Оглавление
Введение
5
Глава 1. Агрессия в поведении детей подростков 6
1.1.Вопросы терминологии 6
1.2.Особенности детей и подростков с агрессивным поведением 8
1.3.Причины и специфика проявления агрессии у детей
на разных стадиях подросткового периода 10
1.4.Типология агрессивного поведения
современных подростков 14
1.5.Форма проявления детско-подростковой агрессии 17
1.6.Половозрастные особенности и агрессия 24
Глава 2. Профилактика и коррекция агрессивного поведения 27
2.1.Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях 27
2.2.Работа по коррекции агрессивного поведения в семье 37
2.3.Психологическая коррекция агрессивного поведения 39
2.4.Способы построения отношений с детьми, имеющими 40
разные типы агрессии
2.5.Планирование работы по коррекции агрессивного
поведения подростков 42
Заключение
45
Литература
48
В начале 21 века невротизация общества, его агрессивность стали чрезвычайно высокими. Отсюда повышенная тревожность, неудовлетворенность. Эта серьезная современная проблема включает множество составляющих. Одна из них – повышенная агрессивность детей. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением растет. Это вызвано следующими неблагоприятными факторами:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризис семейного воспитания;
- невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга.
К сожалению, средства массовой информации, кино- и видеопродукция, интернет регулярно пропагандируют культ насилия - мало популярной информации, раскрывающей суть детско-подростковой агрессии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.[1] Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Проявляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.[2] По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.[3]
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко выросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.[4]
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому вопросу посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Целью данной работы является изучение научной и методической литературы, содержащей исследования диагностики, практические рекомендации по определению и коррекции агрессии у детей и подростков.
Основными задачами являются:
- анализ научно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения у детей и подростков;
- анализ психолого-педагогической литературы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков;
- планирование работы по коррекции агрессивного поведения подростков.
Глава 1. Агрессия в поведении детей и подростков 1.1.Вопросы терминологииПодростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.[5]
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.[6]
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков.[7]
Под девиантностью понимают отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.
В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.[8]
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L.)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) [9]
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.[10]
Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
1.2. Особенности детей и подростков с агрессивным поведением
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.[11]
Характерологические особенности у агрессивных детей считают:
1. Восприятие мира как угрозы.
2. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.
3. Настроенность на негативное восприятие себя окружающими.
4. Отсутствие оценки собственной агрессии как агрессивного поведения.
5. Обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. Отсутствие или слабое осознание вины в случае намеренной агрессии.
7. Отрицание ответственности за свои поступки.
8. Ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
9. Проявление низкого уровня эмпатии к окружающим.
10. Слабый контроль над эмоциями.
11. Слабое осознание своих эмоций, кроме гнева.
12. Неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
13. Боязнь непредсказуемого поведения родителей.
14. Неумение прогнозировать последствия своих действий.
15. Положительное отношение агрессии (чувство силы и собственной значимости).
16. Высокий уровень тревожности.
17. Неадекватная самооценка (часто заниженная).
18. Чувство отверженности.
1.3.Причины и специфика проявления агрессии у детей на разных стадиях подросткового периода
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.[12]
Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.[13]
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить:
Индивидуальный фактор, на уровне психобиологических предпосылок затрудняющий социальную адаптацию индивида.
Психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания.
Социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.
Личностный фактор - активно-избирательное отношение индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.
Социальный фактор - социальные и социально-экономические условия существования общества.[14]
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения:
- стиль воспитания в семье;
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- индивидуальные особенности;
- социально-культурный статус семьи;
- постоянное агрессивное поведение родителей в семье;
- проявление нелюбви к ребенку, формирующее сознание враждебности мира;
- длительные частые фрустрации;
- унижение, оскорбление ребенка со стороны родителей и учителей;
- взаимодействие со сверстниками, проявляющими агрессию.
Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.[15]
Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.[16]
Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.
Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты "мирным" путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.[17]
У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.[18]
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
1.4.Типология агрессивного поведения современных подростковАгрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.[19]
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.
Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский[20] различают трудных подростков:
- с педагогической запущенностью;
- с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
- с крайней социальной запущенностью.
С.А.Беличева[21] выделяет три группы:
- глубоко педагогически запущенные подростки;
- подростки с аффективными нарушениями;
- конфликтные дети (неуживчивые).
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк[22]в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк[23]в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
1.5.Формы проявления подростковой агрессииПодростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.[24]
Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Алексеева Л.С. различает следующие виды
неблагополучных семей:
1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная.
