.Б.. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос. - 432 с. — (Новая университетская библиотека)., 2010 (Дата обращения: 11.05.2016)
5. .Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Московский Государственный Университет Печати . Электрон. версия печ. Публикации URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/(Дата обращения: 11.05.2016)
6. Роберт Иванович Рождественский [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.rogdestvenskij.ru/biografia.html (Дата обращения 10.05.2016)
7. .Русская поэзия. Роберт Рождественский. «Будь, пожалуйста, послабее...» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/bud-pozhalujsta-poslabee.aspx (Дата обращения 11.05.2016)
8. Толстой А.Н. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1961. Т. 10. С. 212.
9. . [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://citaty.info/man/dzhon-dzheims-paiett ( Дата обращения 10.05.2016)
Приложения
Приложение 1 « Изменение частоты употребления слова «стать» с течением времени.»
Приложение 2 « Изменение частоты употребления слова «будь» с течением времени.»
[1] Роберт Иванович Рождественский [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.rogdestvenskij.ru/biografia.html (Дата обращения 10.05.2016)
[2] Видеотьютор по русскому языку. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320-anaforaepiforastilisticheskiefigury.html ( Дата обращения 10.05.2016)
[3] Видеотьютор по русскому языку. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320-anaforaepiforastilisticheskiefigury.html ( Дата обращения 11.05.2016)
[4] [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://citaty.info/man/dzhon-dzheims-paiett ( Дата обращения 10.05.2016)
[5] Видеотьютор по русскому языку. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320-anaforaepiforastilisticheskiefigury.html ( Дата обращения 10.05.2016)
[6] Википедия. Свободная энциклопедия. Композиция. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция ( Дата обращения 10.05.2016)
[7] Википедия. Свободная энциклопедия. Стиль. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стиль ( Дата обращения 10.05.2016)
[8] Русская поэзия. Роберт Рождественский. «Будь, пожалуйста, послабее...» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/bud-pozhalujsta-poslabee.aspx (Дата обращения 11.05.2016)
[9] Толстой А.Н. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1961. Т. 10. С. 212.
[10] Голуб И.Б.. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос. - 432 с. — (Новая университетская библиотека)., 2010
[11] Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Московский Государственный Университет Печати . Электрон. версия печ. Публикации URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/
(Дата обращения: 11.05.2016).
[12] Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Московский Государственный Университет Печати . Электрон. версия печ. Публикации URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/
(Дата обращения: 12.05.2016).