Бочкарёва Г.П. выделяет семьи 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой,
где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к
своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами,
безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений.
Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне
семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются
социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный
образ жизни.
Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;
2) высокий уровень
подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к
подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности
ребёнка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.[25]
92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.[26]
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.
На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе.
Около 34% мальчиков и 26%
девочек (по данным
Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая
преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости,
жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает
физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная.
Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.[27]
Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.[28] Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.[29]
Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.[30]
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:
Таблица 1
Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.[31]
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % |
|||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм |
|
10-11 летние подростки |
49 % |
32 % |
44 % |
45 % |
12-13 летние подростки |
56 % |
48 % |
51 % |
64 % |
14-15 летние подростки |
61 % |
51 % |
72 % |
65 % |
Анализ приведённых данных (приложение 1) свидетельствует о том, что у 10-11- летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.
Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Таблица 2
Проявления различных форм агрессивности
у подростков из разных социальных слоёв населения.[32]
Социальные слои |
Формы агрессивности, % |
|||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм |
|
Из рабочей среды |
70% |
45% |
50% |
30% |
Из среды строителей |
65% |
55% |
60% |
40% |
Из среды сельских тружеников |
67% |
60% |
65% |
20% |
Из среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы) |
30% |
65% |
75% |
50% |
Из среды служащих среднего звена |
40% |
45% |
75% |
60% |
Из среды руководящих работников |
60% |
67% |
35% |
90% |
Из среды торговых работников, коммерсантов |
20% |
30% |
25% |
10% |
Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) |
25% |
40% |
55% |
80% |
Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.
1.6.Половозрастные особенности и агрессияВ педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. [33]
Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление “не отставать от других” и “жажда подвига” часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное “огрубление” личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.[34]
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.
Таблица 3
Проявления различных форм агрессивного поведения
у мальчиков и девочек подросткового возраста.[35]
Возрастные группы |
Формы агрессивности, % |
|||||
физическая |
косвенная |
вербальная |
негативизм |
|||
|
||||||
10-11 лет |
мальчики |
70% |
40% |
62% |
68% |
|
девочки |
30% |
25% |
38% |
36% |
||
|
||||||
12-13 лет |
мальчики |
59% |
49% |
52% |
69% |
|
девочки |
38% |
41% |
49% |
62% |
||
|
||||||
14-15 лет |
мальчики |
61% |
39% |
81% |
82% |
|
девочки |
59% |
59% |
60% |
52% |
||
Анализ приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам.. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.[36]
Глава 2. Профилактика и коррекция агрессивного поведения 2.1. Экстренное вмешательство при
агрессивных проявлениях
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется
срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение
или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для
более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков
разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не
повредит и психологам.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации
обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно
использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ
прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне,
пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому,
что ты устал").
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная
реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют
агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток
проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно
позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание
на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника
объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится,
целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во
время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не
давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно
эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов,
только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых
поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии
критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного
"чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его
поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему
самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения
в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной
связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня
обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению
("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я
сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек
должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность,
доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного
проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против
того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои
негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда
ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные
отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.
Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных
переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними
чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не
подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и
демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией -
уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого,
усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так,
как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки,
разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...",
"Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но
возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда
больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит
заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же
время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это
сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и
то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его
разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого
маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение.
Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и
подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы
защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык
опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной
побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя
чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на
глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше
требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только
немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно
спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка -
демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе
стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или
разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и
чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение
взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и
направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие
приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа
(рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении
внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику
хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания;
внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в
конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника,
стараясь, чтобы он полностью выговорился);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций
словам.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с
подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые
формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации
подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более
эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.
После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна
следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но
основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.
Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо
себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.[37]
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.[38]
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.[39]
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.[40]
Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости чужой боли. Следствием может стать привычка к насилию и приятие его как возможной формы поведения.
Часто семья для ребенка является примером агрессивного поведения. Особые взаимоотношения в семье (неприятие, негативизм) между братьями и сестрами – копирование модели поведения родителей. Когда такие дети в свою очередь вступают в брак, они передают такой опыт своим детям, замыкая цикл, они создают характерный стиль дисциплины.
Личность ребенка формируется в окружающей ее среде. Здесь важна роль малых групп, в которых подростки и дети взаимодействуют, прежде всего – это семьи.
Понятие «неблагополучная семья» включает не только родителей, но и детей с отклонениями в поведении.
Различаются классификации «неблагополучных семей» с точки зрения разных ученых:
Л. Алексеева разделяет семьи на: конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные.
Г. Бочкарева выделяет семьи: с неблагополучной эмоциональной атмосферой (грубость, неуважение); с отсутствием эмоциональных контактов между членами семьи (безразличие к потребностям ребенка); с нездоровой нравственной атмосферой (аморальный образ жизни).
З. Басрунас выделяет: высокий уровень подавления в воспитании (насилие); отсутствие сознательного воспитательного процесса; преувеличение самостоятельности ребенка; хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А. Личко выделяет: гипер-опека (семейная тирания); гипер-опеку, переходящую в безнадзорность; чрезмерную похвалу за весьма скромные успехи; минимальное внимание детям со стороны родителей.
Таким образом, отрицательный микроклимат в семьях обуславливает отчужденность, грубость, неприязнь; подростки совершают поступки вопреки воле окружающих, что приводит к неповиновению, агрессивности.
В 10-11 лет ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе, к своему поведению (грубость, жестокость, агрессивность сознаются ребенком). Можно наблюдать, как в этот период у детей быстро растет негативизм, поэтому уместно познакомить их со способами отреагирования гнева: комкать, рвать бумагу; бить подушку; топать ногами; громко кричать в самодельный рупор; пинать ногами банку (какой-либо ненужный предмет); рисование собственного гнева и др.
В 12-13 лет при критичном отношении к себе становится выражение негативизма, увеличивается рост физической и вербальной агрессии.
В 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия (физическая и косвенная агрессия увеличивается несущественно).
Учитывая данные ученых, профилактика агрессивного поведения будет более эффективной не в групповой форме, а в индивидуальной.
Сначала должно проводить работу с семьей, диагностировать уровень гармоничности отношений в семье. Затем следует индивидуальная работа, акцент делается на работу с ребенком (подростком).
Неэффективны беседы о необходимости «хорошо себя вести.
Формирование круга интересов на основе особенности характера, способностей – главная задача родителей и педагогов в работе с «неблагополучными детьми». Следует сократить время безделья подростка, учитывая его способности и склонности обратить к музыке и спорту, чтению и самообразованию, домашней гимнастике, совместным домашним делам. Если ребенок, подросток видит в семье пользу от выполненных им дел, чувствует искренность и уважение к себе, в нем растет доверие к родителям, которое невозможно подорвать группе негативных субъектов. Для ребенка, подростка с целью повышения самооценки важно включение в деятельность взрослых, которые должны оценивать деятельность объективно, принципиально не заигрывая а показывая истинную пользу и ценность такой деятельности.
2.2.Работа по коррекции агрессивного поведения в семьеСемейное законодательство, санкционируя взаимоотношения полов, утверждает, что брак есть союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, т. е. рождение детей. Следовательно, рождение ребенка – начало семьи.
Взаимоотношения родителей по поводу детей выходят за рамки семьи, переплетаясь с другими формами социальной коллективности (детсады, школы, дома творчества, спортивные секции и т.д.), выполняющими ту же функцию.
Семья решает и многие другие вопросы: охраны здоровья, отдыха, культурного просвещения и т. д. В итоге вся семейная деятельность устанавливает между всеми членами семьи отношения как материальные, так и духовные, скрепленные законом, моралью, нравственными нормами.
В семье осуществляется большое количество разнообразной деятельности, именно она становится определяющей по отношению ко всем остальным ценностным ориентациям в семье. Организация и осуществление любой совместной деятельности в семье делает общение частью самой деятельности. Прежде чем что-то предпринять, необходимо обсудить, договориться, выработать план совместной действий, скоординировать все усилия, проконтролировать выполнение принятых решений.
На уровне общественных и образовательных учреждений следует проводить работу с родителями, привлекая психологов, проводя диагностирование и анкетирование, консультируя в области семейной психологии. Самая главная задача – подвести родителей к пониманию не только о необходимости материальной заботы о ребенке, но уважительного отношения к ребенку, проявляя интерес к его духовной жизни, привлекая в свою семью друзей ребенка. Вместе с ребенком узнавать мир культуры, спорта, искусства.
Проводить лекции, индивидуальные беседы с родителями о недопустимости насилия в семье взрослыми, т. к. именно она является первопричиной агрессии в детском возрасте.
Воспитатели, педагоги в образовательных учреждениях могут оказывать посильную помощь семьям, планируя свою работу как лекторий для родителей, связанный со сферой семейных отношений:
- Социальное единство - семья и общество.
- Разумная организация семейной жизни (организация порядка в семейном хозяйстве, плановое распределение совместно с детьми семейного бюджета, соблюдение всеми членами семьи общего распорядка дня, традиций и вовлечение всех членов в общий семейный труд).
- Создание благоприятных дружеских отношений между родителями и детьми.
- Нравственно-психологический микроклимат в семье, где родители являются друзьями своим детям и признают за ними право на разумную самостоятельность.
- Приятие родителями тезиса: «Кто не воспитывает самого себя, тот не может воспитывать других» (успехи в воспитании детей зависят от уровня воспитанности самих родителей).
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство формирования личности.
Надо научиться видеть и признавать ошибки семейного воспитания:
- авторитаризм родителей (такой подход лишает детей самостоятельности в поведении, подавляет их внутренние побуждения к активным действиям);
- слепая всепрощающая любовь родителей к детям, потакающая их слабостям, прихотям;
- отсутствие единой воспитательной линии поведения в действиях отца и матери (в таких условиях ребенок становится лицемером и приспособленцем);
- безответственное равнодушное отношение родителей к детям, перекладывание воспитательских обязанностей на детские сады, школы, вузы (ребенок покидает семью).
2.3.Психологическая коррекция агрессивного поведения
Психологическая коррекция агрессивного поведения должна быть системной, предусматривающей проработку каждой характерологической особенности каждого данного ребенка. Отсюда следуют задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:
- развивать умения понимать состояние другого человека;
- развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
- обучать способам снижения напряжения;
- развивать навыки общения;
- формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.
Т.П.Смирнова предлагает 6 ключевых направлений коррекционной работы:
- снижение уровня личностной тревожности;
- формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
- развитие позитивной самооценки;
- обучение ребенка отреагированию (выражению) гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, также отреагированию негативной ситуации в целом;
- обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
- обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;
- воспитание любви к природе как фактора самовоспитания и расширения ценностной сферы подростков.
2.4.Способы построения отношений с детьми, имеющими разные типы агрессии
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь, приучайте ребенка нести ответственность, "отрабатывать" свое агрессивное поведение ("А теперь иди, извинись", "пожми руку", "предложи помощь в исправлении испорченного тобой» и т.п.).
2.5. Планирование работы по коррекции агрессивного поведения детей и подростков
Наблюдая проявления агрессивного поведения в 5 классе, для составления плана воспитательной работы в конце учебного года считаю необходимым провести опрос детей и родителей, предложив им ответить на вопросы.
Родителям 5-классников:
1) Какие формы воспитательной работы, предложенные классным руководителем, в этом учебном году вам понравились?
2) Какие из проведенных мероприятий вы считаете необходимыми?
3) Какие мероприятия, на ваш взгляд, были несвоевременными или
ненужными?
4) Какие мероприятия в следующем учебном году вы могли бы предложить для наших шестиклассников?
5) Готовы ли вы участвовать во внеклассной работе? В какой форме?
Ученикам 5 класса:
1) Какие внеклассные мероприятия в этом учебном году, предложенные классным руководителем, тебе понравились?
2) Какие мероприятия ты хотел (-а) бы включить в план работы на следующий учебный год?
3) Какое мероприятие ты готов (-а) подготовить самостоятельно? Какое – совместно с одноклассниками?
4) Какое поручение ты хотел (-а) бы выполнять в следующем учебном году?
5) Что, по-твоему, может сделать наш класс для благоустройства микрорайона? Какие нужно провести подготовительные работы?
Совместная работа классного руководителя и социального педагога
В начале учебного года составить и проанализировать социальный паспорт учащихся 6 класса, при необходимости внести изменения.
Совместная работа классного руководителя и школьного психолога
Разработать и составить план внеклассных мероприятий на предстоящий учебный год совместно со школьным психологом, включив:
- диагностику и развивающие занятия по формированию эмоциональной децентрализации и лабильности, произвольности поведения, адекватности в восприятии себя и окружающих;
- организацию и проведение диагностических процедур по изучению динамики эмоционально-волевого компонента;
- проведение диагностики, а при необходимости, групповых занятий с родителями учащихся в целях оптимизации детско-родительских отношений.
Проектная деятельность классного руководителя по направления:
1. Снятие агрессии и сплочение коллектива:
- интерактивные игры по методике К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»;
- подготовка к весеннему походу по местам боевой славы, к памятнику «Разорванное кольцо»;
- продолжить работу по военно-патриотическому направлению, увеличив количество участников;
- организация и проведение командных спортивных мероприятий;
- тематические классные часы на тему «Дружба».
2. Организация работы в направлении «Толерантность»:
- расширив рамки участия и количество участников в конкурсах «Мы разные – мы с разными», «Мы разные - в этом богатство» и др. (не только районный, но и городской уровень);
3. Работа с родителями:
- организация и проведение тематических родительских собраний;
- организация встреч со специалистами, лекторами районного ППМС-центра;
- отчеты школьного психолога о проведении диагностических исследований в классе;
- индивидуальные встречи и беседы с родителями «проблемных детей»;
-включение родителей в совместную подготовку и проведение праздников;
4. Организация творческой деятельности учащихся:
- работа по организации театральной и концертной жизни класса и школы;
- участие в районных и городских конкурсах, концертах, смотрах, продолжение занятий учащихся в хореографическом коллективе «Серпантин»;
- организация самостоятельного театрального кукольного коллектива.
ЗаключениеВ подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.[41]
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.[42]
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[43]
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
-выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
-современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Работа с семьей – важный фактор коррекции агрессии ребенка. Поэтому важной задачей является убедить взрослых принимать ребенка таким, каким он есть, не загонять в угол, не унижать, вовлекать в совместную деятельность, спортивные игры, учить бесконфликтному выплескиванию негативных эмоций.
Литература1. Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте
и субъекте воспитания”
Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980
2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990
3. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993
4. Горшкова Е.А. “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993
5. Горьковая И.А
6. “Медико-психологическое исследование формирования характера
делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических
наук,
Санкт-Петербург, 1992
7. Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993
8. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997
9. Кулагин Л.Г. “О подростках, которым трудно” журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
10. Личко А.Е. Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988
11. Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997
12. Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
13. Саенко Е.В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995
14. Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” Москва, 1996
15. Степанов В.Г. “Психология трудного школьника” Москва, 1998
16. Сурков А. “Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6
17. Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997
18. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55
19. Фридман Л.М. Волкова К.Н. “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985
20. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. “Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” Уэльс, Великобритания, 1992
[1] Там же.
[2] Степанов В.Г. “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.5
[3] Иванова Л.Ю. “Агрессивность,
жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
//сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва
& Архангельск, 1993, стр.144
[4] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.4
[5] Шипицына Л.М., Иванов Е.С.“Нарушения
поведения учеников вспомогательной школы”,
Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16
[6] Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.22
[7] Личко А.Е., Попов Ю.В., “Делинквентное
поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.10
[8] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.4-5
[9] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.6
[10] Паренс Г. “Агрессия наших детей”, Москва, 1997, стр.12
[11] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение,
алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.5
[12] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.20
[13] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение,
алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.5
[14] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.19
[15] Исаев
Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “Типологические
модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения”,
Санкт-Петербург, 1997, стр.9
[16] Кулагин Л.Г., “О подростках, которым трудно” //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
[17] Першанина
Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
[18]
Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования
характера делинквентных
подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13
[19]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.50
[20] Андриенко В.К., Гербеев Ю.В.,
Невский И.А., “Система перевоспитания
подростков в условиях
специальной школы”,
Москва, 1990
[21] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993
[22] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996
[23] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996
[24]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.38
[25] Степанов В.Г., “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.226-227
[26]
Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования
характера делинквентных
подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992, стр.14
[27]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.40-41
[28] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В.,
Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения”,
Санкт-Петербург, 1997, стр.16
[29] Першанина
Е.“Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
[30] Лановенко И.П. “Борьба с групповыми правонарушениями”, Киев, 1981, стр.29
[31]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.41
[32]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.41-43
[33]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.45
[34] Личко
А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у
подростков”,
Москва, 1988 год, стр.11-12
[35] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.45
[36] Там же, стр.46
[37]
Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и
токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.23-24
[38] Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели”, Москва, 1997, стр.27
[39]
Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.63
[40] Семенюк Л.М. “Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.64
[41] Фельдштейн
Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
социального”, журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55
[42]
А.Е.Личко, Ю.В.Попов “Делинквентное поведение, алкоголизм и
токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.10-11
[43] Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.21